.RU

Вопросы к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки»


Вопросы к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки»


I. История. Философия. Наука.



  1. Античная натурфилософия как первая форма рационального познания.

  2. Гносеологический релятивизм софистов и скептиков.

  3. Онтология и учение о двух формах познания античных атомистов.

  4. Гносеологический абсолютизм Платона

  5. Представления Аристотеля о науке.

  6. Специфика античной рациональности.

  7. Вера и знание в средневековой философии.

  8. Соотношение религии и науки у Фомы Аквинского.

  9. Формирование идеалов опытного и математического знания у Р.Бэкона и Оккама.

  10. Становление науки и философии эпохи Возрождения.

  11. Эмпиризм в философии XVII-XVIII вв.

  12. Рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница.

  13. Концепция «всесилия разума» как компонент культуры Просвещения.

  14. Учение Канта о теоретическом и практическом разуме.

  15. Панлогизм и диалектика Гегеля. Гегелевская философия истории.

  16. Марксизм о социальной обусловленности научного знания и мировоззрения.

  17. Иррационалистские подходы к познанию и сознанию (Шопенгауэр, Ницше, Фрейд).

  18. Разделение наук о природе и о культуре в неокантианской философии.

  19. Примат позитивного знания у Конта и Спенсера.

  20. «Критика опыта» в философии Маха и Авенариуса.

  21. Феноменологический метод Гуссерля.

  22. Новая картина мира в философии Бергсона и Дильтея.

  23. Ломоносов и становление науки в России.



II. Философия науки в XX - XXI в.в.


  1. Возникновение философии науки в качестве особого раздела современной философии.

  2. Сциентизм и его критики. Проблемы технократии и меритократии.

  3. Неопозитивистская критика метафизики и классические философские проблемы.

  4. Конвенционализм Пуанкаре.

  5. Логический атомизм Рассела.

  6. «Венский кружок» об анализе языка науки.

  7. Философская герменевтика Гадамера и Рикера.

  8. Бытие и человек в философии экзистенциализма.

  9. Религиозная философия в эпоху научной революции (между традиционализмом и обновлением).

  10. Проблемы науки и религии в трудах Флоренского и Лосева.

  11. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.

  12. Космизм Циолковского и Чижевского.

  13. Критический рационализм Поппера.

  14. Социологический и лингвистический «повороты» в философии науки последней трети XX в.

  15. Лакатос о механизме развития научного знания.

  16. Научные традиции и научные революции глазами Куна.

  17. «Методологический анархизм» Фейерабенда.

  18. Структурализм и постструктурализм в философии науки.

  19. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

  20. Общая характеристика постмодернистской философии науки.

  21. Методологической значение синергетики.

  22. «Глобальная деревня» Макклуэна (философские проблемы инфокоммуникационного общества).

  23. Идеология, утопия и наука в мировоззрении XX –XXI в.в.



III. Наука и методы научного познания.


  1. Традиции и новации в развитии науки.

  2. Место науки в современной культуре. Наука как социокультурный феномен.

  3. Научное сообщество как субъект познания.

  4. Научное знание как целостная, саморазвивающаяся система. Внутренние и внешние факторы ее развития.

  5. Наука и обыденное сознание. Наука и искусство. Наука и религия.

  6. Научная картина мира и ее мировоззренческая роль.

  7. Эвристическое значение философских идей в развитии науки.

  8. Современное понимание детерминизма в философии и естествознании.

  9. Проблема практики и истины в современной науке и философии.

  10. Структура эмпирического знания. Соотношение эксперимента, наблюдения с теоретическими обоснованиями науки.

  11. Влияние филогенетических, личностных, социокультурных факторов в научном познании.

  12. Агностицизм, скептицизм и проблема познаваемости мира.

  13. Познавательное и ценностное отношение к действительности. Историческая изменчивость идеалов и норм научного исследования.

  14. Особенности неклассической и постнеклассической науки.

  15. Соотношение «фактуального» и «парадигмального» знания в науке.

  16. Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе.

  17. Перспективы научно-технического прогресса. Историческая и ценностная обусловленность научного знания.

  18. Основные противоречия и тенденции развития современной цивилизации. Унификация и разнообразие культур в условиях глобализации.

  19. Инфокоммуникационное общество и его особенности.

  20. Человек в условиях инфокоммуникационной глобализации.

  21. Движущие силы развития современного общества. Роль ученых и интеллектуалов.

  22. Влияние социальных и познавательных стандартов культуры на индивидуальную научную деятельность.

  23. Роль науки в современном образовании и формировании личности.



Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы с включением Интернет-источников.


Учебники:

    1. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4-х кн. / Под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. – М., 1995 1999.

    2. Микешина Л.А. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура/ Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., 2006.

    3. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия/ Отв. ред.- сост. Л.А.Микешина. М., 2006.

    4. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.

    5. Философия науки. Под ред. Липкина А.И. М., 2007.



Дополнительная литература:

  1. Аршинов В.Н. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

  2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

  3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.

  4. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере.

  5. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

  6. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

  7. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2006.

  8. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

  9. Додельцев Р.Ф. Введение в науку о науке. Ч. I. Зарождение науковедческой проблематики. М.: 2008.

  10. Додельцев Р.Ф. Введение в науку о науке. Ч. II. Вселенная, жизнь, культура. М.: 2009.

  11. Додельцев Р.Ф. Коннов В.И. Краткая история философии науки. М.: 2011.

  12. Ильин В.В. Философия науки. М., 2000.

  13. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003.

  14. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

  15. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.

  16. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

  17. Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы границ. СПб., 2001.

  18. Мертон Р. Амбивалентность ученого. М., 1965.

  19. Мертон Р. Социология познания. / Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: 2006.

  20. Наука в культуре. М., 1998.

  21. Научные и ненаучные формы мышления. М., 1996.

  22. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1998.

  23. Перспективы цивилизации. Философские проблемы: Сборник статей /Под общ. ред. Г.Ф. Хрустова,  А.В. Шестопала. — М.: МГИМО (У) МИД России, 2009. 

  24. Поланьи Н. Личностное знание. М., 1985.

  25. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  26. Поппер К. Объективное знание. Эволюционные подходы. М., 2002.

  27. Пригожин Н., Стенгерс Н. Порядок из хаоса. М., 1986.

  28. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  29. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. М.: 1987.

  30. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2002

  31. Современная философия науки. М., 1996.

  32. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

  33. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

  34. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.



  1. Философия науки: Вып. 1-6. М., 1995 – 2000.

  2. Философия мировой политики. Актуальные проблемы. Под ред. Г.К. Ашина, А.В. Шестопала. М., изд. МГИМО, 2000.

  3. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.

  4. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

  5. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

  6. Шредингер Э. Наука и гуманизм. М., 2001.

  7. Эволюционная эпистомология: проблемы, перспективы. М., 1996.

  8. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.


Интернет-сайты

< http://www.courier-edu.ru/>

< http://filosof.historic.ru/>



< http://psylib.org.ua>




vetnam-tema-190419-3-000.html
vetoj-knige-avtor-opisivaet-koncepciyu-razvitiya-okkultnogo-organizma-kak-dvenadcatirichnuyu-dialekticheskuyu-shemu-na-materiale-tranzitnih-voshodyashih-i-nishodyashih.html
vetoj-knige-predstavleni-biografii-i-vozzreniya-sta-krupnejshih-mislitelej-vseh-stranica-13.html
vetoj-knige-predstavleni-biografii-i-vozzreniya-sta-krupnejshih-mislitelej-vseh-stranica-81.html
vetoj-knige-ya-postaralsya-virazit-samie-silnie-perezhivaniya-i-otkroveniya-kotorie-izmenili-menya-i-moyu-zhizn-yaveryu-chto-komu-to-eto-pomozhet-priblizitsya-k-bogu.html
vetom-doklade-rasskazivaetsya-o-nashem-detskom-sade-ego-zhizni-udachah-i-problemah-olyudyah-kotorie-berezhno-sohranyayut-i-razvivayut-luchshie-tradicii-vospitaniya-zdor.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-3-pozvolte-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg-samara.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posledovatelnost-dejstvij-pri-oformlenii-prodazh-po-kodam-tovarov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zashita-informacii-ot-utechki-po-cepyam-pitaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-politika-a-b-krasnova-knigi-chuvashskoj-respubliki-1991-1995-retrosp-bibliogr-ukaz-sostaviteli-a-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-malaya-gruppa-kak-socialno-psihologicheskij-fenomen-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-chast-ii-bijsk.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istochnik-s-kotorogo-bil-otskanirovan-tekst-neizvesten-stranica-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-predprofilnoj-podgotovki-uchashihsya-s-orientaciej-na-informacionno-tehnologicheskij-profil-kompyuternoe-modelirovanie.html
  • education.bystrickaya.ru/2-klass-34-chasa-iz-raschyota-1-chas-v-nedelyu-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/3-avtomobil-i-ego-voditel-2-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ogranichennoe-mnozhestvo-l-ya-averyanov-pochemu-lyudi-zadayut-voprosi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhenshini-chetverka-bez-rulevoj-statistika-chempionatov-mira-2009-goda-v-letnih-olimpijskih-vidah-sporta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skorost-rabochego-potoka-mms-v-zavisimosti-ot-effekta-osvetleniya-metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kursovogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/territorialnoe-upravlenie-zhilishno-kommunalnim-kompleksom-metodologiya-teoriya-praktika-stranica-11.html
  • education.bystrickaya.ru/13-sentyabrya-2002-g-badaev-s-e-s-chechenskoe-muhadzhirstvo-vtoroj-polovini-xix-veka-kak-sledstvie-politiki-samoderzhaviya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsemirnij-bank.html
  • school.bystrickaya.ru/doklad-ob-osushestvlenii-reshenij-prinyatih-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-partnerskoj-programmi-1s-rarus-sodejstvie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-soderzhanie-kursa-tema-1-predmet-i-metod-ekonomicheskoj-teorii-uchebno-metodicheskii-kompleks-po-kursu-ekonomicheskaya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odopolnenii-spiska-pobeditelej-konkursa-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-utverzhdennogo-prikazom-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-raboti-pamyat-bessmertna.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-lekcij-linejnaya-algebra-ikurs-1-semestr-2-potok-lektori-prof-m-sh-birman-docent-t-a-suslina-razdel-vektornaya-algebra-vektori-slozhenie-i-umnozhenie-na-chislo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-raboti-po-uplotneniyu-gruntov-estestvennogo-zaleganiya-resheniem-obshego-sobraniya-chlenov-nekommercheskogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anketa-zayavka-uchastnika-seminara-tema-seminara.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/masla-dushici-i-ispanskogo-origanuma-kniga-yavlyaetsya-nadezhnim-spravochnikom-ne-tolko-dlya-specialistov-parfyumernogo.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-220400-68-upravlenie-v-tehnicheskih-sistemah-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblomok-prolezhal-na-dne-morya-mnogo-soten-let-i-bil-izeden-vodoj-i-solyu-malchik-perevernul-ego-drugoj-storonoj-ponyuhal-i-razocharovanno-otvernulsya-emu-pokaz.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spasatelnie-ploti-spravochnik-yahtsmena-perevod-s-anglijskogo-leningrad-sudostroenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-meropriyatij-po-sozdaniyu-bezbarernoj-sredi-osushestvlennih-v-municipalnih-obrazovaniyah-samarskoj-oblasti-v-2009-godu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ot-izdatelya-stranica-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-priema-na-obuchenie-v-nou-spo-chelyabinskij-kooperativnij-tehnikum-chelyabinskogo-oblpotrebsoyuza.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshenauchnoe-i-mezhdisciplinarnoe-znanie-informacionnij-byulleten-novih-postuplenij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/generalnaya-shema-stranica-27.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazat-o-vestminsterskom-abbatstve.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-arkadij-i-boris-strugackie-obitaemij-ostrov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-analiz-sostoyaniya-i-obespechennosti-uchebno-materialnoj-bazi-itogi-uchebno-metodicheskoj-raboti-v-20042005-uchebnom.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.