.RU

Уроки 77 94 - страница 2



У. Вы уже говорили, что очень смешно получается, когда Атаман отвечает невпопад, «как бы не расслышав». Это вставлено для смеха? Или есть другая еще цель? Для развития действия эти слова нужны? Атаман на самом деле «подбирается» к воеводе, к «судейскими крючкам»?

^ Д. Нет, не подбирается. Действие из-за этих слов не развивается.

У. Тогда зачем же?

Д. …

Итог обсуждения. Атаман тут высказывает какие-то свои мысли. Создатель драмы как бы дает Атаману возможность приоткрыть зрителю свой внутренний мир, показать свое отношение к жизни через высказывание, прямо не связанное с развитием действия. Такие высказывания, не зависящие от реплики собеседника, раскрывают душевную жизнь героя, его характер, и называются монологом (от греч. «один» и «слово», «речь»), в отличие от диалога - разговора двух лиц. С таким видом монолога вы сталкивались в побасенке:


- Раздень меня, разуй меня,

Уложи меня, покрой меня,

Переверни меня,

А там, поди, усну я сам.


Далее учитель подводит детей к записи в схему: ^ Построение картины жизни - преддействие, завязка, вершина, развязка, диалог, монолог, ремарки, песни.

Затем дети с помощью учителя выявляют особенности оставшихся уровней формы, отмечая особый нелитературный уровень - игра актеров (записывают «открытия» в схему № 12).


^ НАРОДНАЯ ДРАМА «ЛОДКА»

Задача пьесы. Вызвать смех зрителей по отношению к героям, вызвать сочувствие к некоторым из них.

^ Ведущий уровень

Картина жизни. Поступки героев, их речь. Действия и разговоры героев в исполнении «актеров».

ГЕРОИ – обычные люди.

ДЕЙСТВИЯ И РАХЗГОВОРЫ, раскрывающие внутренний мир героев.

^ Построение КЖ. Преддействие, завязка, вершина, развязка.

Диалог, монолог, ремарки, песни.

Предложение. Реплики.

Слово. Просторечия.

Звуковой рисунок. Усиливает выразительность КЖ.

^ Ритмический рисунок. Ритм стиха преобладает.

Рифма. Концевая и внутренняя.

Игра актеров


(После урока схему перенести в классную книгу.)


У. Теперь, когда вы вспомнили то, что знали об авторских пьесах, узнали кое-что узнали о народной драме и даже получили первые представления о драме как роде литературы, можно поставить вопрос о том, каким путем создается пьеса. Как действовал ,например, Маршак? А как действовал автор, создавший пьесу «Лодка»?

Д. Маршак взял уже существующую сказку и сделал из нее пьесу. А про «Лодку» мы уже говорили, что была известна народная разбойничья песня о двух братьях-разбойниках. И Пушкин написал свою поэму на сюжет этой песни. А в народной драме использован монолог пришельца из поэмы Пушкина.

У. Существуют два способа создания пьес. Можно «перевести» в пьесу какое-нибудь эпическое произведение. Так Маршак переложил сказку – эпический жанр - в пьесу, и получилась «драматическая сказка». А можно придумать пьесу сразу как пьесу. И это разные авторские работы. Вот мы все время говорим: «Автор, автор». Но в зависимости от того, что автор сочиняет, его и называют по-разному. Как называют автора, сочиняющего стихи?

Д. Поэт.

У. Как называют автора, сочиняющего сказки?

Д. Сказочник.

У. А как называют автора, сочиняющего пьесы, драмы?

Д. Драматург.

У. Да, драматург сам создает пьесу. А как называется работа автора, который берет готовое эпическое произведение и создает на его основе пьесу?

Д. ...

У. Такой автор инсценирует. Это слово происходит от сочетания латинских слов: «ин» - «на» и «сцена» - «на сцене». Он переделывает литературное произведение, придает ему форму драмы, создает инсценировку.

Что же необходимо сделать инсценировщику, чтобы «перевести» эпическое произведение в драматическое? Сравните задачи эпоса и драмы (схема № 14). В чем сходство? В чем различие?

Дети высказывают свои мнения.


Задание на дом. Прочитать а учебнике статьи «Драма» и «Инсценировка». Сделать инсценировку сказки «Золотой серпок» - первую «волну» сюжета: З1 - просьба лисы, В1 - лиса не отдает серпок, Р1 - заяц плачет. Можно работать совместно и потом разыграть подготовленные инсценировки.


^ Урок 79. Инсценировка сказки «Золотой серпок»


Коллективная творческая работа


У. Дома вы должны были попробовать переложить часть сказки «Золотой серпок» для постановки на сцене. Как называется такой вид авторской работы?

^ Наташа. Инсценировка.

У. А инсценировщик - настоящий автор?

Дима. Да, конечно. Я же придумывал о зайце вступление.

У. Ну, кто же готов попробовать первым?

Выходят трое: Артем, Рафик, Дима.


А р т е м. Матушка-рожь на колос идет (это для художника). И в скобках: «Лиса и Заяц пришли в торжок». Третий - продавец.

А р т е м. Продайте серпок.

Р а ф и к. С вас 10 су.

Д и м а. Продайте.

А р т е м. Потом в скобках: «Заяц много нажал».


У. Такую ремарку в скобках можно дать в тексте пьесы, а как это показать на сцене?

Дети делают жесты, как будто жнут.


Д и м а. Лиса подошла к зайцу: «Дай на денек серпок поработать».

А р т е м. Пожалуйста. (Пауза.) Отдавай мой серпок.

Д и м а. Иди отсюда, нечестивый.


^ У. Оценим работу. Что в инсценировке получилось, а что - нет?

Павлик. Нужно не говорить «в скобках», а показывать. Это же не для чтения.

У. Да. А актерам пришлось рассказывать. И много или мало нажали - не видно. Лиса какая получилась?

Д. Хитрая.

У. Сразу хитрая или не сразу?

^ Миша. Здесь она простофиля - себе лубяной серпок купила.

У. А почему она получилась глупой?

Митя. Денег нет... И понадеялась.

У. Это ты уже придумываешь. Было ли это в тексте сказки?

Лена. Она хитрая, но глупая.

У. А лиса должна быть жадной. Вы это видели? Лубяной серпок дешевле. А цену серпка она спросила?

Д. Нет.

У. И еще о цене. В русской сказке может быть «су»?

^ Настя. Нет, у нас гроши были.

У. Или полушки, но никак уж не «су».

Миша. А если она жадная, то она купила бы много: все себе и себе.

У. Но для этого надо и денег много потратить. Ты, Миша, свою лису придумываешь, а вы должны только инсценировать. Вам надо такую лису изобразить, какая она в сказке. А в сказке сказано «припасла». Обязательно для этого идти на торжок?

^ Д. (наперебой).Может, у нее уже был серпок. Сама сделала. Денег было жалко. Лень идти. Жарко, далеко.

У. Вернемся к началу сказки: «Было то в лето - от весны до осени. Стала матушка-рожь на колос метаться, в пору наливаться». Это наши авторы «перевели» в декорации. А «пришло времечко жать», это можно «перевести» в декорацию?

^ Д. (по очереди). Словами надо сделать. Заяц может бежать и сказать: «Жать пора». Добавить героев, сельских жителей.

У. Нужны тут лишние герои? Не испортит ли такой «перевод» сказку?

^ Оля. Заяц шел на торжок, а Лиса около дома возилась. Заяц говорит Лисе: "Пришло время жать".

У. Именно такими словами он скажет? Или лучше как-то иначе?

^ Дима. «Лисичка, лисонька, пора жать»

У. Уже лучше, надо не забывать о языке сказки. И как Лиса отвечает?

Сережа. «Лисонька, Лисонька, пора серпы наточат». Лиса: «Успеем еще».

Миша. Проходит заяц: «Я иду серпок покупать и тебе могу купить».

^ У. Хорошо, но так ли будет заяц к Лисе обращаться? Как он к ней относится?

Миша. Заяц боязливо относится к Лисе.

У. Верно, и это в его реплике должно быть видно.

^ Настя. Заяц: «Лисонька, лисонька, пошли на торжок, уже поле созрело, надо серпок купить».

Таня. Заяц: «Матушка-рожь на колос пошла, пора жать, серпы наточать. Я пойду на торжок, куплю золотой серпок». Лиса: «А я лубяной припасла».

У. А как Лиса к Зайцу относится? Она с ним считается? Как такую реплику для Лисы сочинить, чтобы были раскрыты ее внутренние качества, в том числе и ее отношение к Зайцу?

^ Юля. Лиса: «Без тебя знаю, глупый, уже видела».

Лена. Лиса: «А у меня свой есть».

У. Видно из этих реплик отношение Лисы к Зайцу?

Зара. «А я без тебя пойду».

Лена.. «Подумаешь, у меня и лучше твоего есть».

^ Миша. Она сказала, что у нее лучше, она и наврать может.

У. Итак, первые фразы сказки «перевели». Осень экономно показали и какие отношения между Лисой и Зайцем, дали зрителю основания для понимания завязки. Надо показывать, как Заяц шел, как покупал?

^ Д. Нет, не надо, надо сразу - как жнут.

У. Декорации какие?

Миша. Поле, колосья. У зайца на поле - стога.

Настя. А у Лисы несколько помятых колосьев.

У. И дальше?

Зара. «Сподглядела Лиса».

У. Так в сказке нам рассказчик рассказывал. А как это показать на сцене, что она «сподглядела»?

Павлик. Она смотрит и идет домой.

У. Надо Лисе домой уходить?

^ Дима. Лиса думает: «Дай-ка схожу к зайцу». Смотрит - хорошо жнет.

У. Как показать, что Лиса думает? Правда, есть такие «реплики в сторону», когда герой ни к кому не обращается, но говорит то, что надо знать зрителю. А откуда мы узнаем, что Заяц хорошо жнет?

^ Миша. «Попрошу серпок и не отдам».

Юля. Лиса: «Вот заяц много нажал, а я наваляла, пойду, заберу серпок».

Дима. «Пойду, обману зайца».

У. Так, «перевели», что Лиса «сподглядела». А дальше что?

^ Таня. «Подходит к Зайцу и калякает».

Зара. «Заинька, серенький горностаюшка, дай на денек поработать серпок. Ты много нажал».

У. И Заяц отдает? Или еще что-то должно произойти?

Саша. Заяц: «А что ты свой не купила?» Лиса: «А я пошла, а там все кончились».

^ Дима. "Старый сломался, а денег мало".

У. Лиса хочет разжалобить Зайца. Как это показать?

Дима. «Заюшка, пожалей меня».

У. И что отвечает Заяц?

Настя. «Ну, возьми».

Дима. «Возьми, пожалуйста, только отдай».

Зара. «На, возьми, мне не жалко».

У. Заяц добрый, такой ответ соответствует его характеру. И дальше: «Лиса и была такова, какой день жнет, серпок не отдает». Как показать, что несколько дней прошло?

^ Зара. Заяц приходит к Лисе домой.

У. Тогда нужна другая декорация, не забудьте.

Юля. Заяц пришел к Лисе на полоску: «Ты кой день жнешь, назад не отдаешь, больше моего нажала».

^ Ира. Тогда Заяц - жадный. Заяц резко говорить не может.

Зара. «Дай, Лисонька, мой серпок, ты больше моего нажала».

У. Ласково и робко - это хорошо. Но он не жадный. Для него главное, что Лиса больше нажала или что-то еще?

Саша. «У меня рожь портится».

Зара. «Дай, Лисонька, мой серпок, у меня рожь переспевает».

^ Саша. «Лисонька, кумушка, отдай мой серпок, у меня рожь портится».

У. Может быть, другое слово вместо «портится»?

Дима. «У меня рожь наливается, тяжелеет».

^ У. Осыпается. И что же Лиса отвечает? Она же его прогнала.

Сережа. «Убирайся, не дам тебе серпок, я еще не нажала».

У. Слова нужны сказочные и такие, чтобы характер Лисы раскрывали.

Зара. «Пошел вон! Я сама еще не нажала, у меня еще вон сколько».

^ У. Как она будет пугать зайца? Есть в самой сказке подсказка?

Сережа. «Как выскочу, как выпрыгну».

Аня. «Вот я тебя, Козлищу, за сиву бородищу...»

^ У. Так это обращение к Козлу. Как его переделать, чтобы это было обращение к Зайцу?

Зара. «Вот я тебя, Зайчищу, за длинные усищи. Вот я тебя по коленам еловым поленом».

У. И Заяц ушел ни с чем. Кажется, с «переводом» вы справились. Теперь можно и сыграть. Попробуйте разыграть первую сцену - первый разговор о серпке.

Далее несколько групп детей пытаются разыграть инсценировку. «Зрители-критики» оценивают особенности речи героев и «сценичность» (нет ли пропусков необходимых звеньев, без которых не ясно развитие действия). Поощряют импровизацию, отмечают выразительные языковые находки.

У. А теперь послушайте, как можно было бы сделать инсценировку этой части сюжета. Вот как ее сделал взрослый инсценировщик. Послушайте и оцените: что вам нравится, а что нет в этой инсценировке? Сравните с вашим вариантом. Вы пытались буквально следовать тексту сказки, а автор этой инсценировки ведет себя более свободно. Хорошо это или плохо?


^ Инсценировка взрослого автора

Л и с а. Ишь, никак сам Заяц навстречу! Бежит-торопится... Неблизко, знать, собрался - кочерыжку взял, мешок не забыл... Далеко ли, косой, путь держишь?

З а я ц (подбегает, в сторону). Ой, беда - самой Лисице на глаза попался! Ну, Заяц, пропал!

Л и с а. Да не дрожи ты так! Я сегодня сытая, добрая, к разговору способная... Отвечай, коли спрашиваю»

З а я ц. Да вот, соседка, рожь на моем поле поспевает, зерно наливает. Пора о жатве думать. В торжок спешу, за золотым серпком. А тебе, Лиса, туда не надобно?

Л и с а. На торг? В город? Хи-хи-хи! Охота была ноги бить, за сто верст киселя хлебать! Велика невидаль - золотой серпок! Да я при моей-то ловкости и лубяным исхитрюсь! Липу обдеру, лубок согну, зубами обгрызу - вот и серп готов!

З а я ц. Как знаешь, соседка! Ты, конечно, умом-хитростью известна... Да только я бы на твоем месте покрепче серпок припас! Смотри, без лепешек зимой насидишься!

Л и с а. Ну-ну. Не бывать Зайцу на лисьем месте! Не вам, длинноухим, Лису учить! Смотри у меня - я и осерчать могу...

З а я ц. Сама меня заприметила, сама разговор затеяла, да сама же и сердится! Оставайся, делай как знаешь! А я по-своему сделаю.


Д. ...

У. Видите, как еще можно было инсценировку сделать. И каждый раз получается по-своему, в чем-то от этого сказка выигрывает, а в чем-то может и проиграть, - ведь работа эта творческая – «перевод» прозаического произведения для постановки в театре. Но еще интереснее, наверное, быть драматургом, который все сам сочинил, и сюжет свой, и герои свои. Вот теперь попробуйте выступить в роли драматургов.


Задание на дом. Сочинить пьесу «Манная каша». Действующие лица: бабушка, внучек (внучка), можно еще и собачку.


^ Урок 80. «Манная каша»


Обсуждение пьес


У. Сегодня обсудим ваши пьесы под названием «Манная каша». Получилось много интересных работ. Журнал вышел достаточно солидный. Но мы поговорим не только об удачах...

Вот начало одной из пьес.


Д е й с т в у ю щ и е л и ц а

Б а б у ш к а, в очках, в фартуке.

В н у ч о к, маленький, в шортах.

С о б а к а, черная, взъерошенная.


Бабушка однажды сварила внуку кашу манную. Внук проснулся рано утром, пришел на кухню, и спрашивает у бабушки, что ты варишь. Бабушка ответила: «Манную кашу». «Бабушка, - с удивлением сказал внук, - ты разве не знаешь, что я ее не люблю...»


^ У. И так далее. Получилась пьеса?

Д. Нет, только в начале, как положено в пьесе, дан список действующих лиц. А потом все, как в рассказе. И рассказчик-повествователь есть.

У. Конечно, это не пьеса. И хотя там интересный сюжет, мы читать ее не будем, и в журнал это сочинение не вошло. Автор не решал нашу задачу, он пока не драматург, а писатель. А нас сегодня интересуют работы именно драматургов. Послушайте еще одно сочинение.


Сцена. Оформление сцены - декорации: избушка, будка, деревья, зелень, стол на улице, облака. Действие происходит летом.


СЦЕНА 1


Б а б у ш к а и в н у ч к а сидят за столом.


Б а б у ш к а. Катенька, завтра твоя мамочка приедет! Надо все подготовить.

К а т е н ь к а. Успеем, бабуля.

Б а б у ш к а. Катя! Я же кашу-то манную забыла выключить!


Бабушка убегает, а Катя гладит Мячика - ее собаку.


СЦЕНА 2


Появляется туча, и ветер уносит Катю с Мячиком.


К а т я. Бабушка! Бабушка! Бабушка!

Б а б у ш к а. Катя! Катя!


СЦЕНА 3


На небе.


К а т я. Где я?

М я ч и к. Где мы?

Г р о з н ы й г о л о с. Вы на небе! Во дворце всемогущего царя Канкана!

К а т я, М я ч и к (в один голос). А как же мама?

Г р о з н ы й г о л о с. Обождет ваша мама! Переживет! Вы тут будете жить всегда!

К а т я (шепотом). Смотри, Мячик, что я нашла!

М я ч и к. Вот это да-а!


Катя берет в руки клубок.


СЦЕНА 4


К а т я. Клубок, помоги нам найти домой дорогу!


Клубок покатился по небу вниз.


СЦЕНА 5


Катя и Мячик уже дома встречают маму.


К а т я, Б а б у ш к а, М я ч и к (хором). Ура-а!!! Наконец-то!!!


^ У. Понравилась вам эта пьеса?

Д. ...

У. А соответствует она нашему названию «Манная каша»?

Д. Нет, о каше только в самом начале говорится.

У. Если название пьесы – «Манная каша», то, наверное, эта каша должна играть существенную роль в развитии событий. Ведь мы уже не раз говорили о том, какое большое значение имеет название произведения. События надо было как-то связать с кашей, вокруг нее должен завязаться конфликт. Показаны ли здесь поступки, раскрывающие внутренний мир героев?

^ Д. Нет. Тут одни приключения.

У. А ради одних приключений ни одно художественное произведение не сочиняется. И в приключенческих произведениях раскрываются душевные качества героев. Эта пьеса не решает главную задачу драмы - раскрыть через участие в событиях внутренний мир героев в оценке автора. Всем понятно, почему эту пьесу не включили в журнал?

^ Д. Да. Автор забыл про главную задачу жанра.

У. А вот следующая работа вошла в журнал. Послушайте пьесу Дины.


В н у ч к а (стоя около плиты с кастрюлькой, в которой варится манная каша).

Каша, ты скорей варись,

Ты скорее шевелись.

Будем кашу скоро есть,

Стоит нам к столу присесть.

Бабушка, почему так долго каша варится?

Б а б у ш к а. Сейчас должна свариться. (Подходит к плите и снимает кастрюлю.) Ну вот и сварилась.

В н у ч к а. Ура! Сварилась! На тебе, Жучка, на тебе, бабушка, а это мне.

Все поели.


В н у ч к а (показывая на дно кастрюли). Ой, кашу съели!

Ж у ч к а (покачивает головой). А маме?

Б а б у ш к а. Значит, будем новую кашу варить. (Жучка тявкает от удовольствия.)

В н у ч к а. Ура! Новую кашу варить будем.

В с е (хором).

Каша, ты скорей варись,

Ты скорее шевелись,

Мама кашу будет есть.

Б а б у ш к а. Только ей к столу присесть.


^ У. В чем главное отличие этого сочинения от предыдущего?

Д. Эта пьеса написана на тему - про манную кашу.

У. Правильно. Эта пьеса имеет полное право называться «Манной кашей». А есть в ней попытка решить главную задачу жанра - показать характеры? Можете вы что-нибудь сказать о характерах героев?

^ Д. И внучка и бабушка хорошо к маме относятся. Веселые они.

У. А разница в характерах есть? Чем бабушка отличается от внучки? Ведь они - разные люди, да и разница в возрасте большая.

Д. ...

У. Сварили кашу и съели, а потом вспомнили, что еще и мама есть. Достаточно этого, чтобы пьеса захватила зрителя, чтобы ему было интересно?

Д. Маловато.

У. Пусть автор учтет наши замечания, если еще когда-нибудь соберется сочинять пьесу. Послушайте пьесу Наташи.


Д е й с т в у ю щ и е л и ц а

Б а б у ш к а.

В н у к.


ДЕЙСТВИЕ 1


Изба, б а б у ш к а что-то готовит на завтрак: в н у к играет в коня.


В н у к. Бабушка!

Б а б у ш к а. Что, внучек?

В н у к. Есть хочу.

Б а б у ш к а (несет глиняный горшок с кашей). Вот, внучек, отведай манной кашицы.

В н у к. Не хочу и не буду.

Б а б у ш к а (останавливается). Как же это так? Я старалась, старалась, а ты возьми да и скажи "не буду". (^ Снова идет и несет кашу.) А ну-ка, беги мыть руки, кашу будем есть.

В н у к. Я сказал: не хочу. Давай чего-нибудь есть!

Б а б у ш к а (поставила горшок, взяла веник и побежала за внуком). Да ты на меня еще и кричишь! Вот я тебе дам! (Убегает со сцены.)


ДЕЙСТВИЕ 2

Б а б у ш к а (приходит, еле дышит). Ох, измучилась.

В н у к (каким-то образом очутился за столом). Ладно, подавай твою кашу.

Б а б у ш к а. Явился - не запылился. (Берет тарелку и накладывает кашу.)

В н у к. Каша-то остыла (отодвигает тарелку).

Б а б у ш к а (делает вид, что ей все равно, сама тянет руку к венику). А я тебя и не заставляю.

В н у к (делает вид, что не видит бабушкино движения, а сам потихоньку убирает веник, размахивает рукой... и манная каша лежит на полу).

Б а б у ш к а. Что, внучек?

В н у к. Манной каши хочу!

Б а б у ш к а. Что упало - то пропало (хватает веник и убегает за внуком со сцены).


^ У. Нравится вам эта пьеса?

Д. ...

У. Удачнее она, чем предыдущая?

Д. ...

У. Выполнена в ней главная задача жанра?

Д. Характеры героев показаны. Внук - баловной и капризный, хитрый. Бабушка - сердится, хитрит, хочет сделать из внука человека, энергичная, живая - бегает за внуком.

^ У. Пьеса закончена? Или они так и будут бесконечно бегать?

Д. ...

У. Судя по тому, как построены эти два действия, они могут друг за другом бегать до бесконечности. И никакой концовки у пьесы нет. А вы как думаете?

Д. Но ведь каша-то упала, и внучек захотел каши, а бабушка ему отвечает: что упало - то пропало. Все завершилось: сначала отказывался, а теперь поздно. Просит, но поздно.

У. И этот эпизод раскрывает еще одну черту внука: он вредный. А у зрителя какое возникает отношение к этим героям? Какое настроение вызывает пьеса?

^ Д. Веселое. Это интересная пьеса.

У. Послушайте пьесу Мани.


Д е й с т в у ю щ и е л и ц а

Б а б у ш к а, в халате, в фартуке, в очках.

В н у ч е к, в фуражке, в рубашке и с ружьем.


СЦЕНА 1


Б а б у ш к а. Внучек, иди есть!

В н у ч е к (из комнаты). Подожди, бабушка, вот я тут фрицев в плен возьму и приду.

Б а б у ш к а (кричит, рассердившись). Быстро иди есть, а то манная каша остынет.

В н у ч е к. Бабушка, я тут второй фронт открываю.

Б а б у ш к а (сладко). Иди кашку есть.

В н у ч е к. Ну ладно, уже соблазнила (строит войска и марширует в столовую).

Б а б у ш к а (стоит над внучком). Ну что, вкусная каша? (Не дожидаясь ответа.) Вкусная (закрывает глаза и представляет). Я туда варенья положила, мармеладного...

В н у ч е к (услышав, что котенок Барсик что-то натворил). Ой, ой, ой! Бабушка, Барсик что-то на втором фронте натворил. (На ухо бабушке.) Второй фронт на шкафу (хватает кашу и бежит в комнату; примчавшись). Хорошо, что в штаб не залез.

Б а б у ш к а. Куда ты кашу-то понес?

В н у ч е к (из комнаты). Войска кормить.

Б а б у ш к а (строго). Иди сюда кашу есть, я туда все мандариновое варенье положила.

В н у ч е к. Я уже все войскам отдал. (Вдруг, ни с того ни с сего.) Ура, мы победили! (Бежит к бабушке.) Вот видишь, мы победили, потому что манной каши поели.


^ У. Как вы оцените эту пьесу?

Д. Интересная. И про кашу, и смешная, и задачу жанра выполнила - показан характер маленького мальчика.

У. А что же тут случается?

Д. Кашу ест, войска кашей кормит, котенка ищет.

У. Происходят какие-то действия. Но в драме, как вы уже знаете, необходимо, чтобы действие как-то развивалось, чтобы было столкновение, чтобы оно разрешилось, чтобф был сюжет - завязка, вершина, развязка. Есть здесь сюжет?

Д. …

^ Итог обсуждения. Четкого развития действия в этой пьесе нет. И спасает пьесу то, что она очень коротенькая. Если бы она была подлинней, все бы заскучали.

У. А вот пьеса Димы.


Д е й с т в у ю щ и е л и ц а

Б а б у ш к а, в халате и в переднике.

В н у ч о к, в джинсах и в рубашке.

В н у ч к а, в юбке и в футболочке.


СЦЕНА 1


На кухне – б а б у ш к а, в н у ч о к, в н у ч к а.


В н у ч к а. Бабушка, я хочу есть.

Б а б у ш к а. Хорошо, я тебе сварю манную кашу.

В н у ч к а. Не надо манную кашу.

В н у ч о к. Надо.

Б а б у ш к а. Саша правильно говорит. (^ Внучок уходит играть.)


СЦЕНА 2


На кухне бабушка и внучка. Бабушка идет ставить манную кашу.

Звонок.


Б а б у ш к а. Внучка, подойди к телефону.

В н у ч к а. Бабушка, это тебя.

Б а б у ш к а. Внучка, иди посмотри, чтобы не убежала.


Бабушка уходит к телефону. На кухне внучка.


СЦЕНА 3


Внучка идет к плите и увеличивает огонь.


В н у ч к а. Бабушка, каша убегает!


СЦЕНА 4


На кухне в н у ч о к, б а б у ш к а, в н у ч к а.

Прибегают б а б у ш к а и в н у ч о к.


Б а б у ш к а (подбегает к плите, но уже поздно - вся каша на плите). Кто увеличил огонь?

В н у ч к а (плача). Я нечаянно.

Б а б у ш к а. Бери тряпку, вымой плиту. Останешься без сладкого.

В н у ч к а. Хорошо, бабушка, я больше не буду.

В н у ч о к (тихо). Я с тобой поделюсь сладким. Как хорошо, что нет каши.


^ У. Оцените эту работу.

Д. Теме соответствует, характеры показаны, особенно детей.

У. Разберемся в душевных качествах Внучка. Первый его поступок, когда он говорит, что кашу есть надо. Второй его поступок, когда он тихо говорит сестре: "Как хорошо, что нет каши". О каких чертах говорят эти поступки?

^ Д. (наперебой). Он хитрый. Да к тому же и добрый: «Я с тобой поделюсь сладким».

У. И это интересно сделано, через особый поступок - высказывание. А Внучка? Она сказала бабушке, что каши не хочет, а потом специально сделала так, чтобы каша убежала, а бабушке говорит: «Я нечаянно». О какой черте характера говорит?

Д. Тоже хитрая.

У. Как и Внучок?

Д. Нет, она же нарочно делает.

У. А сюжет в этой пьесе есть?

Д. Да, просьба - завязка, каша убегает - вершина, развязка - как все на это реагируют.

^ У. Следовательно, в этой пьесе есть все необходимое, что характеризует пьесу.


Задание на дом. Прочитать три текста про Снегурок: сказку «Снегурочка», «Снегурочку» А.Н.Островского, «Снегурка» Е,А.Благининой. Перечитать страницы учебника по теории литературы об эпосе, лирике, драме. Подумать о том, к какому роду, жанру и почему относятся все три текста.


Уроки 81-82. Различие эпоса, лирики, драмы.



^ ТЕКСТЫ К УРОКУ

«Снегурочка». Русская народная сказка в обработке И.Карнауховой.

А.Островский «Снегурочка». Весенняя сказка. Действие четвертое. Явление четвертое.

Е.Благинина «Снегурка». («Я вылепил Снегурку, / Поставил на виду…»)



У. Вам предстоит большая и сложная работа, к которой вы должны были подготовиться дома. Что вам было задано на дом?

Дети повторяют домашнее задание.

^ У. Трудно вам было готовиться к уроку?

Д. …

У. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. Но прежде повторим то, что вы знаете о родах и жанрах литературы. Можете подсмотреть в учебнике статьи о родах литературы (Открывает в классной книге схему № 14).

Дети с помощью учителя и учебника выявляют основные особенности родов литературы и относящихся к каждому роду жанров.

^ У. А теперь скажите, к какому роду и жанру вы отнесли все три произведения про Снегурочек?

Д. Первое - народная сказка в обработке Карнауховой. Она относится к эпосу. Второе произведение Александра Николаевича Островского, оно в нашем учебнике дано в отрывке. Он назвал свое произведение «весенняя сказка». Но это пьеса, она написана для постановки на сцене, относится к роду «драма». Третье произведение - стихотворение Елены Александровны Благининой. Оно относится к роду «лирика».


Примечание. Вероятно, не все дети смогут сразу адекватно отнести произведения к определенному роду литературы. В любом случае учителю следует потребовать доказательств.


^ У. Попробуйте доказать, что вы правы. С какого произведения лучше начать работу и почему?

Д. ...

СНЕГУРОЧКА

(отрывок)

Обработка И. Карнауховой

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.

А Снегурочка нашла студеный ручеек, около него сидит. В воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришел. Разыгрались девушки, надели венки, разожгли костер, стали через костер прыгать. Неохота прыгать Снегурочке… Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру… Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась…

Закричали подруженьки:

- Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула… Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки. Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную. Растаяла Снегурочка…


v-poiskah-nebesnogo-otca-indoevropejcev.html
v-poiskah-pravovogo-polya-chubajs-na-vashi-golovi.html
v-poiskah-sebya-anton-pervushin.html
v-poiskah-spravedlivosti.html
v-poiskah-utrachennogo-vremeni-demidova-a-s-d-30-begushaya-stroka-pamyati-avtobiograficheskaya-proza.html
v-poiske-pedagogicheskoj-idei-sovremennoj-selskoj-selskoj-shkoli.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennie-tendencii-razvitiya-pravovogo-rezhima-mezhdunarodnogo-rajona-morskogo-dna.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oa-volkovabfsgu-im-ng-chernishevskogo-innovacionnie-formi-socialnoj-raboti-s-pozhilimi-lyudmi.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-sostavleni-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom-i-programmoj-po-discipline-metodologiya-nauchnogo-tvorchestva.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-a-lander-institut-vostokovedeniya-ran.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-pasport-stranica-18.html
  • exam.bystrickaya.ru/zavisimost-intensivnosti-dihaniya-rastitelnih-produktov-ot-temperaturi-chast-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-tema-izsledvane-na-vzmzhnosti-za-razvitie-na-kulturen-turizm-yambol-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rozhkov-a-za-sdelkami-k-sosedyam1-osnovnie-harakteristiki-i-osobennosti-razvitiya-fondovih-rinkov-stran-sng.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-05-07-2011g-82-ob-utverzhdenii-publichnogo-doklada-madou-detskij-sad-rodnichok-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • composition.bystrickaya.ru/planirovanie-raboti-s-personalom-kadrovoe-planirovanie-celi-i-zadachi-osnovnie-vidi-i-stadii-kadrovogo-planirovaniya-strategicheskoe-planirovanie-kadrov-stranica-20.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-fakultativnih-zanyatij-dlya-uchashihsya-6-klassa-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-minsk-2007.html
  • tasks.bystrickaya.ru/155-sm-opredelenie-visshego-arbitrazhnogo-suda-rf-ot-17-iyulya-2008g-925308-garant-elektronnij-resurs-sprav-pravovaya-sistema-m-garant-2009.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukoyatki-i-nakonechniki-instrukciya-po-ekspluatacii-izgotovitel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-kombinacionnih-pomeh-v-analizatore-spektra-millimetrovogo-diapazona-dlin-voln-chast-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mou-shevirinskaya-sosh-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-3-mirovaya-valyutnaya-sistema-tema-teorii-mezhdunarodnoj-torgovli-2.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-plan-raboti-mdou-detskij-sad-kombinirovannogo-vida-22-na-2010-2011-uchebnij-god-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekspertiza-ocnka-yakost-kakao-bobv-ta-kakao-produktv-h-mitne-oformlennya-pri-peremshenn-cherez-mitnij-kordon-ukrani-chast-15.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/redaktirovanie-otdelnih-vidov-izdanij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sport-i-zdorove-sovremennaya-problematika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-disciplini-mezhdunarodnie-bankovskie-rascheti-dlya-studentov-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-rekomendacii-metodicheskie-rekomendacii-po-sozdaniyu-bezopasnih-uslovij-deyatelnosti-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-poryadok-i-formi-kontrolya-za-soversheniem-dejstvij-i-prinyatiem-reshenij.html
  • student.bystrickaya.ru/24-aprelya-2008-g-vremya-raboti-sekcii-s-800-do-1250-ch-programma-provedeniya-dnej-molodezhnoj-nauki-v-altgu-21-aprelya-2008-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-ostrie-ugli-karpova-vipuskayushij-redaktor-a-borin-literaturnij-redaktor-t-temkshsh-hudozhnik-oblozhki-k-radzevich.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variativnie-programmi-vzaimodejstviya-semi-i-shkoli-6-4-vzaimodejstvie-semi-i-shkoli-7-glava-rabota-shkoli-s-roditelyami-v-korrekcionnoj-shkole-viii-vida-12-1-ustav-korrekcionnoj-shkoli-viii-vida-12.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-5-plan-raboti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-s-staroryamovo.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-vezd-v-seversk-dlya-uchastiya-v-otkritom-oblastnom-molodyozhnom-forume-10-14-aprelya-2012-goda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-standarta-soderzhit-tri-razdela.html
  • lecture.bystrickaya.ru/65-mezhdunarodnaya-pomosh-sodejstvie-informatizacii-v-drugih-stranah-programma-elektronnaya-evropa.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-viii-zaklyuchenie-duh-poslednih-vremen-iii-chudo-fakira-i-iisusova-molitva.html
  • studies.bystrickaya.ru/globalizaciya-logistiki-i-ee-osnovnie-faktori-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/forma-1-kartochka-knigi-berestovskaya-d-s-zam-predsedatelya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kraevogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-stranica-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmnij-produkt-baan-iv-otchet-o-programmnom-obespechenii-dlya-vedeniya-ucheta-i-sostavleniya-otchetnosti-soglasno-msfo-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.