.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины ( ен. В. 02 ) Концепции современного естествознания




Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет информационных технологий

Кафедра экологии и естествознания

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

В.С. Гершгорин ______________

«27»____09___206_ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

(ЕН.В.02)-Концепции современного естествознания

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

____________________________________________________________________

Для специальности ___^ 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления»____________________________________________

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ___ЕН_________________________________

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: ____вузовский_______________________________

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения _________дневная_____________________________________

Новокузнецк, 2006

^ Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета


Кафедра экологии и естествознания


Факультет информационных технологий


У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

Декан ^ Каледин В.О.________

(ф.и.о. декана)

«_21_» __сентября__2006_ г.


_______________

(подпись)


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


(ЕН.В.02) Концепции современного естествознания

( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)


для специальности (230102) – «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

(шифр и название специальности)

для ______дневной, заочной, очно-заочной_____ формы обучения


Составитель(и) / разработчик(и) программы


__^ Селянин И.Ф., профессор, д-р техн. наук__

(Ф.И.О., должность и ученая степень)


Новокузнецк 2006

Рабочая программа составлена на основании ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

__экологии и естествознания_______________________________________


«_^ 30_» _августа_ 2006 г. Протокол №_1_


Заведующий кафедрой _________________ _______Сенкус В.В._____

/подпись/ (Ф.И.О)


^ Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой


Кафедра

Специальность

^ Ф.И.О. заведующего кафедрой

Согласовано

Дата

подпись



























































































































Рабочая программа одобрена методической комиссии факультета


«_06_» __сентября_ 2006_ г. Протокол №_1_____


Председатель комиссии _________________ ____Ермак Н.Б.______

/подпись/ (Ф.И.О)


Лист-вкладка рабочей программы учебной дисциплины

____________________^ ЕН.В. «Концепции современного естествознания»_______________

шифр и название дисциплины


Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины

на текущий учебный год


^ Учебный год

Группы по рабочему УП

Содержание изменений в разделах

(наименования разделов и краткое содержание изменений)

Препода­ватель, ведущий дисци­плину (Ф.И.О., дата, подпись)

^ Изменения утверждены на заседании кафедры

(дата, № протокола и подпись зав. кафедрой)

Изменения согласованы с выпускающей кафедрой

(дата и подпись зав. кафедрой)













































































































































































































































Примечания:

Лист – вкладка рабочей программы учебной дисциплины

______________________________^ Концепции современного естествознания,_ ЕН, вузовский компонент__________________

(название дисциплины, цикл, компонент)

Список основной учебной литературы

*Указания о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках

Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) - указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение /

Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7

30.08.06



Концепции современного естествознания (рекомендовано МО для гуманитарных специальностей).

М.:ГАДАРИКИ

Найдыш В.М.

2003

Соответствие ГОС

100 экз.

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Концепции современного естествознания» введен в систему высшего образования сравнительно недавно и в настоящее время является основой естественнонаучного образования при подготовке квалифицированных кадров социально-экономических специальностей.

Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками, представлениями, образами и идеями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас – в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в духовной культуре в целом. Знание основных современных теорий и концепций естествознания формируют научный метод мышления, адекватное отношение человека к окружающему миру.

Основой структуры курса, его несущей конструкцией, выступает мысль о единичности объекта изучения естественных наук – окружающего нас мира. Физика, химия, биология, геология, астрономия исследуют один и тот же объект – мироздание, но рассматривает его с разных сторон, на разных уровнях его развития, как системных, так и временных. Конструкциями, контролирующими направления развития логической структуры данной дисциплины, являются универсальные категории мироздания – симметрия, структура, иерархия и эволюция.

Данная учебная дисциплина рассчитана на студентов 1-2 курсов знакомых с программами по физике, химии, биологии, астрономии в рамках среднего образования и курсами истории, философии в рамках высшего образования.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов экономического факультета всех форм обучения, рекомендуется для подготовки специалистов других гуманитарных направлений, а также для преподавателей.

^ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Разработка подобного курса есть попытка представить деятельность различных естественных наук как части единого процесса изучения мира, показать перманентность связи фундаментальных исследований с потребностями общества и средствами их удовлетворения.

Знания, полученные студентами при изучении курса, будут использованы ими как теоретический естественнонаучный фундамент в процессе профессиональной деятельности.


^ 1.1. Пояснительная записка

Основная цель курса «Концепции современного естествознания» – знакомство студентов с основными теоретическими положениями в области современного естествознания, формулировка общих представлений о характере производства научного знания в конкретные исторические периоды, о тенденциях и направлениях развития естественных наук.


Основными задачами курса являются:

  1. изучение научных методов познания окружающей действительности;

  2. усвоение фундаментальных законов современного естествознания;

  3. системная интеграция разрозненных знаний студентов по естественнонаучным дисциплинам;

  4. способствование формированию естественнонаучного мировоззрения и современного мышления.


В результате изучения материала курса студент должен:


  1. обладать научными методами познания и уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

  2. знать фундаментальные законы современного естествознания, лежащие в основе прогрессивных отраслевых технологий;

  3. иметь представление об основных достижениях и перспективах развития современного естествознания как фундамента наукоемких технологий.


^ Методы обучения включают в себя:


- лекции по дисциплине «Концепции современного естествознания»;

- семинарские занятия;

- самостоятельная работа студентов;

- плановые консультации.


^ Исходные требования к навыкам студентов - должны обладать навыками конспектирования, самостоятельного анализа текста и участия в групповом обсуждении.


^ 1.2. Особенности изучения дисциплины, формы контроля


Курс «Концепции современного естествознания» состоит из четырех частей: естествознание как единая наука о природе; основные исторические периоды развития естествознания; общие закономерности организации мироздания; природа в современной естественнонаучной картине мира.

Теоретические занятия осуществляются в форме лекций. Семинарские занятия проводятся, используя различные способы обучения: доклады, дискуссии, работа в малых группах, ролевые игры. Самостоятельная учебная работа студентов направлена на изучение теоретического материала курса, выполнение самостоятельных работ, подготовку реферата.

По дисциплине осуществляется текущий контроль (устные и тестовые опросы, выполнение заданий и контрольных работ) и итоговый контроль в форме экзамена и зачета.

^ Объем часов по видам учебной работы

Специальность 220200 – Автоматизированные системы обработки информации и управления

^ Виды занятий

Дневное отделение

Заочное отделение

Очно-заочное отделение

Всего по учебному плану (час.)

170

170

170

Аудиторные занятия

72

16

40

Лекции

36

8

20

Семинары

36

8

20

Самостоятельная работа

98

154

130

Подготовка к семинарским занятиям

54

8

20

Рефераты

44

26

26

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

-

120

84

Итоговый контроль знаний

Зачет

Экзамен, зачет, контр. работа

Экзамен, зачет, контр. работа


^ 1.3. Учебно-тематический план рабочей программы

Объем и последовательность изучения теоретического материала для студентов очной формы обучения (гр. А)

№ п\п

Название и содержание разделов, тем

Объем часов




всего

аудиторная работа

самост. работа

лекции

семинар

1

2

3

4

5

6

^ Часть 1. Естествознание как единая наука о природе

1.1

Введение в естествознание

10

2

2

4

1.2

Наука как процесс познания

10

2

2

4

1.3

Основные формы, особенности, критерии, методы научного познания

10

2

2

4

^ Часть 2. Основные исторические периоды развития естествознания

2.1

Наука в цивилизациях Древности

5

1

2

2

2.2

Создание первой естественно - научной картины мира в древнегреческой культуре


5

1

1

2

2.3

Естествознание в эпоху Средневековья


5

1

2

2

2.4

Естествознание в эпоху Возрождения


5

1

2

2

2.5

Естествознание XVIII – первой половины XIX века.


6

2

2

2

2.6

Научная революция второй половины XIX - XX веков

6

2

2

2

^ Часть 3. Общие закономерности организации мироздания

3.1

Системный взгляд на природу


6

2

1

2

3.2

Концепция саморазвития и самоорга-низации материи

6

2

1

2

3.3

Принципы симметрии в материальном мире

6

2

1

2

3.4.

Эволюция, информация и энтропия

6

2

1

2

Часть 4. Природа в современной естественно – научной картине мира

4.1

Современная физическая картина мира

10

2

2

4

4.2

Современная астрономическая картина мира

10

2

2

4

4.3

Современная биологическая картина мира

14

2

1

6

4.4

Современная химическая картина мира

12

4

4

4

4.5

Современная естественно – научная картина мира и будущее науки

12

4

4

4

Подготовка реферата

26

-

-

44




^ Итого часов

170

36

36

98


Объем и последовательность изучения теоретического материала для студентов заочной формы обучения (гр. АЗС)

№ п\п

Название и содержание разделов, тем

Объем часов




всего

аудиторная работа

самост. работа

лекции

семинар

1

2

3

4

5

6

^ Часть 1. Естествознание как единая наука о природе

1.1

Введение в естествознание




2




8

1.2

Наука как процесс познания







8

1.3

Основные формы, особенности, критерии, методы научного познания




2

2

^ Часть 2. Основные исторические периоды развития естествознания

2.1

Наука в цивилизациях Древности




2




8

2.2

Создание первой естественно - научной картины мира в древнегреческой культуре








8

2.3

Естествознание в эпоху Средневековья








8

2.4

Естествознание в эпоху Возрождения








8

2.5

Естествознание XVIII – первой половины XIX века.








8

2.6

Научная революция второй половины XIX - XX веков




2

2

^ Часть 3. Общие закономерности организации мироздания

3.1

Системный взгляд на природу




2




9

3.2

Концепция саморазвития и самоорга-низации материи







9

3.3

Принципы симметрии в материальном мире







9

3.4.

Эволюция, информация и энтропия




2

2

^ Часть 4. Природа в современной естественно – научной картине мира

4.1

Современная физическая картина мира




2

2

2

4.2

Современная астрономическая картина мира







9

4.3

Современная биологическая картина мира







9

4.4

Современная химическая картина мира







9

4.5

Современная естественно – научная картина мира и будущее науки







10

Подготовка реферата

26

-

-

26




^ Итого часов

170

8

8

154


Объем и последовательность изучения теоретического материала для студентов очно-заочной формы обучения (гр. АОС)

№ п\п

Название и содержание разделов, тем

Объем часов




всего

аудиторная работа

самост. работа

лекции

семинар

1

2

3

4

5

6

^ Часть 1. Естествознание как единая наука о природе

1.1

Введение в естествознание

7

1




6

1.2

Наука как процесс познания

7

1




6

1.3

Основные формы, особенности, критерии, методы научного познания

5

1

2

2

^ Часть 2. Основные исторические периоды развития естествознания

2.1

Наука в цивилизациях Древности

7

1




6

2.2

Создание первой естественно - научной картины мира в древнегреческой культуре

5

1

2

2

2.3

Естествознание в эпоху Средневековья


7

1




6

2.4

Естествознание в эпоху Возрождения


7

1




6

2.5

Естествознание XVIII – первой половины XIX века.


7

1




6

2.6

Научная революция второй половины XIX - XX веков

5

1

2

2

^ Часть 3. Общие закономерности организации мироздания

3.1

Системный взгляд на природу

5

1

2

2

3.2

Концепция саморазвития и самоорга-низации материи

7

1




6

3.3

Принципы симметрии в материальном мире

7

1




6

3.4.

Эволюция, информация и энтропия

11

1

2

8

Часть 4. Природа в современной естественно – научной картине мира

4.1

Современная физическая картина мира

12

2

2

8

4.2

Современная астрономическая картина мира

11

1

2

8

4.3

Современная биологическая картина мира

12

2

2

8

4.4

Современная химическая картина мира

11

1

2

8

4.5

Современная естественно – научная картина мира и будущее науки

11

1

2

8

Подготовка реферата

26

-

-

26




^ Итого часов

170

20

20

130


^ 1.4. Содержание разделов дисциплины


uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-medicinskoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-metodika-resheniya-raschetnih-zadach-povishennoj-slozhnosti-po-organicheskoj-himii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-050101-65-032300-po-specialnosti-himiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-nalogi-i-nalogooblozhenie-po-specialnosti-060400-finansi-i-kredit-novosibirsk-2001.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-normi-i-stili-russkogo-yazika-dlya-studentov-specialnostej-031401-kulturologiya-071401-socialno-kulturnaya-deyatelnost-071201.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-ontologiya-zaochnaya-forma-obucheniya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-opd-f-8-pravovie-osnovi-prirodopolzovaniya-i-ohrani-okruzhayushej-sredi-dlya-specialnosti-020804-geoekologiya-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-32-iz-ognya-rasskaz-hagrida.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-19-obespechenie-polucheniya-obrazovaniya-detmi-imeyushimi-osobie-obrazovatelnie-potrebnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-obshestvoznanie-vklyuchaya-ekonomiku-i-pravo-2014-2015g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-rekomenduemaya-forma-protokola-zasedaniya-rabochej-gruppi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-tvorcheskij-konkurs-dlya-shkolnikov-yaimeyu-pravo-zayavka.html
  • student.bystrickaya.ru/2-normativnie-dokumenti-123242-rossiya-g-moskva-ul-barrikadnaya-19-korp-str-1-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-smi-o-grazhdanskom-obshestve-i-razvitii-nekommercheskogo-sektora.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-rshga-411911-001-0.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-modulyu-osnovi-literaturovedeniya-i-analiz-hudozhestvennogo-proizvedeniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/182-priemi-raboti-s-sistemoj-mathcad-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-pyataya-germaniya-yanvar-gotika-i-renessans-ot-blednih-romanizacij-k-podlinnomu-romanu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-azastanni-1920-1940-zhildardai-oamdi-sayasi-zhadaji-zhalpi-masati.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posle-rodov-dinora-pajnz.html
  • college.bystrickaya.ru/3potencial-i-vozmozhnosti-razvitiya-suvenirnoj-produkcii-novgorodskoj-oblasti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotacii-rabochih-programm-napravleniya-021000-geografiya-profil-ekonomicheskaya-i-socialnaya-geografiya-bazovaya-chast-profil-fizicheskaya-geografiya-i-landshaftovedenie-bazovaya-chast-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razdelenie-vlastej.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-konspekt-klassnogo-chasa-v-7-b-klasse-moi-zhiznennie-cennosti.html
  • college.bystrickaya.ru/-10-kak-organizovat-rabotu-s-roditelyami-detej-klassnij-rukovoditel-v-rossii-stranici-istorii.html
  • student.bystrickaya.ru/1-celi-i-zadachi-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/noch-v-pole-iogann-gete-faust.html
  • exam.bystrickaya.ru/vivchennya-opovdan-volodimira-vinnichenka-chast-12.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/va-tropinin.html
  • college.bystrickaya.ru/2narusheniya-pravil-pozharnoj-bezopasnosti-pravila-po-ohrane-truda-pri-ekspluatacii-remonte-i-tehnicheskom-obsluzhivanii.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-m-strelkovskij-teoriya-i-praktika-voennogo-perevoda-stranica-16.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-fizike-v-11-klasse.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-horosho-chto-est-semya-kotoraya-ot-bed-lyubih-hranit-menya-.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-odna-iz-drevnejshih-nauk-chelovechestva-vot-uzhe-pochti-5000-let-zanimaetsya-ona-opisaniem-stran-morej-i-okeanov-stranica-15.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkij-obzor-tehnologii-raid-konspekt-lekcj-do-disciplni-bezpeka-program-ta-danih.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-xiv-ryazanskom-oblastnom-studencheskom-festivale.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvodnaya-lekciya-prochitana-22-marta-2003-g-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shetel-tlne-oituda-monologti-sjleu-skerlgn-aliptastiru-zholdari.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervij-sposob-kritika-oproverzhenie-tezisa-kuzin-f-a-sovremennij-imidzh-delovogo-cheloveka-biznesmena-politika.html
  • lesson.bystrickaya.ru/truboprovodnij-transport-logistika-dlya-mva-transportirovka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regnum-moskva-08022010-kazahstan-nadeetsya-reshit-zatyanuvshiesya-konflikti-za-schet-blizosti-mentalitetov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.