.RU

Учебник разработан в соответствии с программой подготовки студентов высших учебных заведений по гражданской обороне


В.Г.АТАМАНЮК

Л.Г.ШИРШЕВ

Н.И.АКИМОВ

Гражданская оборона

ПОД РЕД. Д. И. МИХАИЛИКА




МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1986


Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

ББК 68.69 А 39

Рецензенты: А. П. Зайцев, А. И. Рябов, Л. П. Ткаченко

Атаманюк В. Г. и др.

А 39 Гражданская оборона: Учебник для вузов/В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов. Под ред. Д. И. Михайлика. — М.: Высш. шк., 1986. —207 с: ил.

В учебнике изложены: задачи и организация гражданской обороны (ГО) на про­мышленных объектах народного хозяйства; воздействие оружия массового поражения и других средств нападения противника на людей, здания, сооружения, энергосисте­мы, оборудование и способы защиты от них. Приведена методика оценки устойчи­вости объектов народного хозяйства к поражающим факторам ядерного взрыва. Рассмотрены организация и проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, обучение населения по ГО и другие вопросы.

1304070000—311 ББК 68.69

А 66—86

001(01)—86 355.77

© Издательство «Высшая школа», 1986

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник разработан в соответствии с программой подготовки студентов высших учебных заведений по гражданской обороне.

Основная задача обучения студентов гражданской обороне— подготовка их к практическому выполнению мероприятий гражданской обороны на объектах народного хозяйства в мирное и военное время в качестве командно-начальствующего состава невоенизированных формирований и служб в соответствии с получаемой специальностью.

Материал учебника отражает последние достижения теории и практики гражданской обороны с учетом перспективы их развития и распределяется таким образом, что дает возможность студентам получить необходимые сведения по всем разделам программы.

Более подробно изложены вопросы организации обучения на промышленном объекте всех категорий обучаемых, а также подготовки и проведения учений по гражданской обороне.

В приложении даны примеры расчетов параметров поражающих факторов ядерного взрыва и приведены сведения о радиационной стойкости материалов и элементов радиоэлектронной и оптикоэлектронной аппаратуры. В составлении учебника принимал участие авторский коллектив:

В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов (гл. 1 — VI, VII без § 22, гл. X), В. А. Глушков (§ 22), Г. А. Карпов (гл. VIII), И. Б. Селюков (гл, IX); приложения подготовлены Л. Г. Ширшевым.

Авторы

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА I ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ 7

§ 1. Современные средства нападения противника 7

§ 2. Возможный характер современной войны 13

§ 3. Задачи гражданской обороны 13

§ 4. Силы гражданской обороны 17

§ 5. Планирование мероприятий гражданской обороны на объекте 20

ГЛАВА II ВОЗДЕЙСТВИЕ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ 23

§ 6. Воздействие ядерного оружия 23

§ 7. Воздействие химического оружия 48

§ 8. Воздействие бактериологического (биологического) оружия 53

§ 9. Очаг комбинированного поражения 55

ГЛАВА III ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ, КОНТРОЛЯ ЗАРАЖЕНИЯ И РАДИОАКТИВНОГО ОБЛУЧЕНИЯ 58

§ 10. Дозиметрические приборы 58

§11. Средства химической разведки и контроля заражения 67

ГЛАВА IV МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ОБЪЕКТЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 71

§ 12. Методика оценки радиационной обстановки 71

§ 13. Методика оценки химической обстановки 80

ГЛАВА V ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ДРУГИХ СРЕДСТВ НАПАДЕНИЯ ПРОТИВНИКА 85

§ 14. Укрытие населения в защитных сооружениях 85

§ 15. Рассредоточение рабочих, служащих и эвакуация населения 100

§ 16. Средства индивидуальной защиты 105

§ 17. Действия по сигналам оповещения гражданской обороны 110

ГЛАВА VI УСТОЙЧИВОСТЬ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ 113

§ 18. Основы устойчивости работы объектов 113

§ 19. Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов 115

§ 20. Методика оценки воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. 117

§ 21. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов 129

ГЛАВА VII СПАСАТЕЛЬНЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ 141

§ 22. Управление и связь 141

§ 23. Основы спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ 146

§ 24. Проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения 150

§ 25. Специальная обработка 167

ГЛАВА VIII ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, КРУПНЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ 172

ГЛАВА IX ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА ФОРМИРОВАНИЙ И НАСЕЛЕНИЯ 181

ГЛАВА X ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 187

§ 26. Принципы, формы и методы обучения 187

§ 27. Организация обучения на промышленном объекте 188

§ 28. Учения по гражданской обороне 190

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 196

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 197

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 197

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 200

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 212

ЛИТЕРАТУРА 215
ВВЕДЕНИЕ

Коммунистическая партия и Советское правительство последовательно проводят миролюбивую политику, направленную на предотвращение ядерной войны. Советский Союз и другие социалистические страны делают все возможное, чтобы сохранить и упрочить мир, избавить человечество от угрозы ядерной войны, наладить равноправное и взаимовыгодное сотрудничество между государствами. Мирный последовательный внешнеполитический курс Советского Союза на улучшение международного климата находит понимание и поддержку широкой мировой общественности. Сейчас ни для одного народа нет проблемы более существенной, чем сохранение мира. Однако на рубеже 80-х годов в политике США и ряда других государств — участников НАТО произошел крутой поворот. Правящие круги этих стран в международных отношениях начали ориентироваться только на силу. Государственные и военные деятели США стали открыто заявлять о допустимости развязывания как глобальной, так и «ограниченной» ядерной войны. Крупные районы мира, на тысячи километров удаленные от США, объявлены сферой «жизненных интересов» Вашингтона. Американская администрация и ее воинствующие партнеры из других стран НАТО пытаются нарушить сложившееся военно-стратегическое равновесие между СССР и США, между Организацией Варшавского Договора и Североатлантическим блоком. Для оправдания взятого ими курса сфабрикованный много лет назад миф о «советской военной угрозе» дополняется новыми тезисами об «отставании» США и НАТО в военной области, о появлении в американской военной машине «окон уязвимости» и другими вымыслами.

Таким образом, современный империализм и его пособники упорно противятся процессу разрядки, усиленно ведут подготовку к новым разрушительным войнам. Все это вызывает необходимость крепить оборонную мощь Советской страны, повышать боевую готовность Вооруженных Сил, постоянно быть бдительными и готовыми в любой момент встать на защиту нашей Родины.

Важная роль в укреплении обороноспособности нашей страны принадлежит гражданской обороне, которая призвана обеспечить защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также устойчивую работу объектов народного хозяйства в военное время.

Советский народ поддерживает и всемерно содействует реализации Программы мира. Эта программа предусматривает меры по сокращению как ракетно-ядерного, так и обычного оружия, содержит предложения по урегулированию существующих и предотвращению новых конфликтов и конфликтных ситуаций, проникнута стремлением к разрядке и развитию мирного сотрудничества стран всех континентов.

Стержневым направлением внешнеполитической деятельности партии и государства была и остается борьба за ослабление угрозы войны, обуздание гонки вооружений. В настоящее время эта задача приобрела особое значение и срочность. Дело в том, что в развитии военной техники происходят быстрые и глубокие изменения. Разрабатываются качественно новые виды оружия, и в первую очередь оружие массового поражения, контроль над которым, а значит, и его согласованное ограничение могут стать делом исключительно трудным, а то и невозможным. Новый этап гонки вооружений подорвет международную стабильность, намного усилит опасность возникновения войны. Наша военная доктрина носит оборонительный характер. Она исключает превентивные войны и концепцию «первого удара».

Советский Союз и другие социалистические страны делают все возможное, чтобы сохранить и упрочить мир, избавить человечество от угрозы ядерной войны, наладить равноправное и взаимовыгодное сотрудничество между государствами. В то же время силам социализма есть, чем ответить на угрозы со стороны милитаристских кругов Запада. Принимаемые социалистическими странами меры по укреплению своей обороны — это законный ответ на создаваемую угрозу, попытки США и других стран НАТО нарушить в свою пользу военное равновесие. СССР не стремится к военному превосходству, не намеревается диктовать свою волю другим, но и сломать сложившееся военное равновесие не позволит.

Международный империализм, и прежде всего государственные и военные деятели США, хотят видеть мир с «позиции силы». Основная ставка делается на подготовку к стратегической ядерной войне и многовариантное использование в ней стратегических сил— от так называемых «ограниченных» ядерных ударов до массированного их применения. В стратегических планах Пентагона главное внимание уделяется нанесению первого упреждающего ядерного удара по всему комплексу объектов военного потенциала, органов административно-политического руководства, важнейшим объектам промышленности, энергетики, транспорта и связи СССР и стран социалистического сообщества. Предусматриваются в соответствии с установками администрации Вашингтона варианты возможного ведения длительной ядерной войны — «в течение нескольких недель или даже месяцев».

Стратегия «прямого противоборства» также нацеливает на подготовку вооруженных сил США к ведению войны с применением обычных средств поражения. При этом рассматривается концепция «географической эскалации», т. е. распространения военных действий с одного театра военных действий на другие, где противник наиболее уязвим, на ведение длительной всеобщей войны против СССР и его союзников. Осуществляется программа гонки вооружений.

Эта программа охватывает все компоненты стратегических наступательных сил и включает развертывание межконтинентальных баллистических ракет, новых стратегических бомбардировщиков, строительство атомных подводных лодок, широкомасштабное производство крылатых ракет различных типов, наращивание «потенциала ведения химической войны», разработку лазерного оружия и оружия для войны в космосе, совершенствование обычных средств поражения.

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-upravleniya-dlya-specialnostej.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihoterapiya-specialnost-050706-65-pedagogika-i-psihologiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razrabotchiki-kalnibolanchuk-i-s-identifikacionnij-nomer.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razrabotka-i-standartizaciya-programmnih-sredstv-i-informacionnih-tehnologij-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-redkie-vidi-zhivotnih-primorskogo-kraya-i-problemi-ih-ohrani-napravlenie-050100-68-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-regionalnaya-ekonomika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/misli-kamennogo-cheloveka-zaglyanite-v-zerkalo-vremeni.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-istoriya-otechestvennoj-zhurnalistiki.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliograficheskoe-opisanie-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-filosrofii-032100-68-vostokovedenie-i-afrikanistika.html
  • exam.bystrickaya.ru/zakon-kemerovskoj-oblasti-zakoni-kemerovskoj-oblasti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-razlichiya-teoreticheskoj-traktovki-slovosochetaniya-v-sovremennoj-lingvistike-otrazheniya-razlichij-v-shkolnih-uchebnikah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rossijsko-ukrainskie-otnosheniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-deklarirovaniya-roznichnoj-prodazhi-alkogolnoj-produkcii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/odin-iz-mnogih.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-okruzhnogo-konkursa-tvorchestva-uchashihsya-posvyashennogo-pamyati-geroya-vojni-1812-goda-denisa-davidova.html
  • school.bystrickaya.ru/dom-trezini.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-tehnologii-viezdnogo-turizma-specialnost-230500-socialno-kulturnij-servis-i-turizm.html
  • spur.bystrickaya.ru/kol-vo-ekzemplyarov-bibliograficheskij-ukazatel-izdanij-postupivshih-v-biblioteku-sgpi-za-ii-kvartal-2010-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-pozharnaya-bezopasnost-gosudarstvennie-stroitelnie-normi-ukraini-zdaniya-i-sooruzheniya-gostinici-dbn-v-2-20-2008.html
  • klass.bystrickaya.ru/72nablyudeniya-za-zagryazneniem-pochv-lekciya-ponyatiya-celi-zadachi-i-tehnologii-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-effektivnosti-organizacii-i-planirovaniya-kolbasnogo-proizvodstva.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-vosproizvedeniyu-sposobnostej-riel-pipl-press-stranica-26.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-resursi-i-vidi-vlasti-naya-rabota-tema-rol-i-funkcii-rukovoditelya-v-upravlenii-personalom-rabotu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mayak-novosti-24022011-1900-radioprogramma-novosti-mayak-24022011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-25-fevralya-2011-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/krahmal-doklad.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-istoricheskih-koncepcij-ikanta-i-fshillera.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-moskvi-moskovskij-departament-obrazovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saba-negzdelgen-ou-masati-masattari-web-betterd-rudi-jrened-saba-masattari.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pyatij-vselenskij-sobor-553-g-v-konstantinopole-istoriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-kompleksnoj-bezopasnosti-v-xxi-veke-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovaya-otchetnost-predpriyatij-i-ee-analiz.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vistuplenie-predsedatelya-gak-direktora-fskn-rossii-v-p-ivanova-na-vsemirnom-forume-protiv-narkotikov-munchenbryggeriet-shveciya-20-maya-2012-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lichnost-kak-subekt-politiki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sut-dela-grin-grem.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konsultacii-raschet-postavki-materialov-montazh-konstrukcij-o-kompanii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-professionalnogo-modulya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnika-tehnicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-2004-god.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskogo-konkursa-po-anglijskomu-yaziku-povishenie-professionalnoj-kompetentnosti-rukovoditelej.html
  • school.bystrickaya.ru/-425-tipovaya-model-algoritm-raboti-s-detmi-okazavshihsya-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/faktori-vliyayushie-na-formirovanie-i-razvitie-lichnosti-v-usloviyah-izmenyayushegosya-obshestva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.