Вопросы для предварительной подготовки лабораторной работы - Методические указания к лабораторным работам по курсу...
.RU

Вопросы для предварительной подготовки лабораторной работы - Методические указания к лабораторным работам по курсу...


^ Вопросы для предварительной подготовки лабораторной работы

  1. Что называют эквивалентом вещества? Как определяется эквивалентное число и фактор эквивалентности?

  2. Определите эквивалентное число и фактор эквивалентности для веществ:

а) Fe2O3,б) HClO4 , в) NaHS, г) MgOHCl, д) Ca(OH)2.

  1. Как связаны молярная масса вещества и молярная масса эквивалента? Рассчитайте молярную массу эквивалента веществ, приведенных в вопросе 1.

  2. Как рассчитывается молярная масса эквивалента окислителя и восстановителя в окислительно-восстановительной реакции?

  3. Рассчитайте молярную массу эквивалента перманганата калия KMnO4, рассматривая данное соединение как:

а) соль; б) окислитель, превращающийся в MnO(OH)2 ;

в) окислитель, превращающийся в MnSO4.

  1. Какой объем занимает при нормальных условиях 1 моль эквивалента

газообразного вещества: а) кислорода, б) хлора; в) углекислого газа?

  1. Используя закон эквивалентов, рассчитайте объем оксида

углерода (II), который потребуется для восстановления железа из 1 кг

оксида железа (III) при нормальных условиях.
^ Практическая часть
1. Описание прибора.

Определение молярной массы эквивалента металла выполняется на приборе, изображенном на рисунке. Прибор состоит из штатива (1), на котором закреплены бюретки (2) и (3), соединенные шлангом. Бюретки имеет поперечное сечение, равное 1 см2, и градуированы с точностью 0,1 см, причем нулевая отметка находится в верхней части бюретки. К бюретке (3) при помощи стеклянных трубок, соединенных резиновым шлангом (4), присоединена пробирка (5) с отводной трубкой (6). Бюретки заполнены водой, пробирка (5) – концентрированной соляной кислотой. В отводную трубку помещают образец металла с известной массой и , переводя пробирку из положения (6) в положение (7), сбрасывают металл в кислоту. При взаимодействии металла с кислотой в пробирке (5) выделяется водород, который, поступая в бюретку (3), вытесняет воду из нее в бюретку (2). Измерения проводят при одинаковом положении уровней воды в обеих бюретках, что определяет одинаковое давление.

Рис. 1. Прибор для определения молярной массы эквивалента металла объемным методом.

2. Проведение опыта.

Перед началом опыта бюретки должны находиться в таком положении относительно друг друга, чтобы уровень воды в них был примерно на середине шкалы отсчета. Отводную трубку (6) и закрывающую ее пробку перед началом опыта насухо вытирают фильтровальной бумагой, после чего

в нее помещают полученный образец металла с известной массой m. Трубку плотно закрывают пробкой, осторожно ввинчивая ее. Прибор проверяют на герметичность. Для этого медленно поднимают или опускают бюретку (2), наблюдая за колебаниями уровня воды в бюретке (3). Если прибор не герметичен, то уровни в обеих бюретках будут выравниваться. В этом случае нужно проверить положение всех пробок и снова проверить прибор.

После проверки прибора на герметичность, уравнивают положение воды в обеих бюретках и отмечают положение уровня в бюретке (3) по нижнему мениску, записывая его значение по градуировочной шкале h1 с точностью 0,1 см. После чего осторожно сбрасывают металл в кислоту, переводя пробирку (5) из положения (6) в положение (7). По мере понижения уровня воды в бюретке (3) опускают бюретку (2), следя за тем, чтобы уровни в обеих бюретках были приблизительно на одной высоте, что определяет равенство давлений в них.

По окончании процесса растворения металла в кислоте точно выравнивают положение уровней в обеих бюретках и записывают положение уровня в бюретке (3) по шкале h2 с той же точностью. Объем выделившегося водорода V в реакции:

Me + n HCl = MeCln + H2

равен разности уровней V = h2 – h1 , имеет размерность см3 и относится к атмосферным условиям ( p, T ) проведения опыта.

Эквивалент металла Эмет , имеющий молярную массу Мэкв, вытесняет эквивалент водорода Э, который при нормальных условиях занимает объем ^ Vэкв= 11200см3, а используемая в опыте масса металла m вытесняет объем водорода V0, пересчитанный на нормальные условия. В соответствии с законом эквивалентов, это можно представить в виде уравнения (1):

(1)

Измеренный объем водорода при атмосферных условиях ( p, T ) пересчитывается на нормальные условия по уравнению Клапейрона (2):

(2),

в котором p0, V0, T0 относятся к нормальным условиям, а p, V, T - к условиям проведения опыта. Давление p газов в бюретке (3) в соответствии с законом Дальтона будет равно сумме парциальных давлений воздуха pвозд, водорода pН и насыщенного водяного пара pпар:

p = pвозд + pН + pпар (3).

При одинаковом положении уровней воды в обеих бюретках давление pатм = pвозд + pН в бюретке (3) будет меньше атмосферного на величину давления насыщенного водяного пара , которое зависит только от температуры (таблица 1).

p = pатм - pпар (4)

Подставляем в уравнение (1), выражение из уравнения (2) V0.Получаем уравнение для расчета молярной массы эквивалента металла Мэкв:

Мэкв = (5)
Таблица 1
^ Зависимость давления насыщенного водяного пара от температуры

t,0 С

мм рт.ст.
Па
t, 0 С

мм рт.ст.
Па

15

1705,1

12,79

23

2809,0

21,07

16

1817,1

13,63

24

2983,7

22,38

17

1947,1

14,53

25

3167,2

23,76

18

2063,8

15,48

26

3361,0

25,21

19

2197,1

16,48

27

3564,9

26,74

20

2337,8

17,53

28

3779,6

28,35

21

2486,4

18,65

29

4004,9

30,04

22

2643,7

19,83

30

4242,2

31,82

v-studencheskie-i-uchenicheskie-raboti-joshkar-olinskaya-i-marijskaya-eparhiya.html
v-sudah-respubliki-belarus-programma-preddiplomnoj-proizvodstvennoj-praktiki-dlya-specialnosti-1-24-01-02.html
v-sudebnuyu-kollegiyu-po-ugolovnim-delam-sankt-peterburgskogo-gorodskogo-suda.html
v-surgute-glava-profsoyuza-obvinyaetsya-v-prisvoenii-blagotvoritelnih-sredstv-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
v-svedeniya-o-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-emitenta-resheniem-edinstvennogo-akcionera.html
v-svedeniya-o-finansovo-hozyajstvennojdeyatelnosti-emitenta-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
  • school.bystrickaya.ru/budushee-budet-svetlim-deportaciya.html
  • control.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-3-oktyabrya-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosibirskij-oblastnoj-sovet-deputatov.html
  • student.bystrickaya.ru/3-obsledovanie-osnovanij-i-fundamentov-zdanij-rekomendacii-po-obsledovaniyu-i-monitoringu-tehnicheskogo-sostoyaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meropriyatiya-po-preduprezhdeniyu-i-likvidaciichrezvichajnih-situacij-a-i-pronenkov-glavnij-inzhener.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-1-oktyabrya-2010-g-stranica-21.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-12-00-priblizitelno-otezd-1-4-00-16-00-obzornij-peshehodnij-tur-po-arhitekturnomu-zapovedniku-starinnij-plovdiv-svobodnoe-vremya-16-30-17-00-osmotr-bachkovskogo-monastirya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/muzikalnoe-iskusstvo-vizantii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zashita-prav-grazhdan-potrebitelej-v-torgovom-obsluzhivanii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-baltijskoe-obedinenie-proektirovshikov.html
  • student.bystrickaya.ru/1-pndk-olimpiadalardi-zhempaz-studentter.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnie-voprosi-ponyatiya-o-yadernom-oruzhii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-2-klass-tema-udivitelnij-mir-kosmosa.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-defektologicheskih-fakultetov-visshih-pedagogicheskih.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-srednevekovoj-kazani-v-rossijskoj-istoriografii-konec-xvii-nachalo-xxi-vv.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenivanie-gosudarstvennih-programm-i-otraslevih-politik-obyazatelnaya-uchebnaya-disciplina-dlya-3-go-kursa-fakulteta-gimu-gu-vshe-2-i-3-modul-200809-uch-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/institut-inostrannih-yazikov-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-2008-aktualnie-problemi.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleksnij-plan-vospitatelnoj-raboti-administracii-nevskogo-rajona-sankt-peterburga-i-gbou-gimnazii-343-na-2011-2012-uchebnij-god-stranica-10.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nravstvennost-kak-osnova-etiki-upravleniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-b-scheta-doveritelnogo-upravleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-izdatelstvo-tyumenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2008.html
  • college.bystrickaya.ru/122-konstrukciya-osnashenie-i-kontrol-pravila-rasprostranyayutsya-na-a-parovie-kotli-v-tom-chisle-kotli-bojleri.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-distancionnom-konkurse-regionalnaya-celevaya-programma-informatizaciya-sistemi-obrazovaniya-leningradskoj-oblasti.html
  • student.bystrickaya.ru/361-o-proekte-ozdorovitelnogo-kompleksa-nauchnij-redaktor.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-chetnim-spiker-profil-23022009-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-9-tv-9.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-prepodavaniya-psihologii-v-visshej-shkole.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-finansovo-ekonomicheskogo-fakulteta.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-geometrii-v-8-klasse.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-metodicheskoe-posobie-dlya-podgotovki-k-sdachi-zacheta-po-pozharno-tehnicheskomu-minimumu-dlya-otvetstvennih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/toplivo-v-strukture-energeticheskih-resursov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-6-poli-shkola-na-140-uchashihsya-v-s-aldiarovo-yantikovskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostavitel-chudinov-danil-sergeevich.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-i-nemirovich-danchenko-iz-proshlogo-stranica-25.html
  • essay.bystrickaya.ru/dohodi-torgovogo-predpriyatiya-i-puti-ih-uvelicheniya-v-usloviyah-formirovaniya-rinka-potrebitelskih-tovarov-ooo-ajst.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-aktualnie-problemi-lingvistiki-i-lingvodidaktiki-inostrannogo-yazika-delovogo-i-professionalnogo-obsheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.