Учебник разработан в соответствии с программой подготовки студентов высших учебных заведений по гражданской обороне
.RU

Учебник разработан в соответствии с программой подготовки студентов высших учебных заведений по гражданской обороне


В.Г.АТАМАНЮК

Л.Г.ШИРШЕВ

Н.И.АКИМОВ

Гражданская оборона

ПОД РЕД. Д. И. МИХАИЛИКА




МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1986


Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

ББК 68.69 А 39

Рецензенты: А. П. Зайцев, А. И. Рябов, Л. П. Ткаченко

Атаманюк В. Г. и др.

А 39 Гражданская оборона: Учебник для вузов/В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов. Под ред. Д. И. Михайлика. — М.: Высш. шк., 1986. —207 с: ил.

В учебнике изложены: задачи и организация гражданской обороны (ГО) на про­мышленных объектах народного хозяйства; воздействие оружия массового поражения и других средств нападения противника на людей, здания, сооружения, энергосисте­мы, оборудование и способы защиты от них. Приведена методика оценки устойчи­вости объектов народного хозяйства к поражающим факторам ядерного взрыва. Рассмотрены организация и проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, обучение населения по ГО и другие вопросы.

1304070000—311 ББК 68.69

А 66—86

001(01)—86 355.77

© Издательство «Высшая школа», 1986

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник разработан в соответствии с программой подготовки студентов высших учебных заведений по гражданской обороне.

Основная задача обучения студентов гражданской обороне— подготовка их к практическому выполнению мероприятий гражданской обороны на объектах народного хозяйства в мирное и военное время в качестве командно-начальствующего состава невоенизированных формирований и служб в соответствии с получаемой специальностью.

Материал учебника отражает последние достижения теории и практики гражданской обороны с учетом перспективы их развития и распределяется таким образом, что дает возможность студентам получить необходимые сведения по всем разделам программы.

Более подробно изложены вопросы организации обучения на промышленном объекте всех категорий обучаемых, а также подготовки и проведения учений по гражданской обороне.

В приложении даны примеры расчетов параметров поражающих факторов ядерного взрыва и приведены сведения о радиационной стойкости материалов и элементов радиоэлектронной и оптикоэлектронной аппаратуры. В составлении учебника принимал участие авторский коллектив:

В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов (гл. 1 — VI, VII без § 22, гл. X), В. А. Глушков (§ 22), Г. А. Карпов (гл. VIII), И. Б. Селюков (гл, IX); приложения подготовлены Л. Г. Ширшевым.

Авторы

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА I ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ 7

§ 1. Современные средства нападения противника 7

§ 2. Возможный характер современной войны 13

§ 3. Задачи гражданской обороны 13

§ 4. Силы гражданской обороны 17

§ 5. Планирование мероприятий гражданской обороны на объекте 20

ГЛАВА II ВОЗДЕЙСТВИЕ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ 23

§ 6. Воздействие ядерного оружия 23

§ 7. Воздействие химического оружия 48

§ 8. Воздействие бактериологического (биологического) оружия 53

§ 9. Очаг комбинированного поражения 55

ГЛАВА III ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ, КОНТРОЛЯ ЗАРАЖЕНИЯ И РАДИОАКТИВНОГО ОБЛУЧЕНИЯ 58

§ 10. Дозиметрические приборы 58

§11. Средства химической разведки и контроля заражения 67

ГЛАВА IV МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ОБЪЕКТЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 71

§ 12. Методика оценки радиационной обстановки 71

§ 13. Методика оценки химической обстановки 80

ГЛАВА V ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ДРУГИХ СРЕДСТВ НАПАДЕНИЯ ПРОТИВНИКА 85

§ 14. Укрытие населения в защитных сооружениях 85

§ 15. Рассредоточение рабочих, служащих и эвакуация населения 100

§ 16. Средства индивидуальной защиты 105

§ 17. Действия по сигналам оповещения гражданской обороны 110

ГЛАВА VI УСТОЙЧИВОСТЬ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ 113

§ 18. Основы устойчивости работы объектов 113

§ 19. Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов 115

§ 20. Методика оценки воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. 117

§ 21. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов 129

ГЛАВА VII СПАСАТЕЛЬНЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ 141

§ 22. Управление и связь 141

§ 23. Основы спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ 146

§ 24. Проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения 150

§ 25. Специальная обработка 167

ГЛАВА VIII ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, КРУПНЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ 172

ГЛАВА IX ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА ФОРМИРОВАНИЙ И НАСЕЛЕНИЯ 181

ГЛАВА X ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 187

§ 26. Принципы, формы и методы обучения 187

§ 27. Организация обучения на промышленном объекте 188

§ 28. Учения по гражданской обороне 190

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 196

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 197

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 197

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 200

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 212

ЛИТЕРАТУРА 215
ВВЕДЕНИЕ

Коммунистическая партия и Советское правительство последовательно проводят миролюбивую политику, направленную на предотвращение ядерной войны. Советский Союз и другие социалистические страны делают все возможное, чтобы сохранить и упрочить мир, избавить человечество от угрозы ядерной войны, наладить равноправное и взаимовыгодное сотрудничество между государствами. Мирный последовательный внешнеполитический курс Советского Союза на улучшение международного климата находит понимание и поддержку широкой мировой общественности. Сейчас ни для одного народа нет проблемы более существенной, чем сохранение мира. Однако на рубеже 80-х годов в политике США и ряда других государств — участников НАТО произошел крутой поворот. Правящие круги этих стран в международных отношениях начали ориентироваться только на силу. Государственные и военные деятели США стали открыто заявлять о допустимости развязывания как глобальной, так и «ограниченной» ядерной войны. Крупные районы мира, на тысячи километров удаленные от США, объявлены сферой «жизненных интересов» Вашингтона. Американская администрация и ее воинствующие партнеры из других стран НАТО пытаются нарушить сложившееся военно-стратегическое равновесие между СССР и США, между Организацией Варшавского Договора и Североатлантическим блоком. Для оправдания взятого ими курса сфабрикованный много лет назад миф о «советской военной угрозе» дополняется новыми тезисами об «отставании» США и НАТО в военной области, о появлении в американской военной машине «окон уязвимости» и другими вымыслами.

Таким образом, современный империализм и его пособники упорно противятся процессу разрядки, усиленно ведут подготовку к новым разрушительным войнам. Все это вызывает необходимость крепить оборонную мощь Советской страны, повышать боевую готовность Вооруженных Сил, постоянно быть бдительными и готовыми в любой момент встать на защиту нашей Родины.

Важная роль в укреплении обороноспособности нашей страны принадлежит гражданской обороне, которая призвана обеспечить защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также устойчивую работу объектов народного хозяйства в военное время.

Советский народ поддерживает и всемерно содействует реализации Программы мира. Эта программа предусматривает меры по сокращению как ракетно-ядерного, так и обычного оружия, содержит предложения по урегулированию существующих и предотвращению новых конфликтов и конфликтных ситуаций, проникнута стремлением к разрядке и развитию мирного сотрудничества стран всех континентов.

Стержневым направлением внешнеполитической деятельности партии и государства была и остается борьба за ослабление угрозы войны, обуздание гонки вооружений. В настоящее время эта задача приобрела особое значение и срочность. Дело в том, что в развитии военной техники происходят быстрые и глубокие изменения. Разрабатываются качественно новые виды оружия, и в первую очередь оружие массового поражения, контроль над которым, а значит, и его согласованное ограничение могут стать делом исключительно трудным, а то и невозможным. Новый этап гонки вооружений подорвет международную стабильность, намного усилит опасность возникновения войны. Наша военная доктрина носит оборонительный характер. Она исключает превентивные войны и концепцию «первого удара».

Советский Союз и другие социалистические страны делают все возможное, чтобы сохранить и упрочить мир, избавить человечество от угрозы ядерной войны, наладить равноправное и взаимовыгодное сотрудничество между государствами. В то же время силам социализма есть, чем ответить на угрозы со стороны милитаристских кругов Запада. Принимаемые социалистическими странами меры по укреплению своей обороны — это законный ответ на создаваемую угрозу, попытки США и других стран НАТО нарушить в свою пользу военное равновесие. СССР не стремится к военному превосходству, не намеревается диктовать свою волю другим, но и сломать сложившееся военное равновесие не позволит.

Международный империализм, и прежде всего государственные и военные деятели США, хотят видеть мир с «позиции силы». Основная ставка делается на подготовку к стратегической ядерной войне и многовариантное использование в ней стратегических сил— от так называемых «ограниченных» ядерных ударов до массированного их применения. В стратегических планах Пентагона главное внимание уделяется нанесению первого упреждающего ядерного удара по всему комплексу объектов военного потенциала, органов административно-политического руководства, важнейшим объектам промышленности, энергетики, транспорта и связи СССР и стран социалистического сообщества. Предусматриваются в соответствии с установками администрации Вашингтона варианты возможного ведения длительной ядерной войны — «в течение нескольких недель или даже месяцев».

Стратегия «прямого противоборства» также нацеливает на подготовку вооруженных сил США к ведению войны с применением обычных средств поражения. При этом рассматривается концепция «географической эскалации», т. е. распространения военных действий с одного театра военных действий на другие, где противник наиболее уязвим, на ведение длительной всеобщей войны против СССР и его союзников. Осуществляется программа гонки вооружений.

Эта программа охватывает все компоненты стратегических наступательных сил и включает развертывание межконтинентальных баллистических ракет, новых стратегических бомбардировщиков, строительство атомных подводных лодок, широкомасштабное производство крылатых ракет различных типов, наращивание «потенциала ведения химической войны», разработку лазерного оружия и оружия для войны в космосе, совершенствование обычных средств поражения.

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-upravleniya-dlya-specialnostej.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihoterapiya-specialnost-050706-65-pedagogika-i-psihologiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razrabotchiki-kalnibolanchuk-i-s-identifikacionnij-nomer.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razrabotka-i-standartizaciya-programmnih-sredstv-i-informacionnih-tehnologij-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-redkie-vidi-zhivotnih-primorskogo-kraya-i-problemi-ih-ohrani-napravlenie-050100-68-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-regionalnaya-ekonomika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobstvennogo-zdorovya-stranica-7.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vii-pomeshenie-dlya-kotlov-71-obshie-polozheniya-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-22-prikaz-gosgortehnadzora-rf-ot-9-fevralya-2004-g-n-20-ob-otchetnosti-po-osnovnoj-deyatelnosti-v-sisteme.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-zhprimernaya-struktura-vipusknoj-raboti-bakalavra-metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-vipusknih-kvalifikacionnih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-sovokupnost-nauk-o-prirode-rassmatrivaemih-kak-edinoe-celoe-kafedra-informacionnogo-prava-i-estestvenno-nauchnih-disciplin.html
  • student.bystrickaya.ru/3-razvitie-strukturno-chislovie-modifikacii-a-f-losev-istoriya-antichnoj-estetiki.html
  • studies.bystrickaya.ru/klassifikaciya-obektov-nedvizhimosti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-organicheskaya-biologicheskaya-i-fizkolloidnaya-himiya-razrabotan-v-sootvetstvii-s-gosudarstvennimi-obrazovatelnimi-standartami-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-p.html
  • klass.bystrickaya.ru/49-naivnij-bajesovskij-klassifikator-k-diplomnomu-proektu-rabote.html
  • testyi.bystrickaya.ru/adam-smit-doklad-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/evrejskaya-narodnaya-pesnya.html
  • desk.bystrickaya.ru/ot-pervogo-do-tisyachnogo-parlamentskaya-gazeta-podgotovili-mariya-sokolova-anna-tkach-22052008-034-035-str-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ggudkov-obedinenie-rossii-s-kazahstanom-sluh-kotorij-yavlyaetsya-mechtoj.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-konspekt-integrirovannogo-uroka-literaturi-v-6-klasse-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi-liferova-s-a.html
  • shkola.bystrickaya.ru/peredacha-s-ustanovleniem-soedineniya-i-bez-ustanovleniya-soedineniya-uchebno-metodicheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-chetvertayauchebnij-klass-igra-v-associacii-14-zritelnij-i-zvukovoj-ryad-23.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtomobili-i-avtomobilnoe-hozyajstvo-stranica-8.html
  • studies.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-07-02-2006-kriskevich-vyacheslav-12-00-12.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-voprosi-aksiomaticheskij-metod-v-obuchenii-matematike-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-obrazovanie-kak-obekt-pedagogicheskoj-psihologii-samostoyatelnaya-rabota-visshaya-forma-uchebnoj-deyatelnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sajti-po-istorii-stranica-16.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-ocenka-stoimosti-predpriyatiya-biznesa-specialnost-08010565-finansi-i-kredit.html
  • education.bystrickaya.ru/1-celi-i-zadachi-osvoeniya-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-sociologii-tema-sushnost-struktura-i-funkcii-semi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tvorcheskij-otchyot-po-teme-formirovanie-samostoyatelnosti-kak-klyuchevoj-kompetencii-v-prepodavanii-russkogo-yazika-i-literaturi-stranica-5.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-ob-obsluzhivanii-specpotrebitelej-vnesen-v-dumu-gosduma-rf-monitoring-smi-21-aprelya-2006-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-dejstvie-ugolovnogo-zakona-vo-vremeni-konspekt-lekcij-2010-g-batichko-v-t-ugolovnoe-pravo-obshaya-chast-konspekt.html
  • letter.bystrickaya.ru/nacionalnaya-bezopasnost-i-demokratiya-v-izraile-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-r-03-integrirovannie-marketingovie-kommunikacii-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-fone-raznoobraznih-znamenatelnih-sobitij-kotorimi-tak-shedro-odaril-nas-oktyabr-mezhregionalnaya-konferenciya-dialog-zhenshin-dagestana-i-azerbajdzhana-otoshl.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-avtorskoj-programme-s-v-gromova-8-klass.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovoj-dogovor-spravochnik-po-slabotochnim-elektricheskim-rele-i-g-iglovskij-g-v-vladimirov-l-energoatomizdat-sht.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/semanticheskoe-pole-duhovnost.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vashi-prava-i-obyazannosti-deti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-mehanika-cikl-b2-annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-istoriya-cikl-b-1-obshaya-trudoemkost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.