.RU

Учебник по информационно-аналитической работе. Оглавление


И. Н. Кузнецов. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. Оглавление

М., ООО Изд. Яуза, 2001

В учебнике рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению процесса подготовки и ведения информационно-аналитической работы.

Подробно раскрываются основные понятия, выбор методов исследования, структура и содержание этапов информационной и аналитической деятельности, последовательность поиска, анализа и обеспечение их защиты.

Учебник адресован, в первую очередь, тем, кто заинтересован в овладении теорией и практикой информационно-аналитической работы: преподавателям, аспирантам, руководителям и менеджерам организаций, сотрудникам правоохранительных органов и служб безопасности, сотрудникам аналитических служб и, конечно, журналистам.
^ Об авторе.
Игорь Николаевич Кузнецов родился 3 июля 1956 года в г. Молодечно. Окончил Донецкое выс­шее военно-политическое училище и педагогичес­кий факультет Московской военно-гуманитар­ной академии. В 1992 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата историчес­ких наук, в 1993 г. получил ученое звание доцент.

В 1993—1995 гг. — старший преподаватель, доцент Минского высшего командного училища. С 1998 г. — доцент кафедры дипломатической и консульской службы факультета международных отношений Белорусского государственного уни­верситета.

Разработал и преподает авторские курсы: «Ме­тодика научных исследований», «Информацион­но-аналитическая работа», «Технология делового общения», «Безопасность государства», «Методи­ка и организация интеллектуальной работы».

Опубликовал свыше 330 статей по проблемам политических репрессий и реабилитации граж­дан, пострадавших в годы сталинского террора.

В 1991 — 1999 гг. вышли книги И. Н. Кузнецова: «Репрессии 30—40-х годов в Томском крае», «Знать и помнить (историческое исследование репрессий и реабилитации жертв террора)», «Воз­вращение памяти», «Без грифа «секретно», «Тай­ны истории», «Конвейер смерти», «Страницы ми­нувшего», «История государства и права России», «История государства и права Белоруссии» (в со­авторстве), «Неразгаданные тайны».

И. Н. Кузнецов — автор учебных и учебно-методических пособий: «Научное исследование», «Методика подготовки и защиты диссертации», «Научные работы: методика подготовки и офор­мления», «Диссертационные работы (магистер­ские, кандидатские и докторские диссертации)», «Технология делового общения», «Риторика», «На­учные работы».
^ Глава I. Методика информационно-аналитической работы. Логика процесса исследования.
Опираясь на систему методологических прин­ципов, исследователь определяет:

— объект и предмет исследования;

— последовательность их решения;

— применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

а) эмпирический;

б) теоретический.

^ Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: фак­ты действительности и научные факты.

Факты действительности — это события, яв­ления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты — это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмыс­ленные и зафиксированные в виде логических суждений.

^ Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

— осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;

— классификация фактов и выявление основ­ных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

— критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несуществен­ных деталей;

— описание каждого факта научным языком;

— отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тен­денции развития;

— классификацию фактов по видам изучае­мых явлений, по их существенности, приводит их в систему;

— вскрывает наиболее очевидные связи меж­ду отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые ха­рактеризуют изучаемые явления.

^ Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явле­ний.

Далее на этом этапе осуществляется прогно­зирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принци­пы действия, рекомендации о практическом воз­действии на эти явления.

Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах на­учного исследования:

«Изучать» — значит:

— не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изу­чаемого к тому, что известно;

— измерять все, что подлежит измерению;

— определять место изучаемого в системе из­вестного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

— находить закон;

— составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

— проверять гипотезы опытом;

— составлять теорию изучаемого».

Теоретический уровень исследования вклю­чает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в опреде­ленные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка про­блемы. Это значит:

— определить известное и неизвестное, фак­ты, объясненные и требующие объяснения; фак­ты, соответствующие теории и противоречащие ей;

— сформулировать вопрос, выражающий ос­новной смысл проблемы, обосновать его актуаль­ность и важность для науки;

— наметить конкретные задачи, последова­тельность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя — выявить при­чины явлений, законы, ими управляющие. Поэ­тому и основной разновидностью гипотезы явля­ется предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство — следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развива­ется далее научное знание.

Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательст­ве — его суть состоит в подтверждении или опро­вержении выдвигаемых положений теоретичес­кими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

Завершение каждого цикла есть одновремен­но и начало нового цикла, ведущего к дальней­шему развитию и обогащению теории.
^ Методический замысел исследования и его основные этапы.
Замысел исследования — это основная идея, которая связывает воедино все структурные эле­менты методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.

В замысле исследования выстраиваются в ло­гический порядок:

Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.

^ Первый этап работы включает в себя:

— выбор проблемы и темы;

— определение объекта и предмета, целей и задач;

— разработку гипотезы исследования.

^ Второй этап работы содержит:

— выбор методов и разработку методики ис­следования;

— проверку гипотезы;

— непосредственно исследование;

— формулирование предварительных выво­дов, их апробирование и уточнение;

— обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

^ Третий этап (заключительный) строится на ос­нове внедрения полученных результатов в прак­тику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности ис­следования и своих возможностей. Чем характе­рен каждый этап работы?

^ Первый этап состоит из выбора области сфе­ры исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, но­визной, перспективностью и т. д.), так и субъек­тивными — опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностя­ми, складом ума и т. д.

Проблема исследования принимается как кате­гория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.

Тема — в ней отражается проблема в ее харак­терных чертах. Удачная, четкая в смысловом от­ношении формулировка темы уточняет пробле­му, очерчивает рамки исследования, конкретизи­рует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Объект — это совокупность связей, отноше­ний и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необхо­димой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и вклю­чает только те связи и отношения, которые под­лежат непосредственному изучению в данной ра­боте, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько пред­метов исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точ­но, в смысловом отношении выражая то основ­ное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

^ Первая задача, как правило, связана с выявле­нием, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структу­ры изучаемого объекта.

Вторая — с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

^ Третья — со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной про­верки.

Четвертая — с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практи­ческими аспектами работы, с проблемой управ­ления исследуемым объектом.
^ Формулировка гипотезы.
Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему.

В этих целях: изучается специальная литера­тура, анализируются имеющиеся точки зрения позиции; выделяются те вопросы, которые мож­но решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляют прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требуют принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих ос­новные результаты исследования.

Гипотезы бывают:

— описательные (предполагается существова­ние какого-либо явления);

— объяснительные (вскрывающие причины его);

— описательно-объяснительные. К гипотезе предъявляются определенные тре­бования:

— она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

— в ней не должны содержаться понятия и ка­тегории, не являющиеся однозначными, не уяс­ненные самим исследователем;

— при формулировке гипотезы следует избе­гать ценностных суждений, гипотеза должна со­ответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

— требуется безупречное стилистическое офор­мление, логическая простота, соблюдение преем­ственности.

Гипотезы с различными уровнями обобщен­ности, в свою очередь, можно отнести к инструк­тивным или дедуктивным.

Дедуктивная гипотеза, как правило, выводит­ся из уже известных отношений или теорий, от которых отталкивается исследователь. В тех слу­чаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической перера­ботки количественных результатов опыта, реко­мендуется формулировать нулевую, или отрица­тельную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю).

Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильно ли мы это делаем, опира­ясь на формальные признаки хорошей гипотезы:

— адекватность ответа вопросу или соотне­сенность выводов с посылками (иногда исследо­ватели формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);

— правдоподобность, т. е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказы­вается изолированным от общей научной теории);

— проверяемость.

^ Второй этап исследования носит ярко выра­женный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать: во­прос о методике исследования, так как с ее помо­щью возможна техническая реализация различ­ных методов.

В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и орга­низовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследова­ния.

Методика — это совокупность приемов, спо­собов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью ре­зультатов. Она зависит от характера объекта изу­чения, методологии, цели исследования, разра­ботанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Составить программу исследования, методи­ку невозможно:

— во-первых, без уяснения, в каких внешних признаках проявляется изучаемое явление, како­вы показатели, критерии его развития;

— во-вторых, без соотнесения методов иссле­дования с разнообразными проявлениями иссле­дуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные науч­ные выводы.

В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено:

— какое явление изучается;

— по каким показателям;

— какие критерии оценки применяются;

— какие методы исследования используются;

— порядок применения тех или иных методов.

Таким образом, методика — это как бы мо­дель исследования, причем развернутая во време­ни. Определенная совокупность методов проду­мывается для каждого этапа исследования.

При выборе методики учитывается много фак­торов, и прежде всего предмет, цель, задачи ис­следования.

Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной за­дачи имеет определенную структуру. Ее основные компоненты:

— теоретико-методологическая часть, кон­цепция, на основании которой строится вся ме­тодика;

— исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

— субординационные и координационные связи и зависимости между ними;

— совокупность применяемых методов, их суб­ординация и координация;

— порядок применения методов и методоло­гических приемов;

— последовательность и техника обобщения результатов исследования;

— состав, роль и место исследователей в про­цессе реализации исследовательского замысла.

Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотноше­ния и есть искусство исследования.

Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необхо­димого фактического материала, на основе ана­лиза которого и делаются научные выводы.

Реализация методики исследования позволя­ет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на ре­шаемые в исследовании задачи.

Эти выводы должны отвечать следующим ме­тодическим требованиям:

— быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;

— вытекать из накопленного материала, явля­ясь логическим следствием его анализа и обоб­щения.

При формулировании важно избежать двух нередко встречающихся ошибок:

— своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала де­лаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы;

— непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала дела­ются неправомерно широкие выводы.

Академик И. П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил:

— научную последовательность;

— прочность познания азов науки и стремле­ние от них к вершинам человеческих знаний;

— сдержанность, терпение;

— готовность и умение делать черновую работу;

— умение терпеливо накапливать факты;

— научную скромность;

— готовность отдать науке всю жизнь.

Академик К. И. Скрябин отмечал особую зна­чимость в научном творчестве любви к науке, из­бранной специальности.

^ Третий этап — внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформля­ется.

Литературное оформление материалов иссле­дования — трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.

Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно — главное, к чему сле­дует стремиться исследователю в процессе лите­ратурного оформления материалов.

Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с дора­боткой тех или иных положений, уточнением ло­гики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т. д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личнос­ти исследователя, его литературных способнос­тей и умения оформлять свои мысли.

В работе по оформлению материалов иссле­дования следует придерживаться общих правил:

— название и содержание глав, а также пара­графов должны соответствовать теме исследова­ния и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание парагра­фов — главу в целом;

— первоначально, изучив материал для напи­сания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргу­ментации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провес­ти уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провес­ти редакторскую, стилистическую правку;

— проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы (биб­лиографию);

— не допускать спешки с окончательной от­делкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некото­рые рассуждения и умозаключения, как показы­вает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несуще­ственными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;

— избегать наукообразности, игры в эруди­цию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией за­трудняют понимание мыслей исследователя, де­лают изложение излишне сложным. Стиль изло­жения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;

— изложение материала должно быть аргу­ментированным или полемическим, критикую­щим, кратким или обстоятельным, развернутым;

— соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объ­ективно оценить свой вклад в науку;

— перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выяв­ленные при апробировании.
^ Структура и содержание этапов исследовательского процесса.
Под исследовательским процессом понимается один из видов целенаправленной деятельности, отличающийся от других видов тем, что:

Каково же смысловое значение термина «структура» как философской, общенаучной ка­тегории? Функциональное значение структуры ограничено в названии раздела — «структура ис­следовательского процесса». Мы следуем толко­ванию, данному в Философской энциклопедии: «Структура (лат. struktura — строение, располо­жение, порядок) — относительно устойчивое един­ство элементов, их отношений и целостности объ­екта, инвариантный аспект системы».

Конечно, в творческом процессе возможны всякого рода отклонения. Они возникают под вли­янием особенностей предшествующего опыта ра­боты, ассоциативных связей, обусловленных на­учной средой, состоянием разработанности про­блемы. Однако всякого рода отклонения только оттого и допустимы (как поиск нетривиальных решений), что научный работник имеет возмож­ность не упускать из виду главные вехи научно-исследовательского процесса.

Структурные компоненты исследовательского процесса (предполагающего экспериментальную часть) в оптимальном варианте выстраиваются следующим образом.

^ Этап I. Общее ознакомление с проблемой ис­следования, определение ее внешних границ..

На этом этапе устанавливается уровень ее раз­работанности, перспективность. Исследователь должен ясно осознавать и мотивировать потреб­ности общества в знании по данной проблеме.

Соотношение темы и проблемы — важный вопрос в методологии. Тема исследования не яв­ляется частью проблемы. По отношению к теме наиболее общим (и притом ближайшим!) поня­тием является «направление», представляющее собой связку однородных тем.

Существует методологическая закономерность формулировок тем исследования и достаточно быстрой смены одного или нескольких проблем­ных аспектов исследовательской темы. Тема жи­вет долго, а проблемные аспекты ее меняются и под влиянием научно-технического и социально­го прогресса, и под влиянием изменения миро­воззренческих взглядов на природу изучаемого явления.

^ Этап II. Формулирование целей исследования.

Цели исследования выступают как достиже­ние неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как качествен­но новое состояние — результат преодоления про­тиворечия между должным и сущим. Помимо фор­мулирования общей цели формируются частные, промежуточные цели.

Цели исследования должны конкретно фор­мулироваться и находить свое выражение в опи­сании того прогнозирующего состояния, в кото­ром желательно видеть объект исследования в со­ответствии с социальным заказом.

Цель исследования есть всегда описание про­ектируемого нормативного результата, вписанно­го в контекст связей более общей системы. Раз­работка иерархии целей завершается построени­ем сетевого графа (или дерева целей), в котором

выделяется критический путь, оптимизирующий последовательность выполнения научно-иссле­довательских операций и всевозможных работ для достижения конечной цели.

^ Этап III. Разработка гипотезы исследования.

Гипотеза исследования становится прообра­зом будущей теории в том случае, если последую­щим ходом работы она будет подтверждена. Поэ­тому при разработке гипотезы исследователь дол­жен иметь в виду основные функции научной теории.

Поскольку речь идет о построении гипотезы как теоретической конструкции, истинность ко­торой должна быть доказана экспериментально или массовым, организованным, контролируемым опытом, она уже в качестве проекта должна вы­полнять соответствующие функции в границах предмета исследования — описательную, объяс­нительную, прогностическую.

Удовлетворяя этим требованиям, гипотеза опи­сывает структурную композицию предмета ис­следования как проявления качества единства целого. Тем самым в руки исследователя даются средства и методы управления процессом экспе­риментального преобразования действительнос­ти, гипотеза прогнозирует конечные результаты преобразования и долговременность их существования.

Исследовательская практика показывает, что в творческом процессе формирования гипотезы определенную роль играет отдельный факт, психологическое состояние исследователя. Здесь осо­бенно велика роль аналогий, уровня развития ас­социативного мышления научного работника. Возможны и другие конструктивные способы по­строения гипотез: разработка множества вероят­ных «траекторий» движения объекта исследова­ния, в результате чего последний приобретает ка­чества, запланированные экспериментатором, если из всех возможных «траекторий» выяснена и реализована наилучшая.

^ Этап IV. Постановка задач исследования. Кон­статирующий эксперимент.

Гипотетически представленные внутренние механизмы функционирования исследуемого яв­ления, предположительно описанные существен­ные его характеристики соотносятся с целями исследования, т. е. конечными проектируемыми результатами. Это соотнесение позволяет перей­ти к формулированию задач исследования.

Такая теоретическая работа направлена на выработку формы и содержания конкретных по­исков заданий, устремленных на оптимизацию, варьирование условий (внешних и внутренних, существующих и экспериментально приносимых), в результате которых гипотетическая причинно-следственная связь приобретает все черты объек­тивной закономерности.

В процессе формулирования исследователь­ских задач, как правило, возникает необходи­мость в проведении констатирующего экспери­мента для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, пре­образующим. Проведение констатирующего экс­перимента позволяет довести разработку иссле­довательских задач до высокой степени опреде­ленности и конкретности.

Таким образом, констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных ка­честв у объекта, его задача в другом: в объективном исследовании и установлении наличных сущест­венных количественных и качественных характе­ристик, в установлении законов функционирова­ния процесса в исходном состоянии, в причин­ном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным основанием для формулирования целей и задач исследования.

^ Этап V. Вид преобразующего эксперимента и его организация.

Новый этап движения научного поиска насту­пает после сформулирования исследовательских задач. Должен быть представлен полный перечень существенных условий, как поддающихся регу­лированию, так и допускающих хотя бы стабили­зацию. Из этого описания становится ясным вид, содержание, набор средств направленного преоб­разования объекта (процесса, явления) с целью формирования у него заранее заданных качеств.

Программа экспериментальной работы (т. е. перечень работ на весь собственно эксперимен­тальный период), методика эксперимента и тех­ника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществляются прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, анкетированием, изучением всевозможной доку­ментации и материальных свидетельств.

Основные качества исследуемых методик, ко­торых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность экс­перимента, его достаточную разрешающую спо­собность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функциони­рования процесса.

^ Этап VI. Организация и проведение экспери­мента.

Организация и проведение эксперимента на­чинается с испытательной проверки эксперимен­тальной документации: исследовательских мето­дик, вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления дан­ных. Назначение такой проверки — внести воз­можные уточнения, изменения в документацию, отсечь излишества по сбору фактических данных, которые впоследствии окажутся обременитель­ными, отнимающими время и отвлекающими вни­мание от центральных вопросов проблемы.

Экспериментальный процесс — наиболее тру­доемкая, напряженная, динамичная часть науч­ного исследования, остановить который невозможно, эксперимент не допускает каких-либо не­запланированных пауз.

В процессе эксперимента исследователь обязан:

1) непрерывно поддерживать условия, обес­печивающие неизменность темпа и ритма проте­кания эксперимента, сходство и различие экспе­риментальных и контрольных групп;

2) варьировать и дозировать управляемые ус­ловия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;

3) систематически оценивать, измерять, клас­сифицировать и регистрировать частоту и ин­тенсивность текущих событий эксперименталь­ного процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые за­планированные характеристики;

4) параллельно эксперименту вести система­тическую первичную обработку фактического ма­териала с тем, чтобы сохранить его свежесть и до­стоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.

^ Этап VII. Обобщение и синтез эксперименталь­ных данных.

На предшествующих этапах аналитическая стадия исследования закончилась. На этапе обоб­щения и синтеза экспериментальных данных на­чинается воссоздание целостного представления об исследуемом объекте, но уже с точки зрения сущностных отношений и на этой основе экспе­риментально преобразованного.

Накопленный достаточный фактический ма­териал, частично уже систематизированный в про­цессе эксперимента, переходит во внутреннюю лабораторию ученого, в которой логические и формализованные методы исследования экспе­риментального материала приобретают первосте­пенное значение.

Фактический материал подвергается квали­фикации по разным основаниям, формируются статистические последовательности, полигоны распределения, обнаруживаются тенденции раз­вития стабильности, скачков в формировании качеств объекта экспериментального воздейст­вия и исследования. Индуктивные и дедуктив­ные обобщения фактического материала строят­ся в соответствии с требованиями репрезентатив­ности, валидности и релевантности.

На основе объективно познанных закономер­ностей проводятся:

— ретроспективная ревизия выдвинутой ги­потезы с целью перевода ее в ранг теории, в той ее части, в которой она оказалась состоятельной;

— формулирование общих и частных следст­вий в этой теории, допускающих контрольную ее проверку и воспроизведение экспериментального эффекта в иное время и в ином месте другими исследователями, но при строгом соблюдении ими условий эксперимента;

— оценка адекватности методов исследования и исходных теоретических концепций с целью приращения и совершенствования методологи­ческого знания и включения его в общую систе­му методологии науки;

— разработка прикладной части теории, адре­суемой каким-либо категориям потребителей или уровням практики.

Придерживаясь данных рекомендаций, науч­ный работник получает своего рода нормативные методологические ориентиры организации ис­следовательской деятельности. Последовательное исполнение перечня работ, когда каждая из пред­шествующих логически обеспечивает исполнение последующей, формирует окончательный резуль­тат, который в этом случае будет иметь больше шансов отличаться полнотой, доказательностью и прикладными качествами.
^ Применение логических законов и правил.
Текст аналитической работы отличается от всякого другого прежде всего своей логичностью. Поэтому какие бы ошибки с точки зрения логи­ки ни делали авторы диссертационных работ при описании хода исследования, всегда можно дока­зать, что любая ошибка такого рода сводится в ко­нечном счете к нарушению требований того или иного логического закона: закона тождества, за­кона противоречия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти законы более подробно.

Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, очевидно, что прежде всего именно эти смысловые единицы должны удовле­творять требованию определенности.

Это требование находит свое выражение в законе тождества, согласно которому предмет мыс­ли в пределах одного рассуждения должен оста­ваться неизменным, т. е. А есть А (А=А), где А — мысль.

Такой закон требует, чтобы в ходе сообщения все понятия и суждения носили однозначный ха­рактер, исключающий двусмысленность и неоп­ределенность.

На первый взгляд содержащееся в законе тождества требование представляется предельно простым. В самом деле, надо лишь проявлять ми­нимальную строгость, не смешивая различные (пусть даже и близкие) мысли, отграничивая их друг от друга с достаточной степенью четкости. Однако по ряду причин эта простота является об­манчивой.

К таким причинам прежде всего относится большой слой явлений языка и речи. Ведь в лю­бом тексте мы имеем дело не с «чистой» мыслью, а с единством ее содержания и словесной формы. Между тем хорошо известно, что внешне одинаковые словесные конструкции могут иметь раз­ное содержание и, наоборот, одна и та же мысль может быть выражена по-разному. Первое явле­ние называется омонимией, второе — синони­мией. Омонимия делает возможным неправомер­ное отождествление объективно различного, а синонимия — ошибочное различение тождествен­ного.

Отождествление различных понятий представ­ляет собой одну из наиболее распространенных логических ошибок в научном тесте — подмену понятия. Сущность этой ошибки состоит в том, что вместо данного понятия и под видом его упот­ребляют другое понятие. Причем эта подмена может быть как неосознанной, так и преднаме­ренной. Подмена понятия означает подмену пред­мета описания. Описание в этом случае будет от­носиться к разным предметам, хотя они будут ошибочно приниматься за один предмет.

В основе закона противоречия лежит качест­венная определенность вещей и явлений, отно­сительная устойчивость их свойств. Отражая эту сторону действительности, закон противоречия требует, чтобы в процессе разговора мы не допус­кали противоречивых утверждений. Если, напри­мер, предмет А имеет определенное свойство, то в суждениях об этом предмете мы обязаны утверж­дать это свойство, а не отрицать его и не припи­сывать данному предмету того, чего у него нет. Закон противоречия для научной работы имеет огромное значение. Его сознательное ис­пользование помогает обнаруживать и устранять противоречия в объяснениях фактов и явлений, вырабатывать критическое отношение ко всякого рода неточностям и непоследовательности в со­общении научной информации.

Закон противоречия обычно используется в доказательствах: если установлено, что одно из противоположных суждений истинно, то отсюда вытекает, что другое суждение ложно. Уличение в противоречивости является сильнейшим аргу­ментом против любых утверждений.

Однако закон противоречия не действует, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного и того же предмета, но рас­сматриваемого 1) в разное время и 2) в разном от­ношении.

Возьмем для иллюстрации первый случай, когда кто-либо утверждает, что «Дождь благопри­ятен для сельского хозяйства», а в другой раз этот же человек высказывает противоположную мысль: «Дождь неблагоприятен для сельского хозяйст­ва». Но то и другое высказывание может быть ис­тинно. В первом случае имеется в виду весна (пе­ред всходом растений). Во втором случае — осень (перед уборкой урожая).

В качестве примера второго случая возьмем ситуацию, когда о сотруднике Петрове можно ска­зать, что он хорошо знает английский язык, так как его знания удовлетворяют требованиям вуза.

Однако этих знаний недостаточно для его работы в качестве переводчика. В этом случае можно ут­верждать: «Петров плохо знает английский язык». В этих суждениях знание Петровым английского языка рассматривается с точки зрения разных тре­бований, т. е. один и тот же сотрудник, если его рассматривать в разных отношениях, дает осно­вание для противоположных, но одинаково ис­тинных оценок.

В научной работе нельзя игнорировать и тре­бование закона исключенного третьего. Этот закон утверждает, что из двух противоречащих друг дру­гу суждений одно из них ложно, а другое истин­но. Третьего не дано. Он выражается формулой: «А есть либо В, либо не В». Например, если ис­тинно суждение «Наша фирма является конку­рентоспособной», то суждение «Наша фирма не является конкурентоспособной» — ложно.

Такой закон не действует на противополож­ные суждения, т. е. на такие суждения, каждое из которых не просто отрицает другое, а сообщает сверх этого дополнительную информацию. Возь­мем два суждения: «Этот лес хвойный» и «Этот лес смешанный». Здесь второе суждение не про­сто отрицает первое, а дает дополнительную ин­формацию, т. е. речь идет не просто о том, что неверно, будто этот лес хвойный, но говорится, какой именно этот лес.

Важность закона исключенного третьего для ведения научной работы состоит в том, что он требует соблюдения последовательности в изло­жении фактов и не допускает противоречий. Та­кой закон формулирует важное требование к на­учному работнику: нельзя уклоняться от призна­ния истинным одного из двух противоречащих друг другу суждений и искать нечто третье между ними. Если одно из них признано истинным, то другое необходимо признать ложным, а не искать третье, несуществующее суждение, так как третье­го не дано.

Важность соблюдения закона исключенного третьего для научных работников также и в том, что он требует от них ясных, определенных отве­тов, указывая на невозможность искать нечто сред­нее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого.

Требование доказательности научных выво­дов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание.

Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

Почему говорят «достаточное основание», а не просто «основание»? Дело в том, что под одно и то же утверждение можно подвести бесконечно много оснований. Однако из них только некото­рые могут рассматриваться как достаточные, если данное утверждение истинно. И ни одно не будет достаточным, если оно ложно.

Таким образом, закон достаточного основа­ния требует, чтобы всякое суждение, которое мы используем в научной работе, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо или убеждаем в чем-либо, мы всегда должны до­казывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших высказываний, фиксируя внимание на высказы­ваниях, обосновывающих истинность выдвигае­мых положений, этот закон помогает отделить ис­тинное от ложного и прийти к верному выводу.

Значительная часть научной информации но­сит характер выводных суждений, т. е. суждений, не полученных путем непосредственного воспри­ятия каких-то фрагментов действительности, а выведенных из других суждений, которые как бы извлечены из их содержания. Логическим средст­вом получения таких выводных знаний и являет­ся умозаключение, т. е. мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным. Все умозаключения можно квалифицировать как индуктивные и дедуктивные.

Поскольку большинство приводимых в науч­ных текстах показателей являются итогом пере­чней отдельных примеров, есть необходимость привести способы обоснованности их использо­вания в таких текстах, основываясь на рекомен­дациях, даваемых известным американским спе­циалистом по ораторскому искусству Полем П. Сопером в книге «Основы искусства речи».

Первый способ — установить, правилен ли при­мер, положенный в основу обобщения, посколь­ку неправильность такого примера может резко подорвать доверие не только к данному обобще­нию, но и к самому автору научной работы.

Второй способ — выяснить, имеет ли пример отношение к заключению. Допустим, что краска марки А стоит дешевле, чем краска марок Б, В и Г. Казалось бы, неизбежен вывод, что краска марки А выгоднее других. Но такое заключение было бы неправильным, потому что приведенные примеры не обладают качеством относимости к выводу. Они относимы только к заключению, что краска марки А самая дешевая. Лучшие качества краски других марок делает их более выгодными. Это одна из самых обычных ошибок в индуктив­ных заключениях.

Третий способ — определить, достаточно ли приведено примеров. Решение вопроса, доста­точно ли взято примеров, зависит от их количест­ва, способа отбора и видоизменяемости. Взяв на­угад два случая некомпетентности отечественных бизнесменов, еще нельзя прийти к выводу, что все наши бизнесмены — люди некомпетентные. В России много тысяч предпринимателей. При отборе нескольких примеров большую роль игра­ет фактор случайности. Российские бизнесмены, как и вообще все люди, очень различны.

Четвертый способ — установить, типичны ли подобранные примеры. Этот способ проверки име­ет прямое отношение к изложенному выше. Достаточно или недостаточно примеров, зависит от того, насколько они типичны.

В научных исследованиях объектом исследо­вания нередко выступают единичные, неповтори­мые по своим индивидуальным характеристикам события, предметы и явления. При их объясне­нии и оценке затруднено применение как дедук­тивных, так и индуктивных рассуждений. В этом случае прибегают к умозаключению по аналогии, когда уподобляют новое единичное явление дру­гому, известному и сходному с ним единичному явлению и распространяют на первое ранее полу­ченную информацию.

В аналитических исследованиях аналогия при­обретает значение важного для приумножения на­учных знаний типа умозаключения. История раз­вития науки и техники показывает, что аналогия послужила основой для многих научных и техни­ческих открытий. Особую роль играет умозаклю­чение по аналогии в общественно-исторических науках, приобретая нередко значение единственно возможного метода исследования.

Далеко не все аналогии логичны, поэтому не­обходима их проверка. Существуют два способа их проверки. Первый способ — действительно ли уместно сравнение явлений? Второй способ — нет ли существенного различия между ними?

Два и более явлений могут быть существенно схожи и все же отличаться отсутствием подобия, необходимого с точки зрения доказываемого по­ложения. Следующий очевидный абсурд, приво­димый в качестве примера во многих учебниках логики, выявляет возможную в этом отношении ошибку: «Киты и слоны — млекопитающие, сле­довательно, и те и другие водятся на суше». Здесь наши обычные знания — защита от подобного ошибочного вывода.

Истина в том, что нет полной логической ана­логии, ибо не бывает двух совершенно одинако­вых совокупностей обстоятельств. Поэтому ана­логией редко можно пользоваться, не обращаясь к другим видам доказательств.

Поэтому рассмотрим другой вариант индук­ции — суждение о причинной зависимости, ко­торое играет особенно важную роль в научном тексте. Именно здесь чаще всего приходится фик­сировать смену явлений.

Заключение о причине и есть логическое рас­суждение о перемене: оно представляет вывод, что при данном положении вещей результатом будет то или иное заключение (от причины к след­ствию) или что данное положение вещей вызвано известными другими условиями (заключение от следствия к причине). Вариантом этих видов умозаключения будет вывод от следствия к следст­вию, если у того и другого одна общая причина.

В заключении от причины к следствию при­чина известна и из нее выводится следствие. В за­ключении от следствия к причине известно след­ствие и о причине делается вывод.

В каждом спорном случае умозаключения о причинной зависимости применяются следую­щие правила проверки:

1. Возникает ли предполагаемое следствие, когда отсутствует предполагаемая причина? Если ответ — «да», то вы не вправе утверждать, что пред­шествующее явление — единственно возможная причина. Или нет никакой связи между двумя яв­лениями, или есть другая возможная причина.

2. Отсутствует ли предполагаемое следствие, когда предполагаемая причина налицо? Если от­вет — «да», то вы не вправе утверждать, что пос­ледующее явление есть единственно возможное следствие. Или нет никакой связи между двумя явлениями, или есть другое возможное следствие.

3. Не представляет ли единственная связь меж­ду следствием и его предполагаемой причиной только случайное возникновение одного после другого? Этот способ позволяет выявить харак­терное заблуждение в умозаключении о причине, хорошо известное под названием «после этого, следовательно, по причине этого». Данная ошиб­ка представляет форму беспечного обобщения от­рывочных сведений.

4. Нет ли других возможных причин? Вол­нующая нас причина или ближайший повод яв­ления обычно кажутся более очевидными, чем ос­новная причина. Уклонение от установления ос­новной причины — обычная форма уловок.

5. Нет ли других возможных последствий? В большинстве случаев заключение от причины к следствию представляет на самом деле предска­зание будущих событий. В таких случаях абсо­лютная проверка невозможна.

Так как заключение от причины к следствию имеет в виду будущее, оно подвержено влиянию произвольного мышления, т. е. мышления, кото­рое определяется желаниями и чаяниями. Уяснив основные варианты индукции, перейдем теперь к умозаключениям из общего положения, т. е. к де­дукции. Дедукция — кратчайший путь к позна­нию. В этом ее характерное преимущество.

Дедукция проста в том смысле, что состоит из трех суждений:

1) общего положения, именуемого большой посылкой;

2) связанного с ним суждения, ведущего к его применению под названием малой посылки;

3) заключения.

Весь этот трехзвенный процесс называется сил­логизмом. Иногда одна из посылок или заключе­ние не указываются. Этот сокращенный силло­гизм называется энтимемой. Например: «Наше правительство не умеет работать, потому что все демократические правительства не умеют рабо­тать» (опущена малая посылка: наше правитель­ство — демократическое).

Чтобы восстановить энтимему в полный сил­логизм, следует руководствоваться следующими правилами:

1) найти заключение и так его сформулиро­вать, чтобы больший и меньший термины были четко выражены;

2) если опущена одна из посылок, установить, какая из них (большая или меньшая) имеется. Это делается путем проверки, какой из крайних терминов содержится в этом суждении;

3) зная, какая из посылок опущена, а также зная средний термин (он имеется в той посылке, которая дана), определить оба термина недостаю­щей посылки.

Дедуктивные умозаключения проверяются двумя способами:

1) правильны ли посылки?

2) следует ли из них данный вывод?

Главное в научном исследовании — умение доказать свои суждения и опровергнуть (если по­требуется) доводы оппонентов. Аргументирова­ние, построенное на законах логики, помогает уче­ному решить эти задачи.

Аргументирование — это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосно­вывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т. е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т. е. аргументов, или, как их проще называют, доводов).

Аргументация достигает цели, когда соблюда­ются правила доказательства. Начнем с правил формулировки предмета нашего доказательства, т. е. с построения его тезиса.

^ Правило первое. Тезис доказательства нужно сформулировать ясно и четко. При этом нельзя допускать двусмысленность (например, форму­лировка следующего тезиса «Законы надо выпол­нять» — двусмысленна, ибо неясно, о каких зако­нах идет речь: о законах природы или о законах общественной жизни, которые не зависят от воли людей, или о законах юридических, которые за­висят только от воли граждан).

Требование в формулировке тезиса не допус­кать двусмысленности — очень важно, ибо любая ошибка в выборе слова, возможность двоякого толкования фразы, нечеткая форма изложения мысли — все это может быть обращено против вас, когда вы хотите что-либо доказать.

^ Правило второе. В ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т. е. должно до­казываться одно и то же положение. Если это пра­вило не выполнять, то вы свою мысль доказать не сможете. Значит, в течение всего доказательства нельзя отступать от первоначальной формули­ровки тезиса. Поэтому на протяжении всего до­казательства вам вашу формулировку тезиса надо держать под контролем.

Теперь укажем на основные ошибки в по­строении тезиса.

^ Ошибка первая — потеря тезиса. Сфор­мулировав тезис, мы забываем его и переходим к иному тезису, прямо или косвенно связанному с первым, но в принципе уже другому положению. Затем затрагиваем третий факт, а от него перехо­дим к четвертому и т. д. В конце концов, мы теря­ем исходную мысль, т. е. забываем, о чем начали спорить.

Чтобы так не получилось, нужен постоянный самоконтроль, нужно не терять основную мысль и ход рассуждения. Сначала надо зафиксировать последовательную связь основных положений и в случае непроизвольного ухода в сторону вновь вернуться к исходному пункту доказательства.

^ Ошибка вторая — полная подмена тезиса. Выдвинув определенное положение, вы начинае­те доказывать нечто другое, близкое или сходное по значению, т. е. вы подменяете основную мысль другой.

^ Ошибка третья — частичная подмена те­зиса. Когда в ходе доказательства мы пытаемся видоизменить собственный тезис, сужая или смяг­чая свое первоначальное слишком общее, пре­увеличенное или излишне резкое утверждение.

Если в одних случаях под влиянием контра­ргументов мы стремимся смягчить свою очень резкую оценку, ибо в таком случае ее легче защи­щать, то в других случаях наблюдается обратная картина. Так, тезис оппонента нередко стараются видоизменить в сторону его усиления или расши­рения, поскольку в таком виде его легче опро­вергнуть.

К аргументам, чтобы они были убедительны­ми, предъявляются следующие требования:

— в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была дока­зана и ни у кого не вызывала сомнения, т. е. аргу­менты должны быть истинными;

— аргументы должны быть доказаны незави­симо от тезиса, т. е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

— аргументы должны быть непротиворечивы;

— аргументы должны быть достаточны.

Итак, требование истинности аргументов оп­ределяется тем, что они выполняют роль фунда­мента, на котором строится все доказательство. Аргументы не должны вызывать сомнения в их бесспорности, или они должны быть доказаны ранее. Опытному критику достаточно поставить под сомнение хотя бы один из наших аргументов, как сразу ставится под угрозу весь ход нашего до­казательства.

Нарушение этого требования приводит к двум ошибкам. Первая из них носит название «ложный аргумент», т. е. использование в качестве аргу­мента несуществующего факта, ссылка на собы­тие, которого не было, указание на несуществую­щих очевидцев и т. п. Вторая ошибка — «предвосхищение основания» — это когда истинность аргумента не устанавливается с несомненностью, а только предполагается.

В этом случае в качестве аргументов исполь­зуются недоказанные или произвольно взятые положения: ссылки на расхожее мнение или вы­сказанные кем-то предположения, якобы дока­зывающие наше утверждение.

Требование автономности аргументов означа­ет, что аргументы должны быть доказаны незави­симо от тезиса. Иначе сам аргумент надо будет доказывать. Поэтому, прежде чем доказывать те­зис, следует проверить аргументы.

Требование непротиворечивости аргументов означает, что аргументы не должны противоре­чить друг другу.

Требование достаточности аргументов опре­деляется тем, что аргументы в своей совокупнос­ти должны быть такими, чтобы из них с необхо­димостью вытекал доказываемый тезис. Наруше­ние этого требования часто заключается в том, что в ходе доказательства используют аргументы, логически не связанные с тезисом и потому не доказывающие его истинность. Это нарушение обозначают фразой: «не вытекает», «не следует». Здесь бывает два вида ошибок.

^ Первая ошибка — недостаточность аргу­ментов, когда отдельными фактами пытаются обо­сновать очень широкий тезис: обобщение в этом случае, всегда будет «слишком поспешным». Причина: недостаточный анализ фактического мате­риала с целью отбора из множества фактов лишь достоверных и наиболее убедительно доказываю­щих наш тезис. Обычно оппоненту в этом случае говорят: «Чем еще вы это можете подтвердить?»

^ Вторая ошибка — чрезмерное доказатель­ство. Принцип «чем больше аргументов, тем лучше» не всегда подходит. Трудно признать убе­дительными рассуждения, когда, стремясь во что бы то ни стало доказать свое предположение, уве­личивают число аргументов.

Действуя таким образом, вы незаметно для себя начнете брать явно противоречащие или сла­бо убедительные аргументы. Аргументация в дан­ном случае всегда будет нелогичной или малоубе­дительной, поскольку «кто много доказывает, тот ничего не доказывает». Таким образом, достовер­ность аргументов надо понимать не в смысле их количества, а с учетом их весомости и убеждаю­щей силы.

Очень часто допускаются ошибки в способах доказательства, т. е. ошибки в демонстрации. Это ошибки, связанные с отсутствием логической свя­зи между аргументами и тезисом, т. е. отсутстви­ем связи между тем, чем доказывают, по отноше­нию к тому, что именно доказывают.

Часто случается, что человек приводит много­численные факты, цитирует солидные докумен­ты, ссылается на авторитетные мнения. Создает­ся внешнее впечатление, что его речь достаточно аргументирована. Однако при ближайшем рас­смотрении оказывается, что концы с концами не сходятся. Исходные положения — аргументы — логически «не склеиваются» с конечным выво­дом — тезисом. В общем виде отсутствие логи­ческой связи между аргументами и тезисом назы­вают ошибкой «мнимого следования».

Одна из форм такого несоответствия — неоп­равданный логический переход от узкой области к более широкой области. В аргументах, например, описывают свойства определенного сорта товара, а в тезисе необоснованно утверждают о свойствах данного товара в целом независимо от его сорта.

Другая форма несоответствия — переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. На­пример, когда используются аргументы, справед­ливые лишь при определенных условиях, в опре­деленное время или в определенном месте, а их считают верными при любых обстоятельствах.

В аналитическом исследовании очень часто приходится доказывать не истинность, а ложность суждения или неправильность доказательства дру­гих исследователей, т. е. делать опровержение их доводов. Опровержение, таким образом, направ­лено на разрушение доказательства других иссле­дователей путем установления ложности или не­обоснованности их утверждений.

Поскольку операция опровержения направ­лена на разрушение ранее состоявшегося доказа­тельства, то в зависимости от целей критического разбирательства оно может быть выполнено сле­дующими тремя способами: критикой тезиса, критикой аргументов и критикой демонстрации.

Первый способ — критика (опровержение) те­зиса. Его цель — показать несостоятельность (лож­ность или ошибочность) выставленного пропонентом тезиса. Опровержение такого тезиса мо­жет быть прямым или косвенным.

Прямое опровержение строится в форме рас­суждения, получившего название «сведение к абсур­ду». Аргументация в этом случае протекает в сле­дующем виде: вначале условно допускают истин­ность выдвинутого пропонентом положения и выводят логически вытекающее из него следствие.

Рассуждают при этом примерно так: допустим, что пропонент прав и его тезис является истин­ным, но в этом случае из него вытекают такие-то и такие-то следствия.

Если при сопоставлении следствий с фактами окажется, что они противоречат объективным дан­ным, то тем самым их признают несостоятельны­ми. На этой основе делают заключение о несостоя­тельности и самого тезиса, рассуждая по принци­пу: ложные следствия всегда свидетельствуют о ложности их основания.

В качестве примера опровергнем положение «Земля является плоскостью». Временно примем за истинное это утверждение. Из него следует, что Полярная звезда должна быть видна везде одинаково над горизонтом. Однако это противоречит установленному факту: на различной гео­графической широте высота Полярной звезды над горизонтом различна. Значит, утверждение «Земля плоская» является несостоятельным, т. е. Земля не плоская.

В процессе аргументации прямое опроверже­ние выполняет разрушительную функцию. С его помощью показывают несостоятельность тезиса пропонента, не выдвигая никакой идеи взамен.

Косвенное опровержение строится иным пу­тем. Оппонент может прямо не анализировать те­зис противоположной стороны, не проверяя ни аргументов, ни демонстрации пропонента. Он сосредоточивает внимание на тщательном и все­стороннем обосновании собственного тезиса.

Если аргументация основательна, то вслед за этим делается второй шаг — приходят к заключе­нию о ложности тезиса пропонента. Такое опро­вержение применимо, разумеется, только в том случае, если тезис и антитезис регулируются прин­ципом «третьего не дано», т. е. истинным может быть лишь одно из двух доказываемых утвержде­ний.

Рассмотрим теперь второй способ разрушения ранее состоявшегося доказательства, который на­зывается «критика аргументов». Поскольку опе­рация доказательства — это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, сле­дует пользоваться аргументами (доводами), ис­тинность которых не вызывает сомнений.

Если оппоненту удается показать ложность или сомнительность аргументов, то существенно ослабляется позиция пропонента, ибо такая кри­тика показывает необоснованность его тезиса. Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фак­тов, двусмысленность процедуры обобщения ста­тистических данных, выражает сомнения в авто­ритетности эксперта, на заключение которого ссы­лается пропонент и т. п.

Обоснованные сомнения в правильности до­водов (аргументов) с необходимостью переносят­ся на тезис, который вытекает из таких доводов (аргументов), и потому он тоже расценивается как сомнительный и нуждается в новом самосто­ятельном подтверждении.

^ Критика демонстрации — это третий способ опровержения. В этом случае показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Когда тезис не вы­текает из аргументов, то он как бы повисает в воз­духе и считается необоснованным.

Как критика аргументов, так и критика де­монстрации сами по себе лишь разрушают дока­зательство. Заявлять о том, что этим опровергает­ся и сам тезис противоположной стороны, нель­зя. О нем можно лишь сказать, что он требует нового обоснования, т.к. опирается на неубеди­тельные доводы (аргументы) или доводы (аргу­менты) не имеют прямого отношения к тезису.

Таковы основные правила аргументирования, построенные с использованием основных правил логического доказательства и опровержения. Толь­ко соблюдая их, можно вести успешно полемику на страницах диссертационной работы.

Рассмотрим теперь правила построения логи­ческих определений, которые характерны для тези­сов научных произведений. Чаще всего их дают через родовой признак и ближайшее видовое от­личие. Обычно вначале называется родовое по­нятие, в которое определяемое понятие входит как составная часть. Затем называется тот при­знак определяемого понятия, который отличает его от всех ему подобных, причем этот признак должен быть самым важным и существенным.

Чтобы дать правильное определение чему-либо, надо соблюдать несколько требований, ко­торые принято называть правилами. ^ Правило со­размерности требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего поня­тия. Иначе говоря, эти понятия должны нахо­диться в отношении тождества.

Например, если мы определим банкира как собственника капитала, в этом случае определяю­щее понятие будет значительно шире, чем опре­деляемое, поскольку собственниками денежного капитала являются не только банкиры. Такую ошибку называют ошибкой слишком широкого определения.

Если при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое в свою очередь определяется при помощи первого, то такое оп­ределение содержит в себе круг. Разновидностью круга в определении является тавтология — оши­бочное определение, в котором определяющее по­нятие повторяет определяемое. Например, «Эко­номист — это лицо, занимающееся экономикой». Подобное определение не раскрывает содержа­ния понятия. Если мы не знаем, что такое эконо­мист, то указание на то, что этот человек занима­ется экономикой, ничего не прибавит к нашим знаниям.

В некоторых случаях при определении поня­тий указывается не один видовой признак, а не­сколько. Обычно это делается тогда, когда невоз­можно указать такой единственный признак, ко­торый отличал бы данное понятие от всех других и раскрывал бы существенным образом его со­держание. Поэтому в таких случаях указывается несколько признаков, достаточных для отличия определяемого понятия и раскрытия его содер­жания.

Подлинно научное определение сложных яв­лений и фактов не может ограничиваться фор­мально-логическими требованиями. Оно должно содержать оценку определяемых фактов, исклю­чающую односторонний подход, присущий в не­давнем прошлом всей отечественной науке. При этом следует также учитывать и особую специфи­ку аналитических текстов.

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kadrovij-konsalting-i-audit-napravlenie-podgotovki-080400-68-upravlenie-personalom.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kompleksnaya-ekspertiza-imushestvennih-prav-specialnost-050908-ocenka-stranica-9.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kompyuternie-seti-internet-i-multimedia-tehnologii-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kompyuternoe-modelirovanie-specialnost-050202-65-informatika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-razrabotan-dlya-studentov-kursov-shkoli-ekonomiki-i-biznesa-obuchayushihsya-po-napravleniyu080507-65menedzhment-organizacii.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-konfliktologiya-specialnost-050706-65-pedagogika-i-psihologiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dlya-roditelej-budushih-pervoklassnikov-taganskie-vesti.html
  • studies.bystrickaya.ru/kakovi-osobennosti-liriki-odnogo-iz-sovremennih-poetov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-urokov-po-biologii-v-8-klasse-rabochaya-programma-po-biologii-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-15-v-napisanii-etoj-knigi-mne-pomogali-mnogie-lyudi-dalekie-i-blizkie-horoshie-znakomie-i-te-s-kotorimi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/batis-azastan-oblisti-pedagog-kadrlar-blktlgn-arttiru-zhne-ajta-dayarlau-instituti-dstemelk-zhmisti-jimdastiru.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priroda-chelovecheskih-sposobnostej.html
  • esse.bystrickaya.ru/puteshestvie-v-stranu-grammatika-metodicheskoe-posobie-dlya-uchashihsya-2-klassa-iz-opita-raboti.html
  • letter.bystrickaya.ru/normalnaya-nauka-g20-kvantovaya-fizika-i-kvantovoe-soznanie-kiev-2011-300-s.html
  • composition.bystrickaya.ru/optimizaciya-chislennosti-personala.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/akciz-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/edgar-allan-po-zolotoj-zhuk.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-gosudarstvennoj-korporacii-agentstvo-po-strahovaniyu-vkladov-stranica-9.html
  • composition.bystrickaya.ru/plenarnie-dokladi-tematika-energeticheskie-ustanovki-maloj-moshnosti.html
  • books.bystrickaya.ru/dokladchik-v-v-ivanter-akademik-ran-direktor-instituta-narodnohozyajstvennogo-prognozirovaniya-ran.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihofizicheskie-uprazhneniya-vvantonov-skazka-dlya-starshih-s-kommentariem-d-i-ushakov.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplom-istepeni-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/12-arhivnie-materiali-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-istoricheskih-nauk-mahachkala-2002-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akad-t-i-ojzerman-predsedatel-d-r-filos-nauk-p-p-gajdenko-kand-filos-nauk-l-i-grekov-d-r-filos-nauk-a-f-zotov-kand-filos-nauk-e-yu-solov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/universitatea-de-vest-din-timioara-byulleten-novih-postuplenij-za-noyabr-2003-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6vobozhestvlenie-muchenik-beskonechnih-mirov-glava-2-voprosi-bez-otvetov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-stroitelstva-i-arhitekturi-lipeckoj-oblasti.html
  • education.bystrickaya.ru/14indeksi-inflyacii-po-msfo-spravochniki-14.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-ekonomicheskogo-analiza-v-sisteme-upravleniya-ekonomicheskim-potencialom-predpriyatiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-vvodnaya-predmet-fiziko-himicheskie-svojstva-pochv.html
  • holiday.bystrickaya.ru/municipalnij-rajon-borzinskij-rajon.html
  • college.bystrickaya.ru/37abenteuer-wie-rdiger-erschlagen-ward-v-g-admoni-pesn-o-nibelungah.html
  • holiday.bystrickaya.ru/narushenie-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov-s-obshim-nedorazvitiem-rechi-chast-10.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-postavka-uchebno-naglyadnih-posobij-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-dankovskogo-rajona-g-dankov-2007-god-stranica-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tri-dochernie-kompanii-yukosa-rassmatrivayutsya-kak-odna-firma-chetvertoe-zasedanie-kruglogo-stola-po-voprosam-korporativnogo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-6-ot-14-02-2011g-po-nikulinskoj-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-shkole-opodgotovke-k-vnedreniyu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-voobrazhenie-tvorchestvo-shkola-kniga-rodari-predstavlyaet-interes-dlya-shirokogo-kruga-chitatelej-i.html
  • shkola.bystrickaya.ru/perestrojka-i-raspad-sssr.html
  • testyi.bystrickaya.ru/andrej-bogatirev-hrestomatiya-po-programmirovaniyu-na-si-v-unix-copyright-andrej-bogatirev-1992-95-stranica-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-energeticheskih-specialnostej-visshih-uchebnih-zavedenij-pavlodar.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izmeriteli-modulyacii-o-kompanii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.