Учебник по математике как средство мотивации и формирования - Пленарное заседание
.RU

Учебник по математике как средство мотивации и формирования - Пленарное заседание



^ Учебник по математике как средство мотивации и формирования

устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету


Корчевский В.Е.,

ст. преподаватель Северо-Казахстанского

ИПК и ППК, г. Петропавловск

Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально- -экономической среде. Казахстанская система образования должна сформировать критически мыслящее молодое поколение. Поколение, которое существенно повлияет на экономический рост и развитие государства. Задача воспитания такого молодого поколения – это задача школы, системы образования [1].

Казахстанская система образования уделяет особое внимание созданию и усовершенствованию отечественных учебников и учебной литературы для учащихся общеобразовательной школы.

Среди многообразия учебной литературы по математике особое место занимает учебник, который всегда являлся важнейшим средством организации учебного процесса. Именно учебник несет наибольшую функциональную нагрузку. Учебник интегрирует и программирует функции средств обучения, а его система функций носит базовый характер, конкретизируя, дополняя и развивая то, что намечено в учебнике, и придают его функциям завершенность и способность к оптимальной реализации [2].

Современные учебники, в том числе и учебники по математике, которые используются в общеобразовательной школе, являются источником информации, средством организации познавательной деятельности учащихся и учебной мотивации - формирования устойчивого познавательного интереса к предмету.

Учебник по математике представляет собой определенную совокуп- ность знаний, в которых соблюдается точность, последовательность, убедительность новых знаний. При этом используется и мотивация изучения материала, и наглядность, и практическая направленность, и логичность построения материала, и последовательность перехода от простого к сложному, и исторические сведения о математике, и завершенность изучения темы.

Основная функция учебника – служить развернутой моделью процесса обучения, его обобщенным сценарием, обладать практическими компетенциями и уровнем научных знаний, которыми должны овладеть учащиеся.

Содержание учебника формирует у учащихся не только предметные, но и ключевые компетенции: информационную, коммуникационную и разрешения жизненных проблем через задания практического, жизненного содержания, повышает познавательный интерес изучаемого математического объекта через представленные чертежи, схемы, анализы различных задач практического характера. Каждый учитель стремится к тому, чтобы учебный материал учеником был усвоен осознанно.

Однако обеспечить процесс осознанного изучения понятий математики, опираясь лишь на логический компонент мышления учащихся, как показывает практика, затруднительно. Здесь, безусловно, большую помощь окажет наглядно- образный (когнитивно-визуальный) подход, при разумном сочетании логического и образного компонентов.

Каждый учитель математики использует на уроке наглядный материал – формулы и чертежи, рисунки и схемы на электронной доске, плакаты, таблицы, модели. Задача учителя состоит в том, чтобы ученик смотрел на предъявленные ему образы и видел то, что заложено в этих образах. Однако культура зрительного восприятия требует длительного и серьезного воспитания.

Например, на вопрос о том, как вы представляете свойство функции: возрастающая, периодическая, непрерывная, четная, ограниченная - большинство учащихся ответили, что геометрический тип представлений (т.е. образный) является ведущим – это от 88% до 94% опрошенных.

Специфика математики состоит в том, что она исследует идеальные модели предметов, процессов и явлений, полученных путем абстрагирования от конкретных характеристик, отражающих функциональные, количественные, пространственные связи и зависимости. В алгебре это делается с помощью разного рода знаков в алгебраических выражениях, графиков, схем, которые представляют собой знаковые модели связей, зависимостей и отношений. И, следовательно, ведется мотивация учения. То есть, перед учениками ставится научная или практическая проблема, а затем совместно c учителем находят пути ее решения.

В процессе усвоения школьного курса математики графические образы и другие символы, как и научные знания, возникают в единой системе, создает основу для организации самостоятельного получения (добывания) знаний, развития творческого, а не репродуктивного мышления, и в то же время обеспечивает дифференцированный, индивидуальный подход.

Предусмотренные в учебниках задания группы А, В, С т. е. разноуровневого характера позволяют учителю создвать на уроке проблемные ситуации, развивать творческий потенциал учащихся, а также работать по трехмерной методической системе обучения Ж. А. Караева. А значит ученик может переходить от ученического уровня к алгоритмическому, а затем к эвристическому и творческому. Таким образом, учитель имеет возможность организовать обучение ученика по его индивидуальной траектории.

Литература

1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы.

2. Абылкасымова А.Е., Кусаинов Г.М., Сайлыбаев А.А. Вопросы создания

современного школьного учебника. Астана. 2010. 248с.

3. Современные казахстанские учебники по математике.


^ О ФУЗИОНИСТСКОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ ГЕОМЕТРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ


РАБИНОВИЧ Б. В.


Северо-Казахстанский государственный

университет им. М. Козыбаева,

г. Петропавловск


Термин «фузионизм» происходит от латинского слова fusio – слияние. Этим термином принято обозначать процесс смешения отдельных элементов сложной структуры, в ходе которого они соединяются в единое целое [1]. Именно так в XIX веке называли совместное преподавание различных школьных предметов, например, физики и математики, химии и биологии. Фузионизмом также называют слитное преподавание нескольких разделов математики: алгебры и геометрии; геометрии и арифметики; и, наконец, планиметрии и стереометрии.

В настоящем докладе речь идёт об интенсификации развития пространственного мышления и поэтому термин «фузионизм» будет употребляться именно в последнем смысле.

Скорость накопления знаний человеческим обществом увеличивается экспоненциально, а, следовательно, увеличивается и объём материала, который необходимо передавать новым поколениям. Но временной отрезок времени, отводимый в большинстве стран на воспитание интеллектуально развитой личности, не изменяется, – это первые 17 – 18 лет жизни человека. А поскольку воспитание интеллектуально развитой личности невозможно без развития логического и пространственного мышления, то неизбежна и интенсификация геометрического образования.

Пространственное мышление является одной из важнейших составляющих не только геометрического образования, но и формирования интеллектуально развитой личности.

Академик А.Д. Александров отмечает: «Пространственное воображение вообще необходимо человеку для ориентировки в окружающем мире и в развитой форме существенно для многих видов деятельности» [2, с.79].

В современной школе сложилась практика изучения геометрии в следующей последовательности: сначала изучается планиметрия
(7-9 класс) и лишь затем – стереометрия (10-11 класс). Между тем, как отмечают психологи, уже школьники 6 класса готовы к восприятию и оперированию мысленными пространственными объектами, поэтому изучение только двумерных фигур тормозит развитие пространственного мышления. Это служит причиной того, что, приступая к систематическому изучению стереометрии в 10 классе, приходится начинать все «с нуля», то есть снова формировать у школьников пространственные представления и постепенно развивать пространственное воображение.

Начиная с середины XVII века, предпринимались попытки внедрить фузионистский подход в обучение геометрии [3]. Но все они терпели неудачу, поскольку уровень развития общества еще не подошел к той критической черте, после которой необходима резкая интенсификация процесса обучения математике в школе, а следовательно и интенсификация развития пространственного мышления. Поэтому в конце XX века стали появляться учебники геометрии, в которых планиметрия и стереометрия изучаются одновременно.

Можно выделить два подхода к осуществлению изучения элементов стереометрии:

  1. непосредственное включение элементов стереометрии в курс планиметрии (данный подход требует увеличения объема часов на изучение планиметрии);

  2. косвенное изучение стереометрических объектов через включение в систему упражнений действующих учебных пособий стереометрического материала.

1-й подход представляет из себя «чистый фузионизм». 2-й подход, по выражению Г. Д. Глейзера – частично-фузионистский. Именно второй подход должен найти свое место в современной системе обучения геометрии.

При косвенном включении стереометрического материала необходимо учитывать:

  1. соответствие логической структуре курса планиметрии и гармоническую взаимосвязь с ним;

  2. соответствие поставленным целям обучения;

  3. соответствие законам восприятия и принципу наглядности;

  4. соответствие принципу доступности и принципу научности.

Таким образом, в учебном процессе необходимо тесно переплетать элементы стереометрии с материалом планиметрии, являющимся основным [4].

Описанный выше подход реализован в пробном учебнике геометрии для 8 класса 12-летней школы: Рабинович Б. В., Хабарова Г. Г. Геометрия, Пробный учебник для 8 классов 12-летних школ, - Алматы «Мектеп», 2010г. – 247 с.


Литература

1. Социологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – 2010. Ст. 6236. – Режим доступа: http://www.diclib.com.

2. Александров А.Д. Проблемы науки и позиция ученого. – Л.: Наука, 1988. – 510 с.

3. Смирнова И.М. Идеи фузионизма в преподавании школьного курса геометрии // Первое сентября. – 1998. – № 17. – С. 5. (Математика (еженед. прил.).

4. Рабинович Б. В. Элементы стереометрии в систематическом курсе геометрии в 7-м классе основной школы // «Хабарши – Вестник» КазНПУ им. Абая, серия «Педагогические науки». – Алматы, 2010. - №2 (26), - С.26-28.


Актуальные проблемы преподавания математики в специализированной школе.


В наше непростое посткризисное время и в тоже время, крупнейших прорывов в науке и технике, мне бы хотелось остановиться на актуальных проблемах преподавания математики в специализированных школах. В настоящее время специализированные физико- математические школы достаточно успешны, демонстрируя успехи в олимпиадах различных уровней, 100% поступление в ВУЗы, научных проектах и т.д. накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми, сформировались методики обучения математики в специализированной школе, которые отличаются (и должны) отличаться от методики преподавания в общеобразовательной школе, т.к. специализированные и общеобразовательные школы отличаются контингентом учащихся. В специализированные школы приходят учащиеся с устойчивой мотивацией к учебе, соответственно отличаются и цели обучения: если в общеобразовательной - среднее образование, то в специализированных школах – формирование научного мышления, интеллектуальное и творческое развитие каждого ребенка. Наша задача не потерять действительно одаренного талантливого ученика, создать среду, где талант и способности ученика могут полностью раскрыться и реализоваться. Эта цель достигается через создание учителями – новаторами авторских программ, программ опережающего, углубленного изучения математики, создание разновозрастных групп, разработку индивидуальных образовательных траекторий для одаренных ребят, но несмотря на определенные достижения в преподавании математики, существует проблемы, о которых необходимо говорить на различных уровнях и прежде всего на республиканском уровне. Как преподавать математику так, чтобы наши выпускники были конкурентоспособными при поступлении в самые престижные ВУЗы нашей страны и мира, чтоб победы на интеллектуальном олимпе были стабильными?

Для достижения этой цели считаю важным сделать следующее:

Во –первых:

Пересмотреть инвариантную сетку часов для углубленного изучения математики одаренными детьми, сейчас на алгебру выделяется 4 часа, на геометрии -2 часа, что явно недостаточно, для действительно глубокого, системного изучения предмета.

Недельная нагрузка учащихся по математике в специализированных школах должна быть в пределах 9-11 часов (на алгебру 6 часов, на геометрию как минимум 3ч)

Во –вторых: Продолжить практику применение наряду с казахстанскими учебниками, альтернативных российских учебников, тем более, что казахстанские учебники пока, «проигрывают» им.

Учитель должен иметь возможность сделать выбор учебника среди рекомендованных Российской Академией наук.

Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось главным

- показателем математической одаренности ученика. Победителям и призерам международных математических олимпиад, представлять гранты в самые престижные ВУЗы Казахстана, например в «Назарбаев Университет», т.к. онидействительно лучшие.

- к представительству от специализированных школ на областных и республиканских олимпиадах необходимо подходить дифференцированно, т.к. за «бортом» остаются действительно сильные и одаренные дети

-далее, многие одаренные ребята, особенно из малообеспеченных семей, не имеют материальной возможности оплатить свой проезд и проживание на региональных и республиканских олимпиадах.

Здесь необходимо полное государственное финансирование.

- на олимпиадах, научных соревнованиях различного уровня специализированным школам необходимо давать больше самостоятельности и автономности.

- Каждая специализированная школа должна иметь право выступать отдельной командой, или даже двумя командами.

- не секрет, что одной из главных проблем является дефицит квалифицированных кадров, у талантливых детей должен работать профессиональный учитель.

А в педагогические ВУЗы проходной балл самый низкий, особенно на естественно- математический цикл, т.к. профессия учителя по прежнему не престижна среди молодежи. Если на эту проблему не обратить внимание сейчас, то через несколько лет это будет настоящей трагедией.

Одним из наиболее важных направлений для учителя является постоянное повышение квалификации, наряду с прохождением учителем курсов ИПК, предлагаю создать региональные ассоциации учителей математики специализированных школ с проведением ежегодных республиканских конференций по проблемам преподавания математики в Казахстане.

Для повышения квалификации учителей математики специализированных школ, предусмотреть возможность прохождения курсов за пределами Казахстана и ее финансирование.

Все это действительно будет полезно учителю и поможет не только его профессиональному росту, но и развитию математики в казахстанских школах.


Секция 4: «Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей математики»


^ О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


МУХАМБЕТОВА А.А.,

Актюбинский государственный педагогический институт


Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в процессе обучения математике в школах позволяет не только привнести в него дифференциацию, но и стать средством определения индивидуальной образовательной траектории с учетом способностей и интересов школьника, что является очень важным в условиях 12- летнего обучения.

Согласно новой структуре среднего образования на втором уровне – основное среднее образование (5-10 классы) создается основа предпрофильной подготовки обучающихся, формируется естественно-научное мировоззрение.

Учебно-исследовательская деятельность определяется как деятельность учащихся по изучению различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких к научному исследованию. В отличие от научного, оно не ориентировано на получение совершенно нового результата.

Учебное исследование носит поисковый характер, ведущий к открытию неизвестных для учащихся фактов, закономерностей и теоретических знаний. Формирование математических понятий посредством исследовательской деятельности делает данный этап более продуктивным.

В школьном учебном процессе, к сожалению, на уроках нередко вся необходимая информация дается учащимся в готовом виде, без предварительного анализа.

Исследовательскую деятельность в процессе обучения математике должен направлять учитель, умеющий и готовый это делать. Отсюда возникает потребность в целенаправленной подготовке студентов педагогических вузов к организации и управлению учебно-исследовательской деятельностью школьников.

В условиях стремительного развития науки и техники, быстрого обновления информации невозможно обучить специалиста на всю жизнь. Очень важно сформировать у будущего учителя мотивацию к творческому саморазвитию и самосовершенствованию. Эта задача решается через вовлечение студентов в научную и проектную деятельность по математике и методике преподавания математики.

В докладе приведена модель формирования предпосылок творческих способностей учащихся и студентов, рассмотрены конкретные примеры учебных занятий школьного курса математики, формирующие действия эвристического характера.


^ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В КЛАССИЧЕСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ – ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.


В.Я. Эпп

Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

E-mail: epp@tspu.edu.ru


В последнее десятилетие в России идут оживленные дискуссии относительно соотношения академической предметной и профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Первый аспект более развит в классических университетах, в то время как сильной стороной педагогических университетов являются традиции профессионально-педагогической подготовки. Естественно, необходимо найти разумное сочетание того и другого подхода в подготовке учителя и это является самой трудной задачей.

Аналогичные проблемы обсуждаются и в образовательном сообществе европейских странах. Гуманизация образования приводит к тому, что доля естественно-научных дисциплин в общеобразовательных школах медленно, но неуклонно снижается, в результате теряется мотивация к изучению этих предметов и, в том числе, математики. Это привело к тому что сейчас имеется разрыв между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов. Такая трансформация средней школы требует от учителя способности и умения преподавать математику более эффективно, использовать современные методики, поддерживающие высокую мотивацию в изучении предмета и учитывающие психологические особенности каждого возрастного периода. Соответственно, акцент при подготовке учителей переносится на предметно-методическую подготовку с особым вниманием к применению в учебном процессе активных форм и методов обучения.

В России, и вероятно, на всем постсоветском пространстве, исторически сложилось так, что ученые, специалисты в области дидактики, а главное — научные школы, сконцентрированы в основном педагогических университетах. Передача подготовки учителей в классические вузы приведет к размыванию сложившихся научных школ.

Стратегия развития методики преподавания математики в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ), сосредоточена на исследовательском обучении — это привлечение студентов к созданию учебных материалов, критический анализ имеющихся учебников и учебных пособий для средней школы. Главная цель данного подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Особенно важно внедрение в практику новых идей и технологий обучения, так как традиционные формы и методы обучения и воспитания не могут реализовать возникающие в средней школе объективные условия для обеспечения необходимого уровня знаний и умений учащихся, их социального и личностного самоопределения.

Поэтому необходима подготовка педагогов к освоению инновационных методических приемов обучения в контексте реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся по математике. Особое внимание уделяется формированию умений, позволяющих учителю самостоятельно разрабатывать современные дидактические материалы, опираясь на знания психолого-педагогических аспектов исследовательского обучения математике. Практические занятия со студентами направлены на формирование умений работать с развивающими учебно-методическими комплексами по математике, на развитие творческой деятельности педагогов при разработке уроков.

В течении двух десятилетий в ТГПУ реализуется проект «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ-проект) под руководством Э.Г. Гельфман, доктора педагогических наук, про­фессора, зав. кафедрой математики, теории и методики обучения математике, научного руководителя Межвузовского центра по пробле­мам интеллектуального развития личности. Результатом работы этого коллектива стали 7 учебных пособий по математике для средней школы, получивших гриф Министерства образования России и одно пособие с грифом «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для общеобразовательных учреждений». Пособия издаются центральными издательствами, специализирующимися на учебной литературе.


^ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ


Демисенов Б.Н., заведующий кафедрой высшей математики Костанайского государственного педагогического института


Кредитная система обучения в высших учебных заведениях Казахстана имеет достаточно разнообразный опыт его внедрения и применения.

Государственные общеобязательные стандарты образования Республики Казахстан (ГОСО РК) содержат общее описание обязательных дисциплин, на основании которых составляются типовые программы дисциплин. Объем типовых программ часто превышает возможности их реализации в рамках выделенных кредитов. Время, выделяемое на изучение основных математических дисциплин, в последние десятилетия постоянно сокращалось, а объем типовой программы оставался неизменной константой. Предлагается привести в соответствие объем типовых программ основных математических дисциплин, с количеством выделяемых на дисциплину кредитов.

Общая успеваемость на специальности математика объективно ниже, чем на других, особенно гуманитарных, специальностях. Математика и в школе считается трудным предметом. Однако требования к получению стипендии одинаковы для всех специальностей. Предлагается определять право на стипендию для студентов специальности «математика» по среднему баллу по итогам всей экзаменационной сессии равному 75-ти баллам (В- или четыре), при условии успешной сдачи всей сессии. Так, после одного «неудачно» сданного экзамена, еще останется шанс бороться за стипендию, стремиться к лучшей успеваемости. Предлагаемое определение права на стипендию стимулирует студентов к эффективной учебной деятельности, а значит к эффективному использованию государственных бюджетных средств.

В тех вузах, в которых принят порог итогового контроля в 20 баллов, получается, что 60+19<59+20 (60+19=79 – неудовлетворительно, то есть F, 59+20=79 – хорошо, то есть B-).

В докладе обосновывается предложение вернуться к рамочным параметрам кредитной технологии обучения: рейтинговый контроль – 40 баллов, итоговый контроль – 60 баллов, без каких-либо дополнительных порогов, как на рубежном, так и на итоговом контроле.

Дальнейшее совершенствование кредитной технологии обучения и адаптация ее положений, с учетом специфики специальности «математика» – залог успешной подготовки учителей математики в условиях данной системы.





uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-leksikologiya-anglijskogo-yazika-napravlenie-031100-62-lingvistika-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-leksikologiya-anglijskogo-yazika-specialnost-031202-65-perevod-i-perevodovedenie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-lingvokulturologiya-russkaya-yazikovaya-kartina-mira.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-logika-stranica-3.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-logopedicheskie-tehnologii-tehnologiya-formirovaniya-intonacionnoj-storoni-rechi-specialnost-050715-logopediya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-logopediya-razdel-alaliya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-rejtingovaya-sistema-ocenki-po-discipline-po-vibou-tehnologiya-razrabotki-programmnih-sredstv.html
  • letter.bystrickaya.ru/navedenie-transa-prodolzhaetsya-probuzhdenie-preodolenie-prepyatstvij-k-realizacii-vozmozhnostej-cheloveka.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasneniya-k-zapolneniyu-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-upravlenie-obshestvennimi-otnosheniyami-nazvanie-disciplini.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochij-proekt-gazifikacii-pos-gornyackij-i-vostochno-gornyackij-ii-ochered-gazifikaciya-zhilogo-fonda.html
  • university.bystrickaya.ru/galvanotehnika.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-ipara.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1ekonomicheskaya-bezopasnost-kak-sbalansirovannaya-sistema-realizacii-ekonomicheskih-interesov-hozyajstvuyushih-subektov-vseh-urovnej.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-predvaritelnie-voprosi-242-stranica-6.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-drukovanih-prac-pshak-v-p-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodi-modelirovaniya-v-issledovanii-sistem-upravleniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsya-vlast-prostitutkam-terezi-batisti-srazhavshejsya-s-chernoj-ospoj.html
  • turn.bystrickaya.ru/ostrie-boli-charodej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/new-vilyam-shekspir.html
  • write.bystrickaya.ru/est-virazhennoe-v-ponyatiyah-naukoobraznoe-mirovozzrenie-baziruyusheesya-na-obobshenii-sovokupnih-nauchnih-znanij-otrazhenii-realnogo-bitiya-integracii-duhovnoj-kul.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-tema-ekonomicheskaya-nauka-do-adama-smita.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vidvorenie-i-deportaciya-realizaciya-principa-zashiti-ot-ugrozi-pitok-doklad-rossijskih-nepravitelstvennih-organizacij.html
  • urok.bystrickaya.ru/predlagaemoe-posobie-schitaetsya-primernim-i-stavit-svoej-celyu-pomoch-vsem-tem-kto-rabotaet-v-detskih-ozdorovitelnih-lageryah-spravochnik-rukovoditelya-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-stranica-8.html
  • education.bystrickaya.ru/27-tebe-napryamuyu-sprashivayushemu-o-svoem-istinnom-ya-instrukciya-dlya-dzadzen-12-dzadzen-yodzinki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/putevodnaya-zvezda-svodnij-ukazatel-periodicheskih-izdanij-poluchaemih-bibliotekami-g-permi-v-2007-godu.html
  • tests.bystrickaya.ru/kogda-v-rossii-nastupit-izobilie-radio-rossii-vesti-06-08-2008-bogdanova-marina-19-00-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-ioann-zlatoust-vostochnie-otci.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-5-stadii-vipolneniya-strategii-peterburgskaya-shkola-vsegda-yavlyalas-liderom-rossijskogo-obrazovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/-izbiratelnij-okrug-n-132-mand-spisok-kandidatov-v-deputati-municipalnogo-soveta-goroda-voronezha-po-sostoyaniyu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtor-nevdomij-prikladnaya-yuridicheskaya-psihologiya-stranica-24.html
  • letter.bystrickaya.ru/monitoring-smi-modernizaciya-innovacii-skolkovo-29-05-2012.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predprinimatelstvo-sushnost-formi-sovmestnoe-i-maloe-predprinimatelstvo.html
  • school.bystrickaya.ru/bankovskij-marketing-chast-11.html
  • tests.bystrickaya.ru/liderstvo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-masati-led-tsnp-oipainni-ajtajin-degen-oji-arili-sezmdern-ashu-ktletn-ntizheler.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-po-kafedre-prikladnaya-matematika-i-informatika-algebra-i-analiticheskaya-geometriya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/teoriya-i-metodika-televizionnoj-zhurnalistiki-chast-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lizing-faktoring-konspekt-lekcij-burlachkov-v-k-d-e-n-prof-moskva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64-trebovaniya-bezopasnoj-ekspluatacii-elektroustanovok-ohrana-truda.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zakon-o-turizme-prinyat-vedomosti-interfaks-18012007-7-str-b1-gosduma-rf-monitoring-smi-18-yanvarya-2007-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-discipline-kriminalistika-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-kriminalistika-opd-f-13.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.