Учебник сержанта химических войск издание второе переработанное и дополненное - страница 15
.RU

Учебник сержанта химических войск издание второе переработанное и дополненное - страница 15


'* 225

По указанию командира взвода он обозначает дегазиро­ванный или дезинфицированный участок дороги (колонного пути), прохода, устанавливая знаки в начале и в конце уча­стка, прохода.

После выполнения задачи командир отделения доклады­вает командиру взвода о ее выполнении и по его указанию выводит отделение в пункт сбора взвода, где организует де­газацию (дезинфекцию) машин и подготовку их к выполне­нию новых задач.

При выполнении задач по подвозу жидких компонентов (растворов) отделение АРС действует в составе взвода.

Действия отделения включают подготовку авторазливоч­ных станций к зарядке и их зарядку, подвоз вещества и рас­творов и их выдачу.

Командир отделения, получив задачу, должен понять за­дачу взвода, отделения, время готовности к ее выполнению, определить задачи личному составу и отдать боевой приказ.

При постановке задачи подчиненным командир отделе­ния в боевом приказе указывает: какими веществами или готовыми дегазирующими (дезинфицирующими) раствора­ми и к какому времени заполнить цистерны авторазливоч­ных станций; часть (подразделение) химической защиты, которой необходимо доставить компоненты или готовые рас­творы; марщрут движения, порядок построения колонны, скорость движения, дистанцию между машинами и срок прибытия в указанный район.

После прибытия в назначенный район и получения зада­чи на выдачу веществ (растворов) командир отделения при­казывает развернуть авторазливочные станции и подгото­вить их к работе.

В' ходе выполнения работ командир отделения управляет действиями подчиненных, следит за соблюдением личным составом требований безопасности, ведет учет выданных ве­ществ (растворов). О выполнении задачи командир отделения докладывает командиру взвода.

После получения задачи отделение ТМС действует в та­кой последовательности. Командир отделения подает коман­ду «Машины к дегазации (дезактивации) подготовить». Рас­четы готовят машины к дегазации (дезактивации). По ко­мандам командира взвода «К машинам», «По местам», рас­четы выстраиваются* у машин, а затем занимают свои мес­та в них. Расчеты ТМС-65 подключают фильтрующие про­тивогазы к ФВУ-15Т. Водитель по команде пускает двига­тель автомобиля. По сигналу или команде командира взвода «Марш» командиры отделений выводят машины из исходно­го пункта, отделения занимают свои места в строю взвода или самостоятельно следуют к участку местности, дороги, подлежащей дегазации (дезактивации), и приступают к вы­полнению задачи,

226

При дезактивации участков местности с твердым покры­тием машина ТМС-65 буксирует прицеп-цистерну с водой. Заборные трубопроводы (патрубки) тепловой машины с при­цепом-цистерной соединяются резинометаллорукавом.

Не доезжая 10—15 м до начала участка, назначенного расчетам для дегазации (дезактивации), командиры расче­тов пускают двигатели ВК-1А и начинают дегазацию (деза­ктивацию).

При этом турбореактивный двигатель машины ТМС-65 опускается вниз до отказа и сопло двигателя устанавлива­ется под углом 60—90° к продольной оси машины. Направ­ление движения машины выбирается таким образом, чтобы сдувание радиоактивной пыли осуществлялось по --направ­лению ветра.

В ходе выполнения задачи командир отделения наблю­дает за сигналами командира взвода, за соблюдением за­данной скорости, направлением движения машины и рабо­той расчетов.

^ 3. ДЕЙСТВИЯ РАСЧЕТА ДЫМОВОЙ МАШИНЫ

Расчет дымовой машины при выполнении задачи по де­зинсекции участков местности и дорог действует в составе

взвода.

Действия расчета дымовой машины включают: подготов­ку дымовой машины к зарядке инсектицидным раствором; выдвижение на исходный пункт и на рубеж туманопуска; проведение туманопуска; движение в пункт сбора после вы­полнения задачи.

Подготовка машин к зарядке и зарядка их инсектицид­ным раствором производятся на батальонном (ротном) пункте зарядки, а в отдельных случаях — на рубеже тумано­пуска,

В исходном пункте командир расчета ставит машину в указанном командиром взвода месте, организует ее маски­ровку, а затем получает задачу у командира взвода.

Получив и уяснив задачу, командир машины отдает приказ водителю. При постановке задачи он указывает: участок местности, дороги, подлежащей дезинсекции, рубе­жи и порядок туманопуска; место машины в строю взвода и на рубеже туманопуска; скорость движения (если тумано-пуск осуществляется в движении) и направление движения. При проведении дезинсекции расчет надевает средства ин­дивидуальной защиты.

По командам (сигналам) командира взвода «К маши­нам», «По местам» расчеты выстраиваются у машин, а за­тем занимают м?ста в них. Водители по команде пускают двигатели автомобилей. По сигналу или команде командира взвода «Марш» командиры расчетов выводят машины из

227



исходного пункта и занимают свои места в построении

ВЗВОД»;

Командир расчета показывает водителю, как поставить машину на рубеже туманопуска. По сигналу (команде) ко­мандира взвода «К туманопуску приготовиться» командир расчета переводит машину в положение «боевая готовность».

При туманопуске с места по команде (сигналу) коман­дира взвода о начале туманопуска командир машины при­казывает водителю пустить двигатель, приводит в действие дымовую аппаратуру и обеспечивает заданный режим тума-HonycKifctjflo достижении заданного режима командир ма­шины следит за распространением тумана и сигналами ко­мандира взвода, а также за работой узлов и агрегатов. На­блюдение за приборами и сохранением заданного режима туманопуска при выходе командира машины из кабины ве­дет водитель.

При туманопуске в движении по команде (сигналу) ко­мандира взвода о начале туманопуска командир машины приводит в действие аппаратуру и обеспечивает заданный режим туманопуска, сообразуясь щ . скоростью движения машин, следит за выдерживанием заданного направления движения и сигналами командира взвода. При этом необхо­димо" заранее наметить маршрут движения по местным пред­метам или обозначить его вехами.

По команде или сигналу командира взвода «Туман пре­кратить» расчеты выключают аппаратуру и прекращают ту-манопуск.

После выполнения задачи по туманопуску расчет перево­дит машину в «походное» положение и следует в пункт сбо­ра взвода, где командир машины докладывает командиру взвода о выполнении задачи.

^ 4. ДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

При организации дегазации (дезинфекции) местности и туманопуска ночью необходимо предварительно проводить разведку маршрутов и постановку задач по возможности в светлое время, намечая направления движения по хорошо видимым ночью ориентирам, обозначить видимыми в темно­те знаками переднюю и тыльную границы дегазируемых (де­зинфицируемых) участков, зарядку машин производить за­светло, проверять наличие и исправность светомаскировоч­ного устройства.

При выполнении задач ночью необходимо избегать слож­
ных маневров, разворотов и повторных заездов машин. Ди­
станции между машинами следует назначать с таким рас­
четом, чтобы водитель сзади идущей машины видел впереди
идущую. •

228

В зависимости от обстановки выполнение задачи произ­водится с затемненными фарами или с использованием при­боров ночного видения. В зимних условиях проводится глав­ным образом дегазация (дезинфекция) накатанных участ­ков дорог.

Организуя работы по дегазации (дезинфекции) местно­сти зимой, командиры подразделений должны принять меры для исключения обморожения личного состава, разморажи­вания радиаторов машин, обеспечения' повышенной проходи­мости машин и их маскировки.

Проходы в зараженных участках обозначаются ясно ви­димыми в ночных условиях знаками.

Глава 24

^ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ИМИТАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ХИМИЧЕСКИХ ВОЙСК И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

1. УЧЕБНЫЕ РЕЦЕПТУРЫ И ИМИТАТОРЫ 0В ВЕРОЯТНОГО ПРОТИВНИКА. ИМИТАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

Для имитации химического заражения используются та­бельные учебные рецептуры имитации отравляющих веществ вероятного противника и средств их применения. На снаб­жении войск имеются учебные рецептуры стойких отравля­ющих веществ и нестойких отравляющих веществ.

Основными средствами применения имитационных ре­цептур являются имитационные гранаты ИГН и ИГС, ими­тационные фугасы ИФ, учебные ядовито-дымные гранаты Уч. ЯДГ и учебная метательная установка УМУ. Допуска­ется также использование аэрозольного генератора АГП.

^ Учебные рецептуры стойких ОВ

Учебные рецептуры стойких ОВ предназначены для ими­тации применения противником ОВ типа VX и иприта, при­меняются для заражения боевой техники, местности и лич­ного состава. УРСОВ выпускаются различных составов.

Для имитации применения ОВ типа VX применяется учебная рецептура УРФОВ-2. Это нетоксичная жидкость светло-коричневого цвета, на индикаторной пленке АП-1 да­ет такие же окрашенные пятна, как и VX. Допускается за­ражение УРФОВ-2 обмундирования и снаряжения на лич­ном составе. Применяется с помощью метательных устано­вок УМУ,

229





Для имитации заражения местности и боевой техники ипритом используются учебные рецептуры ИВ-Б и ИВ-2, в состав которых входит хлорпикрин и хлорацетофенон.

^ Учебная рецептура ИВ-Б — вязкая маслянистая жидкость буро-коричневого цвета с температурой замерзания минус 45°С. Рецептура не воспламеняется. Заражение рецептурой производится с помощью имитационных гранат и фугасов (ИГС и ИФ).

^ Учебная рецептура ИВ-2 —вязкая жидкость темно-корич­невого цвета с температурой замерзания минус 40°С. Зара­жение рецептурой производится при помощи авторазливоч­ных станций или подручных средств (кистью), так как ре­цептура воспламеняется. Их пары обладают сильным раз­дражающим действием на слизистые оболочки глаз, а в ка-пельно-жидком состоянии — на кожу человека. Вооружение и военная техника, подвергшиеся длительному воздействию паров этих рецептур, должны быть тщательно вычищены и смазаны, а зараженные капельно-жидкими рецептурами — продегазированы щелочными растворами с последующей чисткой и смазкой. Раздражающее действие на местности в летних условиях сохраняется в течение 1—2 сут. Глубина распространения паров рецептур может достигать 100 м с подветренной стороны. Обе рецептуры поступают в войска в толстостенных железных бочках Л-100, Л-150, Л-200, Л-250 и имеют резкий неприятный запах.

^ Учебные рецептуры нестойких отравляющих веществ

Учебные рецептуры нестойких отравляющих веществ предназначены для имитации применения противником не­стойких отравляющих веществ с целью заражения воздуха. Ими снаряжаются ИГН и Уч. ЯДГ. Кроме того, в АГП при­меняется имитационный раствор ИР-1.

Для имитации заражения воздуха аэрозолями VX мож­но рекомендовать аммиачную воду, применение которой воз­можно с помощью имитационных гранат и фугасов, а так­же с помощью авторазливочной станции АРС и приборов ДКВ с использованием резиновых рукавов диаметром 10 мм и распылителей, развешенных на высоте 3—4 мм над доро­гой с наветренной стороны (например, на деревьях). Для имитации заражения местности в целях повышения стойко­сти, особенно в летних условиях, аммиачная вода загущает­ся глицерином или моноэтаноламином (5% раствор). До­пустимо применение двух видов имитационных средств од­новременно для получения суммарного эффекта. Например подрыв имитационных гранат ИГН заставит личный состав надеть противогазы, а подрыв имитационных гранат ИГС с растворами хлорофоса обеспечит срабатывание технических средств химической разведки.

230

^ Средства применения учебных рецептур

Имитация химического нападения противником осуще­ствляется с помощью имитационных гранат ИГН, ИГС, имитационных фугасов ИФ, учебных ядовито-дымных гра­нат и учебной метательной установки УМУ.

^ Имитационная граната нестойкая ИГН применяется для обозначения применения противником химического ору­жия --- боеприпасов малого и крупного' калибра с нестойки­ми отравляющими веществами. Она состоит из двух картон­ных цилиндров — наружного и внутреннего, соединенных между собой кольцевым дном, имеющим кольцо, и крышкой. В кольцевом зазоре между цилиндрами помещается учеб­ная рецептура нестойкого отравляющего вещества. Внутрен­ний цилиндр с дном служит запальным стаканом и предна­значен для размещения взрывпакета. Снаряженная граната парафинируется и в таком виде доставляется в войска. Мас­са снаряженной гранаты примерно 200 г. Масса учебной ре­цептуры отравляющего вещества около 100 г.

Для подрыва гранаты взрывпакет поджигают при помо­щи запальной головки. Как только запальная головка вос­пламеняется, гранату необходимо немедленно бросить в за­ранее намеченное место. Подрыв гранаты не должен произ­водиться ближе 50 м от личного состава и легковоспламе­няющихся материалов.

Имитационные гранаты ИГН всегда должны подрывать­ся с наветренной стороны от тех объектов, на которые дол­жна воздействовать волна зараженного воздуха. Одна гра­ната дает облако зараженного воздуха нестойким учебным отравляющим веществом около 20 м3, которое, распростра­няясь по ветру, рассеивается. Раздражающее действие со­храняется на удалении 50—100 м от рубежа подрыва.

^ Имитационная граната стойкая ИГС снаряжается учеб­ной рецептурой ИВ-Б и применяется для обозначения при­менения противником химического оружия — боеприпасов малого и крупного калибра, снаряженных стойкими отрав­ляющими веществами. ИГС представляет собой полиэтиле­новую оболочку цилиндрического вида, в крышке которой имеются горловина с пробкой для заливки учебной рецеп­туры и запальный стакан для размещения взрывпакета. В войска оболочки ИГС доставляются неснаряженными. Объ­ем заливаемой рецептуры составляет около 450 см3. Снаря­жение имитационных гранат производится под руководством начальника химической службы части на открытой площад­ке в противогазе и легком защитном костюме (общевойско­вом защитном комплекте). Для снаряжения оболочки ими­тационные гранаты ставятся в один ряд на земле; из горло­вины вынимаются резиновые пробки, которые кладутся на крышки гранат, В горловину гранаты вставляется воронка,

231

через которую заливается рецептура. Для удобства заливки целесообразно пользоваться специальным мерником на 450 см3 или обычными кружками вместимостью 500 см3. При снаряжении гранат не допускается обливание оболочек. По­павшие на поверхность капли рецептуры удаляются чистой ветошью. После заливки рецептуры горловины гранат за­крываются резиновой пробкой и обматываются изоляцион­ной лентой в три витка. Подрыв ИГС осуществляется анало­гично подрыву ИГН. Подрывом одной имитационной грана­ты ИГС заражается площадь до 25 м2.

^ Имитационный фугас ИФ снаряжается учебной рецепту­рой ИВ-Б и применяется для обозначения полей химических фугасов противника и разрывов крупных авиационных бомб, снаряженных стойкими отравляющими веществами. Устрой­ство ИФ аналогично ИГС. В войска оболочки ИФ достав­ляются неснаряженными. Объем заливаемой рецептуры со­ставляет 0,9 л. Снаряжение имитационных фугасов произ­водится так же, как и ИГС. Имитационные фугасы ИФ ус­танавливаются в специально отрытые лунки с последующей их маскировкой (или без маскировки). Глубина лунки дол­жна быть равна высоте фугаса — 10,5 см, а диаметр дна — примерно 12 см. Лунка отрывается с расширением к верху, стенки ее должны иметь наклон примерно 45°. Подрыв ИФ может производиться взрывпакетами с воспламенением их при помощи электровоспламенителей или запальной голов­ки. При подрыве фугасов с помощью электровоспламените­лей в каждый взрывпакет вставляется электровоспламени­тель, к которому присоединяются концы электросети. Под­рыв осуществляется при помощи батарей БАС-60, БАС-80 или подрывной машинки КПМ. Для подрыва взрывпакетов ИФ с помощью запальной головки последнюю необходимо поджечь при помощи терки или зажженной спички и быстро отбежать в наветренную сторону. Безопасное расстояние подрыва ИФ равно 50 м. Подрыв одного ИФ создает зара­жение площади около 50 м2. При установке фугасов на мес­тности с высохшей растительностью необходимо принимать меры против возникновения пожара (удалить раститель­ность, ветки вокруг фугасов).

^ Учебная ядовито-дымная граната Уч. ЯДГ применяется для обозначения применения противником химического ору­жия — боеприпасов малого и крупного калибра с нестойкими отравляющими веществами. Уч. ЯДГ состоит из картонного корпуса, внутри которого находятся два брикета дымовой смеси, имеющие в середине по цилиндрическому отверстию. Брикеты дымовой смеси с обеих сторон закрываются картон­ными диафрагмами и крышками. Диафрагмы имеют отвер­стия для выхода дыма. В пилиндрическое отверстие брикетов дымовой смеси вставлена запал-спичка, над воспламенитель-ной головкой которой помещаются бумажный колпачок и

232

терка. На корпус гранаты со стороны запала-спички нанесе­на кольцевая голубая полоса. Масса гранаты 250—270 г, масса дымовой смеси 190—210 г. Время разгорания грана­ты до 20 с, время интенсивного дымообразования 1—3 мин. Ядовито-дымные гранаты доставляются в войска снаряжен­ными и приводятся в действие непосредственно перед при­менением. Для приведения гранаты в действие необходимо при помощи тесемок сорвать картонные крышки гранаты, взять терку в руку, снять с воспламёнительной головки за­пала-спички бумажный колпачок, энергичным трением тер­ки о воспламенительную головку запала-спички воспламе­нить ее и через 2—3 с бросить гранату по назначению. При отсутствии терки или в случае ее неисправности можно ис­пользовать терку спичечной коробки. Учебные ядовито-дым­ные гранаты применяются с наветренной стороны от тех объектов, на которые должна воздействовать ядовито-дым­ная волна. При средних метеорологических условиях ядови­то-дымная волна, образующаяся при сжигании гранаты, мо­жет распространяться по ветру на расстояние до 550 м от рубежа сжигания.

^ Учебная метательная установка УМУ предназначена для имитации применения противником дистанционных снаря­дов со стойкими отравляющими веществами. Для этой цели в УМУ используются учебные боеприпасы, снаряженные УРФОВ-2.

Боеприпасы имеют вышибной и разрывной заряды. Вы-шибной заряд обеспечивает полет боеприпаса на определен­ную дальность. Разрывной заряд, срабатывающий через за­медлитель от вышибного заряда, подрывает боеприпасы в воздухе на расстоянии 10—90 м от поверхности земли, в ре­зультате происходит заражение местности и находящегося на ней личного состава, вооружения и военной техники.

^ Тактико-техническая характеристика установки УМУ

Количество стволов, шт. , 9

Калибр, мм 105

Минимальная дальность метания, м 40

Напряжение питания, В o/v»

Живучесть стволов, выстрелы, не менее ' 300

Время развертывания и заряжания УМУ, мин 30

Удаление УМУ от пульта управления (длина сое« 60

динительного кабеля), м

Масса УМУ, кг 35

Масса электрооборудования (пульт, две катушки 60

с кабелем), кг

Масса пульта управления, кг 5

Поражающая площадь при залповой стрельбе, га 1(100x100 м)

Расчет, чел. 2

УМУ (рис. 36) используется в комплекте, состоящем из двух катушек с тремя кабелями, соединяющими пульт уп­равления с метательными установками и источником пита-

9-4361дсп 233

ния — аккумуляторными батареями транспортирующего автомобиля. УМУ является девятиствольной системой мор­тир, стволы которой жестко закреплены на опорной плите.

Рис. 36. Учебная метательная установка. / — мортиры; 2 — катушка; 3 — кабели; 4 — пульт управления

Допускается имитировать химическое нападение против­ником с помощью аэрозольного генератора. В этом случае имитация заражения воздуха осуществляется путем испаре­ния 3—5% раствора хлорацетофенона в дизельном топливе. Глубина распространения непереносимых концентраций хлорацетофенона при средних метеорологических условиях может быть от 2 до 4 км в зависимости от процентного со­держания хлорацетофенона в растворе.

^ Требования безопасности при применении учебных рецептур и имитационных средств

1. Все работы с. применением имитационных средств и рецептур должны проводиться под руководством офицера из состава подразделений химической защиты или начальника химической службы.

2. Перед работой всему личному составу должны быть разъяснены требования безопасности и порядок работы с учебными рецептурами и средствами их применения.

3. Имитационные средства применять так, чтобы исклю­чить возможность распространения паров отравляющих ве­ществ или ядовитого дыма на территорию населенных пун­ктов, военных гарнизонов, стрельбищ, складов и других объектов, на которых находится личный состав.

234

4. К работе с учебными рецептурами и средствами их применения допускаются лица, имеющие достаточную трени­ровку в пользовании средствами индивидуальной защиты, изучившие свойства учебных О В' и умеющие оказывать пер­вую помощь при поражениях.

5. Не допускается снятие противогазов и СЗК. при работе с учебными рецептурами. Снимать противогазы и средства защиты кожи разрешается только по команде командира по­сле выхода с учебного поля.

6. При применении имитационных средств категорически запрещается:

применять учебные рецептуры, имитационные гранаты, фу­гасы, учебные ядовито-дымные гранаты, а также имитиро­вать применение химического оружия с помощью генерато­ра АГП в населенных пунктах или в непосредственной бли­зости от них;

подрывать имитационные гранаты, фугасы и ядовито-дымные гранаты ближе 50 м от личного состава и легковос­пламеняющихся материалов;

задерживать в руках имитационные гранаты и фугасы после поджигания запальной головки;

производить разборку взрывпакетов (электрозапалов);

выдавать личному составу неисправные и пришедшие в негодность взрывпакеты, имитационные гранаты, фугасы и учебные ядовитЪ-дымные гранаты;

бросать имитационные гранаты, фугасы, ядовито-дымные гранаты в расположение подразделений, в танки, бронетран­спортеры и другую технику, а также в реки, водоемы, моря и ручьи.

7. При снаряжении оболочек гранат и фугасов рецептура­ми необходимо соблюдать следующие требования безопас­ности:

до начала снаряжения проверить исправность оболочек;

при открывании бочек пробку осторожно сдвинуть клю­чом и отвинтить ее, положить рядом с правой стороны тары;

при открывании пробки не наклоняться над бочкой, от­винчивать пробку ключом вытянутой рукой, избегая попада­ния вещества на работающих, при наличии давления в боч­ке осторожно стравить его;

не допускать обливания тары и других оболочек рецеп­турами; попавшие на оболочки капли рецептур тщательно удаляются чистой ветошью и дегазируются щелочными рас­творами.

8. Снаряжение имитационных гранат и фугасов взрыв-пакетами производится непосредственно перед подрывом или заранее, но не раньше, чем за 2—3 ч до подрыва.

9. Площадки для заражения вооружения и военной тех­ники, а также других объектов рецептурами выбираются на хорошо продуваемом месте, Каждая площадка делится на

9* 235

две половины: чистую и грязную. Чистая половина должна располагаться с наветренной стороны. Площадка должна быть обозначена указателями и очищена от травы и снега. 10. После каждого занятия и учения все неиспользован­ные и неподорвавшиеся имитационные гранаты, фугасы и ядовито-дымные гранаты укладывают в тару и сдают на склад.

жение РЕЖ. и вращением ручки регулировки режима устан# вить стрелку микроамперметра на зачерненный треугольник шкалы; отвернуть винты, крепящие крышку к корпусу дат­чика, вставить в корпус элемент 1,3-ФМЦ-0,2, закрыть крыш­ку и закрепить ее винтами.

Обучение работе на тренажере аналогично Т-ДП-3.

^ 2. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ИМИТАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

Для привития практических навыков в подготовке к ра­боте и применении приборов радиационной разведки и до­зиметрического контроля все более широкое применение в войсках находят учебно-тренировочные и имитационные средства.

^ Тренажер прибора ДП-3

Тренажер Т-ДП-3 состоит из измерительного пульта, вы­носного блока и датчика (рис. 37).

Подготовку тренажера к работе необходимо проводить в такой последовательности: установить переключатель под-диапазонов в положение ВЫКЛ.; вставить элементы пита­ния в выносной блок; перевести переключатель поддиапазо-нов в положение ПР. При этом стрелка микроамперметра должна показывать 0,4 —0,8 Р/ч, а сигнальная лампа вспы­хивает с частотой 3—4 вспышки в секунду; повернуть шкалу в датчике против хода часовой стрелки до упора.

Обучение работе на тренажере осуществляется руководи­телем занятий. Руководитель занятия, имея на руках датчик, устанавливает шкалу диска против какой-либо отметки и контролирует правильность действий обучаемого и прово­димых им отсчетов по шкале прибора. Обучаемый измене­нием положения переключателя поддиапазонов и отсчетом показаний прибора определяет имитируемое значение уров­ня радиации.-

^ Тренажер прибора ДП-5А

Тренажер Т-ДП-5 состоит из измерительного пульта, дат­чика, выносного блока, сумки.

Подготовку тренажера к работе необходимо проводить в такой последовательности: установить переключатель под-диапазонов в положение ВЫКЛ.; повернуть ручку регули­ровки режима влево до упора; отвернуть винты, крепящие крышку отсека питания, вставить в отсек три элемента 1,6-ПМЦ-Х-1,05, закрыть отсек питания крышкой и закрепить ее винтами; установить переключатель поддиапазонов в поло-

238

Рис. 37. Общий вид тренажера Т-ДП-3: 1 — измерительный пульт; 2 — выносной блок; 3 — датчик

^ 8 УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ

Тренажер для обучения операторов тепловой машины ТМС-65

Тренажер Т-ТМС-65 для обучения операторов тепловой машины ТМС-65 предназначен для обучения операторов тепловой машины и систематических тренировок их в специ-

237

альной обработке военной техники ТМС-65 и представ­ляет собой прицепную машину, смонтированную на ав­томобильном двухосном низкорамном прицепе 2-ПН-4 мод. 810А.

Рабочее место представляет собой кабины оператора и инструктора, в которые введены все органы управления и контроля за работой тренажера и процессом обучения опе­ратора. Кабина оператора по своим габаритам, расположе­нию органов управления и контрольно-измерительных при­боров полностью соответствует кабине оператора тепловой машины ТМС-65. В1 кабине инструктора расположены при­боры и аппараты, позволяющие инструктору контроли­ровать действия оператора, задавать ему вводные и помехи.

По световому пятну инструктор контролирует правиль­ность прицеливания и длительность «обработки» объек­тов.

Источником питания служит бензоэлектрический агрегат АБ-4-Т/100-М1 мощностью 4 кВт, напряжением 400 В, а также может использоваться электросеть напряжением 380 В.

Техническая характеристика тренажера Т-ТМС-65

Масса конструктивная, кг 4800

Масса в снаряженном состоянии (топли- 5000
во, смазка, ЗИП), кг

Температурный интервал эксплуатации, °С От минус 25 до плюс 40° С

Время подготовки к работе, мин:

летом 8—10
зимой ! 15—20

Время непрерывной работы, ч 12

Угол поворота рабочего места в горизон- ±90
тальной плоскости, град

Угол поворота имитатора в вертикаль­ной плоскости, град:

вверх i 14+2
вниз 25 ±2

Скорость поворота рабочего места в го- 0—10
ризонтальной и вертикальной плоскости,
град/с

Возимый запас топлива, кг 20

Буксировка по дорогам с твердым по- Автомобиль ЗИЛ-130
крытием (Урал-375)

Допустимая скорость буксировки по до- 40
рогам с твердым покрытием, км/ч

Буксировка по грунтовым дорогам и без- Автомобиль Урал-375
дорожью

Скорость буксировки по грунтовым до- До 20
рогам и бездорожью, км/ч

Обслуживающий расчет (инструктор), 1
чел.

238

^ Подготовки тренажера Т-ТМС-65 к работе и его использование в обучении личного состава

Для развертывания тренажера необходимо: установить тренажер на подготовленную площадку; включить стояноЧ-ный тормоз; снять чехлы с прожектора, бензоэлектрического агрегата и макета двигателя; расстопорить рабочее место; подключить тренажер к источнику питания, установить ру­коятку переключателя ВП в положение' + 45° ДИСТ. (при питании тренажера от внешнего источника) или в положе­ние —45° ДИСТ. (при питании от бензоэлектрического аг­регата); пустить двигатель бензоэлектрического агрегата; установить рукоятку переключателя ВП в положение +45° МЕСТ., включить имитатор массы; включить электродвига­тель привода гидронасоса; расфиксировать имитатор дви­гателя ВК-1А; проверить работу переговорного устройства Р-124; проверить работу имитатора шума двигателя ВК-1А; подготовить к работе гидравлическую систему.

Порядок работы на тренажере Т-ТМС-65 аналогичен ра­боте на тепловой машине ТМС-65.

^ Комплект оборудования тренажера для подготовки операторов ТМС-65 (комплект КТПО-ТМС-65)

Комплект оборудования тренажера для подготовки опера­торов ТМС-65 предназначен для обучения и систематиче­ских тренировок операторов ТМС-65 подразделений хими­ческих войск. Он размещается на ровной площадке размера­ми 160X40 м со смонтированным на ней основным оборудо­ванием (рис. 38) и состоит из рельсового пути, по которому в обоих направлениях движутся три тележки с макетами танков. Средняя тележка имеет электропривод и соединена с крайними (ведомыми) двумя жесткими тягово-сцепными устройствами. Пост управления движением тележек и вы­ключатель света вешек вынесены на пульт управления.

Питание комплекта осуществляется от электросети на­пряжением 380 В.

При работе комплекта тележки с макетами проходят пе­
ред стоящими тренажерами ТМС-65 или машинами ТМС-65
со скоростью 2—3 км/ч, имитируя прохождение колонны во­
енной техники. Готовность тренажеров ТМС-65 к обработке
руководитель занятий видит по сигналу светофора, установ*
ленного на тренажере ТМС-65. .

^ Порядок работы и использование комплекта КТПО-ТМС-65 в обучении личного состава

Занятия с личным составом на оборудовании комплекта КТПО-ТМС-65 проводятся в составе взвода или отделения.

239


240.

Перед началом занятий всему личному составу должны быть разъяснены их обязанности и требования безопасности. Для проведения занятий по дегазации, дезактивации и дезинфек­ции вооружения и военной техники тренажеры ТМС-65 или машины ТМС-65 и вешки расстанавливаются согласно схе­мам разбивки площадки при работе с машинами ТМС-65.

Движение тележек руководитель занятий начинает с крайнего левого положения по сигналам светофоров, уста­новленных на тренажерах ТМС-65, саидетельствующих о готовности к специальной обработке, при этом двигатели ВК-1А выводятся на рабочий режим. Управление движени­ем тележек с макетами осуществляется путем включения (выключения) кнопок на посту управления.

Привод тележки не имеет тормозного устройства, поэто­му необходимо выключать движение тележек заблаговре­менно за 6—8 м до упоров в концах рельсового пути. Допус­кается 'в экстренных случаях тормозить противовключением (реверсированием) двигателя.


uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-dv-01-problemi-teorii-gosudarstva-i-prava-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-etika-i-kultura-upravleniya-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-02-dengi-kredit-banki-dlya-specialnostej-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-03-mezhdunarodnie-valyutno-kreditnie-otnosheniya-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-05-nalogi-i-nalogooblozhenie-dlya-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-07-finansi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teplosnabzhenie-otoplenie-i-ventilyaciya-tehnicheskih-trebovanij-po-obektu-gazokompressornaya-stanciya-na-kazanskom.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-praktikum-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-studentov-vseh-specialnostej-i-napravlenij-kemerovo-2010.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-bernett-f-malenkaya-princessa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-obobshenie-perednyaya-aziya-v-drevnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-nalogooblozheniya-proizvoditelej-selskohozyajstvennoj-produkcii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protokol-4-zasedaniya-pedagogicheskogo-soveta-mou-gimnazii-89-ot-29-fevralya-2008g.html
  • college.bystrickaya.ru/12322platon-iaristokl-issledovanie-form-mishleniya-logicheskih-kategorij-ochen-blagodarnaya-i-neobhodimaya.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekspertiza-ta-kontrol-realzac-tovaru.html
  • institut.bystrickaya.ru/svetloj-pamyati-vasiliya-nikolaevicha-skalona-stranica-17.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchitel-vlyublennij-v-svoyu-professiyu-ot-redaktora.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-mou-ososh-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-rukovoditelya-regionalnoj-sluzhbi-po-tarifam-rostovskoj-oblasti-po-teme-tarifnaya-politika-aro-v-2010-godu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saba-12-kn-sinibi-6a-tairibi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-biznes-plan-kommercheskogo-banka-leks-bank.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-b-spravochnoe-5-1organizaciya-raboti-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-na-proizvodstvennih-obektah.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-obektu-nalogooblozheniya-informacionnie-pravootnosheniya-pri-emissii-cennih-bumag-dissertaciya-posvyashena-kompleksnomu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-1256-dejstvie-isklyuchitelnogo-prava-na-proizvedeniya-nauki-literaturi-i-iskusstva-na-territorii-rossijskoj-federacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-teme-conditional-sentences-types-i-and-ii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/surov-neft-godishen-doklad.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/s-ramza-reka-vyazhlya-avtori-programmi-egorov-a-a-zamestitel-direktora-po-ekologicheskomu-prosvesheniyu-fgu-zapovednik.html
  • znanie.bystrickaya.ru/620-skazka-o-kundadante-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-dialogov-mezhdu-ogromnim-kolichestvom-mudrecov-sobravshihsya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/69-zhest-proshaniya-uroki-literaturi-v-srednem-zvene-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-izotova-a-n-na-sobranii-amsgr-14-06-2012-g-problemi-i-puti-razvitiya-malih-gorodov-rossii-na-primere-respubliki-bashkortostan.html
  • education.bystrickaya.ru/112-obosnovanie-vibora-metodov-rascheta-otchet-ob-ocenke-1011-82-93-opredelenie-rinochnoj-stoimosti-odnoj-obiknovennoj.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iii-normirovanie-rashoda-plastmass-v-proizvodstve-plenok-trub-i-listov-a-a-akimov-hudozhestvennij-redaktor.html
  • notebook.bystrickaya.ru/govorit-moskva-tajna-na-dne-kolodca.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-grazhdan-prebivayushih-prozhivayushih-v-pogranichnoj-zone-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-finansami-kommercheskih-bankov-015-45-voprosov-50-rublej.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-3-kvartal-2008-goda-stranica-21.html
  • bystrickaya.ru/vakuumnie-viklyuchateli.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-professionalnoj-perepodgotovki-po-programme-yurisprudenciya-cel.html
  • crib.bystrickaya.ru/holokost.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-po-teorii-gosudarstva-i-prava-100-chast-3.html
  • college.bystrickaya.ru/1631-prikladnoe-yazikoznanie-17-literatura-literaturovedenie-narodnoe-poeticheskoe-tvorchestvo-15-18-iskusstvo.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-vnutrizavodskih-vzaimoraschetov-po-udelnim-i-obshim-raschetam-elektroenergii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.