Уставы – в греческом: ори, т. е. границы, пределы. ^ Девствует бо рожество
.RU

Уставы – в греческом: ори, т. е. границы, пределы. ^ Девствует бо рожество



Уставы – в греческом: ори, т. е. границы, пределы.

^ Девствует бо рожество – буквально: рождение остается девственным. То есть: Ты, рождая, остаешься девственной.

Живот обручает смерть – в греческом: зоин промнистеуете фанатос. Употребленное здесь в настоящем времени слово промнаоме обычно означает: сватать. Т. е., буквально: смерть высватывает жизнь. Интересный и смелый образ: Божия Невеста Мария приносит смерть в качестве брачного выкупа (который в древности назывался «вено») ради вечного соединения с божественной блаженной жизнью.

В нынешних греческих и русских книгах, печатанных после патриарха Никона, ирмос кончается иначе: «…спасаеши присно, Богородице, наследие Твое». Но это похоже на позднюю и неудачную переделку. Ирмосы 9-й песни канонов, написанных прп. Козмою, обычно имеет сходство в окончании со словами сочиненной им же знаменитой церковной песни «Честнейшую херувим…» Именно он ввел обычай припевать ее между стихами Песни Пресвятой Богородицы из Евангелия от Луки (1, 46-55): «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…» Как и эта песнь прп. Козмы, так и его ирмосы оканчиваются словами: «Тя величаем», «величают», «величающия».


Побеждаются законы природы на Тебе, Дева чистая: ибо рождение – девственно, и смерть служит обручением жизни. По рождении – Дева, и после смерти – живая, (Ты) всегда спасаешь тех, которые величают Тебя как Богородицу.


Тропарь 1.

Дивляхуся ангельския силы, в Сионе сматряюще своего Владыку, женьскую душу рукама носяща; пречисто бо Рождьшей сынолепно провозглашааше: гряди, Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди.


Дивляхуся. – В греческом сказано сильнее: экзистанто – изумлялись. Об этом слове см. в комментарии к ирмосу 5-й песни 2-го канона.

^ В Сионе сматряюще своего Владыку. «Свой» – здесь передает греческое слово икеос, т.е., домашний, родной, собственный, свой (от слова икос – дом). «Сион» употреблено в значении: Иерусалим (как в 1-й и 8-й песнях).

Сравним с содержанием этого стиха следующие слова из праздничной проповеди прп. Иоанна: «Сойди, сойди, ^ Владыка, и воздай вскормившей Тебя Матери должную награду. Протяни божественные руки; прими душу Матери Ты, Который предал на кресте дух Свой в руки Отца; воззови к Ней сладким гласом: «Приди, прекрасная, ближняя Моя; блистающая красотой девства ярче солнца. Ты уделила Мне Свое, – приди, войди в Мою радость» (3-е Слово на Успение, 4).


Изумлялись ангельские силы, видя в Сионе своего Владыку, держащего в руках женскую душу; ибо Он, как подобало Сыну, приглашал пречисто Родившую (Его): Приди, Чистая, прославься с Сыном и Богом.


Тропарь 2.

Опрята лик апостольскии богоприятное тело Твое, со страхом зряще и гласом велиим вещающе: в небесныя домы к Сыну восходиши, спасай присно, Богородице, достояние Твое.


^ Опрята – в греческом: синестиле. Многозначное слово, среди значений которого есть и такие: заключил; покрыл. Здесь – в переносном значении: положил в гробнице.

^ Богоприятное тело – тело, принявшее в себя воплотившегося Бога.

Лик – в греческом: хорос, хор.

Вещающе – в греческом: просффенгомени, т. е., обращаясь с речью.

Домы – здесь стоит греческое слово фалами, – брачные чертоги, а также – женские комнаты.

Восходиши. В греческом стоит: экфитоса, причастие от глагола экфитао – уходить, выходить. Т. е., более правильный перевод: отходя.


Положил во гробе хор апостолов Твое тело, принявшее Бога, со страхом взирая и громким голосом обращаясь (к Ней): отходя в небесные чертоги, сохраняй всегда, Богородица, достояние Свое.


^ Песнь 9-я 2-го канона. Ирмос.

Всяк земен да взыграется, Духом просвещаемь, да ликовствует же бесплотных умов естество, почитая святое успение Божия Матере, и да поет: радуися, Преблаженная, Богородице чистая, Приснодево.


^ Земен – по-гречески: гигенис, земнородный.

Да взыграется – по-гречески: скиртато, буквально – да скачет.

Духом просвещаемь – в греческом: то пневмати лампадухуменос, буквально может быть переведено: возжженный Духом, как лампада, как факел.

^ Бесплотных умов. – «Бесплотные» передает греческое аили, невещественные. «Невещественные умы» – ангелы.

Святое успение. – В греческом стоит: священное преставление. Мы в какой уже раз видим разницу между нашим и греческим текстом в тех местах, где обычные богородичные ирмосы 4-го гласа изменяются приспособительно к характеру праздника. Это все более убеждает в том, что изменение это – дело довольно позднего времени.

Да поет – по-гречески: воато, – пусть громко кричит, зовет.


Всякий земнородный да ликует, просвещаемый Духом, и да торжествует естество невещественных умов, почитая святое успение Божией Матери, и да взывает: радуйся, превыше всех блаженная, Богородица чистая, Приснодева.


Тропарь 1.

Приидите в Сион, на божественную и тучную гору Живаго Бога, и возрадуемся, Богородицу зряще: к зело бо лучшей и божественней сени, яко Матерь, Сию во Святая святых Христос престави.


^ На божественную и тучную гору Живаго Бога. – Эта фраза напоминает нам слова 67-го псалма: «Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. (…) Гора, юже благоволи Бог жити в ней».

Вот как изъясняет это место свт. Афанасий Великий:

«^ Горою именует Церковь; называет же ее тучною, потому что души принадлежащих ей она делает насыщенными… Усыренное значит напитанное молоком, то есть простым словом учения, по сказанному: «я молоком напоил вас, а не твердой пищей» (1 Коринфянам, 3, 2). (…) А что Бог живет в Церкви, это явствует из сказанного Им Самим: «здесь вселюсь, ибо Я возлюбил его» (Пс. 131, 14).

Но в разбираемом нами стихе, призывая всех придти на Сион, прп. Дамаскин говорит, все-таки, не о всемирной Христовой Церкви, а именно о церкви святого града Иерусалима. Здесь и писали свои каноны Иоанн и Козма – братья по воспитанию, по вере и по таланту. Здесь эти каноны и исполнялись впервые на праздничных бдениях. И слова Иоанна обращены к христианам, которые, подобно апостолам, собирались в Иерусалим со всех концов земли, чтобы почтить священную память Богоматери и поклониться Ее цельбоносному гробу в Гефсимании.

^ Возрадуемся, Богородицу зряще. Здесь употреблено редкое поэтическое слово эноптридзомени – видя, как в зеркале. Смысл, кажется, такой: возрадуемся, видя Богородицу не телесно, но изображенной – как на иконах, так и в словах песнопений, видя Ее духовными очами молитвы.

^ К… божественей сени – прос фиотеран скинин, к божественнейшей скинии. Мысль такова: Господь преселил Свою Матерь в Скинию, более священную, нежели скиния Моисеева, в истинное «Святое святых», в светлейшую из обителей небесного Царствия. Возможно, восхождение Богородицы на небеса, к престолу Царя небесного, сравнивается здесь с введением Ее трехлетней отроковицей в Скинию ветхого Закона – в Иерусалимский храм.

Престави – в греческом: метатифиси, переставляет, перемещает (в каноне оно поставлено в настоящем времени).


Придите на Сион, на божественную и тучную гору Живого Бога, возрадуемся, взирая на Богородицу, ибо Ее, как Матерь, в скинию гораздо лучшую и божественнейшую, во Святое святых Христос переселяет.

Тропарь 2.

Приидите, вернии, ко гробу приступим Божия Матере, и объимем сердцы и устнами, очесы и лицем, чисто прикасающеся, и почерпающе исцелении независтныя дары от источника приснотекущаго.


Соответствие этому стиху находим в праздничной проповеди Дамаскина:

«О, священная, дивная, достойная почитания и поклонения гробница, которую и ныне окружают ангелы, предстоя со страхом и благоговением, пред которой трепещут демоны, к которой с верою прибегают люди, воздавая почитание, поклоняясь, лобызая и очами, и устами со всем жаром души, и черпают изобилие благ.

(…) Божественное Твое тело – священное, всенепорочное, исполненное божественного благоухания, изобильный родник благодати – будучи положено во гробе, а затем восхищено в область лучшую и высшую, не покинуло гроб без дара, но сообщило ему божественное благословение и благодать, оставило его как источник исцелений и всяческих благ для всех приходящих с верой» (1-е Слово на Успение, 13).


Придите, верные, приступим ко гробу Божией Матери и обнимем его, в чистоте прикасаясь сердцами, устами, очами и лицами, и почерпая без ограничения дары исцелений из (этого) непрестанно текущего источника.

Тропарь 3.

Приими от нас песнь исходную, Мати Живаго Бога, и светоносною Своею и божественною осени благодатию, цареви – победительная, христолюбным людем – мир, и оставление – поющим, и душам спасение подающи.


^ Песнь исходную – объяснение этого слова см. в комментарии к 1-й песни 2-го канона. Я не считаю очень удачным, в этом случае, перевод слово «исходная» как «надгробная» (у М. Скабаллановича). В каноне, к концу которого мы, с Божией помощью, приблизились, воспевается, по преимуществу, именно исход, переселение Богоматери в небесные обители, в Царство Славы.

Победительная – в греческом: та тропеа, трофеи. Песнописец просит Божию Матерь подать царю победу над его врагами. Вероятно, этот заключительный стих не принадлежит перу Иоанна Дамаскина, а прибавлен позднее, когда его канон уже вошел в употребление собственно Византийской церкви. Прп. Иоанн от своего рождения и до смерти прожил под властью арабских халифов. Просить Богородицу дать Дамасскому халифу победу означало бы молиться о поражении христианской Византии и о дальнейшем порабощении христианских народов исламскому игу. Конечно, Иоанн этого не мог желать. Но и открыто, в публичном богослужении, возносить молитвы о даровании победы войскам ромеев ему, как и всем палестинским христианам, навряд ли было возможно.

^ Христолюбным людем – в греческом оригинале славянскому слову «люди» соответствует: лаос, т. е. народ. Песнописец молится не за каких-то отдельно взятых христолюбцев, а за весь христианский народ, за всю православную церковную паству.

^ Душам спасение – в греческом: психон сотириан – спасение душ. Слово «душам» не входит в перечисление: царю,… народу,… поющим… Автор просит для поющих, т. е. как для себя, так и для тех, кто будет исполнять написанный им канон во славу Богородицы, оставления грехов и душевного спасения.


Прими от нас исходную песнь, Матерь Живого Бога, и покрой (нас) Своею светоносною и божественною благодатью, подавая царю – трофеи, христолюбивому народу – мир, поющим – оставление (грехов) и душевное спасение.


Светилен.

Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гепсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух мой.


Светилен – стих, который поется по окончании канона утрени. По исконному церковному обычаю, это должно соответствовать примерно тому времени, когда в восточные окна храма проникают первые лучи солнца. Отсюда и название. На великие праздники светилен поется три раза – сначала по отдельности каждым клиросом, а на третий раз обоими вместе.

Текст успенского светильна представляет собой как бы последние слова Божией Матери. Причем похоже, что автор намеренно ставит их в параллель к предсмертным словам Самого Господа. Сравним в Евангелии от Луки: «Исус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лука, 23, 46).

^ В Гепсиманийстей веси. – «Весь» (по-славянски – селение) соответствует греческому хорион, т. е. место. Гефсимания была не селением, а восточным предместьем Иерусалима, где в изобилии росли масличные деревья.


^ Вы, апостолы, от краев (земли) собравшись здесь, в Гефсиманском месте, похороните тело Мое, а Ты, Сын и Бог Мой, прими дух Мой.


_______________________________________________________


Придите, обступим эту чистейшую гробницу и почерпнем из него божественной благодати. Придите, возьмем руками души приснодевственное тело, войдем с ним внутрь гробницы и умрем вместе с ним, – то есть, умрем для телесных страстей и будем жить жизнью бесстрастной и непорочной. Услышим божественные песнопения, раздающиеся из невещественных ангельских уст. Войдем же, поклонившись, и узнаем необычайную тайну, как тело Богоматери было отнято у земли и взято на небо, как Она предстоит Сыну превыше всех ангельских чинов, – и нет никакой преграды между Матерью и Сыном.

(…) Матерь Божия! Воспламени в нас любовь к Твоему Сыну, соделай нашу жизнь угодной Ему, чтобы, сподобившись улучить небесное блаженство и видеть Тебя, сияющую славой Сына Твоего, мы смогли воссылать священные песнопения, – вечно и достойно Святого Духа радуясь в Церкви празднующих, – Тому, Кто совершил домостроительство нашего спасения, Христу, Сыну Твоему и Богу нашему. Ему же подобает слава и держава со безначальным Отцом и всесвятым и животворящим Духом ныне, и присно, и во все бесконечные веки веков. Аминь.


Прп. Иоанн Дамаскин

(из Третьего похвального слова на всечестное Успение Богоматери)

 В канонах праздника Пятидесятницы это особенно видно. Перевод канонов Успению несколько менее точен, чем древний перевод канонов Пятидесятницы; но и работа никоновских справщиков коснулась его в гораздо меньшей степени.

 В 17 веке, во время распространения в Юго-Западной Руси латинского верования о «непорочном зачатии» Пресвятой Богородицы, киевский Софийский собор был переосвящен в честь Ее Рождества.

 Такое же соотношение сохраняется и в посвящениях ныне существующих старообрядческих храмов России.

 В соответствии со старообрядческой богослужебной традицией. Согласно послениконовскому уставу, этот же возглас делается и на литургии.

 В джорданвилльском издании проповедей свт. Софрония (пер. архим. Амвросия (Погодина); без года изд., с. 31) в этом месте стоит тоже «Благодатная», но контекст показывает, что здесь можно перевести только – «Обрадованная».

 Здесь, как и во всем тексте нашей работы, имя Дионисия Ареопагита употребляется условно. Как с точки зрения содержания, так и по особенностям языка и стиля, а также по причине отсутствия каких-либо упоминаний о писаниях св. Дионисия до самого 6 века по Р. Х., – не видится возможности признавать трактаты, дошедшие под именем Дионисия Ареопагита, подлинными творениями ученика апостолов. Но это обстоятельство не умаляет того великого значения, которое эти труды неизвестного нам богослова имели для православно-христианского богословия, гимнографии, и даже иконописания. В мировой истории найдется очень немного книг, влияние которых на умы было бы столь сильным и разносторонним, как влияние «Ареопагитик».

 Ромеи (римляне – греч.) – самоназвание византийцев.

vidi-izobrazitelnih-iskusstv-sredstva-sozdaniya-hudozhestvennogo-obraza-kompoziciya-kolorit-ritm-liniya-svetoten-i-t-d.html
vidi-kommutacii-lekciya-1-10.html
vidi-kontrolya-2.html
vidi-kontrolya-znanij-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-latinskij.html
vidi-lekcij-funkcii-po-obshim-celyam-uchebnie-agitacionnie-vospitivayushie-prosvetitelnie-razvivayushie.html
vidi-marketingovih-kommunikacij-i-ih-klassifikaciya-osnovi-reklamnogo-biznesa.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-1-45-01-01-mnogokanalnie-sistemi-telekommunikacij-1-54-01-02-metrologicheskoe-obespechenie-informacionnih-sistem-i-setej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/romanticheskoe-obshenie-v-kommunikativno-semioticheskom-aspekte-10-02-19-teoriya-yazika-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/01102010-g-s-6-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-modernizacii-zdravoohraneniya-orlovskoj-oblasti-na-2011-2012-godi-orlovskaya-oblast-2011-god-stranica-45.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pyataya-zapoved-prepodavanie-bozhego-ucheniya-5-cerkov-vsegda-nastavlyaet-8-dragocennaya-zhemchuzhina-katehizisa-martina.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-podgotavlivaemie-professii-i-specialnosti-itogi-uchebnogo-goda-26-rezultati-itogovoj-attestacii-28.html
  • studies.bystrickaya.ru/geneticheskie-issledovaniya-elementarnoj-rassudochnoj-deyatelnosti-i-drugih-kognitivnih-sposobnostej-zhivotnih-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-instrumentov-menedzhmenta-kachestva.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-respubliki-bashkortostan.html
  • shkola.bystrickaya.ru/personologicheskaya-strategiya-matematicheskogo-obrazovaniya-budushego-uchitelya-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dvopoverhovij-zhitlovij-budinok.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyataya-chto-proishodit-kniga-desyataya.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-perepishite-sleduyushie-predlozheniya-podcherknite-prichastiya-opredelite-ih-funkciyu-predlozhenie-perevedite.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-7-2011-tema-gravitacionnie-sklonovie-processi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-immunobiologicheskie-meropriyatiya-g-g-onishenko-08-oktyabrya-2010-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statisticheskie-metodi-izucheniya-urovnya-zhizni-naseleniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-f-10-finansovij-menedzhment-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-specializacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/drster-trek-konspektler.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-theme-a-v-fedorov-slovar-terminov-po-mediaobrazovaniyu-mediapedagogike-mediagramotnosti-mediakompetentnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannij-publichnij-doklad-mou-sosh-s-balovnevo-stavit-svoej-celyu-povishenie-urovnya-informacionnoj-otkritosti-i-prozrachnosti-shkoli-i-shirokoj-obshestvennosti-mi-rass.html
  • school.bystrickaya.ru/belaruskaya-zhurnalstika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-preodoleniya-trudnostej-v-izuchenii-fiziki-shagi-k-uspehu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnoj-rabote-kontrolnie-voprosi-po-kursu-tematicheskij-plan.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompoziciya-i-slovo-o-ponyatii-kompozicii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel5-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-vtoraya-redakciya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-komand-ot-20-03-2011.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-po-teme-fizicheskaya-kultura.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-osobennosti-ya-koncepcii-143-stvo-yunost-vzroslost-starost-pod-obshej-redakciej-a-a-reana-sankt-peterburg.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-xvi-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-nachalnie-uchastki-izoterm-adsorbcii-opredelenie-poverhnosti-i-mikroporistosti-tradicionnimi-metodami-osnovnie-temi-klassifikaciya-adsorbentov-po-razmeram-por.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-15-marta-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-negosudarstvennih-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-12-iyulya-2011-goda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-6-usloviya-opredelyayushie-kachestvo-podgotovki-specialistov-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-glazov-2008.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-strukturi-i-algoritmi-kompyuternoj-obrabotki-dannih-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-registracionnoj-zayavki-karta-registracii-bazi-dannih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.