.RU

Учебное пособие Саратов 2011 г. Ооо «Издательский центр «Наука»




Министерство образования и науки РФ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО


Спартианский гуманистический Центр

Российского государственного университета

физической культуры, спорта и туризма


В.И. Столяров, С.А. Фирсин


СПАРТИАНСКИЕ ИГРЫ

В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СТУДЕНТОВ


Учебное пособие


Саратов 2011 г.

ООО «Издательский центр «Наука»


УДК [379.8:796](075.8)

ББК 74.58я73+75я73

С 81


Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского А.В. Тимушкин;

кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры физического воспитания и спорта Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского В.Н. Чинилов.


^ Столяров В.И., Фирсин С.А.

С 81 Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации

досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга

студенческой молодежи. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука»,

2011. – 176 с.

ISBN 978-5-9999-0776-9

Предлагаемая вниманию читателей работа посвящена Спартианским играм как инновационной форме гуманистического воспитания и организации досуга студенческой молодежи. Опираясь на многолетний (с 1991 года) опыт организации и проведения этих Игр, авторы вносят в их характеристику ряд существенных уточнений и дополнений.

Особое внимание уделяется обоснованию положения о том, что разработка концепции Спартианских игр и их проведение обусловлены необходимостью решения важных современных социокультурных и педагогических проблем студенческой молодежи и что эти Игры содействуют не только отдыху, развлечению, но также духовному и физическому оздоровлению, гуманистическому воспитанию, целостному развитию личности студентов. Дано подробное теоретическое обоснование основных принципов организации Спартианских игр и показано не только их сходство, но и принципиальное отличие от других форм и методов воспитания и организации досуга студенческой молодежи. Пособие содержит и практические рекомендации по организации и проведению Спартианских игр с активным участием студентов.

Учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов, магистрантов и преподавателей институтов физической культуры, для слушателей Институтов повышения квалификации, а также для специалистов, занимающихся воспитанием и организацией досуга студентов. Вместе с тем оно представляет интерес для ученых, разрабатывающих проблемы гуманизма, философские, социологические, культурологические, социально-педагогические проблемы воспитания, рекреации и развития личности, а также для всех, кого интересует и кто хотел бы ближе познакомиться со спартианской инновационной гуманистической системой воспитания и организации досуга.


УДК [379.8:796](075.8)

ББК 74.58я73+75я73


ISBN 978-5-9999-0776-9 © Столяров В.И., 2011 г.

© Фирсин С.А., 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………4

1. Гуманизм и воспитание………………………………………………………..7

1.1. Идеи, идеалы и ценности гуманизма……………………………………7

1.2. Гуманистическое воспитание……………………………………………10

1.3. Современное значение гуманизма и гуманистического воспитания…14

2. Досуг…………………………………………...…………………………………21

2.1. Понятие досуга …………………………………………………………..21

2.2. Социокультурные функции досуга студенческой молодежи………....25

^ 3. Проблемы воспитания и организации досуга студенческой молодежи..29

3.1. Особенности студенчества как социальной группы…………………...29

3.2. Необходимость гуманистического воспитания

и организации досуга студенческой молодежи………………………...31

^ 4. Спартианский идеал личности и его современное значение……………..39

4.1. Различные подходы к пониманию целостного развития

Личности………………………………………………………………….39

4.2. Спартианское понимание целостного развития личности…………….43

4.3. Спартианская культура…………………………………………………..51

4.4. Спартианец как культурный образец личности………………………..60

4.5. Необходимость и значение разностороннего развития

личности для современной молодежи…………………………………..62

^ 5. Спартианские игры…………………………………………………………….68

5.1. Принципы формирования программы Игр……………………………..70

5.2. Принципы оценки и поощрения достижений участников Игр………..81

5.3. Инновационные формы повышения ориентации участников

Игр на сотрудничество…………………………………………………...85

5.4. Принципы формирования состава участников Игр……………………86

5.5. Разновидности Спартианских игр………………………………………86

5.6. Особенности Спартианских игр…………………………………………93

5.7. Кто может, кому интересно и полезно быть участников

Спартианских игр………………………………...………………………96

5.8. Опыт применения Спартианских игр в системе воспитания

и организации досуга студентов………………………………………...98

5.9. Значение Спартианских игр для гуманистического воспитания

и организации досуга студенческой молодежи………………………..102

БИБЛИОГРАФИЯ...………………………………………………………………121

ГЛОССАРИЙ ..……………………………………………………………………143

ПРИЛОЖЕНИЕ….………………………………………………………………..147


ПРЕДИСЛОВИЕ


Данная работа посвящена характеристике Спартианских игр, которые занимают важное место в комплексе инновационных форм и методов гуманистической системы воспитания и организации досуга студенческой молодежи.

Название этих Игр – «спартианские» – связано с новым гуманистическим проектом «СПАРТ», который разработан в России в 1990 году [230]. Придуманное автором проекта слово «СПАРТ» (SpArt) расшифровывается двояко:

Автор проекта – проф. В.И. Столяров. В разработке некоторых материалов проекта «СпАрт» и спартианской гуманистической системы, проведении отдельных акций по их реализации участвовала большая группа специалистов физического воспитания, спорта, культуры, досуга: О.А. Байдакова, С.И.Баринов, В.В.Богословский, И.М.Быховская, В.И. Вишневский, Т.И.Губарева, Л.Л.Довгань, З.В. Емлина, Е.Э.Егоркина, О.В. Козырева, С.А.Королева, В. Кузьмин, С.И. Курило, Р.Н. Локтева, И.В.Мосеева, С.С.Новикова, С.А. Носкова, М.М. Орешкин, А.А. Родионова, Д.А.Сагалаков, О.И. Самусенков, Е.В. Стопникова, Г.В. Татаев (г.Москва); Е.Д.Чайникова (г.Дубна); Л.В. Ведерникова, Л.Н. Подколзина, К.М. Сапожников, Е.В. Сизикова, А.В. Тимофеев (г. Новокузнецк, Кемеровская обл.); З.И.Ерохина (г. Нижний Новгород); М.М. Барибан, А.С. Михович, Ю.А. Прокопчук, И.А.Слонова (г.Краснодар); Н.А. Афанасьева (г. Железногорск-1, Красноярского края); А.Н.Горбатов, Т.Г. Тупикова, С.А. Фирсин (г. Саратов); А.Г. Егоров, Г.Ф. Петлеваный, Р.А.Пирожников, А.Ф. Савельев, О.Л. Старовойтова, А.В. Шапоренкова (г.Смоленск); О.А. Кухаренко, Т.Г. Ольхова, И.П. Стихнина (г.Сургут); Л.М.Аллакаева (г. Уфа); Г.Н. Алехова (г.Северодвинск, Архангельская обл.); Н.И.Большаков, Ю.С. Ю.С. Брызгалов (г.Новосибирск); Н.Д. Власова (село Юсьва, Пермская обл.); Н.Н. Гуляев (Республика Саха); В.Н.Волков (Воронеж); Г.В.Дробинин, В.С. Ефремов, Л.Е.Эфтимович (г. Томск); Л.В. Горбулина, С.В.Малахов (г.Курск); Н.П. Бизина, Е.Г. Ковалева, Ю.А.Шишкин (село Байкалово, Тюменской обл.); З.М. Кузнецова (г.Набережные Челны); О.С.Макарова, А.А.Чунаев (г. Ульяновск); Л.И. Мамскова (г. Красноярск-26); Н.В.Мишанина (г.Калуга); З.В. Подрез (пос. Михайловка, Иркутская обл.); Е.Ю.Горбачева (Хакассия); Г.И. Семенова, Ю.А. Фролова (г.Тобольск, Тюменская обл.); В.И. Чагин (д. Лямино, Тюменская обл.); А.А. Пашин (г. Пенза); В.М.Лабскир (г. Харьков, Украина) и др.

Основной замысел проекта – разработка и внедрение в практику таких инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досуга различных групп населения, которые предполагают гуманизацию (повышение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством.

Эти формы и методы призваны содействовать решению комплекса социокультурных, педагогических задач. Основные из них следующие:

В ходе многолетней практической реализации проекта «СпАрт» разработан и апробирован на практике комплекс инновационных спартианских форм и методов. В настоящее время работа по их использованию в системе воспитания, оздоровления и организации досуга различных групп населения проводится в 20 регионах нашей страны. Наиболее активная и разнообразная работа в этом плане помимо Москвы проводится в Республике Башкортостан, Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Курской, Нижегородской, Саратовской, Смоленской, Томской, Тюменской и Ульяновской областях, республике Саха (Якутия) [см.: 217, 244].

Эта работа получила одобрение и поддержку со стороны Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерства образования и науки РФ, Олимпийского комитета России, ОГ ФСО «Юность России», других государственных и общественных организаций. В 1997 г. Государственный комитет по делам молодежи присудил спартианской программе воспитания и организации досуга молодежи первое место в конкурсе инновационных программ работы с молодежью. Спартианская педагогическая технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи выиграла открытый конкурс инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий для внедрения в образовательных учреждениях г. Москвы, проведенный Госкомспортом России 25 октября 2002 г. в плане реализации федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 гг.)» и ее подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ (2002–2005 гг.)».

Особенно важное место среди спартианских форм и методов занимают ^ Спартианские игры. Характеристике этих Игр и посвящено данное пособие. Его задача – познакомить читателей с основными идеями, принципами и правилами организации Спартианских игр, показать не только их сходство, но и принципиальное отличие от других форм и методов воспитания и организации досуга студенческой молодежи. Особое внимание уделяется обоснованию положения о том, что разработка концепции Спартианских игр и их проведение обусловлены необходимостью решения важных современных социокультурных и педагогических проблем студенческой молодежи и что эти Игры содействуют не только отдыху, развлечению, но также духовному и физическому оздоровлению, гуманистическому воспитанию, целостному развитию личности студентов. Пособие содержит и практические рекомендации по организации и проведению Спартианских игр.

Поскольку речь идет о применении этих Игр в гуманистической системе воспитания и организации досуга студенческой молодежи, в пособии дается также характеристика идей, идеалов и ценностей гуманизма, целей и задач гуманистического воспитания, уточняются понятие и функции досуга, а также особенности студенчества как социальной группы. Если читатель имеет достаточно полные и глубокие знания по этим вопросам, разумеется, он может сразу приступить к чтению того раздела пособия, которое целиком посвящено Спартианским играм.

К написанию пособия авторов побудил ряд причин и прежде всего то обстоятельство, что в последние годы у организаторов воспитания и досуга студенческой молодежи проявляется значительный интерес к Спартианским играм. Поэтому возникает необходимость информации об основных идеях, принципах и правилах организации данных Игр. Это тем более необходимо, что нередко при проведении Спартианских игр допускается грубое нарушение спартианских принципов и правил их организации.

Пособие предназначено в первую очередь для студентов, магистрантов и преподавателей институтов физической культуры, для слушателей Институтов повышения квалификации, а также для специалистов, занимающихся воспитанием и организацией досуга студентов. Вместе с тем оно представляет интерес для ученых, разрабатывающих проблемы гуманизма, философские, социоло­гические, культурологические, социально-педагогические проблемы воспитания, рекреации и развития личности, а также для всех, кого интересует и кто хотел бы ближе познакомиться со спартианской инновационной гуманистической системой воспитания и организации досуга.

^ 1. ГУМАНИЗМ И ВОСПИТАНИЕ


Сначала дадим характеристику основных идей, идеалов и ценностей гуманизма.

    1. Идеи, идеалы и ценности гуманизма

Как известно, гуманизм – это прежде всего научное и философско-этическое мировоззрение. Его истоки вос­ходят к философии древних Греции и Рима, Китая времен Конфу­ция, к движению чарвака в классиче­ской Индии.

Центральную идею гуманизма сформулировал еще Сократ: «человек является высшей ценностью». Аналогичным образом ее формулировал и Н.А. Бердяев. «Гуманизмом, – писал он, – я буду назы­вать признание высшей ценности человека в жизни мира и его твор­ческого призвания» [17, С. 64]. В соответствии с такой исходной парадигмой человек рассматривается не как средство, а как цель различных сфер общественной жизни (науки, техники, искусства, спорта и др.) и общественного развития в целом [см.: 280]. И. Кант писал о том, что для других людей человек может быть только целью, но никогда не средством: «Во всем сотворенном все, что угодно и для чего угодно, может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе» [88, С. 414].

Еще одно важное положение концепции гуманизма: человек – не только цель, но и критерий (мера) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни [см.: 279]. В связи с этим напомним классическое высказывание Протагора: «Человек – мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не су­ществуют», и высказывание Демокрита: «Мудрый человек есть мера всего, что существует». В соответствии с этим положением гуманным признается все то, что в деятельности общества и личности «работает» на человека. В то же время даже самая высокоорганизованная, технически совершенная деятельность, если она направлена против человека (его существования, его счастья, его самореализации), рассматривается как антигуманная – в какой бы форме и в какой бы сфере она ни проявлялась – военной, производственной или досуговой [28, С. 26].

При этом гуманизм признает позитивным (гуманным) лишь то, что служит не просто человеку, а культивированию «человечности» в человеке, развитию «человечных качеств человека». Уже в античности было осознано и передано новому времени через Возрождение положение о том, что для гуманизма основным в человеке является «человеч­ность» (“humanitas”), «человеческое начало». В эпоху римской республики «человечный человек» (homo humanus) противопоставлялся «варварскому человеку» (homo barbarus). Цицерон рассматривал «человечность» (“humanitas”) как специфическое свойство человеческой природы, как этическое начало поведения людей и называл «гуманистическим» состояние эстетически и нравственно завершенной эволюции «подлинно человечного» индивида. Дж. Брунер в своей работе «Психология познания» по поводу такой гуманистической позиции пишет: «Три вопроса повторяются неизменно: что в человеке является собственно человеческим? Как он приобрел это человеческое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущность?» [цит. по: 214, С. 892].

Несмотря на некоторые изменения в истолковании понятия «чело­вечности» в процессе развития гуманизма в основных своих пунктах оно остается тождественным себе [см.: 263, 283]. Как отмечал известный историк мировой культуры Н.И. Конрад, в извест­ных с давних пор гуманистических представ­лениях в процессе развития гуманизма менялось не столько общее содержание, сколь­ко объем и доминанта [98, С. 481].

Гуманистическое представление о «человечности» включает в себя определенный идеал развития личности и социальных отношений (отношения человека к другим людям, нациям, культурам, верованиям, а также взаимоотношения различных стран, народов, наций)

^ Идеал личности – это представление о том, какими качествами и способностями должен обладать человек, который рассматривается как «наилучший», «совершенный», «образцовый» человек». Различные культуры предлагали свои проекты такого человека. В конфуцианстве – наибо­лее влиятельной ветви китай­ской культурной традиции – в качестве идеала выступает образ «благородного мужа», в даосской культурной традиции ключевой метафорой идеала «совершенного человека» выступает зеркало, в исламской духовной традиции «совершенный человек – это «путник тайны» и т.д. [см.: 34, 92, 104, 106, 198, 211 и др.]. Специфическими чертами наделяет человека современная постмодернистская концепция [см.: 165].

Гуманистический идеал личности и ее развития опирается на понимание сущности человека как «целостного» («многомерного») по своей «природе». Таким образом понимаемый человек противопоставляется «частичному» («одномерному») человеку [см.: 38, 39, 40, 41, 46, 47, 64, 66, 77, 78, 79, 83, 124, 148, 149, 222 и др.]. В соответствии с пониманием человека как целостного, многомерного по своей природе, идеалом развития личности гуманизм считает целостное (а не частичное) развитие личности.

К числу качеств, характеризующих целостно развитую личность, гуманистическое воззрение издавна относит нравственность, эстетическую культуру, физическое совершенство, свободу, достоинство, творчество, способность к самопознанию, самореализации, самопреодолению, саморазвитию – «открывать в себе свою собственную суть», «превосходить себя», «подниматься выше себя» и другие качества [см.: 114, 174, 194]. Ж.Маритен, кратко характеризуя гуманизма, оценил его как требование, чтобы «человек развил заложенные в нем возможности и творческие потенции, укре­пил жизнь разума, чтобы он трудился, превращая силы физического мира в инструмент своей свободы» [140, С. 53]. По мнению М. Хайдеггера, гуманизм есть «озабоченность тем, чтобы человек освободился для собственной чело­вечности и обрел в ней свое достоинство» [275, С. 196]. Международный гуманистиче­ский и этический союз определяет гуманизм как «демократическую, нетеистическую и нравственную жизненную позицию, утверждаю­щую право и долг человеческих су­ществ самим определять смысл и образ собственной жизни» [266, С. 76]. К развитию указанных «человечных» качеств и способностей целостно развитой личности призывали еще гуманисты античности. Им принадлежат, в частности, такие известные древние изречения: «Познай самого себя» (лат.: “Nosce te ipsum”), которое было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому входящему со стороны бога Аполлона, и «Победи са­мого себя!» (“Te ipsum vincere!”) или «Нет большей победы, чем победа над собой!» (Платон).

Суть гуманистического понимания отношения человека к другим людям выражает «золотое правило гуманизма» [см.: 13, С. 55-65]. Это правило более двух с половиной тысячелетий назад вывели три древнегреческих мудреца. Клеобул: «Что ненавидишь, не желай другому». Питтак: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам». А Фалес на вопрос: «Как прожить самую лучшую и праведную жизнь?», ответил: «Не делай того, что порицаешь в других». Древнеин­дийский учитель законов Хилел советовал: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе». О том же говорил Конфуций. И в Евангелии от Матфея сказано: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В Новое время английский философ Т. Гоббс утверждал, что золотое правило – это «закон, объемлющий все прочие законы». А его соотечественник и современник Д. Локк был убежден в том, что золотое правило – «самое непоколебимое нравственное правило и основа всякой общественной добродетели» [49, С. 62]. Еврейскому философу первого века Гилелю приписывается такая формулировка золотого правила этики «Не делай своему ближнему того, чего не хочешь, чтобы он делал тебе» [267, С. 411].

В плане взаимоотношения стран, народов, наций фундаментальными в гуманистической системе воззрений традиционно считаются такие ценности, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение и т.п.

Таким образом, гуманизм – система воззрений, общая жизненная ориентация и установка применительно к личности и социальным отношениям, которая признает право человека на свободу, счастье, целостное развитие и проявление своих способностей. Критерием оценки социальных явлений, процессов и институтов гуманизм считает благо человека, а принципы равенства, справедливости, взаимного уважения представителей различных наций, культур, верований – желаемой нормой отношений между людьми. Как нормативная модель жизни гуманизм выступает против дегуманизации общества, отчуждения и деградации человека, разных форм его овеществления и порабощения [подробнее см.: 25, 48, 212].

Изложенные выше идеи, идеалы и ценности гуманизма играли и играют важную роль в определении целей, задач, содержания, форм и методов воспитательной деятельности, определяя ее гуманистическую направленность [см.: 31 133, 207, 223, 255, 277].


^ 1.2. Гуманистическое воспитание

Основные положения гуманистического подхода к воспитанию сформулированы и обоснованы в рамках того направления в теории личности, которое обозначают термином «гуманистическая психология» (его называют также психологией «третьей силы» или «развития потенциала человека») [см.: 278, гл. 10]. Этот термин принадлежит группе персонологов, которые в 1962 г. объединились под руководством А. Маслоу с целью создания теоретической альтернативы психоанализу и бихевиоризму [см.: 142].

В качестве исходного в этой концепции воспитания принимается положение философии экзистенциализма об ответственности человека за свои действия, о возможности для него делать выбор среди предоставленных возможностей, о том, что человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди рассматриваются как активные творцы собственной жизни, обладающие свободой выбирать и развивать стиль жизни. Эта свобода ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Для представителей гуманистической психологии и других сторонников гуманистической концепции воспитания характерно также позитивное отношение к человеку, вера в его силу и позитивность личностного потенциала. Они выдвигают на передний план идею свободного развития личности, полной ее самоактуализации (A. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Э. Фромм), выражающейся, например, в осуществлении индивидуальных смыслов личности (В. Франкл,), а также создания «помогающих отношений» (К. Роджерс) для достижения этих целей. Как неотъемлемое свойство природы человека, как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения, рассматриваются также творческие способности [см.: 191, 192].

Одно из наиболее важных положений гуманистической концепции воспитания – признание потребности каждого человека в самоактуализации. А.Маслоу характеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать, т.е. полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. К. Роджерс обосновывал положение о том, что важнейший мотив жизни человека – тенденция актуализации – тенденция максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы, «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации, считал К. Роджерс, является стремление человека к самоактуализации, под которой он понимал процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать «полноценно функционирующей» личностью. Термин «полноценно функционирующий» К. Роджерс использовал для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний [см.: 191].

Гуманистическую идею самореализации, самоактуализации, самосовершенствования, самоутверждения органично дополняет идея самотрансценденции. Речь идет о необходимости выхода че­ловека за пределы своего Я, о его направленности на других людей и, в целом, на какие-то иные социальные явления, нежели он сам. На важное значение такого дополнения указывали представители гуманистической психологии, подчеркивая, что самоактуализация может быть осуществлена лучше всего через увлеченность значимой работой (А. Маслоу), что в служении делу или в любви к другому человек осуществляет сам себя (В. Франкл) и что ут­верждение собственной жизни, счастья, развития, свободы человека ко­ренится в его способности любить (Э. Фромм). Как отмечает А.А. Реан, «возможно действи­тельно целью человеческого существования является одновременно соб­ственное совершенство и счастье окружающих. В то время как обратное утверждение неприемлемо, поскольку формулирование в качестве цели “личного счастья” ведет к эгоцентризму, а стремление к “совершенство­ванию других” не может принести ничего, кроме неудовлетворенности (И. Кант)». Поэтому подчеркивает он, нецелесообразно «категоричное противопоставление самотрансценденции и самоактуали­зации как двух альтернатив… Сила гуманистического подхода и перспективы его развития состоят в органич­ном соединении этих двух идей» [188, С. 331].

Гуманистическая концепция целостного развития личности, модель здорового, полноценного, самоактуализирующегося человека, которую разработал А. Маслоу, и дополняющие ее идеи других сторонников гуманистической психологии определяют гуманистическое понимание цели воспитания, а также задают тот идеал, образец, на который должен ориентироваться не только педагог в своей воспитательной деятельности, но и воспитуемый в процессе самовоспитания, саморазвития, самоутверждения.

Важные качества человека-гуманиста нашей эпохи, которые должны формироваться в процессе воспитания, определе­ны в ряде международных документов ЮНЕСКО и Европейского Совета. В них отмечается, что современный человек – это гибкая в своем развитии личность, способная самостоятельно рефлексировать новые соци­ально-экономические запросы и управлять с их учетом своим собственным развитием; это человек думающий, человек делаю­щий, человек адаптирующийся. Это также широко образованный и всесторонне информированный человек, но его образованность основывается не на простом накоплении знаний, а на умении добывать и перерабатывать новую информацию в соответ­ствии с осознаваемыми потребностями; это человек с развитым самостоятельным и творческим мышлением. Система воспитания дол­жна заложить в человеке основу для будущей профессиональной мобильности, выработать в нем готовность в случае смены вида труда мгновенно включаться в новый трудовой процесс, способ­ствовать оптимальному развитию способностей к организации и планированию, психологической совместимости, способности к сотрудничеству в разных группах, ответственности и компетент­ности, готовности принимать решения и осуществлять их.

Важное значение для реализации гуманистического подхода в процессе воспитания имеет соблюдение принципов гуманистической педагогики, определяющих отношение педагога к ученику.

К числу таких принципов обычно относят следующие:

С учетом этих принципов в современной педагогике выделяют два противополож­ных подхода: традиционный (авторитарная педагогика) и гумани­стический (личностно-центрированная, личностно-ориентированная, личностно-гуманная педагогика).

Традиционный («императивный») подход преследует две цели – дать знания, умения, навыки и обеспечить адаптацию к требованиям общества; ученики выступают в качестве некоего «сырья», т.е. объекта формирующих воздействий. Педагогические задачи решаются без учета личностных особенностей и по­требностей учеников. Педагог в данном случае уверен, что ученик обязатель­но будет ему сопротивляться, а потому его необходимо принудить к уче­нию строгими требованиями, императивами.

Иным является гуманистический (личностно-гуманный) подход.

Важнейший его компонент – личностный подход к воспитанию. Он предполагает, что личность ученика выступает как главная цель социализации и воспитания, как «самостоятельная ценность», а не как средство достижения каких бы то ни было целей. При этом подходе учитываются не только возрастные нормы раз­вития, свойства темперамента и характера, но и основные личностные качества ученика (направленно­сть личности, её ценностные ориентации, доминиру­ющие мотивы и т.д.). Воспитание соизмеряется с особенностями личности воспитанни­ка, адаптируется к интересам, способностям, эмоцио­нально-ценностным отношениям и другим составля­ющим неповторимого психологического склада его лич­ности [см.: 6, 24, 43, 109, 177, 193, 205, 206, 255].

Основная задача педагога на основе гуманистического подхода – помочь воспитуемому обрести личностный смысл поступков, оказать помощь в личностном росте. Объектом педагогической деятельности является здесь не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика (его активности, самостоятельности, инициативы, интересов), для формирования его субъектной позиции и организации способствующей этому образовательной среды. «Создава­емая педагогом воспитательная среда способствует проявлению у воспитуемых личностных функций: из­бирать, оценивать, выражать свою позицию, рефлек­сировать собственное поведение, самостоятельно принимать решение» [91, С. 60].


uvelichenie-epidemii-stressa39-kniga-stress-pa-rabochem-meste-predstavlyaet-soboj-redkoe-sochetanie-nauchnih-podhodov.html
uvelichenie-mikroskopa-mikrotverdomera-130-500-800-i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie.html
uvelichenie-roli-kitaya-vo-vneshnetorgovoj-deyatelnosti.html
uvelichenie-znachitelnosti-milton-erikson.html
uvertyura-michurinskoj-genetiki-i-sovetskogo-tvorcheskogo-darvinizma.html
uvidev-mnozhestvo-lyudej-iisus-szhalilsya-nad-nimi-potomu-chto-oni-bili-kak-ovci-ne-imeyushie-pastirya-i-nachal-uchit-ih-mnogo-i-iscelil-bolnih-ih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opd-psihologicheskaya-podderzhka-processa-vnedreniya-innovacionnih-i-informacionnih-tehnologij-v-organizaciyah.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-apparati-suhoj-ochistki-gazov-po-razdelu-disciplini-prikladnaya-aeroekol-o-giya-dlya-studentov-4-go-kursa-dnevnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustojchivost-obektov-ekonomiki-v-chrezvichajnih-situaciyah.html
  • education.bystrickaya.ru/256-vzaimodejstvie-s-socialnimi-partnerami-sheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-municipalnogo.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofiya-klassicheskogo-perioda-programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-09-00.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/q-35-marketing-ego-sushnost-i-sistema-q-vozniknovenie-rossijskogo-gosudarstva-i-pervie-etapi-ego-evolyucii-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-4-soblyudenie-osnovnih-socialnih-i-trudovih-prav-doklad-o-polozhenii-s-pravami-cheloveka.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zagolovok-ckorostnie-zheleznie-dorogi-francii-problemi-i-perspektivi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-zootehnii-2011-g.html
  • college.bystrickaya.ru/210-uchet-nezavershennogo-proizvodstva-produkcii-polufabrikatov-sobstvennogo-proizvodstva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-dlya-postupleniya-v-magistraturu-po-napravleniyu-elektroenergetika-programma-obsuzhdena-i-utverzhdena.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-laboratorno-prakticheskih-rabot-po-ekonomike-v-shkole.html
  • studies.bystrickaya.ru/krediti-chast-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-krneklg-interaktivt-tata-b-blishevti-portret-nail-szder-suretter-sizbalar-glder-t-b.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aktyori-pevci-muzikanti-chashe-vsego-stanovyatsya-kumirami-v-nashem-obshestve-mnogih-privlekaet-ih-krasivaya-svetskaya-zhizn-konechno-ya-ponimayu-chto-za-vneshnim-blesk.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sushnost-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rb-chast-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvc-moment-istini-29052005-200000-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-9.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-tuberkulez-organov-dihaniya-u-detej-i-podrostkov-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-vozmozhnosti-mediaobrazovaniya-v-preodolenii-negativnogo-vliyaniya-ekrannogo-nasiliya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/24-osnovnie-konstruktivnie-elementi-izmeritelnih-zondov-3-reshenie-geologicheskih-zadach.html
  • books.bystrickaya.ru/doska-pocheta-nablyudaya-za-muzhchinami-skritie-pravila-povedeniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-adaptivnoe-upravlenie-titut-sovremennih-tehnologij-i-ekonomiki-v-s-simankov-e-v-lucenko-v-n-laptev.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-kontrforsnie-plotini-na-skalnih-osnovaniyah-plotini-betonnie-i-zhelezobetonnie-snip-06-06-85.html
  • institut.bystrickaya.ru/ssilki-the-present-collection-is-a-result-of-the-xi-th-saint-petersburg-high-school-science-conference-intellectual.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-profsoyuza-1116-2012-g.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zashita-prava-sobstvennosti-prava-zemlepolzovaniya-vozmeshenie-ubitkov.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-85-p-g-petropavlovsk-kamchatskij-12-marta-2010-goda-ob-utverzhdenii-gosudarstvennogo-standarta-socialnogo-obsluzhi-vaniya-naseleniya-v-kamchatskom-krae.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/operativna-programa-regionalno-razvitie-2007-2013-www-bgregio-eu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-uchebnoj-discipline-osnovi-elektronnoj-kommercii-oek-naimenovanie-uchebnoj-disciplini-polnoe-sokrashennoe.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-1-gruppa-dnev-specialnost-ifamiliya-data.html
  • composition.bystrickaya.ru/ostayus-milostivo-vash-markom-l-profetom-i-elizabet-kler-profet-perevod-s-anglijskogo-e-volkov-b-krupnik.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primenenie-raznourovnevogo-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazika.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovaya-forma-doklada.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primechaniya-petr-lyukimson.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.