.RU

Управление образованием УДК 371.11 - Issn 1994-85-81 Общие вопросы образования 6


^ Управление образованием УДК 371.11 И. О. Антипина Современные подходы к определению профессионально значимых компетенций директора школы в отечественной педагогической науке и практике
Аннотация. В статье предложен один из вариантов перечня актуальных профессионально значимых компетентностей руководителя школы. Материал подготовлен на основе анализа современных подходов педагогической науки и прак­ти­ки к проб­ле­мам оценки качества внутришкольного управления. Источниковой базой исследования стали публикации отечественных ученых и пе­да­го­гов-прак­ти­ков в жур­на­ле «Народное образование» за 2000–2010 гг. и ак­ту­аль­ные нормативные документы федерального уровня, регламентирующие деятельность в сис­те­ме образования.

Результаты исследования могут быть использованы учреждениями повышения квалификации в хо­де разработки структуры и со­дер­жа­ния практико-ори­ен­ти­ро­ван­ных программ переподготовки и по­вы­ше­ния квалификации управленческих кадров, краткосрочных курсов, семинаров, тренингов; разработчиками муниципальных моделей аттестации руководителей образовательных учреждений; руководителями школ при выборе ориентиров самосовершенствования в про­цес­се самообразования.

^ Ключевые слова: профессиональная компетентность руководителя школы, повышение квалификации.

Abstract. The paper suggests the list of actual professional competences for the secondary school headmasters. The research is based on the analysis of the contemporary approaches to the problem of quality assessment including the publications of Russian scientists and teachers in the «Narodnoye Obrazovaniye» journal over the last decade, and the actual Federal documents regulating the educational sphere. The research results can be applied by the Institutions of Further Training developing the curricula structures and contents for retraining the managerial staff, as well as refresher courses, workshops and trainings. They can be also used by the developers of the municipal certification procedures for the school management and headmasters looking for the self-development guidance.

Index terms: headmaster’s professional competence, professional development.

Литература
1. Во­дян­ский А. Что тормозит инновационные процессы в шко­ле? // Нар. образ. 2009. № 8. С. 77–81.

2. Глик­ман И. Как стимулировать педагогический труд // Нар. образ. 2004. № 4. С. 109–114.

3. Жар­ко­ва Е. Ру­ко­во­ди­тель школы в це­лос­тной системе управления // Нар. образ. 2008. № 8. С. 73–79.

4. Ка­мен­ский А. «Наша новая школа»: мечты или реальность? // Нар. образ. 2009. № 8. С. 21–23.

5. Кры­ло­ва Н. Ка­ким станет управление в на­шей школе? // Нар. образ. 2004. № 8. С. 66–69.

6. Ле­бе­дев О. Кто вы, директор школы? // Нар. образ. 2008. № 4. С. 142–150.

7. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и слу­жа­щих: приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08 2010 г. № 761н, зарегистрирован в Ми­нюс­те РФ 06.10.2010 № 18638 // Вестн. образования России. 2010. № 22. С. 37–78.

8. План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 го­ды: утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010. № 1507 р // Юр. журн. директора шк. 2010. № 8. С. 8–15.

9. Поз­дня­ков А. Фор­ми­ро­ва­ние управленческой компетентности будущих педагогов и ру­ко­во­ди­те­лей образования // Нар. образ. 2008. № 1. С. 141–145.

10. Са­ен­ко Т. Про­фес­си­она­ли­за­ция управленческой деятельности // Нар. образ. 2007. № 7. С. 69–73.

11. Стар­цев Г., Нелюбов С. Глав­ное действующее лицо в об­ра­зо­ва­нии. Трудности в уп­рав­лен­чес­кой деятельности директора школы и спо­со­бы помощи ему // Нар. образ. 2008. № 6. С. 79–88.

12. Су­ха­ре­ва О. Имидж общеобразовательных учреждений // Нар. образ. 2009. № 10. С. 135–139.

References


1. Vodjanskij A. // Nar. obraz. 2009. № 8. S. 77–81.

2. Glikman I. // Nar. obraz. 2004. № 4. S. 109–114.

3. Zharkova E. // Nar. obraz. 2008. № 8. S. 73–79.

4. Kamenskij A. // Nar. obraz. 2009. № 8. S. 21–23.

5. Krylova N. // Nar. obraz. 2004. № 8. S. 66–69.

6. Lebedev O. // Nar. obraz. 2008. № 4. S. 142–150.

7. Ob utverzhdenii edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i slu¬zha¬wih: prikaz Minzdravsocrazvitija RF ot 26.08 2010 g. № 761n, zaregistrirovan v Minjuste RF 06.10.2010 № 18638 // Vestn. obrazovanija Rossii. 2010. № 22. S. 37–78.

8. Plan dejstvij po modernizacii obwego obrazovanija na 2011–2015 gody: utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 07.09.2010. № 1507 r // Jur. zhurn. direktora shk. 2010. № 8. S. 8–15.

9. Pozdnjakov A. // Nar. obraz. 2008. № 1. S. 141–145.

10. Saenko T. // Nar. obraz. 2007. № 7. S. 69–73.

11. Starcev G., Neljubov S. // Nar. obraz. 2008. № 6. S. 79–88.

12. Suhareva O. // Nar. obraz. 2009. № 10. S. 135–139.
^ Проблемы методологии УДК 378.16 В. Лившиц Две концепции инженерного образования: анализ в свете компетентностного подхода
Аннотация. В статье приводится детальное сравнение двух концепций инженерного образования – фундаментализации и про­фес­си­она­ли­за­ции. Работа имеет новаторский характер, поскольку подобное сопоставление до сих пор не было представлено в ми­ро­вой научной литературе. Методологическими основаниями работы являются аналитические и кон­цеп­ту­аль­ные исследования.

Мировые стандарты инженерного образования декретируют главным критерием качества подготовки выпускника втуза его профессиональную компетентность. В со­от­вет­ствии с этим генеральной линией инженерного образования должна стать его профессионализация. Однако многие топ-струк­ту­ры отдельных модулей и сис­те­мы инженерного образования в це­лом сохраняют приверженность морально устаревшей концепции фундаментализации инженерного образования. Проведенный автором статьи подробный анализ доказывает ее полную неадекватность задачам инновационной перестройки рассматриваемого направления обучения.

Автор публикации надеется, что результаты его работы будут способствовать коренному пересмотру системы взглядов топ-ме­нед­же­ров на принципы подготовки инженеров. Устаревшую концепцию фундаментализации инженерного образования нужно как можно скорее сдать в ар­хив.

^ Ключевые слова: мировые стандарты, инженерное образование, фундаментализация, профессионализация, компетентностный подход.

Abstract. The paper deals with the comparative analysis of the two concepts of engineering education – the fundamental and the professional. Such comparison has not being analyzed in scientific literature before, which suggests the innovative feature of the research. The methodological basis of the research incorporates the analytical and conceptual studies.

The international standards of engineering education declare the graduates’ professional competences as the main quality criterion. Therefore, the professional competences should become the main objective of engineering education. However, a lot of top managerial structures of the engineering education system and its separate modules still maintain the out-of–date concept of fundamental engineering education. The detailed analysis conducted by the author proves the irrelevance of the given concept to the goals of innovative reorganization of the education in question.

The author believes the research results can facilitate the revision of top-manager’s point of view, concerning the principles of engineers’ training, and rejection of the out-of-date fundamental educational concept.

Index terms: international standards, engineering education, fundamentallization, professionallization, competence approach.
Литература
1. Бе­ля­ев А., Лившиц В. Educational Gap: технологическое образование на пороге XXI ве­ка. Томск: Изд во STT, 2003. 503 с.

2. Бу­ду­щее не содержится в нас­то­ящем [Интервью с И. При­го­жи­ным] // Вестн. Европы. 2010. № 28–29.

3. Мо­исе­ев Н. Н. Ма­те­ма­ти­чес­кие задачи системного анализа. М.: Наука, 1981. 488 с.

4. При­го­жин И., Стенгерс И. По­ря­док из хаоса: пер.с англ. М.: Прогресс, 1986. 432 с.

5. «Продукция» инженерного образования: эрудиты или профессионалы? / В. Лив­шиц, интервью // Аккредитация в об­ра­зо­ва­нии. № 6 (41). 2010. С. 13–19.

6. Тоф­флер Э. На­ука и из­ме­не­ние: предисл. // Пригожин И., Стенгерс И. По­ря­док из хаоса: пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 432 с.

References

1. Beljaev A., Livshic V. Educational Gap: tehnologicheskoe obrazovanie na poroge XXI ve¬ka. Tomsk: Izd vo STT, 2003. 503 s.

2. Buduwee ne soderzhitsja v nastojawem [Interv'ju s I. Prigozhinym] // Vestn. Evropy. 2010. № 28–29.

3. Moiseev N. N. Matematicheskie zadachi sistemnogo analiza. M.: Nauka, 1981. 488 s.

4. Prigozhin I., Stengers I. Porjadok iz haosa: per.s angl. M.: Progress, 1986. 432 s.

5. «Produkcija» inzhenernogo obrazovanija: jerudity ili professionaly? / V. Livshic, interv'ju // Akkreditacija v ob¬ra¬zo¬va¬nii. № 6 (41). 2010. S. 13–19.

6. Toffler Je. Nauka i izmenenie: predisl. // Prigozhin I., Stengers I. Porjadok iz haosa: per. s angl. M.: Progress, 1986. 432 s.

uchebno-metodicheskij-kompleks-ochnaya-forma-obucheniya-speckurs-po-gosudarstvenno-pravovoj-specializacii-specialnost-03050165-021100-yurisprudenciya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-buhgalterskogo-ucheta-i-audita-protokol-ot-21-yanvarya-2011goda-5-recenzent-drozdov-v-v-doktor-ekonomicheskih-nauk-professor-mgu-im-lomonosova-m-v.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-ekonomika-protokol-ot-26-yanvarya-2011g-5-recenzent-cherednichenko-l-g-doktor-ekonomicheskih-nauk-professor-stranica-9.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-finansov-protokol-ot-14-yanvarya-2011g-5.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-obshih-gumanitarnih-i-socialno-ekonomicheskih-disciplin-protokol-ot-27-yanvarya-2011-goda-5-recenzent-ovcharenko-v-i-professor-doktor-filosofskih-nauk.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-na-zasedanii-kafedri-obshestvennih-disciplin27-iyunya-2011-g-protokol-soderzhanie-tematicheskij-plan-7-poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-metodicheskij-kompleks-kursa-istoriya-rossii-1861-1917-gg.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-f-briskina-informacionnie-minutki-na-urokah-informatiki-v-nachalnoj-shkole-mozhno-vvodit-vo-vtorom-klasse-nachinaya-s-samih-pervih-zanyatij-aktivnoe-uchastie-v-podgotovke-i-provedenii-informacionnih-minutok-dolzhni.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-kollegii-po-grazhdanskim-delam-verhovnogo-suda-respubliki-kazahstan-ot-16-marta-2004-goda-n-za-54-04.html
  • grade.bystrickaya.ru/metonimicheskij-1-obshie-svedeniya-teper-rassmotrim-kak-nazvannie-vishe-teoreticheskie-ponyatiya-ispolzuyutsya-primenitelno.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shou-tozhe-otnositsya-k-chislu-teh-kto-razbivaet-kanoni-melodrami-lishaya-etot-zhanr-gospodstva-na-anglijskoj-vozmozhno-evropejskoj-scene-glavnoe-shou-ne-tolko-ata.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-yangildinskogo-selskogo-poseleniya-sobranie-deputatov-andreevo-bazarskogo-selskogo-poseleniya-reshenie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oni-platili-za-rodinu-komsomolskaya-pravda-nizhegorodskij-aleksej-17032006-37-str-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-temi-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/votlichie-ot-drugih-narekatelej-imyon-drakoni-ne-praktikuyut-magiyu-krovi-po-bolshej-chasti-mi-ne-ispolzuem-eyo-voobshe-poskolku-ona-i-opasna-i-izlishnyaya-dlya-su.html
  • credit.bystrickaya.ru/pnn-ou-dstemelk-keshen-himiya-pedagogikali-zerteuler-negz-5v011200-himiya-mamandii-shn-ou-dstemelk-materialdari.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-oficialnij-obraz-sobibora-i-dokumenti-vremen-sushestvovaniya-lagerya-sobibor-mif-i-realnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-k-kontrolnoj-i-kursovoj-rabote-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-140211-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/resheniem-oon-obyavleni-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-medicinskoj-sestri-v-okazanii-medicinskoj-pomoshi-pacientam-s-psihicheskimi-rasstrojstvami.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-1-avgusta-2007-g.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-upravleniya-kulturi-sao-na-yanvar-2012-goda-.html
  • college.bystrickaya.ru/-zayavlenie-na-vizu-dlya-proektov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/reabilitaciya-defektologiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/522-informaciya-o-edinolichnom-ispolnitelnom-organe-emitenta-170003-rossiya-tver-peterburgskoe-shosse-45-b.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akti-federalnih-organov-ispolnitelnoj-vlasti-a-yu-vinokurov-ekologicheskoe-pravo.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-8-venericheskaya-limfogranulema-rukovodstvo-dlya-vrachej.html
  • control.bystrickaya.ru/buhgalterskij-uchet-i-analiz-debitorskoj-i-kreditorskoj-zadolzhennosti.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-sozdavalas-v-konce-1940-h-godov-no-svet-ne-uvidela-ee-av-tora-obvinili-v-kosmopolitizme-vulgarizatorstve-sochinenii-lzhenauch-stranica-15.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prinimat-ustav-naprimer-sovet-konferenciya-obshee-sobranie-i-dr.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zubchatie-peredachi-novogo-pokoleniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/31-opisanie-sociologicheskogo-issledovaniya-informatika-dlya-demokratii-fond-indem-zarabotnaya-plata-i-korrupciya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-dlya-studentov-3-4-kursa-kafedra-doshkolnaya-pedagogika-i-psihologiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchyot-analiz-i-audit-nazvanie-raboti.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-disciplini-teoreticheskaya-mehanika-spisok-profilej-napravleniya-podgotovki-222900.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/basmirnov-russkij-pejzazh-v-tvorchestve-nkreriha-izobrazitelnoe-iskusstvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennij-russkij-yazik-chast-12.html
  • shkola.bystrickaya.ru/the-arts-of-russia-essay-research-paper.html
  • school.bystrickaya.ru/inkoterms.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-oborotnya-nastoyashij-tekst-izvestnij-takzhe-pod-nazvaniem-a-huli-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ranzhirovanie-kriteriev-pri-vibore-perevozchika-potrebitelyami-transportnih-uslug-chast-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/perehod-na-novie-ili-peresmotrennie-standarti-i-interpretacii-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.