.RU

В. В. Яковлев моу «Пригородная средняя общеобразовательная школа»


Воспитание духовно-нравственных ценностей (на примере философско-педагогического наследия И. А. Ильина)

В. В. Яковлев

МОУ «Пригородная средняя общеобразовательная школа»

Гатчинский район Ленинградской области

повышение уровня воспитательной работы в школе

Главной опорой в решении проблем духовно-нравственного воспитания является классическое наследие русской философско-педагогической литературы. Особый интерес в этом отношении представляют труды И. А. Ильина с его оригинальным учением о духовности человеческой личности и христианской культуры, тесно связанной с теорией воспитания.

К сожалению, направленность многих школьных программ только на расширение знаний, отсутствие чётких подходов к воспитанию духовно-нравственной личности вызывает необходимость заполнить образовавшуюся нишу в идеологическом воспитании современных школьников. Этим и объясняется интерес к философско-педагогическим трудам философа, посвященным чрезвычайно сложной проблематике формирования полноценной личности.

Секулярное мышление, преобладание эмпирического знания над верой формирует «расколотого» человека. Об этом пишет Ильин в своих книгах «Путь духовного обновления» (1937) и «Путь к очевидности» (1957). Философ смог увидеть захвативший всё человечество глубокий духовный кризис. Причины его таятся, по мнению мыслителя, в техническом прогрессе и неверии. В результате человек не способен к «ценностной очевидности», таинственная глубина мира остаётся ему недоступной, возникает «малокровие познания»: человек не может жить одним внешним, чувственным опытом. Путь преодоления этого недуга Ильин видит в обращении человека к духовному опыту.

И. А. Ильин явился сторонником духовно – нравственного подхода к проблеме воспитания и образования. Его рассуждения о роли семьи в деле воспитания детей, установка на значимость духовного возрождения личности при обучении становятся особенно актуальными в настоящее время.

Проблемы возрождения духовной личности, воспитания нового человека, духовного обновления общества всегда волновала И. А. Ильина. По мнению философа, воспитание человека начинается с пробуждения духовности: «Человек призван овладеть своей душой и её слабостями, освобождать себя из духовной слепоты и творчески слагать новую судьбу перед лицом Божиим»1. В книге «Путь к очевидности» философ ставит диагноз заболевания современного человечества – «бессердечная культура». Лечить же человечество от этого можно, лишь встав на пути духовного обновления. И главное, что предстоит здесь сделать – решить проблемы воспитания подрастающего поколения: будить духовное начало в детском инстинкте, приучать его к чувству ответственности, укреплять предметную силу суждения и волю к духовной цельности в жизни. Главным инструментом, позволяющим разрешить все эти проблемы, И. А. Ильин считает первоначальные основы жизни и духа: духовную свободу, сердечную доброту, смирение, тайну Божьего мироздания, сердечное созерцание, благодарение и подлинную религиозность.

По И. А. Ильину, духовная свобода человека строится не на отметании чужого опыта и знаний, а заключается в том, чтобы человек подготовил себя внутренно для духовной жизни без всякого внешнего давления. Поэтому главной задачей в деле воспитания становится ограждение детей от давления внешней, чаще всего отрицательной свободы. Пробудить же ребёнка можно к духовной жизни не насилием и запугиванием, а любовью и личным примером. Внешняя свобода необходима для внутреннего освобождения. Свободен духовно самостоятельный человек; человек, свободный во внешнем, может злоупотреблять своей свободой и превращать её в совершенную внутреннюю несвободу, во внутреннее рабство. Так философ приводит нас к выводу, что религиозное воспитание детей в духе любви, веры является залогом их внутренней свободы и духовной самостоятельности.

__________________

1 Ильин И. А. Собр. Соч. в 10 т.М.: «Русская книга». - Т. 3, C. 383.

Важным фактором в деле воспитания ребёнка И. А. Ильин называет духовность инстинкта: пробуждение духа поможет побороть все трудности, заблуждения и соблазны жизни. Плохо, если это не состоится в детстве, - тогда инстинкт не соединится с духом. И любые уговоры, грозы окажутся бессильными. В этом состоит секрет воспитания. Но именно это и упущено по мнению мыслителя: последние поколения человечества разучились воспитывать в детях духовность инстинкта и тем самым открыли для них гибельные пути. Грядущая культура должна понять эту ошибку и обновить своё педагогическое искусство.

Воспитание человека, утверждает философ, предполагает открыть другой, новый способ жизни, согласно которому на первый план выходит не образование, накопление знаний, а доброе сердце и развитие духовности. «Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, сомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»1.

Духовность инстинкта, считает И. А. Ильин, в ребёнке следует пробуждать по мере его взросления: сначала надо обращать внимание на красоту природы, слова, звука, не обходя при этом вопрос сострадания другим людям; затем научить радости от созидания добра и стыду за злой поступок. «Это и есть важнейший акт воспитания. Ибо «воспитать» значит сделать из ребёнка не преуспевающего человекоугодника, а духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Это откроет ему путь вверх и даст ему духовную свободу»2.

Следующий фактор в системе воспитания у И. А. Ильина – суждение. Как отмечает И. А. Ильин, судит каждый человек.

Во всём видеть существенное, связывать сопринадлежностью и на основе этого выстраивать свою жизнь представляет собой целое искусство. Вот почему так важно учить детей правильной постановке вопросов, уточнять мысль. Философ считает, что сила верного суждения заключается в основе всей человеческой культуры. А воспитание искусства суждения составляет задачу умственного образования. Под истинной образованностью И. А. Ильин подразумевает силу созерцания и зрелость суждения: истинная образованность отвергает любое «авторитарное» мышление и живёт самостоятельным творческим общением с самим предметом. Поэтому образование - это воспитание самостоятельного созерцания и мышления, развитие в ребёнке способности к исследованию.

Невозможно представить христианского воспитания и без «сердечной доброты». Доброе сердце, согласно И. А. Ильину, живёт воспоминанием, похожим на пророческое обетование: предвечное блаженство не утрачено навек, оно живёт в нас в виде прозревающей надежды, ибо великое всеединство мира и людей угодно Богу, задано к осуществлению и мы призваны помышлять о нём и трудиться над ним всю жизнь вопреки всем трудностям. Именно в этом завете и предчувствии философ видит христианскую доброту. Добрый человек открыт всему миру, он помнит первоначальное всеобщее единство, совместное происхождение из единого источника – Бога. Следовательно, сердечная доброта человека является благом, исходящим от Господа, и направляемым к другим людям. Это значит, что истинно доброе сердце живёт в Боге и чувствует свою сокровенную связь с остальным человечеством. Оно не отъединяется от этой ткани, не посягает и не враждует. Оно вчувствуется в жизнь другого, в жизнь каждого, отзывается и готово помогать. Такой человек смотрит в мир доброжелательно, ласково, сострадательно. Таким образом, воспитание человека, способного к созданию культуры, невозможно, по мысли философа, без воспитания в нём по-христиански доброго сердца.

Смирение И. А. Ильин считает неотъемлемой частью воспитания, потому что оно имеет особое свойство – повышать духовную ценность человека. Умный, образованный, но высокомерный человек снижает уровень своей духовной культуры, а скромный человек с истинным смирением становится причастным духовному величию. Философ пишет, что гордость разочаровывает и обесценивает; смирение же пробуждает любовь, увеличивает ценность человека и возносит его духовно. Именно поэтому ребёнка нужно учить не предаваться только радости от достигнутого, а уметь видеть свои недостатки и смиряться с неудачами, надеясь на лучшее. Смирение есть в каждом: «Каждый может и должен приобщиться ему: найти своё духовное достоинство. Вложиться в служение божьему делу. Полюбить великое и возжелать непреходящего. И если кто-нибудь спросил, как легче всего и скорее всего возжечь в себе чувство смирения, то ответ был бы таков: не сравнивать своё

________________

1Ильин И. А. Собр. Соч. в 10 т. М.: «Русская книга». - Т. 3, C. 409.

2Ильин И. А. Собр. Соч. в 10 т. М.: «Русская книга». - Т. 3, C. 415.


превосходство с «ничтожеством» других людей, но чаще, как можно чаще приводить свою «малость» пред лицо Божьего величия, как бы «вычитая» себя из Его совершенства и созерцая обнаруживающуюся разность»1.

Важным аспектом в воспитании ребёнка философ видит знакомство его со строением познавательного акта. Любое познание, по И. А. Ильину, сопряжено с созерцанием великой тайны мироздания. Лишь тот исследователь, который ощущает тайну Божьего мироздания, способен верно понять свою задачу, которую философ формулирует как различие между самим предметом и наблюдаемым содержанием. Предметная тайна мироздания доступна для созерцающего вчувствования и может сообщиться наблюдению и анализирующему рассудку только через вчувствование. Следующая ступенька в строении познавательно акта – созерцание. Его отсутствие ведёт к омертвлению сердца, духовности, к обессиливанию творческого акта. Философ считает, что в человеке есть такие духовные силы, как чувственные ощущения, мышление, инстинкт, воля, сила воображения, которые участвуют в строении познавательного акта. В этом проявляется своеобразие И. А. Ильина в понимании познавательного акта. Любовь превращает воображение в предметное видение, в сердечное созерцание, из которого вырастает религиозная вера.

Кроме того, любовь, утверждает И. А. Ильин, наполняет мысль живым содержанием и даёт ей силу предметной очевидности; далее, любовь утверждает волю, превращая её в совесть; любовь очищает и освящает инстинкт; облагораживает чувственные восприятия, заставляя их служить искусству. Когда человеческая любовь избирает себе такое жизненное содержание, которым действительно стоит жить и за которое стоит умереть, - то она становится духовной любовью. Если же духовная любовь овладевает человеческим воображением, наполняет его своею силою и своим светом и указывает ему достойный предмет, то человек отдаётся сердечному созерцанию.

Следовательно, сердечное созерцание в процессе воспитания может присоединиться к любому культурному акту. И там, где оно появляется, возникает предметность, глубина, духовная значимость и творческая сила.

Духовное созерцание – важная категория в философской системе И. А. Ильина. Духовное созерцание, по его мысли, является источником всего великого на земле; и в религии, и в науке, и в добродетели, и в политике, и в искусстве. В каждой из этих сфер самый акт созерцания имеет иное, особое строение: в религии преимущественно созерцает духовное чувство; в науке – одухотворённая мысль; в добродетели – духовная любовь, ведущая за собой волю; в политике и в правосознании – духовная воля, несомая нечувственным воображением; в искусстве – нечувственное воображение, питаемое духовной любовью.

Согласно педагогическим взглядам И. А. Ильина, не обойтись в воспитании христианской личности без религиозной благодарности. Философ считает, что надо научить ребёнка находить высшее счастье в том, чтобы ощущать в своём сердце Божий луч, следовать ему в делах и в молитве, постигать его самому и открывать другим людям. Благодарность – это ответ любящего сердца на оказанное ему благодеяние. Но благодарность не просто признание чужого благодеяния. Со временем она оборачивается потребностью ответить добром на добро. Поэтому глубочайший смысл благодарности состоит в том, что она открывает человеку доступ к Богу, потому что она представляет собой личный огонь, отвечающий на зов отеческого пламени из вселенной.

Ведущую роль в становлении духовной личности И. А. Ильин отводит воспитанию религиозности. Причём религиозность в данном случае не является точкой зрения человека или его миросозерцанием. Философ считает, что религиозность есть соприкосновение мира с Богом в каждой творческой жизни. Религиозного человека нетрудно узнать по тем лучам света, которые исходят из него в мир. Один светит добротою; другой – своим художественным искусством; третий – своим умиряющим покоем. Внутренняя жизнь религиозного человека должна обнаруживаться и стремиться выйти во внешний мир.

Большое место в воспитании ребёнка И. А. Ильин отводит семье. По его мнению, воспитать ребёнка – значит заложить в нём основы духовного характера и привести к самовоспитанию. Самое главное в воспитании, считает философ, «… духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренно уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, перед которой

____________

1 Ильин И. А. Собр. Соч. в 10 т.М.: «Русская книга». - Т. 3, C. 516.


были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»1.

Соединяя религиозно-философский и психоаналитический подходы в познании внутреннего мира ребёнка, И. А. Ильин выделял два основных этапа в развитии детства: до шести лет – «период душевной теплицы», когда основная задача воспитателя заключается в том, чтобы оберегать ребёнка от душевных травм и наполнять его чистой любовью, радостью и красотой; от семи лет и до полового созревания – период «душевного закала», когда следует развивать в подростке совесть, волю, самообладание и другие качества личности, необходимые для последующего её духовного самосовершенствования.

По мнению многих ученых, И. А. Ильин убедительно решает проблему духовно-нравственного восхождения.

Так, например, Кларин В. М. и Петров В. М. считают, что философ утверждает мысль духовного самосозидания каждой отдельной личности неповторим, поскольку человек есть «личный дух». Чтобы укрепить внутренний мир, уберечь его от внешнего давления пошлости, зла, от внешних и собственных искажений жизни, необходимо овладеть искусством образовывать свой духовный и религиозный опыт, соединяя свои желания с высшими ценностями, внутренне устремляясь к чистой жизни. Личный духовный опыт является основой формирования цельного человека, источником его самосовершенствования. Поэтому И. А. Ильин говорит не о воцерквлении человека, а о наполнении его внутреннего мира сокровенным духовным содержанием, которое удерживается цельностью внутренней веры. Он говорит об этом опыте как об умении верующего человека жить в чистом духовном мире, соединённом с Богом. В личностном самосозидании главное уметь находить пути сосредоточения на нарабатывании духовного опыта. Это ведёт к формированию особого «душевно-духовного пространства», на почве которого и следует воспитывать общечеловеческие ценности.

Философ считает семью первичным лоном человеческой культуры. Семья – главный фактор воспитания личности. Воспитать ребёнка, считает мыслитель, значит заложить в нём основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Семья, которая приняла и эту задачу и творчески разрешила её, подарила народу и родине новый духовный очаг. И. А. Ильин убеждён, что такая семья осуществила своё духовное призвание, оправдала свою взаимную любовь и укрепила, обогатила жизнь своего народа. Основную задачу воспитания философ видит в том, чтобы ребёнок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы его душа была открыта всему значительному и священному в жизни, чтобы его сердце научилось отзываться на всё Божественное в мире и в людях.

Философ выделяет главные особенности здоровой семьи: духовно – целомудренную любовь, искренность, спокойную и достойную дисциплину. Всё это, по мысли И. А. Ильина, является основой возрождения и утверждения в человеке чувства собственного духовного достоинства, являющееся основой внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности.

Большое место он отводит идее национального воспитания. Мыслитель убеждён, что воспитание детей есть пробуждение их бессознательного чувства к национальному духовному опыту, укрепление в нём их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов. Он считает, что нужно бороться с национальным обезличиванием путём создания культа национального (русского) языка, приобщением к фольклору русского народа, литературе, истории. Таков, по Ильину, дух национального воспитания, необходимый каждому народу. Задачу каждого поколения философ видит в передаче этого духа, и при том в формах всё возрастающей одухотворённости, национального благородства и международной справедливости

Согласно мысли философа, религия стремится влиять на истоки бессознательной жизни, первоначальные силы и придать им одухотворённость. Религия взывает к духовным основам человеческого инстинкта, стремится вывести его на новый жизненный путь. В случае, если религии этого не удаётся, то наступает религиозный кризис в истории человечества. Тогда жизнь людей постепенно, но неизбежно вырождается, и в этом процессе возникает и безрелигиозное искусство, оторванное от священных корней и содержания. По мнению философа, именно в такой период и вступило европейское искусство во второй половине девятнадцатого века, а в конце девятнадцатого века этот кризис захватил и русское искусство. Произошло это потому, что исчезла бессознательная духовность в современном человеке.

_______________

1Ильин И. А. Собр. Соч. в 10 т.М.: «Русская книга». - Т. 1, C. 156-157.


Духовность – это чувство священного, воля к совершенству. Она не является чем-то

сознательным: истоки духовности лежат глубоко в бессознательном. Искусство начинается в глубине бессознательного. И если там отсутствует духовность, то возникает не художественное искусство, а больное, потому что неодухотворённые страсти разрушительны. Только духовное устремление будет давать человеку радость и смысл жизни. «Вслед за Достоевским Ильин утверждал, что подлинная духовность предполагает не только веру в Господа, но и в то, что не хлебом единым жив человек, что материальное благополучие и физическая сытость не могут быть единственной целью и смыслом жизни, что без веры в бессмертие души бытие земное становится неестественным, немыслимым, невыносимым»1, - отмечает Ю. И. Сохряков.

И. А. Ильин убеждён, что пока человек будет жить на земле, любить и страдать, трудиться и бороться, он будет проявлять в искусстве свои тайные мечты и закреплять это в художественных образах. По мере того, как душа человека одухотворяется, очищается и углубляется, её эстетическое восприятие становится более острым и тонким, вкус – более благородным и требовательным, суждение – более предметным и ответственным. Духовная жизнь человека начинается именно тогда, когда он понимает, что ему может нравиться плохое, а хорошее он может и вовсе не замечать.


Литература

  1. Додонов В. И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственной личности в наследии русских философов конца 19 – начала 20 века. - М., 1994.

  2. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т., вступ. ст. и комментарий Ю. Т. Лисицы.- М.: «Русская книга», 1996.

  3. Кларин В. М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов 19-20 веков.- М.,1996.

  4. Коняева И. М. Философско-педагогические идеи И. А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания. – М., 2002.

  5. Новикова Л. И. Педагогические идеи И. А. Ильина//Педагогика. - 2001. - №10.

  6. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. – М.: «Русское слово», 1996.

  7. Сохряков Ю. И. Национальная идея в отечественной публицистике 19-начала 20 веков. - М., 2000.



______________


1Сохряков Ю. И. Национальная идея в отечественной публицистике 19-начала 20 веков. - М., 2000. – С. 188.

vii-tematicheskoe-planirovanie-i-osnovnie-vidi-deyatelnosti-uchashihsya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego.html
vii-trebovaniya-k-podsisteme-udalennoj-diagnostiki-i-udalennogo-obsluzhivaniya-arm-inzhenera-sluzhbi-ekspluatacii.html
vii-uchastie-rabotnikov-v-pribilyah-i-socialnoe-partnerstvo-metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-razdela-oplata-truda.html
vii-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu.html
vii-v-oblasti-razvitiya-sistemi-socialnogo-partnerstva-informaciya-o-rabote-federacii-profsoyuzov-udmurtskoj-respubliki.html
vii-visshee-i-poslevuzovskoe-professionalnoe-obrazovanie-a-v-damdinov-ob-itogah-deyatelnosti-ministerstva-obrazovaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemi-kompleksnoj-bezopasnosti-v-xxi-veke-chast-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-proekta-rabota-nad-proektom-eto-poisk-novih-form-metodov-prepodavaniya-istorii-po-teme-vozniknovenie-islama-arabskij-halifat-i-ego-raspad.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-po-tehnologii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-1-ispanskie-sootvetstviya-russkomu-glagolu-svyazke-ispanskij-yazik-dlya-ikursa.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-nepovtorimij-suverennij-mir-detstva-zhivushij-po-svoim-vechnim-zakonam-hranyashij-bescennie-relikvii-proshlogo-s-a-shmakov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-rasskazu-m-zoshenko-ne-nado-vrat-6-klass.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-o-tom-gde-ya-nahozhus-i-kak-najti-i-uderzhat-komfortnoe-mesto-pod-solncem-segodnya-zavtra-i-vsegda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-2-cena-kontrakta-25-mln-rublej-federalnaya-celevaya-programma-razvitie-farmacevticheskoj-i-medicinskoj.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-11-vvedenie-v-predmet-psihologiya-i-pedagogika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnostej.html
  • university.bystrickaya.ru/gollandskij-kapriz-03-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ustanovke-i-primeneniyu-seriya-mp-140-na.html
  • report.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-02122006-00000-boris-grizlov-monitoring-smi-2-4-dekabrya-2006-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klevec-evuo-vgu-im-pm-masherova-vitebsk-provodimoj-v-ramkah-programmi-tempus-iv-vitebsk-6-8-oktyabrya-2010.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sposobi-zashiti-prava-sobstvennosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-aprel-2009-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-7-edinstvennaya-tema-poezii-zamechatelnij-vo-vseh-svoih-raznorodnih-proyavleniyah-poeta-issledovatelya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ulica-krupnih-kapitalov-chetvertyu-chasa-pozzhe-delo-o-polku-igoreve.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stiven-r-kovi-stranica-25.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-i-podgotovki-gimnazicheskogo-uchitelya-vzaimodejstvie-shkola-vuz.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/liniya-preemstvennosti-peredachi-obeta-posvyasheniya-v-monahi-sinyaya-letopis-istoriya-buddizma-v-tibete.html
  • studies.bystrickaya.ru/ispolzovanie-pishevih-dobavok-pri-proizvodstve-myasnih-polufabrikatov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-vospitatelnaya-deyatelnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekta-zelenij-dom.html
  • turn.bystrickaya.ru/ozdorovlenie-podrastayushego-pokoleniya-odna-iz-prioritetnih-zadach-v-sisteme-vospitaniya-i-obrazovaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mashinostroenie-proizvodstvennoe-obedinenie-minskij-traktornij-zavod.html
  • write.bystrickaya.ru/etot-nomer-zhurnala-posvyashen-170-letiyu-uchrezhdeniya-obrazovaniya-belorusskaya-gosudarstvennaya-ordenov-oktyabrskoj-revolyucii-i-trudovogo-krasnogo-znameni-selskohozya-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-5-istoriya-stran-vostoka-v-novoe-vremya-fakultet-istoricheskij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-deklaraciya-posle-prodazhi-avtomobilya-chasto-zadavaemie-voprosi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskaz-a-p-chehova-dama-s-sobachkoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskij-doklad-vibori-13-marta-2011-goda-i-sostoyanie-politicheskoj-sistemi-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011g-stranica-23.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossiya-v-18-veke-chasov-domashnee-zadanie-data-provedeniya-mir-v-drevnosti-8-chasov.html
  • student.bystrickaya.ru/29-osnovnie-zakonomernosti-razvitiya-rebenka-v-rannem-vozraste-predmet-zadachi-i-metodi-vozrastnoj-psihologii.html
  • urok.bystrickaya.ru/preemstvennost-soderzhaniya-doshkolnogo-i-shkolnogo-obrazovaniya-po-formirovaniyu-grazhdanstvennosti-u-detej-vipusk-1-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.