.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецсеминар гсэ «этнология» Специальность: 031800 (050715. 65) Логопедия


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра всеобщей истории


Ф.и.о. автора Ищенко М.И.


Учебно-методический комплекс по дисциплине
Спецсеминар ГСЭ «ЭТНОЛОГИЯ»


Специальность: ___031800 (050715.65) _________Логопедия





Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК


Автор-составитель:

Ищенко М.И., доцент, к.и.н.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «этнология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования по специальности 031800 (050715.65) «Логопедия»




Дисциплина изучается по выбору. (ГСЭ)


Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан И.О. Фамилия

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ


I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………………………4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины .. …..4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………5

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля…………………5




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы …………….5

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………………………6




  1. Содержание курса ….7

  2. Темы практических и семинарских занятий ………...13

  3. Тематика рефератов .22

7. Учебно-методическое обеспечение ……….22


    1. Литература 22

  1. Вопросы к зачету……………………………………………………………………23

  2. Тесты…………………………………………………………………………………24



1.Цели и задачи изучения дисциплины


Изучение учебной дисциплины «Этнология» в вузе направлено на формирование у студентов системы знаний об этнокультурном многообразии мира, позволяющих осознать роль этнического фактора в современных политических, культурных и языковых процессах в мире. Актуально обращение к традиционным проблемам науки – происхождение народов, материальная и духовная культура, семья и динамика численности, конфессиональная принадлежность, национальный язык и психология, традиционные занятия и народные знания, межэтнические контакты и взаимопроникновение культур.


1.Цель курса.


^ 2.Задачи курса.

- разобраться в причинах и сущности межэтнических и межкультурных различий, равно как и механизме функционирования и модификации этнических культур.

- проследить взаимообусловленность, взаимосвязь традиционных форм социальной организации этносов с формированием наиболее устойчивых черт национального характера;

- изучить характер, типологию, эволюцию наиболее характерных черт материальной культуры народов мира;

- понять культурные и психологические особенности взаимодействия различных этнических, культурных, конфессиональных групп в прошлом, и на современном этапе, позитивные и негативные черты межгруппового взаимовосприятия;

- познакомиться с психологической природой и механизмами формирования этнической и конфессиональной толерантности-интолерантности, с методами формирования навыков взаимоуважительного социального взаимодействия.

- формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде

Практические занятия дают возможность познать мир, став его частью, а не наблюдая за ним «извне» и «сверху». В этом плане особенно велика роль тренинга межкультурной компетентности, проводимого в игровой форме по учебно-методическому пособию: Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003.


^ 2.Требования к уровню освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины специалист должен:

- уметь рассматривать современные этнические процессы и проблемы как элемент длительной истории, результат межэтнических (межкультурных) взаимоотношений.

- иметь представление о происходящих в современном мире процессах подъема национального самосознания, взрыва национализма и угрозы ответного шовинизма;

- знать характер, эволюцию наиболее характерных черт материальной культуры народов мира;

- приобрести навыки взаимоуважительного социального взаимодействия;

- иметь опыт толерантного поведения полиэтнической среде


^ 3.Объем дисциплины


3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения - очная


Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

6







Аудиторные занятия:

51







лекции

24







практические и семинарские занятия

26







лабораторные работы (лабораторный практикум)










^ Самостоятельная работа

59










^ ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

110










^ Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

контр, раб. № 1, - 6 сем.










^ Курсовая работа

(№ семестра)













^ Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Зачет-6












^ 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – очная






Названия разделов и тем


Всего

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1.

Введение




2







Раздел 1. Этнология как наука, ее предмет, методы

2.

Основные источники, методы этнологии. Связь с другими дисциплинами




2




2

3

Этнология. Источники, методы науки.







2

4

^ Раздел 2. История этнологической науки

4

Периодизация науки. Развитие этнологической науки в России и за рубежом.




2




1

5.

История становления этнологии как науки.







2

4

Раздел 3. Сущность этноса и этничности

6.

Основные понятия этнологии. Этнос. Этничность




2

2

4

Раздел 4. Этническая картина мира

7.

Классификации народов мира. Этнографические, географическая, лингвистические, антропологическая




2




2

8.

Этническая картина мира




2







9.

Основные принципы классификации этнических общностей.







2

4

10.

Народы России







2

4

Раздел 5. Этническая культура

11.

Культура в системе историко-культурных общностей




2







12

Этническая культура: традиции и современность







2

4

13

Базисные компоненты материальной культуры этносов




2




2

14.

Этнические образы народов мира.







2

4

Раздел 6. Этническая психология

15.

Основы этнической психологии




2

2




Раздел 7. Межэтнические контакты. Этнические конфликты

16.

Межэтнические коммуникации







2

4

17.

Этнические конфликты




2

2

4

Раздел 8. Этническая история Сахалина и Курильских островов

18.

Этническая история Сахалина и Курильских островов. Коренные народы




2







19.

Этническая история Сахалина и Курильских островов. Пришлые народы.




2




2

20.

Этнические образы народов Сахалина и Курил.







4

4

21.

Этнические образы народов Дальнего Востока России








2













24

26

59



^ 4.Содержание курса


Курс «Этнология» рассчитан на студентов университета, обучающихся по специальности "логопедия". Программа курса составлена на базе основной образовательной программы курса этнологии и государственного образовательного стандарта высшего образования России, в соответствии с учебным планом.

Курс состоит из двух частей. Первая часть курса посвящена общим проблемам этнологии, ее основным понятиям и научным проблемам, источникам и методам этнологии. Вторая часть курса нацелена на углубленное изучение студентами некоторых народов зарубежной Европы, Азии и региона, включает в себя материал по этногенезу, этнической истории, традиционной культуре, социальной структуре и социальным отношениям, современной этнической ситуации изучаемых народов.


^ ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Определение этнологии (этнографии) как научной дисциплины. Термины (названия) этнологии в разных научных школах и странах. Соотношение этнологии, этнографии, антропологии и т.д.

^ Предмет этнологии. История вопроса о предмете этнологии (этнографии) в XIX - XX вв. Выделение в объекте этнологии (этнографии) предметной области. Взгляды современных отечественных ученых на предмет этнологии.

Значение этнологических (этнографических) знаний в деятельности человечества и его сообществ. Роль этнологических знаний в мировоззренческой, идеологической, политической, экономической, социальной, культурной и других сферах.

^ Источники этнологии. Понятие "этнологический источник". Виды и содержание источников этнологического изучения. Полевые источники и их виды. Проблема объективности и субъективности полевых источников. Письменные источники - архивные, опубликованные и хранящиеся в различных организациях. Изобразительные источники (скульптуры, рисунки, барельефы, рисунки, вышивки и т.д.). Этнографические музейные предметы. Использование источников из смежных научных областей (антропологии, археологии, истории, лингвистики, фольклористики). Роль археологических данных в изучении исчезнувших этносов и в изучении прошлого современных этносов. Репрезентативность и достоверность источников. Ответственность этнологов (этнографов) в сборе и критике источников.

^ Методы этнологии. Методика полевой этнографии. Виды этнографических экспедиций. Понятие "этнографический год". Методы работы с музейными, письменными и другими источниками. Научно-исследовательские методы кабинетной работы. Информационные системы и кибернетика в этнологии.

^ Связь этнологии с другими науками - гуманитарными и естественными. Определяющее значение связей этнологии с историческими, антропологическими, филологическими и географическими научными дисциплинами. Формирование в результате определенного совпадения объектно-предметной области и интеграции знаний разных наук с этнологическими знаниями научных направлений, дисциплин и субдисциплин (этноархеология, этногеография, этносоциология и др.).

^ Основные понятия этнологии. Понятие этноса. Компоненты этноса. Виды этноса. Типы этноса в разные исторические эпохи (от первобытного общества до постиндустриальной эпохи). Основные теории этноса (Ю.Бромлей, Л.Гумилев, С.Арутюнов, Н.Чебоксаров). Категория этноса и его составляющие. Основные характеристики этноса или этнодифференцирующие признаки. Различие между этнической территорией и территорией проживания этноса. Роль территориального фактора для сохранения этничности. Экзо и эндоэтнонимы.

^ Культура, ее определение и классификации. Культура в системе историко-культурных общностей, в том числе этноса. Культура как суть этнического опыта. Социальные функции культуры и выделение соответственно этим функциям сфер культуры. Типы культуры (простые-сложные, коллективистские-индивидуалистские, открытые-закрытые и т.д.). Концепция «центральной зоны культуры». Соотношение понятий культура этноса и этническая культура. Определение понятия «этническая традиция». Важность изучения культуры и главным образом народной (традиционно-бытовой) культуры. Проблема этнической специфики культуры. Традиции и новации в культуре. Бикультурализм и билингвизм. Этнический образ, его составляющие. Самоописания (интраобраз) и описания других народов (экстраобразы).

^ Понятие "этнические процессы". Типологизация этнических процессов. Этнические процессы в компонентах этноса. Понятие этнического субстрата, суперстрата, адстрата. Понятия этнической истории. Соотношение этнической истории и этногенеза. Разделы этнической истории (в зависимости от этнических компонентов). Понятия этничности и этноцентризма. Социальный организм, социальная система, социальная структура, социальные отношения и роль в них этнических явлений. Понятие "гендер" и гендерные исследования.

Проблема формирования этноса - этногенеза. Комплексный подход в изучении этногенеза. Основные факторы этногенеза. Изучение дальнейших (после этногенеза) этапов этнической истории. Проблемы изучения первобытного общества. Изучение социальных и этносоциальных институтов на разных социально-экономических уровнях. Изучение гендерных, властных, связанных с глобализацией, связанных с политикой неолиберализма, экологических и других проблем. Дешифровка древних письменностей в этнологии. Проблемы этнологии на стыке с другими науками.

^ ИСТОРИЯ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Донаучный период этнологической науки. Накопление фактов, переработка научной информации и ее обобщение, первые методы в сборе материалов и в этнографической кабинетной работе. Накопление этнографических знаний в древности и средние века. Роль великих географических открытий в развитии этнографических исследований. Накопление этнографических материалов в исторической и географической науках. Этнографические исследования в XVII - первой четверти XIX в. Роль в накоплении этнографических знаний академических экспедиций в России. Использование этнографических данных для построения общих социологических концепций в XVIII в.

Формирование идеи народа, народности, его культуры, его исторических судеб и усиление интереса к этнографическим знаниям. Введение терминов "этнология" и "этнография". Формирование сравнительно-исторического метода в сфере этнологических знаний. Мифологическая школа и ее значение в усилении роли этнологических знаний.

Сложение этнологии (этнографии) как самостоятельной науки во второй четверти XIX в. Социальные и научные условия для возникновения самостоятельной науки этнологии. Дата выделения этнологии в самостоятельную науку. Первые этнологические общества в мире. Императорское Русское географическое общество и его отделение этнографии - первое этнографическое научное учреждение в России. Определение предмета и задач этнологии во второй четверти XIX в.

Этнология в середине ХIХ - первых десятилетиях ХХ в. Эволюционное направление в этнологии (Л.Г. Морган, Э. Тайлор и др.). Ф. Ратцель и его антропологическое учение. Диффузионистские научные школы в этнологии (Ф. Гребнер и др.). Социологическая школа в этнологии. Биологические теории в этнологии (З. Фрейд и др.). Российская этнология (этнография). Эволюционизм в российской этнологии (К.Д. Кавелин, М.М. Ковалевский и др.). Крупные российские этнологи (этнографы, антропологи) и их вклад в мировую науку (Д.Н. Анучин, В.Г. Богораз-Тан, Ч.Ч. Валиханов, Н.Н. Миклухо-Маклай, Г.Н. Потанин, Л.Я. Штернберг и др.).

Этнология в период с 20-х гг. ХХ в. по настоящее время. Формирование и развитие научно-материалистических школ и направлений в этнологии (этнографии) СССР, России и ряде других стран. Периодизация отечественной этнологии советского и постсоветского периода. Научные сообщества этнологов в мире и России. Научно-исследовательские учреждения этнологического профиля в России. Институт этнологии и антропологии РАН - ведущее учреждение этнологии в России.

Основные достижения советских и российских этнографов в методолого-теоретических и эмпирических исследованиях ( В.Г. Богораз-Тан, Ю.В. Бромлей, И.С. Гурвич, Б.О. Долгих, М.Г. Левин, С.А. Токарев, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров, Л.Я. Штернберг и др.). Функциональная школа (Б. Малиновский и др.). Американская школа исторической этнологии (Ф. Боас). Психологическая школа в США (Р. Бенедикт) и другие психологические концепции. Научные концепции и школы этнологии конца XX - начала XXI в.

^ ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Географическая классификация и ее цель. Понятия эйкумены, аборигенного, автохтонного, коренного и пришлого населения. Процессы первичного расселения человечества по земному шару. Процессы вторичного переселения. Географические ареалы и историко-этнографические общности.

^ Этнографические классификации. Классификация по историко-этнографическим общностям и возможность ее создания. Этнохозяйственная классификация - выделение хозяйственных комплексов у народов мира. Классификация народов по типам культуры, в том числе по хозяйственно-культурным типам. Этноконфессиональная классификация.

^ Лингвистические классификации. Язык животных и язык людей. Человеческая речь - появление и ее дальнейшее развитие. Понятия "праязык" и "язык-основа". Формирование языковых семей, их ветвей, групп, языков, диалектов (наречий) и говоров. Языковые семьи народов мира. Изолированные языки. Уровни речевого поведения. Понятия стиля речевого взаимодействия, тона высказывания. Тональность речи, темп, громкость как характеристики этнической культуры.

^ Антропологическая классификация. Расовые признаки. Причины возникновения расовых различий. Полицентрическая теория появления рас. Характеристика австрало-негроидной, европеоидной и монголоидной больших рас. Малые расы больших рас. Самостоятельные (переходные) малые расы. Расистские теории - расизм в исторических концепциях.

^ ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Определение понятия «традиционная культура», «этническая традиция». Базовые компоненты и основные черты традиционной культуры. Понятие бытовой культуры. Обычаи, обряды и ритуалы в традиционной культуре.

Базовые компоненты материальной культуры. Пища - интимный показатель групповой идентичности. Пищевые стратегии и запреты. «Растения цивилизаций» - культурное богатство человечества. Национальный стиль питания (образ еды). Жилище – важнейший, устойчивый, хранящий традиции компонент материальной культуры. Основные строительные материалы, строительные техники, элементы интерьера. Понятие национального костюма, основные компоненты.

Традиционная культура аборигенного и старожильческого населения Сахалина и Курильских островов. Нивхи, уйльта, айны, русские старожилы Сахалина. Традиционные занятия. Поселения и традиционные жилища. Одежда. Мировоззрения, мифология и культовая практика. Фольклор. Декоративное искусство.

^ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этнос как психологическая общность. Понятие этнической идентичности (этничности) и этноцентризма. Определение, сущность этнической идентичности (этничности). Причины роста этнической идентичности в современном мире.

Исследования в области национального характера (М.Мид, Р.Бенедикт). История разработки понятий «этническое самосознание», «дух народа», менталитет.

Три основания этнической идентичности. Факторы, типы этнической идентичности (этничности). Следствия и формы выражения нарастания и угасания этничности. Понятия ингруппового фаворитизма и антигрупповой враждебности. Характеристика основных составляющих психологии этноса (чувства, сознание, поведение).

^ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ

Межэтнические коммуникации. Этнические контакты, их результаты. Этноцентризм, его проявления, положительные и отрицательные стороны явления. Понятия адаптации, аккультурации, ассимиляции.

Особенности межэтнических коммуникаций. Природа возникновения этнических стереотипов, предрассудков, предубеждений. Характеристика этнических стереотипов с позиции их основных свойств (эмоционально-оценочный характер, устойчивость, согласованность, неточность и т.д.).

Основные формы межэтнических коммуникаций. Культурный шок, его особенности. Понятие культурной дистанции.

^ ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

Этнические конфликты. Определение, природа конфликтов, причины возникновения. Типологии этнических конфликтов. Типологизация на основе содержания и целей. Типологизация по характеру и образу действия конфликтующих сторон. Формы проявления этнических конфликтов. Понятия объективной конфликтной ситуации, межэтнической напряженности, конфликтного взаимодействия.

Психологические концепции возникновения конфликтов (биологически заданная агрессивность, концепция авторитарной личности и т.д.). Стадии протекания этнических конфликтов. Межгрупповая дифференциация. Концепция заговоров.

Стратегии урегулирования этнических конфликтов. Эффективность применения правовых механизмов. Повышение психологической компетентности членов конфликтных групп. Эффективность стратегии непосредственного контакта. Переговорный процесс. Переориентация деструктивной агрессии. Необходимость использования всех возможностей для разрешения конфликтов.


^ ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ САХАЛИНА И КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ

Сахалин и Курильские острова как место встречи представителей различных этнических групп. Понятие контактной зоны. Характерная черта этнического развития Сахалина и Курил - сосуществование на островах представителей разных народов. Данные Всероссийской переписи 2002 года по этническому составу Сахалинской области.

Влияние колонизации на жизнь коренного населения Сахалина и Курил. Основные проблемы современной этно-демографической обстановки в области.

^ Коренное население: нивхи, уйльта, айны. Общие сведения. Традиционное хозяйство. Поселения и традиционное жилище. Одежда. Традиционные средства передвижения. Социальная организация и общественный быт. Мировоззрения, мифология и культовая практика. Фольклор. Декоративно-прикладное искусство.

^ Русское старожильческое население. Состав и численность жителей. Особенности семейной жизни сахалинцев. Занятия и хозяйственные традиции жителей. Сельскохозяйственное освоение Сахалина. Рыбная ловля, другие занятия населения. Посты, деревни, селения. Дом и двор. Русские старожилы Сахалина как территориально-культурная общность.


^ 5.Темы семинарских занятий


Тема. Этнология. Источники, методы науки.

Вопросы к теме:

1. Этнология как научная дисциплина. Ее актуальность и востребованность на современном этапе.

2.Предмет этнологии и его развитие во времени. Первостепенные проблемы современной этнологии.

3.Взаимосвязь этнологии с другими науками.

4.Основные источники этнологических исследований.

5.Методы исследования в этнологии. Использование в этнологии методов смежных наук.


Литература

Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология. М., 1998.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.

Этнология. Учебник. Под ред. Маркова Г., Пименова В.М., М., 1994.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.

Губогло М.Н. Идентификация идентичности. М., 2003.

Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.

Культурная антропология. Учебн. пособие под ред. Ю.Н.Емельянова и Н.Г.Скворцова. СПб., 1996.


Тема. История становления этнологии как науки.

Вопросы к теме:

1. Российская школа этнологии.

2. Советская школы этнологии.

3. Развитие этнологии в европейских странах, США.

4. «Об этнографическом изучении народности русской» - программа Н.Надеждина


Литература

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

Социальная антропология на пороге XX века. М., 1998.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1976.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М.,1985.


Тема. Основные понятия этнологии. Этнос. Этничность

Вопросы к теме:

1.Содержание понятия “этнос”. Структура этноса.

2.Основные теории этноса.

3.Понятие «этничность». Современные подходы к пониманию этничности: примордиализм, инструментализм, конструктивизм.

4.Этнические признаки, их характеристика.


Литература

Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1994. Или любое другое издание.

Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации //Этнографическое обозрение.-1996.-№1.-С.3.

Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины.

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.


Тема. Основные принципы классификации этнических общностей.

Вопросы к теме:

1.Лингвистическая классификация. Проблемы межэтнического общения.

2.Антропологическая классификация. Расизм.

3.Хозяйственно-культурная классификация.

4.Историко-культурная и географическая классификации.

5.Роль религии в жизни этноса.


Литература

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

Козлов В.И. О классификации этнических общностей // Исследования по общей этнографии. М., 1979.-С.5-23

Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Спб., 1996.

Народы и религии. Энциклопедия. М., 1998.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М.,1985.

Этикет у народов Передней Азии. М., 1988.


Тема. Народы России

Вопросы к теме:

1.Этно-лингвистический, конфессиональный состав российского населения. История его складывания. Этническая структура населения Российской Федерации

2.Этнические процессы в России в XIX и XX веках. Проблемы межэтнической коммуникации.

3.Этнические конфликты в РФ и странах ближнего зарубежья. Причины, типология.


Литература

Губогло М.Н. Идентификация идентичности. М., 2003.

Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.

Межкультурный диалог: лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. М., 2003.

Карлов В.В. Введение в этнографию народов СССР. М., 1990.

Бгажноков Б.К. Основания гуманистической этнологии. М., 2003.

Петрухин В.Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.

Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1994.

Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2001.

Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.


Тема. Современная этническая картина мира.


Вопросы к теме:

1.Основные положения концепции «картины мира».

2.Соотношение концепций «менталитета», «этнической картины мира» и «проективной системы».

3.Механизмы трансформации традиционных обществ.


Литература

Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Учебник. Екатеринбург, 2001.

Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. – М., 2002.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Этнография и смежные дисциплины. М., 1997.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988.

Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1999.


Тема. Этническая культура: традиции и современность


Вопросы к теме:

1.Этнические функции культуры. Защитные механизмы этнической культуры.

2.Этническая культура и культура этноса. Структура, уровни этнической культуры.

3.Культурная традиция и этнос. Основные черты традиционной культуры.

4.Обычай и ритуал в традиционной и современной культуре.


Литература

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.,1990.

Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

Этикет у народов Передней Азии. М., 1988.

Этнические стереотипы поведения. М., 1982.

Этнознаковые функции культуры. М.,1991.

Свод этнографических понятий и терминов: Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М., 1986.

Свод этнографических понятий и терминов: Материальная культура. – М., 1989.


Тема. Этнические образы народов мира.


Вопросы к теме:

1.Человек и группа в культурах и этносах.

2.Культурная специфика коммуникации, поведения, ценностей.

3.Заслушивание студенческих сообщений по теме «Этнические образы народов мира».


Литература

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.

Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Учебник. Екатеринбург, 2001.

Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. – М., 2002.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Народы и религии. Энциклопедия. М., 1998.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2006.

Этикет у народов Передней Азии. М., 1988.


Тема. Современные проблемы этнопсихологии


Вопросы к теме:

1.Психология этноса, основные ее составляющие.

2.Процесс инкультурации, основные механизмы. Культурная трансмиссия.

3.История исследований национального характера (Ф.Боас, Р.Бенедикт, М.Мид).

4.Современное состояние психологической антропологии.


Литература

Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991.

Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Универ. учебник. М., 1999.

Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001.

Мид М. Культура и мир детства. М.,

Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию М., 1996.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2006.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.

Этикет у народов Передней Азии. М., 1988.

Этнические стереотипы поведения. М., 1985.


Тема. Межэтнические коммуникации

Вопросы к теме:

1. Формы и результаты этнических контактов.

2. Основные концепции этнокультурного взаимодействия.

3. Основные типы этнических процессов.

4. Настоящее и будущее этносов.


Литература

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие - М. 1989.

Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. – М., 2002.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию - М. 1994.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПб., 1999.

Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1997.

Этнические процессы в современном мире. - М., 1987.

Этносы и этнические процессы. - М., 1993.


Тема. Этнические конфликты


Вопросы к теме:

1.Понятие этнического конфликта, его признаки и причины.

2. Динамика развития и типология этнических конфликтов.

3.Методы и формы регулирования этнических конфликтов.


Литература

Доронченков А. И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. - СПб., 1995.

Дробижева Л. М. Этнополитические конфликты: Причины и типология // Россия сегодня: трудные поиски свободы. - М., 1993.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997.

Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997.

Конфликтная этничность и этнические конфликты. - М., 1994.

Мукомель В. И. Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери, экономический ущерб и социальные последствия // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПб., 1999.

Стрелецкий В.Н. Этнотерриториальные конфликты: Сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997.

Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.

Этничность и власть в полиэтнических государствах. - М., 1994.


Тема. Народы Дальнего Востока России

Вопросы к теме:

1. Коренное население Приморья, Приамурья и Крайнего Северо-Востока России в XIX и XX вв. – коряки, ульчи, ительмены, эвенки, орочи, негидальцы.

2.Методы и формы колонизации Дальнего Востока в XIX и начале XX вв.

Характеристика этапов колонизации, этнический состав переселенцев.

3. Особенности хозяйственной и культурной адаптации восточных славян в Амурской области, Приморье, Южно-Уссурийском крае.

4.Этномиграционные процессы в Приморье в XX в.


Литература

Аргудяева Ю.В. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России. М., 1997.

Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М., 2000.

Дьяченко В.И., Ермолова Н.В. Эвенки и якуты юга Дальнего Востока 17- XX вв. СПб.,1994.

История и культура ительменов. СПб., 1990.

История и культура коряков. СПб.,1993.

История и культура ульчей в 17- XX вв. СПб.,1994.

Кочешков Н.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина. СПб.,1995.

Рыбаковский Л.Л. Население Дальнего Востока за 150 лет. М., 1990.

Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М., 1991.

Этнос и природная среда. Владивосток, 1997.

Этномиграционные процессы в Приморье в XX в. Владивосток, 2002.


Тема. Этнические образы народов Сахалина и Курил.

Презентация и защита студенческих докладов.


Вопросы к теме:

1. Этногенез, этническая история и культура айнов.

2. Этногенез, этническая история и культура уйльта.

3. Этногенез, этническая история и культура нивхов.

4.Формирование постоянного пришлого населения Сахалина. Этнический, сословный, половозрастной состав, хозяйственная и культурная адаптация.

5.Сахалинские корейцы, история вопроса, современность.


Литература

1. История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История» / М.С. Высоков, А.А. Василевский, А.И. Костанов, М.И. Ищенко. Южно-Сахалинск, 2008.

2. Ищенко М.И. Русские старожилы Сахалина. Южно-Сахалинск, 2007

3. Миссонова Л.И. Уйльта Сахалина: большие проблемы малочисленного народа. М., 2006.

4. Роон Т.П. Уйльта Сахалина Историко-этнографическое исследование традиционного хозяйства и материальной культуры XVIII – середины XX вв. Южно-Сахалинск, 1996.

5. Сахалинские корейцы: История и современность. (Документы и материалы. 1880-2005). Автор-составитель А.Т. Кузин. Южно-Сахалинск, 2006.

6. Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984

7. Спеваковский А.Б. Этногенез айнов в свете этнической истории Дальнего Востока. М., 1988.

8. Таксами Ч.М. Нивхи: Современное хозяйство, культура и быт. Л., 1967.


^ 6. Тематика рефератов.


1.История русской этнографии.

2.Основные этапы становления этнологии как науки.

3.Центральная тема культурной антропологии.

4.Отличие этноса от других человеческих группировок.

5.Роль территориального фактора на различных стадиях этногенеза.

6.Теория этноса Л.Н. Гумилева.

7.Современная этническая картина мира.

8.Синтоизм – религия и культура японцев.

9.Влияние ислама на этикет народов.

10.Сходства и различия национальных характеров японцев и китайцев.

11.К.Леви-Строс о первобытной культуре.

12.Инкультурация.

13.Культура и мир детства.

14.Структура этнического самосознания.

15.Этническая ситуация в России конца 20 в.

16.Классификация народов России по традиционным хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям.

17.Основные антропологические типы народов России.

18.Формирование современной территории Российской Федерации.

19. Латентные и открытые этнические конфликты (на конкретных примерах).

20. Роль международных организаций в урегулировании этнических кон­фликтов.

21.Этногенез, этническая история и культура чукчей.

22.Китаизация российского Дальнего Востока – вымысел или реальность?

23.Шаманизм у народов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

24.Мифология и верования нивхов.

25. Штернберг Л.Я., Пилсудский Б.О. – исследователи народов Сахалина.


^ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


7.1. Литература

Основная:

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

Садохин А.Н., Грушевицкая Т.Г. Этнология. Учебник для вузов. М., 2000.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 2006.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1988.

Этнография: Учебник / Под. ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М., 1982.

Этнология: Учебник / Под. ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. М.,1994.

Дополнительная:

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев В.С., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М., 1984.

Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Учебник. Екатеринбург, 2001.

История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История» / М.С. Высоков, А.А. Василевский, А.И. Костанов, М.И. Ищенко. Ответственный редактор М.С. Высоков. Южно-Сахалинск, 2008.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1984.

Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Университетский учебник. М., 1999.

Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. - М., 1988.

Народы России. Энциклопедия. - М., 1994.

Народы и религии мира: Энциклопедия. - М., 1998.

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. - М., 1984.


^ 8. ВОПРОСЫ ЗАЧЕТА ПО ЭТНОЛОГИИ
1. Этнология как наука и ее место среди других научных дисциплин.

2. Этнология как наука. Предмет, задачи этнологии.

3. Этнология как наука. Основные понятия этнологии.

4. Этнология как наука. Источники и методы этнологии.

5. Этнология как наука. История становления этнологии.

6. Категория этноса и его составляющие. Понятие «этнос», его структура.

7. Категория этноса и его составляющие. Основные теории этноса.

8. Категория этноса и его составляющие. Основные характеристики этноса (этнодифференцирующие признаки).

9. Основные типы классификации этносов. Антропологическая классификация.

10. Основные типы классификации этносов. Этнолингвистическая классификация

11. Основные типы классификации этносов. Географическая и хозяйственно-культурная классификации.

12. Этническая психология. Определение, сущность этнической идентичности (этничности).

13. Этническая психология. Структура психологии этноса.

14. Этническая культура. Этнические функции культуры.

15. Этническая культура. Основные классификации типов культур.

16. Этническая культура. Этнический образ, его составляющие.

17. Этнические образы народов мира: англичане, немцы, украинцы, японцы, французы, китайцы.

18. Традиционная культура. Определение понятия. Базовые компоненты.

19. Традиционная культура. Основные черты традиционной культуры.

20. Традиционная культура. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре.

21. Традиционная культура: нивхи, уйльта, айны, русские старожилы Сахалина.

22. Межэтнические коммуникации. Этнические контакты, их результаты (понятия адаптации, аккультурации, ассимиляции).

23. Межэтнические коммуникации. Особенности межэтнических коммуникаций (природа этнических стереотипов, предрассудков, предубеждений).

24. Межэтнические коммуникации. Основные формы межэтнических коммуникаций. Культурный шок, его особенности.

25. Этнические конфликты. Определение, природа конфликтов, причины возникновения.

26. Этнические конфликты. Стратегии регулирования этнических конфликтов.


ТЕСТ 1. Курс «Этнология»


^ I. К какому времени относится формирование этнологии как науки?

а) античное время

б) вторая половина XIX в.

в) эпоха великих географических открытий.


2. Что лежит в основе антропологической классификации народов мира?

а) культурная общность

б) общность морфологических и физиологических признаков

в) проживание на одной территории.


3. ^ Какой хозяйственно-культурный тип является древнейшим?

а) мотыжные земледельцы горной зоны

б) собиратели и охотники лесов жаркого пояса

в) пашенные земледельцы влажных тропиков и субтропиков


^ 4. Какой признак является существенным для определения этнической общности?

а) этническое самосознание

а) целостность территории проживания

в) эндогамия


^ 5. Что такое политеизм?

а) религиозное представление

б) общественное объединение

в) способ передачи этнокультурной информации.


6. Как называется процесс формирования народа?

а) этногенез

б) этническая консолидация.

в) этническая ассимиляция


^ 7. Кто из перечисленных ученых являлся представителем эволюционной школы в этнологии?

а) Ф.Ратцель

б) М.Мид

в) Э.Б.Тайлор


8.Что является объектом исследования представителей диффузионистской школы в этнологии?

а) общество

б) человек.

в) культура


^ 9. Какая страна была центром развития структурализма?

а) Англия

б) США

в) Франция


10. Кто был основателем американской школы исторической этнологии?

а) Р.Бенедикт

б) Л.Г.Морган

в) Ф.Боас


^ 11. Какая отрасль хозяйства преобладает у аборигенного населения Океании?

а) молочное животноводство

б) охота

в) мотыжное земледелие


^ 12. К какой группе языков относятся белорусы?

а) западнославянские

б) южнославянские.

в) восточнославянские


13. Язык какого народа не относится к финно-угорской языковой семье?

а) чуваши

б) коми

в) удмурты


^ 14. К какой группе русского народа относятся поморы?

а) северной

б) южной


15. Для какого народа характерна религия синто?

а) японцы

б) якуты

в) папуасы


^ 16. Какие народы относятся к хозяйственно-культурному типу тундровых оленеводов?

а) шорцы

б) ненцы

в) казахи


17. Что относится к процессам этнического объединения?

а) этническая сепарация

б) этническая интеграция

в) этническая парциация


^ 18. Какая форма семьи является наиболее архаичной?

а) патриархальная

б) парная

в) малая


I9. Что обозначает обычай «левират»?

а) способ заключения брака

б) организация торгово-обменных связей.

в) прием вредоносной магии


^ 20. Представители какой школы начали активно изучать этнографию детства?

а) этнопсихологическая школа

б) диффузионистская школа

в) социологическая школа.


^ 21. Какие религиозные представления наиболее характерны для австралийцев?

а) анимистические

б) монотеизм

в) тотемические


22. Для какого народа характерно жилище иглу?

а) ненцы

б) араваки

в) эскимосы


^ 23. Для какого народа Северной Америки характерно мотыжное земледелие?

а) алеуты

б) тлинкиты

в) ирокезы


24. У какого народа Америки существовала государственность?

а) бороро

б) апачи

в) ацтеки


ТЕСТ 2. Курс «Этнология»


^ 1. Что обозначает понятие «языковая семья»?

а) общность происхождения и исторического развития

б) общность территории распространения

в) общность хозяйства и культуры.


^ 2. Что является определяющим признаком хозяйственно-культурного типа?

а) характер и уровень развития хозяйства

б) особенности материальной культуры

в) особенности духовной культуры


3. Что относится к процессам этнического объединения?

а) этническая интеграция

б) этническая сепарация

в) этническая парциация


^ 4. Какая форма семьи является наиболее архаичной?

а) парная

б) патриархальная

в) малая


5. Что обозначает обычай «левират»?

а) способ заключения брака

б) организация торгово-обменных связей.

в) прием вредоносной магии


^ 6. Какой обычай является пережитком группового брака

а) авункулат

б) кувада

в)дарообмен


7. Какие проблемы не рассматривались в работах эволюционистов?

а) культурные связи между народами

б) развитие семейно-брачных отношений

в) развитие религиозных верований.


^ 8. Кто из перечисленных ученых не является представителем социологической школы?

а) К.Леви-Строс

б) Э.Дюркгейм

в) М.Мосс


9. Представители какой школы начали активно изучать этнографию детства?

а) этнопсихологическая школа

б) диффузионистская школа

в) социологическая школа.


^ 10. Кто являлся представителем американской культурно-исторической школы?

а) Л.Уайт

б) Э.Званс-Причард

в) Э.Хан


11. Какие религиозные представления наиболее характерны для австралийцев?

а) тотемические

б) анимистические

в) монотеизм


^ 12. Какая языковая семья не является характерной для народов Африки?

а) алгонкино-атапаскская

б) семито-хамитская

в) банту


13. Какие народы были создателями древнейшего государства в Африке?

а) мандинги

б) готтентоты

в) пигмеи


^ 14. Для какого народа Северной Америки характерно мотыжное земледелие?

а) ирокезы

б) алеуты

в) тлинкиты


15. У какого народа Америки существовала государственность?

а) ацтеки

б) бороро

в) апачи


^ 16. Кто из народов Поволжья исповедовал ламаизм?

а) калмыки

б) марийцы

в) башкиры


17.Что являлось элементом южнорусского комплекса женской одежды?

а) понева

б) сарафан

в) шабур


^ 18. В каком регионе проживают монголы?

а) Восточная Азия

б) Передняя Азия

в) Средняя Азия


19. Для какого народа характерна религия синто?

а) японцы

б) якуты

в) папуасы


^ 20. Какая религия является преобладающей для населения Саудовской Аравии?

а) ислам

б) зороастризм

в) конфуцианство


21. У какого народа распространено почитание медведя?

а) ханты

б) румыны

в) малагасийцы.


22. Как звучало устаревшее название народа манси?

а) вогулы

б) вотяки

в) самоеды


23. Какие народы относятся к хозяйственно-культурному типу тундровых оленеводов?

а) ненцы

б) шорцы

в) казахи


24. У какого народа был развит морской зверобойный промысел?

а) эскимосы

б) алтайцы

в) хакасы.




visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
visshie-funkcii-nervnoj-sistemi-mgu-im-m-v-lomonosova-i-gumanitarnom-institute-dlya-studentov-aspirantov-pedagogicheskih.html
visshie-obrazovatelnie-uchrezhdeniya-gosudarstvennij-doklad.html
visshie-parasimpaticheskie-centri-patofiziologiya-serdechnoj-deyatelnosti-3.html
visshie-sloi-mirozdaniya-k-chitatelyu.html
visshij-arbitrazhnij-sud-rossijskoj-federacii-novoe-v-zakonodatelstve.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-tovarnoj-strategii-magazina.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-sh-thostov-s-p-elshanskij-issledovanie-intraceptivnogo-slovarya-pri-razlichnih-zabolevaniyah-sravnitelnij-analiz.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnogo-predmeta-istoriya-teatralnogo-iskusstva-dopolnitelnoj-predprofessionalnoj-obsheobrazovatelnoj-programmi-v-oblasti-teatralnogo-iskusstva-iskusstvo-teatra.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-filosofskoe-ponimanie-mira-zadachi-i-uprazhneniya-po-filosofii-moskva-2003.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-nadbavok-predlagaemij-komissiej-po-nsot-izhgtu-rabotnikam-izhgtu-dlya-rassmotreniya-analiza-i-podgotovki-predlozhenij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stradanie-svyatih-muchenikov-pavla-i-sestri-ego-iulianii-i-prochih-s-nimi-zhitiya-svyatih-tom-3-mart.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazec-zayavleniya-ob-otkaze-ot-privivok-prilozheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-9-aprelya-2011-goda-xliv-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-stomatologov-stavropolskogo-kraya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/nasir-hosrov-rodnik-zhemchuzhin-persidskotadzhikskaya-klassicheskaya-poeziya.html
  • college.bystrickaya.ru/-v-razmere-945-rublej-kazhdaya-studentam-i-uchashimsya-informacionnij-byulleten-profsoyuza-284-2008-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskaya-televizionnaya-i-radioveshatelnaya-set-stranica-28.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneshekonombank-razvitiya-vremya-novostej-16032006-44-str-7-gosduma-rf-monitoring-smi-16-marta-2006-g.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12-rassledovanie-nachato-chernobil-kak-eto-bilo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3razrabotka-marketingovoj-strategii-kursovaya-rabota-po-kursu-marketing-na-temu-razrabotka-i-obosnovanie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istoriya-i-metodi-issledovaniya-kulturi-dlya-napravleniya-033000-68-kulturologiya.html
  • college.bystrickaya.ru/20132014-ou-zhilina-arnalan.html
  • letter.bystrickaya.ru/nenormirovannij-rabochij-den-st-101-tk.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-kadrovaya-obespechennost-obrazovatelnogo-processa-otchet-o-samoobsledovanii-k-obshestvennoj-akkreditacii.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-virtualnogo-gosudarstva-psihoistoriya-sbornik-statej-za-2010-god-sostavitel.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-iyunya-1942g-partizanskaya-vojna-na-ukraine-dnevniki-komandirov-partizanskih-otryadov-i-soedinenij-19411944.html
  • exam.bystrickaya.ru/vladimir-pershanin-mi-pol-evropi-po-plastunski-propahali-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-010200-68-01-matematicheskoe-i-kompyuternoe-modelirovanie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/494-kultura-potrebitelskij-kompleks-i-predprinimatelstvo-21-byudzhet-i-finansovoe-sostoyanie-predpriyatij-29.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-mashinostroeniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-data-tema-soderzhanie-uchebnogo-materiala-zadanie-14-09-11-znakomstvo-s-uchebnikom-naizust-lyuboe-stih-nie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-detyam-s-dobrim-serdcem-agentstva-socialnoj-informacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/59-spravka-instrukciya-o-poryadke-podgotovki-soglasovaniya-i-utverzhdeniya-organizacionno-rasporyaditelnoj-dokumentacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mihail-ageev-roman-s-kokainom.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-nikolskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-na-2008-2011-uchebnie-godi-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prirodnie-resursi-rossii.html
  • writing.bystrickaya.ru/antichnij-mir-v-tragediyah-sofokla-i-evripida.html
  • literature.bystrickaya.ru/biologicheskij-vozrast-i-pokazateli-zrelosti-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-temi-pismennih-rabot-voprosi-k-zachetu-i-ekzamenu-programma-disciplini-konstitucionnoe-pravo-zarubezhnih-stran.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-biohimii-na-ii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.