.RU

Владимир Леви - страница 3



В. Л.

Анекдот под гипнозом

Мама рассказывала, что первые два с половиной года жизни я не умел плакать, при недовольстве и боли только кряхтел; смеялся без передыху, обращался из коляски к про­хожим с речами на заливайском языке... Вокруг образовыва­лась зона отдыха. «Юморист будет, — определил пожилой дворник. — Чарли Чаплин, артист. Ишь, счастливчик...» Потом война...

Есть люди, которые не смеются, читая Зощенко. «Алиса в стране чудес» — ни одной улыбки. И мультфильмы, и киноко­медии, и цирк — не смешно. Не получается.

Вопрос. Как развить в себе чувство юмора, если оно

отсутствует? Ответ. Отнестись к его отсутствию с юмором.

Чувство юмора начинается с первой попытки принять себя не за пуп земли.

В детстве мы смеялись, когда нас подбрасывали и щекотали, когда кто-нибудь прятался, а потом появлялся вдруг. Когда у нас было просто хорошее настроение... Первый наш смех был беспричинным. Второй — от радости, что не боимся, и это уже был смех над собой. А взрослые вокруг улыбались нам и смеялись, потому что мы вытворяли массу нелепостей. В их смехе не было ничего унизительного. Он и был счастьем.

Мы думаем, юмор — это что-то такое, что у одного есть, у другого нет. Чему следует научиться, овладеть, так сказать, предметом. Смех, говорили нам, делится на положительный и отрицательный, а смех без причины — признак дурачины. Мир

37

юмора представляется нам чем-то вроде комиссионного мага­зина, где все оценивают, и главное для любого — не остаться бы в дураках. Мы забыли, что смех — это жизнь, сообщающая себе, что она свободна.

И еще позабыли, что хотя юмор и всенародное, что греха таить, достояние, у каждого он свой, личный, особый. Забыли о своем праве иметь юмор собственного производства.

Вспоминается один парень, отличный автомеханик, симпа­тяга, умолявший меня научить его юмору.

— Это страшно, — говорил он. — Вы представляете мое положение. В компанию придешь, всем весело, анекдоты тра­вят и все такое. И все смеются, КОГДА НАДО. А я — понима­ете? — Я НЕ ЗНАЮ, КОГДА НАДО СМЕЯТЬСЯ. И не смеюсь. Или смеюсь невпопад.

— И я тоже

— Э, бросьте, доктор Вы-то уж точно знаете, когда НАДО Я вас прошу провести со мной смехогенную тренировку.

— Как?..

— Вот берем анекдот (достает толстенную тетрадь). Боль­ше тыщи уже, пять лет собираю... Главное, не пропустить, где самое оно... Память у меня ничего, сила воли... А по части юмора отстал. Но еще наверстаем. С гипнозом, а?

— Ага. Ну а как?

— Вот читаем, допустим: «Пришел Василий Иванович. Петька спит на диване...» Точно на этом самом месте, когда НАДО СМЕЯТЬСЯ, вы делаете мне гипнотическое внушение, что ЭТО СМЕШНО. Вырабатываем рефлекс.

— Стоп. Одну секунду... Смеяться НЕ НАДО. Нехорошо Стыдно. Неправильно . ЛЕ СМЕШНОМ — заорал я, не выдер­жав.

И он вдруг тоже подпрыгнул. Минут пять мы ржали как сумасшедшие. После чего резко смолкли во внезапном присту­пе обоюдного ужаса.

— Ну что... дошло? — спросил я осторожно.

— Не-а, — прошептал он сдавленно, переводя взгляд на пол. — Опять не понял.

Зоологическая прогулка

Вон та грустная тетя завела себе маленькую со­бачку, чтобы любить ее вместо ребенка. А вон тот мрачнова­тый дядя — здоровенного пса, чтобы перестать быть Омегой.

38

Какая школа, как он муштрует зубастого ученика! Какой классный Омега получается из собаки!

Этот парень бежит на стадион, чтобы накачать мышцы, стать сильным, уверенным — и перестать быть Омегой. Со­мнительно!.. Вот ты уже трижды чемпион, а все еще не пони­маешь, что тобой движет.

Чтобы стать Омегой, достаточно родиться на свет. Даже если тебя сразу же объявляют царем Вселенной — тебе же хуже. Вскоре ты убедишься, что это совсем не так.

Почему одни дети хотят стать взрослыми поскорее, а дру­гие наоборот? Потому что одни не хотят быть Омегами среди детей, а другие — среди взрослых. Кому как нравится.

Как-то целое лето я наблюдал петушиный гарем. Все было там честь по чести: красноперый красавец-король, придворные жены, подрастающее поколение. Не имея конкуренции, пове­литель благоденствовал и регулярно занимался самоусовер­шенствованием, что впоследствии сказалось на качестве по­лучившегося из него бульона. Жены же распределялись по иерархии и направляли на эту сторону всю свою умственную энергию. Альфа — Чернуха, мегера с гребешком, гоняла и клевала всех, не встречая сопротивления; все прочие — друг дружку, согласно статусу; а Омега, хохлатенькая Пеструшка, служила прочему коллективу козлом, простите, курицей отпу­щения — словом, все как положено.

Был, однако, в данной идиллии момент драматический.

Его Кукаречество, возможно в связи со своими философ­скими изысканиями, с некоторых пор изъявил романтические наклонности и начал явно предпочитать Пеструшку. Влюбился в бедняжку, буквально прохода не давал. Статуса ее это не изменило, даже наоборот, что вполне понятно; зато сказалось на яйценоскости. Каждое третье яйцо, прибывавшее в дом, было плодом этой страсти. Наконец, в один прекрасный день Пеструшка стала наседкой. Боже, что тут поднялось в курят­нике, какое крушение порядка и смятение чувств! Все стали клевать друг друга, не разбирая рангов и не соблюдая прили­чий. Чернуха посерела от зависти и, потеряв самоуважение, ушла в себя, теперь ее даже Омегой нельзя было назвать — никакого статуса, полный нуль. Пеструшка же, естественно, стала Альфой. Еще бы, она готовила миру наследников Его Кукаречества!..

Омеги есть и среди китов, и среди мышей, и среди обезьян, и среди бабочек. Среди всех, кто общается.

39

Термин из этологии, науки о поведении в природе. Буква греческого алфавита, последняя. Назвали сперва так исследо­ватели тех животных, которые в своих сообществах занимают место, первое с другого конца. Альфа — первый, Омега — последний. Соответственно: очередность и качество питания, вероятность быть побитым и выгнанным, шансы на выжива­ние, возможности размножения, самочувствие...

В жизнь природных Омег можно вникнуть, понаблюдав, скажем, за стайкой уличных голубей, цыплят или домашних рыбок, за деревенским стадом, за выводком котят или групп­кой малых детишек... Если удосужитесь, с решением не спе­шите.

Вот вы видите, как гонят, шпыняют, кусают, клюют, топчут слабого, как отнимают и те крохи, что он имеет; как оттирают и презирают робкого; какую образцово-показательную трепку устраивают изгою, нечаянно заглянувшему в чужое гнездо.

Природа жестока? Да. Природе слабые не нужны? Неиз­вестно. Зачем бы тогда слабым вообще рождаться, с такой упрямой регулярностью?

Ошибки, бракованные экземпляры?..

В природе ошибок нет.

Даже у рыб, существ жестко консервативных, статус особи может непредсказуемо изменяться. Перемена питания, созре­вание, добавки гормонов — зоологи и животноводы наблюда­ют, как это меняет «общественное положение». Заматеревший Омега может стать Альфой; Альфа, сломавший крыло или рог, побывавший в зубах у хищника или в капкане, — скатиться в Омеги и... так и остаться им, даже если все у него срастется.

Природные Омеги — не обязательно хилые, дефектные, неприспособленные, не обязательно трусы. Бывает, что они попросту своеобразные. Против белой вороны яростно объединяется вся серая стая: лети прочь и попробуй выживи!.. Выжить можно — белая ворона не слабее обычной, умнее и красивее. Но как оставить потомство? Вот если б пару себе под стать...

Сильнейшие выигрывают не всегда. Сила, во всяком случае, понятие не одномерное.

Похоже, что новые виды происходили из гонимых, которые не сдавались. Из малых вероятностей возник человек.

Предки наши были Омегами природы — беззащитными существами, без клыков, без когтей и без места под солнцем.

Они взывали друг к другу и к небу. Каждый новорожден­ный кричит этим криком.

40

«Твоя армия всюду»

В. Л.!

Мне 22 года. Я в полном тупике. Жить такой жизнью, какой я живу сейчас, не могу и не желаю. И если вы мне не поможете, для меня один путь...

Я глубоко болен, болен не физически (я на вид вполне здоровый парень), болен гораздо страшнее — духовно. Я знаю свою болезнь, я ее изучил почти до мелочей, но вот как себе помочь, не знаю.

Название этой болезни вроде бы не такое уж страшное — отсутствие Внутренней Свободы. Но на самом деле это гораз­до страшнее, чем быть даже физическим калекой. Жизнь для меня — сплошной кошмар. У меня нет ни друзей, ни девушки, да и кому нужен этот угрюмый парень, который в компании и слова-то путного сказать не может, неуклюж, замкнут, скован, как связанный, неестествен. Я не человек, я недоделок, дурак, чучело, я ненавижу себя такого и, поверьте, давно бы уже кончил все зти муки, если бы не одно обстоятельство.

Я узнал, что могу быть и другим.

Отслужил в армии. Два года постоянной, ежеминутной борьбы с собой, два года насмешек, обид, оскорблений со стороны товарищей, которые вполне справедливо считали ме­ня ненормальным. Это было очень тяжело. Но я старался не падать духом, работал над собой, перекраивал себя сверху донизу. И вы знаете, в этой борьбе во мне начал пробуждаться дух, воля к жизни, любовь к жизни, радость от жизни. Я открыл в себе ранее неведомые мне качества, такие, как доброта (настоящая доброта, а не слабонервность), независт­ливость, бескорыстие. Армия подарила мне дни настоящей Внутренней Свободы. Вы знаете, это такое ощущение, как, наверное, у птицы, которую из темной, тесной, душной клетки выпустили в голубое вольное небо. Я был открыт, уверен в себе, энергичен, смотрел на жизнь со спокойным оптимизмом и юмором, был самостоятельным, веселым, даже красноречи­вым. Я никому не завидовал, как раньше, я знал, что силен, я был самобытен. Все удивлялись, как я изменился. Со мной было интересно. Я нравился девушкам.

И вот теперь, когда я вернулся домой, все пошло прахом. Плод тяжкого двухлетнего труда над собой рухнул, пропал. Попав в те же условия, что и до армии, я не смог правильно сориентироваться, допустил несколько ошибок. Говоря по-футбольному, стал играть на удержание счета, хотя понимал.

41

что работа над собой далеко не закончена, что пройдено как максимум полпути к цели. И в итоге сорвался, скатился еще ниже. Снова пессимизм, несамостоятельность, зависимость от чужих мнений, страхи, неуверенность в себе, скованность, неумение общаться...

Что же мне делать? Жить так я не могу, это не жизнь. Если бы мне сейчас снова попасть в армию, я опять стал бы другим человеком. Но это, видимо, невозможно. Что же мне делать, Владимир Львович, посоветуйте. Я хочу жить и радоваться. Я знаю, что это возможно. Ведь я не какой-нибудь ненормаль­ный, я вполне обыкновенный, нормальный в целом парень. Почему одним все дается от природы, а я должен мучиться? Где справедливость?

Я хочу жить: смеяться, радоваться, грустить, драться, ру­гаться, любить, добиваться... Хочу быть самим собой, разве это так уж много?

Мне нужна помощь, нужна как никогда, иначе я наломаю таких дров, что подумать страшно.

N.N.

N. N.!

«Я не человек, недоделок, дурак, чучело» — сей­час, может быть, уже и стыдно за это?..

У многих ребят бывает послеармейский кризис и развал, не знаешь, с какого винтика начать... Сказывается и внезапный спад напряжения (что-то вроде кессонной болезни, при резком переходе из высокого давления в низкое), и отвычка от «граж­данки» с ее суетой и соблазнами, и погружение в прежние жизненные роли, казалось, изжитые...

Из армии возвращаешься закаленным и повзрослевшим. Но закалка должна поддерживаться, а взросление — продол­жаться. Несравненно легче исполнять приказы, чем быть ко­мандиром себе самому, правда?

Духовная болезнь?.. А если спокойнее: фаза роста?

Мучительно? А если это так жмут душу неосмысленные понятия и мерки ценностей, в которых ей тесно?

«Где справедливость»? А в армии ты обдумывал, где спра­ведливость? .

Может быть, справедливость в том, чтобы тот, кто еще не доучился думать, доучивался в страданиях? Что еще может научить думать?..

Посмотри, в одном месте твоего письма: «товарищи вполне справедливо считали меня ненормальным...»

42

В другом: «...ведь я не какой-нибудь ненормальный, я впол­не обыкновенный, .нормальный в целом парень».

Явно не ладится! Неправильно либо одно утверждение, либо другое, либо сразу оба.

Может быть правильно это: «нормальный В ЦЕЛОМ»?..

«Хочу быть самим собой, разве это так уж много?»

А по-твоему, мало?.. И вся жизнь едва ли вместит.

Из «самого себя» — приходится выбирать. Иначе вслепую выбирают тебя обстоятельства и случайности, включая собст­венную глупость, и выбор может тебе не понравиться. Вот этот, например, (как ты там себя обозвал?) — тоже ты, часть «тебя самого». Не самая лучшая, но ведь так просто не отпих­нешь сапогом. Тем более, ты сам за этого инфантильного паренька крепко держишься. Замечаешь в нем неприятную тебе зависимость от чужих мнений — и в то же время хочешь нравиться. Очень хочешь нравиться — но это же и есть зави­симость!

Значит, выбор: хотеть нравиться — или быть внутренне независимым? Что выбираешь?..

«Да ведь как раз и нравятся-то больше всех независимые!.. И я уже это испытал!»

Правильно. Значит, с чего начать?..

С упора на независимость. С отказа от желания нравиться.

«Но это желание сильнее меня. Как отказаться?.. Внушать себе: «Не хочу нравиться»? Стараться НЕ нравиться?»

Ну зачем же. Из крайности в крайность — не метод. И обманывать себя — «не хочу» — глупо.

А вот что реально — уравновесить Одно желание теснить Другим до степени, когда оно уже НЕ СВЯЗЫВАЕТ.

Конкретно — в общении — создать новые установки, они ■же цели, желания:

^ Я ОБЩАЮСЬ С ЛЮДЬМИ,

ЧТОБЫ ИХ УЗНАВАТЬ.

Я ОБЩАЮСЬ С ЛЮДЬМИ,

ЧТОБЫ ОНИ МНЕ НРАВИЛИСЬ.

Никакого самообмана. Всего этого ты и на самом деле хочешь. Только пока еще затерто, полуосознанно... Это по­следнее «чтобы они мне нравились» созвучно с твоим жела­нием быть независимым.

Вот и опора для Внутренней Свободы.

В армии ты совершил по отношению к себе подвиг, не побоимся такого слова. Выстоял, не сломался. Никто не знал,

43

какою ценой. Никто не сочувствовал, не жалел, не гладил по головке — наоборот. Армия обернулась к тебе самой суровой стороной... И ты ей за это благодарен.

Открытие нового себя было таким потрясением, что ты от него несколько захмелел. А трезво?

Как получилось, что ограничение внешней свободы пробудило в тебе внутреннюю?

Как вышло, что тяжкий труд, страдания и отсутствие мо­ральной поддержки (или назовем это поддержкой с другим знаком) превратили тебя из слабого в сильного, из зависимого в самостоятельного, из пессимиста в оптимиста — в Мужчину, короче говоря?

Не закономерность ли?..

Сосредоточься: ты остаешься воином. Армия продолжает­ся. Твоя армия всюду. Она в тебе.

В. Л.

Рассуждение о многообразии жилых помещений

В грешные годы увлечения типологией я делил Омег на абсолютных и относительных. Абсолютный Омега, представлялось мне, от рождения и всю жизнь, без передыш­ки, — такой, каким я был, не дай Бог памяти... В общем, ошибка природы, и лучше бы ему не родиться, такая вот самоотрицательная величина.

Оказалось, однако, что на всякого абсолютного Омегу най-де гея еще абсолютнее, да и сам он всегда способен к дальней­шему совершенствованию своего ничтожества, может дви­гаться к пределу недосягаемости — окончательности не достигает, а ничтожество увеличивает, и так без конца, что превосходнейше описал Достоевский Следовательно, умозак­лючил я, существуют лишь относительные Омеги, d абсолют­ный есть идеал с обратным знаком, интеграл бесконечно малых величин. И это внесло надежду. Количественный пока­затель, коэффициент «омежностк» (КОМ) стало возможным относить к разным сферам бытия, к зонам и уровням существования — различать, скажем, КОМ физиче .кий, соци­альный, семейный, любовный, умственный и так далее. Чело­века с большим КОМом видать сразу.

Важней, тем не менее, характеристики качественные. Их бесконечно много, не перечислить, приведу лишь три. Легко

44

опознаваемые типажи, располагающиеся на лестнице... Имен­но их и можно встретить на лестнице любого жилого помеще­ния, но на разных высотах. Начнем снизу.

Омега Подвальный. На самом деле их очень много в подвалах и во всяческих подземельях, включая катакомбы, канализации. Их тянет в укрывища, в лоно матери-земли, их уволакивает туда древний пещерный инстинкт. Подростки — да, и не только... Соответственный цвет кожи и выражение глаз. Света не переносят, в темноте могут быть смелы и предприимчивы. Парии, отбросы общества?.. Да, бывает, неко­торые не имеют и паспортов; но по большей части эта отвер­женность — не объективное, а субъективное их состояние, самочувствие, в котором они, скоро ли, долго ли, находят комфорт и усладу. Здесь, под плитами шумящей цивилизации можно создать общество себе подобных, вернее, антиобщест­во, со своим порядком, диктатурой или демократией, как получится; здесь ты накоротке и с крысами, и с нечистой силой. Наркотики — само собой, что угодно. Отсюда, из их подвалов, идут ходы в Нижнее Заомежье, где человека уже нет...

Не всякий Подвальный Омега, однако, живет в подвале, не всякий даже додумывается, что это возможно. Ведь и не так просто — заиметь свой подвал, не правда ли?.. Подвал — всего лишь вынос вовне, объективация того мрака, который внут­ри — там, за душой... Мрака, с которым приходится жить. Внутренний подвал этот обычно сразу заметен, но они вовремя отводят глаза.

Омега Конурный (Берложный). Этих домоседов полно повсюду. В отличие от Подвального не стремится под землю, принимает все меры, чтобы укрепиться и забронироваться на занимаемом уровне, то бишь исконной жилплощади, а при ее отсутствии — хотя бы на съемной. Метафорический идеал: конура собачья, из коей, находясь внутри, позволительно ры­чать даже на хозяина. («Я ведь тебя не вижу и не хочу видеть, и откуда я знаю, что это ты»). Суперидеал — берлога мед­вежья.

Основной смысл конурности, конечно же, не в комфорте, а в сохранении некоего минимального Пространства Психоло­гической Безопасности (ППБ, нотабене, важнейшее из про­странств). Конуру можно устроить на службе, пожалуй, даже легче, чем дома. Проверенных товарищей можно туда пригла­шать, чтобы вместе попить чайку и поглодать косточку какой-

45

нибудь глобальной проблемы. Модернизированная конура мо­жет иметь четыре колеса, мотор и лакированный корпус с багажником, то есть являть вид личного или служебного авто­мобиля; но это не обязательно, а в условиях дефицита бензина и запчастей скорее накладно.

Опытный многострадальный Конурный Омега в конце кон­цов просекает, что физически занимаемая конура (даже бер­лога) сама по себе не гарантирует ППБ, если не создать таковую внутри себя. Когда удается, в глазах появляется свет­лый отблеск колючей проволоки, все в порядке. Среднее Зао-межье сравнимо с хорошо оборудованным концлагерем, жи­вущим на полном самообслуживании и хозрасчете, в довольстве и сытости. Нерешенного остается лишь проблема прогулок по чужим территориям. Туда можно заглядывать с предупреждающей табличкой «Не смей меня нюхать», что не всегда помогает.

Омега Чердачный. Для персонажей третьего типа внутрен­нее пространство особо важно. Это мечтатели, чудаки, аскеты, оригиналы, органически неспособные бороться за места об­щего пользования. Чердак, пустой или со всякой всячиной и старыми книгами, — идеальное место для их священных уединений; но где найти такой в наше время?.. Разве что у Чухонцева:

...А бедный художник избрал слуховое окно, где воздух чердачный и слушать-то нечего вроде, но к небу поближе — и жарко цветет полотно, как дикий подсолнух, повернутый к ясной погоде.

Кратенький наш трактат не охватывает и тысячной доли затронутого. В том же ряду нельзя не упомянуть под конец об Омегах, не располагающихся вовсе нигде, а пребывающих, как говорят, в нетях. Омега Странствующий, Омега Бродячий, Омега-Шатун.

Суть дела, опять-таки, не в наличии физической жилплоща­ди и прописки, хотя это и бывает практически немаловажно. Откуда, спрашивается, происходит их беспокойство, охота к перемене мест, весьма мучительное свойство?.. Не поиск ли ППБ?.. Но, как сказал поэт, это еще и немногих добровольный крест — немногих, но добровольный. И сразу же вспоминает­ся Рыцарь Печального Образа, величайший образчик Омеги Чердачного, преодолевшего свою «омежность» и поднявшего­ся на высоты духовные, где инстинкт самосохранения и все прочие низменные побуждения преображаются до неузнавае­мости и диалектически самоуничтожаются.

46

Верхнее Заомежье — это оно и есть?..

Хэппи и К*

Дорогая редакция!

Умоляю, помогите мне найти доктора Л. Мне необходимо попасть к нему на прием, хотя... Простите, я, наверное, не смогу к нему пойти, я его ужасно боюсь...

Я в отчаянии, напишу вам все откровенно.

Мне 21 год, живу в маленьком городке, работаю лаборан­том. Есть родители, бабушка, сестры, братья, все любят меня, только я сама себя не люблю. Я ужасное существо, хотя внешне обыкновенная, вы ничего не заподозрите, пока не начнете со мной разговаривать.

Началось все с двенадцати лет, когда меня покусала сосед­ская собака. Она покусала еще и двух взрослых, думали, что бешеная, застрелили. А мне делали уколы от бешенства, и, как оказалось, напрасно: собака была здоровая, просто у нее утопили всех щенков и сбежал хозяин.

Но пока во всем разобрались, что-то во мне сломалось. Не могу забыть, как девчонки и мальчишки во дворе кричали, указывая на меня пальцами: «Не подходите к ней, она беше­ная!»

Вот с тех пор мысль о том, что я ненормальная, заполнила все мое существование, каждый миллиметр моей жизни и настолько раздула мою бедную голову, настолько стала невы­носимой, что я пишу вам это самоубийственное письмо.

Терзаясь ощущением собственной неполноценности, я об­ратилась к психиатру. Он решил, что мне необходимо лечить­ся, потому что я «абсолютно неприспособлена к жизни», и сказал моей знакомой, с которой я к нему ездила, что подозре­вает у меня шизофрению. Лечиться я не пошла.

Прочитала книги Л. Они вызвали во мне бурю чувств, но так и не объяснили мой конкретный случай.

Нет, я не верю, что это шизофрения. Я думаю, что моя проблема не относится к медицине и что причина моей не­приспособленности к жизни не в этом, а в чем-то другом. Но в чем?..

Могу еще сообщить и о такой своей странности: несмотря ни на что, ужасно люблю собак.

N. N.

47

N. N!

Скукоград, Серый зон, закоул Великопомойный, Кошачий взгон, Воробьиный луж, пятый лап, хвост налево.

Заливайский эпох, Селявийский зим, Полосатый лун.

Трижды гав!

Не пугайся, сейчас все поймешь. У нас свои даты и коорди­наты, я привык к точности. Ты попала на прием, как и хотела, а что же за психотерапевт без закидонов?..

Пока Хозяин бедствует в Телефонии (страна, лишенная запахов, в которую его уволакивает с отвратительным дребез­жанием нудный удав), пока он там барахтается, мы можем познакомиться. Здравствуй, меня зовут Хэппи. Прекрасно ви­жу и слышу тебя через этот кусочек бумаги, пахнущий, кроме тебя, синей пастой твоей шариковой авторучки, твоим ужи­ном, твоей комнатой, улицей, родственниками, косметикой, по-моему, излишней, и — ох много, слишком много... А это что такое?.. Твои слезы?!! В-вв-в! — сильный аллерген, но поста­раюсь справиться, раз уж взялся помочь.

Как ты уже, наверное, догадалась, я из породы существ, к которым ты чувствуешь расположение, за это — не сочти за фамильярность — я лизнул бы тебя в твой симпатичный, хотя и чересчур скуксенный носик... Представляюсь подробнее: экстерьер элитный, конституция сухая и крепкая, высота в холке — королевского стандарта, постав передних и задних конечностей образцовый, шерстный покров кудлатый, темпе­рамент юмористический, кондиция обаятельная, интеллект исключительный. Чемпион мира по дрессировке психиатров. Ну что еще сказать о себе? Мой папаша — наполовину дворя­нин, на четверть королевский шнапс-пудель, на четверть пар­дон-терьер. Мамочка — наполовину сенспаниелыпа, на чет­верть нью-такса, на шестнадцатую эскимосская лайка, следовательно, я — коктейль-лайф-терьер. Отчасти вегетариа­нец не ем консервов, из колбас — только академическую. Да забыл пол: мужской. Позиция хвоста ироническая. Иииззз.

...Изззвини, пришлось почесаться, сегодня на прогулке одна не слишком косметически грамотная особа сочла, что одной блохой меньше — не убыток... И-и-йх! Ну вот, все. Знаешь, блохи все-таки мешают печатать на машинке. А я, хоть навык и не ахти какой, все-таки немножко горжусь, что единствен­ный среди своих соплеменников... А вот на пианино принци­пиально не играю — не люблю ноту «си» пятой октавы, просто не выношу.

Расскажу тебе, что случилось сегодня. Я совершил ошибку: не удержался и подбежал поприветствовать малыша на ледя-

48

ной горке — он замечательно пел свежей березовой струж­кой — запахи ведь поют, — подбежал и подпрыгнул, а его бабушка как завопит: «А-а-аН Укусит!! Уберите собаку!!» Ма­лыш со страху и поскользнулся, шлепнулся и поехал на спине вниз, головой вперед, — я его успел подправить на ходу, чтобы не ушибся, — что тут поднялось!.. Малыш в рев, бабуся в истерику, скандал, кто-то с кем-то поссорился совсем по дру­гому поводу, полоснуло холодом, солнце перестало смеяться... Я виноват, конечно! Грубая неосторожность: сперва надо было нюхнуть скамеечный ветерок, сразу же уловил бы, что у бабушки злокачественная псинофобия, что ее подружка в далеком детстве пострадала от взбесившегося бродяги... А теперь и у малыша будет собакобоязнь и общий страх перед жизнью. Вот сложности-то какие...

...Ну что же, теперь прием. Сядь удобно, спокойно. Рас­слабься... Свободней... Вот так. Смотри мне в глаза (ты их уже хорошо представляешь — шоколадные с лимонными искорка­ми), смотри ласково, как тебе хочется, не стесняйся. Можешь погладить, да, я это люблю...

А теперь внимательно-внимательно слушай. Ты знаешь, что наше племя лгать не любит, потому что ложь отвратительно пахнет, за километр чую, кто лжет, а уж если приблизится...

Итак, начну против шерстки, не взыщи. Ты завязла сама в себе, по уши, по глаза и выше. Много лет, говоря по-нашему, занимаешься ловлей одной и той же блохи, которую велича­ешь то ненормальностью, то шизофренией, то неприспособ­ленностью. А притом — нормальна, слишком нормальна, дитя мое! Такой нормальной нельзя быть. Это ужасная психическая нагрузка!

(Скажу по секрету: я даже не дал Хозяину дочитать твое письмо — у него был бы нервный припадок. Знаю его не первый год и лечу как могу).

Так вот: буксовка в своей скорлупке. Говорю тебе по этом), поводу свое «ГАВ»,

И другое скажу — что чую. Ты хорошая, искренняя, добрая, нежная. Верная, никогда не предашь. Можешь пожертвовать собой ради первого попавшегося пса, если разжалобит И можешь быть удивительно красивой, уж мне-то поверь'

У тебя громаднейшие возможности — быть счастливой дарить счастье!

Гав! Давай носиться, скоростью хвалиться! Хвост за-драв! — Брав! Прав! Здрав!

49

Гав! Давай кусаться, бегать и смеяться! Гав! — и никаких проблем! Я твои проблемы — съем!

А знаешь, и среди нас, псов, встречаются запроблемпсован-ные. Вот, например, наш дворовый Пуська-Короткохвост. Три пунктика у него: во-первых, короткий хвост. Действительно, коротковат, такой от рождения. Во-вторых, шерсть пегая, а не черная, как ему хочется, — он полагает, что НОРМАЛЬНАЯ шерсть только черная, как у меня. И третий: одно ухо висит, другое торчит. А он считает НОРМАЛЬНЫМ, чтобы висели оба, такое мнение внушила ему в щенячестве одна вислоухая моська.

По причине вышеозначенных пунктиков этот самый Пусь-ка занят неотрывно своей драгоценной персоной: то примина­ет ухо, то выискивает на помойках кучи угля или сажу какую-нибудь, чтобы вымазаться. А главное его занятие — безуспешные многочасовые попытки поймать собственный хвост: ты видела, наверное, как это некоторые псы делают, — вертится-вертится по кругу, а кончик-то убегает-убегает — такой вот заколдованный круг.

Я, как увижу, сразу разбегаюсь — и под бок носом, сбиваю с лап — падает, визжит, огрызается и опять за свое. Я снова сбиваю, пока не надоест. Однажды спросил:

— Зачем хвост ловишь? Ну немного порезвиться — понят­но, но сколько же можно одно и то же? Ты что, рассчитываешь его поймать, свой обрубок?

— А-гав. В конце же концов же поймаю же когда же нибудь же. Хвост же мой собственный же, совсем же ведь близко же. Поймаю — и уж не упущу уж, вытяну уж до нужной длины уж, до НОРМАЛЬНОЙ длины.

— А потом?

— А потом свяжу с ухом, чтобы отвисло НОРМАЛЬНО. А потом в химчистку пойду. А потом стану чемпионом породы. И все узнают, что я не просто нормальный, а что я САМЫЙ.

— А зачем тебе это?

— Чтобы завидовали.

— А зачем чтобы завидовали?

Тут он слегка смутился, скульнул шепотом, приспустил хвостик и посмотрел на мой — так нескрываемо. Знал я, давно понял — тут и понимать нечего, — что сам он, Пуська, завиду­ет всем, у кого хвост длиннее, у кого шерсть темнее и у кого оба уха висят. Отчаянно, до визга завидует! Спаниелей нена-

50

видит ужасно. И жалко мне стало его, и не сказал я ему, что он просто обыкновенный, нормальный дурак.

— Ты бы, Пуська, книжки читал хорошие повнимательней. Ум развивают. Кругозор расширяют. Самокритику упорядочи­вают.

— Читаю, читаю! Да толку что. Расстройство одно нервное от книжек ентих и разочарование психических функций на почве сшибки условных рефлексов. Ногу я поднимал на такие книжки, у большого столба.

— Ну а что, например, читал? На что поднимал?

— А вот. знаешь?.. Есть такой общеизвестный собаколог и пёсиатр, кандидат псинологических наук доктор Тигри. Слы­шал, может?

— А-гав. «Искусство владеть хвостом»?

— А-гав-гав. И «Искусство выть». А еще для кошек — «Охота за мышью», «Я и мышь», ну и всякое прочее. Прочитал. Буря чувств, от восторженного визга до желания проглотить собственный хвост, чтоб ему... А потом полная, окончательная и бесповоротная индиффер-р-рентность. Не объясняет мне моего конкр-р-етного случая, не дает р-р-рецепта личного счастья. Вот попасть бы к нему на пр-р-рием...

— На прием?.. Ну что ж, можно. В порядке исключения для приятеля могу составить протекцию, мне это ничего не стоит, я же его... Да, кстати, — вон он, видишь? Гав, ты что?..

Не ожидал я такой реакции: как сдунуло Пуську, махнул со всех четырех, поджав хвост под брюхо, и не появляется боль­ше. Но знаешь, странно, встретил я его недавно на пустыре, в составе одной свадебной процессии — и представляешь?.. Не поверил своим глазам! Хвост у него ВЫРОС, истинное со­бачье! Сантиметров на десять! А уши — поверишь ли — оба теперь торчат. Сделал вид, что не узнает меня. Ну, я не обидчив.

Эта ужасная и очаровательная жизнь непостижима и дол­жна быть такою! Не забывай удивляться! Ты уже немножко меня поняла?..

Чувствую, что могу поделиться с тобой одной своей сокро­венной собачьей мыслью. Грустная она, эта мысль. Жалко мне вас, людей. И знаешь за что?

За то, что долго живете.

Не умеете пользоваться избытком жизненной полноты, который отпущен вам. Мгновений не цените. Заряд солнца в вас — как бы зря. Думаете, раз их много, мгновений, то чего, собственно, торопиться? Такая долгая и такая скучная жизнь...

51


uchebno-metodicheskie-materiali-po-mezhdunarodnomu-pravu-dlya-studentov-zaochnogo-obucheniya-sokrashennaya-i-polnaya-programmi.html
uchebno-metodicheskie-materiali-umm-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-personalom.html
uchebno-metodicheskie-posobie-upravlenie-personalom-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennaya-polyarnaya-akademiya.html
uchebno-metodicheskie-posobiya-po-problemam-bezopasnosti-naimenovanie-tovara.html
uchebno-metodicheskie-rekomendacii-dlya-imo-po-discipline-osnovi-pravovoj-ohrani-intellektualnoj-sobstvennosti.html
uchebno-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-studencheskih-nauchno-issledovatelskih-rabot.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6th-case-of-bird-flu-found-near-moscow-boris-grizlov-monitoring-smi-22-fevralya-2007-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-disciplini-2-morfologicheskaya-struktura-i-funkcii-organov-tkanej-i-kletok-cheloveka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava2-ni-a-takzhe-voprosi-ee-organizacii-podgotovki-kadrov-povishe.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/t-g-malchukova-ivanchenko-a-a-hudozhestvennoe-oformlenie-verstka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-prizvannih-evenkijskim-okruzhnim-voennim-komissariatom-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni-a-artamonov-hristofor-semenovich-rod-v-1911-d-zaimka-kezhemskogo-r-na-prizvan-v-1942.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii-strategicheskij-komitet-programmi-vladimir-kinelev.html
  • lecture.bystrickaya.ru/474-sbornik-staroobryadcheskij-ukazatel-imen.html
  • desk.bystrickaya.ru/podrobnuyu-informaciyu-po-primeneniyu-professionalnih-sredstv-i-uborochnoj-tehniki-mozhno-poluchit-telefonu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/transcendentalnij-transgumanizm-budushee-chelovechestva-satguru-svami-vishnu-dev.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-stranica-16.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/antiutopiya-xx-veka.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-mikrobiologiya-myasa-i-myasnih-produktov-dlya-specialnosti-260301-tehnologiya-myasa-i-myasnih-produktov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/114-mehanicheskie-povrezhdeniya-trubok-metodicheskie-ukazaniya-po-ekspluatacii-kondensacionnih-ustanovok-parovih.html
  • composition.bystrickaya.ru/perechen-voprosov-dlya-zacheta-ekzamena-po-discipline-pravovedenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vnutrennij-marketing-kak-instrument-effektivnogo-funkcionirovaniya-organizacij-servisa.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-bakalavriata-po-napravleniyu-520500-lingvistika-stranica-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtomaticheskoe-upravlenie-elektroprivodom-pogruzhnogo-nasosa-neftyanoj-skvazhini-v-usloviyah-krasnoleninskogo-mestorozhdeniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referatov-dlya-studentov-iii-kursa.html
  • college.bystrickaya.ru/3-poznavatelnaya-psihologicheskaya-igra-psihotehnologii-napravlennogo-razvitiya-rebenka-v-usloviyah-ozdorovitelno-obrazovatelnih.html
  • credit.bystrickaya.ru/pokryahteli-i-soglasilis-vremya-novostej-rozhkova-natalya-05122007-223-str-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ponyatie-vidi-administrativno-pravovih-rezhimov-i-ih-pravovoe-regulirovanie.html
  • desk.bystrickaya.ru/ochet-o-realizacii-programmi-v-dvuhletnem-periode-2000-2001-gg-dokument-podgotovlen-sekretariatom-stranica-19.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovan-material-s-sajta-obshestva-mihaila-tverskogo-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-metod-metodika-sposobi-i-priemi-ekonomicheskogo-analiza-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iv-organizacionnaya-platforma-grn-ob-utverzhdenii-koncepcii-avtomatizirovannoj-informacionnoj-sistemi.html
  • school.bystrickaya.ru/anglijskij-yazik-vihod-uchashihsya-v-internet-kostenko-aleksandra-aleksandrovna.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadaniya-k-tekstu-stavit-voprosi-k-predlozheniyu-i-tekstu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-operacionnie-sistemi-dlya-specialnosti-230201-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-fakulteta-egf.html
  • essay.bystrickaya.ru/ererih10iv42-dorogie-druzya-vchera-poslali-vam-radio-uchitel-s-vami-edem-v-italiyu-i-v-engadin-tak-bilo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-avtomatizirovannie-informacionnie-sistemi-gavrilov-o-a-kurs-pravovoj-informatiki-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-fp7specific-programme-cooperation-tematicheskoe-napravlenietheme-energy-podrobno-posmotret-opisanie-kazhdoj-temi-konkursa-skachat-dokument-work-program-energy.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-peshera-treh-bezumcev-uchenik-nekromanta-mir-bez-boli.html
  • grade.bystrickaya.ru/nominaciya-vokal-hori-i-folklor-diplomant.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sostoyanie-estestvennoj-rezistentnosti-i-immunologicheskoj-reaktivnosti-u-novorozhdennih-telyat-pri-kolibakterioze-chast-11.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-v-kontekste-strategii-razvitiya-shkoli-eyo-missii-cennostej-organizacionnoj-kulturi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.