.RU

Выбор темы диссертации - Процесс научного творчества: основные термины и понятия


^ Выбор темы диссертации
Удачный выбор темы диссертации - основа успеха соискателя ученой степени

Начальным этапом работы над диссертацией является выбор ее темы. Это очень ответственный этап, определяющий, будет ли успешным дальнейшее развитие диссертационного исследования, признают ли специалисты его результаты новыми, полезными не только для самого соискателя, но и для общества. Выбрать тему диссертации – значит определить, в каком направлении в течение достаточно длительного времени будет двигаться соискатель, на что будет направлена его энергия, чт? будет составлять основу его деятельности. Поскольку диссертация - это не рядовая научная работа, а квалификационная, то тема ее должна сковывать соискателя в его развитии, углублении им своих знаний, совершенствовании навыков, повышении интеллекта, - т.е. обеспечить восхождение на более высокую квалификационную ступень как специалиста в определенной области знаний.

Выбор темы не может быть «слепым» ему должен предшествовать анализ того, какие научные проблемы в соответствующей области знаний требуют быстрейшего разрешения, можно ли в таких проблемах вычленить самостоятельные части (разделы), какие из выделенных разделов являются ключевыми, какова степень их изученности. Следует проанализировать также степень практической значимости результатов решения составных частей проблемы, а также достаточность методического обеспечения путей решения в условиях той организации, на базе которой предполагается выполнение диссертационного исследования. Без такого анализа невозможно:

Только такая предварительная проработка может быть гарантом успешной подготовки и защиты диссертации.

Формулировка названия темы достаточно серьезный вопрос. В соотетствии с Положением о подготовке кадров высшей научной квалификации, тема диссертационного исследования утверждается советом (ученым советом) организации, в которой выполняется работа. Только на основании решения этого ученого совета можно изменить тему, если окажется, что первоначально избранное соискателем направление ошибочно. Обращаем внимание на то, что название темы, по которой выполняется диссертация, как это уже отмечалось в разд. 2.1, не обязательно должно совпадать с названием самой диссертации. Первое несколько шире, определяет направление исследования, в котором может работать не один соискатель, тогда как второе - концентрированное выражение сути конкретной диссертации, соответствующее ее содержанию, отражающее цель и новизну полученных результатов. Название диссертации в ходе выполнения работы и даже при ее первичной экспертизе (вплоть до принятия к защите советом по защите диссертаций) может уточняться, если это потребуется, - важно только, чтобы при этом сохранилось то направление исследований, которое определено утвержденной темой. Так, например, первоначально тема кандидатской диссертации была сформулирована «Закономерности сорбции поверхностно-активных веществ активными углями». В ходе выполнения работы оказалось, что круг изучаемых поверхностно-активных веществ (ПАВ) был ограничен только неионогенными ПАВ, а из множества активных углей изучались лишь мезопористые адсорбенты. Поэтому название завершенной диссертации было уточнено, и соискатель представил ее к защите уже с уточненным названием «Закономерности сорбции неионогенных поверхностно-активных веществ мезопористыми углеродными адсорбентами». Такое уточнение не требует переутверждения темы ученым советом; решение принимается соискателем и его научным руководителем. При этом инициатива уточнения названия диссертации не обязательно должна принадлежать самому соискателю ученой степени, - такое предложение могло быть выдвинуто экспертом, проводившим предварительную экспертизу работы.

Актуальность темы диссертации - важнейшее условие успешной ее защиты. Именно лишь в этом случае наиболее просто просматривается научная новизна и результативность экономических, технологических и технических решений, а также организационных мероприятий, предложенных соискателем. Результаты именно таких исследований находят быстрое признание и широкое внедрение, так что трудностей в оценке значимости работы и вклада соискателя в решение рассматриваемой проблемы не будет.

Предварительный анализ степени изученности проблемы позволит оценить степень сложности поставленной перед соискателем задачи. Если никаких предварительных научных «заделов» не обнаружено не только в организации, где планируется выполнение работы, но и в доступной литературе нет упоминания по данному вопросу, значит, это - пионерская тема, предусматривающая выдвижение научных решений, не имеющих аналогов. Несомненно, что научная новизна результатов выполнения такой работы будет самой высокой. Но в условиях современного уровня развития науки нерешенными остались достаточно сложные темы, их выполнение по плечу не отдельным индивидам, а целым творческим коллективам. Чтобы выделить фрагмент такой темы, обладающий относительной самостоятельностью и сохраняющий высокую степень новизны получаемых решений, нужен большой опыт, вряд ли соискатель сможет сделать это самостоятельно – здесь он должен положиться на интуицию своего научного руководителя (научного консультанта). Надеяться на успешное решение такой пионерской темы целиком в рамках одной диссертационной работы – это несбыточная мечта. Как правило, в рамках такой темы выполняется не одна диссертация. При этом не всегда в пределах срока, отведенного для выполнения диссертации, удается получить значимые для ее завершения результаты. Поэтому успешная работа в таком направлении требует от соискателя ученой степени высокой организованности и полной самоотдачи; не всем это по плечу. Быть начинателем в решении такой проблемы – это не только большая честь, это и большая ответственность, и готовность терпеть неудачи. Задумав выполнить такую работу (либо получив предложение от научного руководителя), каждый соискатель должен серьезно взвесить свои возможности, не переоценивая при этом собственных способностей.

В случае выбора «избитой» темы сложно выделить ее фрагмент, где можно ожидать получение новых результатов, идентифицировать и оценить личный вклад соискателя. Несомненно, что могут возникнуть т трудности в экспертизе диссертации и аттестации ее автора.

Оптимальным вариантом в выборе темы является постановка перед соискателем задачи развития положений, выдвинутых той или иной научной школой, т.е. выбор довольно узких тем, имеющих определенный «задел». Не следует думать, что это умаляет их актуальность: ведь решая частные вопросы достаточно разработанной концепции, исследователь обеспечивает решение большой проблемы, ибо отсутствие в целом какой-то составной части делает это целое ущербным. Опыт показывает, что «Узкая тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых раньше он и не подозревал». Наиболее вероятным результатом обращения к таким темам является самостоятельное выполнение цельной, законченной квалификационной работы, обладающей новизной, достаточной, чтобы признать ее кандидатской или докторской диссертацией, причем можно прогнозировать ее выполнение в установленные сроки.

Выбирая тему, и соискатель, и его научный руководитель должны оценить достаточность методического, материального и информационного обеспечения работы в том структурном подразделении, в котором будет выполняться диссертационное исследование. Если для получения новых результатов предполагается освоение новых методик, приобретение и монтаж новых приборов и аппаратуры, необходимо, прежде чем выносить тему на утверждение ученым советом, заручиться гарантиями на соответствующее материальное обеспечение, заключить договоры о сотрудничестве с теми научными коллективами, где отработаны аналогичные методики. Ни у кого не возникнет сомнения в том, что в случае, если монтаж и самостоятельное освоение необходимой для проведения исследования установки потребует годы, лучше договориться об аренде (или другой форме совместного использования) такой установки с той организацией, где она имеется и накоплен опыт ее использования.

Практика показывает, что чаще всего название диссертации дословно совпадает с утвержденной темой. Подчеркнем еще раз необязательность такого совпадения – название должно отражать суть решаемой крупной научной проблемы или задачи (т.е. тему работы), но в то же время научная общественность уже из названия должна получить ясное представление, что сделано в работе соискателем, какой основной научный результат выделяет данную работу из множества других. Тема определяется в начале работы над диссертацией, когда о результатах можно говорить лишь в предположительном плане; название диссертации – это «визитная карточка» готового научного труда, когда одни из начальных предположений подтвердились, а другие были отвергнуты. Экспертиза диссертации на всех этапах аттестации начинается именно с названия.

Инструкцией по оформлению диссертаций предъявляются следующие требования к названию диссертаций:

«Название работы должно определять область научных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию. Чаще всего краткое название дается докторской диссертации, так как оно подчеркивает обширность области и полноту исследований. У кандидатской диссертации, освещающей более частные вопросы, название обычно более развернуто… В названии диссертации следует (по возможности) избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии. Не рекомендуется начинать название диссертации со слов: «Изучение процесса…», «Исследование некоторых путей…», «Разработка и исследование…», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...», «К вопросу...» и т.п., в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов».

Ценность диссертации, как и научного труда вообще, состоит в том, чтобы она не пылилась на полке, а служила для получения новых знаний, для реализации полученных результатов в практике, - т.е. она должна иметь определенный круг читателей. Важно, чтобы диссертация своевременно нашла своего читателя, - до того, как содержащиеся в ней новые сведения устареют. Во многом этому содействует корректное, четкое название диссертации, максимально приближенное к ее содержанию – ведь если название не обнажает суть работы, она потеряется в бурном информационном потоке. А сегодня удвоение объема информации происходит каждые полтора года (в 60-е годы – каждые 10-15 лет). Требование адекватности названия диссертации ее содержанию усиливается еще и тем, что диссертация является квалификационной научной работой, и если такое требование соискатель не выполнил, значит, он еще не обрел достаточно высокую квалификацию, дающую ему право на самостоятельное проведение научных исследований.

С сожалением приходится констатировать, что все еще встречаются неудачные названия диссертаций. Приведем наиболее типичные ошибки в составлении названий:

Наиболее часто встречается построение названия с нарушением грамматических норм русского языка, что не только свидетельствует о недостаточной общеобразовательной подготовке соискателя, но и затрудняет содержательное понимание заголовка. Кроме вышеприведенных примеров, можно привести и другие: «Подбор и использование протеолитически активных молочнокислых стрептококков в производстве сыров с низкой температурой второго нагревания», «Формирование доз облучения щитовидной железы населения Беларуси для оценки радиологических последствий аварийных выбросов радиойда на АЭС», «Динамика гибких проводов электроустановок энергосистем: теория и вычислительный эксперимент» и т.д.

Нередки еще случаи, когда в названии докторской диссертации акцентируются детали, что вызывает сомнение в том, сделал ли автор обобщение, действительно ли эта работа являет собой крупный вклад в развитие научного направления («Повышение эффективности использования питательных веществ комбикормов для цыплят-бройлеров путем применения ферментных препаратов»). Вместе с тем, порой из названия не только докторских, но и кандидатских диссертаций можно предположить, что решена крупная проблема, а в действительности соискателю удалось решить какой-то частный вопрос этой проблемы («Рынок труда республики Беларусь и его государственное регулирование»).

Все эти примеры говорят о том, что не только соискатели, но и их научные руководители и консультанты не всегда уделяют должное внимание поиску четкой формулировки названия диссертации, отражающего её содержание. В упрек научным руководителям может быть поставлено также «мелкотемье», представление своим аспирантам для разработки «избитых», неактуальных тем. В науке порой прибегают к дублированию тем исследовательских работ – с тем, чтобы найти оптимальное решение проблемы. Конечно, такое дублирование допустимо и при постановке диссертационных работ, но в той мере, в какой каждая диссертация характеризуется при этом своими элементами научной новизны. Здесь необходимо проявлять максимум осторожности. Ведь аспирант еще только учится быть самостоятельным исследователем, поэтому на него будут довлеть результаты работы, выполненной другим исследователем по той же теме. Наша республика не так велика, количество разрабатываемых научных направлений ограничено, поэтому без особого труда можно проследить все эти направления и оградить соискателя от дублирования тематики. Тем более, что информация обо всех защищенных в республике диссертациях регулярно публикуется в журнале «Атэстацыя». Сведения о направлениях научных исследований по ряду отраслей науки помогут исключить подобное дублирование.
Определение
Одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение, или дефиниция. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий.

Важность определений подчеркивал еще Сократ, говоривший, что он продолжает дело своей матери, акушерки, и помогает родиться истине в споре. Анализируя вместе со своими оппонентами различные случаи употребления конкретного понятия, он стремился прийти, в конце концов, к его прояснению и определению.

Несмотря на то, что роль определений в прояснении и уточнении нашего мышления немаловажна, они встречаются в рассуждениях далеко не так часто, как хотелось бы и как этого требуют интересы ясности проводимых рассуждений.

Философ Платон определил человека как двуногое бесперое существо. Направленность этого определения очевидна. Из всех живых существ двуногие - только птицы и люди. Но все птицы покрыты перьями, "двуногими бесперыми" являются, таким образом, только люди. Другой философ, Диоген, ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: "Вот твой человек". После этого Платон уточнил свое определение: человек - это двуногое бесперое существо с широкими ногтями. Еще один философ охарактеризовал человека как существо с мягкой мочкой уха. По какому-то капризу природы оказалось, что из всех живых существ только у человека мягкая мочка уха.
Одна из задач определения - отличить и отграничить определяемый предмет от всех иных. И определение Платона, и определение, ссылающееся на мягкую мочку уха, позволяют безошибочно и просто отделять людей от всех иных существ.

В самом общем смысле определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.

Определение понятий позволяет раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Содержание понятия представляет собой, как известно, совокупность существенных признаков предмета, поэтому раскрыть содержание какого-либо понятия - значит, указать его существенные признаки.

Древнегреческий термин, соответствующий русскому слову «определение», происходит от греческого слова «хорос», что означает «пограничный столб». Такие столбы ставились, чтобы отделить один участок земли от другого. Латинское слово «definitio» образовано от слова «finis» – «граница», «конец чего-либо». Русское слово «определение» – от слов «делить», «устанавливать границу».

Поэтому логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением (лат. definitio), или дефиницией. С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

Например, обычное определение термометра указывает, что это, во-первых, прибор и, во-вторых, именно тот, с помощью которого измеряется температура.

Определение понятия говорит, что это слово или сочетание слов, имеющее точное значение и применяемое в науке, технике или искусстве. Определение решает две задачи. Оно отличает и отграничивает определяемый предмет от всех иных: приведенное определение термометра позволяет однозначно отграничить термометры от всех предметов, не являющихся приборами, и отделить термометры по присущим только им признакам от всех иных приборов.

Далее, определение раскрывает сущность определяемых предметов, указывает те основные без которых они не способны существовать и от которых в значительной мере зависят все иные их признаки.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (предмет, понятие или слово) [definiendum (дефиниендум), сокращенно Dfd],; понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, - определяющим (те общие и существенные признаки, которые составляют содержание определяемого) [definience (дефиниенс), сокращенно — Dfn

  1. Определения необходимы для подитоживания главного в познании сущности предмета.

  2. Определения необходимы, когда употребляются такие понятия, содержание которых слушателю неизвестно.

  3. Определения необходимы, если вводится в обиход новое слово или известное слово употребляется в новом значение.

  4. Определение выполняет две функции:

Определения является эффективным средством против неясности понятий и рассуждений. Вместе с тем невозможно определить все, точно так же как невозможно доказать все. Определение сводит неизвестное к известному, не более того. Оно всегда предполагает, что есть вещи, известные без всякого определения и разъяснения и не требующие дальнейших уточнений с помощью чего-то более очевидного.
«Неясное» и «неопределимое» не одно и то же. Как раз наиболее ясное, само собой понятное и очевидное меньше всего нуждается в определении, а зачастую и просто не допускает его.

Определения действуют в довольно узком интервале. С одной стороны, он ограничен тем, что признается очевидным и не нуждающимся в особом разъяснении, сведении к чему-то еще более известному и очевидному. С другой стороны, область успешного применения определений ограничена тем, что остается пока еще недостаточно изученным и понятым, чтобы дать ему точную характеристику.

Попытка определить то, что еще не созрело для определения, способна создать только обманчивую видимость ясности.

Помимо отграничения определяемых предметов, к определению обычно предъявляется также требование раскрывать сущность этих предметов.

С этим требованием и связаны чаще всего сложные проблемы определения конкретных понятий. Легко отличить предметы, подпадающие под понятие, по каким-то поверхностным, несущественным признакам, вроде широких ногтей или мягкой мочки уха. Но сложно сделать это по глубинным, существенным признакам предметов, делающим последние тем, чем они являются.

Дать хорошее определение - значит раскрыть сущность определяемого объекта. Но сущность, как правило, не лежит на поверхности. Кроме того, за сущностью первого уровня всегда скрывается более глубокая сущность второго уровня, за той - сущность третьего уровня и так до бесконечности. Эта возможность неограниченного углубления в сущность даже простого объекта делает понятными те трудности, которые встают на пути определения, и объясняет, почему определения, казалось бы, одних и тех же вещей меняются с течением времени. Углубление знаний об этих вещах ведет к изменению представлений об их сущности, а значит, и их определений.

Необходимо также учитывать известную относительность сущности: существенное для одной цели может оказаться второстепенным с точки зрения другой цели.
Определение может быть более или менее глубоким, и его глубина зависит, прежде всего, от уровня знаний об определяемом предмете. Чем лучше и глубже мы его знаем, тем больше вероятность, что нам удастся найти хорошее его определение.

 ^ Правило первое. Прежде всего, определяемое и определяющее понятия должны быть взаимозаменяемы. Если в каком-то предложении встречается одно из этих понятий, всегда должна существовать возможность заменить его другим. При этом предложение, истинное до замены, должно остаться истинным и после нее.

Для определений через род и видовое отличие это правило формулируется как правило соразмерности определяемого и определяющего понятий: совокупности предметов, охватываемые ими, должны быть одними и теми же.

Например, определение «Рецидивист – лицо, совершившее преступление после осуждения за преступления, совершенные ранее» является соразмерным. Если же «рецидивист» определяется как лицо, совершившее преступление, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия («лицо, совершившее преступление») шире объема определяемого понятия («рецидивист»).

Соразмерны, например, понятия "горельеф" и "скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема". Соразмерны также "барельеф" и "скульптурное изображение или орнамент, выступающее на плоской поверхности менее чем на половину объема изображенного предмета". Соразмерны "абсурд" и "бессмыслица". Встретив в каком-то предложении понятие "абсурд", мы вправе заменить его на "бессмыслицу", и наоборот.

Если объем определяющего понятия шире, чем объем определяемого, говорят об ошибке слишком широкого определения. Такую ошибку мы допустили бы, определив, к примеру, "горельеф" просто как "скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона". Барельефы оказались бы отнесенными в этом случае к горельефам.
Если объем определяющего понятия уже объема определяемого, имеет место ошибка слишком узкого определения. Такую ошибку допускает, в частности, тот, кто определяет "барельефы" как "скульптурное изображение, изготовленное из камня и выступающее на плоской поверхности менее чем на половину объема изображенного предмета". Из числа барельефов исключаются этим определением все те, которые изготовлены не из камня, а, скажем, из металла или других материалов.

^ Второе правило определения запрещает порочный круг: нельзя определять понятие через самое себя или определять его через такое другое понятие, которое, в свою очередь, определяется через него.

Содержат очевидный круг определения "Жизнь есть жизнь" и "Поэзия - это поэзия, а не проза". Задача определения - раскрыть содержание ранее неизвестного понятия, и сделать его известным. Определение, содержащее круг, разъясняет неизвестное через него же. В итоге неизвестное так и остается неизвестным. Истину можно, к Пример.у, определить как верное отражение действительности, но только при условии, что до этого верное отражение действительности не определялось как такое, которое дает истину.

^ Третье правило говорит, что определение должно быть ясным. Это означает, что в определяющей части могут использоваться только понятия, известные и понятные тем, на кого рассчитано определение. Желательно также, чтобы в ней не встречались образы, метафоры, сравнения, т.е. все то, что не предполагает однозначного и ясного истолкования.

Не особенно ясны такие определения, как "Дети - это цветы жизни", "Архитектура есть застывшая музыка", "Овал - круг в стесненных обстоятельствах", "Арба - повозка, на которой третье колесо является пятым" и т.п. Они образны, иносказательны, ничего не говорят об определяемом предмете прямо и по существу, каждый человек может понимать их по-своему.

Ясность не является, конечно, абсолютной и неизменной характеристикой. Ясное для одного может оказаться не совсем понятным для другого и совершенно темным и невразумительным для третьего. Представления о ясности меняются и с углублением знаний. На первых порах изучения каких-то объектов даже не вполне совершенное их определение может быть воспринято как успех. Но в дальнейшем первоначальные определения начинают казаться все более туманными. Встает вопрос о замене их более ясными определениями, соответствующими новому, более высокому уровню знания.
Определение всегда существует в некотором контексте. Оно однозначно выделяет и отграничивает множество рассматриваемых вещей, но делает это только в отношении известного их окружения. Чтобы отграничить, надо знать не только то, что останется в пределах границы, но и то, что окажется вне ее.

Можно, например, сказать, что копытные - это животные, которые "ходят на кончиках пальцев, или на цыпочках". При этом никто, разумеется, не спутает лошадей, коров и других животных с балеринами, которые иногда передвигаются по сцене на кончиках пальцев.

^ Правило четвёртое. Определение по возможности не должно быть отрицательным. То есть в определении понятия следует фиксировать наличие существенных признаков мыслимых в нем предметов, а не их отсутствие. В противном случае определение неинформативно.

Например, суждение: “Реферат не диссертация” хотя и справедливо, однако практически ничего не говорит о реальном реферате. Однако в некоторых случаях существенной может быть фиксация именно отсутствия признака, например: ”Отчисленный - человек, не сдавший академическую задолженность”.

uroku-v-ivchennnya-novogo-materalu.html
urologiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-yanvar-fevral-2008-g.html
uronit-nelzya-ni-razu-p-ust-nera.html
uroven-avtomatizacii-osnovnogo-proizvodstva-dannij-dokument-ne-yavlyaetsya-oficialnoj-versiej-informaciya-spravochnaya.html
uroven-d-temenno-premotornij-uroven-dejstvij-d.html
uroven-ekonomicheskoj-aktivnosti-ageev-a-i-meshimbaeva-a-e-analiticheskaya-rabota-ocenka-konkurentosposobnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-otdelnih-resheniyah-prinyatih-sovetom-direktorov-nablyudatelnim-sovetom-emitenta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-v-sootvetstvii-s.html
  • turn.bystrickaya.ru/podprogramma-141-operativnaya-deyatelnost-v-ramkah-madridskoj-gaagskoj-i-lissabonskoj-sistem.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekzamen-u-nas-v-shkole.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii-a-p-cigankov-sovremennie-politicheskie-rezhimi-struktura-tipologiya-dinamika-uchebnoe-posobie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-grafika-plana-izdaniya-uchebno-metodicheskoj-literaturi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravovie-ramochnie-osnovi-gumanitarnogo-sotrudnichestva.html
  • composition.bystrickaya.ru/piter-dalee-vezde-rossijskaya-gazeta-20012007-11-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-20-22-yanvarya-2007-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/n---1330-1500-ned-disciplina-vid-zanyatiya-prepodavatel-mesto-provedeniya-zanyatiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-l-virovlyanskij-o-p-galkin.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomirovannogo-specialista-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/kulturno-prosvetno-drushtvo-dok-kucura-rusini-karpatskoj-rusi-problemnie-voprosi-istorii-i-sovremennost.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-5-maya-2012-goda-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoj-institut-zashiti-prava-sobstvennosti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zapis-pervonachala-programma-61-oznachayushee-i-istina-62-zapisannoe-bitie-64.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-tomsk-2008-g-vvedenie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-sankt-peterburg-2006-udk-plani-seminarskih-zanyatij-po-psihologii-i-pedagogike-metodicheskie-ukazaniya-pod-obshej-red-s-p-ezhova-spb-spbgti-tu-spb-2006-s.html
  • lesson.bystrickaya.ru/poslednyaya-cifra-stepeni.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatij-zhilishnoj-sferi-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-dannie-obshie-dlya-aktivnih-veshestv-postanovlenie-ob-utverzhdenii-sanitarnogo-reglamenta-po-ustanovleniyu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/russkaya-doktrina-novoe-oruzhie-soznaniya-stranica-36.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soedinenie-lichnosti-i-sushnosti-dva-astrala-centr-sintez-n-i-siyanov-triumf-vidzhl-voina-konspekt.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-17-analiz-operacij-s-akciyami-bazovij-kurs-lekcij-i-osnovi-finansovih-vichislenij-uchebnoe-posobie-ufa-2001.html
  • esse.bystrickaya.ru/prosveshenie-shkola-i-pedagogicheskaya-misl-v-rossii-v-xviii-veke.html
  • reading.bystrickaya.ru/marketing-imidzha-bbk-65-0492.html
  • occupation.bystrickaya.ru/monitoring-smi-za-04-03-2011g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mcenskij-gorodskoj-sovet-narodnih-deputatov-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-pravovedenie-na-temu-prestuplenie-ponyatie-priznaki-klassifikaciya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-analiz-psihologo-pedagogicheskoj-literaturi-po-probleme-razvitiya-mishleniya-mladshih-shkolnikov.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-obzor-islamskoj-respubliki-iran-iran.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zasedanie-ekzamenacionnoj-komissii-sostoitsya-28-marta-2011-goda-v-14-00-chasov-v-pomeshenii-upravleniya-ministerstva-yusticii-rossijskoj-federacii-po-yaroslavskoj-oblasti-po-adresu-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aya-gurevich-idealnij-istorik-xxi-v-otechestvennaya-istoriya.html
  • write.bystrickaya.ru/gosduma-prinyala-v-pervom-chtenii-zakonoproekt-o-nekommercheskih-organizaciyah-novosti-20.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnik-putevoditel-prakt-vracha-stranica-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/avtoreferat-d-issertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.