.RU

Учебно-методический комплекс по информатике наименование дисциплины для специальности




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. АМАНЖОЛОВА


Институт МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ТЕХНИКИ


кафедра Математического моделирования и компьютерных технологий


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по ИНФОРМАТИКЕ


наименование дисциплины


для специальности 050601– Математика


Усть-Каменогорск, 2005

Составитель:

Попова Г.В.,

ст. преподаватель кафедры математического моделирования и компьютерных технологий

УМК обсужден на заседании кафедры математического моделирования и компьютерных технологий

Протокол № от « » 200 г


УМК одобрен на заседании метод. комиссии института математики, физики и техники

Протокол № от « » 200 г


УМК рекомендован к изданию методическим отделом

от « » 200 г .





Аннотация Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика» предназначен для студентов специальности «Математика». Он знакомит студентов с содержанием курса, его актуальностью и необходимостью, политикой курса, с теми навыками и умениями, которые студенты приобретут в процессе обучения. Учебно-методический комплекс является основным источником руководства при изучении дисциплины.


^ Учебно-методический комплекс по информатике для студентов специальности «050601-Математика» /Сост. Попова Г.В. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2005. – 36с.


Восточно-Казахстанский государственный университет

им. С. Аманжолова, 2005

^ I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Syllabus)


  1. Общие сведения:

    1. Название дисциплины Информатика

    2. Кафедра Математического моделирования и компьютерных технологий

    3. Ф.И.О. преподавателя (полностью) Попова Галина Владимировна

    4. Контактная информация: тел., электронный адрес, время пребывания на кафедре понедельник, вторник 8.30- 14.20

    5. Место проведения ВКГУ, 8 корпус

    6. Количество кредитов 3

    7. Выписка из учебного плана




Курс

Сем.

Кредиты

Лекц.

Лаборат.

СРСП

СРС

Всего

Форма

контроля

1

1

3

15

30

45

45

135

экзамен




    1. Пререквизиты курса: школьный курс информатики

    2. Постреквизиты Современные компьютерные технологии, операционные системы и сервисные программы, алгоритмизация и технология программирования, языки программирования

  1. Краткое описание курса:

    1. Цель курса: овладение базовыми понятиями основ информатики, получение представления о тенденциях и перспективах развития современных информационных технологий, ознакомление с функциональными возможностями операционных систем, операционных оболочек, текстовых процессоров, электронных таблиц, баз данных и общей методологией их использования, практическое усвоение современных компьютерных технологий на примере специальных программ.

    2. ^ Задачи курса применительно специальности: в результате изучения дисциплины слушатель должен

    1. ^ Содержание курса: фундаментальные понятия информатики, базовая работа на компьютере, ознакомление с возможностями обработки на компьютере любых типов информации, овладение методами работы с инструментальными средствами Microsoft Office, основные принципы функционирования компьютера.

3. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине



Виды работ

Цель и содержание задания

Рекомендуемая литература

Продолжительность выполнения

Баллы

Форма контроля

Сроки сдачи

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Рубежный контроль:

тестирование по темам «История развития ВТ», «Архитектура», «Информатика, информация»


Проверка знаний, качества усвоения знаний.

[7], [10]

В течение 5 –ой нед.

10


Тест


5

2



Рубежный контроль тестирование по темам «Основы работы в Windows», «Word», «Excel»:

Проверка знаний, качества усвоения знаний.

[1],

[3],


В течение сем.

10




Тест


10


3

Рубежный контроль:

семестровое задание по теме «Алгоритмизация»

Проверка знаний, качества усвоения знаний.

[4],

[6]


В течение сем.

10

Семестровые задания

13


4

Реферат по теме:

№5

№12


Проверка знаний, качества усвоения знаний

[1], [2], [3]

В теч. 3 нед.

3

Защита

7

11


6

Дом. задание

Проверка знаний, качества усвоения знаний

[1], [3], [4]

В течение сем.

6

Проверка, опрос





3.6 Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Симонович С.В. «Информатика». – Санкт-Петербург – 2000 г.

  2. Острейковский В.А. «Информатика».- М.: Высш.шк., 2001г.

  3. Могилев А.В. и др. «Информатика». – Москва.: ACADEMA, 1999 г.

  4. Информатика/ Под ред. Н.В.Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1997

  5. Шафрин Ю. Основы компьютерных технологии / Учебное пособие – М.: ABF, 1997 г.

  6. Фигурнов В.Е. IBM PC для пользователя. – М.: Инфра, 1997 г.

  7. Светозарова Г. В.. «Практикум по программированию на языке Бейсик». – М.: Инфра, 1997г.

  8. Байбурин Е.М., Нугуманова А.Б., Кудинов А.И. Практикум по текстовому редактору WORD / Учебное пособие – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1998г.

  9. Байбурин Е.М., Нугуманова А.Б., Афанасьева И.С. Практикум по электронным таблицам Excel / Учебное пособие – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1998г.

  10. Каленова Б.С. и др. Тестовые задания по информатике– Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ им.С.Аманжолова, 2004г.

  11. Попова Г.В., Сабыржанова А.Т. Операционные системы и сервисные программы// Метод. указания: Изд. ВКГУ.- Усть-Каменогорск 2003г. – 60 с.

  12. http://lib.khsu.ru/245/int0.html (zip)
^ Дополнительная литература:

  1. Ефимова О, Моисеева М., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии/ Примеры и упражнения. – М.: ABF, 1997 г.

  2. Информатика в понятиях и терминах. — М.: Просвещение, 1991.


3.7 Информация по оценке

Рейтинг-шкала

Форма контроля

Баллы

Текущий

30

Рубежный

30

Итоговый

40

Всего:

100


3.8 Шкала и критерии оценивания различных видов работ

Схема оценки знаний студентов по дисциплине

Текущий контроль(30б):

  1. Лекция: посещение занятий – 15 занятий* 0,2 б.= 3 балла

  2. Лабораторное занятие: посещение лабораторного занятия - 30 лаб.* 0,3 балла=9 баллов

  3. Работа на лекционных занятиях: 15 занятий *0,2б.=3 балла

  4. Работа на лабораторных занятиях: 30 занятий *0,2 балла =6 баллов

  5. Подготовка домашнего задания: выполнение практических и теоретических заданий 30 *0,2 балл=6 балла

  6. Подготовка реферата: 2 реферата* 1,5= 3 балла

За оформление – 0,5 балла, за содержания - 0,5 балла, за актуальность 0,5.

Рубежный контроль(30):

  1. Тестирование 2*10 баллов = 20 баллов

  2. Семестровые задания по теме «Алгоритмизация»: 10 баллов

За оформление – 1 балл, за своевременную сдачу – 1 балл, за правильность выполнения – 5 баллов, защита - 3 балла

Итого: 60 баллов



  1. Политика курса:


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

2.1 Тематический план курса

Всего 3 кредита



Наименование темы

Лек

Лаб

СРСП

СРС

1

^ Основные понятия информатики. Цель и задачи курса. Понятия и структуры информационного процесса. Информатика и информация. Свойства информации.

1




1

1

2

^ История развития компьютерной техники и технологий. Классификация ЭВМ.

1




1

1

3

^ Системы счисления. Способы представления числовой и символьной информации. Кодирование числовой информации (прямой, обратный, дополнительный коды). Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

1




1

1

4

Технические и программные средства реализации информационных процессов. Архитектура и принципы работы ЭВМ. Аппаратное обеспечение ЭВМ. Структура компьютера. Вирусы. Антивирусные программы.

2




2

2

5

^ Программное обеспечение ПЭВМ. Издательские системы. Системы управления базами данных. Комплекты офисных приложений. Системы компьютерного проектирования. Интеллектуальные и экспертные системы.

1




1

1

6

Понятие операционных систем (ОС). Работа в среде современных ОС. Основные элементы графического пользовательского интерфейса Windows. Организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды. Программные оболочки. Назначение. Классификация. Возможности. Примеры.

1

4

5

5

7

^ Понятие информационных технологий. Современные компьютерные технологии в среде Windows.

1




1

1

8

^ Текстовый редактор Microsoft Word.

1

8

9

9

9

Электронные таблицы MS Excel. Вычисления в электронных таблицах. Построение графиков и диаграмм

1

10

11

11

10

^ Алгоритмизация и программирование. Модели решения функциональных и вычислительных задач.

2

8

10

10

11

^ Основы и методы защиты информации. Информационная безопасность и ее составляющие Защита от несанкционированного вмешательства в информационные процессы.

1




1

1

12

^ Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии. Общие сведения о сетях, предпосылки и необходимость сетевого взаимодействия компьютеров. Работа в Internet.

2




2

2

Итог

15

30

45

45


^ 2.2 Тезисы лекционных занятий

Лекция №1 Тема: Основные понятия информатики. Цель и задачи курса, понятия и структуры информационного процесса. Информатика и информация. Свойства информации.

Информатика – это комплексная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики.

^ Объектом информатики выступают автоматизированные, осно­ванные на ЭВМ и телекоммуникационной технике, информационные системы (ИС) различного класса и назначения. Информатика изучает все стороны их разработки, проектирования, создания, анализа и ис­пользования на практике.

^ Предметом информатики как новой фундаментальной науки выступает информационный ресурс (ИР) — его сущность, законы функционирования, механиз­мы взаимодействия с другими ресурсами общества и воздействия на социальный прогресс. Информация — это совокупность разно­образных данных, сведений, сообщений, знаний, умений и опыта, необходимых кому-либо. Любой информации присущи определенные свойства, позволяющие ее правильно интерпретировать: достоверность, полнота, ценность, актуальность, ясность и понятность.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неверных решений.

Информация полная, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений, может повлечь ошибки.

Ценность информации зависит от того, какие задачи можно решить с ее помощью.

Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях. Информатика – область научных знаний, связанных с получением, хранением, преобразованием, передачей и использованием информации. Важность изучения информатики связана с тем, что эта наука не только позволяет понять принципы работы и возможности использования ЭВМ, но и дает представление о законах и методах предоставления информации при общении людей и в жизни общества. Сложность обучения связана с быстрым прогрессом технических устройств и программного обеспечения.

Основная литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: 11, 12

Лекция 2 Тема: История развития компьютерной техники и технологий. Классификация ЭВМ.

В 1642 г. франц. Математик и философ Блез Паскаль сконструировал первую суммирующую машину, которая состояла из и восьми движущихся дисков с прорезями и могла суммировать числа до восьми знаков. Начало эры компьютеров связано с именем английского математика Чарльза Бэббиджа, который создал модель универсальной вычислительной машины.

Развитие вычислительной техники принято рассматривать с точки зрения смены поколений компьютеров:

Классификация ЭВМ по назначению – один из наиболее ранних методов классификации, связан с применением компьютеров. По этому принципу различают большие ЭВМ, мини-ЭВМ, микро – ЭВМ и ПК, которые подразделяют на профессиональные и бытовые. К другим видам классификации компьютеров относят классификацию по уровню специализации, классификацию по типоразмерам, классификацию по совместимости, классификацию по типу используемого процессора.

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 8

Дополнительная литература: 11, 12

Лекция 3 Тема: Системы счисления. Способы представления числовой и символьной информации. Кодирование числовой информации (прямой, обратный, дополнительный коды). Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Под системой счисления принято понимать совокупность приемов обозначения (записи) чисел. Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления, т.е. системы, в которых значение каждой цифры в изображении числа зависит от ее положения (позиции) в ряду других чисел, изображающих число.

Базис системы счисления – это последовательность n- мерных ключевых чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту», например: базис двоичной системы счисления – 2n…16, 8, 4, 2, 1 (24, 23, 22, 21, 2о)

восьмеричной 8n …. 512, 64, 8, 1
в общем виде qn = qn,… q3 = q3, q2 = q2, q1 = q, q0 = 1, где q – целое число и q ≠ 1

Число q называют основанием системы.
^ Связь между системами счисления
Алгоритм 1. Для того, чтобы исходное целое число А q заменить равным ему целым числом Вр, необходимо число Аq разделить по правилам - q арифметики на новое основание р . Цифрами искомого числа Вр являются остатки от деления, выписанные так, чтобы последний остаток являлся бы цифрой старшего разряда числа Вр (число р перед делением должно быть записано в системе с основанием q).

Алгоритм 2. Для того, чтобы данное целое число Аq заменить равным ему числом Вр, достаточно цифру старшего разряда числа Аq умножить по правилу р – арифметики на основание q . К полученному произведению прибавить цифру следующего разряда числа Аq . Полученную сумму вновь умножить на по правилам р – арифметики, вновь к полученному произведению прибавить цифру седующего (более младшего) разряда. Так поступают до тех пор, пока не будет прибавлена младшая цифра числа Аq .

Алгоритм рекомендуется при р > q.

Алгоритм 3. Для того, чтобы исходную правильную дробь 0,Аq заменить равной ей правильной дробью 0,Вр , нужно 0, Аq умножить на новое основание р по правилам арифметики, целую часть полученного произведения считать цифрой старшего разряда искомой дроби. Дробную часть полученного произведения вновь умножить на р, целую часть полученного результата считать следующей цифрой искомой дроби. Эти операции продолжать до тех пор, пока дробная часть не окажется равной нулю либо не будет достигнута требуемая точность.

Алгоритм 4. Для того, чтобы исходную правильную дробь 0,Аq заменить равной ей правильной дробью 0,Вр, необходимо цифру младшего разряда дроби 0,Аq разделить на основание р по правилам р – арифметики, к полученному частному прибавить цифру следующего (более старшего) разряда и далее поступать так же, как и с первой взятой цифрой. Эти операции продолжать до тех пор, пока не будет прибавлена цифра старшего разряда искомой дроби. После этого полученную сумму еще раз разделить на р и к результату приписать запятую и нуль целых.

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 8

Дополнительная литература: 11, 12,13

Лекция 4 Тема: Технические и программные средства реализации информационных процессов. Архитектура и принципы работы ЭВМ. Аппаратное обеспечение ЭВМ. Структура компьютера. Вирусы. Антивирусные программы.

^ Электронная вычислительная машина (ЭВМ), компьютер – это совокупность технических устройств и программных продуктов, предназначенных для выполнения различного рода логических, арифметических и аналитических задач.

Архитектура ЭВМ – это абстрактное определение машины в терминах основных функциональных модулей, языка, структур данных, этот термин используется для описания для описания возможностей, предоставляемых ЭВМ.

^ Свойства компьютерных вирусов

Вирус - программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

Классификация вирусов. Признаки появления вирусов. Методы борьбы с вирусами.

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Дополнительная литература: 11

Лекция 5 Тема: Программное обеспечение ПЭВМ. Классификация программного обеспечения. Издательские системы. Системы управления базами данных. Комплекты офисных приложений. Системы компьютерного проектирования. Интеллектуальные и экспертные системы

Для работы компьютера необходим целый набор программ, осуществляющий выполнение требуемых задач - программное обеспечение. Программное обеспечение (ПО) компьютера делят на три класса: системное, инструментальное и прикладное.

Системными называют программы, предназначенные для разработки, отладки и поддержки выполнения других программ. К системным программам относятся операционные системы, сервисные системы и системы технического обслуживания. Сервисные системы расширяют возможности операци­онных систем, выполняют ряд дополнительных услуг и образуют оболочки, утилиты и программы, изменяющие внешний вид и функционирование операционной системы. Системы технического обслуживания предназначены для проверки, отладки и тестирования устройств компьютера и поиска неисправностей. Они используются в работе специалистов, контролирующих техническую работу компьютера.

Инструментальными называют программы, которые используются для создания программного обеспечения. К ним относятся системы программирования, работающие на установленном языке программирования; системы управления базами данных и программы управления искусственным интеллектом.

Прикладными называют программные средства, предназначенные для выполнения конкретных однотипных задач.

Издательские системы. Отличие текстовых процессоров и издательских систем.

Технические средства современного офиса.

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5

Дополнительная литература: 11, 12

Лекция 6 Тема: Понятие операционных систем (ОС). Работа в среде современных ОС. Основные элементы графического пользовательского интерфейса Windows. Организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды. Программные оболочки.

^ Операционная система (ОС) это комплекс взаимо­связанных программ, предназначенных для того, чтобы обеспечить пользователям и программам (прикладным и системным) удобный способ общения (интерфейс) с уст­ройством клавиатуры.

Процесс считывания ОС называется загрузкой. В функции операционной системы входят:

Наиболее распространенными ОС в среде персональных компьютеров являются MS-DOS; MS WINDOWS 95-98, NT фирмы Microsoft; OS/2 фирмы IBM; UNIX; Linux.

^ Операционная система MS-DOS (дисковая операционная система) выполняет подключение оперативной памяти, запуск управляющих программ, драйверов устройств ввода и вывода информации и многое другое.

К основным достоинствам этой ОС относятся: развитый командный язык; возможность организации многоуровневых каталогов; возможность подключения пользователем дополнительных драйверов внешних устройств. DOS является модульной программой.

Операционной программой над DOS является оболочка Norton Command. ^ Операционная оболочка – это программа, расширяющая возможности операционной системы и представляющая пользователю дополнительные услуги по обработке информации.

В настоящее время особое место среди операционных систем занимает операционная система Windows-95/98. Она обладает наибольшей универсальностью, имеет самое широкое распространение и, соответственно, имеет особую поддержку со стороны производителей программного обеспечения.

Операции с файловой структурой

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5

Дополнительная литература: 11

Лекция 7 Тема: Понятие информационных технологий. Современные компьютерные технологии в среде Windows.

Информационные технологии (ИТ) и информационные системы, соотношение между ними. Виды информационных технологий. ИТ обработки данных. Автоматизация офиса. ИТ управления. ИТ поддержки принятия решений.

Возможность использования в одном документе объектов различной природы. (OLE — Object Linking and Embedding).

Внедрение объектов. Связывание объектов. Технологии Point-and-Click, Double Click, Drag-and-Drop, Plug-and-play. Технологии эффективного обмена данными в среде Windows (ClipBoard, OLE, DDE).

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9

Дополнительная литература:11

Лекция 8 Тема: Текстовые процессоры

Текстовый редактор – это программа обработки текста, которая используется для создания новых документов (писем, отчетов, бюллетеней) или изменения уже существующих.

Современные текстовые peдaктоpы (в том числе и редактор Word) иногда называются текстовыми процессорами, пocкoльку содержат очень большое количество функций обработки текста.

Microsoft Word позволяет вводить, редактировать, форматировать и оформлять текст, грамотно размещать его на странице. С помощью этой программы можно вставлять в документ графику, таблицы и диаграммы, а также автоматически исправлять орфографические и грамматические ошибки. Текстовый редактор Word обладает и многими другими возможностями, значительно облегчающими создание и редактирование документов.

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 9

Дополнительная литература: 4,5, 6

Лекция 9 Тема: Электронные таблицы

Вычислительные возможности Microsoft Ехсеl позволяют создавать любые документы, содержащие текстовые и числовые данные, рисунки, диаграммы.

При запуске программы Microsoft Ехсеl появляется рабочая книга. Книга в Microsoft Ехсеl представляет собой файл, используемый для обработки и хранения данных. Листы служат для организации и анализа данных. Одновременно на нескольких листах данные можно вводить, править, производить с ними вычисления. Имена листов находятся на ярлычках, расположенных в нижней части окна книги. Для перехода с одного листа на другой необходимо указать соответствующий ярлычок. Название текущего листа всегда выделено жирным шрифтом. Листы можно переименовывать, вставлять, удалять, перемещать или копировать в пределах одной книги или из одной книги в другую.

Пересечение строк и столбцов образует ячейку. Каждая ячейка имеет свой определенный адрес, который складывается из названия столбца и названия строки. Например, А2, С5, Еl и т.д.

В Microsoft Ехсеl существует понятие текущей ячейки. ^ Текущая ячейка - это ячейка, которая в данный момент способна воспринимать ввод с клавиатуры. Текущая ячейка отображается двумя способами:

-в самой таблице она подсвечена жирной линией, которая называется табличным курсором;

-номер ячейки отображается в строке формул, которая расположена над панелью, содержащей названия столб

Взаимодействие пользователя с программой Microsoft Excel происходит с помощью следующих компонентов: меню приложений; панели инструментов; стоки формул; строки состояния.

Формулы представляют собой последовательность значений, ссылок на ячейки, имен, функций или операторов и вычисляют новое значение на основе существующих. Формула всегда начинается со знака равенства (=).

Возможность использования формул и функций является одним из важнейших свойств табличного процессора. Это, в частности, позволяет проводить статистический анализ числовых значений в таблице.

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 8, 10,

Дополнительная литература: 4,5,11

Лекция 10 Тема: Алгоритмизация и программирование. Модели решения функциональных и вычислительных задач.

Алгоритм — это метод (способ) решения задачи, за­писанный по определенным правилам, обеспечивающим од­нозначность его понимания и механического исполнения при всех значениях исходных данных (из некоторого мно­жества значений).

Или более коротко: алгоритм — это строго опреде­ленная последовательность действий, необходимых для ре­шения данной задачи. Основные свойства алгоритма: дискретность, определенность, результативность, массовость алгоритма. Способы описания алгоритмов: словесно-формульное описание алгоритма, графическое описание алгоритма, способ, использующий псевдокоды, запись алгоритма на одном из языков программирования (Pascal, Basic и т.п.) Алгоритмические структуры: линейные; разветвляющиеся; циклические. Вспомогательные алгоритмы. (Понятие вспомогательного алгоритма. Вычисление значений функции с помощью вспомогательного алгоритма.)

Программа – это упорядоченный список команд, необходимых для решения некоторой задачи. Для создания программ используют те или иные системы программирования.

Под системой программирования понимают совокупность языка программирования и виртуальной машины, обеспечивающей выполнение на реальной машине программ, составленных на этом языке.

^ Языком программирования называют систему обозначений, служащую в целях точного описания алгоритмов для ЭВМ или, по крайней мере, достаточную для автоматического нахождения такого алгоритма. Эти языки являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5

Дополнительная литература: 11, 12

Лекция 11 Тема: Основы и методы защиты информации. Информационная безопасность и ее составляющие Защита от несанкционированного вмешательства в информационные процессы.

Защита информации методами криптографического преобразования заключается в изменении ее составных частей (слов, букв, слогов, цифр) с помощью специальных алгоритмов либо аппаратных решений и кодов ключей, то есть в приведении ее к неявному виду (шифрование). Для ознакомления с шифрованной информацией применяется обратный процесс - дешифрование (расшифровка).

Использование криптографии - один из распространенных методов, значительно повышающих безопасность передачи данных в сетях ЭВМ, данных, хранящихся в удаленных устройствах памяти, и при обмене информацией между удаленными объектами. Для преобразования (шифрования) обычно используется некоторый алгоритм или устройство, реализующее заданный алгоритм, которые могут быть известны широкому кругу лиц. В настоящее время некоторые методы шифрования хорошо проработаны и являются классическими. Множество современных методов защитных преобразований можно классифицировать на четыре большие группы: перестановки, замены (подстановки), аддитивные и комбинированные методы.

Методы перестановки и подстановки обычно характеризуются короткой длиной ключа, а надежность их защиты определяется сложностью алгоритмов преобразования. Аддитивным методам присущи простые алгоритмы преобразования, а их криптостойкость основана на увеличении длины ключа.

Все перечисленные методы относятся к симметричному шифрованию. В симметричных криптоалгоритмах для зашифровки и расшифровки сообщения используется один и тот же блок информации - ключ, который должен храниться в тайне и передаваться способом, исключающим его перехват. Шифрование методами перестановки и замены (подстановки)

Контрольные вопросы:

  1. Что такое криптография

  2. Перечислите криптографические методы защиты информации

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5

Дополнительная литература: 11, 12

Лекция 12 Тема: Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии. Общие сведения о сетях, предпосылки и необходимость сетевого взаимодействия компьютеров. Работа в Internet.

Вычислительная сеть – сложная система программных и аппаратных компонентов, взаимосвязанных друг с другом. Среди аппаратных средств можно выделить компьютеры и коммуникационное оборудование. Программные компоненты: операционные системы и сетевые приложения.

Все устройства, подключенные к сети можно разделить на 3 группы: рабочие станции, серверы сети, коммуникационные узлы. Серверы сети по выполняемым функциям делятся на файловый сервер, сервер баз данных, сервер прикладных программ, коммуникационный сервер, сервер доступа, факс-сервер, сервер резервного копирования данных. Коммуникационные узлы: повторители, коммутаторы (мосты), маршрутизаторы, шлюзы.

Основные требования, предъявляемые сети: производительность, надежность, управляемость, расширяемость, прозрачность.

Классификация вычислительной сети:

По масштабу сети рабочих групп, сети отделов, сети кампусов, корпоративные сети.

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 12

Дополнительная литература: 11, 12

^ 2.3 Планы семинарских занятий

По плану не предусмотрено

2.4 Планы лабораторных занятий

Лабораторная работа №1 «Операционные системы»

Основные вопросы:

  1. Дайте определение операционной системы?

  2. Основные классы ОС.

  3. Какие компоненты должна содержать операционная система?

  4. Какие ОС могут быть использованы при организации работы ПК?

  5. Перечислите основные функции ОС.

  6. Что такое операционная оболочка?

  7. Назовите основные элементы стандартного окна Windows.
Задания:
Выполнить в ОС MS-DOS

  1. Создать на диске А (если нет дискеты, то в корневом каталоге диска С) учебный каталог.

  2. Скопировать в него несколько файлов из каталога ТР7.

  3. Создать в своем каталоге текстовый файл, отредактировать его и распечатать или показать преподавателю.

  4. Переименовать несколько одиночных файлов, группу файлов из вашего каталога.

  5. Создать в вашем каталоге подкаталог.

  6. Переместить несколько файлов из вашего каталога в подкаталог.

  7. Высветить на экране полное содержание каталога.

  8. Упорядочить каталог по алфавиту.(Nаmе)

  9. Определить количество файлов в каталоге, начинающихся на букву "А".

  10. Отобразить на экране дерево каталогов.(Tree)

  11. Отобразить на экране информацию о диске.(Info)

  12. Определить объем вашего каталога.(Quick View)

  13. Установить на экране текущее время.

  14. Удалить несколько одиночных файлов, группу файлов из вашего подкаталога.

  15. Удалить ваш каталог.

Выполнить в ОСWindows

  1. Создайте папку с вашей фамилией в директории WINDOWS\TEMP

  2. Создайте текстовый файл в созданной директории

  3. Создайте и поместите на рабочий стол ярлык для перехода в созданную Вами папку ярлык для созданного Вами текстового файла

  4. Подберите на ваше усмотрение новые значки для созданных Вами ярлыков

  5. Поместите созданные ярлыки в меню Пуск  Программы

  6. Измените параметры регистрации созданного Вами файла таким образом, чтобы он открывался с помощью программы WORD

  7. Установите атрибуты Вашего файла – Только чтение

  8. После отчёта у преподавателя удалите все созданные Вами файлы и папки, а также удалите их из меню Пуск  Программы

Методические рекомендации приведены в [11].

Лабораторная работа №2 «Знакомство с текстовым процессором Microsoft Word»
Задания к лабораторной работе и методические рекомендации к выполнению приводятся в учебном пособии [9]
Основная литература: 9

Дополнительная литература: 11,12.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel»
^ Задания к лабораторной работе и методические рекомендации к выполнению приводятся в учебном пособии [10]
Основная литература: 10

Дополнительная литература: 11,12.

Лабораторная работа №4 «Алгоритмизация и программирование»
^ Задания к лабораторной работе и методические рекомендации к их выполнению приводятся в [7] на стр.132 Основная литература: 7
Дополнительная литература: 1,3.

^ 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы

студентов под руководством преподавателя

Тема 1: Основные понятия информатики. Цель и задачи курса, понятия и структуры информационного процесса. Информатика и информация. Свойства информации.

Форма проведения – семинарское занятие

  1. Каков объект и предмет исследования информатики?

  2. Расскажите о целях и задачах информатики.

  3. Что общего и в чем различие информатики и

  4. Какие определения информатики Вы знаете?

  5. Как появился термин «информатика»?, «кибернетика»?

  6. Какое место занимает информатика в системе наук?

  7. Какова структура современной информатики? Из каких частей и разделов она состоит?

  8. Дайте определение и развернутую характеристику термина «информация»?

  9. Перечислите основные свойства информации?

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 11

Тема 2: История развития компьютерной техники и технологий. Классификация ЭВМ.

Форма проведения – семинарское занятие

  1. Перечислите основные этапы развития вычислительной техники?

  2. Сформулируйте, в чем заключается принципиальное значение вычислительных инструментов, предложенных Паскалем, Бэббиджем?

  3. Перечислите принципы функционирования ПК, сформулированные Джоном фон Нейманом?

  4. Перечислите основные функциональные характеристики персональных компьютеров?

  5. Охарактеризуйте изменение элементной базы компьютеров при смене их поколений?

  6. Какие виды классификации ЭВМ вы знаете? Дайте классификацию ЭВМ.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 12, 13, 14

Тема 3: Системы счисления. Способы представления числовой и символьной информации. Кодирование числовой информации (прямой, обратный, дополнительный коды). Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Форма проведения – практическое занятие

        1. Дайте классификацию систем счисления

        2. Что такое основание, базис системы счисления

        3. Какие алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую вы знаете?

Задание: Переведите число 256 из десятичной системы во все вам известные системы счисления.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 8

Тема 4: Технические и программные средства реализации информационных процессов. Архитектура и принципы работы ЭВМ. Аппаратное обеспечение ЭВМ. Структура компьютера. Вирусы. Антивирусные программы.

^ Форма проведения – тестирование по темам: «История развития вычислительной техники». «Информатика и информация». «Архитектура ПК».[10]

Рекомендуемая литература: 1, 2, 4, 8

Тема 5: Программное обеспечение ПЭВМ. Классификация программного обеспечения. Издательские системы. Системы управления базами данных. Комплекты офисных приложений. Системы компьютерного проектирования. Интеллектуальные и экспертные системы

Форма проведения – семинарское занятие

  1. Что такое программное обеспечение?

  2. Перечислите основные классы ПО, поясните их назначение?

  3. Для чего необходимы сервисные программы?

  4. Какие программы называют инструментальными, а какие прикладными?

  5. Что относится к прикладным программам?

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 11

Тема 6: Понятие операционных систем (ОС). Работа в среде современных ОС. Основные элементы графического пользовательского интерфейса Windows. Организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды. Программные оболочки.

^ Форма проведения – лабораторное занятие.

Выполнить в ОС Windows. (Предложить разные пути выполнения заданий)

Вариант 1

  1. Создайте личную папку на рабочем столе, присвоив ей уникальное имя (например, Студент 1)

  2. Скопируйте папку Студент 1 в папку Мои документы.

  3. Удалите с рабочего стола папку Студент 1.

  4. Скопировать все свои файлы (папки), которые создали в процессе работы с ОС WINDOWS-98 в папку Студент 1.

  5. Скопировать с дискеты файл Контрольное задание, Восхождение в папку Студент 1.

  6. Определить, какие пиктограммы расположены на рабочем столе компьютера: (папки, системные папки, файлы, ярлыки).

  7. Как упорядочить файлы и папки на рабочем столе по типу?

  8. Расположить панель задач справой стороны рабочего стола.

  9. Как поменять заставку экрана рабочего стола?

  10. Как просмотреть настройку работы мышки?

  11. Создайте ярлык на рабочем столе для работы с папкой Студент 1.

  12. Как выделить все файлы в папке Студент 1?

  13. Как снять такое выделение?

  14. Как выделить два только файла в папке Студент 1?

  15. Создайте новый файл с именем Повторение в блокноте, сохранить файл Повторение в папке Студент 1.

  16. Определите свойства вашей папки Студент 1 (тип, размещение, размер, что содержит, когда папка была создана).

  17. Как определить, сколько занято и свободно ёмкости памяти на дискете? (через свойства)

  18. Как определить, сколько занято и свободно ёмкости памяти на жестком диске (винчестере)? (через свойства)

  19. Определите общую ёмкость вашего жесткого диска? (через свойства)

  20. Определите тип компьютера, объем оперативной памяти (ОЗУ)? (через свойства)

  21. Найдите ярлык калькулятора и скопируйте его в папку Студент 1. (через поиск).

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11

Тема 7: Понятие информационных технологий. Современные компьютерные технологии в среде Windows.

^ Форма проведения – лабораторное занятие

Пробное тестирование по теме «Основы работы в Windows» [10]

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9

Дополнительная литература:11

Тема 8: Текстовые процессоры

^ Форма проведения – лабораторное занятие.

Задания:

1. Создание шаблонов или форм: создать форму с использованием текстового поля для проведения анкетирования учащихся по таблице:

Вопросы

Поля формы (текстовое поле)

2. Создать форму для проведения тестирования по информатике с использованием поля со списком:

Вопросы

Варианты ответов (поле со списком)

3. Подготовка к тестированию по темам «Клавиатурные аналоги Word» - 59 вопросов, «Word» - 75 вопросов.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 9,10

Тема 9: Электронные таблицы

^ Форма проведения – лабораторное занятие.

Задание:

Логические функции и построение графиков (электронный вариант)

Вариант задания

Функция

Условие

Исходные данные

Диапазон и шаг изменения аргумента

1



1 t 2

t<1

t>2

А=-0,5

В=2



2



X<1,3

X=1,3

x>1,3

А=1,5



Тестирование по разделам Windows, Word, Excel

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 8, 10, 11

Тема 10: Алгоритмизация и программирование. Модели решения функциональных и вычислительных задач.

Форма проведения – лабораторное занятие

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 11, 12

Задания: (Реализовать на языке программирования Бейсик или Паскаль)

  1. Для матриц А(3,4), В(4,5) и С(5,6) вычислить характеристику L=. Применить процедуры для создания и вывода матрицы, а функцию- для вычисления L.

  2. Для матриц А(6,6), В(8,8) и С(5,5) вычислить след (сумму элементов главной диагонали). Применить процедуры для создания и вывода матрицы, а функцию- для вычисления следа

  3. Вычислить число сочетаний с= , n>m. Применить функцию для вычисления факториала.

  4. Вычислить у= . Применить функцию для вычисления степени.

  5. Вычислить у= 5*. Применить функцию для вычисления степени.

  6. Даны векторы А(10) и В(20). Вычислить математическое ожидание М = . Применить процедуры для ввода и вывода вектора, а функцию- для вычисления М.

  7. Даны векторы А(15) и В(20). Вычислить дисперсию D = , где .- среднее значение.


Семестровые задания и методические рекомендации к их выполнению приведены в [11] стр. 131

Тема 11: Основы и методы защиты информации.

Информационная безопасность и ее составляющие Защита от

несанкционированного вмешательства в информационные процессы.

^ Форма проведения – семинарское занятие

  1. Что такое криптография

  2. Перечислите криптографические методы защиты информации

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 11, 12

Тема 12: Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии. Общие сведения о сетях, предпосылки и необходимость сетевого взаимодействия компьютеров. Работа в Internet.

Форма занятия – лабораторная работа

Работа в Интернет. Поиск материалов по специальности

Рекомендуемая литература: 1, 3, 12

^ Методические рекомендации: В ходе изучения дисциплины каждый студент получает индивидуальные задания, которые охватывают основные разделы курса и позволяют выяснить, насколько хорошо усвоены теоретические положения и может ли студент применять их для решения практических зада. Каждое задание должно быть выполнено на листах формата А4 и на дискете, на титульном листе указывается специальность, курс, группа, фамилия и имя студента, номер варианта и дата сдачи работы.

^ 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов

Тема 1: Основные понятия информатики. Цель и задачи курса, понятия и структуры информационного процесса. Информатика и информация. Свойства информации.

Подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Какое место занимает информатика в системе наук?

  2. Какова структура современной информатики? Из каких частей и разделов она состоит?

  3. Дайте определение и развернутую характеристику термина «информация»?

  4. Перечислите основные свойства информации?

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 11

Тема 2: История развития компьютерной техники и технологий. Классификация ЭВМ.

Подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Перечислите основные этапы развития вычислительной техники?

  2. Сформулируйте, в чем заключается принципиальное значение вычислительных инструментов, предложенных Паскалем, Бэббиджем?

  3. Перечислите принципы функционирования ПК, сформулированные Джоном фон Нейманом?

  4. Перечислите основные функциональные характеристики персональных компьютеров?

  5. Охарактеризуйте изменение элементной базы компьютеров при смене их поколений?

  6. Какие виды классификации ЭВМ вы знаете? Дайте классификацию ЭВМ.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 12

Тема 3: Системы счисления. Способы представления числовой и символьной информации. Кодирование числовой информации (прямой, обратный, дополнительный коды). Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

  1. Запишите в десятичной системе следующие двоичные числа:

1001012 0110112 1100102

  1. Запишите в восьмеричной и шестнадцатеричной системах двоичные числа:

101 110 100 0102 = ?8 101 110, 01112 = ?8 10111,1012 = ?16

  1. Запишите в двоичной системе числа:

1738 12,358 2A93C16 128BF16

  1. Переведите в двоичную систему десятичные числа:

21 173 0,375 0,625 13,5 105,875

  1. Переведите в восьмеричную систему десятичные числа:

21 173 0,375 0,625 13,5 105,875

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 8

Тема 4: Технические и программные средства реализации информационных процессов. Архитектура и принципы работы ЭВМ. Аппаратное обеспечение ЭВМ. Структура компьютера. Вирусы. Антивирусные программы.

Задание: Выписать функциональные характеристики компьютера.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 4, 8

Тема 5: Программное обеспечение ПЭВМ. Классификация программного обеспечения. Издательские системы. Системы управления базами данных. Комплекты офисных приложений. Системы компьютерного проектирования. Интеллектуальные и экспертные системы.

Подготовить реферативное сообщение: см. п.2.7

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 11

Тема 6: Понятие операционных систем (ОС). Работа в среде современных ОС. Основные элементы графического пользовательского интерфейса Windows. Организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды. Программные оболочки.

Подготовить ответы на следующие вопросы

  1. Дайте определение операционной системы?

  2. Основные классы ОС.

  3. Какие компоненты должна содержать операционная система?

  4. Какие ОС могут быть использованы при организации работы ПК?

  5. Перечислите основные функции ОС.

  6. Что такое операционная оболочка?

  7. Назовите основные элементы стандартного окна Windows.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11

Тема 7: Понятие информационных технологий. Современные компьютерные технологии в среде Windows.

Подготовить реферативное сообщение: см. п.2.7

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11

Дополнительная литература:11

Тема 8: Текстовые процессоры

Задание: Верстка газетной страницы (как итоговая, контрольная работа по Word) – электронный вариант или распечатка.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 9,10

Тема 9: Электронные таблицы

Задания:

а) Определить значение логического выражения:

=И(ИЛИ(С3>8;НЕ(D2+46));НЕ(C3+D2/2<12))

при a) C3: -5; D2: 4 б) C3: 6; D2: -2  

б) Протабулировать функцию, построить график функции:





в) Создать документ (для принятия решения использовать функцию если)

Фамилия И.О.

студента

Экзаменационные оценки

Решение

Математика

Физика

История

Ахметов А.С.

4

5

5

=если(…

……











Варианты решения:

-если средний балл равен 5, то ПОВЫШЕННАЯ СТИПЕНДИЯ;

-если средний балл меньше или равен 4, то СТИПЕНДИЯ БЕЗ НАДБАВКИ;

-если средний балл меньше 4, то НЕ ВЫПЛАЧИВАТЬ СТИПЕНДИЮ;

Использовать функцию СЕГОДНЯ.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 8, 10, 11

Тема 10: Алгоритмизация и программирование. Модели решения функциональных и вычислительных задач.

Задание 1. Пусть С- одномерный массив состоящий из n элементов заполните двумерный массив Gc(n,n)



,где n=5 С заполните случайным образом целыми числами.

Задание 2. Вычислить

,

где x,y- одномерные массивы с размерностью n заполненные случайным образом b- двумерный массив размерностью m заполненные случайным образом

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 11, 12

Тема 11: Основы и методы защиты информации. Информационная безопасность и ее составляющие Защита от несанкционированного вмешательства в информационные процессы.

Подготовить ответы на следующие вопросы

  1. Что такое криптография

  2. Основные методы защиты информации

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 11, 12

Тема 12: Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии. Общие сведения о сетях, предпосылки и необходимость сетевого взаимодействия компьютеров. Работа в Internet.

Подготовить ответы на следующие вопросы

  1. Понятие вычислительной сети.

  2. Какие устройства необходимы для подключения к сети?

  3. Какие основные требования предъявляют к сети?

  4. Дайте классификацию сети

  5. В чем отличие глобальных сетей от локальных?

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 12

Методические рекомендации: В ходе изучения дисциплины каждый студент получает индивидуальные задания, которые охватывают основные разделы курса и позволяют выяснить, насколько хорошо усвоены теоретические положения и может ли студент применять их для решения практических зада. Каждое задание должно быть выполнено на листах формата А4 и на дискете, на титульном листе указывается специальность, курс, группа, фамилия и имя студента, номер варианта и дата сдачи работы.

^ 2.7 Тематика письменных работ по курсу

Тематика рефератов:

  1. Особенности экспертных систем.

  2. Интеллектуальные пакеты

  3. Основные функции администратора баз данных

  4. Обеспечение целостности данных

  5. Общие сведения о моделях искусственного интеллекта

  6. Проблемы робототехники

Рекомендуемая литература [2], [4]

Методические рекомендации: Реферативные сообщения: должны быть представлены в указанный срок на листах формата А4, объемом около 10 листов, шрифт Times New Roman 14, межстрочный интервал 1,5.

Поля: верхнее – 1,5 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см. Структура реферативного сообщения: титульный лист, ключевые слова, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы.

^ 2.8 Тестовые задания для самоконтроля

1. Результатом формулы в ячейке получилось значение 7,933372. Но вам достаточно 2-х знаков после запятой. Ваши действия:

A) измените количество десятичных знаков в формате ячейки

B) попробуете еще раз набрать формулу

C) уменьшите ширину столбца

D) вы не сможете ничего сделать

E) будете работать дальше, хотя это затруднит вашу работу

2. 4 студента получили следующие рейтинговые баллы по предмету: 6,7; 8,9; 9,5; 7,2 в ячейках А1,…,А4. Чему равно значение функции СЧЕТЕСЛИ (А1:А4; “>=7,3”):

A) 4 B) 1 C) 0 D) 2 E) 3

  1. 4 студента получили рейтинговые баллы по предмету: 6,7; 8,9; 9,5; 7,2 в ячейках А1,…,А4. Чему равно значение функции СЧЕТ(А1:А4):

  1. 4 B)1 C)0 D)2 E)3

  1. Какая функция располагает большим числом аргументов:

  1. СЧЕТ

  2. СРЗНАЧ

  3. СЧЕТЕСЛИ

  4. СУММ

  5. КОРЕНЬ

  1. Как в ячейку ввести дату, автоматически обновляющую значение:

  1. установить формат даты для ячейки и написать текущую дату

  2. ввести функцию =Сегодня ()

  3. ввести функцию =Дата ()

  4. командой Вставка, Дата

  5. командой Сервис, Обновление дат

6. По стадии обработки информация подразделяется на:

А) Переменную и постоянную;

В) Текстовую и графическую;

С) Первичную, вторичную, промежуточную и результатную;

D) Входную, выходную, внутреннюю и внешнюю;

Е) Плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную

7. Процессор компьютера предназначен:

А) для кратковременного хранения программы

В) для постоянного хранения обрабатываемых данных

С) для кратковременного хранения обрабатываемых данных и программ

D) для выполнения. обработки данных в соответствии с программой

Е) все ответы правильные

8. Для запуска программы в системе Windows 98 необходимо:

А) все ответы правильные

В) выбрать в основном меню пункт ПРОГРАММЫ (Programs) и найти необходимую программу

С) щелкнуть на значке документа, связанного с данной программой

D) с помощью ПРОВОДНИКА (Explorer) найти соответствующий программный файл

Е) выбрать в контекстном меню пункт СОЗДАТЬ и найти необходимую программу

9. Какая из следующих операций входит в редактирование структуры таблиц:

А) Добавление заданного количества строк;

В) Добавление заданного количества столбцов;

С) Слияние выделенных ячеек;

D) Разбиение выделенных ячеек;

Е) Все ответы правильные;

10. Что происходит при нажатии клавиши END?

А) Курсор перемещается в конец текущей страницы

В) Курсор перемещается в конец текущей строки

С) Курсор перемещается в конец текста

D) Происходит закрытие текущего документа

Е) Все ответы правильные

11. Как нормально завершить работу Windows 98:

А) комбинацией клавиш: Ctrl+Alt+Del

В) с помощью пункта Главного меню - Завершение работы

С) клавишей Briak или Esc

D) с помощью пункта Главного меню - STOP

Е) комбинацией клавиш: Ctrl+Shift+Del

12. Какая из перечисленных программ является графическим редактором

А) Microsoft Word В) CorelDraw С) Corel Venture

D) DoctorWeb Е) Far

13. Команды меню ОКНО позволяют управлять:

А) окнами запущенных приложений WINDOWS.

В) окнами запросов.

С) диалоговыми окнами .

D) окнами открытых документов.

Е) «Среди предьявленных ответов нет правильного.»

14. Чтобы записать документ (ТЕХТ.DOC) на дискету, надо выбрать из меню «Файл» следующий пункт:

А) Переписать

В) Сохранить как...

С) Сохранить

D) Записать...

Е)Среди предъявленных ответов нет правильного

15. В MS Word укажите какая команда меню 'Сервис' позволяет поместить нужные кнопки на панель управления:

А) Настройка В) Параметры С) Автозамена

D) Макрос Е) Исправления

16. Какой фирмой была разработана система Windows?

А) Sun Microsistem В) Microsoft С) Apple

D) МасСой E) Borland

17. Основные устройства компьютера: основная память, внешняя(дисковая) память, устройства ввода/вывода. Добавьте еще одно устройство:

А) процессор В) ксерокс С) факсимильное устройство

D) трансивер Е) сканер

18.Создать новый документ:

^ А) ФАЙЛ, ОТКРЫТЬ

В) ФАЙЛ, СОЗДАТЬ

С) ВИД, ОБЫЧНЫЙ

D) ОКНО, НОВОЕ

Е) Нет правильного ответа

19. Какое устройство служит для подключения к сети Интернет?

А) Сканер

В) Дисковод

С) Модем

D) Принтер

Е) Системный блок

20. Что происходит при нажатии клавиши HOME?

А) Курсор перемещается в начало текущей строки

В) Курсор перемещается в начало текущей страницы

С) Курсор перемещается в начало текста

D) Происходит загрузка нового документа

Е) Все ответы правильные

Ключи правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

A

D

A

C

B

C

D

B

E

B




11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

B

B

D

B

A

B

A

B

C

A

^ 2.9 Экзаменационные вопросы по курсу

  1. Информация, свойства информации. Информатика, как наука

  2. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ, их программное обеспечение.

  3. Информационные ресурсы общества.

  4. Аппаратные характеристики современной ПЭВМ.

  5. Архитектура и функционирование персональных компьютеров.

  6. Структура и принципы работы ЭВМ. (Принципы Фон-Неймана, организация оперативной памяти ЭВМ, представление информации в ЭВМ)

  7. Виды информации по форме представления.

  8. Системы исчисления.

  9. Единицы измерения информации.

  10. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.

  11. История развития операционных систем. Назначение и функции ОС.

  12. Структура программного обеспечения ПЭВМ.

  13. Представление информации в ЭВМ. Файловая система.

  14. Основные элементы графического пользовательского интерфейса Windows

  15. Классификация программного обеспечения, назначение программ, примеры.

  16. Основы методологии работы с текстовыми редакторами и электронными таблицами.

  17. БД.Информационное и техническое обеспечение БД.

  18. Вирусы. Антивирусные программы.

  19. Технологии обмена данными между программами в среде Windows.

  20. Понятие файла. Спецификация файла. Группа файлов. Логическая структура диска.

  21. Технология работы в электронных таблицах. Виды функций, существующие в Excel.

  22. Понятие СУБД. Технология работы с СУБД

  23. Технология работы в текстовых процессорах

  24. Интуитивное понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Понятие об исполнителе алгоритма.

  25. Базовые структуры алгоритмов. Компьютер, как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

  26. Средства записи алгоритмов

  27. Вспомогательные алгоритмы

  28. Глобальные и локальные вычислительные сети.

  29. Криптографические методы защиты информации.

  30. Поиск информации в Internet.

  31. Правила сложения и умножение двоичных чисел.

  32. Классификация программного обеспечения.

  33. Команды работы с файлами в MS-DOS.

  34. Команды работы с каталогами в MS-DOS.

  35. Назначение программы Проводник.

  36. Перечислите основные функции NC.

  37. Сравнительная характеристика работы в MS-DOS, NC и Windows.

  38. Понятия текущий диск и текущий каталог.

  39. Основные типы данных, используемые в Excel.

  40. Основные объекты в Excel.

  41. Линейный алгоритм.

  42. Алгоритмизация. Типы алгоритмов.

  43. Разветвлённый алгоритм.

  44. Алгоритмы циклов.

  45. Классификация языков программирования.

  46. Структурированные языки программирования.

  47. Объектно- ориентированные языки программирования.

  48. Методы защиты от вирусов

  49. Признаки появления вирусов

  50. Классификация ИПС


vneshekonombank-pojmal-rinok-za-hvost-ekonomika.html
vneshne-vistupaet-kak-ekonomicheskoe-sovsem-ne-yavlyayas-takovim-vtoraya-redakciya-v-polnoj-versii.html
vneshnee-okruzhenie-inklyuzivnogo-podhoda-k-obrazovaniyu-obshestvennij-doklad.html
vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-chast-11.html
vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-chast-6.html
vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-tatarstan-osnovnie-tendencii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-lestnica-v-nebo-zahariya-sitchin.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prikaz-minzdrava-rf-ot-19-avgusta-1997-g-n-249-o-nomenklature-specialnostej-srednego-medicinskogo-i-farmacevticheskogo-personala-s-izmeneniyami-ot-19-yanvarya-1999-g-6-fevralya-2001-g-stranica-11.html
  • essay.bystrickaya.ru/chislennost-arbitrazhnih-upravlyayushih-chlenov-sro-124-spisok-arbitrazhnih-upravlyayushih-yavlyayushihsya-chlenami-samoreguliruemih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-i-praktika-finansovih-krizisov-dlya-specializacii-080105-65-finansi-i-kredit-podgotovki-specialista-avtor-programmi-k-e-n-docent-v-k-shpringel.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-edinogo-rossijskogo-gosudarstva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnij-material-k-glave-25-pue-1-elektroprovodki-oblast-primeneniya-opredeleniya.html
  • control.bystrickaya.ru/bugaev-a-f-globalnaya-ekologiya-stranica-33.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogo-ekz--74-protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-po-zaprosu-kotirovok.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-prochie-aktivi-kommercheskogo-banka-strategiya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zagolovok-perspektivi-perehodnih-ekonomik-v-2009-godu-2-chasti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shamanizm-arhaicheskie-tehniki-ekstaza.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tamarin-a-00-fn-m-mdniyatne-gomumi-msllre-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razvitie-zhizni-na-zemle.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zheltaya-kniga-posobie-dlya-nachinayushih-sostavlennoe-na-osnove-ucheniya-g-p-grabovogo-stranica-6.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-obshestvennoe-zdorove-i-zdravoohranenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-nauki-o-rezanii-drevesini.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tele-radiomonitoring-telekanal-yamal-programma-vremya-yamala-v-ramkah-realizacii-megaproekta-02012010.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-silvestrova-kommentarij-i-ukazatel-a-e-haritonovicha-izdatelstvo-ivana-limbaha-sankt-peterburg-10-11.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-kursovomu-proektirovaniyu-po-kursu-issledovanie-sistem-upravleniya-kafedra-informacionnih-tehnologij-v-ekonomike-i-biznese-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/iv-svedeniya-o-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-emitenta-a-h-gilemyanov-glavnij-buhgalter.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dg-lourens-rabota-vipolnena-v-ramkah-programmi-russkij-yazik-kultura-istoriya-moskva-izdatelstvo-flinta.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-e-efremova-informaciya-o-spiske-predmetov-kotorie-vibrali-uchashiesya-11-klassa-dlya-sdachi-za-kurs-srednej-polnoj-shkoli-v-forme-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-ege-v-2012-godu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-12-16.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-telepatiya-v-loshadinom-yazike-razgovor-s-loshadyu-izuchenie-obsheniya-cheloveka-i-loshadi-genri-blejk.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ix-obespechenie-dejstvij-formirovanij-metodicheskie-rekomendacii-po-primeneniyu-i-dejstviyam-neshtatnih-avarijno-spasatelnih.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-3-tehnologiya-i-organizaciya-remonta-pri-servisnom-soprovozhdenii.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-dlya-uglublennogo-izucheniya-voprosov-prava-osnovi-pravovedeniya-v-10-11-h-klassah-obsheobrazovatelnih-shkol-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sborka-i-teo-personalnogo-kompyutera.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-rimskoj-zhizni-vse-chem-mozhno-razvlechsya-v-gorode-ot-muzeev-do-magazinov-www-italycyberguide-com-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/planirovanie-obshaemsya-lichno-slushaem-zadaem-voprosi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/robert-anton-uilson-stranica-16.html
  • university.bystrickaya.ru/forma-anketi-uchastnika-razmesheniya-zakaza-penzenskij-kolledzh-upravleniya-i-promishlennih-tehnologij-ime-dbasulina.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihodiagnosticheskie-tablici-programma-korrekcionnoj-raboti.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vekselya-i-operacii-s-nimi-chast-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/kanali-vliyaniya-vneshnih-faktorov-na-monetarnuyu-sferu-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.