.RU

V. РОЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ТПП РФ В ПРОЦЕССЕ ЛОББИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА В ОРГАНАХ ВЛАСТИ


^ V. РОЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ТПП РФ В ПРОЦЕССЕ ЛОББИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА В ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Практическое содействие развитию конкретных направлений бизнеса было и остается важным направлением деятельности торгово-промышленных Палат, их общественных структур и объединений предпринимателей. В связи с оживлением ситуации в экономике, определенным укреплением позиций отечественных производителей товаров и услуг, и осознанием предпринимателями своих интересов, а также начавшимся процессом наведения порядка на всех уровнях государственной власти поле для деятельности общественных объединений предпринимателей расширяется. Происходящие изменения требуют от ТПП РФ усиления взаимодействия с объединениями предпринимателей в вопросах выработки консолидированных позиций по отстаиванию интересов предпринимательства в органах исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Растет роль в экономической жизни России такой достаточно новой для нашей страны формы объединения предпринимателей, возникшей при содействии ТПП РФ, как некоммерческое объединение предпринимателей. Особенно это касается новых отраслей, существовавших до недавнего времени в зачаточном состоянии. Яркий тому пример – упаковка.

Ассоциацией «Союзупак» при содействии ТПП РФ создана активно развивающаяся ныне упаковочная индустрия, а основанный в 2000 году Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере упаковки, в условиях отсутствия соответствующего государственного органа управления, стал координационным центром грамотного лоббирования интересов упаковочной отрасли и инициатором разработки двух важнейших федеральных законов: «Об упаковке» и «Об отходах упаковки». Совместная деятельность ассоциации «Союзупак» и Российской парфюмерно-косметической ассоциации способствовала также развитию отечественного рынка парфюмерии и косметики.

Кроме того, Торгово-промышленная палата Российской Федерации поддержала инициативу компании «Гранул» о создании некоммерческого партнерства «Роскамень», что позволило скооперировать усилия заинтересованных объединений предпринимателей – горняков, геологов, строителей, оживить производство во всех промышленных отраслях, занимающихся добычей и переработкой природного камня, а также начать работу по совершенствованию законодательной базы, что позволит решать вопросы взаимовыгодной торговли и инвестиций.

Развивается плодотворное сотрудничество между Комитетом Палаты по выставочно-ярмарочной деятельности и Союзом выставок и ярмарок. Ежегодно, благодаря их совместным усилиям, проводится около 800 международных, национальных, региональных и иных выставок и ярмарок в 37 городах стран СНГ и Балтии. На выставочных площадях более 1 миллиона квадратных метров свою продукцию демонстрируют 80 тысяч российских и иностранных фирм.

Еще одно направление деятельности торгово-промышленных Палат – информационное обеспечение предпринимательства. Как показывает практика, информационный голод испытывают не только малые, но и крупные предприятия, хотя у последних, как это уже отмечалось выше, обычно имеется развитая дилерская сеть и собственные филиалы на территории России. К тому же у них имеются давние связи с поставщиками или потребителями их продукции внутри страны

В ТПП РФ действует Центр деловой информации и консультаций. Именно на него возложена задача по созданию информационных баз для предпринимателей. Свою работу Центр осуществляет в тесном взаимодействии с Комитетом ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства. Основной задачей этого Комитета является содействие процессам развития информационной структуры поддержки предпринимательства и формированию цивилизованного рынка деловой информации в России, координации федеральных, региональных и международных проектов и программ, затрагивающих информационные интересы предпринимателей, защиту «информационных прав» предпринимателей, а также помощь в развитии ресурсов качественной, актуальной и достоверной информации для российского бизнеса.

Вопросы взаимодействия и сотрудничества с органами власти и управления занимают все большее место в деятельности ТПП РФ и территориальных торгово-промышленных Палат.

Развитию процесса усиления межрегиональных связей, укрепления взаимодействия с органами власти служат проводимые в Рязани, Москве и Ярославле заседания Ассоциации ТПП Центра России. В их работе принимают участие руководители исполнительной власти субъектов Федерации, Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Центральная Россия». Итогом одной из таких встреч явилось принятие совместного плана работы Палат и органов власти в рамках ассоциаций областей Центральной России, решение о ежегодном проведении межрегиональной выставки «Экспортные возможности Центра России», которые в целом успешно выполняются.

Одним из важных межрегиональных мероприятий, ежеквартально проводимым в Палатах Юга России, является Конгресс ТПП Северного Кавказа. В работе Конгресса принимают участие 10 руководителей ТПП региона, представители глав администраций субъектов Федерации региона, Ассоциации социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа. Во многом благодаря работе Конгресса, созданы межрегиональный лизинговый центр и третейский суд. Участники Конгресса регулярно обсуждают вопросы взаимодействия Палат с органами власти, принимают соответствующие решения и рекомендации

Руководители ТПП включаются в состав комиссий и комитетов, действующих при органах законодательной и исполнительной власти, межрегиональных ассоциаций экономического сотрудничества и взаимодействия. Например, президент Ярославской ТПП Валерий Лавров введен в состав Координационного совета Ассоциации межрегионального сотрудничества (МАС) «Центральная Россия», президент Смоленской ТПП Олег Лукирич является постоянным участником работы Координационного совета МАС по внешнеэкономической деятельности. В целях более эффективного взаимодействия с представительными органами власти в Кировской областной думе аккредитован первый вице-президент Вятской ТПП, официальным представителем Палаты в городской думе является начальник юридической службы. В Тверской ТПП организован институт советников-консультантов по промышленности при администрации области, который работает уже более пяти лет. Три депутата законодательного собрания города Твери входят в состав Правления Тверской Палаты. В ТПП Владимирской области разработана система уполномоченных представителей Палаты в районных центрах. В большинстве случаев они являются работниками администрации области и районов. На регулярной основе проводятся встречи предпринимателей с депутатами Государственной Думы РФ в Брянской, Тульской, Тверской, Саратовской, Кузбасской, Вятской, Дальневосточной, Омской ТПП, ТПП города Тольятти.

Повышение роли территориальных Палат в решении экономических проблем регионов, расширение их участия в разработке и реализации конкретных программ и проектов, направленных на развитие предпринимательства, является особенностью современного этапа развития системы ТПП России. Взаимодействие территориальных Палат и власти способствует повышению деловой активности. Это же создает условия для более полной реализации уставных функций. Так, Дальневосточная Палата выиграла тендер, объявленный администрацией края, на совместное участие в регистрации субъектов хозяйственной деятельности на территории края. В Краснодарском и Хабаровском краях Палаты успешно исполняют эту роль вместе с органами власти. По инициативе Краснодарской ТПП, Центрально-Сибирской ТПП органы государственной власти этих субъектов Федерации приняли решения о 100-процентной экспертизе импортных товаров, поступающих на реализацию в их территории.

Имеется значительное число примеров успешного взаимодействия системы ТПП с органами государственной и муниципальной властей. Территориальные Палаты берут на себя часть функций по лицензированию деятельности предприятий, валютно-экспортному контролю, таможенным процедурам, организации работы третейских судов, активно участвуют в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации.

Практика показывает, что к приоритетным направлениям взаимодействия с органами власти относятся:

Торгово-промышленные Палаты стали одними из основных организаторов конференций и консультаций по вопросам регулирования российской экономики, устранения административных барьеров на региональных рынках, взаимодействия государства и бизнеса. Такие мероприятия с участием представителей Президента РФ в федеральных округах проведены в Дальневосточном, Центральном, Приволжском, Южном округах.

Так, в городе Самара состоялось расширенное заседание Правления ТПП Самарской области с участием депутатов Государственной Думы от Самарской области. Обсуждались наиболее эффективные формы взаимодействия деловых кругов Самарской области с администрацией области, их участие в законотворческом процессе, лоббировании интересов членов Палаты через представителей депутатского корпуса в Государственной Думе.

Имеется немало примеров эффективной работы территориальных палат по защите интересов предпринимателей. Так, например Рязанская ТПП защитила предприятий от действий монополистов-энергетиков. Компания «Рязаньэнерго» приняла решение об изменении тарифов, что фактически означало повышение цены на электроэнергию на 50%. Рязанская ТПП, зная о том, что предприятия недовольны политикой местных монополистов, вместе с территориальным антимонопольным управлением провела «круглый стол»: «Пути взаимодействия монополистов и потребителей». Тогда же было принято решение о создании при Рязанской ТПП общественного комитета по энергетике. Совместно с антимонопольным управлением была разработана широкомасштабная акция против монополиста. Она была проведена как раз в тот период, когда «Рязаньэнерго» предложила предприятиям подписать двусторонние договоры на очень невыгодных условиях. Рязанская ТПП проинформировала все крупные предприятия (их это касалось больше всего), что идет экономическая и юридическая экспертиза договора, и попросила приостановить подписание договоров. После этого монополист согласился на переговоры. В итоге был выработан документ, который в большей или меньшей мере устраивал всех.

Это не единственный пример того, как, благодаря активным действиям Рязанской ТПП, удалось отстоять интересы предпринимателей. Несколько лет назад, в тот период когда в экономике страны денежная масса не покрывала и пятой части товарной массы, и предприятиям приходилось широко использовать бартер, субъектам Федерации от правительства России поступила рекомендация отменить уплату налогов путем зачетов. В ответ на эту рекомендацию правительства Рязанская ТПП организовала «круглый стол», принять участие в котором пригласила 50 директоров предприятий, администрацию области, облдуму. В результате обсуждения участники этого заседания пришли к мнению, что процедура, рекомендованная правительством, является для области преждевременной. Реальная возможность платить налоги в полной мере появилась у предприятий только два года спустя.

Еще, к примеру, в Саратовской области к концу 2006 года была абсолютно неопределенная ситуация среди пассажирских перевозчиков – госторги по перевозкам выигрывали одни и те же перевозчики (даже не имевшие ни одной еденицы транспорта!). В результате круглого стола, прошедшего в ТПП Саратовской области, и дальнейших разбирательств был отстранен министр по транспорту области, и была внесена ясность по госзаказам.

Мировой опыт свидетельствует, что вакуум, существующий между законодательными и исполнительными органами власти, с одной стороны, и предпринимательством с другой, с максимальной эффективностью может заполнить организация, обладающая легитимным правом законодательной экспертизы. Такой организацией по праву является гибкая и универсальная система ТПП РФ с входящими в нее объединениями предпринимателей и территориальными торгово-промышленными Палатами. Именно их деятельность служит важнейшим фактором в диалоге отечественного бизнеса с властью, во многом влияющем на экономическую, промышленную и инвестиционную политику, развитие рыночных отношений, улучшение условий хозяйствования. Палаты являются уникальным организационным механизмом, способным увязывать баланс интересов различных отраслей и субъектов предпринима­тельской деятельности, которые могут входить и зачастую входят в противоречие при разработке общеэкономических законопроектов, мер таможенно-тарифного регулирования, формировании позиции России по вопросу присоединения к ВТО.

Не обладая правом вносить в законодательные органы собственные законопроекты, ассоциации и союзы во многих случаях способны инициировать принятие одних законов и блокирование других, то есть, действовать как эффективные группы давления. Наиболее часто в этих целях они используют средства массовой информации и своих представителей в государственных органах власти. Не стоит забывать и о том, что представители предпринимательских объединений, как правило, являются участниками, а нередко и руководителями различных консультативных органов при Правительстве РФ, в министерствах и ведомствах, и от их мнения во многом зависит содержание тех рекомендаций, которые становятся основой правительственных программ. Достаточно упомянуть о том, что представители ТПП РФ и многих отраслевых объединений предпринимателей – членов Палаты входят в состав Консультативного совета по таможенной политике при ГТК России, коллегии МАП России, правительственной комиссии по транспортной политике, Комиссии Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности, Координационного совета по разработке государственной политики в области пищевой и перерабатывающей промышленности при Минсельхозе России, Попечительского совета Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и др.

В то же время, наиболее полно интересы предпринимателей может представлять лишь Торгово-промышленная палата. В последние годы формирование федеральной сети и системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации как корпоративной основы, представляющей интересы деловых кругов, практически завершилось. Расширяется представительская функция Палат. При участии объединений предпринимателей они организуют диалог бизнеса и власти, проводят подготовку и экспертизу правовых актов на федеральном и региональном уровнях, разрабатывают, согласуют и выносят для обсуждения и принятия решений предложения по развитию предпринимательства. Руководители территориальных Палат, как правило, входят в состав экономических советов, различных комиссий, комитетов при администрациях субъектов Федерации.

Во многих Палатах накоплен опыт по формированию консолидированной позиции деловых кругов региона в вопросах поддержки малого предпринимательства, выставочно-ярмарочной деятельности, решении иных социально-экономических проблем регионов. Территориальные Палаты участвуют в создании региональных отраслевых объединений предпринимателей, проводят совместные мероприятия, исследования, осуществляют обмен информацией, подготовку совместных документов в органы власти и т.п.

Таким образом, можно говорить о том, что на региональном уровне также в основном сформирована основа корпоративного и функционального механизма взаимоотношений между ТПП и объединениями предпринимателей, которая может обеспечить выстраивание системы отношений с союзами и ассоциациями предпринимателей федерального уровня.

К сожалению, наметившаяся некоторое время назад тенденция к расширению взаимодействия союзов и ассоциаций на региональном уровне, несмотря на достаточно частые контакты, не приобрела устойчивого, системного характера и остается только тенденцией. Анализ свидетельствует, что пока не удается выработать универсальные формы взаимовыгодных контактов между территориальными Палатами и отраслевыми объединениями предпринимателей, действующими на федеральном уровне.

Как представляется, определенным стимулом к развитию взаимодействия территориальных Палат и объединений предпринимателей послужит активная позиция в решении социально-экономических проблем регионов, занятая полномочными представителями Президента РФ в семи федеральных округах.

Совместно с аппаратом полномочных представителей Президента во всех федеральных округах проводились и проводятся конференции и консультации, расширенные заседания, семинары-совещания представителей Палат и предпринимательских объединений с участием работников федеральных округов и органов государственного управления, на которых обсуждаются вопросы дерегулирования российской экономики, устранения административных барьеров на региональном уровне, развития региональных рынков и инфраструктур региона, а также взаимодействия государства и бизнеса.

Анализ свидетельствует, что большую часть корпоративных членов ТПП РФ составляют отраслевые объединения, которые с равным правом могут быть отнесены к разряду общероссийских, то есть к «союзам союзов»:

Несмотря на это, благоприятные изменения, происходящие в диалоге бизнеса и властей, все еще не устраивают предпринимателей. На их взгляд, с мнением деловых кругов власти считаются пока еще только в отдельных случаях. В то же время, нужно учитывать, что у предпринимательских объединений имеется немалый собственный опыт контактов и подходов к решению своих вопросов в органах власти.

Подавляющее число руководителей на протяжении многих лет считает одним из действенных способов лоббирования предпринимательских интересов участие в рабочих группах по подготовке законопроектов, участие в заседаниях комитетов и экспертных советов Федерального Собрания. С годами возрастает понимание в необходимости участия предпринимательских объединений в заседаниях Правительства, коллегий министерств и ведомств, в целесообразности создания инициативных совещательных органов при властных структурах.

Иными словами, предприниматели убеждаются в важности живых и оперативных контактов с органами власти в процессе подготовки и принятия решений и становятся менее приверженными «академическим» формам контактов с властями. Так, с годами падает интерес к тому, чтобы заниматься экспертизой законопроектов или приглашать представителей власти на мероприятия объединений. Сказанное не означает, что названные формы работы отвергаются вовсе. Происходит переоценка ценностей – перенос акцентов на более живые и действенные методы.

По мнению каждого второго руководителя предпринимательского объединения, сегодня необходимо более детально изучать и применять опыт целого ряда ассоциаций, успешно лоббирующих интересы своих членов. Это, прежде всего, Ассоциация российских банков, Всероссийский союз страховщиков, а также Российский союз промышленников и предпринимателей.

Подавляющее большинство руководителей объединений считает, что им уже недостаточно имеющихся полномочий для плодотворного взаимодействия с властными структурами. Диалог бизнеса и власти нуждается в более четком законодательном урегулировании. Однако, в выборе путей по упорядочиванию взаимоотношений деловых кругов и представителей органов власти на сегодня пока нет единства во взглядах.

Большинство склоняется к выводу, что данную проблему можно снять не через принятие поправок к существующему закону «О Торгово-промышленной Палате Российской Федерации», а с помощью специального закона о лоббизме. Руководители объединений, кроме того, активно высказываются за принятие самостоятельного закона, регулирующего особым образом взаимоотношения объединений предпринимателей с органами власти.

При этом, часть поддерживает идею введения государственной аккредитации объединений предпринимателей.

Представляет интерес тот факт, что предприниматели с повышенной настороженностью стали относиться к любым попыткам проведения каких-либо «ревизий в своих рядах».

Не слишком активны предпринимательские объединения и в использовании услуг предприятий системы ТПП РФ. Исключение здесь составляют, пожалуй, Конгресс-центр и газета «Торгово-промышленные ведомости». Остальные предприятия Палаты не пользуются особым вниманием предпринимательских объединений.

Предпринимательские объединения в большинстве случаев не готовы к активизации своего участия в деятельности ТПП РФ. Более того, большинство считают вполне достаточным свое участие в работе ТПП РФ на нынешнем этапе. Однако при детальном рассмотрении выявляется, что более тесное сотрудничество не только возможно, но и имеет вполне конкретные приоритеты.

В первую очередь, объединения готовы к совместному лоббированию общих интересов; к работе над укреплением законодательной базы; к проведению совместных мероприятий, конференций и семинаров.

Во вторую очередь, предприниматели из объединений настроены на более тесное сотрудничество с ТПП РФ в предоставлении (обмене) деловой информацией; в развитии делового партнерства, международных и межрегиональных контактов, в том числе посредством реализации конкретных деловых проектов или выставочных мероприятий; в формировании общественной поддержки предпринимательству; в реализации задач по подготовке и переподготовке предпринимательских кадров.

Низкую активность во взаимодействии со структурами ТПП РФ предпринимательские ассоциации стремятся компенсировать за счет участия в работе Совета руководителей объединений-членов ТПП РФ, Комитетов и комиссий Палаты.

Вместе с тем, мнение руководителей предпринимательских объединений относительно приоритетных целей, ради достижения которых создаются вышеуказанные органы, остается практически неизменным. Среди первоочередных целей: задача формирования стабильной и прочной законодательной базы (в частности, одним из актуальных законодательных вопросов на сегодня является налогообложение) и поиск форм более тесного взаимодействия с органами власти. Последнее необходимо для выработки четкой государственной политики в сфере предпринимательства. Актуальной представляется также задача формирования стабильных и единых предпринимательских «правил игры» в стране.

Все это требует активного участия ТПП РФ и предпринимательских объединений-членов ТПП РФ в законотворческой работе.

v-p-ratnikova-trete-izdanie-pererabotannoe-i-dopolnennoe-stranica-5.html
v-p-rudnev-harakteri-i-rasstrojstva-lichnosti-stranica-7.html
v-p-shaherov-habarovsk-priamurskie-vedomosti-2006-176-sil.html
v-p-shestakov-muzikalnaya-estetika-srednevekovya-i-vozrozhdeniya-stranica-2.html
v-p-sozonov-klassnij-chas-mozhno-nazvat-specialno-organizacionnoj-cennostno-orientacionnoj-deyatelnostyu-sposobstvuyushej-formirovaniyu-u-shkolnikov-sistemi-otnoshenij-k-okruzhayushemu-miru.html
v-p-vahterov-yaobrashayu-vashe-vnimanie-na-slova-pedagoga-vahterova-v-p-obrazovan-ne-tot-kto-mnogo-znaet-a-tot-kto-hochet-mnogo-znat-i-kto-umeet-dobivat-eti-znaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-avtomatiki-i-telemehaniki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-otstuplenie-ot-temi-1nekotorie-aspekti-biologii-cheloveka-avtoritetnie-mneniya-ob-alkogole.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-pesnya-i-romans.html
  • literature.bystrickaya.ru/dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-mdeniet-zhne-sport-ministrn-kejbr-bjritarina-zgerster-engzu-turali.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-rassheplennij-mozg-issledovaniya-amerikanskih-nejropsihologov-sedov-k-f-s28-nejropsiholingvistika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pervaya-kniga-izdana-pri-sodejstvii.html
  • report.bystrickaya.ru/igri-ledokoli.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-informatike-na-temu-arhivatori.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vtelevizionnom-konkurse-shkolnikov-znatokov-russkogo-yazika-v-kachestve-domashnego-zadaniya-komandam-bilo-predlozheno-peredelat-v-dramu-i-razigrat-odnu-iz-izvest.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/snimok-ekrana1-zayavka-na-konkurs-dannie-o-programme-s-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kommentarij-k-postanovleniyam-plenuma-verhovnogo-suda-rossijskoj-federacii-po-grazhdanskim-delam-stranica-22.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voskresni-gebbels-on-bi-umer-ot-zavisti-sociologiya-zhurnalistiki-konspekt-lekcij-dlya-st-4-kursa.html
  • college.bystrickaya.ru/33-zaochnaya-sokrashennaya-forma-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-07-osnovi-teorii-upravleniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-33336-lgoti-pri-obrashenii-v-sudi-obshej-yurisdikcii-a-takzhe-k-mirovim-sudyam.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-besperebojnogo-garantijnogo-elektrosnabzheniya-2-vnesenie-izmenenij-v-konkursnuyu-dokumentaciyu-9.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-dokladov-k-prakticheskim-zanyatiyam-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksej-kudrin-pristroil-stabilizacionnij-fond-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-kursi-po-viboru-osnovi-aviamodelirovaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavitel-assistent-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-avtorov-a-ukazatel-avtorov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-prodolnij-i-poperechnij-analiz-kogorti-i-pokoleniya-v-i-melenchuk-kand-geogr-docent-kafedri-geografii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-sozdaniya-multimedijnogo-regionalnogo-atlasa-na-primere-atlasa-kurilskih-ostrovov-25-00-36-geoekologiya-25-00-33-kartografiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/literatura-akusherstvo-beremennost-i-zabolevaniya-serdechno-sosudistoj-sistemi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/monitoring-razvitiya-selskih-territorij-kak-ocenka-ih-ekonomicheskogo-potenciala-na-primere-komiteta-po-delam-selskih-territorij-ministerstva-selskogo-hozyajstva-respubliki-kazahstan.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-18-marta-2012-g-divo-24-proyavleniya-irkutsk.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-11-rol-orudiya-truda-v-stanovlenii-obshestva-i-obshestvennogo-proizvodstva-apologiya-kapitala-politicheskaya-ekon-omiya-tvorchestva.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-leksicheskomu-znacheniyu-uznajte-slovo-i-zapishite.html
  • occupation.bystrickaya.ru/neizvestnoe-o-samom-izvestnom-nepokolebimom-i-zagadochnom-zabluzhdenii-v-istorii-nauki-i-tehniki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-26.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-proektov-po-russkomu-yaziku-otrazhenie-russkogo-nacionalnogo-haraktera-vo-frazeologizmah.html
  • education.bystrickaya.ru/2-usloviya-osushestvleniya-obrazovatelnogo-processa-doklad-pozvolit-oznakomitsya-s-ukladom-i-tradiciyami-nashego.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2neokonservativnij-tradicionalizm-a-n-mochkin-paradoksi-neokonservatizma.html
  • student.bystrickaya.ru/28-iyulya-diplom-dlya-rabotayushih-lyudej-sostoyalos-soveshanie-rabochej-gruppi-po-voprosam-obrazovaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-specializirovannie-otrasli-nacionalnij-standart-finansovoj-otchetnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistema-obucheniya-studentov-vtuzov-operirovaniyu-elektricheskimi-shemami-na-osnove-pedagogicheskoj-deyatelnosti-kafedr-inzhenernoj-grafiki-vuzov-telekommunikacij-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.