.RU

«Выталкивающая сила. Закон Архимеда»


В.М.Краевой,

Грязивецкая основная школа,

Погарский район, Брянская обл.


Преподаю физику более 10 лет. На своих уроках регулярно применяю компьютер. За пять лет работы с компьютером мною созданы определённые наработки. Это сборник задач на базе цифровых фотографий краеведческого плана «Физика вокруг нас», сборник видеозадач на основе документальных и художественных фильмов. В этой статье предлагаю познакомиться с планом одного из уроков, на котором применял компьютер с видеопроектором. Специально для урока была создана презентация. В неё входили опорные схемы, фотоиллюстрации, рисунки, музыкальное сопровождение, работа с опорным конспектом, видеозадачи. В подготовке видеоматериалов самое активное участие принимали ученики. Они озвучивали видеозадачи, выполняли иллюстрации. Использовал также репетитор по физике Кирилла и Мефодия.

Составляя урок, решил, сделать его предельно интерактивным, усилить практическую направленность, связать изучаемый материал с жизнью, устранить утомляемость учащихся.


^ Урок «Выталкивающая сила. Закон Архимеда»


Тема урока: «Выталкивающая сила. Закон Архимеда».

Образовательный аспект триединой цели:

Убедиться в существовании выталкивающей силы, осознать причины её возникновения и вывести правила для её вычисления.

^ Воспитательный аспект триединой цели:

Познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира (величина архимедовой силы обусловлена объёмом погруженного в неё тела и плотностью вытесненной жидкости) Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира. Проводить воспитание культуры умственного труда. Создание для каждого ученика ситуации успеха.

^ Развивающий аспект триединой цели:

Работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат (т.е. формировать так называемую «зоркость» в поисках). Развивать коммуникативные умения. На этапе выдвижения гипотез развивать устную речь. Проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению учащимися знаний в различных ситуациях.


^ План урока



Этап

Время,

Мин

Приёмы и методы

  1. Введение в урок – рассказ об Архимеде.




  1. Объяснение нового материала




  1. Отработка знаний и умений




  1. Проверка знаний и умений




  1. Закрепление изученного




  1. Домашнее задание



3


16


14


4


7


1

Сообщение учителя


Беседа. Демонстрация

опытов. Фронтальная лабораторная работа


Решение качественных и

количественных задач


Тестовое задание


Блиц турнир, решение видеозадач


Запись задания в дневниках



^ Ход урока:


I. Сообщение учителя.

Тема нашего урока «Выталкивающая сила. Закон Архимеда».

Архимед… Кто же такой этот человек, оставивший яркий след в науке? (На проекционном экране демонстрируется портрет Архимеда. Одновременно на фоне музыкального сопровождения учитель рассказывает об Архимеде)

Архимед – выдающийся ученый Древней Греции, родился в 287 году до н.э. в портовом и судостроительном г. Сиракузы на острове Сицилия. Архимед получил блестящее образование у своего отца, астронома и математика Фидия, родственника сиракузского тирана Гиерона II, покровительствовавшего Архимеду. В юности провёл несколько лет в крупнейшем культурном центре в Александрии, где у него сложились дружеские отношения с астрономом Кононом и географом-математиком Эратосфеном. Это послужило толчком к развитию его выдающихся способностей. В Сицилию вернулся уже зрелым ученым. Он прославился многочисленными научными трудами главным образом в области физики и геометрии.

Последние годы жизни Архимед был в Сиракузах, осажденных римским флотом и войском. Шла 2-я Пуническая война. И великий ученый, не жалея сил, организовывает инженерную оборону родного города. Он построил множество удивительных боевых машин, топивших вражеские корабли, разносивших их в щепы, уничтожавших солдат и наводивших на них суеверный страх. Существует легенда, что при помощи своей системы зеркал Архимед смог поджечь корабли римлян. Однако слишком маленьким было войско защитников города по сравнению с огромным римским войском. И в 212 г. до н.э. Сиракузы были взяты.

Гений Архимеда вызывал восхищение у римлян и римский полководец Марцелл приказал сохранить ему жизнь. Но солдат, не знавший в лицо Архимеда, ворвался в дом ученого и увидел старика (а ему было около 75 лет) склонившегося над ящиком с песком, на котором он выполнял чертёж.

«Не наступи на мои круги» - воскликнул Архимед. В ответ воин взмахнул мечом, и великий ученый упал на песок, заливая кровью чертёж.

После Архимеда осталось много трудов, но каждый из них до сих пор имеет огромное значение. Одним из важнейших его открытий стал закон, впоследствии названный законом Архимеда. Существует предание, что идея этого закона посетила Архимеда, когда он принимал ванну, с возгласом «Эврика!» он выскочил из ванны и нагим побежал записывать пришедшую к нему научную истину. А вот суть этой истины и предстоит нам сегодня выяснить.

Итак, нам нужно убедиться в существовании выталкивающей силы, осознать причины её возникновения и вывести правила для её вычисления.

II. Вспомним лето. Вы отдыхаете на море, озере или реке «Судость», входите в воду. Учите плавать своих друзей. (на экране демонстрируется фотоиллюстрация) Легко ли поддерживать на воде тело своего друга? (легко).

А сможете ли вы его также легко удержать не в воде, а в воздухе? (нет)

Хорошо, продолжаем дальше. Многие из вас купаясь, пытались запихнуть мяч в воду. Ну и как? Получалось у вас это? (нет) В чем же дело? Обратимся к опыту.

Опыт 1. В аквариуме плавает мяч. Я погружаю мяч глубже в воду отпускаю, и мяч что делает? (всплывает) Почему мяч всплыл на поверхность воды? На мяч подействовала что? (сила) Совершенно верно, подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды, эта же сила выталкивала из воды и тело вашего друга при обучении плаванию, поэтому как мы её будем называть? (выталкивающей силой)

Впервые выталкивающую силу рассчитал древнегреческий ученый Архимед. Поэтому эту силу называют Архимедовой силой.

Ребята, а всегда ли жидкость действует на погруженное в неё тело? Ведь опущенный в воду цилиндр из металла тонет.

Опыт 2. Учитель погружает в воду подвешенный на нити металлический цилиндр. Тело утонуло. Заметно ли выталкивающее действие воды в этом случае? Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте проведём опыт по описанию задания №1 ваших поурочных тетрадей.

^ Фронтальная лабораторная работа. (На экране последовательно отображаются её этапы) На каждом столе находится динамометр, цилиндр и стакан с водой. Сначала вам нужно подвесить цилиндр к динамометру, найти его вес в воздухе и записать полученный результат. Следующее задание: погрузите цилиндр в жидкость и найдите его вес в жидкости. Запишите полученный результат. Сравните, пожалуйста, вес цилиндра в воде с весом цилиндра в воздухе и сделайте вывод: действует ли на цилиндр, погруженный в жидкость, выталкивающая сила? (Так как вес цилиндра в жидкости меньше, чем вес цилиндра в воздухе, то на него действует выталкивающая сила) Куда она направлена? (вертикально вверх) А теперь подумайте, как можно найти величину этой силы? Что для этого нужно сделать? (Из веса цилиндра в воздухе надо вычесть вес цилиндра в воде.) Совершенно верно! И мы с вами рассмотрели один из способов нахождения выталкивающей силы.

Запишите, пожалуйста, формулу. Чтобы найти силу Архимеда надо из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости, подставьте в неё измеренные вами значения веса цилиндра в воздухе и воде и вычислите архимедову силу.

Таким образом, мы убедились, что на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила: и на те которые тонут, и на те которые плавают. (на экране демонстрируются фотоиллюстрации)

А если тело погружено в газ, будет ли в этом случае на него действовать сила Архимеда? Оказывается будет! И примерами такого действия являются полёты воздушных шаров и аэростатов. (на экране демонстрируется фотоиллюстрация) Как говорят аэронавты, их поднимает и держит в воздухе дар природы – сила Архимеда. Обратимся к опыту.

Опыт 3. Стеклянный шар, уравновешенный на весах, помещен внутрь открытого сосуда. На дне сосуда находится мел, я его заливаю кислотой. Происходит бурная реакция, в результате которой сосуд постепенно заполняется углекислым газом. Для того, чтобы в этом убедиться, внесём в сосуд горящую спичку. В углекислом газе спичка погасла. Внимательно следим за равновесием весов. Мы видим, что равновесие, что делает? (нарушается) Значит, на тело находящееся в газе действует что? (выталкивающая сила), направленная куда? (вертикально вверх).

Выталкивающая сила может возникать и в сыпучих веществах, таких как песок, рис, горох, поскольку они принимают форму того сосуда, в который помещены, то есть проявляют свойства жидкостей.

^ Опыт 4. В сосуд кладу пенопласт и засыпаю горохом. Встряхиваю. Под действием выталкивающей силы пенопласт что сделал? (всплыл)

Вывод: на тела, погруженные в жидкости, газы и даже сыпучие вещества действует сила Архимеда направленная вертикально вверх (на экране демонстрируются фотоиллюстрации)

Выясним, почему она возникает?

На резиновый брусок, как и на всякое тело, погруженное в жидкость, будет действовать выталкивающая сила, в чем мы с вами ещё раз убеждаемся.

Опыт 5. Резиновый брусок подвешивается к пружине. Наблюдается растяжение пружины в воздухе, а затем в воде. Под действием выталкивающей силы, действующей на брусок, погруженный в воду, пружина сокращается.

Мы знаем, что жидкость давит на дно и стенки сосуда, а значит и брусок, находящийся в жидкости, тоже подвергается её давлению. Что вы можете сказать о давлении внутри жидкости на одном и том же уровне? (На одном и том же уровне по закону Паскаля давление по всем направлениям одинаково)

Правильно, поэтому и силы, с которыми жидкость действует на боковые поверхности бруска, будут равными. Они направлены навстречу друг другу и сжимают брусок.

Давайте, измерим давление жидкости на уровне верхней и нижней грани бруска.

Опыт 6. Учитель опускает в сосуд с водой брусок и при помощи жидкостного манометра измеряет давление жидкости на верхнюю и нижнюю грань бруска.

Сравните давления жидкости на уровнях верхней и нижней граней бруска. Какое из них больше? (давление жидкости на нижнюю грань больше) Почему? ( потому, что она находится на большей глубине) Следовательно, и сила, с которой жидкость действует на нижнюю грань, будет больше, чем сила, с которой жидкость действует на верхнюю грань. Куда направлена равнодействующая этих сил? (вверх – в сторону действия большей силы) Равнодействующую этих сил и называют выталкивающей или архимедовой силой. А как можно найти силу Архимеда? (Надо из большей силы давления жидкости на нижнюю грань вычесть меньшую силу, с которой жидкость действует на верхнюю грань бруска.) Выведем величину силы Архимеда: (На экране демонстрируется опорный конспект)





Подставляя выражения для Fн и Fв, получим:




Чему равна разность высот столбов жидкости ? (разность высот столбов жидкости hн и hв равна высоте бруска) Верно, обозначим высоту бруска через h. А чему равно произведение площади основания бруска на его высоту? (Произведение площади основания на высоту равно объёму бруска.) И мы получаем ещё один способ нахождения архимедовой силы. Будем называть этот способ расчетным.





Что мы получим, если умножим плотность жидкости на объём тела? (произведение плотности на объём равно массе.) Массе чего? (Массе жидкости в объёме тела)


Чему равно произведение ? (Это произведение равно весу жидкости в объёме тела.)




Итак, сила Архимеда равна весу жидкости в объёме погруженного тела. Докажем эту гипотезу с помощью опыта.

Опыт 7. К пружине подвешено ведёрко и цилиндр. Объём цилиндра равен внутреннему объёму ведёрка. Растяжение пружины отмечено указателем. Затем цилиндр целиком погружаю в воду, налитую в отливной сосуд. Вода выливается из отливного сосуда в отдельный стакан. Объём вылившейся воды равен чему? (объёму погруженного в воду тела.) Указатель пружины отмечает уменьшение веса цилиндра в воде, вызванное действием чего? (выталкивающей силы.) Если вылить в ведерко воду, вылившуюся в стакан, то под действием веса вытесненной воды указатель пружины возвращается, что удивительно, к своему начальному положению. Итак, архимедова сила сократила пружину, а вес вытесненной воды растянул ее, вернув в начальное положение. Что можно сказать об этих силах? (Архимедова сила равна весу жидкости, вытесненной телом.) И мы рассмотрели еще один способ нахождения архимедовой силы.

Чтобы найти силу Архимеда, действующую на тело, нужно определить вес жидкости, которую это тело вытесняет.

А теперь сформулируйте самостоятельно закон Архимеда, для этого вам нужно заполнить соответствующие пропуски.

Тело, ___________ в жидкость или газ ____________ вертикально ____________ с силой равной _____________ жидкости или газа в ____________ тела (или его погруженной части)

(Ребята сверяют правильное решение с проекционным экраном.)


III. Предлагаются следующие задачи: (На экране демонстрируются рисунки к задачам)

1. В сосуд с жидкостью погружены три шара.

а) Закрасьте карандашом те шары или части шаров, на которые со стороны жидкости действует выталкивающая сила.

(Поднимите свои поурочные тетради и покажите, как вы это сделали. Сверим правильный результат с изображением на проекционном экране.)

б) На какой шар действует наименьшая выталкивающая сила? почему?





2. Одинаковые или разные выталкивающие силы действуют на алюминиевый кубик и медный шарик, погруженные в жидкость, если их объёмы равны?





А теперь давайте внимательно посмотрим на этот рисунок и выясним, от чего же сила Архимеда не зависит. (архимедова сила не зависит от формы тела, глубины его погружения, плотности тела и его массы.)
^ 3. На какой из двух одинаковых шаров действует наибольшая архимедова сила, если первый помещен в воду, а второй в керосин.





4. В воду нырнули первоклассник и одиннадцатиклассник, на кого из них действует большая выталкивающая сила? Почему?

5. На территории Палестины и Израиля есть странное на первый взгляд море. О нём сложились мрачные легенды. В одной из них говорится «и вода и земля здесь богом прокляты». Какая-то таинственная неведомая сила выталкивала на поверхность воды предметы, попадавшие в море. Однако, несмотря на сказания плавать в этом море очень даже весело и увлекательно. Вот как описывает купание в водах Мертвого моря Марк Твен:

(На экране демонстрируется видеозадача, озвученная учениками)

«Это было забавное купание, мы не могли утонуть. Здесь можно вытянуться на воде во всю длину лёжа на спине и сложив руки на груди, причем большая часть тела будет оставаться над водой. При этом можно совсем поднять голову… Вы можете лежать очень удобно на спине, подняв колени к подбородку и охватив их руками - но вскоре перевернётесь так, как голова перевешивает. Вы можете встать на голову - и от середины груди до конца ног будите оставаться вне воды; но вы не сможете долго сохранять такое положение. Вы не можете плыть на спине, подвигаясь сколь-нибудь заметно, так как ноги ваши торчат из воды и вам приходится отталкиваться только пятками. Если же вы плывёте лицом вниз, то подвигаетесь не вперёд, а назад. Лошадь так неустойчива, что не может ни плавать, ни стоять в Мертвом море, она тотчас же ложится набок».

В чем же загадка Мёртвого моря? Почему в нём нельзя утонуть?

6. В апреле 1912 года отправилось в первое и последнее плавание крупнейшее пассажирское судно «Титаник» водоизмещением 46300 тонн. (Водоизмещение это масса воды вытесняемой судном.) Найдите величину выталкивающей силы, действующей на него.

7. Быстро и желательно устно, решите задачи.




IV. А сейчас давайте проверим, хорошо ли вы познакомились с архимедовой силой, для этого мы выполним разноуровневый тест, который описан в задании №8 ваших поурочных тетрадей. Один из учеников, успевающих на отлично, будет выполнять тестовое задание на компьютере (репетитор по физике Кирилла и Мефодия)


Один из шести вариантов дифференцированного тестового задания:




п/п

Вопрос

Ответы

Верный

ответ

1

На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная:


^ А. Весу жидкости, вытесненной телом

Б. Весу погруженного тела

В. Весу погруженного тела и жидкости, вытесненной телом.




2

Величину выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело, можно подсчитать по формуле:

А.

Б.

В.




3



На какое тело действует большая выталкивающая сила?

А. На первое.

Б. На второе.

В. На третье.




4





На какое тело действует меньшая

выталкивающая сила?

А. На первое.

Б. На второе.

В. На третье.




5



Выталкивающая сила, действующая на погруженную в жидкость картофелину, равна:

А. 3 Н

Б. 2 Н

В. 1 Н





После выполнения тестового задания ученикам предлагается посчитать сколько раз буква «А» встречается в ответах. И затем поднять вверх столько пальцев, сколько раз встречается буква «А». (Методический прием, позволяющий оперативно контролировать знания учеников)

V. А теперь у нас состоится блиц турнир. (класс разбивается на команды) Первой я буду спрашивать ту команду, которая раньше поднимет руку. За каждый правильный ответ вы будите получать звезду умника. (на проекционном экране демонстрируются видеозадачи, озвученные учениками)


Видеозадача № 1

Мой друг, вернувшись из путешествия, показывал необычные фотографии. В каком месте он мог сделать эти фотоснимки, дайте объяснения чудесам, запечатлённым на них. (Мертвое море)


Видеозадача №2

Почему длинные и очень гибкие стебли подводных растений сохраняют в воде вертикальное положение?


Видеозадача №3

Кит, хотя и живёт в воде, но дышит легкими. За счет изменения их объёма он легко может менять глубину погружения. Однако, несмотря на наличие легких кит не проживёт и часа, если окажется на суше. В чем же дело?


Видеозадача №4

Рыбы могут легко регулировать глубину погружения, меняя объём своего тела, благодаря плавательному пузырю. Что будет происходить с выталкивающей силой, действующей на рыбу, при уменьшении объёма плавательного пузыря?

Видеозадача №5

Почему водолазы с тяжелыми кислородными болонами в воде чувствуют себя невесомыми?


Видеозадача №6

Почему подводной лодке, севшей на дно, иногда бывает трудно от него оторваться, особенно если оно глинистое.


Видеозадача №7

Вы смотрите фрагмент фильма «Водный мир» оцените выталкивающую силу, действующую на воздушный шар, если бы его объём составлял 400 м3


Давайте выясним, какая команда получила большее количество звездочек. Вы получаете за блиц турнир оценку «пять».

Итак, мы разобрались, почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие тонут, почему возможно плавание судов, подводных лодок, воздушных шаров и аэростатов. И в жизни вам предстоит еще не один раз встретиться с силой Архимеда.


VI. Домашнее задание: § 48, 49, выучить опорный конспект, задания 9, 10 (поурочной тетради), подготовиться к лабораторной работе.


Разноуровневая рабочая тетрадь.


Разноуровневая рабочая тетрадь применённая на уроке была трёх видов:

Для учащихся, успевающих на оценку «3», тетрадь желтого цвета, на оценку «4» – зелёного, и на оценку «5» - красного. Данная тетрадь содержит все основные опорные схемы и конспекты, поэтому ученикам не нужно было тратить время на их переписывание.

Кроме значительной экономии времени урока, рабочая тетрадь позволяет существенно снижать утомляемость учеников благодаря дифференцированному тестовому и домашним заданиям. Реализуется и приём опережающего обучения. Сильные учащиеся, как бы получили негласное предложение решать задачи наперёд. В специальную таблицу выносятся оценки за четыре вида работ на уроке, по которым учитель выставляет итоговую оценку.


Фрагмент рабочей тетради:

^ Задание №1 Действует ли на металлический цилиндр, погруженный в воду, архимедова сила?

^ Вес в

воздухе

Вес в

жидкости

Разность!!




Задание №2 Заполните пропуски:


Закон Архимеда: Тело, ___________ в жидкость или


газ ____________ вертикально ____________ с силой


равной _____________ жидкости или газа в


____________ тела (или его погруженной части)





^ Задание №3 В сосуд с водой помещены три шара.
а) Закрасьте карандашом те шары или части шаров, на которые со стороны жидкости действует выталкивающая сила.

б) На какой шар действует наименьшая выталкивающая сила? почему?




Задание №4 Одинаковые или разные выталкивающие силы действуют на алюминиевый кубик и медный шарик, погруженные в жидкость, если их объёмы равны?



ВЫВОД:

Сила Архимеда

не зависит от:






Задание №5 На какой из двух одинаковых шаров действует наибольшая архимедова сила, если первый помещен в воду, а второй в керосин.



















Задание №6 В апреле 1912г. отправилось в первое и последнее плавание крупнейшее пассажирское судно «Титаник» водоизмещением 46300т (масса воды вытесняемой судном) Найдите величину выталкивающей силы, действующей на него.


Дано Решение:







Ответ: FA=____________

Задание №7. Быстро и желательно устно решите задачи.


Ответ:_______



Задание №8 Тест «Хорошо ли ты знаешь силу Архимеда?»
Вариант- 1





п/п

Вопрос

Ответы

Верный

Ответ

1

На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная:


^ А. Весу погруженного тела

Б. Весу жидкости, вытесненной телом

В. Весу погруженного тела и жидкости, вытесненной телом.




2

Величину выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело можно подсчитать по формуле:


А.

Б.

В.




3



На какое тело действует меньшая выталкивающая сила?

А. На первое.

Б. На второе.

В. На третье.




4





На какое тело действует большая

выталкивающая сила?

А. На первое.

Б. На второе.

В. На третье.




5

Определите выталкивающую силу, действующую на тело, погруженное в воду объёмом 0,001м3

А. 10 Н

Б. 100 Н

В. 1000 Н





Задание №9 Сравните выталкивающие силы, действующие на первое и второе тела.





^ Задание №10 Найдите выталкивающую силу в следующих ситуациях.


Ситуация

Способ нахождения

выталкивающей силы

Решение



вода







^ Железобетонная плита объёмом 3 погружена в воду.





















Задание на дом: § 48, 49, выучить опорный конспект, задания 9, 10, подготовиться к лабораторной работе.




Опорный конспект






выталкивающая сила








































но







Способы нахождения выталкивающей силы:










Моя оценка за урок


Фронтальная Л/р

Решение задач

Тест

Блиц турнир

Итоговая оценка






















vodorod-hydrogenium-n-1-stranica-20.html
vodorod-hydrogenium-n-1-stranica-25.html
vodorodnaya-energetika.html
vodorosl-nil-stivenson.html
vodosnabzhenie-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-za-yanvar-2007-g.html
vodosnabzhenie-i-kanalizaciya-zhilogo-zdaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/algoritmi-i-programmi-bibliograficheskij-ukazatel-publikacij-professora-gubareva-vasiliya-vasilevicha.html
  • institut.bystrickaya.ru/svodnaya-vedomost-pezometrov-ustanovlennih-v-vedomstvennie-normativnie-dokumenti-tipovie-pravila-ekspluatacii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-i-vzaimnaya-pravovaya-pomosh-stambulskij-plan-dejstvij-po-borbe-s-korrupciej.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yamnaya-kultura-perevod-s-anglijskogo-g-a-nikolaev.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-vi-kursa-specialnosti-150700-lokomotivi-t.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-svoboda-voli-i-sudba-organizacii-19-stranica-7.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogikali-praktika-badarlamasini-bas-bet-f-so-pmu-18-321.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tretya-sistema-svyazi-vnutrennij-svet-protivolarazitarnaya-programma-v-shkole-zdorovya-nadezhda-chelovek-malenkaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/perevod-s-yaponskogo-v-smolenskogo-stranica-12.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-po-podgotovke-vracha-lechebnika-po-napravleniyu-060101-lechebnoe-delo.html
  • books.bystrickaya.ru/chem-polzuetsya-professional.html
  • znanie.bystrickaya.ru/734ekonomicheskaya-klassifikaciya-rashodov-proekt-specifikacii-funkcionalnih-i-drugih-trebovanij-polzovatelya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-organizacionnie-izmeneniya-organizacii-i-osnovnie-podhodi-k-ih-izucheniyu-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uluchshenie-demograficheskoj-situacii-podderzhka-molodih-i-mnogodetnih-semej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ne-doiskatsya-do-prichin-mistika-skazka-ili-realnost-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-delovoe-obshenie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-razdela-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • studies.bystrickaya.ru/biblioteka-i-kraevedenie-rabota-bibliotek-s-kraevedcheskimi-dokumentami.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stenogramma-zasedaniya-soveta-federacii-byulleten-223-422.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-v-sootvetstvii-s-fgos-vpo-po-specialnosti-111801-65-veterinariya-i-primernoj-uchebnoj-programmoj-disciplini-instrumentalnie-metodi-diagnostiki.html
  • books.bystrickaya.ru/enknyazeva-spkurdyumov-principi-samoorganizacii-i-ustojchivogo-sovmestnogo-razvitiyaslozhnih-sistem.html
  • institut.bystrickaya.ru/the-statement-is-unreachable-rukovodstvo-programmista.html
  • learn.bystrickaya.ru/funkcionaldi-mndetter.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-fedotova-l-n-sociologiya-reklamnoj-deyatelnosti-uchebnik.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenografiya-kino-televidenie-enciklopediya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-bokser-ti-chto-kupil-bileti-na-eto-shou-ili-kak.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroka-urok-sud-nad-ivanom-groznim.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-sostavlena-na-osnovanii-dvuh-broshyur-kotorie-mne-dovelos-napisat-dva-goda-nazad-v-pomosh-shkolnim-uchitelyam-stranica-12.html
  • tasks.bystrickaya.ru/143-antiracionalisticheskaya-ustanovka-filosofii-zhizni-shopengauer-nicshe-diltej.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-14-sentyabrya-2006-g.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soi-i-dogovor-po-pro-superderzhavi-xx-veka.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-popper-logika-i-rost-nauchnogo-znaniya-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-dokumenti-podtverzhdayushie-statya-83-vidi-imushestva-imushestvo-kak-obekt-grazhdanskih-prav-podrazdelyaetsya.html
  • exam.bystrickaya.ru/zashita-ot-umnogo-ili-umnaya-zashita-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.