.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление техническими системами» для студентов 4 курса специальности: 190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» (СМ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)



УТВЕРЖДЕНО:


Проректором по учебно-методической работе - директором РОАТ

«_25___» ____01_______2011г.




Кафедра «Железнодорожный путь, машины и оборудование»


Автор: кандидат технических наук, доцент Турбин А.Н.


Учебно-методический комплекс по дисциплине


^ «УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ»


для студентов 4 курса


специальности: 190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» (СМ)



Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии


Протокол № 2

« 20» « 01» 2011г.


Утверждено на заседании кафедры


Протокол № 5


« 13 » января 2011 г.




Москва 2011


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)


СОГЛАСОВАНО:


Выпускающая кафедра:

«Железнодорожный путь, машины

и оборудование»


УТВЕРЖДЕНО:


Проректором по учебно-методической работе-

директором РОАТ


«_25___» ______01____________2011г.


Кафедра «Железнодорожный путь, машины и оборудование»


Автор: кандидат технических наук, доцент Турбин А.Н.


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ»


для студентов 4 курса


специальности: 190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» (СМ)



Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии

Протокол № 2

« 20 « 01» 2011 г.


Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 5


« 13 » января 2011 г.




Москва 2011


^ 1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель учебной дисциплины состоит в том, чтобы на основе изу­чения теории автоматического управления, принципа действия, кон­структивных особенностей и области применения устройств авто­матики, методов их построения, эксплуатации и ремонта студент научился проектировать, внедрять и эксплуатировать системы ав­томатического управления применительно к строительно-путевым и погрузочно-разгрузочным машинам и оборудованию.

^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину, студент должен:

2.1. Знать:

2.2. Уметь:

2.3. Иметь представление:

^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Вид учебной работы

Всего часов

Курс - 4

Общая трудоемкость дисциплины

102




Аудиторные занятия:

16




лекции

8




лабораторный практикум

8




Самостоятельная работа:

56




контрольная работа

30

2

Вид итогового контроля




Зачет и экзамен



^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел дисциплины

Лекции, ч

Лабораторный практикум, ч


1


2

3

4

5


6

Введение

Основные понятия, определения и характеристики систем автоматического управления, регулирования и контроля (защиты)

Основы теории автоматического управления

Системы телемеханики и передачи данных

Элементы и устройства САУ

Автоматизация подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин

Управление манипуляторами и роботами

0,5

1


1,5

0,5

2

2


0,5


4

4




Всего

8

8


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины


Введение


Управление техническими системами—объективная необходи­мость научно-технического прогресса. Краткий исторический об­зор развития автоматизации управления техническими системами в нашей стране и за рубежом. Основные направления и перспекти­вы развития систем автоматизации путевых, подъемно-транспорт­ных, строительных и дорожных машин и оборудования. Роботиза­ция и гибкие автоматизированные производства в строительстве. Экономическая эффективность применения автоматизированных систем и средств автоматики. Задачи дисциплины и ее связь с дру­гими дисциплинами специальности.


^ Раздел 1. Основные понятия, определения

и характеристики систем автоматического управления,

регулирования и контроля (защиты)


Механизация. Автоматизация. Автоматика. Функции систем автоматики. Классификация систем автоматики. Автоматический контроль (защита). Автоматическое регулирование. Система уп­равления. Контур управления. Алгоритм управления. Элементар­ное звено. Элементарная операция. Структурная и функциональная схемы измерительного устройства. Условные графические и бук­венно-цифровые обозначения в электрических схемах.


^ Раздел 2. Основы теории автоматического управления


Классификация систем автоматического управления (САУ). Разомкнутые и замкнутые САУ. Установившийся и переходный режимы работы САУ. Уравнение динамики, динамическая и час­тотная характеристики САУ и ее элементов. Динамические зве­нья. Структурные схемы. Анализ САУ в установившемся режиме. Анализ устойчивости и качества САУ. Цифровые САУ.


^ Раздел 3. Системы телемеханики и передачи данных


Сигналы и структурные единицы телемеханической системы. Основы селекции сигналов. Способы управления и контроля объек­тов на расстоянии. Телеизмерение. Телеуправление.

^ Раздел 4. Элементы и устройства САУ


Элементы автоматики, признаки их классификации.

Статическая характеристика элементов автоматики. Линейные и нелинейные элементы. Прямые и обратные связи между элемен­тами. Элементы и устройства для приема информации. Датчики. Измерительные схемы. Реле, контакторы и магнитные пускатели. Синхронная передача информации на сельсинах. Усилительные ус­тройства: электронные, магнитные, электромагнитные, пневмати­ческие, гидравлические и комбинированные. Основные характери­стики усилителей. Исполнительные устройства. Электродвигате­ли. Электромагниты. Гидродвигатели. Регистрирующие приборы. Самопишущие приборы. Электронный осциллограф. Цифровые из­мерительные приборы.


Раздел 5. Автоматизация подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин


^ 5.1. Система автоматического контроля строительно-путевых и погрузочно-разгрузочных машин и оборудования


Структурные схемы и элементный состав. Функциональные схе­мы контролирующих систем со световыми и звуковыми сигнализа­торами. Мнемосхемы. Устройство для автоматического учета ра­боты грузоподъемных кранов, складских комплексов, строитель­ных, путевых машин, транспортных средств, технологического оборудования. Принципиальные схемы измерения параметров ме­ханических, гидравлических, пневматических приводов машин с ре­гистрирующими и самопишущими приборами. Устройства автома­тического контроля параметров железнодорожного пути. Автома­тические устройства технического диагностирования элементов машин и оборудования. Телемеханические системы контроля,


^ 5.2. Системы автоматического управления машинами

и оборудованием по жесткой программе


Дистанционное управление. Структурная схема. Устройства жёсткого программирования по времени и по положению звеньев механизмов. Автоматизация пуска, остановки и реверсирования механизмов строительно-путевых и погрузочно-разгрузочных ма шин с электроприводом. Программное управление поточными ли­ниями для сборки рельсошпальной решетки, изготовление железо­бетонных изделий, сварки рельсов в плети. Штабалеры с жестким программированием технологического цикла.


^ 5.3. Системы автоматической защиты и блокировки


Роль защиты и блокировки в обеспечении надежности машин и оборудования, безопасности складских, строительных, путевых ра­бот. Структурная схема и элементный состав. Контактные и бес­контактные логические устройства блокировки. Технологическая блокировка цепочки механизмов в путевых погрузочно-разгрузоч­ных машинах, транспортирующих линиях. Защита автоматизиро­ванного электропривода и гидропривода строительно-путевых и погрузочно-разгрузочных машин от перегрузок. Приборы безопас­ной эксплуатации кранов. Автоматические устройства электробе­зопасности.


^ 5.4. Система автоматического регулирования машин и оборудования


Структурная схема и элементный состав. Стабилизирующие и следящие системы автоматического регулирования. Пропорцио­нальные и интегральные регуляторы систем автоматики. Автома­тическое регулирование режимов работы строительных машин и оборудования. Автоматизация профилировочных работ по механи­ческим и лучевым копирам. Автоматизация транспортных средств. Автоматическая стабилизация скорости движения, температуры, ^нагрузок в механизмах строительно-путевых и погрузочно-разгру­зочных машин, технологическом оборудовании предприятий стройиндустрии. Применение микропроцессоров в автоматическом ре­гулировании машин и оборудования.


^ 5.5. Адаптивные системы автоматического управления строительно-путевыми машинами и оборудованием


Структурная схема и элементный состав. Адаптивные системы автоматического управления как основа создания гибких автома­тизированных производств в транспортном строительстве и на же­лезнодорожном транспорте. Автоматизированные склады. Экст ремальные и самонастраивающиеся системы автоматического уп­равления в строительных машинах. Схемы автоматического управ­ления приводами роторных экскаваторов, вибрационных машин, тех­нологических линий, обеспечивающие оптимальную выработку. Роль вычислительных машин в адаптивных системах автоматики.


^ Раздел 6. Управление манипуляторами и роботами


Место и роль роботов в строительном производстве и на погру-зочно-разгрузочных работах. Основные параметры роботов. Кон­структивные особенности подъемно-транспортных и строительных роботов. Системы управления манипуляторами и роботами.


^ 4.3. Лабораторный практикум


№ п/п

№ раздела дис­циплины

^ Наименование лабораторных работ

1

2

3

4

4

5

Исследование фотоэлектрических датчиков и фотореле. Исследование характеристик элекгромагнкгвьк реле. Автоматическое регулирование температуры при тепловлажностной обработке бетонных изделий в камере пропаривагош.

4.4. Практические занятия

Не предусмотрено


^ 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

5.1.Контрольная работа №1 на тему «Основы автомати­ки».

Студент должен изучить и описать основные типовые эле­менты автоматики, применяемые для автоматизации путевых и строительных машин, заводов строительной индустрии и строитель­ных процессов. Примерный объем работы 12-15 машинописных листов, включая иллюстрации.

^ Контрольная работа №2 на тему «Автоматизация строи­тельных процессов и машин».

Студент должен изучить и опи­сать общие принципы автоматизации производства; автоматизацию, технологических процессов в строительстве, путевом хозяйстве и на предприятиях строительной индустрии; автоматизацию машин и оборудования. Примерный объем работы 12-15 машинописных ли­стов, включая иллюстрации.


  1. Курсовая работа - не предусмотрена.

  2. Курсовой проект - не предусмотрен.



^ 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Рекомендуемая литература

Основная

1.Еремин В.П. Управление техническими системами. Основы теории. Часть первая. Учебное пособие. - М.: РГОТУПС 2003.

2. Юревич Е. И. Основы робототехники : учебное пособие ; УМО вузов по университетскому политехническому образованию. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : БХВ-Петербург, 2005. - 401 с

Дополнительная

3. И с а е в К . С . и др. Основы автоматизации транспортно­го строительства. —М.: Транспорт, 1978, 263 с.

4. Емельянов А.И., Капник О.В. Проектирование систем автоматизации технологических процессов.—М.: Энерготомиздат, 1983, 400 с.

5.Богданов К. Л., Зеленов И.В. Основы ав­томатизации работы строительных машин. — М.: Стройиздат, 1976 175 с.

6.Справочник по средствам автоматики / Под ред. В.Э. Низе и И.В. Антика. — М.: Энергоатомиздат, 1983, 504 с.

7.Механизация и автоматизация транспортного строительства / Под. ред. проф. К.С.Исаева. — М.: Транспорт, 1990.

8.К о з ы р е в Ю . Г . Промышленные работы. Справоч­ник. — М.: Машиностроение, 1988.

9. Автоматика и автоматизация производственных процессов в строительстве и путевом хозяйстве. Учебник/Под ред. проф. В.Ф.Яковлева.—М.: Транспорт, 1990, 280 с.

10.Мачульский И.И. и др. Робототехнические систе­мы и комплексы на ж.д. транспорте. Учебник для вузов.—М.: Транспорт, 1998,28 с.

11.Юревич Е.И. Основы робототехники. — Л.: Машино­строение, 1985; 273 с.

12. Управление техническими системами. Задания на конт­рольные работы № 1 и 2 с методическими указаниями для студен­тов 5 курса. — М.: РГОТУПС, 1999.

13.Управление техническими системами. Руководство к выпол­нению лабораторных работ. — М.: РГОТУПС, 1999.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Плакаты, лабораторные стенды, видеофильмы.


^ 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Специальные лаборатории.


Методические рекомендации для преподавателей по организации изучения дисциплины «Управление техническими системами»

^ 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 .МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

На кафедре «Железнодорожный путь, машины и оборудование» при преподавании дисциплины применяются следующие методы обучения студентов:

- устное изложение учебного материала на лекциях, сопровождаемое
показом и демонстраций макетов, плакатов, применением раздаточного материала;

- проведение лабораторных и практических занятий;

- самостоятельное изучение студентами учебного материала по
рекомендованной литературе согласно программе;

- выполнение индивидуальных контрольных работ студентами.

Выбор методов проведения занятий обусловлен учебными целями, содержанием учебного материала, временем, отводимым на занятия.

На занятиях в тесном сочетании применяется несколько методов, один из которых выступает ведущим. Он определяет построение и вид занятий.

На лекциях излагаются лишь основные, имеющие принципиальное значение и наиболее трудные для понимания и усвоения теоретические и практические вопросы.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и при самостоятельном изучении курса по литературным источникам, закрепляются при выполнении лабораторных и контрольных работ.

При выполнении контрольных работ обращается особое внимание на выработку у студентов умения пользоваться нормативной и справочной литературой, грамотно выполнять и оформлять инженерные расчеты и умения отрабатывать отчетные документы в срок и с высоким качеством.

^ 1.2. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

К средствам обучения по данной дисциплине относятся:

- речь преподавателя;

- технические средства обучения: доска, тематические материалы к лекциям, раздаточный материал по тематики лекций;

- учебники, учебные пособия, справочники, изданные лекции;

Все из указанных средств обучения кафедра имеются на кафедре

и используются в настоящее время.


^ 1.3. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольные работы нацелены на повышение эффективности и практической направленности обучения студентов. Выполнение контрольных работ содержит элементы исследования и способствует выработке навыков в принятии обоснованных инженерно-технических решений, построение моделей и проведение экспериментального исследования на основе положений теории подобия и моделирования.

Контрольные работы проводятся для проверки степени усвоения текущего учебного материала.

Задание на контрольную работу сопровождается методическими указаниями.

В часы самостоятельной работы студенты знакомятся с заданием на контрольную работу и изучают рекомендованную учебную литературу.

Учебные вопросы контрольной работы отрабатываются студентами самостоятельно.

Контроль степени усвоения учебного материала студентами проводится методом проверки правильности выполнения индивидуальной контрольной работы.

Следует учитывать, что контрольная работа может быть оформлена либо письменно на бумажном носителе, либо в электронно-цифровой форме (на диске, дискете). При представлении для рецензирования контрольной работы на электронном носителе (диске, дискете) студент обязан распечатать на бумажном носителе титульный лист установленной формы и приложить к нему диск (дискету) с содержанием работы. Титульный лист подписывается студентом, на нем производится регистрация работы. На титульном листе преподавателем проставляется отметка о допуске к защите и приводится рецензия контрольной работы.

Все отмеченные рецензентом ошибки должны быть исправлены, а сделанные указания выполнены.

К экзамену студент допускается только после получения зачета по контрольным работам.


vliyanie-reklami-v-prinyatii-reshenij-o-pokupke-na-primere-srl-.html
vliyanie-reshenij-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka-na-rossijskoe-sudoproizvodstvo.html
vliyanie-rolevih-kompyuternih-igr-na-formirovanie-psihologicheskoj-zavisimosti-cheloveka-ot-kompyutera-chast-2.html
vliyanie-rovnosti-dorozhnogo-pokritiya-na-bezopasnost-dvizheniya.html
vliyanie-samoocenki-na-povedenie-cheloveka-v-sociume-chast-2.html
vliyanie-samoocenki-na-uroven-uspeshnosti-professionalnoj-deyatelnosti-chast-14.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-edinij-spisok-produkcii-podlezhashej-obyazatelnoj-sertifikacii-pri-pomeshenii-pod-tamozhennie-stranica-14.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-i3-informacionnaya-karta-konkursa-otkritij-konkurs-po-viboru-podryadnoj-organizacii-na-vipolnenie-rabot.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-voprosah-zvukovisotnogo-intonirovaniya-chast-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukroshenie-gneva-priemi-samoregulyacii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-sformirovat-neobhodimie-znaniya-i-umeniya-po-ocenke-biznes-idej-sformirovat-naviki-razrabotki-biznes-plana-dlya-proektov-start-up.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nazvanie-professionalnogo-modulya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-po-kategoriyam-stranica-34.html
  • esse.bystrickaya.ru/prokurori-vernulis-na-volgu-pervij-kanal-novosti-09-06-2005-15-00-00-14.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-teorii-avtomatov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ocenka-effektivnosti-reklamnoj-kampanii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-dlya-sinteza-otstayushej-cepi-dnk-neobhodimi-3-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-molekulyarnaya-biologiya.html
  • write.bystrickaya.ru/gimnaziya-1.html
  • composition.bystrickaya.ru/oskal-fiska-nasha-versiya-mihail-yakovlev-01092008-033-str-14-gazeta-nadezhda-petrova-01-09-2008-164-str-17-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/chernaya-ritorika-i-ee-ispolzovanie-redaktor-p-suvorova-bredemajer-k-b87-chernaya-ritorika-vlast-i-magiya-slova.html
  • school.bystrickaya.ru/analiticheskie-proceduri-v-audite-chast-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-na-temu-povishenie-kvalifikacii-prepodavatelskogo-sostava-vuzov-i-ssuzov-po-standartizacii-i-metrologii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschet-transformatorov-maloj-moshnosti.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-programma-razvitie-selskogo-hozyajstva-i-regulirovanie-rinkov-selskohozyajstvennoj-produkcii-sirya-i-prodovolstviya-na-2013-2020godi-osnovnie-polozheniya-stranica-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-regionalnij-bazisnij-uchebnij-plan-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-tverskoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novij-karavan-kaliningrad-n016-2042010-monitoring-regionalnih-smi-po-teme-obrazovanie.html
  • college.bystrickaya.ru/23-oblasti-primeneniya-setej-isdn-kratkij-ekskurs-v-istoriyu-7-3-oblasti-primeneniya-setej-isdn-8.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-i-teorii-izbiratelnogo-prava.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-streli-mechti-otkroj-v-sebe-talant.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-rentabelnosti-organizacij-chast-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/2-transport-i-svyaz-i-obshaya-harakteristika-gorodskogo-okruga-gorod-manturovo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-priznanie-lichnosti-podrostka-kak-sredstvo-stimulirovaniya-uspeshnosti-v-tvorchestve-i-v-zhizni.html
  • education.bystrickaya.ru/3-formirovanie-missii-celej-i-zadach-shkoli-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-geometrii-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-dlya-vospitatelej-vliyanie-fizicheskogo-vospitaniya-na-psihicheskoe-razvitie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodzhicheskij-kompleks-k-discipline-osnovi-psihologicheskogo-konsultirovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/geroi-i-problematika-tragedii-a-s-pushkina-mocart-i-saleri.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-metodicheskoe-obespechenie-korrekcionnogo-obrazovaniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-prava-i-religii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/baza-dannih-dekanat-distancionnoe-obuchenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/estestvennij-otbor.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.