.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине Системное программное обеспечение (наименование дисциплины) для специальности(ей)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор-проректор по УР

____________________ С. Я. Королев

«__»________________2007г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине Системное программное обеспечение___________________________

(наименование дисциплины)

для специальности(ей) _23010165 «Вычислительные машины, комплексы,_

(шифр и наименование направления, специальности)

__системы и сети_____

(шифр и наименование направления, специальности)

факультета (ов)___Информационных систем и технологий_________________________

(наименование факультета или структурного подразделения, где осуществляется обучение)


Ульяновск

2007


Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана УлГТУ специальности (направления)__________________________________________

на кафедре Вычислительная техника_______________________________________

(наименование кафедры)

Факультета_^ Информационных Систем и Технологий_____________________________

(наименование факультета, к которому относится кафедра-составитель)


Составители УМК

____ст. преподаватель_____ _________________ Макаров П.С._______


____ доцент, к.т.н_________ _________________ Карпушин А. Н._____

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Фамилия И. О.)


УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры _______________________

Протокол заседания № ___от «__»___ 200_ г.


Заведующий кафедрой

«___»________200__г. _________________ Соснин П.И._______

(подпись) (Фамилия И. О.)


СОГЛАСОВАНО:


Декан _____ФИСТ________________________ _______________ Шишкин В.В.__

(где осуществляется обучение по специальности (направлению) (подпись) ФИО

«___»__________________200_г.


Декан (Директор СП УлГТУ) _________ факультета_______________ ______________

(где осуществляется обучение по специальности (направлению) (подпись) ФИО

«___»__________________200_г.


Заведующий кафедрой _Вычислительная техника_ ______________ Соснин П.И.___

(выпускающей специальность (направление) (подпись) ФИО

«___»__________________200_г.


Директор СП УлГТУ ________________________ _______________ ______________

(выпускающей специальность (направление) (подпись) ФИО

«___»__________________200_г.


Председатель НМК факультета ________________ _______________ ______________

(где преподается дисциплина) (подпись) ФИО

«___»__________________200_г.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине _Системное программное обеспечение___________________

(наименование дисциплины)


СОСТАВ КОМПЛЕКСА


1. Раздел «РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ»

1.1.1. Рабочая программа для очной формы обучения (___ стр.)

1.1.2. Листы дополнений и изменений в рабочей программе
для очной формы обучения (___ стр.)

1.2.1. Рабочая программа для заочной формы обучения (___ стр.)

1.2.2. Листы дополнений и изменений в рабочей программе
для заочной формы обучения (___ стр.)




2. Раздел «КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД»

2.1. Карта обеспеченности на 2006/2007 учебный год (___ стр.)

2.2. Карта обеспеченности на 2007/2008 учебный год (___ стр.)


3. Раздел «БАНКИ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ВОПРОСОВ (ТЕСТОВ) ПО ОТДЕЛЬНЫМ МОДУЛЯМ И В ЦЕЛОМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ»

3.1. Титульный лист ( 1 стр.)

3.2. Спецификация БТЗ (___ стр.)

3.3. Акт проведения пробного тестирования (___ стр.)

3.4. Заключение кафедры (___ стр.)

3.5. Выписка из протокола заседания ученого совета факультета (___ стр.)

3.6. Распечатка БТЗ (___ стр.)

3.7. Электронный носитель с БТЗ в формате *.ast (один оптический диск CD-RW)

3.8. Выписка из единого реестра БТЗ университета
о регистрации БТЗ дисциплины (___ стр.)


4. Раздел «КОМПЛЕКТ(Ы) ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ»

4.1. Комплект экзаменационных билетов для шестого семестра (27 билетов)

4.2. Комплект экзаменационных билетов для седьмого семестра (32 билета)


5. Раздел «ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ» (___ стр.)


6. Раздел «МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ» (___ стр.)


7. Раздел «ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ» (___ стр.)


8. Раздел «ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ИЗДАННЫХ СОТРУДНИКАМИ УНИВЕРСИТЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ» (___ стр.)


Раздел 1 УМК


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ






УТВЕРЖДАЮ:

Декан _____ФИСТ___

(руководитель структурного подразделения)

(в состав которого входит кафедра-составитель)


_____ В.В.Шишкин ____ И. О. Фамилия

«__»______________2007г.



^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


дисциплины ______________Системное программное обеспечение________________

(наименование дисциплины)

по направлению (специальности) __23010165 «Вычислительные машины, комплексы,_

(шифр и наименование направления, специальности)

__системы и сети__________________________________________________________


Факультет __Информационных систем и технологий____________________________

(наименование факультета, где осуществляется обучение по направлению, специальности)


Форма обучения _______очная_______ Блок дисциплин __СД_____________________

(ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ФТД)



^ Всего учебных занятий,

(в академических часах)

в том числе:

аудиторных, из них:

лекций

лабораторных

практических (семинарских)

самостоятельных

172


_____


_____

_____

_____










Отчетность

Курсовая работа

Экзамен


7 семестр

7 семестр












Ульяновск

2007

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана УлГТУ
специальности 23010165 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» на кафедре «Вычислительная техника» факультета информационных систем и технологий (ФИСТ).


Составители рабочей программы

_____ст. преподаватель__ _________________ ____Макаров П.С.____


_____доцент, к.т.н.______ _________________ ____Карпушин А.Н.___

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Фамилия И. О.)


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры ___________________________

Протокол заседания № ___от «__»___ 2007 г.


Заведующий кафедрой

«___»________2007г. _________________ ____^ Соснин П.И._____

(подпись) (Фамилия И. О.)


Согласовано с научно-методической комиссией факультета ИСТ


Председатель научно-методической комиссии


«___»________2007г. _________________ ___________________

(подпись) (Фамилия И. О.)


Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 654600  Информатика и вычислительная техника:


Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов

СД.05

^ Системное программное обеспечение:

Пользовательский интерфейс операционной среды; управление задачами; управление памятью; управление вводом-выводом; управление файлами; пример современной операционной системы; программирование в операционной среде; ассемблеры; мобильность программного обеспечения; макроязыки; трансляторы; формальные языки и грамматики, типы грамматик; вывод цепочек; конечный и магазинный автоматы, распознаватели и преобразователи, построение автомата по заданной грамматике; структура компиляторов и интерпретаторов, лексический, синтаксический и семантический анализаторы, генератор кода; распределение памяти, виды переменных; статическое и динамическое связывание; загрузчики; функции загрузчика; настраивающий и динамический загрузчики; подключение библиотек.

170



1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе


1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Конкретизируются цели и задачи, установленные ГОС ВПО дисциплины, а также имеющие междисплинарный характер (или связанные с задачами воспитания), которые должны быть соотнесены с общими целями основной образовательной программы и квалификационными характеристиками специалиста.

Следует указать, в какой степени изучение дисциплины служит целям формирования мировоззрения, развития интеллекта, инженерной эрудиции, формирования компетенций.


^ 1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе

Кратко характеризуется значение дисциплины в процессе формирования фундаментальных и прикладных знаний специалиста данного профиля, обосновывается важность изучения наиболее существенных разделов как составляющей части единого процесса изучения всех учебных дисциплин.


^ 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Перечисляются дисциплины, которые обеспечивают успешное изучение данного курса, при этом преимущественно следует учитывать влияние прямых связей. Из рабочих программ всех обеспечивающих дисциплин следует выделить разделы, на которые будет опираться изложение и изучение данного курса, составить соответствующий перечень тем, указав при этом необходимый уровень их усвоения и обратив особое внимание на непрерывность математической, экономической и компьютерной подготовки.

Примечание. Сформулировав требования к уровню подготовки студентов по выделенным разделам предыдущих дисциплин, целесообразно обсудить их с преподавателями этих дисциплин и предложить ряд задач, упражнений, ситуаций, позволяющих увязать материал предшествующих дисциплин с данным курсом, использовать входной тестовый контроль.


^ 1.4. Связь с последующими дисциплинами

Необходимо назвать дисциплины, для успешного изучения которых необходима данная дисциплина, независимо от того, в каком семестре они изучаются, указать наиболее важные разделы данной дисциплины для понимания и усвоения последующих учебных дисциплин.

Примечание. Для обеспечения связей с последующими дисциплинами необходимо обсудить и учесть пожелания преподавателей и кафедр, представленные в соответствии с содержанием дисциплины. После чего проинформировать заинтересованные стороны о принятых решениях.


^ 2. Требования к уровню освоения дисциплины


Требования к уровню освоения дисциплины раскрываются на основе изложения требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть студенты. Например, используя следующую форму:

в результате изучения дисциплины:


^ 3. Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план дисциплины


Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам составляется в соответствии с учебным планом. При этом может быть использована форма табл. 1.


Таблица 1

Распределение видов и часов занятий по семестрам


Вид занятий

Количество часов в семестр

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Лекции

Лабораторные работы

Практические

(семинарские) занятия

Самостоятельная работа, в т. ч.

- курсовой проект (работа)

- контрольная работа

- экзамен (сем.)

- зачет (сем.)

Итого

































Тематический план изучения дисциплины оформляется в виде таблицы (например, по форме табл. 2) и информирует о распределении объема часов видов учебной работы по темам учебной дисциплины.


Таблица 2








Наименование разделов



Количество часов



Всего

часов

Аудиторных

Самостоятельных (в т.ч. контроль
СРС*)


Лекции

Практ. (сем.) занятия

Лабораторные

работы

1

Обзор COM-технологии, технологии распределнных вычислений MIDAS, ADO, CORBA
















2

Основы теории формальных языков

8













3

Трансляторы, интерпретаторы, компиляторы

2




2







4

Этапы трансляции

6




14







Итого часов











* СРС – самостоятельная работа студентов.


^ 4. Содержание дисциплины


4.1. Теоретический курс


Таблица 3

Теоретический курс


Раздел, тема учебной дисциплины,
содержание темы

Номер

лекции

Количество часов

лекции

СРС

1

2

3

4


Раздел 1.


Тема 1.1 Обзор COM-технологии

1.1.1. Предыстория создания COM. Проблемы, решаемые с помощью COM-технологии

1.1.2. Принципы работы COM-технологии
1.1.3. Библиотеки типов. Понятие о раннем и позднем связывании.

1.1.4. Основные спецификации COM


Тема 1.2 Использование OLE-документов в приложениях


1.2.1. Применение TOleContainer
1.2.2. Хранение OLE-объектов в базах данных
1.2.3. Вызовы методов серверов OLE-документов


Тема 1.3. Создание элементов управления ActiveX с помощью Delphi и C++Builder


1.3.1. Что такое ActiveX

1.3.2. Создание элементов управления ActiveX на основе VCL-компонентов
1.3.3. Создание страниц свойств. Тестирование элементов ActiveX
1.3.4. Создание активных форм
1.3.5. Поставка ActiveX через Web. Вопросы безопасности


Тема 1.4. Создание серверов и контроллеров автоматизации


1.4.1. Понятие об автоматизации
1.4.2. Создание клиентов автоматизации. Управление приложениями MS Office из Delphi-приложений.
1.4.3. Использование других серверов автоматизации. Серверы автоматизации ADO.
1.4.4. Создание и тестирование серверов автоматизации


Тема 1.5. Организация удаленного доступа к серверам автоматизации


1.5.1. Различные технологии организации удаленного доступа к COM-серверам. Различные концепции безопасности при удаленном доступе.
1.5.2. Назначение, настройка и использование DCOM
1.5.3. Использование сокетов
1.5.4. Использование протокола HTTP


Тема 1.6. Технология распределенных вычислений: общие вопросы


1.6.1. Типичные проблемы информационных систем и способы их решения
1.6.2. Как устроена распределенная система
1.6.3. Серверы функциональности и их клиенты. Типы серверов функциональности. Серверы доступа к данным и мониторы транзакций.
1.6.4. Специализированные сервисы middleware
1.6.5. Регистрационные базы данных. Регистрация сервисов и серверов
1.6.6. Как взаимодействуют клиент и сервер. Понятие о маршалинге, вызове удаленных процедур и IDL
1.6.7. Различные технологии распределенных вычислений (COM, CORBA, DCE). Их реализация в продуктах Inprise
1.6.8. Реализация распределенных вычислений с помощью ADO и RDS: основные концепции


Тема 1.7. Создание COM-серверов доступа к данным с использованием Borland MIDAS


1.7.1. Что такое MIDAS. Когда следует выбирать MIDAS в качестве технологии распределенных вычислений?
1.7.2. Создание COM-серверов доступа к данным
1.7.3. Понятие о "stateless code" и "stateless objects". Различные способы реализации серверных объектов


Тема 1.8. Создание "тонкого" клиента с использованием сокетов


1.8.1. Способы осуществления соединения с сервером
1.8.2. Создание интерфейса клиентского приложения
1.8.3. Что представляет собой компонент TClientDataSet
1.8.4. Тестирование сервера и клиентского приложения
1.8.5. Создание "тонких" Windows-клиентов с помощью MIDAS


Тема 1.9. Использование активных форм


1.9.1. Создание клиентских приложений в виде активных форм. Их преимущества и недостатки
1.9.2. Поставка активных форм через Web
1.9.3. Некоторые нюансы настройки браузеров при использовании активных форм


Тема 1.10. Briefcase model


1.10.1. Что такое briefcase model
1.10.2. Использование MIDAS в однозвенных и двухзвенных системах


Тема 1.11. Многопользовательская обработка данных


1.11.1. Многопользовательская обработка данных в распределенных системах
1.11.2. Аутентификация пользователей в распределенных системах


Тема 1.12. Другие проблемы обработки данных в MIDAS


1.12.1. Поддержка ссылочной целостности данных
1.12.2. Использование DCOM, HTTP и сокетов
1.12.3. Организация баланса загрузки серверов и устойчивости к сбоям
1.12.4. Некоторые проблемы при использовании MIDAS и способы их решения


Тема 1.13. ADO и распределенные вычисления


1.13.1. Создание серверов доступа к данным с помощью RDS
1.13.2. Реализация Briefcase model с помощью ADO


Тема 1.14. Создание объектов Microsoft Transaction Server


1.14.1. Обзор MTS. Требования к объектам MTS
1.14.2. Создание простейших объектов MTS. Коллективное использование ресурсов. Stateless objects и stateless code.
1.14.3. Установка и администрирование объектов MTS . Отладка объектов MTS.
1.14.4 Создание объектов MTS для управления распределенными транзакциями. Использование BDE и ADO в объектах MTS.


Тема 1.15. Использование CORBA в Delphi. Понятие о сервисах CORBA


1.15.1. Создание серверов доступа к данным и клиентских приложений с помощью Delphi
1.15.2. Понятие о stub- и skeleton-объекта
1.15.3. Создание серверов функциональности
1.15.4. Назначение Smart Agent. Осуществление баланса загрузки с помощью Visibroker Smart Agent
1.15.5. Раннее и позднее связывание
1.15.6. Репозитарии интерфейсов и реализаций. Использование Object Activation Daemon.


Тема 1.16. Создание CORBA-приложений с помощью C++Builder



1.16.1. Создание серверов функциональности, переносимых на другие платформы
1.16.2. Создание Windows-клиентов и переносимых клиентов


Тема 1.17. Поставка распределенных приложений и вопросы лицензионной политики


1.17.1. Поставка серверов доступа к данным и клиентских приложений
1.17.2. Поставка CORBA-приложений
1.17.3. Лицензионная политика Inprise при поставке серверов доступа к данным и клиентских приложений

Тема 1.18. Создание Web-приложений


1.18.1. Компоненты для создания Web-приложений. Создание простейшего приложения
1.18.2. Создание форм и обработка пользовательского ввода
1.18.3. Использование баз данных в Web-приложениях
1.18.4. Создание ASP-серверов.


Тема 1.19. Создание WebMIDAS-клиентов. Использование XML


1.19.1. Компоненты InternetExpress
1.19.2. Создание WebMIDAS-клиентов. Проблемы при их создании и способы их решения


Раздел 2.


Тема 2.1. Основы теории формальных языков

2.1.1. Основные понятия и определения. Определения основных понятий теории формальных языков.

2.1.2. Способы задания схем грамматик. Форма Бэкуса-Наура, итерационная форма, синтаксические диаграммы.

2.1.3. Классификация грамматик и языков. Классификация грамматик по виду их правил вывода (по Хомскому). Соотношения между типами грамматик и языков. Примеры грамматик и языков.


Тема 2.2 Построение грамматик

2.2.1. Рекомендации по построению грамматик. Способ выделения структуры заданного множества цепочек. Примеры отображений структуры цепочек в правила грамматики.

2.2.2. Грамматики, описывающие основные конструкции языков программирования. Примеры грамматик для описания списков, целых без знака, идентификаторов, арифметических выражений, описаний, последовательностей операторов присваивания, условных операторов и операторов цикла.


Тема 2.3. Распознавание цепочек

2.3.1. Разбор цепочек. Основные понятия и определения, связанные с разбором по КС-грамматикам. Дерево вывода.

2.3.2. Разпознаватели. Определение, общая схема распознавателя. Классификация распознавателей по видам считывающего устройства, видам устройства управления, видам внешней памяти, по типам языков.

2.3.3. Задача разбора. Обобщённая постановка задачи разбора цепочек.


Тема 2.4. Автоматные грамматики и конечные автоматы.

2.4.1. Алгоритм разбора для леволинейных грамматик. Общее представление алгоритма. Возможные ситуации при работе алгоритма. Недетерминированность разбора. Таблица разбора. Диаграмма состояний.

2.4.2. Алгоритм разбора по диаграмме состояний. Общее представление алгоритма. Возможные ситуации при работе алгоритма. Конечные автоматы. Определение языков при помощи конечных автоматов. Написание анализатора для регулярной грамматики по диаграмме состояний.

2.4.3. Недетерминированный разбор. Недетерминированные конечные автоматы. Алгоритм построения детерминированного конечного автомата по недетерминированному. Пример работы алгоритма.

2.4.4. Минимизация конечных автоматов. Недостижимые состояния. Разбиение на классы эквивалентности. Пример минимизации конечного автомата.


Раздел 3.


Тема 3.1. Трансляторы, интерпретаторы, компиляторы

3.1.1. Трансляторы. Определение, виды программ, задействованных в работе транслятора. Общая схема работы транслятора.

3.1.2. Компиляторы. Определение, отличия от трансляторов, происхождение термина, результирующая программа компилятора.

3.1.3. Интерпретаторы. Определение, отличия от трансляторов. Особенности построения, преимущества

и недостатки по сравнению с компиляторами.

3.1.4. Назначение трансляторов. Интерпретаторов, компиляторов. Примеры реализации. История и назначение создания, примеры компиляторов и интерпретаторов.

3.1.5. Многопроходные и однопроходные компиляторы. Фазы компиляции, понятие прохода компилятора, распределение фаз компиляции по проходам.


Раздел 4.


Тема 4.1. Лексический анализ

4.1.1. Таблица идентификаторов. Назначение, особенности построения. Состав информации, хранимой в таблице идентификаторов, принцип работы компилятора с таблицами идентификаторов. Способы организации таблиц идентификаторов и поиска в них. Бинарное дерево. Хэш-функции и хэш-адресация. Метод цепочек. Комбинированные методы построения таблиц идентификаторов

4.1.2. Основные понятия лексического анализа. Лексемы, назначение лексического анализа. Причины наличия лексических анализаторов (сканеров) в компиляторах. Соотношение с синтаксическим анализом, последовательный и параллельный варианты их взаимодействия.

4.1.3. Принципы построения лексических анализаторов. Действия выполняемые сканерами. Выделение границ лексем.


Тема 4.2. Синтаксический и семантический анализ

4.2.1. Грамматики для описания синтаксиса языков программирования. Определение и классификация грамматик предшествования. Отношения предшествования. Грамматики простого предшествования. Алгоритм «сдвиг-свёртка» для грамматик простого предшествования. Грамматики операторного предшествования. Алгоритм «сдвиг-свёртка» для грамматик операторного предшествования. Пример построения распознавателя для грамматики операторного предшествования.

4.2.2. Общий алгоритм работы синтаксического анализатора. Общее представление алгоритма. Пример построения множеств крайних левых и крайних правых символов. Пример построения матрицы предшествования. Пример построения дерева вывода.

4.2.3. Семантический анализ. Контекстные условия. Примеры контекстных условий. Проверка контекстных условий.


Тема 4.3. Генерация кода

4.3.1. Основные понятия. Объектный код. Оптимизация программ. Преимущества и недостатки оптимизации. Основные категории оптимизирующих преобразований. Линейные участки программы.

4.3.2. Алгоритмы генерации объектного кода. Формы внутреннего представления синтаксических конструкций в компиляторе – тетрады, триады, обратная польская запись, команды ассемблера. Виды узлов дерева вывода. Построение ассемблерного кода по дереву вывода. Построение списка триад по дереву вывода.

4.3.3. Оптимизация объектного кода. Свёртка объектного кода. Алгоритм свёртки триад. Пример работы алгоритма свёртки триад. Лишние операции. Числа зависимости. Алгоритм исключения лишних операций. Пример работы алгоритма исключения лишних операций.

4.3.4. Общий алгоритм генерации и оптимизации объектного кода. Последовательность действий при генерации и оптимизации объектного кода. Преобразование триад в команды ассемблера.


Тема 4.4. Проектирование трансляторов

4.4.1. Инструментальные средства проектирования трансляторов. Общие принципы работы. Использование инструментов lex, yacc, Bison, GOLD, ANTLR.












^ 4.2. Практические (семинарские) занятия

Практические (семинарские) занятия по дисциплине «Системное программное обеспечение» учебным планом не предусмотрены.


^ 4.3. Лабораторные занятия

Программа лабораторных занятий должна содержать:

- перечень наименований лабораторных работ;

- номера разделов и тем дисциплины, которым соответствует каждая лабораторная работа;


- продолжительность каждой из перечисленных работ в часах;

- формы контроля выполнения работ (коллоквиум, отчет, … ).

Для представления программы лабораторных работ может быть использована форма табл. 5.


^ Таблица 5

Лабораторные работы


Номер лаб. работы


Наименование лабораторной
работы

Номер

раздела,
тема дисциплины

Формы
контроля выполнения работы

Объем в часах

Ауди-торных

СРС

1

Внешний сервер и контроллер автоматизации




Отчёт,

Демонстрация программы


4


2

2

Использование внешних серверов автоматизации MS Excel и MS Word




Отчёт,

Демонстрация программы


4


2

3

Создание плагинов для своего программного продукта




Отчёт,

Демонстрация программы


4


2

4

Использование SMART-TAGS




Отчёт,

Демонстрация программы


4


2

5

Программирование для PocketPC




Отчёт,

Демонстрация программы


4


2

6

Организация таблицы идентификаторов




Отчёт,

Демонстрация программы


4


2

7

Проектирование лексического анализатора




Отчёт,

Демонстрация программы


4


2

8

Построение простейшего дерева вывода




Отчёт,

Демонстрация программы


4


2

9

Проектирование трансляторов

.

Отчёт,

Демонстрация программы


4


2



^ 4.4. Курсовой проект (работа)

Характеризуя курсовой проект (работу), следует раскрыть его цель, указать примерную тематику, примерные объемы пояснительной записки и графической части, время на выполнение, предусмотренное учебным планом.

Курсовой проект (работа), планируемое на него время и сроки выполнения также отражается в табл. 6 раздела 4.5.


^ 4.5. Самостоятельная работа студентов

В этом разделе должен быть отражен перечень примерных контрольных вопросов и заданий для СРС с указанием номеров разделов и тем учебной программы, к которым они относятся, сроки выполнения, а также объём СРС в академических часах (на каждый контрольный вопрос или задание).

Следует указать все конкретные виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, используемые при изучении студентами данной дисциплины, их содержание и объем, а также используемые формы контроля СРС. Программа СРС может быть приведена в виде табл. 6 (куда, в том числе, сводится информация из таблиц 3-5). При этом следует иметь в виду, что суммарный объем часов СРС должен соответствовать объему самостоятельных часов, указанному на титульном листе рабочей программы дисциплины.


Таблица 6

Программа самостоятельной работы студентов


Номера
разделов и тем дис-
циплины



Виды СРС

Сроки выполнения

Формы конт-роля

СРС



Объём,
часов

1

2

3

3

4



Аудиторная СРС (не путать с аудиторными занятиями, поскольку аудиторная СРС входит в часы самостоятельных занятий студентов) может включать, например, использование специализированных дисплейных классов для выполнения отдельных видов СРС, тестирование и др.


Внеаудиторная СРС включает, в частности, следующие виды деятельности:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- написание рефератов;

- выполнение расчетно-графических домашних заданий;

- решение задач и упражнений;

- подготовку к выполнению и сдаче лабораторных работ;

- подготовку к коллоквиумам, зачетам и экзаменам;

- выполнение курсовых проектов (работ);

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам (тестам);

- выполнение переводов с иностранных языков и др.


Примечание к разделу 4. Если учебным планом какой-то вид занятий не предусмотрен, то для сохранения рубрикации, принятой в рабочей программе, должна быть произведена запись, например: «4.3. Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены».


^ 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


5.1. Перечень рекомендуемой литературы


Основная литература:


1. Льюис Ф., Розенкранц Д., Стирнз Р. Теоретические основы проектирования компиляторов.  М: Мир, 1979.

2. Ахо А., Ульман Дж. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции.  М: Мир, 1978.  т.1, 612с. – т.2, 487с.

3. Пратт Т. Языки программирования. Разработка и реализация.  М: Мир, 1979.

4. Вайнгаартен Ф. Трансляция языков программирования.  М.: Мир, 1977.  190 с.

5. Гордеев А.В., Молчанов А.Ю. Системное программное обеспечение.  СПб.: Питер, 2001. ­ 736 с.

6. Рейуорд-Смит В.Дж. Теория формальных языков. Вводный курс: Пер. с англ. – М.:Радио и связь, 1988. – 128с.:ил.


Дополнительная литература:


7. Донелли Ч., Столлмен Р. Bison: Генератор синтаксических анализаторов, совместимых с YACC [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.gnu.org.ru/.

8. Генератор программ синтаксического анализа yacc [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.lib.ru/MAN/DEMOS210/yacc.txt.

9. Генератор программ лексического анализа lex [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.lib.ru/MAN/DEMOS210/lex.txt.

10. Stephen C. Johnson. Yacc: Yet Another Compiler-Compiler [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://dinosaur.compilertools.net/yacc/index.html.

11. Костельцов А.В. Построение интерпретаторов и компиляторов: Использование программ Bison, Byacc, Zubr.  М: Наука и техника, 2001.  224.

12. Волкова И.А., Руденко Т.В. Формальные языки и грамматики. Элементы теории трансляции. – М.:Диалог-МГУ, 1999. – 62с.

13. Ахо А., Сети Р., Ульман Дж. Компиляторы: принципы, технологии и инструменты.: Пер. с англ. – М.:Издательский дом “Вильямс”, 2001. – 768с.:ил.

14. Креншоу Д. Пишем компилятор [Электронный ресурс].  Режим доступа: ftp://vt.ustu/pub/discip/spo/2004/books/krenshaw.pdf.

15. Серебряков В.А., Галочкин М.П. Основы конструирования компиляторов.  М: МГУ, 1999 г.  191 с.


^ 5.2. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя должны указывать на средства, методы обучения, способы и рекомендуемый режим учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно (могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины). Рекомендации должны учитывать Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся вуза.

В этом разделе должен быть также приведен перечень фактически используемых в учебном процессе обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, комплектов диапозитивов и плакатов, демонстрационных установок, программ обеспечения мультимедиа, раздаточного материала (с указанием его наименования и количества) и другие средства обеспечения освоения дисциплины.

Примечание. Инновационная составляющая методических рекомендаций для преподавателя более подробно отражается в разделе «Инновации в преподавании дисциплины» УМК дисциплины (см. раздел 8 настоящих указаний).


^ 5.3. Методические рекомендации студентам


Методические рекомендации для студентов должны раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, в том числе и самостоятельной (могут оформляться в виде приложений к рабочей программе дисциплины). Методические указания и материалы студентам должны формироваться с учетом Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся вуза.

Необходимо привести перечень имеющихся методических указаний (в том числе и в электронной форме, при условии их официальной регистрации):

- к проведению практических (семинарских) занятий и коллоквиумов;

- к лабораторным занятиям (при этом должно быть раскрыто методическое обеспечение каждой лабораторной работы);

- к различным видам самостоятельной работы студентов, используемым при освоении дисциплины, в частности, к выполнению курсовых проектов (работ).

Перечень оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003. Например: Исследование евклидовых и аффинных преобразований цифровых изображений: методические указания к лабораторной работе по курсу «Цифровая обработка изображений» / сост. : А. Г. Ташлинский, Г. Л. Минкина. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 24 с.


Примечание. Изданные методические указания по дисциплине для данной формы обучения могут быть добавлены в качестве приложений к разделу «Перечень методических указаний для различных форм учебных занятий по дисциплине» УМК дисциплины, где приводится перечень методических указаний по дисциплине для всех форм обучения (см. раздел 6 настоящих методических указаний).


^ 6. Формы и методика текущего, промежуточного и итогового контроля


В этом разделе необходимо раскрыть используемые методику и формы контроля усвоения студентами содержания дисциплины. Должны быть отражены:

- формы контроля практических (семинарских) занятий, лабораторных занятий и усвоения разделов и тем рабочей программы, выделенных для самостоятельного изучения (при этом могут быть использованы ссылки на таблицы соответствующих разделов рабочей программы);

- темы контрольных работ (при их наличии) с указанием раздела и темы дисциплины;

- примерный перечень вопросов к экзамену (зачёту) по всему курсу;

- другие формы контроля, если они используются при изучении данной дисциплины.

Если программой учебной дисциплины предусмотрен экзамен(ы), то должны быть приведены конкретные критерии формирования экзаменационной оценки.

Примечание. Контролирующие тесты по дисциплине с указанием раздела и темы приводятся в разделе «Банки контрольных заданий и вопросов (тестов) по отдельным модулям и в целом по дисциплине» УМК дисциплины (см. раздел 4 настоящих методических указаний).


Раздел 1 УМК


^ ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за ______/______ учебный год


В рабочую программу _____ Системное программное обеспечение__________________

(наименование дисциплины)

для специальности (тей) __23010165 «Вычислительные машины, комплексы,_

(шифр и наименование направления, специальности)

__системы и сети__

_______ очной________________ формы обучения

(очной, очно-заочной, заочной, экстернат)

вносятся следующие дополнения и изменения:





Дополнения и изменения внес

________________________ _________________ ___________________

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Фамилия И.О.)


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ___________

______^ Вычислительная техника__________________________________________

(наименование кафедры)


Зав. кафедрой ___ Вычислительная техника__


«___»________2007г. _________________ ____^ Соснин П.И.__

(подпись) (Фамилия И.О.)


СОГЛАСОВАНО:


Зав. кафедрой __________________________________________________________________

(выпускающей специальность (направление)


«___»________200__г. _________________ ___________________

(подпись) (Фамилия И.О.)


Зав. кафедрой __________________________________________________________________

(выпускающей специальность (направление)


«___»________200__г. _________________ ___________________

(подпись) (Фамилия И.О.)


Раздел 2 УМК


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ____ информационных систем и технологий______________________

(наименование факультета, к которому относится кафедра)

Кафедра _____ Вычислительная техника_________________________________

(наименование кафедры)


^ КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

По дисциплине _____Системное программное обеспечение_______________________

(наименование дисциплины)

по направлению (специальности) _23010165 «Вычислительные машины, комплексы,_

(шифр и наименование направления, специальности)

__системы и сети



Код и
название

специальности (направления )

Форма обучения

Курс

Семестры

Число
студентов

Список литературы

Кол-во

экземпляров

Кол-во экз. на одного обучающегося

1

2

3

4

5

6

7

8

23010165 «Вычислительные машины, комплекы, системы и сети»

Очная


Заочная


Очно-заочная

3


4


4

6


8


7




Основная:

1. Льюис Ф., Розенкранц Д., Стирнз Р. Теоретические основы проектирования компиляторов.  М: Мир, 1979.


2. Ахо А., Ульман Дж. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции.  М: Мир, 1978.  т.1, 612с. – т.2, 487с.


3. Пратт Т. Языки программирования. Разработка и реализация.  М: Мир, 1979.


5


5


9




Всего студентов




Всего экземпляров










Дополнительная:


4. Донелли Ч., Столлмен Р. Bison: Генератор синтаксических анализаторов, совместимых с YACC [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.gnu.org.ru/.


5. Генератор программ синтаксического анализа yacc [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.lib.ru/MAN/DEMOS210/yacc.txt.


6. Генератор программ лексического анализа lex [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.lib.ru/MAN/DEMOS210/lex.txt.











Составитель ____________ ___^ Макаров П.С._ Зав. кафедрой ____________ __Соснин П.И.

(подпись) (Фамилия И. О.) (подпись) (Фамилия И. О.)


Дата составления карты «___»________2007г.


СОГЛАСОВАНО:


Директор библиотеки УлГТУ_______________ ______________

(подпись) (Фамилия И. О.)

«___»________2007г.



virabotka-produkcii-v-naturalnom-ischislenii-razvitie-zavoda-posle-velikoj-oktyabrskoj-socialisticheskoj-revolyucii.html
virabotka-strategii-firmi-s-v-rusakov-strategicheskij-menedzhment.html
virashivanie-opticheskogo-flyuoritaiz-prirodnogo-sirya-razlichnih-mestorozhdenij-kristallogenezis-mineralov-v-sisteme-cao-h2o-co2.html
viravnivanie-obektov-internet-sushestvuet-uzhe-dostatochno-davno-vnachale-eto-bili-prostie-stranichki-teksta-lish.html
virazdel-programmi-dlya-doshkolnikov-s-tyazhelimi-narusheniyami-zreniya.html
virazhenie-blagodarnosti-stranica-32.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-ii-kv-2007-god.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soglashenie-o-vzaimnom-priznanii-i-ekvivalentnosti-dokumentov-o-srednem-obshem-obrazovanii-nachalnom-professionalnom-i-srednem-professionalnom-specialnom-obrazovanii.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-vzletov-i-posadok-na-visokogornih-ploshadkah-instrukciya-ekipazhu-vertoleta-mi-2-izdanie-4-e-dopolnennoe.html
  • bukva.bystrickaya.ru/principi-prozi-hh-veka.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodologiya-i-metodika-sociologicheskih-issledovanij.html
  • report.bystrickaya.ru/harakteristika-ponyatiya-stil-modern-v-iskusstve.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-laboratorno-prakticheskogo-zanyatiya-mehanicheskaya-kulinarnaya-obrabotka-ribi-prepodavatel.html
  • books.bystrickaya.ru/boroduliha-audanini-2012-zhila-leumettk-ekonomikali-damu-oritindilari-turali-anitama.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mihail-gershtejn-po-tu-storonu-nlo-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/majkl-faradej.html
  • grade.bystrickaya.ru/motivaciya-ucheniya-povedeniya-i-vibora-professii-uchebnik-novogo-veka.html
  • books.bystrickaya.ru/data-obrazovaniya-rajona-13-fevralya-1935-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-chernij-belij-e-i-krasnij-u-zelenij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-i-tehnologiya-otrasli.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-modeli-i-ih-rol-v-sozdanii-sistem-obektnaya-model-odna-iz-osnovnih-problem-pri-sozdanii-bolshih-i-slozhnih-sistem-v-tom-chisle-po-eto-problema-slozhnosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-nikolas-sparks-angel-hranitel.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-po-uchebnoj-discipline-ugolovnoe-pravo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istochnik.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-obshestvoznaniyu-bazovij-uroven.html
  • report.bystrickaya.ru/gou-vpo-nevinnomisskij-gosudarstvennij-gumanitarno-tehnicheskij-institut-kolledzh.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saba-10-kn-cabati-tairibi-hristian-dnn-pajda-bolui.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-razrabotat-biznes-plan-i-opredelit-strategiyu-razvitiya-biznesa-20-glava-voprosi-registracii-subekta-malogo-predprinimatelstva-24-poryadok-registracii-individualnih-predprinimatelej-v-tom-chisle-kfh-24.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vtoroj-zvuk-vavilova-zakon.html
  • report.bystrickaya.ru/himicheskie-faktori-litosferi-uchebnoe-posobie-cheboksari-2012.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-praktikum-ocenka-kachestva-znanij-zadaniya-izmeriteli-po-kursu-himii-8-11-klassov-po-programmam-l-m-kuznecovoj-o-s-gabrielyana-tomsk-2007-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/robert-lyuis-stivenson.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tajna-cheloveka-v-romane-bednie-lyudi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-rostov-na-donu-udk-50075-8-bbk-20ya73-ktk-100-s-13-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prilozhenie-13-22-12-10-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-novie-informacionnie-tehnologii-v-uchebnom-processe-dlya-specialnosti-010701-fizika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istochnik-prava-kak-tekst-problemi-teorii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proishozhdenie-i-znachenie-termina-kultura-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vtoroj-i-posleduyushie-urovni-mezhgosudarstvennij-sovet-po-standartizacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kulturologicheskoe-strani-izuchaemogo-yazika-etiket-kultura-rechi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-kachestvom-stranica-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.