.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины ( ен. В. 02 ) Концепции современного естествознания




Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет информационных технологий

Кафедра экологии и естествознания

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

В.С. Гершгорин ______________

«27»____09___206_ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

(ЕН.В.02)-Концепции современного естествознания

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

____________________________________________________________________

Для специальности ___^ 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления»____________________________________________

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ___ЕН_________________________________

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: ____вузовский_______________________________

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения _________дневная_____________________________________

Новокузнецк, 2006

^ Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета


Кафедра экологии и естествознания


Факультет информационных технологий


У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

Декан ^ Каледин В.О.________

(ф.и.о. декана)

«_21_» __сентября__2006_ г.


_______________

(подпись)


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


(ЕН.В.02) Концепции современного естествознания

( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)


для специальности (230102) – «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

(шифр и название специальности)

для ______дневной, заочной, очно-заочной_____ формы обучения


Составитель(и) / разработчик(и) программы


__^ Селянин И.Ф., профессор, д-р техн. наук__

(Ф.И.О., должность и ученая степень)


Новокузнецк 2006

Рабочая программа составлена на основании ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

__экологии и естествознания_______________________________________


«_^ 30_» _августа_ 2006 г. Протокол №_1_


Заведующий кафедрой _________________ _______Сенкус В.В._____

/подпись/ (Ф.И.О)


^ Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой


Кафедра

Специальность

^ Ф.И.О. заведующего кафедрой

Согласовано

Дата

подпись



























































































































Рабочая программа одобрена методической комиссии факультета


«_06_» __сентября_ 2006_ г. Протокол №_1_____


Председатель комиссии _________________ ____Ермак Н.Б.______

/подпись/ (Ф.И.О)


Лист-вкладка рабочей программы учебной дисциплины

____________________^ ЕН.В. «Концепции современного естествознания»_______________

шифр и название дисциплины


Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины

на текущий учебный год


^ Учебный год

Группы по рабочему УП

Содержание изменений в разделах

(наименования разделов и краткое содержание изменений)

Препода­ватель, ведущий дисци­плину (Ф.И.О., дата, подпись)

^ Изменения утверждены на заседании кафедры

(дата, № протокола и подпись зав. кафедрой)

Изменения согласованы с выпускающей кафедрой

(дата и подпись зав. кафедрой)













































































































































































































































Примечания:

Лист – вкладка рабочей программы учебной дисциплины

______________________________^ Концепции современного естествознания,_ ЕН, вузовский компонент__________________

(название дисциплины, цикл, компонент)

Список основной учебной литературы

*Указания о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках

Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) - указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение /

Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7

30.08.06



Концепции современного естествознания (рекомендовано МО для гуманитарных специальностей).

М.:ГАДАРИКИ

Найдыш В.М.

2003

Соответствие ГОС

100 экз.

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Концепции современного естествознания» введен в систему высшего образования сравнительно недавно и в настоящее время является основой естественнонаучного образования при подготовке квалифицированных кадров социально-экономических специальностей.

Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками, представлениями, образами и идеями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас – в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в духовной культуре в целом. Знание основных современных теорий и концепций естествознания формируют научный метод мышления, адекватное отношение человека к окружающему миру.

Основой структуры курса, его несущей конструкцией, выступает мысль о единичности объекта изучения естественных наук – окружающего нас мира. Физика, химия, биология, геология, астрономия исследуют один и тот же объект – мироздание, но рассматривает его с разных сторон, на разных уровнях его развития, как системных, так и временных. Конструкциями, контролирующими направления развития логической структуры данной дисциплины, являются универсальные категории мироздания – симметрия, структура, иерархия и эволюция.

Данная учебная дисциплина рассчитана на студентов 1-2 курсов знакомых с программами по физике, химии, биологии, астрономии в рамках среднего образования и курсами истории, философии в рамках высшего образования.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов экономического факультета всех форм обучения, рекомендуется для подготовки специалистов других гуманитарных направлений, а также для преподавателей.

^ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Разработка подобного курса есть попытка представить деятельность различных естественных наук как части единого процесса изучения мира, показать перманентность связи фундаментальных исследований с потребностями общества и средствами их удовлетворения.

Знания, полученные студентами при изучении курса, будут использованы ими как теоретический естественнонаучный фундамент в процессе профессиональной деятельности.


^ 1.1. Пояснительная записка

Основная цель курса «Концепции современного естествознания» – знакомство студентов с основными теоретическими положениями в области современного естествознания, формулировка общих представлений о характере производства научного знания в конкретные исторические периоды, о тенденциях и направлениях развития естественных наук.


Основными задачами курса являются:

  1. изучение научных методов познания окружающей действительности;

  2. усвоение фундаментальных законов современного естествознания;

  3. системная интеграция разрозненных знаний студентов по естественнонаучным дисциплинам;

  4. способствование формированию естественнонаучного мировоззрения и современного мышления.


В результате изучения материала курса студент должен:


  1. обладать научными методами познания и уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

  2. знать фундаментальные законы современного естествознания, лежащие в основе прогрессивных отраслевых технологий;

  3. иметь представление об основных достижениях и перспективах развития современного естествознания как фундамента наукоемких технологий.


^ Методы обучения включают в себя:


- лекции по дисциплине «Концепции современного естествознания»;

- семинарские занятия;

- самостоятельная работа студентов;

- плановые консультации.


^ Исходные требования к навыкам студентов - должны обладать навыками конспектирования, самостоятельного анализа текста и участия в групповом обсуждении.


^ 1.2. Особенности изучения дисциплины, формы контроля


Курс «Концепции современного естествознания» состоит из четырех частей: естествознание как единая наука о природе; основные исторические периоды развития естествознания; общие закономерности организации мироздания; природа в современной естественнонаучной картине мира.

Теоретические занятия осуществляются в форме лекций. Семинарские занятия проводятся, используя различные способы обучения: доклады, дискуссии, работа в малых группах, ролевые игры. Самостоятельная учебная работа студентов направлена на изучение теоретического материала курса, выполнение самостоятельных работ, подготовку реферата.

По дисциплине осуществляется текущий контроль (устные и тестовые опросы, выполнение заданий и контрольных работ) и итоговый контроль в форме экзамена и зачета.

^ Объем часов по видам учебной работы

Специальность 220200 – Автоматизированные системы обработки информации и управления

^ Виды занятий

Дневное отделение

Заочное отделение

Очно-заочное отделение

Всего по учебному плану (час.)

170

170

170

Аудиторные занятия

72

16

40

Лекции

36

8

20

Семинары

36

8

20

Самостоятельная работа

98

154

130

Подготовка к семинарским занятиям

54

8

20

Рефераты

44

26

26

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

-

120

84

Итоговый контроль знаний

Зачет

Экзамен, зачет, контр. работа

Экзамен, зачет, контр. работа


^ 1.3. Учебно-тематический план рабочей программы

Объем и последовательность изучения теоретического материала для студентов очной формы обучения (гр. А)

№ п\п

Название и содержание разделов, тем

Объем часов




всего

аудиторная работа

самост. работа

лекции

семинар

1

2

3

4

5

6

^ Часть 1. Естествознание как единая наука о природе

1.1

Введение в естествознание

10

2

2

4

1.2

Наука как процесс познания

10

2

2

4

1.3

Основные формы, особенности, критерии, методы научного познания

10

2

2

4

^ Часть 2. Основные исторические периоды развития естествознания

2.1

Наука в цивилизациях Древности

5

1

2

2

2.2

Создание первой естественно - научной картины мира в древнегреческой культуре


5

1

1

2

2.3

Естествознание в эпоху Средневековья


5

1

2

2

2.4

Естествознание в эпоху Возрождения


5

1

2

2

2.5

Естествознание XVIII – первой половины XIX века.


6

2

2

2

2.6

Научная революция второй половины XIX - XX веков

6

2

2

2

^ Часть 3. Общие закономерности организации мироздания

3.1

Системный взгляд на природу


6

2

1

2

3.2

Концепция саморазвития и самоорга-низации материи

6

2

1

2

3.3

Принципы симметрии в материальном мире

6

2

1

2

3.4.

Эволюция, информация и энтропия

6

2

1

2

Часть 4. Природа в современной естественно – научной картине мира

4.1

Современная физическая картина мира

10

2

2

4

4.2

Современная астрономическая картина мира

10

2

2

4

4.3

Современная биологическая картина мира

14

2

1

6

4.4

Современная химическая картина мира

12

4

4

4

4.5

Современная естественно – научная картина мира и будущее науки

12

4

4

4

Подготовка реферата

26

-

-

44




^ Итого часов

170

36

36

98


Объем и последовательность изучения теоретического материала для студентов заочной формы обучения (гр. АЗС)

№ п\п

Название и содержание разделов, тем

Объем часов




всего

аудиторная работа

самост. работа

лекции

семинар

1

2

3

4

5

6

^ Часть 1. Естествознание как единая наука о природе

1.1

Введение в естествознание




2




8

1.2

Наука как процесс познания







8

1.3

Основные формы, особенности, критерии, методы научного познания




2

2

^ Часть 2. Основные исторические периоды развития естествознания

2.1

Наука в цивилизациях Древности




2




8

2.2

Создание первой естественно - научной картины мира в древнегреческой культуре








8

2.3

Естествознание в эпоху Средневековья








8

2.4

Естествознание в эпоху Возрождения








8

2.5

Естествознание XVIII – первой половины XIX века.








8

2.6

Научная революция второй половины XIX - XX веков




2

2

^ Часть 3. Общие закономерности организации мироздания

3.1

Системный взгляд на природу




2




9

3.2

Концепция саморазвития и самоорга-низации материи







9

3.3

Принципы симметрии в материальном мире







9

3.4.

Эволюция, информация и энтропия




2

2

^ Часть 4. Природа в современной естественно – научной картине мира

4.1

Современная физическая картина мира




2

2

2

4.2

Современная астрономическая картина мира







9

4.3

Современная биологическая картина мира







9

4.4

Современная химическая картина мира







9

4.5

Современная естественно – научная картина мира и будущее науки







10

Подготовка реферата

26

-

-

26




^ Итого часов

170

8

8

154


Объем и последовательность изучения теоретического материала для студентов очно-заочной формы обучения (гр. АОС)

№ п\п

Название и содержание разделов, тем

Объем часов




всего

аудиторная работа

самост. работа

лекции

семинар

1

2

3

4

5

6

^ Часть 1. Естествознание как единая наука о природе

1.1

Введение в естествознание

7

1




6

1.2

Наука как процесс познания

7

1




6

1.3

Основные формы, особенности, критерии, методы научного познания

5

1

2

2

^ Часть 2. Основные исторические периоды развития естествознания

2.1

Наука в цивилизациях Древности

7

1




6

2.2

Создание первой естественно - научной картины мира в древнегреческой культуре

5

1

2

2

2.3

Естествознание в эпоху Средневековья


7

1




6

2.4

Естествознание в эпоху Возрождения


7

1




6

2.5

Естествознание XVIII – первой половины XIX века.


7

1




6

2.6

Научная революция второй половины XIX - XX веков

5

1

2

2

^ Часть 3. Общие закономерности организации мироздания

3.1

Системный взгляд на природу

5

1

2

2

3.2

Концепция саморазвития и самоорга-низации материи

7

1




6

3.3

Принципы симметрии в материальном мире

7

1




6

3.4.

Эволюция, информация и энтропия

11

1

2

8

Часть 4. Природа в современной естественно – научной картине мира

4.1

Современная физическая картина мира

12

2

2

8

4.2

Современная астрономическая картина мира

11

1

2

8

4.3

Современная биологическая картина мира

12

2

2

8

4.4

Современная химическая картина мира

11

1

2

8

4.5

Современная естественно – научная картина мира и будущее науки

11

1

2

8

Подготовка реферата

26

-

-

26




^ Итого часов

170

20

20

130


^ 1.4. Содержание разделов дисциплины


uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-medicinskoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-metodika-resheniya-raschetnih-zadach-povishennoj-slozhnosti-po-organicheskoj-himii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-050101-65-032300-po-specialnosti-himiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-nalogi-i-nalogooblozhenie-po-specialnosti-060400-finansi-i-kredit-novosibirsk-2001.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-normi-i-stili-russkogo-yazika-dlya-studentov-specialnostej-031401-kulturologiya-071401-socialno-kulturnaya-deyatelnost-071201.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-ontologiya-zaochnaya-forma-obucheniya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-opd-f-8-pravovie-osnovi-prirodopolzovaniya-i-ohrani-okruzhayushej-sredi-dlya-specialnosti-020804-geoekologiya-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-produktivnosti-i-kreativnosti-mishleniya-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-dialogicheskogo-stilya-pedagogicheskogo-vzaimodejstviya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-i-prokopcov-nauchnij-rukovoditel-mezhvuzovskogo-uchebno.html
  • nauka.bystrickaya.ru/variant-1-voprosi-k-ekzamenu-po-filosofii-filosofiya-kak-nauka-i-mirovozzrenie-predmet-funkcii-i-osnovnoj-vopros-filosofii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-mehanizma-koncessionnih-otnoshenij-v-infrastrukturnih-otraslyah-ekonomiki-rossii-08-00-01-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-kudin-chlen-kpss-kandidat-filosofskih-nauk-zhenskij-obraz-vechnie-voprosi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-n-chupis-otvetstvennij-ispolnitel-nachalnik-otdela-stranica-5.html
  • write.bystrickaya.ru/genrih-byoll-glazami-klouna-stranica-14.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sozdanie-internet-magazina.html
  • education.bystrickaya.ru/24-alen-de-benua.html
  • tasks.bystrickaya.ru/150811g-58-golosov-a-l-ul-lavochkina-dajdzhest-dlya-glavi-gorodskogo-okruga-po-kriticheskim-zamechaniyam.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-monitoring-okruzhayushej-sredi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teoriya-gei-zemli-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-izdanie-6-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe-rostov-nd-feniks-2003-576-s-seriya-visshaya-shkola-bbk-a5ya72-1-stranica-33.html
  • studies.bystrickaya.ru/45-vzaimodejstvie-s-pedagogicheskoj-obshestvennostyu-naseleniem-oblasti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchenik-5-klassa-lihosherst-maksim-2013-god.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-pismennih-ispitanij-v-pomosh-postupayushemu-v-moskovskij-gosudarstvennij-gumanitarnij-universitet-imeni-m-a-sholohova-2009-g.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-myasopererabativayushij-kombinat-padunskij-za-2009-god.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-ftd-6-russkie-narodnie-muzikalnie-instrumenti-dlya-specialnosti-071401-socialno-kulturnaya-deyatelnost.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstvo-energetiki-rf-19-iyunya-2003-g-stranica-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinaya-rossiya-virabativaet-sverdlovskogo-gubernatora-ekonomika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-karabashskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-24-fevralya-2012g-174-g-lipeck-ob-organizacii-raboti-po-realizacii-postanovleniya-administracii-lipeckoj-oblasti-ot-13-fevralya-2012-goda.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukreplenie-doveriya-obshestva-k-vlasti-zalog-uspeshnogo-razvitiya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-ukraini.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhtektura-hh-hh-stolt-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/istochnik-itar-tass-kuban-10052011-gosduma-prinyala-zakon-ob-usilenii-otvetstvennosti-za-narushenie-trebovanij-pozharnoj-bezopasnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/13-tehnologiya-razvitiya-navikov-i-umenij-chteniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kandidatskogo-ekzamena-po-kursu-i-storiya-i-filosofiya-nauki-filosofiya-estestvennih-nauk.html
  • institut.bystrickaya.ru/substantivnie-opredeleniya-v-povesti-paustovskogo-o-zhizni-chast-12.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/4-tipi-i-vidi-voprosov-socialnoe-planirovanie-socialnie-pokazateli-73-glava-chetvertaya-80-organizaciya-i-provedenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pushkin-i-masoni.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-mezhdunarodnaya-koreevedcheskaya-konferenciya-4-7-oktyabrya-2010-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kondensatori-capacitor.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologiya-vnimaniyapod-redakciej-yu-b-gippenrejter-sh-v-ya-romanova-m-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.