.RU

Вопросы для предварительной подготовки лабораторной работы - Методические указания к лабораторным работам по курсу...


^ Вопросы для предварительной подготовки лабораторной работы

  1. Что называют эквивалентом вещества? Как определяется эквивалентное число и фактор эквивалентности?

  2. Определите эквивалентное число и фактор эквивалентности для веществ:

а) Fe2O3,б) HClO4 , в) NaHS, г) MgOHCl, д) Ca(OH)2.

  1. Как связаны молярная масса вещества и молярная масса эквивалента? Рассчитайте молярную массу эквивалента веществ, приведенных в вопросе 1.

  2. Как рассчитывается молярная масса эквивалента окислителя и восстановителя в окислительно-восстановительной реакции?

  3. Рассчитайте молярную массу эквивалента перманганата калия KMnO4, рассматривая данное соединение как:

а) соль; б) окислитель, превращающийся в MnO(OH)2 ;

в) окислитель, превращающийся в MnSO4.

  1. Какой объем занимает при нормальных условиях 1 моль эквивалента

газообразного вещества: а) кислорода, б) хлора; в) углекислого газа?

  1. Используя закон эквивалентов, рассчитайте объем оксида

углерода (II), который потребуется для восстановления железа из 1 кг

оксида железа (III) при нормальных условиях.
^ Практическая часть
1. Описание прибора.

Определение молярной массы эквивалента металла выполняется на приборе, изображенном на рисунке. Прибор состоит из штатива (1), на котором закреплены бюретки (2) и (3), соединенные шлангом. Бюретки имеет поперечное сечение, равное 1 см2, и градуированы с точностью 0,1 см, причем нулевая отметка находится в верхней части бюретки. К бюретке (3) при помощи стеклянных трубок, соединенных резиновым шлангом (4), присоединена пробирка (5) с отводной трубкой (6). Бюретки заполнены водой, пробирка (5) – концентрированной соляной кислотой. В отводную трубку помещают образец металла с известной массой и , переводя пробирку из положения (6) в положение (7), сбрасывают металл в кислоту. При взаимодействии металла с кислотой в пробирке (5) выделяется водород, который, поступая в бюретку (3), вытесняет воду из нее в бюретку (2). Измерения проводят при одинаковом положении уровней воды в обеих бюретках, что определяет одинаковое давление.

Рис. 1. Прибор для определения молярной массы эквивалента металла объемным методом.

2. Проведение опыта.

Перед началом опыта бюретки должны находиться в таком положении относительно друг друга, чтобы уровень воды в них был примерно на середине шкалы отсчета. Отводную трубку (6) и закрывающую ее пробку перед началом опыта насухо вытирают фильтровальной бумагой, после чего

в нее помещают полученный образец металла с известной массой m. Трубку плотно закрывают пробкой, осторожно ввинчивая ее. Прибор проверяют на герметичность. Для этого медленно поднимают или опускают бюретку (2), наблюдая за колебаниями уровня воды в бюретке (3). Если прибор не герметичен, то уровни в обеих бюретках будут выравниваться. В этом случае нужно проверить положение всех пробок и снова проверить прибор.

После проверки прибора на герметичность, уравнивают положение воды в обеих бюретках и отмечают положение уровня в бюретке (3) по нижнему мениску, записывая его значение по градуировочной шкале h1 с точностью 0,1 см. После чего осторожно сбрасывают металл в кислоту, переводя пробирку (5) из положения (6) в положение (7). По мере понижения уровня воды в бюретке (3) опускают бюретку (2), следя за тем, чтобы уровни в обеих бюретках были приблизительно на одной высоте, что определяет равенство давлений в них.

По окончании процесса растворения металла в кислоте точно выравнивают положение уровней в обеих бюретках и записывают положение уровня в бюретке (3) по шкале h2 с той же точностью. Объем выделившегося водорода V в реакции:

Me + n HCl = MeCln + H2

равен разности уровней V = h2 – h1 , имеет размерность см3 и относится к атмосферным условиям ( p, T ) проведения опыта.

Эквивалент металла Эмет , имеющий молярную массу Мэкв, вытесняет эквивалент водорода Э, который при нормальных условиях занимает объем ^ Vэкв= 11200см3, а используемая в опыте масса металла m вытесняет объем водорода V0, пересчитанный на нормальные условия. В соответствии с законом эквивалентов, это можно представить в виде уравнения (1):

(1)

Измеренный объем водорода при атмосферных условиях ( p, T ) пересчитывается на нормальные условия по уравнению Клапейрона (2):

(2),

в котором p0, V0, T0 относятся к нормальным условиям, а p, V, T - к условиям проведения опыта. Давление p газов в бюретке (3) в соответствии с законом Дальтона будет равно сумме парциальных давлений воздуха pвозд, водорода pН и насыщенного водяного пара pпар:

p = pвозд + pН + pпар (3).

При одинаковом положении уровней воды в обеих бюретках давление pатм = pвозд + pН в бюретке (3) будет меньше атмосферного на величину давления насыщенного водяного пара , которое зависит только от температуры (таблица 1).

p = pатм - pпар (4)

Подставляем в уравнение (1), выражение из уравнения (2) V0.Получаем уравнение для расчета молярной массы эквивалента металла Мэкв:

Мэкв = (5)
Таблица 1
^ Зависимость давления насыщенного водяного пара от температуры

t,0 С

мм рт.ст.
Па
t, 0 С

мм рт.ст.
Па

15

1705,1

12,79

23

2809,0

21,07

16

1817,1

13,63

24

2983,7

22,38

17

1947,1

14,53

25

3167,2

23,76

18

2063,8

15,48

26

3361,0

25,21

19

2197,1

16,48

27

3564,9

26,74

20

2337,8

17,53

28

3779,6

28,35

21

2486,4

18,65

29

4004,9

30,04

22

2643,7

19,83

30

4242,2

31,82

v-studencheskie-i-uchenicheskie-raboti-joshkar-olinskaya-i-marijskaya-eparhiya.html
v-sudah-respubliki-belarus-programma-preddiplomnoj-proizvodstvennoj-praktiki-dlya-specialnosti-1-24-01-02.html
v-sudebnuyu-kollegiyu-po-ugolovnim-delam-sankt-peterburgskogo-gorodskogo-suda.html
v-surgute-glava-profsoyuza-obvinyaetsya-v-prisvoenii-blagotvoritelnih-sredstv-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
v-svedeniya-o-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-emitenta-resheniem-edinstvennogo-akcionera.html
v-svedeniya-o-finansovo-hozyajstvennojdeyatelnosti-emitenta-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-metodicheskoj-raboti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-programme-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/romaskevich-olga-11-v.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-zdorove-cherez-obrazovanie-i-dvizhenie-8-nauchnij-redaktor.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-sdm-02-programmirovanie-podgotovki-magistrov-po-napravleniyu-050200-fiziko-matematicheskoe-obrazovanie-magisterskaya-programma-informatika-v-obrazovanii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/114-vipolnenie-manevra-smena-polosi-dvizheniya-uchebnoe-posobie-dopusheno-umo-vuzov-rf-po-obrazovaniyu-v-oblasti.html
  • writing.bystrickaya.ru/fiziko-himicheskie-izmeneniya-moloka-pri-ego-hranenii-i-obrabotke.html
  • universitet.bystrickaya.ru/ssilki-na-monografii-uchebniki-ili-uchebnie-posobiya-odnogo-ili-neskolkih-avtorov-dissertaciya-podgotovka-zashita-oformlenie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnimanie-dejstvie-postanovleniya-pravitelstva-kr.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biznes-vo-blago-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-63-13-04-2012-c-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-obedinennih-nacij-konvenciya-o-pravah-rebenka.html
  • studies.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-buhgalterskogo-ucheta-chast-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/medcentr-polina-na-strazhe-zhenskogo-zdorovya-zdorovesberegayushie-tehnologii-v-akusherstve-ginekologii-sbornik-statej.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-2-kafedra-ekonomiki-organizacij-i-predprinimatelstva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-psihologiya-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta-naimenovanie-disciplini-modulya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroka-tolerantnosti-v-3-em-klasse.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-iskusstvo-raspolagat-k-sebe.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-instrukciya-po-podgotovke-zayavki-na-uchastie-v-aukcione-zakupki.html
  • college.bystrickaya.ru/10-meropriyatiya-po-organizacii-socialno-vospitatelnoj-deyatelnosti-plan-raboti-orskogo-gumanitarno-tehnologicheskogo.html
  • school.bystrickaya.ru/kompyuternie-seti-i-multimedia-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yuridicheskaya-otvetstvennost-i-pravovie-sankcii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-13-ajzekson-u-stiv-dzhobs-p-doc.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-malogo-innovacionnogo-predprinimatelstva-malogo-biznesa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/operacionnie-sistemi-10.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-26-fevralya-2012-goda-na-baze-maou-dod-go-gorod-kaliningrad-dmsh-im-e-t-a-gofmana-ivklyuchaet-v-sebya-sleduyushie-meropriyatiya-otkritie-konkursnie-proslushivaniya-zakritie-ii.html
  • urok.bystrickaya.ru/principi-sostavleniya-kommercheskoj-perepiski.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delovie-shahmati-idealnaya-realnost-kniga-posvyashena-originalnomu-razrabotannomu-avtorom-interaktivnomu-kognitivnomu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/muzikalnaya-estetika-srednevekovya-i-vozrozhdeniya-stranica-11.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-festivalya-tehnologii-krasoti-2011.html
  • predmet.bystrickaya.ru/risunok-7-strategicheskij-plan-vvedeniya-profilnogo-obrazovaniya-v-shkole.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-prazdnika-ulica-shelkovichnaya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-formirovaniya-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-obuchayushihsya-shkola-territoriya-zdorovya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-i-zadaniya-dlya-studentov-dnevnogo-i-zaochnogo-otdelenij-specialnosti-060800-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-tambov-izdatelstvo-tgtu-2003.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grif-minis-tv-umo-nms-i-nomer-dokumenta.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-festivalya-a-a-tashkinov-permskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.