.RU

Вкачестве ответов на данные вопросы мы получим то, что в экономической теории называется величиной предложения и ценой предложения соответственно



Лекция 5

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИ



Изучаемые вопросы.

Понятие предложения. Индивидуальное предложение и факторы, его формирующие. Характеристики предложения: величина предложения, цена предложения. Функция предложения и способы ее представления: шкала предложения, график, аналитическая зависимость. Кривая предложения как графическая модель предложения. Закон предложения. Влияние изменения цены на объем индивидуального предложения. Сдвиг кривой предложения. Неценовые детерминанты, определяющие сдвиг кривой предложения (цены факторов производства, технологии, налоги и дотации, количество продавцов, ожидание прибыли).

Индивидуальное предложение фирмы и рыночное предложение. Построение графика рыночного предложения по кривым индивидуального предложения.




В
Предложение (от англ. supplu, S) - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов предложить к продаже в течение некоторого промежутка времени.
данном определении не дается ни качественной ни количественной оценки упомянутой зависимости. Подчеркивается лишь необходимость наличия у производителей желания продать на рынке некоторое благо и готовности это сделать. Конкретизировать количественную сторону рассматриваемой зависимости можно, если задать производителям один из следующих вопросов:

В качестве ответов на данные вопросы мы получим то, что в экономической теории называется величиной предложения и ценой предложения соответственно.


Е
Величина предложения - максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.

Цена предложения - минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество экономического блага.
сли предположить, что подобные вопросы заданы относительно всех возможных значений цен или объемов, а ответы нанесены в соответствующих координатах (Q - количество, Р - цена), то кривая. соединяющая полученные точки, называется кривой предложения.

Закон предложения: при повышении цены экономического блага величина предложения растет, то есть существует положительная зависимость между ценой товара и величиной предложения.
^ Математически закон предложения можно выразить функцией предложения.
ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Функцию предложения можно представить следующим образом:

QSA =F(PA, PB, ,L ,T ,N,…)

где QSA - объем предложения товара А в определенный период времени

РА - цена товара А,

Рв ... PZ - цены других товаров,

L- величина, характеризующая технический прогресс,

Т - величина, характеризующая налоги и дотации /

^ N - величина, характеризующая природно-климатические условия,

... - прочие факторы, влияющие на предложение.

Если представить, что все факторы, определяющие пред­ложение товара, кроме цены самого товара, не изменяются, то функция предложения примет вид функции предложения това­ра от его цены.

QSA =Q(PA)

Функцию предложения от цены, как и функцию спроса от цены, можно представить следующими способами.

Табличный способ (с помощью шкалы предложения).


Цена за единицу

Р (ден. eд.)

Объем предложения

QS (тыс.ед.в мес.).



1



4



7



10



13



16



19




Шкала предложения - таблица, которая показывает какое количество товара будет предложено к продаже по различным ценам в течение определенного периода времени.



Аналитический способ
Е
Прямая функция предложения Q=Q(P) показывает минимальное количество товара, которое продавец согласен продать по определенной цене.

^ Обратная функция предложения P=P(Q) показывает минимальную цену, по которой продавец готов продать определенное количество товара.
сли между ценой и величиной предложения Qs существует взаимно-однозначное соответствие, то имеется как прямая, так и обратная функции предложения.


Если существует линейная зависимость между QS и Р, то формула предложения от цены будет иметь вид QS = а + bР., где b>0.

Например, математическая формула функции, описываю­щей зависимость QS и Р, приведенных в шкале предложения, имеет вид:

QS = 3Р-2, где (QS - объем предложения товара; Р - цена этого товара.

Если функция предложения задана в виде графика, то говорят о графическом способе задания функции предложения.
Г
Кривая предложения – это линия, каждая точка которой показывает значение:
рафический способ

Наклон линии предложения отражает закон предложения: с ростом цены увеличивается объем предложения.

Поэтому, для большинства товаров и услуг линия предложения имеет поло­жительный наклон( Рис.1)



Рис.1. Примеры кривой предложения

График предложения может быть полу­чен при помощи данных шкалы предложения или путем построения графика функции предложения от цены.

В данном случае ( Рис.2) линия предложения демонстрирует, что при цене Р = 6денежных единиц объем предложения товара : составит QS = 16 тысяч единиц в месяц; такому состоянию рын­ка соответствует точка А линии S.

Если цена на рынке пони­зится до Р=3 денежных единиц, объем предложения сократится до QS = 7 тысяч единиц в месяц. Эту ситуацию на рынке отражает точка В линии предложения.



Рис.2


При изучении данной темы очень важно не путать такие понятия, как «предложение» и «величина предложения». Предложение отражает объем планируемых продаж при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой предложения. Величина предложения - это количество блага, которое продавцы готовы продать при конкретном уровне цены, представляет собой одну точку на графике кривой предложения.

Увеличение предложения означает, что при каждом уровне цены производители готовы продать больший объем товара, чем прежде. При увеличении предложения кривая предложения сдвигается вправо - вниз.

Снижение предложения означает, что при каждом уровне цены производители готовы продать меньший объем товара, чем прежде. При снижении предложения кривая предложения сдвигается влево - вверх.

Зная уравнение или график кривой предложения, можно определить объем предложения при любой цене. Таким образом:

При снижении цены товара производители будут склонны предлагать на продажу меньшее его количество. При повышении цены товара последствия прямо противоположные (рис. 2).



Рис.3 Последствия изменения цены экономического блага

Рассмотрим теперь неценовые факторы предложения, то есть параметры, влияющие на планируемый объем продаж производителей и вызывающие сдвиг кривой предложения.

Неценовые факторы предложения:

• цены ресурсов;

• технология;

• налоги;

• субсидии;

• количество производителей;

• ожидания производителей;

• другие факторы.

Цены ресурсов

Производителю, для того чтобы произвести какой-либо товар, необходимо использовать экономические ресурсы. Как мы уже знаем, предложение отражает минимальную цену, за которую производитель готов поставить данный объем товара на рынок. Изменение цены экономических ресурсов при прочих равных условиях приведет к тому, что себестоимость производства данного товара вырастет.

Следовательно, при данном уровне цены производитель не получит ожидаемой прибыли или же вообще не покроет затраты на его производство. Таким образом, при повышении цен ресурсов производитель будет вынужден либо увеличить цену предложения при каждом из уровней количества товара, либо сократить объем предложения при каждом из возможных уровней цены. В любом случае переложение данного товара на рынке сокращается и кривая предложения сдвигается влево - вверх. Падение цен ресурсов сопровождается обратными последствиями.



Увеличение цен ресурсов Снижение цен ресурсов

Рис. 4 .Последствия изменения цен ресурсов

Технология

Под технологией можно понимать определенный способ организации процесса использования экономических ресурсов для получения определенного товара или услуги. Таким образом, улучшением технологии можно считать создание нового способа производства, который даст возможность при тех же количествах ресурсов произвести больший объем продукции или, соответственно, возможность произвести тот же объем продукции при меньших количествах ресурсов. При этом производитель, естественно, сможет предложить больший объем товара на рынок при любом из возможных уровней цены. Таким образом, при улучшении технологии производства товара предложение товара растет, а график кривой предложения сдвигается вправо - вниз.



Рис. 5. Последствия изменения технологии


Может показаться, что в современном мире, в обстановке постоянного научно-технического прогресса невозможны ситуации ухудшения технологий. Это не так. Можно привести довольно простые примеры:

При ухудшении технологии производства товара предложение товара снижается.


Налоги на производителей

Цена, получаемая производителем за товар, является для него доходом. Налоги снижают величину этого дохода производителя, поскольку теперь он обязан некоторую часть цены товара отдавать государству. Таким образом, введение налога равносильно для производителя тому, что он должен будет получать за каждую продаваемую единицу товара меньшую цену. Введение или увеличение налога приводит к снижению предложения товара. Снижение же или отмена налога приводит к росту предложения товара.



Рис. 6 Последствия изменения действия налогов

Субсидии (трансферты) производителям

Трансферты увеличивают величину дохода производителя, поскольку теперь государство доплачивает ему некоторую сумму за каждую единицу товара. Таким образом, введение или увеличение трансферта приводит к росту предложения товара, а снижение или отмена - к падению предложения товара.



Рис. 7. Последствия изменения действия трансфертов

Количество производителей

Очевидно, что двадцать фирм способны предложить на рынок больше продукции, чем одна при одном и том же уровне цены. Таким образом, чем больше число производителей, тем выше рыночное предложение (при снижении числа производителей предложение товара сокращается).



Рис. 8. Последствия изменения количества производителей

Ожидания производителей

Ожидания производителей относительно будущих изменений на рынках влияют на их предложение товара в настоящий момент времени. Если, например, салон связи ожидает, что цена на мобильные телефоны данной модели в будущем вырастет, то каким образом он изменит их предложение в текущий момент времени? Скорее всего, продавец предпочтет продать больше товара в будущем, получив за него боле высокую цену. Таким образом, предложение данного товара сегодня снизится.



Рис. 9. Последствия ожидания изменения цены товара в будущем

Если же производитель предполагает, что в скором времени будет выпущена новая, улучшенная модель мобильного телефона, то, скорее всего, предложение старой модели в текущий момент увеличится, безусловно, вы сталкивались с таким явлением, как сезонные распродажи, когда фирмы активно стараются сбыть, пусть и по сниженным ценам, остатки старых партий продукции. Таким образом, различные ожидания производителей оказывают разное влияние на предложение/

Другие факторы

Существует множество других причин, оказывающих влияние на предложение. Это могут быть смена руководства фирмы, открытие новых месторождений полезных ископаемых, погодные условия, политические события и т.д. Перечислить и рассмотреть влияние всех возможных факторов изменения предложения невозможно, но попробуем обобщить все, что мы узнали о факторах предложения.


^ РЫНОЧНАЯ КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Количество производителей положительно влияет на рыночное предложение. При увеличении количества производителей на рынке может быть предложен больший объем экономического блага при каждом уровне цены. В соответствии с этим утверждением и производится сложение отдельных индивидуальных кривых предложения для получения общей рыночной кривой предложения: при каждом возможном уровне цены необходимо сложить величины индивидуальных предложений отдельных производителей. Сложению подвергаются именно величины индивидуальных предложений, то есть кривые предложения «складываются по горизонтали».

Для того чтобы сложить кривые предложения, можно воспользоваться следующей схемой:

1. Определяем минимальное значение цены, при котором на рынке присутствует хотя бы один продавец.

2. Отмечаем, какой объем товара предлагается на рынке при данной цене.

3. Определяем, при какой цене к продавцам, действовавшим на рынке при цене пункта 1, присоединится следующий продавец (или продавцы).

4. Отмечаем, какой объем товара предлагается на рынке всеми продавцами при данной цене.

5. Повторяем шаги З и 4 пока на рынок не вступят все продавцы.

Пример 1

Рассмотрим пример сложения двух кривых предложения, когда производители готовы начать предлагать товар по одинаковой минимальной цене Рмин. Предложение первого производителя представлено на рис. 10 линией . Предложение второго производителя представлено линией данных условиях минимальная цена, при которой производители готовы предлагать товар, одинакова и равна Рмин. Следовательно, минимальная цена на суммарной кривой предложения - Рмин. При некотором текущем уровне цены Р2> Рмин на рынке действуют два производителя, готовые предложить, соответственно, объем товара, равный: .





Рис.10. Индивидуальные и суммарная кривая предложения

Пример 2

Рассмотрим пример сложения двух кривых предложения, когда производители готовы вступить на рынок при разных минимальных ценах: Рмин1 и Рмин2. Предложение первого производителя представлено на рис. 11 линией S1, предложение второго производителя - линией S2.

В данных условиях минимальной ценой, при которой хотя бы один производитель готов предлагать товар на рынке, является цена первого производителя Рмин1 (так как Рмин1 < Рмин2). Следовательно, минимальная цена на суммарной кривой предложения - Рмин1.

Второй производитель начинает предлагать товар на рынке, когда цена на товар поднимается до уровня Рмин2. При этом необходимо подсчитать, какой объем уже предлагается на рынке при цене, равной Рмин2. Второй производитель при данной цене только вступает на рынок, то есть объем его предложения равен нулю. Однако первый производитель при цене, равной Рмин2, предлагает некоторый объем товара, для того чтобы подсчитать, какой объем он предлагает, необходимо подставить значение цены Рмин2 в уравнение кривой предложения первого производителя.

Допустим, что при данной цене первый производитель предлагает объем товара, равный Q1 при Рмин2. При некоторой цене Р2>Рмин2 на рынке действуют оба производителя, готовые предложить, соответственно, объем товара, равный: Q2+Q3=Qрын.





Рис. 11 Индивидуальные и суммарная рыночная кривые предложения


Уравнение суммарной рыночной кривой предложения можно получить аналитически на основе уравнений индивидуальных кривых предложения. Для этого можно воспользоваться следующей схемой:

1. Записать уравнения индивидуальных кривых предложения в виде функций: Q = Q(Р).

2. Сложить правые части полученных уравнений в соответствии с областями определения.

3. Записать аналитически кривую рыночного предложения.

voprosi-vstupitelnogo-ekzamena-po-specialnosti.html
voprosi-vvedenie-zadachi-i-rol-cvetovodstva.html
voprosi-zacheta-po-discipline.html
voprosi-zadannie-nashimi-uchastnikami.html
voprosi-zashiti-okruzhayushej-sredi-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-neftyanaya-kompaniya-rosneft-kod-emitenta.html
voprosiizadach-idlya-kontrolya-znanij-po-kursu-detali-mashin-i-osnovi-konstruirovaniya-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-2-e-izdanie-pererabotannoe-i-dopolnennoe-nizhnij-novgorod-2003.html
  • spur.bystrickaya.ru/maket-master-fajla-uchastka-proekt-po-predvaritelnoj-kvalifikacii-vipolnyaemij-pod-rukovodstvom-vsemirnoj-organizacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhotto-di-bondone-giotto-di-bondone-1266-ili-1267-kolle-di-vespinyano-toskana-1337-florenciya-italyanskij-zhivopisec-predstavitel-iskusstva-p.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-literaturnogo-prazdnika-posvyashennogo-otkritiyu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-parashyutnoj-podgotovke-aviacii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/semantika-hudozhestvennogo-prostranstva-v-romane-dzh-dzhojsa-portret-hudozhnika-v-yunosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/innovacionnom-universitete-stranica-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-3-organizaciya-proektirovaniya-elektronnoj-sistemi-upravleniya-dokumentooborotom.html
  • institute.bystrickaya.ru/gejman-nil-kniga-kladbish-lyubitelskij-perevod.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskaya-model-obuchenie-vzroslih.html
  • turn.bystrickaya.ru/opit-ispolzovaniya-informacionnih-tehnologij-national-instruments.html
  • books.bystrickaya.ru/ekskursionnaya-programma-1-den-karakas-vstrecha-v-aeroportu-transfer-v-otel-alba-caracas-4-v-karakase-svobodnoe-vremya-2-den-karakas-merida.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saga-o-vidyashih-i-uchenik-ubijci-robin-hobb-stranica-7.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakoni-termodinamiki-i-ih-primenenie-k-nizkotemperaturnim-sistemam.html
  • university.bystrickaya.ru/est-vremya-razbrasivat-kamni-chem-temnee-noch-tem-yarche-sverkayut-zvezdi.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-upravlenii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-na-osnove-issledovanij-provedennih-v-laboratorii-razvitiya-rechi-instituta-doshkolnogo-vospitaniya-apn-nine-institut-doshkolnogo-obrazovaniya-i-semejnogo-vospitaniya-rao.html
  • education.bystrickaya.ru/2-informacionnij-process-i-evolyuciya-sredstv-ego-obespecheniya-a-s-marahovskij-massovie-kommunikacii-i.html
  • college.bystrickaya.ru/4-hudozhestvenno-esteticheskij-otdel-programma-deyatelnosti-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-istoriya-predprinimatelskoj-deyatelnosti-po-teme-dinastiya-demidovih.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamen-16-uchebno-metodicheskaya-karta-disciplini-utverzhdayu-zav-kafedroj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viktor-suvorov-svyatoe-delo-gde-konchaetsya-dokument-tam-ya-nachinayu-stranica-9.html
  • institut.bystrickaya.ru/torgovoe-oborudovanie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prishvin-m-m-lyubov-k-cheloveku-i-prirode.html
  • holiday.bystrickaya.ru/napravlenie-6-prinimaya-vo-vnimanie-mirovie-i-otechestvennie-tendencii-razvitiya-obrazovaniya-uchebno-vospitatelnij.html
  • education.bystrickaya.ru/212-operatori-kvantori-i-svyazki-uchebnik-adresovan-ne-tolko-studentam-lingvisticheskih-otdelenij-fakultetov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-xv-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-problemi-i-perspektivi-innovacionnogo-razvitiya-ekonomiki-kiev-simferopol-alushta.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sbornik-proizvedenij-aleksandr-viktorovich-kostyunin-petrozavodsk-11-11-2009-g-soderzhanie-rukavichka-rasskaz-stranica-11.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-ekologiya-na-temu-radioaktivnie-othodi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobor-vostochnih-patriarhov-1666-1667-gg-blazhenni-izgnannie-za-pravdu-ibo-ih-est-carstvo-nebesnoe.html
  • bukva.bystrickaya.ru/politika-i-eyo-funkcii-chast-2.html
  • education.bystrickaya.ru/141-11-amurnaya-bolezn-oliver-saks-chelovekkotorij-prinyal-zhenu-za-shlyapu-i-drugie-istorii-iz-vrachebnoj-praktiki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-god-zabolevaemost-programma-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnaya-baza-dlya-rascheta-finansovo-ekonomicheskih-pokazatelej-programma-gosudarstvennoj-attestacii-studentov.html
  • school.bystrickaya.ru/iskusstvennij-intellekt-v-upravlenii-firmoj-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.