.RU

Учебно-методический комплекс для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче кандидатского экзамена




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»


ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Часть I. Общие философские проблемы науки


Учебно-методический комплекс

для подготовки соискателей и аспирантов

к сдаче кандидатского экзамена


Уфа 2009

1. Цели и задачи дисциплины


Цель дисциплины – стимулирование потребности к философским оценкам становления и развития наук, подготовка к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.

^ Основные задачи курса:

– способствовать созданию у аспирантов и соискателей целостного понимания предмета и основных концепций современной философии науки;

– помочь аспирантам и соискателям в осмыслении места и роли науки в культуре современной цивилизации;

– содействовать формированию и развитию у аспирантов и соискателей философского подхода к проблеме возникновения науки и основных стадий ее исторической эволюции;

– сформировать у аспирантов и соискателей конкретные представления о структуре и динамике научного знания;

– добиться постижения аспирантами и соискателями научных традиций и научных революций, типов научной рациональности;

– охарактеризовать аспирантам и соискателям особенности современного этапа развития науки;

– представить аспирантам и соискателям науку в качестве социального института, развивающегося в определенном социокультурном контексте.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


После изучения истории и философии науки аспиранты и соискатели должны:

иметь представления:

– о своеобразии философии и науки, их месте и роли в культуре и цивилизации;

– о научных, философских, художественно-образных, мифологических, религиозных и мистических картинах мира;

– о многообразии форм человеческого знания;

– об особенностях функционирования знания в современном обществе;

– о главных проблемах становления и развития науки в историческом, философском и методологическом аспектах;

знать:

– предмет и основные концепции современной философии науки;

– место и роль науки в культуре современной цивилизации;

– формирование науки и основные этапы ее исторической эволюции;

– структуру и динамику научного знания;

– проблему научных традиций и научных революций, классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности;

– сущность и специфику современного этапа развития науки;

– особенности науки как социального института;

владеть:

– основами и спецификой философского мышления;

уметь:

– объяснять феномен философии и науки;

– использовать методологию и методы научного исследования;

– логично излагать результаты научных исследований и приобретать новые знания с опорой на философские методы;

– работать с первоисточниками, использовать их при написании реферата по истории науки, а также при подготовке к семинарским занятиям;

– применять критический подход в оценке и анализе различных научных гипотез, концепций, теорий и парадигм.

Изучение дисциплины «История и философия науки» осуществляется в виде чтения лекций, проведения семинарских занятий, написания аспирантами и соискателями реферата по истории науки, их работы над первоисточниками и учебной, монографической литературой и завершается сдачей кандидатского экзамена.


  1. Содержание тем дисциплины


Раздел I. Общие проблемы философии науки


Тема 1. Предмет и основные концепции философии науки

Понятие философии науки. Место и роль науки в современной культуре и цивилизации. Наука как тип мировоззрения, особый вид познавательной деятельности, конкретное и доказательное знание, производительная и социальная сила общества, форма общественного сознания, академическая, отраслевая и вузовская система, определенный социальный институт. Основные аспекты изучения науки в философии науки. Соотношение между историей, методологией и философией науки.

Проблема разграничения естественнонаучного и социально-гу­манитарного научного знания. Социально-гуманитарное и научное социально-гуманитарное знание. Философия науки как своеобразное самосознание науки. Предпосылки возникновения философии науки.

Исторические этапы философии науки (классический позитивизм; эмпириокритицизм; неопозитивизм). О. Конт (1798-1857), Д.С. Милль (1806-1873) и Г. Спенсер (1820-1903) как представители классического позитивизма. Их взгляды на науку. Эмпириокритицизм Э. Маха (1838-1916) и Р. Авенариуса (1843-1896). Сущность и особенности неопозитивизма М. Шлика (1882-1936), Р. Карнапа (1891-1970), Л. Витгенштейна (1889-1951) и Б. Рассела (1872-1970). Конвенционализм Ж.А. Пуанкаре (1854-1912) и П. Дюгема (1861-1916). Феноменология Э. Гуссерля (1859-1938). Постпозитивизм К. Поппера (1902-1994), Т. Куна (1922-1996), П. Фейерабенда (1924-1994), Ст. Тулмина (1922-1997) и И. Лакатоса (1922-1974). Отечественная философия науки во второй половине XX – нач. XXI вв.


^ Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

Соотношение науки, культуры и цивилизации. Описательная, аксиологическая, деятельностная, информационная и личностная концепции культуры. Три подсистемы культуры: технологическая, официальная и идеологическая. Основания и типы культуры. Понятие цивилизации. Традиционные и техногенные типы цивилизации. Аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации. Отождествление и разграничение культуры и цивилизации.

Ценности научной рациональности. Становление рациональности в античности. Трактовка рациональности в средневековье, в эпоху Возрождения и в Новое время. Главные ценности классической, неклассической и постнеклассической науки. Пределы научной рациональности.

Наука и философия: общее и различия. Специфика понятийного аппарата философии и науки. Научность и ненаучность философии. Практическая значимость философии. Перспективы взаимодействия философии и науки.

Наука и искусство: общее и различия. Искусство как надэмпирическая трансляция человеческого опыта при помощи художественных образов. Искусство и личностные смыслы жизни человека и общества. Логика искусства и его этнический аспект. Эстетика и искусство.

Наука и мифология. Логика науки и мифа. Антропоморфизм, символизм и синкретичность мифологии, ее влияние на процесс становления науки и философии.

Наука и религия. Научное знание и религиозная вера. Проблема авторитета в науке и религии. Религия как основание классической науки. Перспективы взаимоотношений религии и науки.

Наука и мистика. Знание как сила: научный и мистический аспекты. Наука и мистика как формы духовной практики. Проблема происхождения и гармонии мира и человека в мистике и науке. Мистика и наука: попытка прогноза.

Роль науки в современном образовании, формировании и воспитании индивида, личности и индивидуальности. Негативные явления в современном образовательном и воспитательном процессе и пути их преодоления.

Функции науки. Культурная и технологическая функции науки. Наука как фактор социальной регуляции. Наука как непосредственная производительная сила. Социальная функция науки. Производство истинного знания и проективно-конструктивная функция науки.


^ Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука. Землемерие. Египетская математика. Строительное искусство. Анатомия, медицина, изобретение письменности в Древнем Египте. Египетская астрономия.

Античная наука. Рационализация мышления. Логика и диалектика. Евклидова геометрия. Феномен несоизмеримости. Учение Архимеда. Проблема математического доказательства. Античная наука о противоречивости физического мира. Диалектика Гераклита и Зенона. Софистика. Атомистика. Идея гармонии, симметрии и упорядоченного космоса. Формальная логика Аристотеля. Геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея. Медицина Гиппократа и Галена.

Развитие логического мышления в средневековье. Интеллектуальная провокация Тертуллиана. А. Августин как представитель ранней патристики. Христианский мыслитель Псевдо-Дионисий Ареопагит. Схоластика. Ансельм Кентенберийский о разумных и божественных истинах. П. Абеляр о разграничении веры и знания. Учение Ф. Аквинского как вершина схоластического миропостижения. Особенные формы средневекового знания. Понятие «натуральная магия», алхимия.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа – Р. Гроссетест, Р. Бэкон, У. Оккам.

Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители – Н. Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс, Леонардо да Винчи.

Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Возникновение новоевропейской науки: Н. Коперник, Г. Галилей и И. Ньютон. Формирование технических наук. Различия между естественными и техническими науками.


^ Тема 4. Структура научного знания

Классификация наук. Точные, естественные, технические, гуманитарные и общественные науки.

Классификация наук в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта, В.Н. Татищева, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Анри де Сен-Симона,
О. Конта, Ф. Энгельса, В. Дильтея, В. Виндельбанда, Г. Риккерта.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии науки. Эмпирический уровень: наблюдение, сравнение и эксперимент. Факты, индукция, история и философия индуктивных наук. Теоретический уровень научного знания. Аксиоматический метод. Метод идеализации. Гипотетико-дедуктивный метод. Вопрос, проблема, гипотеза, концепция, теория, идея и парадигма как стадии порождения и обоснования нового знания в науке. Критерии научности. Три их основные группы: критерии группы «А», критерии группы «Б», критерии группы «В».

Наука и ее основания. Идеалы и нормы исследования, значение метода. Методология в структуре научного знания. Научная картина мира и ее исторические формы. Классическая, неклассическая и пост­неклассическая картины мира.


^ Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Формирование первичных теоретических моделей и законов.
И. Лакатос о программах троякого рода формирования первичных теоретических моделей: о системе Евклида, об эмпиристской и индуктивистской программах. Признаки теоретической модели. Формирование законов. Понятие закона. Э. Мах об источнике возникновения проблемы. Факторы появления теоретических инноваций и факторы, обуславливающие определенный концептуальный вариант.

Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний. Становление и развитие научной теории. Научная теория и научная парадигма. Роль языка в процессе формирования научной теории. Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


^ Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Научные революции как трансформация снований науки. Формы научных революций. Типы научных революций. Т. Кун о структуре научных революций. Период развития «нормальной науки» и научные традиции. Симптомы научной революции. Междисциплинарные и внутридисциплинарные механизмы научных революций.

Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности. «Мини-революции», локальные революции, глобальные научные революции. Типы глобальных революций: научная революция XVII в.; научная революция конца XIX – первой половины XX в.; научная революция конца XX – нач. XXI в. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Открытая и закрытая рациональность. Современный тип рациональности и три варианта соотношения мышления и речи: область «невыразимого»; область знания, вполне передаваемого средствами речи; область «затрудненного понимания». Проблема «космической рациональности». Социокультурный тип рациональности. Коммуникативная рациональность. «Ловушки рациональности».


^ Тема 7. Особенности современного этапа развития науки

Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска.

Глобальный эволюционизм и современная картина мира. Типы глобального эволюционизма: космический, химический, биологический и социальный. Обоснование глобального эволюционизма в теории нестационарной Вселенной, в концепции биосферы и ноосферы, в синергетике. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере.

Осмысление взаимосвязи внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития. Автономность, беспристрастность и нейтральность науки. К. Поппер о взаимодействии социальных и внутринаучных ценностей.

Этос науки и новые этические проблемы науки XXI в. Проблема авторства научных открытий. Проблема бытия ученых. Этические проблемы развития наук. Сциентизм и антисциентизм. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций. Соотношение науки и паранауки. Многообразие форм знания.


^ Тема 8. Наука как социальный институт

Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Компоненты науки как социального института. Социология науки. Науковедение. Наукометрия.

Научное общество и исторические предпосылки институционального ресурса. Дисциплинарность и междисциплинарность.

Эволюция способов трансляции научных знаний: синхронный и диахронный способы.

Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

Роль науки в преодолении глобальных кризисов.


Темы дисциплины и виды занятий


Темы дисциплины

Лек­ции

Семи­нары

Самосто­ятельная работа

Часть I. Общие философские проблемы науки

28

14

2

1. Предмет и основные концепции философии науки

4

2




2. Наука в культуре современной цивилизации

4

2




3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

4

2




4. Структура научного знания

2

2




5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

4

2




6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

4

2




7. Особенности современного этапа развития науки

4

2




8. Наука как социальный институт

2




2

Часть II. Современные философские проблемы отрасли науки

16

10

2

Часть III. История науки

10

6

12

Итого

54

30

16


^ Планы-конспекты лекций

Лекция 1. Предмет и основные концепции философии науки

Цель: осмыслить предмет, основные концепции философии науки.

Задачи: 1) выяснить исторические условия возникновения философии науки; 2) определить предмет философии науки; 3) рассмотреть главные концепции философии науки.

План

  1. ^ Понятие и предмет философии науки

- Исторические условия возникновения философии науки.

- Е. Дюринг о «философии науки».

- Современное понимание предмета философии науки и ее основных проблем.

^ 2. Классический позитивизм как исторический этап философии науки (О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер).

- О. Конт о науке и ее проблемах.

- Д. Милль как представитель психологического детерминизма.

- Эволюционная концепция науки Г. Спенсера.

^ 3. Эмпириокритицизм как исторический этап философии науки (Э. Мах и Р. Авенариус)

- Э. Мах о философии и науке. Принцип экономии мышления.

- Р. Авенариус о строгой науке.

4. Сущность и особенности неопозитивизма

- Проблема демарксизма науки и метафизики.

- Принцип верификации.

- Вопрос о наилучшем научном языке.

5. Конвенционализм Ж.А. Пункаре и П. Дюгема

- Конвенционализм Ж.А. Пуанкаре.

- Конвенционализм П. Дюгема.

6. Феноменология Э. Гуссерля

- Ранний период творчества Э. Гуссерля, его психологизм.

- Э. Гуссерль как основоположник феноменологии.

- Э. Гуссерль о «жизненном мире».

^ 7. Постпозитивизм: общая характеристика

- Неопозитивизм и постпозитивизм: проблема разграничения.

- Основные признаки постпозитивизма.

- Завершился ли этап постпозитивизма в философии науки?


^ Лекция 2. Наука в культуре современной цивилизации

Цель: раскрыть место и роль науки в культуре современной цивилизации.

Задачи: 1) соотнести науку, культуру и цивилизацию; 2) рассмотреть типы цивилизаций; 3) изучить ценности научной рациональности; 4) разграничить науку и философию; 5) сравнить науку и нефилософские типы мировоззрения; 6) проанализировать роль науки в современном образовании и формировании человека.

План

  1. ^ Соотношение науки, культуры и цивилизации

– Различные определения науки.

- Понятие культуры.

- Культура и цивилизация.

- Формы взаимодействия науки, культуры и цивилизации.

2^ . Типы цивилизаций.

- Традиционные и техногенные цивилизации.

- Восточная, западная и российская цивилизации.

- Будущее цивилизаций.

3. Ценности научной рациональности

- Понятие ценности.

- Ценности античной рациональности.

- Ценности средневековой рациональности.

- Ценности рациональности эпохи Возрождения.

- Ценности научной рациональности Нового времени.

^ 4. Наука и философия.

- Концепции рассмотрения взаимодействия науки и философии.

- Наука и философия: общее и различия.

5. Наука и нефилософские типы мировоззрения.

- Наука и искусство.

- Наука и мифология.

- Наука и религия.

- Наука и мистика.

^ 6. Роль науки в современном образовании и формировании человека.

- Соотношение понятий образование, обучение и воспитание.

- Стадии образования и формирования человека.

- Направления влияния науки на образовательный процесс.

- Перестройка парадигмы образования.


^ Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии

ее исторической эволюции

Цель: рассмотреть исторические условия возникновения науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Задачи: 1) изучить становление и формирование преднауки и античной науки; 2) определить особенности средневековой науки; 3) выяснить специфику науки эпохи Возрождения; 4) проанализировать науку Нового времени.

План

  1. ^ Преднаука и античная наука

– Исторические условия возникновения преднауки в Древнем Египте.

- Особенности преднауки.

- Античная наука: проблемы, направления, представители.

2. Наука в Средневековье

- Наука, религия и философия.

- Натуральная магия и алхимия.

- Экспериментальная наука

3. Наука эпохи Возрождения

- Общая характеристика науки эпохи Возрождения.

- Научные взгляды Н. Кузанского, Пико дела Мирандолы, Парацельса и Леонардо да Винчи.

4. Наука Нового времени

- Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

- Возникновение новоевропейской науки: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.

- Естественные и технические науки.


^ Лекция 4. Структура научного знания

Цель: выяснить структуру научного знания, взаимодействие ее эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.

Задачи: 1) рассмотреть эмпирический и теоретический уровни научного познания и критерии науки; 2) изучить сущность и специфику метатеоретического уровня науки; 3) исследовать традиционные и нетрадиционные классификации наук.

План

  1. ^ Классификация наук: традиционные и современные концепции

– Традиционные концепции классификации наук Ф. Бэкона, Р. Декарта, В.Н. Татищева, Г. Гегеля, Анри де Сен-Симона, О. Конта, Ф. Энгельса.

- Нетрадиционные классификации наук В. Дильтея, В. Виндельбанда, Г. Риккерта.

^ 2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и критерии науки

- Эмпирический уровень и его признаки.

- Теоретический уровень и его характерные черты.

- Критерии науки.

^ 3. Метатеоретический уровень наука

- Идеалы и нормы научного познания.

- Научные понятия и язык.

- Научная картина мира и ее разновидности.

- Философские и методологические основания науки.

- Социальные основания науки.


^ Лекция 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Цель: исследовать сущность и специфику динамики науки как процесс порождения нового знания.

Задачи: 1) дать общую характеристику логики порождения и обоснования нового знания в науке; 2) изучить сущность и признаки развитой научной теории; 3) рассмотреть современные проблемы динамики науки.

План

  1. ^ Логика порождения и обоснования нового знания в науке.

- Главные рациональные модели порождения и обоснования нового знания в науке.

- И. Лакатос о системе Евклида, об эмпиристской и индуктивистской программах.

^ 2. Развитая научная теория: сущность и признаки

- Понятие развитой научной теории.

- Структура, функции и признаки развитой научной теории.

- Развитая научная теория и парадигма.

^ 3. Современные проблемы динамики науки

- Роль языка в процессе формирования научной теории.

- Проблемные ситуации в науке.

- Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


^ Лекция 6. Научные традиции и научные революции

Цель: соотнести научные традиции и научные революции в контексте смены типов научной рациональности.

Задачи: 1) рассмотреть научные революции как трансформацию оснований науки; 2) изучить глобальные научные революции и историческую смену типов научной рациональности.

План

  1. ^ Научные революции как трансформация оснований науки

- Понятие научной революции.

- Типы научных революций.

- Т. Кун о структуре научной революции.

2. ^ Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности

- Научная революция XVII века.

- Научная революция конца XIX – первой половины XX века.

- Научная революция конца XX – начала XXI века.

- Классическая, неклассическая и постнеклассическая научная рациональность.


^ Лекция 7. Особенности современного этапа развития науки

Цель: охарактеризовать особенности современного этапа развития науки.

Задачи: 1) изучить синергетику, глобальный эволюционизм и философию русского космизма; 2) рассмотреть этику науки; 3) разграничить сциентизм и антисциентизм; 4) выявить изменение мировоззренческих ориентаций в постнеклассической науке; 5) исследовать науку и паранауку, многообразие форм знания.

План

  1. ^ Основные направления развития современной науки (синергетика, глобальный эволюционизм, философия русского космизма).

– Возникновение и основные признаки синергетики.

- Глобальный эволюционизм и его основные формы.

- Философия русского космизма и его главные направления.

^ 2. Этика науки

- Становление этики науки.

- Этика ученого.

- Этические проблемы наук.

3. Сциентизм и антисциентизм.

- Зарождение сциентизма и его представители.

- Возникновение антисциентизма и его представители.

- Формы взаимодействия сциентизма и антисциентизма.

^ 4. Изменение мировоззренческих ориентаций в постнеклассической науке.

- Теоретическое изменение мировоззренческих ориентаций в современной науке.

- Методологическое изменение мировоззренческих ориентации в современной науке.

^ 5. Наука и паранаука. Многообразие форм знания

- Наука и паранаука: проблема разграничения.

- Концепции классификации форм знания.


Лекция 8. Наука как социальный институт

Цель: исследовать сущность и специфику науки как социального института.

Задачи: 1) изучить исторические условия возникновения науки как социального института; 2) рассмотреть науку как научное сообщество; 3) выяснить различия между классической, неклассической и постнеклассической наукой как этапами развития науки в качестве социального института.

План

  1. ^ Исторические условия возникновения науки как социального института.

- Античные научные школы.

- Средневековые университеты.

2. Наука как научное сообщество

- Понятие научного сообщества.

- Виды научного сообщества.

^ 3. Этапы развития науки как социального института

- Классическое научное сообщество.

- Неклассическое научное сообщество

- Постнеклассическое научное сообщество.


^ Методические указания и рекомендации к проведению семинарских занятий

При подготовке к семинарским занятиям необходимо повторить лекционный материал и программу курса.

Следует использовать учебники, учебные пособия, философские словари, хрестоматии по истории и философии науки, а также статьи и монографии по учебному курсу.

Особое внимание желательно уделить первоисточникам, рассматриваемым на семинарских занятиях.

Целесообразно составить план-конспект по каждому вопросу каждого семинарского занятия.

Нужно составить собственный философский словарь по темам и вопросам семинарских занятий.

Следует учесть, что подготовка к семинарским занятиям – это важный этап подготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии науки.


Литература


Учебники и хрестоматии


1. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. – Ростов н/Д, 2002.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М., 2005.

3. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М., 2006.

4. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей / Отв. ред. проф. Т.П. Матяш. – Ростов н/Д, 2006.

5. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. Учебное пособие для вузов. Изд. 4 е, перераб. и доп. – М., 2006.

6. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: Хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. – М., 2005.

7. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев. – 3 е изд., перераб. и доп. – М., 2005.


Монографии


1. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарная явление. – М., 1978.

3. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

4. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

5. Добреньков В.И. История социологии. – М., 2004.

6. Ждан А.Н. История психологии (от античности до наших дней). – М., 2004.

7. История политических учений / Под ред. О.В. Мартышина. – М., 2002.

8. История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова. – М., 2001.

9. Казин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.

10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1983.

11. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997.

12. Критика современных немарксистских концепций философии науки / Отв. ред. д.ф.н., проф. А.И. Ракитов. – М., 1987.

13. Кроче Б. Теория и история историографии. – М., 1998.

14. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2003.

15. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000.

16. Майнеке Ф. Возникновение историзма. – М., 2004.

17. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М., 2003.

18. Никифоров А.А. Философия науки: История и методология. – М., 1998.

19. Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. – М., 2004.

20. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

21. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

22. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М., 1968.

23. Традиции и революции в развитии науки. – М., 1991.

24. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.


Планы семинарских занятий

по курсу «Общие философские проблемы науки»


Занятия 1-3 (6 часов)


Тема 13. Критический рационализм К. Поппера (К. Поппер «Предположения и опровержения: Рост научного знания»)


Первое занятие (2 часа)


1. Общая характеристика критического рационализма К. Поппера.

2. К. Поппер об источниках знания и невежества.

3. К. Поппер о предположениях и опровержениях в науке.

4. К. Поппер о природе философских проблем и их корнях в науке.

5. К. Поппер о трех точках зрения на человеческое познание.

6. К. Поппер о рациональной теории традиции.


Второе занятие (2 часа)


1. К. Поппер о досократиках.

2. К. Поппер о Беркли как о предшественнике Маха и Эйнштейна.

3. К. Поппер о кантовской критике и космологии.

4. К. Поппер о статусе науки и философии.

5. К. Поппер о применимости исчислений логики и арифметики к реальности.

6. К. Поппер о рациональности, истине и росте научного знания.


Третье занятие (2 часа)


1. К. Поппер о демаркации между наукой и метафизикой.

2. К. Поппер: язык и психофизическая проблема.

3. К. Поппер о самореферентности и значении в повседневном языке.

4. К. Поппер о диалектике.


Занятие 4 (2 часа)


Тема 14. Концепция исторической динамики науки Т. Куна
(Т. Кун «Структура научных революций»)


1. Т. Кун об этапах развития науки и их особенностях.

2. Соотношение понятий «нормальная наука», «парадигма», «научное сообщество», «дисциплинарная матрица», «научная традиция» и «научная революция» в истории и философии науки Т. Куна.

3. Т. Кун о причинах смены парадигм.

4. Т. Кун и К. Поппер: проблема сравнения их взглядов на историю и философию науки.


Занятие 5 (2 часа)


Тема 15. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда
(П. Фейерабенд «Избранные труды по методологии науки»)

1. П. Фейерабенд об эмпиризме и методологическом плюрализме.

2. Критика П. Фейерабендом современных методологических концепций.

3. П. Фейерабенд о рациональности, несоизмеримости и историческом характере рациональности.

4. Соотношение методологических концепций Т. Куна и П. Фейе­рабенда.


Занятие 6 (2 часа)


Тема 16. Модель научного познания И. Лакатоса: идея конкурирующих научно-исследовательских программ (И. Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции»)

1. И. Лакатос о соотношении истории, философии и методологии науки.

2. Идея конкурирующих научно-исследовательских программ (индуктивизм; конвенционализм; методологический фальсификационизм; методология научно-исследовательских программ).

3. И. Лакатос о разграничении внутренней и внешней истории в конкурирующих научно-исследовательских программах.

4. И. Лакатос о реальной истории как пробном камне ее рациональных реконструкций.

5. Соотношение взглядов Т. Куна и И. Лакатоса на историю и философию науки.


Занятие 7 (2 часа)


Тема 17. Концепция «открытого общества» А. Бергсона и
К. Поппера (А. Бергсон «Два источника морали и религии»; К. Поппер «Открытое общество и его враги»)

1. А. Бергсон о «закрытом обществе» и «открытом обществе»
(А. Бергсон «Два источника морали и религии»).

2. Критика К. Поппером «закрытого общества» (К. Поппер «Открытое общество и его враги»).

3. «Открытое общество» как социальный идеал К. Поппера.


^ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы аспирантов (соискателей)


Необходимо изучить все рекомендованные первоисточники и составить по ним планы-конспекты.

Следует выписать из учебников и философских словарей основные понятия курса в отдельную тетрадь, осмыслить содержание каждого термина, установить логическую связь между понятиями.

Целесообразно составить в плане проверки знаний не менее 10 вопросов по истории и философии науки с возможными вариантами ответов (3-4 вопроса).


^ Примерные вопросы к кандидатскому экзамену
по истории и философии науки


Часть I. Общие философские проблемы науки

1. Понятие и предмет философии науки.

2. Классический позитивизм как исторический этап философии науки (О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер).

3. Эмпириокритицизм как исторический этап философии науки (Э. Мах и Р. Авенариус).

4. Сущность и особенности неопозитивизма.

5. Конвенционализм Ж.А. Пуанкаре и П. Дюгема.

6. Феноменология Э. Гуссерля.

7. Постпозитивизм: общая характеристика.

8. Соотношение науки, культуры и цивилизации.

9. Типы цивилизаций.

10. Ценности научной рациональности.

11. Наука и философия.

12. Наука и нефилософская типы мировоззрения (искусство, ми­фология, религия и мистика).

13. Роль науки в современном образовании и формировании человека.

14. Преднаука и античная наука.

15. Наука в средневековье.

16. Наука эпохи Возрождения.

17. Наука Нового времени.

18. Классификация наук: традиционные и современные концепции.

19. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и критерии науки.

20. Метатеоретический уровень науки.

21. Логика порождения и обоснования нового знания в науке: общая характеристика.

22. Развитая научная теория: сущность и признаки.

23. Современные проблемы динамики науки.

24. Научные революции как трансформация оснований науки.

25. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности (классическая – неклассическая – постнеклассическая).

26. Основные направления развития современной науки (синергетика, глобальный эволюционизм и философия космизма).

27. Этика науки.

28. Сциентизм и антисциентизм.

29. Изменение мировоззренческих ориентаций в постнеклассической науке.

30. Наука и паранаука. Многообразие форм знания.

31. Наука как социальный институт.

32. Критический рационализм К. Поппера (К. Поппер «Предположения и опровержения: Рост научного знания»).

33. Концепция исторической динамики науки Т. Куна (Т. Кун «Структура научных революций»).

34. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда (П. Фейерабенд «Избранные труды по методологии науки»).

35. Модель научного познания И. Лакатоса: идея конкурирующих научно-исследовательских программ (И. Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции»).



uravnenie-s-dvumya-bespartijnimi-grizlov-b-v-monitoring-smi-17-aprelya-2008-g.html
uravneniya-i-algoritmi-stranica-4.html
uravneniya-krutikova-g-tomska-municipalnaya-biblioteka-akademicheskaya-akademgorodok-letopis-sobitij.html
uravneniya-puchka-pryamih-i-bissektrisi-ugla-lekciya-1.html
uravneniya-v-chastnih-proizvodnih-i-dopolnitelnie-usloviya.html
urban-ga-soisk-skags-uchenie-zapiski-skags.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchastie-v-olimpiadah-mou-andreevskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/argument-2-paulman-valerij-fyodorovich.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-raspredelennie-sistemi-obrabotki-informacii-dlya-studentov-fspo-vgta-specialnosti-2202-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitie-matematicheskih-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-govoryat.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-robin-s-sharma.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nir-harakter-nir-naimenovanie-godovogo-etapa-nir.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-soglasovanie-reshenij-v-organizacii-stenli-yang-sistemnoe-upravlenie-organizaciejyang-s-sistemnoe-upravlenie-organizaciej.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-po-sleduyushim-nominaciyam-1.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tom-2-stranica-8.html
  • credit.bystrickaya.ru/ozh-37-013-7-78574-bu-nasir-l-farabid-muzikali-mrasini-ndilii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/govorya-ob-informacionnoj-storone-obsheniya-mi-prezhde-vsego-imeem-v-vidu-obmen-razlichnimi-znaniyami-predstavleniyami-ideyami-chuvstvami-ustanovkami-i-t-p.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-21-yunosheskij-vozrast-sapogova-razdel-i-obshie-voprosi-psihologii-razvitiya-glava-vvedenie-v-psihologiyu-razvitiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-aukcione-v-elektronnoj-forme-v-stranica-12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aukcionnaya-dokumentaciya-stranica-16.html
  • report.bystrickaya.ru/ilya-ilf-evgenij-petrov-odnoetazhnaya-amerika.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-i-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-meropriyatij-grazhdanskoj-oboroni-meropriyatij-po-zashite-naseleniya-i-territorij.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-a-b-l-i-c-a-79-koefficient-b-nauchno-issledovatelskij-centr.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26-imya-sushestvitelnoe-v-zavisimosti-ot-vipolnyaemih-im-v-predlozhenii-funkcij-izmenyaetsya-po-padezham-padezh.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodi-ocenki-investicionnih-proektov-chast-14.html
  • writing.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-buhgalterskogo-ucheta-chast-9.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opublikovan-v-zhurnale-moskva-v-2003-godu-zhurnalnij-stranica-5.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vsvyazi-s-yubileem-izvestnogo-uchenogo-i-evrazijca-olimpiada-posvyashena-zhizni-i-nauchnomu-naslediyu-l-n-gumileva.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zagadka-heronei-venera-sulli-vojni-mitridata-vzglyad-diletanta.html
  • shkola.bystrickaya.ru/monashestvo-temi-konspekta-1-1-2-i-4-po-bolshej-chasti-otrazheni-v-voprosnike-vnimatelno-prosmotrite-voprosnik.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-f-fazilov-prilozhenie-18.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodologiya-upravleniya-kachestvom-v-sortoprokatnoj-tehnologicheskoj-sisteme-na-osnove-adaptivnih-modelej-formirovaniya-potrebitelskih-svojstv-produkcii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/test-ocenka-samokontrolya-v-obshenii-feniks.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dissertaciya-novejshie-sovremennie-intellektualnie-razvlecheniya-dissertaciya-psihologicheskoe-konsultirovanie-kak-pomosh-v-razvitii-lichnosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-logarifmdk-tedeulerd-sheshu-sabati-masati.html
  • nauka.bystrickaya.ru/um-bez-knig-aki-ptica-speshena-grinevich-gennadij-stanislavovich-praslavyanskaya-pismennost.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-5-dlya-ezhekvartalnogo-otcheta-ne-privoditsya-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2004-goda.html
  • desk.bystrickaya.ru/palomniki-stali-zhertvami-aferistki-irina-ksyondzova-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-61-11-04-2012-c-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/badarlamasi-mamandia-krspe.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-varianti-zadanij-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.