.RU

Учебно-методжический комплекс к дисциплине «основы психологического консультирования»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ


«Утверждаю»

Проректор_____________Л.М. Гура

«_________»_____________ 2009 г.


УЧЕБНО-МЕТОДЖИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС к дисциплине

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

направления 7.040101 «Психология» на базе среднего образования

(заочная форма обучения гр. П6дз)


СЕВАСТОПОЛЬ

2009

  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет: психологическое консультирование

Группа П6дз

Подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ECTS:

Общее количество часов:

Недельных часов:

Шифр и название направления: 0401 Психология

Шифр и название специальности: 7.040101 Психология

Образовательно-квалификационный уровень: специалист

Обязательная.

Год подготовки: 4

Семестр:7

Лекции: 12 час

Практические: 10

Лабораторные: 8 ч.

Индивидуальная работа: 32

Самостоятельная работа: 154

Форма итогового контроля: ЭКЗАМЕН




  1. ^ ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. формирование и развитие целостного мировоззрения и социальной ориентации применительно к психологическому консультированию;

  2. приобретение умений и навыков, необходимых психологу-консультанту в практической деятельности;

  3. формирование и развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов в области оказания психологической помощи.




  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Профессиональная деятельность психолога-практика, в современных условиях, предполагает постоянное взаимодействие специалиста с различными категориями людей с целью оказания помощи в разрешении широкого спектра дискомфортных социальных ситуаций и психологических проблем. Понятие психологического консультирования в современной психологической практике, выступает как вид психологической помощи психически здоровым людям. Настоящий курс, сочетая в себе интегрированное изучение теории, методологии и практики направлен на формирование индивидуально ориентированного обобщенного теоретического подхода к психологическому консультированию.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, выполнение домашних заданий, которые заключаются в разработке сценариев различных аспектов организации процесса консультирования, проработке приемов и техник личностного консультирования, изучении отдельных теоретических подходов к процессу консультирования в рамках различных психологических школ и направлений. Основные задачи курса:

  1. знакомство с основными теориями психологического консультирования

  2. знакомство с требованиями, предъявляемыми к психологу-консультанту;

  3. изучение форм и видов целенаправленного психологического воздействия в форме личностного консультирования;

  4. изучение основных методов, приемов и техник психологического консультирования.

В результате успешного прохождения курса студенты должны знать:

  1. основные понятия, формы и методы психологического консультирования ;

  2. процессуальные и содержательные проблемы психологического консультирования;

  3. критерии эффективности и требования к консультанту;

  4. этические аспекты профессиональной деятельности консультанта;

Студенты должны уметь:

  1. практически строить процесс консультирования,

  2. делать самоанализа продуктивности собственной консультационной деятельности.




    1. ^ СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА КУРСА






Тема
^ Количество часов
Л
ПЗ

ЛЗ

ИР

СР

^ МОДУЛЬ №1

Содержательный модуль 1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи

1.

Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования

4







4

20

2.

Участники консультативного процесса и их характеристики

4







4

20

3.
^ Консультативный контакт, его составляющие, их характеристика
4







4

15

4.
^ Навыки консультанта как составляющая консультативного контакта



4




4

20

5.
^ Этапы ведения консультативной беседы



2




4

20

6.
^ Психологическое консультирование малой группы


4




4

25

^ Содержательный модуль 2. Технология консультативной беседы

7.

Отработка навыков ведения консультативной беседы на ее начальных этапах, слушания и понимания







4

4

14

8.

Анализ проблемных зон клиентов. Формулирование и проверка консультативных гипотез







4

4

20




ВСЕГО

12

10

8

32

154

                1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
^ Лабораторное занятие № 1. Отработка навыков ведения консультативной беседы на ее начальных этапах.
Цель занятия: отработка студентами навыков ведения консультативной беседы на начальных этапах консультирования.

Вопросы для подготовки

  1. Каким образом выбирается и оборудуется помещение для психологической консультации?

  2. Кто, где и как должен встретить клиента, пришедшего в психологическую консультацию?

  3. Какие действия предпринимаются психологом-консультантом непосредственно после встречи клиента?

  4. Что представляют собой основные этапы проведения психологического консультирования?

  5. Что включает в себя первый этап психологического консультирования?

  6. В чем заключается процедура встречи психолога-консультанта и клиента?

План лабораторного занятия

  1. Обсуждение теоретических вопросов.

  2. Инсценировка консультативных ситуаций

  3. Рефлексия.
^ Гипотетические ситуации для отработки навыка ведения беседы
Вариант 1. В кабинет школьного пси­холога заглянула женщина. Как выяснилось из рассказа, ее сын-старшеклассник Максим учится в соседней школе. Но она обратилась к психологу именно этой школы, так как ни за что не решилась бы прийти в школу сына с подобным запросом. Женщина жаловалась на сына, уверяя, что тот отличается плохим поведением и резко отрицательным от­ношением к ней. В последнее время, когда до окончания школы остается немногим больше полугода, Максим стал прогуливать занятия, а теперь и вовсе бросил учебу. На критику матери и даже на дружеские советы отвечает гру­бостью. Мать убеждена, что у сына не все в порядке с пси­хикой. Возможно, его нужно показать специалисту. Воспитывала она его сама, без отца. С мужем развелась еще, будучи беременной. «Я сыну ничего не жалела, всю жизнь ни в чем не отказывала. Даже замуж не вышла из-за него» - эта мысль рефреном проходила через весь рассказ матери.

Вариант 2. «Обратилась мама по поводу своего сына-семи­классника: "Парень вообще хороший, ласковый, веселый. Боль­шим послушанием не отличается, но и хлопот особых не причиняет. Быстрый, бойкий, он и поиграть успевает, и кое-что по хозяйству поможет. Отец радуется, что растет парень дельным. Одна лишь беда. Систематически слу­чается с ним одна и та же история. Вот так, бывало, в воскресенье встанет ни свет ни заря и бежит на рыбал­ку, или в лес, или еще куда-нибудь с друзьями, и гоняет до самого вечера, что и домой загнать нельзя. А в поне­дельник еле-еле встает и утром жалуется, что болит го­лова, не хочет идти в школу. Я не очень верю в эти его бо­лячки, поэтому и отправляю его. Наконец, и сама я рабо­таю в школе, что же там буду отвечать, если он будет пропускать.В последнее время в семье даже конфликты нача­лись. Моя свекровь кричит, что я очень жестокий чело­век, когда больного ребенка не жалею. Да и муж иногда заступается за него, так как парень действительно вы­глядит как больной: белый, замученный, с синяками под глазами. Учителя тоже, бывает, жалуются: "Петровна, твой Сашка сидит на уроке, "как с креста снятый", почему ты не покажешь его врачам, — может ребенок больной". Я уже и сама не знаю, что думать. С одной стороны, видя, как на другой день после болезни ребенок готов вставать с первыми петухами, чтобы пойти на рыбалку, засомневаешься: не притворяется ли он? С другой — а что как действительно больной? Я же потом себе этого не прощу".

^ Форма отчетности: проверка конспекта лекции по теме, вопросы темы включены в тестовый контроль после изучения данного содержательного модуля.


Основная литература для подготовки

  1. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - С.30-57
^ Лабораторное занятие №2. Анализ проблемных зон клиентов. Перевод запроса клиента на язык психологической проблемы
Цели занятия:

1.   Отработка навыков анализа проблемных зон клиентов.

2.   Отработка навыков перевода запроса клиента на язык психологической проблемы.

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие «проблема» в психологическом консультировании.

  2. Отличие в понятиях «проблема», «запрос», «жалоба», «самодиагноз»

  3. Основные задачи взаимодействия психолога и клиента

План лабораторного занятия

  1. Письменный мини-опрос по теоретическим вопросам

  2. Инсценировка консультативной ситуации. Проведение супервизии по схеме

  3. Рефлексия.

Форма отчетности: отчет о проведенной супервизии


Основная литература для подготовки

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология.- Уч. для студен­тов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М : Акаде­мический Проект, 2001. — С.54-55

  2. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — С.35-43




  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
^ ПЗ-1. Навыки консультанта как составляющая консультативного контакта.



Цель занятия: формирование базовых представлений об основных микротехниках консультативной беседы


Вопросы для подготовки:

  1. Понятие о раппорте, подстройке и зеркализации. Навыки и этапы выслушивания.

  2. Характеристика различных типов вопросов.

  3. Техники отображения. Отражение чувств.

  4. Навыки терапевтического воздействия на клиента в процессе консультации. Указание, пауза, информативное сообщение, выражение собственных чувств, влиятельное обобщение, интерпретация.

  5. Уровни общения (по Дж. Бьюдженталю).

  6. Самораскрытие. Конфронтация.

Литература для подготовки (основная):

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — С.20-32 — (Библиотека психологии и психотерапии).

  2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

  3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-С.20-48

  4. Немов Р.С. Психологическое консультирование. Учебник для студентов вузов.-М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС.-2003.-С 34-46

  5. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапия. Тексты.\Ред. и сост.Сахакиан У.С., перевод с англ., М.:Апрель пресс., изд.ЭКСМО пресс.-2000.-624с.

  6. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию.-М.: Ось-89,2003-С.15-36




ПЗ-2. Этапы и хронотоп психологической консультации

Цель занятия: формирование базовых представлений об основных этапах консультативной беседы

Вопросы для подготовки

  1. Стадии психологического консультирования.

  2. Первый этап консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы. Заключение контракта. Оплата психологической консультации.

  3. Понятие консультативной гипотезы. Второй этап консультативной беседы: Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

  4. Третий этап консультативной беседы: оказание воздействия.   Коррекция установок и  коррекция поведения как подэтапы данного этапа.

  5. Четвертый этап консультативной беседы: завершение беседы.




Литература для подготовки (основная )

  1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования- М.: "Академический проект", 1999 –глава 4

  2. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — С.35-43

  3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. Учебник для студентов вузов.-М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС.-2003.-528с.




ПЗ-3. Консультирование малой группы

Цель занятия: формирование базовых представлений о специфике группового консультирования.

Вопросы для подготовки

  1. Мультикультуральный аспект психологического консультирования.

  2. Типы консультативных групп. Права участников группы.

  3. Руководитель группы как личность. Компетентность группового консультанта.

  4. Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.

  5. Основные задачи группового консультанта на каждой стадии.

Литература для подготовки (основная )

  1. Р.Кочюнас Психотерапевтические группы : теория и практика М.: Академический Проект", 2000.-глава 3-4

  2. Дж. Кори Теория и практика группового консультирования.-Москва.Эксмо.-2003.-с.17-32,32-45,71-75, 91-118, 121-180

  1. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

СР-1. ТЕМА: Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования

Вопросы для конспектирования

  1. Цель работы с клиентом в рамках клиент-центрированного подхода. Необходимые условия, которым должен отвечать диалог между консультантом и клиентом. Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрированного подхода.

  2. Главная цель работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода. Данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность существования. Влияние этих данностей на развитие личности человека.

  3. Основные принципы и методы работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода (применительно ко всем четырем основным экзистенциальным беспокойствам и специфические)

  4. Основные теоретические положения о природе и потребностях человека в рамках логотерапии. Понятия «Экзистенциальный вакуум», «Ноогенный невроз», «Массовая невротическая триада». Причины распространенности экзистенциального вакуума в сообществе. Цель работы с клиентом в рамках логотерапии. Методы и последовательность работы с клиентом в рамках логотерапии.

  5. Методы подкрепления в психологическом консультировании.

Литература для подготовки (основная)

  1. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - М., 2006 г.- С. 123 – 126, С.194 – 197, 541 – 542, 653 - 654.

  2. Нельсон-Джоунс Р.Т. Теория и практика консультирования.- Питер-Класс, 2000.- С. 30 – 60., С. 138 – 164, С. 165 – 187, С. 215 – 246

  3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.- М., 2002.- 274с.

  4. Хьелл, Зиглер Теории личности.- М., 1998.- С. 528 – 573, С. 331 – 409

  5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия – Питер, 1999.- 457с.




СР-2.

ТЕМА: Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования

ЦЕЛЬ: Изучить особенности психологического консультирования в учреждениях образования разного типа: школы, дошкольные учреждения и ВУЗы.

  1. В чем проявляется своеобразие консультирования в ДДУ? При подготовке сообщения на эту тему рекомендуется найти ответ на вопрос, возможно ли психологическое консультирование дошкольников и если да, то в каких формах. Важно использовать именно методологию и приемы психологического консультирования.

  2. В чем проявляется своеобразие консультирования в школе?

  3. В чем проявляется своеобразие консультирования в начальной школе?

  4. В чем проявляется своеобразие консультирования в средней школе?

  5. В чем проявляется своеобразие консультирования в старших классах?

  6. Психологическое консультирование в ВУЗе. При подготовке сообщения на эту тему особенно рекомендуем разобрать случай оказания психологической помощи студенту, описанный в книге Ролло Мэя.

Форма отчета: конспект по предложенным вопросам

Литература (основная):

  1. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.- 1999г-с. 172-183.

  2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. – 256с.

  3. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. СПб.:Лидер.-2006г.-с.79-109

  4. Я работаю психологом /под ред. И.В. Дубровиной.-М.-1999г.-с.114-135




СР-3.

ТЕМА: Специальные проблемы психологического консультирования.

ЦЕЛЬ: Изучить специфику мотивационного консультирования.

Вопросы для конспектирования:

  1. Мотивационное консультирование, его основные принципы и значение для работы с клиентами из группы риска.

  2. консультирования тревожных клиентов, консультирования при реакциях страха и фобиях.

  3. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.

  4. Консультирование в ситуации тяжелой болезни.

  5. Работа консультанта с людьми, принадлежащими к «группе риска»: ПИН, больными ВИЧ.

^ Форма отчета: конспект по предложенным вопросам


СР-4

ТЕМА: Психологическое консультирование малой группы

ЦЕЛЬ: Изучить специфику психологического консультирования малой группы.

Конспект по вопросам:

    1. Типы консультативных групп.

    2. Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.

    3. Руководитель группы как личность. Компетентность группового консультанта.

    4. Права участников группы.

Литература основная:

      1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студен­тов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М : Акаде­мический Проект, 2001.- С.201-208.

      2. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл,2000. —С.83-87

Форма отчета: практическое занятие, конспект по предложенным вопросам


^ СР-5. ТЕМА: Отработка навыков ведения консультативной беседы на ее начальных этапах, слушания и понимания

ЦЕЛЬ: ознакомиться с понятием «метафора» в психологическом консультировании

Сделать конспект по вопросам:

  1. Значение и использование метафоры в психологическом консультировании.

  2. Подобрать метафоры для консультирования клиентов в кризисных состояниях.
Литература:

  1. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-С.224-246.
  2. ^ Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: пер. с нем./общ. Ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро.-М.: Прогресс.-240с.
  3. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров:истории, мифы, сказки, анекдоты.-СПб: Питер.-2005.-176с.
Форма отчета: конспект СР-6. ^ ТЕМА: Этапы ведения консультативной беседы ЦЕЛЬ: познакомиться с понятием «тестирование» в практике психологической консультации.

  1. Какую роль психологическое тестирование выполняет в практике проведения психологического консультирования? В каких случаях рекомендуется применять психологические тесты в психологическом консультировании?

  2. Как следует проводить тестирование во время психологического консультирования? Какие тесты рекомендуется применять в психологическом консультировании?

  3. В чем состоит психотерапевтическое воздействие психологического тестирования на клиента?

  4. Охарактеризуйте тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования

  5. Методы сбора информации о клиенте: метод анамнеза, тестирование, стандартизованное интервью.

Форма отчета: оформление конспекта
^ Литература (основная):
  1. Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы//Журнал практического психолога.-2003.-№1.-С.17-24

  2. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - Москва «ВЛАДОС».-2003г.-С.119-123;

  3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М: Генезис.-2007-С.5-56 (ч.1 и 2)

СР-7. ТЕМА: Анализ проблемных зон клиентов. Формулирование и проверка консультативных гипотез ЦЕЛЬ: Отработать навыки ведения консультативной беседы

^ Провести разбор консультативных случаев.

ВАРИАНТ1

  1. Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  2. За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  3. На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  4. За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Супруга жалуется на то, что муж не хочет ей помогать по хозяйству, а она очень устает, поскольку целый день вынуждена находиться в квартире одна с маленьким ребенком. Реакция мужа: «Я ей помогаю по мере возможности, но порой мне кажется, что супруга просто хочет меня эксплуатировать». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

ВАРИАНТ 2

  1. В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнует, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  2. На телефон доверия позвонила немолодая женщина, у которой недавно в армии трагически погиб сын. Никак не может успокоиться. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  3. В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 11 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  4. Молодая женщина жалуется на упадок сил, подавленное настроение, внезапные вспышки агрессии. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

ВАРИАНТ 3

  1. На телефон доверия позвонила молодая супруга. Скоро будет год, как вышла замуж. Чувствует, что муж теряет интерес к ней. Полагает, что пока у него нет женщины на стороне, но предчувствует, что если и дальше все будет также продолжаться, то возможно муж от нее уйдет или найдет на стороне другую женщину. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  2. За психологической помощью обратилась женщина 30 лет. Не замужем. Живет в одной квартире с отцом и матерью. Замуж выходить она не намерена – не хочет возиться с хозяйством, ребенком. Но мать настаивает на замужестве, причем в форме крика, скандалов. Запрос: «Как мне добиться того, чтобы мать, наконец, оставила меня в покое?». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  3. За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

  4. В психологическую консультацию обратилась за помощью молодая женщина. Запрос: С момента появления на свет грудного ребенка муж потерял интерес и к ней, и к ребенку. Ни в чем ей не помогает, домой стал приходить редко. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

СР-8.

ТЕМА: Консультативный контакт и его особенности

ЦЕЛЬ: изучить особенности консультативного процесса в различных школах

Проанализировать предложенную литературу и составить таблицу «Теория, методология и практика психологического консультирования в различных психологических школах»:

Направление

Представитель

Акцент

Психоаналитическая традиция




Концепция А. Адлера




Концепция З. Фрейда




Концепция К.Г. Юнга




Современные психоаналитические концепции консультирования




Бихевиористская традиция:




Концепция консультирования классического бихевиоризма,  Терапевтический подход Дж. Долларда и Н.И. Миллера




Теории социального научения




 Когнитивистская традиция

Подход А. Бэка




Подход Дж. Келли




Концепция А. Эллиса




Экзистенциальная традиция

Подход В. Франкла




Подход И. Ялома




Подход Р. Мэя




Гуманистическая традиция:

Клиентцентрированная терапия К. Роджерса




Подход В. Сатир







Литература (основная):

  1. Мэй P. Искусство психологического консультирования./ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

  2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).

  3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999, -С.123-127

  4. Электронная хрестоматия ( в библиотеке кафедры)





  1. Модули

    МОДУЛЬ 1




    Количество баллов за модуль



    75

    Содержательные модули

    Содержательный модуль1

    Количество баллов за содержательный модуль и итоговый контроль

    42

    Количество баллов по видам работы, из них:

    Т1

    Т2

    Т3

    Т4

    Т5

    Т6

    Мини-контроль по теоретическим вопросам




    3

    3

    3







    Подготовка к практическим и семинарским занятиям













    5

    5

    Самостоятельная работа студента

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    Тестовый контроль

    5

    Содержательный модуль 2

    Количество баллов за содержательный модуль и итоговый контроль

    33

    Количество баллов по видам работы, из них:

    Т7

    Т8

    Мини-контроль по теоретическим вопросам

    3

    3

    Самостоятельная работа студента

    6

    6

    Тестовый контроль (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА)

    15

    Выполнение индивидуальной работы

    25

    Итоговый контроль (экзамен)

    25
    ^ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

  1. Индивидуальные задания.

Индивидуальное задание №1. Подготовка и защита реферата по одной из ниже предложенных тем



Тема реферата

Примерный план реферата

Список рекомендуемой литературы (основная)

1.

Представления о жизненном пути личности в рамках экзистенциального подхода И. Ялома

  1. Понятие о данностях существования (смерть, изоляция, бессмысленность, свобода).

  2. Факторы и источники экзистенциального кризиса

  3. Конструктивные и деструктивные способы переживания тревоги, связанные с данностями существования.

  4. Основные методы работы с клиентом в ситуации экзистенциального кризиса, связанного с данностями существования.
  1. ^ Ялом И. Экзистенциальная психотерапия.-М.:Смысл,2005.-365с.

  2. Ялом И. Дар психотерапии.-Пер. с англ. Ф. Прокофьева. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 352 с.




2

Концептуальные основы логотерапии В. Франкла

  1. Причины распространенности экзистенциального вакуума в современном обществе.

  2. Основные методы работы с клиентами в рамках логотерапии В. Франкла.



  1. ^ Франкл В. Основные понятия логотерапии.- из кн: В.Франкл. Доктор и душа/пер. А. Бореев/ СПб.: Ювента, 1997, с.242-279

  2. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990. — 246с.

  3. Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с.

3

Работа с клиентом в рамках гештальттерапии

  1. Концептуальные основы гештальттерапии.

  2. Цели работы с клиентом в рамках данного направления.

  3. Механизмы нарушения процесса саморегуляции, выделяемые в рамках гештальттерапии.

  4. Техники воздействия, используемые в гештальттерапии.




  1. Ж. М. Робин. Гештальттерапия. Метод. рук-во.- Изд-во московской ассоциации гештальттерапевтов.-2004.- 21с.

  2. Ирвин Польстер, Мириам Польстер. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / Пер. с англ. А.Я.Логвинской – М.: Независимая фирма “Класс”,1996.- 163с.

  3. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. —358 с

  4. Перлз Ф. Теория гештальтерапии.- М.: Инст.общегуманитарных исследований,2004.-384с.

  5. Перлз Ф. Гештальтсеминары.- М.: Инст.общегуманитарных исследований,1996.-327с.

Индивидуальное задание №2. Подготовка и защита мультимедийной презентации по проблеме сопротивления в психологическом консультировании.

Список рекомендуемой литературы

  1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. – С.168-191

  2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- Спб, 2003.- С 670

  3. Ялом И. Дар психотерапии. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.-С.201-203

  4. Гринсон Ральф Ромео. Техника и практика психоанализа.- http://bookap.by.ru

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«Основы психологического консультирования»
  1. ^ Определение психологического консультирования, его место и роль в системе психологического знания и исторические предпосылки возникновения.
  2. Сферы применения психологического консультирования. Виды консультирования
  3. ^ Принципы консультативной помощи, этика консультирования   
  4. Отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, характеризующие сущность этого метода оказания психологической помощи.
  5. ^ Цели и задачи психологического консультирования.

  6. Роль и место консультанта в консультировании.

  7. Требования, предъявляемые к консультанту.

  8. Модель личности эффективного консультанта.

  9. Типы клиентов.

  10. Модель мира клиента.

  11. Понятие психологической оценки.

  12. Проблема клиента и этапы ее оценки (А.Айви).

  13. Понятие сопротивления.

  14. Признаки сопротивления клиентов.

  15. Понятие переноса. Позитивный и негативный перенос

  16. Контрперенос. Позитивный и негативный контрперенос.

  17. Определение консультативного контакта.

  18. Факторы, влияющие на качество контакта: терапевтический климат и навыки консультанта. Физические составляющие терапевтического климата (время и пространство).

  19. Выбор места для организации психологической консультции. Организация пространства консультативной беседы. Выбор времени для консультирования.

  20. Эмоциональные составляющие терапевтического климата (эмпатия, конгруэнтность, безусловное принятие и уважение).
  21. ^ Первый этап консультативной беседы: Знакомство с клиентом и начало беседы.
  22. Понятия «тема, проблема, самодиагноз».
  23. ^ Понятие «запрос» в психологическом консультировании. Виды запросов.
  24. Симптом и синдром в психологическом консультировании.
  25. ^ Второй этап консультативной беседы: Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.
  26. Третий этап консультативной беседы: Оказание воздействия. Подэтапы: коррекция установок, коррекция поведения.

  27. Основные навыки выслушивания клиента. Этапы выслушивания.

  28. Типы вопросов, их значение для продуктивной беседы

  29. Основные навыки воздействия на клиента в ходе беседы.

  30. Особенности консультирования тревожных клиентов

  31. Консультирования при реакциях страха и фобиях.

  32. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.

  33. Консультирование в ситуации тяжелой болезни.

  34. Работа консультанта с людьми, принадлежащими к «группе риска»: ПИН, больными ВИЧ.

  35. Мотивационное консультирование, его основные принципы и значение для работы с клиентами из группы риска.

  36. Типы консультативных групп.

  37. Руководитель группы как личность. Компетентность группового консультанта. Права участников консультативной группы группы.

  38. Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.

  39. Основные задачи группового консультанта на каждой стадии.

  40. Основные акценты в психологическом консультировании психодинамического направления

  41. Основные акценты в консультировании с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода

  42. Основные навыки наблюдения за клиентом. Критерии наблюдения.

  43. Невопросительные формы.

  44. Типы проблемных ситуаций. Отличие критической ситуации от кризисной.
^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ (ОСНОВНАЯ)

  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование.-М.:Академия.-2000.-240с.

  2. Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании.-М.:ПЕРСЭ.-2001.-142с.

  3. Абрамова Г.С. Практикум по псхологическому консультированию.-Екатеринбург « Деловая книга».-1995.-128с.

  4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

  5. Бондаренко О.Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов //Журнал практического психолога. - 1998. - №7. - С. 54 - 58.

  6. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

  7. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).

  8. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования.-СПб: Питер.-2004.-336с.

  9. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М: Генезис.-2007-128с.(ч.1 и 2)

  10. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи/Пер. с англ. В.П. Чурсина. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 2000. — 432 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 77).

  11. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология.-СПб:Речь.-2001.-352с.

  12. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-288с.

  13. Ліщинська О.А. Практикум з індивідуаль-психологічного консультування для початківців.-К.:НПУ.Перспектива.-1997.-36с.

  14. Мэй P. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

  15. Немов Р.С. Психологическое консультирование . Учебник для студентов вузов.-М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС.-2003.-528с.

  16. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг.-СПб:Речь.-2003.-192с.

  17. Основы возрастно-психологического консультирования. Учебно-методическое пособив для студентов факультетов психологии государственных университетов.-под редакцией А.Г. Лидерса.-изд. Московского университетета.-1991.-82с.

  18. Практика телефонного консультирования. Хрестоматия\ Редактор-составитель А.Н. Моховиков\ 2-е издание М.: Смысл.-2005.- 463с.

  19. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапия. Тексты.\Ред. и сост.Сахакиан У.С., перевод с англ., М.:Апрель пресс., изд.ЭКСМО пресс.-2000.-624с.

  20. Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение.-СПб.:Речь.-2001.-160с.

  21. Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) //Психологический журнал. - 1994. - №5. - Т.15. - С. 44 - 55.

  22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Ком, 1998 - 608 с.

  23. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе //Вопросы психологии. Научный журнал. - 1995. - №4. - С. 49 - 55.

  24. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию.-М.: Ось-89,2003.-273с.

  25. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии.-М.,Воронеж:НПО «Модек»,2005.-325с.




Программа учебной дисциплины разработана преподавателем кафедры прикладной психологии ___________________ Мельник Н.Ю.



Утверждено на заседании кафедры прикладной психологии

«___»____________2009, протокол №___

Зав. кафедрой прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент И.Ю.Василенко_________________

uchebno-metodicheskoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-agronomicheskogo-fakulteta-obuchayushihsya-po-napravleniyu-110400-62-agronomiya.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-prednaznacheno-dlya-zanyatij-v-gruppah-inostrannih-studentov-filologov-izuchayushih-nachalnij-kurs-psihologii-i-pedagogiki-vklyuchennij-stranica-4.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-razrabotano-m-a-pletnevim-d-h-n-professorom-izhevsk-2010.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-razvitie-regionalnoj-sistemi-ocenki-kachestva-obrazovaniya-i-mehanizmov-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-opit-sankt-peterburga.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-rekomendovano-metodicheskoj-komissiej-fakulteta-upravleniya-i-predprinimatelstva-dlya-studentov-nngu-obuchayushihsya-po-napravleniyu-podgotovki-021100-yurisprudenciya-nizhnij-novgorod.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-rekomendovano-metodicheskoj-komissiej-radiofizicheskogo-fakulteta-dlya-studentov-nngu-obuchayushihsya-po-napravleniyam-011800-radiofizika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-mikroevolyuciya-zhne-populyaciya-turali-im-zgergshtk-zhne-tim-ualaushili-top-16-3-top.html
  • grade.bystrickaya.ru/oblastnoj-smotr-konkurs-pokupaem-kaluzhskoe-prohodil-s-1-marta-po-10-dekabrya-2011-goda-konkurs-provodilsya-po-pyati-nominaciyam.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-diplom-o-srednem-professionalnom-obrazovanii-bazovogo-urovnya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-astronomicheskogo-kruzhka-urker-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mestorozhdenie-ceolita-reakciya-organizmov-na-dejstvie-prirodnih-atmosfernih-vzvesej-eksperimentalnoe-issledovanie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polnomochiya-notarialnoj-palati.html
  • credit.bystrickaya.ru/poetomu-istinnie-nositeli-yazika-kulturi-a-eto-v-pervuyu-ochered-poeti-vistupayut-protiv-assimilyacii-i-potomu-podvergayutsya-goneniyam-so-storoni-gosudarstva-i-ego-stavlennikov-lyudej-holopskogo-zvaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-prednaznacheno-dlya-vedeniya-laboratornih-zanyatij-po-fiziologii-v-pedagogicheskih-vuz-yah-recenzenti-s-a-lobanov-dokt-med-nauk-prof-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/garmin-gpsmap-60-rukovodstvo-polzovatelya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mid-rf-vozmushen-prigovorom-priemnim-roditelyam-vani-skorobogatova-7-obrashenie-obshestvennih-organizacij-k-prezidentu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shema-kak-ne-platit-nalog-na-dohodi-v-sluchae-viplati-dividendov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-1-vvedenie-spisok-profilej-napravleniya-podgotovki-bakalavra.html
  • control.bystrickaya.ru/ege-po-russkomu-yaziku-ne-sdali-33-rossijskih-shkolnikov-18-iyunya-v-stenah-loft-proekta-etazhi-startuet-festival.html
  • student.bystrickaya.ru/14hod-vipolneniya-plana-meropriyatij-po-realizacii-koncepcii-mezhregionalnogo-i-prigranichnogo-sotrudnichestvagosudarstv-uchastnikov-sng-do-2009-goda.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhile-plyus-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-igra-v-knige-ne-bivaet-melochej-bivayut-neprochitannie-stranici.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-6-smeta-zatrat-na-proizvodstvo-obshie-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-kursu-ekonomika-energetiki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoricheskie-aspekti-i-sovremennie-tendencii-razvitiya-teorii-denezhno-kreditnoj-politiki.html
  • turn.bystrickaya.ru/plani-razuma-a-a-shevchenko-sriaurobindoamail-ru-v-g-baranova.html
  • institut.bystrickaya.ru/sravnitelnaya-psihologiya-i-zoopsihologiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akushskij-i-ya-troyanovskij-v-m-programmirovanie-na-elektronike-100-dlya-zadach-asutp.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-korovnikov-doktor-yuridicheskih-nauk-otvetstvennij-sekretar-ekspertno-konsultativnogo-soveta-pri-predsedatele-schetnoj-palati-rossijskoj-federacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/development-nedvizhimosti-stranica-7.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-napravlenie-uvedomleniya-o-prinyatom-reshenii-ob-ogranichenii-uslovij-ekspluatacii-gts-v-bassejnovoe-upravlenie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/53-otricatelnie-emocii-kniga-otrazhaet-klinicheskij-opit-avtora-po-provedeniyu-gruppovoj-psihoterapii-i-psihologicheskomu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-2-professionalnoe-hudozhestvennoe-iskusstvo-i-kinoiskusstvo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-laboratornih-zanyatij-dlya-studentov-iii-kursa-lechebnogo-fakulteta-vmf-i-medicinskogo-fakulteta-inostrannih-uchashihsya-na-vi-semestr-2009-2010-uch-goda.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-itogovih-kvalifikacionnih-ekzamenov-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-351400-prikladnaya-informatika-po-oblastyam.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/visshee-professionalnoe-obrazovanie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-finansi-gosudarstva-dlya-napravleniya-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-specializaciya-upravlenie-gosudarstvennimi-i-regionalnimi-finansami-podgotovki-specialista.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priem-na-obuchenie-i-organizaciya-uchebnogo-processa-v-filiale-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/moskva-serebrostolnaya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-teksti-dlya-chteniya-i-uprazhneniya-dlya-uchashihsya-zaochnogo-otdeleniya-if-fgou-spo-katt-irkutsk-2005-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/imennoj-ukazatel-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-doktora-psihologicheskih-nauk-m.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-istorii-drevnego-mira-5-klass-tema-priroda-i-naselenie-drevnej-grecii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.