.RU

Учебное пособие Для студентов вузов Кемерово 2006 - страница 3




Шкала наименований – самая простая из всех типов шкал, это только ярлыки для различия и обнаружения изучаемых объектов (например, масло «крестьянское», масло «любительское»).

Шкала порядка (ранговая) соответствует свойствам, для которых имеют смысл не только отношение эквивалентности, но и отношение порядка, по возрастанию или уменьшению количественного проявления свойства.

Ранги – это места, занимаемые в шкале порядка, в старину – звания, чины, в спорте – это места, занятые на соревнованиях. По рангам можно составлять суждения типа «лучше – хуже», «больше - меньше», характерные для контроля. Характерные примеры шкал порядка – существующие шкалы твердости тел. Нам ясно, что сталь тверже резины, но насколько тверже – шкала порядка ответа не дает. В этой шкале тоже нет единиц измерения или мер сравнения.

Шкала разностей интервалов, отличается от шкалы порядка тем, что имеет смысл отношения, эквивалентности, порядка и разностей (суммирования) интервалов между различными количественными проявлениями свойства. Характерный пример – шкала интервалов времени, т.к. интервалы времени можно суммировать (вычитать), но складывать, например, даты каких-либо событий не имеет смысла. Применение шкалы интервалов относится к измерению.

Шкала отношений описывает свойства, к множеству самих количественных проявлений к которым применимы отношения эквивалентности, порядка и суммирования, а, следовательно, вычитания и умножения. В шкале отношений существует также естественный критерий нулевого количественного проявления свойства, т.е. в этой шкале положение нулевой точки строго определено.

Именно так, при фиксировании отсчета, мы измеряем интервалы времени, расстояние, силу, сравнивая результаты с секундой, метром, килограммом и другими единицами физических величин.

Абсолютные шкалы – обладают всеми признаками шкал отношений, но дополнительно в них существует естественное однозначное определение единицы измерения. Такие шкалы соответствуют относительным величинам. К таким величинам относятся: коэффициент усиления, добротность колебательной системы, ослабление и т.п. Среди абсолютных шкал выделяются ограниченные абсолютные шкалы, значения которых находятся в пределах от 0 до 1 (это КПД, отражения и т.п.).

По мере развития метрологии наблюдается тенденция рассматривать в качестве объектов измерений все новые и не только физические свойства, но и соответствующие им нефизические величины, поэтому создаются новые и совершенствуются уже известные шкалы.


1.2.5. Единицы измерений.

Характеристика международной системы единиц


Числовые значения измеряемых величин зависят от того, какие используются единицы измерений, поэтому роль последних очень велика. Если допустить произвол в выборе единиц, то результаты измерений окажутся, несопоставимы между собой, т.е. нарушится единство измерений. Чтобы этого не произошло, единицы измерений устанавливаются по определенным правилам и закрепляются законодательным путем. Наличие законодательной метрологии отличает эту науку от других естественных наук (математики, физики, химии и др.) и направлено на борьбу с произволом в выборе таких решений, которые не диктуются объективными закономерностями, а принимаются по соглашению.

Совокупность единиц измерения основных и производных величин называется системой единиц.

В физике общие правила конструирования систем единиц были сформулированы Гауссом в 1832 г. Они сводятся к следующему:

  1. выбираются основные физические величины;

2) устанавливаются единицы основных физических величин. Для этого какому-либо размеру каждой основной физической величины приписывается числовое значение, равное 1. Выбор этого размера является произвольным и определяется исключительно соображениями удобства его использования в обиходе. Для обеспечения единства измерений все эти размеры, называемые единицами основных физических величин, должны быть закреплены законодательным путем. Обычно их называют просто основными единицами;

3) устанавливаются единицы, производных физических величин, также называемые обычно просто производными величинами. Основной называют физическую величину, входящую в систему и условно принятую в качестве независимой от других величин этой системы. Известно несколько групп независимых величин, например, длина, масса, время и т.п.

Производными называют величины, которые образуются с помощью уравнений из других величин данной системы (например, сила Р, приложенная к материальной точке, определяется уравнением


F = m a, (1)

где m – масса точки, кг;

а - ускорение, м/с2.

m –основная величина, а – производная, образованная из основных величин.

Метрология имеет дело с измеряемыми физическими величинами. Физическую величину можно считать измеримой, лишь выделив ее среди других, выбрав единицу для измерения и воплотив ее в средства измерений. Физическая величина, которой присвоено числовое значение равное 1, называют единицей физической величины, применяется для количественного выражения однородных физических величин.

Единица физической величины – величина того же рода, что и сама физическая величина. Должно существовать столько единиц, сколько существует физических величин: 1 м – единица длины, 1 с – единица времени и т.д. Различают: основные, производные системные, внесистемные, когерентные, кратные и дольные единицы.

Основная единица – единица физической величины, выбранная произвольно при построении системы единиц. Основными единицами Международной системы являются: метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль. Предусмотрены также две дополнительные единицы: радиан, стерадиан.

Производная единица – единица производной физической величины, образованная в соответствии с уравнениями, связывающими ее с основными или дополнительными единицами или же с основными и уже определенными производными (например, 1 м/с – единица скорости, образованная из основных единиц СИ – метра и секунды).

Системная единица – единица физической величины, входящая в принятую систему единиц.

Под внесистемной единицей физической величины, понимается единица, не входящая ни в одну систему единиц. Некоторые внесистемные единицы допускаются к применению наравне с единицами СИ. К ним относятся единицы: длины – астрономическая единица, световой год; массы – тонна и атомная единица массы; времени – минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век и т.д., т.е. те единицы, без которых в настоящее время еще трудно обойтись.

Когерентная (согласованная) единица – производная единица физической величины, связанная с другими единицами системы уравнением, в котором числовой коэффициент принят равным 1. Например, единицу скорости образуют с помощью уравнения


V = l/t, (2)


где l – длина пути м;

t – время, с.

Подставка вместо l и t их единиц СИ дает


[V] = [l]/[t] = 1 м/1 с = 1 м/с,


следовательно когерентной производной единицей скорости является м/с.

Кратной единицей физической величины называется единица, которая в целое число раз больше системной или внесистемной единицы.

Под дольной единицей физической величины понимают такую единицу, которая в целое число раз меньше системной или внесистемной единицы. Для образования десятичных кратных и дольных единиц предусмотрен ряд множителей, равных 10n (где n – целое положительное или отрицательное число), и приставок к наименованиям единиц, по одной для каждого множителя. Этот способ, принятый еще при создании метрической системы мер, позволяет легко пересчитать числовые значения величин при переходе от единиц СИ к кратным и дольным от них и обратно, или от одних кратных и дольных к другим.

Перечень множителей и приставок, наименований, происхождения и обозначения десятичных кратных и дольных единиц приведены в табл. 2.

К наименованию единицы допускается присоединять только одну приставку (например, пикофарад, а не микромирофарад). У единиц образованных как произведение или отношение несколько единиц, приставку присоединяют как правило, к наименованию первой единицы, напрмер килопаскаль – секунда на метр (кПа, с/м), а не паскаль килосекунда на метр. Кратные и дольные единицы выбирают обычно таким образом, чтобы числовое значение величины находилось в диапазоне от 0,1 до 1000 (например, для длины l = 7,5·10-5 м = 75 мкм = 0,075 мм = 75000 нм следует выбрать 75 мкм, так как в других случаях числовое значение выходит за пределы указанного диапазона). От этого правила отступают только при составлении таблиц числовых значений одной и той же величины или при сопоставлении этих значений в одном тексте, а также в тех областях, где традиционно применяется конкретная единица (например, линейные размеры на машиностроительных чертежах всегда выражаются в миллиметрах).


Таблица 2


Множители и приставки для обозначения кратных и дольных единиц

Множитель
Приставка

Наимено-вание

Происхождение

Обозначение

от какого слова

из какого языка

Международ-ное

Рус-ское

1000000000000000000=1018



экса

шесть раз по 103

греч.

E

Э

1000000000000000=1015

пета

пять раз по 105

греч.

P

П

1000000000000=1012

тера

огромный

греч.

T

Т

1000000000=109

гига

гигант

греч.

G

Г

1000000=106

мега

большой

греч.

M

М

1000=103

кило

тысяча

греч.

k

к

100=102

гекто

сто

греч.

h

г

10=101

дека

десять

греч.

da

да

0,1=10-1

деци

десять

лат.

d

д

0,01=10-2

санти

сто

лат.

c

с

0,001=10-3

милли

тысяча

лат.

m

м

0,000001=10-6

микро

малый

греч.

μ

мк

0,000000001=10-9

нано

карлик

лат.

n

н

0,000000000001=10-12

пико

пикколо

итал.

p

п

0,000000000000001=10-15

фемто

пятнадцать

дат.

f

ф

0,000000000000000001=10-18

атто

восемнадцать

дат.

a

а

unit-3-celts-programma-elektivnogo-kursa-.html
unit-3-register-kolihalova-o-a-makaev-v-v-k60-anglijskij-yazik-uchebnik-dlya-studentov-i-aspirantov-gumanitarnih.html
unit-4-cardiovascular-diseases-in-childhood-predislovie.html
unit-4-receiving-visitors-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-delovogo-anglijskogo-yazika-dlya-studentov-ii.html
unit-5-druids-programma-elektivnogo-kursa-profilnogo-obucheniya-po-anglijskomu-yaziku-v-starshih-klassah-razrabotala.html
unit-6-blok-chteniya-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-2005-udk-802-0-075-80-bbk-81-2-angl.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorod-volgodonsk-stranica-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-na-temu-sorazmernost-ili-vnov-o-zolotom-sechenii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nedopustimost-prinyatiya-zavedomo-nezakonnogo-porucheniya-otchet-o-probnom-provedenii-zanyatij-i-metodicheskie-ukazaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grushevickaya-t-g-popkov-v-d-sadohin-a-p-osnovi-mezhkulturnoj-kommunikacii-uchebnik-dlya-vuzov-pod-red-a-p-sadohina.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-socialnoj-reklami-dlya-starsheklassnikov-reklamnij-olimp-informaciya-budet-obyavlena-dopolnitelno-zayavki-i-tezisi-prinimayutsya-do-25-fevralya-2012-goda.html
  • composition.bystrickaya.ru/otvet-ne-menee-dvuh-evakuacionnih-vihodov-voprosi-i-otveti-po-test-gpn.html
  • studies.bystrickaya.ru/acronyms-idioms-and-slang-the-evolution-of.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-iate.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spb-gu-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-kolpinskogo-administrativnogo-rajona-sankt-peterburga-stranica-15.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nio-koa-ga-e-angazhovala-za-rad-na-proektu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/leninec-1953-30-dekabrya-vnov-sozdano-literaturnoe-obedinenie-intervyu-s-vipusknikami-moskovskogo.html
  • crib.bystrickaya.ru/instruktivno-metodicheskoe-pismo-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-belarus-o-prepodavanii-uchebnogo-predmeta-matematika-v-20102011-uchebnom-godu-tipovimi-uchebnimi-planami.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-biologiya-klass-8.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/528-muzika-uchrezhdeniya-sovetskoj-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-obrazovatelnih-uchrezhdenij-i-pedagogi-vseh-predmetnih-oblastej-zachastuyu-zadayut-sebe-takoj-vopros-kakie-dolzhni-bit-sozdani-usloviya-organizacii-uchebnogo-processa.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-pedagoga-po-russkomu-yaziku.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-programmi-innovacionnaya-deyatelnost-v-nauke-i-visshej-shkole-11-22-aprelya-2011-g.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-4-zakon-vospriyatiya-neprelozhnih-zakona.html
  • writing.bystrickaya.ru/filosofiya-drevnej-grecii-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-p-bisyarina-detskie-bolezni-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-dokumentov-neobhodimih-dlya-postupleniya-v-aspiranturu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-1-metodicheskie-osnovi-formirovaniya-sistemi-upravleniya-ekonomicheskoj-bezopasnostyu-banka.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ahvostokov-n-s-chemodanov-izdatelstvo-editorial-urss-p7312-g-moskva-pr-t-60-letiya-oggyabrya-d-05175-ot.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-rassmotreni-i-rekomendovani-k-izdaniyu-metodicheskim-seminarom-kafedri-materialovedenie-i-tehnologiya-metallov-26.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovanie-blagoveshenska-amurskoj-oblasti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-filosofii-na-temu-nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan.html
  • letter.bystrickaya.ru/nejrofiziologiya-sensornih-putej-spinnogo-mozga-mgu-im-m-v-lomonosova-i-gumanitarnom-institute-dlya-studentov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-turistsko-ekskursionnogo-obsluzhivaniya-inostrannih-turistov-v-sankt-peterburge.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-what-is-the-procedure-of-making-amendments-to-contracts-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strategii-povedeniya-v-konflikte.html
  • school.bystrickaya.ru/6-poryadok-raboti-kluba-oblastnoj-smotr-konkurs-bibliotekar-ekolog-materiali-uchastnikov-smotra-konkursa-vip-1.html
  • reading.bystrickaya.ru/latvijskaya-social-demokraticheskaya-rabochaya-partiya-nablyudenie-za-ispolzovaniem-administrativnih-resursov-pered.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-nalbandyan-karina-arisovna-dokladi-zaslushannie-na-plenarnom-zasedanii.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-grizlov-b-v-monitoring-smi-24-aprelya-2008-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.