.RU

Урок истории по теме «Социально-экономическое развитие России в конце 19-н. 20 века»



  1. Урок истории по теме «Социально-экономическое развитие России в конце 19-н.20 века». 11 класс.

  2. Урок составлен по технологии модульного обучения. Практика показывает, что ученики, работавшие по данному модулю, приобретают очень прочные и глубокие знания по теме.

Особенно сильным ученикам нравится самостоятельно изучать тему, работать с документами, анализировать и делать выводы.

  1. Учебный предмет: история.

  2. Уровень образования: 11 класс общеобразовательной школы, обучающийся по учебнику

«Россия в XX веке» (авторы: Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.)

  1. Форма учебной работы: классно-урочная.


^ Тема урока: «Социально-экономическое развитие России в конце 19-н.20 века». 11 класс

Разработка модульного урока

На 1этапе урока проводится небольшая вводная лекция, в которой учитель даёт обобщённую характеристику социально-экономического развития России на рубеже 19-20 веков по следующей опорной схеме, которая размещается на доске

^ Опорная схема


1861--------------- 1890гг.-------------------1900-1903гг.--

отмена промышленный экономический кризис

крепостного подъём (охватил тяжёлую

права (но: отсталость с/х) промышленность)

(в Зап. Европе:1899-1904гг.)

------- до 1909г. ------------------1909-1913гг.

экономическая промышленный подъём

депрессия (подъём и в с/х)

(а в Зап. Европе экон.

подъём с 1904г.)


Далее ученики должны сами определить ключевые вопросы, на которые следует дать ответы при изучении новой темы.

Обычно ученики предлагают следующие вопросы:

  1. Почему промышленный подъём начался лишь спустя три десятилетия после отмены крепостного права?

  2. Почему и в годы промышленного подъёма сохранялась отсталость сельского хозяйства?

  3. Почему экономический кризис в России сопровождался, в отличие от Западной Европы, длительным периодом экономической депрессии?

  4. Почему экономический кризис в России начался не в лёгкой промышленности, а охватил тяжёлую промышленность?

  5. Почему промышленный подъём 1909-1913гг. сопровождался подъёмом сельского хозяйства, в отличие от промышленного подъёма 1890-х гг.?

Мы обсуждаем возможные варианты ответов на поставленные вопросы. На некоторые вопросы ученики дают сразу достаточно верные ответы. Например: связывают длительный период экономической депрессии с последствиями революции 1905-1907 гг., а подъём сельского хозяйства 1909-1913 гг. с итогами аграрной реформы А. П. Столыпина.

Однако чтобы лучше разобраться в новой теме, предлагается ученикам самостоятельно поработать с материалом учебника: «Россия в XX веке» (авторы: Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.)

Каждому ученику раздаётся модуль урока и таблица для оценок. Объясняется, как необходимо с ними работать. Листы ответов, в которых содержатся правильные ответы к каждому учебному элементу, находятся у учителя. На доске должны быть записаны базовые понятия по данной теме, с которыми предстоит работать учащимся в ходе урока.

^ Модуль урока по теме: «Социально-экономическое развитие России в к. 19 – н. 20 века».

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

УЭ-0


УЭ-1


УЭ-2


УЭ-3


УЭ-4


УЭ-5


УЭ-6


УЭ-7


УЭ-8

Если освоите содержание этого модуля, то узнаете:

1.Каковы были сильные и слабые стороны российской экономики в пореформенный период и место России в мировой экономике на рубеже 19-20 вв.

2.Причины нестабильности внутриполитической ситуации в России н. 20 в.


^ Крестьянская реформа 1861г. Цель: выявить недостатки реформы, определившие осложнения в развитии экономики России в пореформенный период.

Выполни тестовую работу. В тетради запиши номера вопросов, рядом поставь буквы, которые соответствуют правильным ответам

1.По реформе 1861г. крестьяне:

а) получили личную свободу и стали полными собственниками своих наделов;

б) получили личную свободу, а землю должны были выкупать у помещика;

в) оставались в личной зависимости от помещиков до заключения выкупной сделки.

2. Вся надельная земля крестьян по реформе 1861г. признавалась:

а) частной собственностью крестьянина;

б) коллективной собственностью сельской общины;

в) собственностью государства.

3. Какие из перечисленных признаков были связаны с понятием «крестьянская община» в России в 19 в.?(3 варианта ответов)

а) решение спорных вопросов старостой;

б) регулярный передел земли;

в) разрешение выхода крестьян из общины с землёй;

г) разрешение продажи крестьянами своих участков общинной земли;

д) выполнение общинами повинностей в пользу государства;

е) помощь общины обедневшим крестьянам.

4. «Отрезки» - это:

а) земля, арендованная крестьянином у помещика;

б) часть общинной земли, принадлежащая крестьянину;

в) часть земли крестьян, перешедшая к помещикам в ходе Крестьянской реформы Александра2.

5. Крестьяне после 1861г. были:

а) освобождены от выплаты оброка и барщины;

б) освобождены от всех видов налогов;

в) обременены дополнительными платежами: земскими, выкупными и подушной податью.

6.Малоземелье крестьян в пореформенный период объяснялось:

а) запретом покупать землю у помещиков;

б) нежеланием крестьян обрабатывать много земли;

в) сохранением помещичьего землевладения и ростом крестьянских семей.

7. После 1861г. большинство крестьян:

а) стали уходить в города из-за малоземелья, пополняя ряды рабочего класса;

б) оставались в деревне, надеясь стать крепкими хозяевами на своей земле;

в) выходили из общины и становились зажиточными хозяевами;

г) платили по-прежнему оброк и отрабатывали барщину помещику.

Промышленный подъём 1890-х гг. цель: выявить особенности развития промышленности России в данный период.

Задание А. Раскройте основные причины высокой концентрации производства в России к концу пореформенного периода (3 причины). Какие это имело экономические, политические и социальные последствия?

Задание Б. Почему промышленное производство в России в 90-ые годы достигло самых высоких темпов развития в мире? (не менее 4-х причин)

^ Контрольное задание: выделить сильные и слабые стороны российской экономики в пореформенный период (можно в виде таблицы); (0-5 баллов);

(Подсказка: сильных сторон можно выделить 8, слабых – 7, причём 4 последних- относятся и к сильным и к слабым сторонам одновременно).


Отсталость сельского хозяйства цель: выявить причины отставания с/х.

Вопросы: 1) почему большинство крестьянских хозяйств находилось вне сферы капиталистических отношений (капиталистические отношения: использование наёмного труда, передовой агротехники, производство для рынка) (не менее 3 причин);

2) почему большинство помещичьих хозяйств также находилось вне сферы капиталистических отношений (1 причина).

^ Контрольное задание: Выписать причины отставания с/х (не менее 4) и какие отрицательные последствия это имело для промышленности (2 последствия).(0-5 баллов)


^ Экономический кризис 1900-1903 гг. цель: выявить причины и особенности данного кризиса.

Задание А. Почему кризис 1900-1903гг. в России, в отличие от Западной Европы, охватил тяжёлую промышленность и железнодорожное строительство и практически не затронул лёгкую промышленность? (не менее 2-х причин).

Задание Б. Почему первые признаки стабилизации, а затем и оживления экономики стали заметны в России лишь в 1908г., в отличие от Западной Европы, где этот процесс начался в 1904г. (не менее2-х причин).

^ Контрольное задание. Определить главные причины экономического кризиса 1900-1903гг. в России.(2 причины)


Промышленный подъём 1909-1913гг. цель: выявить причины и особенности промышленного подъёма.

  1. Какие отрасли развивались наиболее быстро? Почему? (не менее 2-х причин)

  2. Почему в этот период происходит подъём и в с/х? (4 причины)

^ Контрольное задание. Выделить особенности промышленного подъёма 1909-1913гг., по сравнению с промышленным подъёмом 1890-х гг. (3 особенности).(0-5 баллов)


Самостоятельно сделай вывод, достиг ли ты учебной цели. Для этого вернись к началу модуля и прочитай, какие цели ставились перед тобой


^ Итоговый контроль. Цель: проверить усвоение темы.


Рефлексия.

  1. При изучении материала ты помогал другим или помогали тебе?

  2. Какие задания вызвали наибольшую трудность? Почему?

^ С каким настроением ты изучал этот материал (было интересно, не очень интересно, неинтересно вообще).

Перепиши в тетрадь с доски: тему урока, опорную схему и термины, определения найди в словаре; если в словаре нет, то по ходу работы выпиши из текста учебника.

Самостоятельная работа, отвечай на вопросы теста в тетради. Проверь свои ответы по таблице учителя. Оцени свою работу самостоятельно(от 0 до 3 баллов). Если есть ошибки, устрани их. Поставь количество баллов в таблицу оценок.


Проанализируй материал на с. 5-10 учебника «Россия в 20 веке» и выполни одно из двух заданий. Для проверки - работа в паре: нужно выслушать ответы друг друга, обсудить их и оценить работу друг друга

(0-5 баллов), проконтролируйте правильность оценки по листу ответов у учителя. Выполните контрольное задание; Задание проверьте по листу ответов, баллы (за оба задания) – в таблицу оценок.


Проанализируй материал учебника на с. 10-12. Обсуди вопросы в учебной паре и выполни контрольное задание.

Правильность ответов проверь по листу ответов, после чего в таблице оценок проставь количество баллов.

Прочитай материал учебника на с. 12-13 и выполни одно из заданий. Правильность проверяется по листу ответов. Оценка - в таблицу.


Ознакомься с содержанием учебника на с. 13-14 и обсуди в учебной паре предложенные вопросы: Контрольное задание проверьте друг у друга по листу ответов, оценку в таблицу.


Прежде чем приступить к контролю, проанализируй ранее допущенные ошибки. Получи у учителя задания и выполни их на листочке. Правильность ответов проверяется учителем.


^ Итоговый контроль

по теме: «Социально-экономическое развитие России

в конце 19-н.20 века», 11 класс.


1. В н.20 века Российская империя занимала 1-ое место в мире по:

а) темпам прироста национального дохода;

б) объёму национального дохода;

в) производству промышленной продукции на душу населения;

г) по доле населения, проживающего в городах.

2. Что из нижеперечисленного являлось особенностью экономического развития России н. 20 в. (3 варианта ответов):

а) ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны;

б) широкое привлечение иностранного капитала в страну;

в) значительные масштабы вывоза капитала из страны;

г) высокий уровень концентрации производства и рабочей силы;

д) преобладание промышленного производства над сельским хозяйством.

3. Какие особенности экономики России в н. 20 в. сделали её восприимчивой к монополистическим тенденциям:

а) возможность развития капитализма «вширь»;

б) изначально высокий уровень концентрации производства;

в) особо разрушительный характер экономических кризисов.

4. Дайте определения:

монополия

отработочная система

финансовая олигархия

инвестиции

синдикаты

5. Проанализируйте данные таблиц и запишите ответы на вопросы.

Производство хлеба в 1909-1913 гг.

^ Социальные группы

Валовые сборы

Toвapный xлe6


Процент

товарности


mjih. пуд.


%


mлh. пуд.


%


Помещики
Kpестьяне

B том числе:
3aжиточные


600
4400


1900


12,0
88,0


38,0


281,0
1019,0


650,0


21,6
78,4


50,0


47,0
23,2


34,0


Середняки и

бедняки


2500


50,0


369,0


28,4


14,7


Итого:


5000


100,0


1300,0


100,0


26,0







^ Сpeднeгодoвые ypoжau пшеницы
накануне nepвой мupoвoй войны


Cтраны


Урожайность

(b процентах
c гa)


Бельгия
Германия

Франция

Kaнада
CША

Aвстралия
Россия


28,7
24,1
13,3
13,3
10,2
8,1
8,5





а) 0 кaких ocoбeнностях paзвития ceльскогo xoзяйствa России н.20 в. можно yзнaть из данных. пpивeдённыx в таблицах?

б) Kaкиe группы нaceления b Рoccии являлись основными производителями хлеба?

в) Чьи хозяйства давали наибольший процент товарного хлеба?

г) Сравните npoцeнтнoe cooтнoшениe производства валового и товарного хлеба по различным категориям сельского населения. Как вы думаете, в чём заключались причины низкого или высокого процента товарности тех или иных хозяйств?


6. О каких тенденциях экономического развития России в н. 20 в. свидетельствуют факты:

а) В1903 г. на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек работало 48,7% всех рабочих России, в 1910г.- 53%, в 1916 г. -56,5%, что превосходило показатели всех стран.

б) В 1903 г. в России насчитывалось 207 металлурги- ческих заводов, а в 1912 г.- 167, но выплавка металла на них увеличилась в 1,5 раза.

в) В 1912 г. на 9 металлургических заводах сосредоточилось 4/5 мощностей всех двигателей, 4/5 – рабочих-металлистов. Они выплавляли половину российского чугуна.

г) В 1902г. 17 металлургических заводов Юга объединились в акционерное общество, называвшееся «Общество для продажи изделий русских металлурги- ческих заводов» («Продамет»), с основным капиталом в 900 тыс. руб. Вскоре число входивших в синдикат объединений достигло 30.

д) В начале века под покровительством Русско-Азиатского банка возник концерн И. И. Стахеева, коктролировавший 41 предприятие (металлургические заводы Урала и Подмосковья, хлебную торговлю, мукомольную промышленность, 8 текстильных фабрик и т. д.)

е) В начале века в Москве был образован концерн

Н.А. Второва, возглавлявшего «Общество внутренней и внешней торговли». Сначала Второв действовал в контакте с Московским банком братьев Рябушинских, а затем создал свой Московский промышленный банк с капиталом 30 млн рублей, под эгидой которого были построены крупные заводы: «Электросталь», автомобильный «АМО», химический, артиллерийские и т. д.


7. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

^ Из книги французского экономического обозревателя начала века Э. Тэри «Россия в 1914 г. Экономический обзор»

Благодаря протяжённости своей территории, разнообразию продукции, богатству недр и,в особенности, необыкновенному росту населения, Россия призвана стать великой промышленной державой.

Почти не существовавшая в середине прошлого века, русская промышленность развивалась благодаря строительству железных дорог, которые сделали легкодоступными богатые месторождения Кривого Рога, Донбасса, Польши, Урала и Кавказа и позволили ввести их в эксплуатацию.

Молодые страны имеют то преимущество, что могут немедленно воспользоваться плодами прогресса, добытыми долгими годами опыта в старых промышленных странах. Вот почему шахты и металлургические предприятия, созданные в пустынных степях южной России, были оснащены по образцу наиболее усовершенствованных предприятий Зап. Европы, т. е. сразу воспользовались апробированной технологией и самым совершённым оборудованием.

  1. Какие причины, по мнению французского экономиста, лежали в основе быстрого промышленного роста России в н. 20 в.?

  2. Какие причины вы можете назвать ещё?


Лист ответов

УЭ-1: тест – 1б; 2б; 3б,д,е; 4в; 5в; 6в; 7б.

УЭ-2: Задание А­.

1.Буржуазия стремилась создавать максимально крупное производство, т. к. имела достаточно средств и создавала производство на пустом месте;

2.Технология крупного производства заимствовалась в Зап. Европе, где подобные проблемы были давно решен;

3.Поощрение государством процесса концентрации (для выполнения военных заказов): огромные кредиты и субсидии.

Экономические последствия – зависимость производства от государственных субсидий и кредитов; политические последствия - крупной буржуазии было выгодно поддерживать сохранение самодержавия в стране; социальные – концентрация рабочего класса, который легко поддавался революционной пропаганде и мог организовывать мощнейшие антиправительственные выступления, вылившиеся в дальнейшем в революции.

Задание Б.

1)Низкий стартовый уровень российской экономики; 2)Высокая концентрация производства; 3)Поддержка государства; 4)Иностранные инвестиции.

^ Контрольное задание.

Сильные стороны российской экономики

Слабые стороны российской экономики

1)новые промышленные р-ны:

Юг, Баку(мощная топливная база);

2)интенсивное ж/д строительство;

3)рост городского населения

4)высокие темпы развития;

^ 5)высокий уровень концентрации

производства;

6)возникновение монополий

7) концентрация банковского

капитала;

8) иностранные инвестиции

1)низкая производительность

труда;

2)невысокий уровень производства на душу населения;

3)нехватка капиталовложений

(поэтому внешние займы)

^ 4) высокий уровень концентрации производства;

5) возникновение монополий

6) концентрация банковского

капитала;

7) иностранные инвестиции

УЭ-3: Контрольное задание.

Причины отставания сельского хозяйства:

1)малоземелье крестьян;

2)крестьяне обременены разнообразными платежами – выкупными, земскими, подушной податью и т. д.

3) сохранение крестьянской общины сковывала предприимчивость и хозяйственную инициативу крестьян; 4)отработочная система (крестьяне расплачивались своим трудом за взятый в долг хлеб или за аренду земли, это позволяло помещикам вести хозяйство по старинке, хотя, и было малопроизводительно).

^ Отрицательные последствия для промышленности:

1) )трудности со сбытом продукции (низкий жизненный уровень крестьянства, являвшейся основной массой населения России);

2) привязанность крестьян к своему наделу создавала проблемы в создании слоя квалифицированных промышленных рабочих.

УЭ-4: Задание А.

1)Покупательная способность крестьянства, благодаря некоторому повышению урожайности, возросла к н. 20 в., поэтому лёгкая промышленность не испытала спада как на Западе;

2)царское правительство в условиях кризиса потеряло возможность получать иностранные займы, которые шли на оплату государственных заказов и служили материальной основой тяжёлой промышленности; сократились и иностранные инвестиции в эту сферу.

Задание Б.

  1. Неудачная война с Японией;

2) Революция 1905-1907 гг. Эти события подорвали государственный бюджет и напугали иностранных инвесторов.

УЭ-5:

1)Наиболее быстро развиваются отрасли: топливная, чёрная, цветная металлургия, машиностроение. Причины:: а)военные заказы; б)высокий уровень монополизации.

2)Причины подъёма в с/х: а) столыпинская реформа; б) урожайные годы; в) развитие различных видов кооперации на селе; г) использование с/х техники в помещичьих хозяйствах стало шире.

^ Контрольное задание.

Особенности промышленного подъёма 1909-1913 гг.: 1)более высокие темпы развития промышленности; 2)появление монополистических объединений нового типа: трестов и концернов, что свидетельствовало о новом уровне сращивания банковского и промышленного капитала, складывании финансовой олигархии; 3)Положительные сдвиги в развитии с/х.

Если ученик набирает больше 25 баллов, домашнее задание он не получает, если меньше – предлагается повторить дома пройденный материал.

Итоговый контроль: 1) а; 2) а, б, г; 3) б;

4) больше хлеба на рынок поставляло крестьянство, прежде всего зажиточное, но процент товарности самый высокий у помещичьих хозяйств; Россия уступала по урожайности не только европейским государствам, но и США. Высокий процент товарности помещичьих хозяйств объясняется использованием передовой технологии и современной техники; большинство крестьян не могли себе этого позволить, т. к. в России сохранилось общинное землепользование;

5) концентрация производства, возникновение монополий, сращивание банковского и промышленного капитала;

6) 1. Обширная территория, богатство недр, рост населения, строительство ж/д, апробированные на Западе технологии; 2. Высокая концентрация производства, поддержка государства, дешёвая рабочая сила, иностранный капитал.

Лист оценок

УЭ-1


УЭ-2


УЭ-3


УЭ-4


УЭ-5


Итоговый

контроль

Сумма

баллов






















umet-primenyat-ekologicheskie-metodi-issledovanij-pri-reshenii-tipovih-professionalnih-zadachvladet.html
umet-rabotat-terminami-tekstom-prikaz-prinyato-na-pedagogicheskom-sovete-2010-goda.html
umet-zadachami-izucheniya-disciplini-yavlyayutsya.html
umishlennoe-prichineniya-tyazhkogo-vreda-zdorovyu.html
umk-9-klassi-na-2011-2012-uch-god.html
umk-disciplini-elektrotehnika-i-elektronika-radioelektronika-kafedri-re-disciplina-elektrotehnika-i-elektronika-radioelektronika-otnositsya-k-professionalnomu-ciklu-disciplin-izuchaemih-studentami-3-go-god.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tradicii-blagotvoritelnosti-v-istorii-irkutska-xviii-nachala-hh-veka-kak-faktor-optimizacii-sovremennoj-praktiki-socialnoj-pomoshi-i-podderzhki-v-gorode.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-dlya-detej-yavlyaetsya-ne-tolko-istochnikom-radosti-no-i.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-municipalnom-konkurse-detskih-i-molodyozhnih-sredstv-massovoj-informacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/principi-formirovaniya-uchetnoj-politiki-organizacii.html
  • university.bystrickaya.ru/etstkt-leksika-grammatikali-sipati-etstk.html
  • knigi.bystrickaya.ru/region-berna-letnij-lager-college-du-leman.html
  • znanie.bystrickaya.ru/413-razdeli-temi-disciplini-i-mezhdisciplinarnie-svyazi-s-obespechivaemimi-posleduyushimi-disciplinami.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/selskie-biblioteki-bibliograficheskij-ukazatel-siktivkar.html
  • school.bystrickaya.ru/240-8640-328-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-nas-pishut-novosti-soyuza-mashinostroitelej-rossii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razvitie-chuvstva-ritma-u-doshkolnikov.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-visshej-matematike-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya-razdela-1-elementi-linejnoj-algebri.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-poiska-knig-ispolzujte-standartnij-poisk-word-stranica-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sorok-dva-richard-bah.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-2-tema-uchet-zemel-organi-osushestvlyayushie-gosudarstvennij-uchet.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdeno-prikazom-ao-kazahtelekom-ot-28-marta-2011-goda-94-tendernaya-dokumentaciya-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravo-mezhdunarodnih-dogovorov-stranica-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/estestvennij-otbor-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-ochnoj.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kakie-pravila-viplati-alimentov-s-bivshego-muzha-gosduma-rf-monitoring-smi-7-avgusta-2007-g.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/web-tehnologiyasi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-tretya-novie-znakomstva-pervaya-povest-trilogii-kortik-bronzovaya-ptica-vistrel.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-oaomrsk-severo-zapada-po-itogam-raboti-za-2011-god-stranica-24.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-vam-ne-hvataet-vremeni-eta-kniga-dlya-vas.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-chastno-gosudarstvennoe-partnerstvo-v-zdravoohranenii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-desyataya-pravo-v-sisteme-socialnih-regulyatorov-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-viplati-gosudarstvennih-stipendij-otdelnim-kategoriyam-obuchayushihsya-v-organizaciyah-obrazovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-lichnostnoe-razvitie-primernaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-predsedatelya-agentstva-respubliki-kazahstan-po-informatizacii-i-svyazi-ot-1-iyulya-2005-goda-210-p.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-filosofii-stranica-10.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-tis-shv-frankov-predlagaemie-programma-i-byudzhet-na-dvuhletnij-period-201213gg-dokument-podgotovlen-generalnim-direktorom.html
  • literature.bystrickaya.ru/bileti-po-tehnologii-otrasli-chast-11.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-08-13-g-programma-rekomendovana-k-rabote-pedagogicheskim-sovetom-shkoli-110-ot-30.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-i-vidi-konfliktov.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-vospitatelnoj-raboti-mou-sosh-47-na-2008-2009-uchebnij-god-cel-vospitatelnoj-deyatelnosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moralna-kultura-osobistost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.