.RU

Урок. Великие географические открытия. Европа в xv-xvi вв


Тема. История Нового времени. Период первый. XV-XVIII вв.

Урок. Великие географические открытия. Европа в XV-XVI вв.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: комбинированный урок.

Технология: применение ЦОР, межпредметная интеграция(история, география, литература)

Метод: наглядно-практический

Примерный план:

1. Новое время: эпоха перемен. Причины Великих географических открытий.

2. Великие географические открытия. Завоевание Америки.

3. Создание первых колониальных империй. Начало освоения европейцами Северной Америки.

4. Значение Великих географических открытий.


ЭОР. Схема «Великие географические открытия»

Схема отражает причины и основные результаты Великих географических открытий, а также их глобальное последствие – формирование новой картины мира. Опираясь на схему, учащиеся должны ответить на вопрос, почему поиск пути в Индию приобрел столь большое значение именно в раннее Новое время, выделить среди причин открытий главные и второстепенные, а в ходе урока – выявить взаимосвязь причин, а также проследить связь между причинами и последствиями открытий.


^ ЭОР. Карта «Великие географические открытия»

Карта показывает маршруты экспедиций открывателей новых земель в XV–XVII вв., торговые пути, проложенные европейскими купцами в тот период, динамику роста колониальных империй, дает информацию о том, какие народы населяли покоренные европейцами территории. В работе с этим статическим изображением применимы традиционные методические приемы исследования исторической карты (ориентирование по карте – определение направления экспедиций, оценка взаимного расположения объектов, расстояний, площадей, т.е. умение пользоваться масштабом карты, умение пользоваться ее легендой, чтение исторической информации в карте).

Карта используется на протяжении всего урока: как при изучении нового материала, так и на этапах его повторения и закрепления.


^ ЭОР. Галерея портретов «Великие путешественники»

В галерее представлены изображения путешественников, совершивших наиболее известные из Великих географических открытий и ключевые моменты, связанные с освоением неведомых земель:

1) Христофор Колумб. Неизвестный художник XVI в.

2) Васко да Гама. Рисунок из рукописи XVI в.

3) Фернан Магеллан. Неизвестный художник XVII в.

4) Христофор Колумб утверждает право собственности испанского короля Фердинанда на открытые им земли. Современный рисунок.

5) Встреча Христофора Колумба с жителями одного из островов Карибского моря. Современный рисунок.

В ходе урока галерея может быть использована при изучении хода Великих географических открытий (пункты примерного плана № 2, 3, 4) и на этапе закрепления пройденного материала.

Изображения демонстрируются всему классу, после чего учащиеся получают карточки с отрывками из исторических источников, повествующих о том или ином путешественнике. Им необходимо определить, о ком из путешественников идет речь в приведенных отрывках и о каких чертах характеров этих людей они свидетельствуют.


1) фрагменты дневника одного из участников первого путешествия Христофора Колумба:


12 октября. В пятницу достигли одного островка… который на языке индейцев назывался Гуанахани. Тут же увидели нагих людей… Поскольку они держали себя дружественно по отношению к нам и поскольку я сознавал, что лучше обратить их в нашу святую веру любовью, а не силой, я дал им красные колпаки и стеклянные четки, что вешают на шею, и много других мало ценных предметов, которые доставили им большое удовольствие. И они так хорошо отнеслись к нам, что это казалось чудом… Они приносили клубки хлопковой пряжи, попугаев, дротики… и все давали за любой предмет, какой бы им ни предлагался. Я же был внимателен к ним и упорно дознавался, имеют ли эти люди золото. Я видел, что у некоторых кусочки золота воткнуты в отверстия, которые они для этой цели проделывают в носу… я дознался, что, плывя на юг или возвращаясь на этот остров с юга, я встречу в тех местах одного короля, у которого есть большие золотые сосуды, и король этот имеет очень много золота. Я попытался узнать, как пройти туда, но вскоре понял, что они не знают пути в те края. Правда, если я найду [места], где окажется достаточно золота и пряностей, я задержусь там до тех пор, пока не наберу [и того и другого] столько, сколько смогу. И потому-то я делаю все возможное, чтобы попасть туда, где мне удастся найти золото и пряности.


2) фрагмент поэмы португальского поэта Луиша де Камоэнса «Лузиады», посвященной открытию Васко да Гамой морского пути в Индию:


Мы обогнули африканский берег

И близ земель неведомых проплыли,

И путь нам преграждал противный ветер,

Немало мы опасностей вкусили.

Но не страшны нам шквалы, бури, беды,

Мы королю присягу приносили…

Мы путь к Востоку пролагаем ныне,

Скитаемся в суровом океане,

Где страшные тюлени жмутся к льдинам.

И просим вас поведать без обмана…

Чьи острова мы зрим среди морей

И сколько плыть до Индии нам дней.


3) фрагменты «Путешествия Магеллана» Антонио Пигафетты:


На нас накинулось такое множество туземцев, что им удалось ранить капитана в ногу отравленной стрелой… Узнав капитана, на него накинулось такое множество людей, что дважды с его головы сбили каску, но все же он продолжал стойко держаться, как и подобает славному рыцарю... Так мы бились больше часа, отказываясь отступать дальше. Один индеец метнул бамбуковое копье прямо в лицо капитана… Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бамбуковыми копьями и начали наносить удары… до тех пор, пока не погубили… нашу отраду и нашего истинного вождя. Он все время оборачивался назад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться на лодки… Если бы не капитан, то ни один из наших не спасся бы… так как, пока он бился, другие успели отступить к лодкам… В числе других добродетелей он отличался такой стойкостью в величайших превратностях, какой никто никогда не обладал. Он переносил голод лучше, чем все другие, безошибочнее, чем кто бы то ни было в мире, умел он разбираться в навигационных картах… никто другой не владел таким даром и такой вдумчивостью при исследовании того, как должно совершать кругосветное плавание, каковое он почти и совершил.


^ ЭОР. Галерея изображений «Корабли европейцев. XV–XVI вв.»

Данный ЦОР формирует представление о достижениях европейского судостроения в раннее Новое время, на которые опирались мореплаватели, совершившие Великие географические открытия. Потребность в совершении длительных плаваний в открытом океане, в перевозке большого количества грузов вызвала необходимость строительства подходящих для этой цели кораблей. К их числу относятся:

  1. Ганзейский трехмачтовый когг;

  2. Фламандская каракка;

  3. Каравелла (в качестве примера приведено изображение каравеллы Колумба «Нинья»)

  4. Нао (в качестве примера приведено изображение флагманского корабля Колумба «Санта-Мария», который ошибочно называют каравеллой);

  5. Венецианский неф.


ЭОР. Интерактивное задание на установление соответствия

Данный ресурс может быть использован в конце урока для проверки усвоения материала.


д/з: используя ресурсы Интернет, подготовьте сообщения (желающие в формате Power Point) на темы «Великие путешественники», «Корабли европейцев. XV–XVI вв.»

v-garantii-k-uchastiyu-v-otkritom-konkurse.html
v-gd-segodnya-proshli-parlamentskie-slushaniya-po-probleme-nepriznannih-respublik.html
v-geograficheskoe-i-ekologicheskoe-obrazovanie-dlya-ustojchivogo-razvitiya-shimova-o-s.html
v-gimnazii-realizuyutsya-programmi-programmarazvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
v-glava-vtora-se-izsledvat-prakticheskite-aspekti-na-upravlenieto-na-kreditniya-risk.html
v-glave-iii-mezhdunarodnij-institut-rinka.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-publichnij-doklad-o-deyatelnosti-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-krasnodarskogo-kraya-municipalnogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/dazhe-grazhdane-bivshego-sssr-uzhe-znayut-chto-10-dekabrya-den-prav-cheloveka-uchrezhdyonnij-oon-v-chest-prinyatiya-v-1948-godu-vseobshej-deklaracii-prav-cheloveka-v-so.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-detej-sirot-i-meri-po-ih-podderzhke-51-polozhenie-detej-invalidov-i-meri-po-ih-socialnoj-podderzhke-58-stranica-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-k-gruzopodyomnim-i-transportnim-mashinam.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tipovaya-programma-provedeniya-energeticheskih-obsledovanij-teplovih-elektricheskih-stancij-i-rajonnih-kotelnih-akcionernih-obshestv-energetiki-i-elektrifikacii-rossii-rd-153-34-1-09-163-00-stranica-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/tekst-vzyat-s-psihologicheskogo-sajta-http-www-myword-ru-detskaya-rech-psiholingvisticheskie-issledovaniya-moskva-2001-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-9-noyabrya-2001-g-n-782-o-gosudarstvennom-regulirovanii-cen-na-lekarstvennie-sredstva.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/xiii-turisticheskie-firmi-agentstva-pravila-postanovki-inostrannogo-grazhdanina-na-migracionnij-uchet-25-30.html
  • tests.bystrickaya.ru/lazernaya-fizika-innovacionnaya-programma-inzhenerno-fizicheskogo-obrazovaniya-dlya-novogo-etapa-razvitiya-yadernoj-nauki.html
  • report.bystrickaya.ru/hod-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-discipline-teoriya-elektricheskoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-osnovaniya-filosofii-tehniki-stranica-19.html
  • education.bystrickaya.ru/4-ekspluataciya-vodohranilisha-i-gidrotehnicheskih-sooruzhenij-vedomstvennie-normativnie-dokumenti-tipovie-pravila.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-fizika-8-klass.html
  • writing.bystrickaya.ru/dikij-pomeshik.html
  • doklad.bystrickaya.ru/volgodonskaya-gorodskaya-duma-stranica-8.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yavno-vizivayushee-nazvanie-knigi-konechno-mozhet-zadet-vas-no-novogo-v-etom-pravo-zhe-nichego-net-ves-mir-priznaet-pryamo-ili-kosvenno-osobennost-obosoblen-stranica-22.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/cergeev-aleksandr-viktorovich-stranica-60.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-londone-otkrivaetsya-krupnejshaya-v-mire-vistavka-cvetov-i-landshaftnogo-dizajna-horoshie-novosti-s-evgeniej-korobkovoj-24.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-18-makroekonomicheskaya-nestabilnost-teoriya-makroekonomiki.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vulkanicheskij-romantizm-terhijn-cagaan-nuur-raspisanie-granici-vremya-i-sbori-pri-prohozhdenii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-veroyatnostej-i-matematicheskaya-statistika-dlya-napravleniya-010500-62-prikladnaya-matematika-i-informatika-podgotovki-bakalavra-avtor-grebenyuk-e-a-lngrebenukrambler-ru.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-gorodskoj-celevoj-programme-razvitiya-zdravoohraneniya-stranica-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-1-prikaz-57-ot-14-aprelya-2012-goda-konkursnaya-dokumentaciya-po-gosudarstvennim-zakupkam-po-priobreteniyu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobitie-olga-malish-moskovskie-novosti-moskva-27-15-02-2012-c-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-regulirovanie-vivoza-i-vvoza-kulturnih-cennostej-v-otdelnih-gosudarstvah-vhodyashih-ne-vhodyashih-v-evropejskij-soyuz.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasneniya-k-buhgalterskomu-balansu-i-otchyotu-o-pribilyah-i-ubitkah-otchet-oao-nevinnomisskaya-gres.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soglashenie-mezhdu-d-rom-h-vejcmanom-i-emirom-fejsalom-britanskie-mandatnie-vlasti-evrei-i-arabi-v-19171929-godah.html
  • desk.bystrickaya.ru/pomolis-k-chitatelyu.html
  • control.bystrickaya.ru/ekskursionnie-eko-etnograficheskie-marshruti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-bazi-dannih-hranilisha-dannih-i-tehnologiya-olap-stranica-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/19pravovoe-polozhenie-rabov-1rimskoe-publichnoe-i-chastnoe-pravo-ponyatie-i-harakternie-cherti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-razbivaetsya-steklo-i-pochemu-bil-napisan-etot-roman-stranica-9.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vdoklade-po-pravam-cheloveka-gosdepa-ssha.html
  • writing.bystrickaya.ru/didaskologiya-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-dajdzhestov-informacionnie-materiali-na-temu-collection-of-predstavlennie-v-srede-microsoft-publisher-27-fevralya-2012-g-ponedelnik-14-40-chas.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.