.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины практический курс первого иностранного языка (английский) Практическая фонетика для студентов заочного отделения пи юфу, обучающихся по специальности


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИСТИТУТ»


КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


«УТВЕРЖДАЮ»___________________

Руководитель ПИ ЮФУ, проф. Мареев В.И.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


Практический курс первого иностранного языка (английский) Практическая фонетика




для студентов заочного отделения ПИ ЮФУ,

обучающихся по специальности

031 201- Теория и методика преподавания иностранных языков и культур


Ростов-на-Дону

2009


Составитель: Абросимова Л.С., доцент каф. английского языка


Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка

протокол №_____от_________________20__г.


Заведующая кафедрой: Погребная И.Ф., доцент


Учебно-методический комплекс принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

_____________________________________________________2008г.


Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом ПИ ЮФУ

Пр. №_____ от________________20__г.


Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,

Руководитель ПИ ЮФУ, проф. В.И. Мареев


^ Структура и содержание программы учебной дисциплины


  1. Наименование учебной дисциплины: «Практический курс первого иностранного языка (английский). Практическая фонетика »

  2. Специальность: 031201 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

  3. Курс: 2

  4. Форма обучения: заочная

  5. Семестр: 3

  6. Общее количество часов – 144, из них аудиторных – 24



Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Высшего специального профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 031201 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

^ Название курса: Практическая фонетика английского языка

Актуальность учебной дисциплины.

Практическая фонетика, изучающая звуковой строй языка, звуковые средства и их функции, а также тренирующая навыки правильного английского произношения и интонации, представляет собой одну из практических дисциплин, составляющих цикл дисциплин предметной подготовки специалистов по английскому языку на втором курсе. Данный курс направлен на формирование общей и профессиональной культуры личности обучаемого и на подготовку студентов к осуществлению профессиональной научно-методической деятельности учителя иностранного языка на уровне, соответствующему требованиям Государственного образовательного стандарта.

Качественная подготовка преподавателей английского языка предполагает активное владение всеми видами речевой деятельности. Активное владение иностранным языком подразумевает высокий уровень владения навыками во всех видах речевой деятельности и их оптимальное взаимодействие. Таким образом, обучающийся иностранному языку должен, с одной стороны, иметь развитый речевой слух, позволяющий осуществлять верную интерпретацию полученного речевого сигнала, с другой стороны, владеть необходимыми артикуляционными и интонационными навыками, чтобы уметь адекватно кодировать собственную речь на иностранном языке.

Неотъемлемым компонентом языковой коммуникативной компетенции является овладение фонологической компетенцией иноязычной речи, которая тесно связана с семантической, лексической и грамматической составляющими.

Содержание языковой фонологической компетенции:

Грамотная иноязычная речь характеризуется нормативным произношением, беглостью, интонационно-смысловой выразительностью и адекватностью, достигаемых в процессе овладения определенными знаниями, а также практическими навыками, получаемых при использовании аутентичных аудиоматериалов.

Курс практической призван обеспечить всестороннюю подготовку преподавателя иностранного языка, способного средствами своего предмета обучать и развивать своих студентов, а также заложить основу для дальнейшего совершенствования владения иностранным языком, позволяя реализовать принцип «обучение в течение всей жизни». Наряду с этим, овладение фонологической компетенцией расширяет кругозор, способствует общей грамотности студентов, развивает импровизационные и артистические способности студентов, что имеет важное социальное и профессиональной значение для студента как с точки зрения его будущей профессии, так и с точки зрения развития его личности.

^ Назначение программы.

Программа по практической фонетике английского языка предназначена для 2 курса (заочное отделение) на факультете лингвистики и словесности Педагогического института Южного федерального университета, обучающихся по программам специальности 031201 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

^ Цель и задачи курса «Практическая фонетика английского языка»

Курс практической фонетики английского языка имеет целью изучение и практическое применение основ английского произношения и английской интонации.

^ Задачами курса практической фонетики английского языка являются:

Приобретение опыта анализа (умение классифицировать гласные и согласные английского языка согласно их артикуляционных особенностей; выявлять и анализировать случаи ассимиляции и редукции; выделять синтагмы; выполнять фонетический анализ звуков, слов и предложений; правильно употреблять и объяснять интонация разных коммуникативных типов предложений; выявлять и правильно употреблять типы ударений в предложении)

^ Отбор содержания и организация учебного материала

Данный курс имеет практическую направленность. Для достижение вышеперечисленных задач учебный материал распределяется таким образом, чтобы студенты, изучая минимум теоретических основ, имели возможность большой практической тренировки и развития практических фонетических навыков.

Учебный материал подается поэтапно, от простого к сложному, подкрепляется таблицами и схемами, что позволяет сэкономить время, способствует развитию логического мышления студентов, совершенствует их связную речь, обогащает их словарный запас и владение терминологией.

Соблюдается принцип последовательного повторения пройденного материала путем выполнения заданий, связанных с повторением языковых норм английского языка и обязательным анализом (полным или частичным) текстов разных функциональных стилей речи. Теоретический материал закрепляется системой упражнений, что нацелено на формирование практических навыков. Предусмотрена система самоконтроля в виде упражнений и тестов, репродуктивных и творческих заданий, размещенных в компонентах УМК.


^ Связь курса «Практическая фонетика английского языка» с другими дисциплинами (междисциплинарные связи)

Фонетика представляет собой независимую лингвистическую науку, однако она тесным образом связана с рядом других лингвистических и нелингвистических наук.

В связи с вышеперечисленными задачами курс практической фонетики английского языка должен преподаваться в тесной связи с другими теоретическими и практическими дисциплинами. Так, теоретический курс «Введение в языкознание» помогает получить основы лингвистических знаний по проблемам фонетики и фонологии. Курс «Практики устной и письменной речи» способствует закреплению различных произносительных навыков на основе аудирования речи носителей английского языка и речи преподавателя, способствует формированию умения слышать и идентифицировать ошибки в произношении и интонации других студентов, позволяет применять полученные теоретические и практические навыки в связной речи, обеспечивает тренировку правильного чтения и говорения. Курс «Русского языка» способствует овладению правильными артикуляционными навыками путем сравнения артикуляционных особенностей русских и английских звуков, помогает получить представления о работе органов речи.

Нелингвистические науки, такие как физиология, психология, логика помогут понять психофизические связи и особенности развития фонематического слуха, работы органов речи, эмоциональной составляющей устной речи.

Курс «Практической фонетики английского языка » направлен на подготовку студента к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:


^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины «Практическая фонетика английского языка» на втором курсе студенты должны:

Знать:

Уметь:



Ожидаемые результаты представлены в виде фонологических компетенций в сфере основных видов речевой деятельности, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины на втором курсе факультета лингвистики и словесности (отделение английского языка) ПИ ЮФУ.

1. а) аудирование (перцептивное) :

2. б) аудироване (репродуктивное)

3. Чтение



4. Письмо


5. Заучивание наизусть аутентичных образцов монологической и диалогической речи



^ Методы и приемы работы в рамках курса

Реализация поставленной цели и задач достигается путем формирования умений правильно артикулировать звуки английского языка, компетентно употреблять те или иные интонационные модели в разных коммуникативных типах предложений.

Программа и организация учебного процесса позволяют рационально объединить изучение теоретических основ, аудирование, техническую тренировку, речевую тренировку, практическое общение на иностранном языке.

Достижение практических задач курса практической фонетики английского языка осуществляется путем применения различных методов и приемов работы, таких как: метод звукового анализа, тренировка на узнавание и различение звуков английского языка, прослушивание и имитация аудиоматериала, выразительное чтение, метод «драматизации», который включает такие виды работы, как имитация и интерпретация коротких рассказов и диалогов, импровизации по темам, создание ситуаций по речевым образцам, фонетический анализ слов и предложений, интонирование текстов.

При составлении программы и разработке УМК по практической фонетике английского языка взят за основу комплексный подход, объединяющий коммуникативный системно-деятельностный, сознательно-сопоставительный, фонологический и фонетический подходы при доминировании коммуникативного метода. Коммуникативный подход к обучению фонетической стороне языка должен связывать интонационные структуры с эмоциональным состоянием говорящего и со значимой целью высказывания. Необходимо помнить о том, что одно и то же высказывание, произнесенное с разной интонацией, может иметь различную коннотативную окраску. Взаимодействие таких компонентов интонации, как высота голоса, ударение, ритм, интенсивность, тембр и создадут то значение, настроение или отношение говорящего к высказыванию, которое он намерен показать. Обучение всем этим особенностям интонации и является воплощением коммуникативного подхода в преподавании фонетики.

^ Задачи преподавателя �� подготовка и проведение аудиторных занятий с опорой на УМК, разработка заданий для самостоятельной работы студентов, оказание консультативных услуг, координация соотношения аудиторной и самостоятельной работы, текущая и итоговая оценка знаний.

^ Задачи обучающегося – студент обязан пройти в университете все темы дисциплины, предусмотренные основной образовательной программой определенного направления или специальности; участвовать в отработке практических навыков (работа с аудитивными и электронными материалами), выполнять задания, предусмотренные в рамках самостоятельной работы; участвовать в процедурах текущих и итоговых аттестаций.

^ Объем дисциплины и виды учебной работы.


Виды учебной работы

Всего часов

3 Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

144

144

Аудиторные практические занятия:


24


24

Самостоятельная работа

(подготовка к практическим занятиям,

самостоятельное изучение тем

подготовка к контрольным работам)

120

120

Вид отчетности по дисциплине:

Промежуточный контроль

Итоговый контроль




тесты

экзамен



^ Количество часов, отведенных на изучение дисциплины

На дисциплину «Практическая фонетика английского языка» на втором курсе ОЗО отводится 144 часов. Из них 24 часа аудиторных занятий, 120 часов отводится на самостоятельную работу студентов.

При разработке учебной программы образовательное учреждение имеет право вносить дополнительные требования к уровню подготовки специалистов с учетом региональных особенностей, специфики учебного заведения и требований заказчика специалистов.


^ Распределение фонда учебного времени по семестрам и видам занятий, формы контроля


Кафедра английского языка

Практическая фонетика английского языка (3, 4 семестр, ОЗО)



№ семестра

Число недель

Число учебных часов

Формы контроля







Всего

Аудиторные занятия

СРС

Экз.

Зач.

КР

КП.

Контр.

работы










Всего

Лекции

Практ.

Лабор.



















III




144

24




24




120

+










+

Итого:

144

24



24




120

+










+



Содержание программы курса

«Практической фонетики английского языка»

2 курс ОЗО


Тематический план

Наименования модулей и тем


МОДУЛЬ 1. Фонемы и особенности их трансформации в потоке речи.

Классификация и артикуляционные особенности гласных и согласных английского языка.

Ассимиляция. Редукция. Аккомодация. Элизия.


МОДУЛЬ 2. Интонация и интонационная группа.

Интонация. Определение, функции.

Компоненты интонационной группы. Ее структура.

Типы Pre-heads и Tails.

Типы Heads (Шкалы)


МОДУЛЬ 3. Ударение и ритм.

Ударение в слове.

Ударение в английском предложении.

Понятие ритма в английском предложении.

Высота тона. Колебания высоты.


МОДУЛЬ 4. Английская интонация

Интонация обстоятельств. Интонация прямого обращения. Интонация слов автора. Интонация вводных слов.

Интонация предложений, содержащих более одной интонационной группы.


МОДУЛЬ 5. Эмфатическая и неэмфатическая интонация.

Эмфатическая и неэмфатическая интонация в английской речи. Контраст. Интенсивность.


МОДУЛЬ 6. Интонация разных коммуникативных типов предложений.

Интонация повествовательных предложений.

Интонация вопросительных предложений.

Интонация повелительных предложений.

Интонация восклицательных предложений.

МОДУЛЬ 7. Ядерные тоны.

Ядерные тоны. Их типы.

Коммуникативные функции Low-Rise

Коммуникативные функции Low-Fall

Коммуникативные функции High-Rise

Коммуникативные функции High-Fall

Коммуникативные функции Fall-Rise

Коммуникативные функции Rise-Fall

Два и более Falls в одной смысловой группе.

МОДУЛЬ 8. Фонетический анализ.

Фонетический анализ предложений и текстов.


Программа по курсу практической фонетики
английского языка

ОЗО курс 2 семестр 3
Тематический план изучения практической фонетики
английского языка

(семестр 3)




Тема занятия

Всего

Практ.

СРС


1.

2.


3.

4.


5.


6.


7.

8.




МОДУЛЬ 1. Фонемы и особенности их трансформации в потоке речи.

Классификация и артикуляционные особенности гласных и согласных английского языка. Ассимиляция. Редукция. Аккомодация.

Элизия.

Итого по модулю:


МОДУЛЬ 2. Интонация и интонационная группа.

Интонация. Определение, функции. Повторение.

Компоненты интонационной группы. Ее структура. Повторение.

Типы Pre-heads и Tails.

Типы Heads (Шкалы)

Итого по модулю:


МОДУЛЬ 3. Ударение и ритм.

Ударение в слове.

Ударение в английском предложении.

Понятие ритма в английском предложении.

Высота тона. Колебания высоты.

Итого по модулю:


МОДУЛЬ 4. Английская интонация

Интонация обстоятельств. Интонация прямого обращения.

Интонация слов автора. Интонация вводных слов.

Интонация предложений, содержащих более одной интонационной группы.

Итого по модулю:


МОДУЛЬ 5. Эмфатическая и неэмфатическая интонация.

Эмфатическая и неэмфатическая интонация в английской речи. Контраст. Интенсивность.

Итого по модулю:


МОДУЛЬ 6. Интонация разных коммуникативных типов предложений.

Интонация повествовательных предложений.

Интонация вопросительных предложений.

Интонация повелительных предложений.

Интонация восклицательных предложений.

Итого по модулю:


МОДУЛЬ 7. Ядерные тоны.

Ядерные тоны. Их типы.

Коммуникативные функции Low-Rise

Коммуникативные функции Low-Fall

Коммуникативные функции High-Rise

Коммуникативные функции High-Fall

Коммуникативные функции Fall-Rise

Коммуникативные функции Rise-Fall

Два и более Falls в одной смысловой группе.

Итого по модулю:


МОДУЛЬ 8. Фонетический анализ.

Фонетический анализ предложений и текстов.

Итого по модулю:

Итого по курсу:



22


12

12


22


12


24

26


14


144



2


2

2


2


2


4

6


4


24



20


10

10


20


10


20

20


10


120



^ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ


Модуль 1. Фонемы и особенности их трансформации в потоке речи.

Цель модуля: познакомить студентов с основными типами звуковых трансформаций в потоке речи.

^ Содержание модуля: Классификация и артикуляционные особенности гласных и согласных английского языка. Ассимиляция. Редукция. Аккомодация. Элизия. Заучивание наизусть аутентичных образцов монологической и диалогической речи с имитацией случаев элизии, ассимиляции, редукции.

^ Проектное задание: Проведите сопоставительный анализ особенности трансформации звуков в потоке речи в английском и русском языках (на русском языке).

Рекомендуемая литература:

1. Попова Е.В. Учебное пособие по практической фонетике английского языка. 2 курс - Ростов-на-Дону, 2007.

2. Практический курс английского языка (под ред. Аракина В.Д.)- Москва: ВЛАДОС, 1999.

3. J.D.Connor, Clare Fletcher. Sounds of English. – Longman Group UK Limited, 1989.

4. Hancock M. English Pronunciation in Use. Advanced. Cambridge University Press, 2003.


Модуль 2. Интонация и интонационная группа.

Цель модуля: дополнить знания студентов об интонации.

Содержание модуля: Интонация. Определение, функции. Понятие ритмогруппы. Акцентная и мелодичная структура синтагмы. Компоненты интонационной группы. Ее структура. Типы Pre-heads и Tails. Типы Heads (Шкалы) Заучивание наизусть аутентичных образцов монологической и диалогической речи с имитацией интонационных контуров.

^ Проектное задание: составьте таблицу типов шкал и проиллюстрируйте их собственными примерами.

Рекомендуемая литература:

1. Попова Е.В. Учебное пособие по практической фонетике английского языка. 2 курс - Ростов-на-Дону, 2007.

2. Практический курс английского языка (под ред. Аракина В.Д.)- Москва: ВЛАДОС, 1999.

3. J.D.Connor, Clare Fletcher. Sounds of English. – Longman Group UK Limited, 1989.

4. Hancock M. English Pronunciation in Use. Advanced. Cambridge University Press, 2003.


Модуль 3. Ударение и ритм.

Цель модуля познакомить студентов с принципами распределения ударения в английских словах и предложениях. Аудирование и практическая отработка произносительных и интонационных навыков.

^ Содержание модуля: Ударение в слове. Ударение в английском предложении: нормальное, логическое, эмфатическое. Понятие ритма в английском предложении. Высота тона. Понятие диапазона. Колебания высоты.

^ Проектное задание: подготовьте и проанализируйте отрывок из радио программ BBC (из ресурсов в сети Интернет) с целью определить тип используемого в нем ударения в предложении.

Рекомендуемая литература:

1. Попова Е.В. Учебное пособие по практической фонетике английского языка. 2 курс - Ростов-на-Дону, 2007.

2. Практический курс английского языка (под ред. Аракина В.Д.)- Москва: ВЛАДОС, 1999.

3. J.D.Connor, Clare Fletcher. Sounds of English. – Longman Group UK Limited, 1989.

4. Hancock M. English Pronunciation in Use. Advanced. Cambridge University Press, 2003.


Модуль 4. Английская интонация отдельных частей предложения.

Цель модуля: Сформировать способность идентифицировать предложения с осложненной синтаксической структурой, а также способность понять отношение говорящего к предмету речи по использованной им интонации.

^ Содержание модуля: Интонация обстоятельств. Интонация прямого обращения. Интонация слов автора. Интонация вводных слов. Интонация предложений, содержащих более одной интонационной группы.

^ Проектное задание: Выберите материал (предложения, отрывки) из источников по домашнему чтению для иллюстрации разных интонационных контуров. Объясните ваш выбор.

Рекомендуемая литература:

1. Попова Е.В. Учебное пособие по практической фонетике английского языка. 2 курс - Ростов-на-Дону, 2007.

2. Практический курс английского языка (под ред. Аракина В.Д.)- Москва: ВЛАДОС, 1999.

3. J.D.Connor, Clare Fletcher. Sounds of English. – Longman Group UK Limited, 1989.

4. Hancock M. English Pronunciation in Use. Advanced. Cambridge University Press, 2003.


Модуль 5. Эмфатическая и неэмфатическая интонация.

Цели модуля: познакомить студентов с понятиями и сферой функционирования эмфатической и неэмфатической интонации, научить при восприятии на слух определять характер тона и \или контура и также интерпретировать эмоциональную окраску, сформировать способность понять отношение говорящего к предмету речи по использованной им интонации.

^ Содержание модуля: Эмфатическая и неэмфатическая интонация в английской речи. Интонационные контуры, типичные для эмфатической и неэмфатической интонации. Эмфатические интонационные контуры с различными типами шкал. Контраст. Интенсивность.

^ Проектное задание: Выберите материал (предложения, отрывки) из источников по домашнему чтению для иллюстрации разных интонационных контуров. Объясните ваш выбор. Представьте результаты в идее таблицы:


Эмфатические структуры

Неэмфатические структуры







Рекомендуемая литература:

1. Попова Е.В. Учебное пособие по практической фонетике английского языка. 2 курс - Ростов-на-Дону, 2007.

2. Практический курс английского языка (под ред. Аракина В.Д.)- Москва: ВЛАДОС, 1999.

3. J.D.Connor, Clare Fletcher. Sounds of English. – Longman Group UK Limited, 1989.

4. Hancock M. English Pronunciation in Use. Advanced. Cambridge University Press, 2003.


Модуль 6. Интонация разных коммуникативных типов предложений.

Цели модуля: научить при восприятии на слух определять характер тона и \или контура, а также интерпретировать эмоциональную окраску высказываний различного коммуникативного типа.

^ Содержание модуля: Интонация повествовательных предложений. Интонация вопросительных предложений (finding out – making sure questions). Интонация повелительных предложений. Интонация восклицательных предложений. Определение коммуникативных типов высказываний на основании основных типов коммуникативной интенции говорящего и способов речевого взаимодействия со слушающим - I. сообщить информацию (повествование), уточнить информацию (вопрос), выразить оценку (восклицание), воздействовать на действия слушающего (повелевание).

^ Проектное задание: подготовьте и проанализируйте отрывок из радио программ BBC (из ресурсов в сети Интернет) с целью определить типичные интонационные контуры для различных коммуникативных типов предложений.

Рекомендуемая литература:

1. Попова Е.В. Учебное пособие по практической фонетике английского языка. 2 курс - Ростов-на-Дону, 2007.

2. Практический курс английского языка (под ред. Аракина В.Д.)- Москва: ВЛАДОС, 1999.

3. J.D.Connor, Clare Fletcher. Sounds of English. – Longman Group UK Limited, 1989.

4. Hancock M. English Pronunciation in Use. Advanced. Cambridge University Press, 2003.


Тест промежуточного контроля:

Рекомендуемая литература:

1. Попова Е.В. Учебное пособие по практической фонетике английского языка. 2 курс - Ростов-на-Дону, 2007.

2. Практический курс английского языка (под ред. Аракина В.Д.)- Москва: ВЛАДОС, 1999.

3. J.D.Connor, Clare Fletcher. Sounds of English. – Longman Group UK Limited, 1989.

4. Hancock M. English Pronunciation in Use. Advanced. Cambridge University Press, 2003.


Тест промежуточного контроля.

Модуль 8. Фонетический анализ.

Цель модуля: обобщение всех ранее изученных теоретических тем и применение знаний в практическом анализе связных диалогических отрывков, иллюстрирующих эмфатическую и неэмфатическую речь.

Содержание модуля: Фонетический анализ предложений и текстов.

Рекомендуемая литература:

1. Попова Е.В. Учебное пособие по практической фонетике английского языка. 2 курс - Ростов-на-Дону, 2007.

2. Практический курс английского языка (под ред. Аракина В.Д.)- Москва: ВЛАДОС, 1999.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 2 КУРСА (ОЗО)

И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ВЫПОНЕНИЕМ

Целью самостоятельной работы студентов является овладение теоретическими и практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов по практической фонетике английского языка способствует развитию умения и навыков извлекать смысловую информацию из источников разного плана; способности анализировать, делать выводы, отбирать и творчески использовать изучаемый материал; умения излагать собственные суждения и оценки, тренировать и развивать фонематический слух и отработку практического аудитивного материала.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, ее объем определяется учебным планом.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку как теоретических тем курса, так и выполнение лабораторных и практических заданий. Основное внимание должно уделяться практической отработке навыков произношения и интонации. Студентам предоставляется обязательных объем теоретического материала, который они могут дополнить и расширить самостоятельно, используя дополнительную литературу (список прилагается).

Необходимыми условиями для самостоятельной работы студентов являются следующие:

  1. мотивация самостоятельной работы

  2. поэтапное планирование самостоятельной работы

  3. наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;

  4. консультационная помощь преподавателя;

  5. система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы.

Проверка контроля качества выполненной самостоятельной работы студента осуществляется путем проведения контрольных работ и тестов. Кроме этого, используется такая форма контроля, как промежуточный зачет.

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется путем проведения контрольных работ и проверки индивидуальных заданий. Контроль за самостоятельной работой студентов рекомендуется проводить после изучения каждого модуля учебной программы.

Контрольные задания включают:



^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



  1. Изучение строения речевого аппарата. Дыхание, голосообразование, артикуляция и их функции в речевом аппарате.

  2. Правила чтения гласных и согласных английского языка. Правила чтения английских гласных букв под ударением в различных положениях: открытом, закрытом, открытом перед r и закрытом перед r. Правила чтения гласных букв в безударном положении. Правила чтения сочетаний гласных и согласных букв.

  3. Акцентная структура слова. Место ударения в английском слове. Фонетическая характеристика словесного ударения в английском и русском языках. Ударение в простых, производных, сложных словах. Смыслоразличительные возможности словесного ударения в английском языке. Изменение места ударения под влиянием ритмической тенденции.

  4. Понятие редукции, ее степени.

  5. Акцентная и мелодическая структура синтагмы. Понятие интонационной структуры. Основные единицы мелодического компонента интонации: предтакт (предшкала), такт (шкала), ядерный тон, затакт. Графическое отображение интонации.

  6. Коммуникативные типы высказываний.

  7. Понятие интонации: мелодика, темп, ритм, тембр. Особенности мелодического оформления различных коммуникативных типов высказывания.

  8. Типы ударений в предложении (синтаксическое, синтагматическое, логическое).

  9. Классификация согласных.

  10. Ассимиляция

  11. Редукция

  12. Типы шкал

  13. Типы контуров английской речи

  14. Фразовое ударение

  15. Интонация неэмфатической и эмфатической речи

  16. Интонация коммуникативных подтипов

  17. Типы моделей английской интонации

  18. Аудирование и имитация английской интонации (см. перечень практических и лабораторных работ по практической фонетике)

  19. Фонетический анализ



Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

  1. Аудирование, имитация и воспроизведение стихов, текстов диалогического и монологического плана и других аутентичных материалов выполняется студентами регулярно и только с использованием аудиоматериалов с целью наиболее точной имитации материала при его воспроизведении.

  2. Фонетические упражнения по коррекции произношения и скорости речи выполняются регулярно, ежедневно, имитируя образцы аутентичной записи. Предполагается многократное прослушивание аудитивного материала (минимально-пятикратное) с последующим делением на интонационные группы, разметкой ударных и безударных слов, обозначением ядерных тонов.

  3. Выразительное чтение текста выполняется при регулярном повторении данного упражнения с использованием аутентичных материалов для максимально точной имитации произношения, интонации, темпа и ритма.

  4. Необходимо уделять большое внимание темпу речи и максимально стараться учесть и воспроизвести все детали интонационных оттенков аудиозаписи.

  5. Аудирование (рецептивное) выполняется при условии регулярной тренировки восприятия на слух аудитивных материалов с ориентацией на минимальное количество предъявлений (не более 2) с последующим выполнением задания, контролирующего понимание: пересказ, письменное изложение, устные или письменные ответы на вопросы по тексту, выполнение тестовых заданий.

  6. Интонирование текста (монолога или диалога) выполняется как тренировочное упражнение с целью более точной имитации интонации аутентичной записи с последующим воспроизведением по ролям (диалог) и имитацией и импровизацией в собственных диалогах и монологах.

  7. Фонетический анализ предложений и текстов выполняется по заданной схеме анализа с включением транскрипции, тонограммы, анализа случаев редукции и ассимиляции.

  8. При самостоятельной работе в мультимедийном классе необходимо внимательно изучить тему каждого урока, самостоятельно выполнить упражнения на прослушивание аутентичного материала и воспроизвести его, имитируя английское произношение и интонацию, затем необходимо записать себя и прослушать, сравнивая с оригиналом. Попытаться определить ошибки в произношении и интонации, проанализировать и исправить их. Следует записать диалоги в тетрадь и дома отработать их фонетическое чтение.


^ Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий

Лабораторные работы и практические занятия выполняются студентами с использованием аудиозаписей диалогов и стихов. Методический раздаточный материал включает в себя тексты, предполагаемые для прослушивания. Студенты могут прослушивать записи в лаборатории устной речи, либо в домашних условиях. Предполагается многократное прослушивание записей (минимально – пятикратное) с последующей разметкой ударных и безударных слов, делением на интонационные группы, обозначением ядерных тонов. Студенты обязательно должны обращать внимание на темп речи и максимально стараться учесть и воспроизвести все детали интонационных оттенков аудиозаписи.


^ Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация качества усвоения знаний студентов по дисциплине «Практическая фонетика» на втором курсе проводится путем проведения контрольных работ и тестов.

Контрольные задания включают:



Итоговая аттестация проводится в первом семестре в форме зачета, а во втором семестре - в форме устного экзамена.


^ Требования к экзамену (4 семестр)

На экзамене студенты должны уметь



^ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (2 курс ОЗО, 3 семестр)


  1. Classification and articulatory peculiarities of English vowel phonemes.

2. Classification and articulatory peculiarities of English consonant phonemes.

3. Assimilation.

  1. Reduction.

5. Positional and combinative changes of vowels in the flow of speech.

6. Accommodation. Elision.

  1. Word stress.

  2. Sentence stress. Function of pause.

  3. Intonation. Definition, functions, components.

  4. Intonation group. Its structure.

  5. Types of Pre-heads and Tails.

  6. Types of Heads (Scales).

  7. Rhythm. Pitch levels.

  8. Intonation of statements.

  9. Intonation of special questions.

  10. Intonation of general questions.

  11. Intonation of alternative questions.

  12. Intonation of disjunctive questions.

  13. Intonation of commands.

  14. Intonation of exclamations.

  15. Intonation of adverbials, direct address, author’s words, parenthesis.

  16. Sequence of tones in compound and complex sentences.

  17. Emphatic and unemphatic intonation. Contrast emphasis. Intensity emphasis.

  18. Terminal tones, their types and functions.

  19. The communicative function of Low-Rise.

  20. The communicative function of Low-Fall.

  21. The communicative function of High-Fall.

  22. The communicative function of High-Rise.

  23. The communicative function of Fall-Rise.

  24. The communicative function of Rise-Fall.



^ Рекомендуемый перечень лабораторных работ и практических занятий по курсу практической фонетики английского языка

ОЗО 2 курс 3 семестр

^ LISTENING COMPREHENSION


Taped Material: “Talking English”
“Building Strategies”

“Developing Strategies”


Memory work:

Dialogues:


1. Richard Gets a New Job

2.Sandy Reports

3.Ward Fifteen

4. Symptoms of an Illness

5. Doing out

6. Richard settles down

7.Guests for Supper

8. Lunch for Two


Poems:

Shakespeare’s Sonnets:

1. Sonnet 130

2. Sonnet 65

3. Sonnet 116

4. Sonnet Composed Upon Westminster Bridge А 242


С П И С О К Р Е К О М Е Н Д У Е М О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы


А) Основная литература

1. Попова Е.В. Учебное пособие по практической фонетике английского языка (для студентов 2 курса). - Ростов-на-Дону, 2007.

2. Вертоградова Л.А. Абросимова Л.С. A Guide to Better English Accent. Учебное пособие по практической фонетике английского языка для студентов факультетов иностранных языков. - Ростов-на-Дону, 2008.

3. Практический курс английского языка ( под ред. Аракина В.Д.)- Москва: ВЛАДОС, 1999.

4. J.D.Connor, Clare Fletcher. Sounds English. – Longman Group UK Limited, 1989.

Б) Дополнительная литература

1. Антипова А.М. Ритмическая система английской речи.-Москва:

Высшая школа, 1984.

2. Антипова А.М. Система английской речевой интонации. –

Москва: Высшая школа, 1984.

3. Васильев В.А. Фонетика английского языка (на англ. яз.) - Ленинград, 1962

4. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка. – М.: Высшая школа, 1980.

5. Меркулова Е.М. Английский язык для студентов университетов. Введение в курс фонетики. – СПб.: Издательство Союз, 2000.

6. Соколова М.А. и др. Практическая фонетика английского языка. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

7. J.D.Connor. Better English Pronunciation. 2nd Edition.- Cambridge University Press, 1980.

8. Gimson A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. – London, 1981.

9. Hancock M. English Pronunciation in Use. Cambridge University Press, 2003.

Kelly G. How to teach pronunciation. Pearson Education Limited, 2002.

10. Lane L. Focus on Pronunciation. Principles and Practice for Effective Communication. Addison-Wesley Publishing Company, Inc., 1993.

11.Trask R.L. A Dictionary of Phonetics and Phonology. – London, 1996.


Глоссарий терминов

A Reference Glossary to Pronunciation Terms and Terminology

Accomodation (or adaptation) - is the modification in the articulation of a vowel under

the influence of an adjacent sound, or, vice versa, the modification in the articulation of a

consonant under the influence of an adjacent vowel.

Affricate - a consonant, which is made up of two or more basic sounds - a stop followed

by a fricative. The words chin and gin begin with affricates.

Allophone – different variations on a phoneme

Alternative questions - are those in which there is a choice of two or more alternatives.

Alveolar - tip or blade of tongue against the gum just behind the upper teeth

^ Alveolar consonants – [t], [d], [l], [n], [s], [z]Aspiration is the phonetic phenomenon in which such consonants as [p], [t], [k] are followed by a short voiceless puff of breath, To practice aspiration try to pronounce sound [h] after initial [p], [t], [k].

Assimilation - the process in which the articulation of one phoneme influences the

articulation of a neighbouring phoneme making it similar or even identical to itself.

^ Assimilating phoneme - is the phoneme that influences the articulation of a neighbouring phoneme.

Assimilated phoneme - is the phoneme, which is under the influence of a neighbouring

phoneme.

Assimilation, complete - when the articulation of the assimilated phoneme fully coincides with the assimilating one: e.g. horse-shoe [hLSu:]; does she [ dAS SI]

^ Assimilation, partial – if the assimilated phoneme still has some of its main phonemic features: e.g. twins, place, cry, on the ;

Assimilation, intermediate - when the assimilated consonant phoneme changes into a different phoneme which does not coincide with the assimilating one:

e.g. goose + berry = gooseberry; news + paper = newspaper.

^ Assimilation, progressive - when the assimilated phoneme is influenced by the preceding phoneme: e.g. crime, speak;

Assimilation, regressive – if the assimilated phoneme is influenced by the consonant following it: e.g. Is this the way?

Assimilation, reciprocal , or double - when the phonemes influence each other: e.g. a quiet twilight.

Articulate - pronounce, say, speak clearly and distinctly.

Back vowel - a vowel, which is pronounced with the back part of the tongue higher than

the rest of the tongue.

Вilabial consonant are pronounced with lips pressed together

^ Checked vowels - are vowels those, which are pronounced without any lessening the force

of utterance towards their end.

Clear L - used before vowels and j

Close vowel - a vowel, which is pronounced with some part of the tongue in a very high

position in the mouth (another word for "close vowel" is ^ High).

Closed syllable - a syllable that ends in a consonant sound.

Communicative types of sentences are differentiated in speech according to the aim of utterance from the point of view of communication.

Consonant cluster — combination of consonant sounds with no intervening vowel.

Continuant - a consonant sound, which can be pronounced continuously.

^ Dark L - used before consonants and before w and before a pause

Dental articulation is the using the tongue against teeth

Devoicing - after voiceless plosives voiced consonants become devoiced

Diphthong - a combination of two vowel sounds pronounced in one syllable.

Diphthogization - changing of a simple vowel into a diphthong.

^ Direct address - is a word or a group of words used to address a person or a group of

people.

Elision - when a phoneme (vowels or consonants) is dropped in certain words in rapid

colloquial speech (e.g. Christmas, listen, know, gnat, etc.)

^ English rhythm has been described as 'stress-timed', meaning that stressed syllables tend to occur at roughly equal intervals and that unstressed syllables fit the time interval between stresses. 'Stress-timed' languages are contrasted with 'syllable-timed' ones (French is the most frequently cited) in which all syllables are said to occupy roughly equal lengths of time.

^ Free vowels - are those, which are pronounced with lessening the force of utterance

towards their end.

Fricative consonants have the narrowing of passage above tongue

Fricative - (consonant) produced by expelling breath through small passage formed by

tongue or lips so that the air in escaping makes a kind of hissing sound.

^ Front vowel - a vowel, which is pronounced with the rip the tongue higher than the rest of

the tongue.

Glide - Sound produced in passing from one position of the organs of speech to another.

Glottis - openings between the vocal cords.

^ Glottal stop - vocal folds blocking the passage of air

Homographs are words which have the same spelling but with different pronunciations. Homophones - are words with different spellings and different meanings but the same pronunciation. 'Knows' and 'nose' are homophones, for example - so are: 'reed' and 'read' (infinitive), 'key' and 'quay', 'I', 'eye' and 'aye' and so on.

^ Horizontal position - a description in the production of vowels of the position of the

higher part of the tongue as begin in from mid or back part of the mouth.

Inter-vocalic – a consonant between vowels

Intonation is a complex unity of variations in pitch, stress, tempo, timbre and rhythm.

^ An intonation group is the shortest possible unit of speech from the point of view of meaning, grammatical structure and intonation.

Labialization - lip rounding. Consonant phonemes are labialized before the sonorant [ w ] of the same word e.g. swim, queen, dwell, twins.

Labio-dental – consonants pronounced with lower lip linked with upper teeth

^ Lateral plosion takes place at the junction of a stop (usually [ t ] and [ d ] )

and the lateral sonorant [ l ] . This assimilation occurs within a word and at the word boundaries: e.g. little; that lesson; middle, needle ;

Lax vowel - a vowel, which is pronounced with the muscles of the throat and tongue lax.

Limerick- type of a 5-lined verse with 3 stressed words in lines 1,2,5 and two stressed words in lines 3,4.

^ Loss of aspiration. The aspirated English stop phonemes [ p, t, k] lose their aspiration after

[s ] and before a stressed vowel: e.g. speak, skate, style, sky, style, stake;

Loss of plosion. At the junction of two stops [ p, b, t, d, k, g] or a stop and an affricate [ C ], [G] the first consonant loses its plosion ( both within the same word and at the junction of words): e.g. glad to see you; sit down; midday, black chair; picture, what kind,

Low vowel - see Open vowel

Mid-open vowel - a vowel, which is pronounced with the tongue in a mid, neither high, nor low position.

Minimal pair - two words, which are pronounced the same, except for a single sound -phoneme.

^ Minimal sentences - two or three sentences, which are pronounced the same except for a single sound-phoneme. Not only must the sounds of the sentences be the same, but the stress, intonation, etc. must also be the same for the sentences to be minimal.

Mixed vowel - the vowel at the production of which the front (or central) part and back part of tongue are raised simultaneously.

Monophthong - is a pure (unchanging) vowel sound.

Nasal - a sound at the production of which the air is allowed to go through the nasal cavity.

^ Nasal plosion - nasal escape of the air when a plosive consonant sound is followed by a nasal sound. Nasal plosion takes place at the junction of a stop consonant phoneme and the

nasal sonorants [m, n]: e.g. garden, help me, bitten, get more;

Nucleus - the beginning of a diphthong; the starting-point. Open syllable - a syllable that ends in a vowel sound.

^ Open vowel - a vowel, at the production of which, the tongue is in its lowest position.

Oral - a sound at the production of which the air is forced to go only through the mouth. Palate is a hard bony structure at the top of the roof of the mouth, just behind the alveolar ridge.

Palatalization is the articulation process which involves the raising of the front of the tongue towards the palate.

Parenthesis - is a word, a phrase or a sentence, which serves to show the speaker's attitude to the thought expressed in the sentence, to connect the given sentence with another one or to add some detail to the main idea.

^ Partial devoicing. The English sonorants [ m, n, l, r, w, j] are partially devoiced after voiceless

consonants (usually within a word): e.g. try, clean, sleep, prey, price, swim, floor, small;

Phoneme - a single significantly distinctive speech - sound. The phoneme of a language contrasts with one another.

^ Phonemic alphabet - an alphabet, which contains one and only one symbol for one phoneme.

Pitch component of intonation, or melody, is the changes in the pitch of the voice in connected speech.

Plosion - release of articulation organs with an explosive sound. It is true whenever the plosive sound /k,g,p,b,t.d/ occur in speech.

^ Plosive – a sound in which air-stream is entirely blocked for a short time, p,b,t,d,k,g

Puff- short, quick expel of air.

Quantitative reduction - when the length of the vowel is reduced without changing its quality.

Qualitative reduction — when the quality of the vowel is changed. Reduction - is the weakening of a sound in an unstressed position.

^ Rounded vowel - a vowel, which is pronounced with the lips rounded. In English only the back vowels are rounded; and the close, back vowel sounds are rounded more than the open, back vowels.

RP -Received Pronunciation or SBS

SBS - Southern British Standard or Received Pronunciation

^ Syllabic consonants - sounds which are rather longer than usual and have syllable making function like vowels, examples: '-l' and '-n'

Rhythmic group - a word or a group of words that is said with a certain rhythm. Semantic - concerned with the meaning of words.

Sense-group - is a shortest possible semantic and grammatical unit in a sentence.

^ Sentence stress, or accent, is the greater prominence of one or more words among other words in the same sentence.

Speech timbre — is a special colouring of voice, which shows speakers emotions.

Stop - contact of the articulation, organs, i.e. the beginning of a plosive sound which is followed by a plosion.

Stress position - that position which contains a stressed word. A stressed word in English is generally pronounced with greater intensity (loudness); and greater duration (length of time) on its most prominent syllable.

Syllable - speech sound or group of sounds containing one vowel pronounced as a unit and forming a word or part of a word.

^ Tempo - is the relative speed with which sentences and intonation groups are pronounced

in connected speech.

Tense vowel - a vowel, which is pronounced with the muscles of the throat and tongue

tense.

Tooth-ridge - a small ridge just behind top teeth.

Traditional orthography - the spelling system generally used for writing English.

^ Unrounded vowel - a vowel, which is pronounced with lips unrounded.

Vertical position - a description, - in the production of vowels - of the position of the

higher part of the tongue as being near the top of the mouth, in the middle of the mouth, or

near the bottom of the mouth.

^ Vocal cords - appendages in the throat for the production of sounds.

Voiced sound - a sound pronounced with the vocal cords tense and vibrating. In English

all vowels, and most consonants and clusters are voiced.

Voiceless consonant - a consonant pronounced with the vocal cords not vibrating but with

greater breathing.

Vowels of constantly full formation are unstressed vowels which are used in all styles of pronunciation and are rather close in timbre to the same vowels under stress. They are used in many words of foreign origin (Latin or Greek): e. g. extract ['ekstrækt], programme

['prougræm].

Weak form – the form of a vowel which is used with form words (articles, prepositions,

conjunctions, particles, modal verbs, auxiliary verbs) and some classes of pronouns in

unstressed positions to differentiate them from strong forms with different phonemes.

Word stress is a greater prominence of one or more syllables within a word.

Zero reduction – a process when the vowel in a reduced word is omitted.

ugolovnoe-pravo-bet-7.html
ugolovnoe-pravo-gosudarstvennie-trebovaniya-k-minimumu-soderzhaniya-disciplini-5.html
ugolovnoe-pravo-obshaya-chast.html
ugolovnoe-pravo-rf-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
ugolovnoe-pravo-specialnost.html
ugolovnoe-pravo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-preodolenie-biogeneticheskih-podhodov-k-issledovaniyu-psihiki-rebenka-uchebnik-m-rossijskoe-pedagogicheskoe-agentstvo-1996-374-s.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-v-050117-aza-tl-men-debiet-mamandiina-arnalan.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stanislav-vtorushin-poslanec-stranica-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-nezavisimih-potrebitelskih-ekspertiz-izdelij-konditerskih-muchnih.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-16-metodi-gruppovoj-raboti-upravlencheskoe-konsultirovanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/snyatie-unitaza-instrukciya-dlya-uchastnikov-razmesheniya-zakaza-11-dlya-uchastnika-razmesheniya-zakaza-yuridicheskogo-lica.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krupnaya-forma-respubliki-belarus-igra-na-muzikalnom-instrumente-fortepiano.html
  • literature.bystrickaya.ru/dvojnoj-yubilej-orkestra-irina-ksyondzova-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-44-17-03-2012-c-2-pomogite-poline-29.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-federalnogo-zakona-ob-osnovah-ohrani-zdorovya-grazhdan-v-rossijskoj-federacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-15-semejnoe-pravo-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnebyudzhetnie-fondi-rf-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-predpriyatiya-grodnenskoe-proizvodstvennoe-kozhevennoe-obedinenie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tihonova-irina-leonidovna-predsedatel-territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-tihvinskogo-municipalnogo-rajona.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozheni-e-o-ii-vserossijskom-festivale-detskih-yunosheskih-molodezhnih-smi-mediapokorenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rezhimi-vipolneniya-algoritmov-simmetrichnogo-shifrovaniya-kriptograficheskie-osnovi-bezopasnosti-informaciya-o-kurse.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-boss-bespodobnij-ili-bespoleznij-immelman-rejmond.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-avtoram-i-chitatelyam-zhurnalov-kachestvo-innovacii-obrazov-i-kachestvo-i-ipi-cals-tehnologii-stranica-10.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-kurs-lekcij-minsk-2002-soderzhanie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrennie-rinki-otdelnih-selhozproduktov-nauchnie-trudi-20r-nekotorie-aktualnie-voprosi-agrarnoj-politiki-rossii.html
  • tests.bystrickaya.ru/martirosyan-a-b-m29-na-puti-k-mirovoj-vojne-a-b-martirosyan-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/63-ubijstvo-nachalnika-milicii-ashada-bagdalova-memorial.html
  • bukva.bystrickaya.ru/necke-krupici-yaponskoj-dushi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-kompleksnoj-ocenki-generalnij-plan-pgt-alekseevskoe-ocenka-vozdejstviya-na-okruzhayushuyu-sredu-ovos-i.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdorovoe-starenie-informaciya-o-provedennih-meropriyatiyah-v-rgu-novocheboksarskij-centr-socialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-minzdravsocrazvitiya-chuvashii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-issledovanie-kolebanij-i-shumov-v-plazme-svch-gazovogo.html
  • studies.bystrickaya.ru/klasternie-sistemi-chast-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-19-golodanie-chast-3-arnold-eret.html
  • holiday.bystrickaya.ru/myword-ru-chast-pervaya-obshie-voprosi-defektologii-stranica-23.html
  • reading.bystrickaya.ru/lvov-brashov-zamok-drakuli-sinaya-dvorec-pelesh-akvapark-debrecen-budapesht-sentendre-eger-mishkolc-tapolce-lvov-vnimaniebez-nochnih-pereezdov-den-1.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-finansi-i-kredit.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnostyam-i-070503-muzejnoe-delo-i-ohrana-pamyatnikov-opd-f-1-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-ralli.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-tema-puteshestvie-po-yugre.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdorovya-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/motives-for-exploration-essay-research-paper-until.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.