.RU

Учебник нового века - страница 8



BOM

 

 

1

1

 

2

 

5

 

2

2

 

3

 

4

 

 

Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эф­фективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комп­лекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по сте­пени выраженности.

Например, нельзя два мотивационных комплекса (табл. 14) считать абсолютно одинаковыми.

И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значи­тельно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным (Реан А. А., 1990, 1999), удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса пе­дагога (положительная значимая связь, r = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворен­ность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотива­ционный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотива­ции и низкий — внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной не­стабильности личности педагога (связь значимая, r = -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической дея­тельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

 

^ Изучение самооценки личности

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Само­оценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она — регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооцен­ка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование са­мооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодей­ствия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит осо­бо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптаиии личности.

^ Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования1.

На бланке (табл. 15) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти качества от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2). Далее под­считывается сумма квадратов (Sd2) и по формуле

г =1- 0,00075 Sd2

определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0, 7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

Если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффици­ент при Sd2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. Полезно в связи с этим знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

г=1-6Sd2/n(n2 -1)

1Существует несколько модификаций данной методики (Сосновский Б. А.., 1979, Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. и др. 1984).

 

 

Таблица 15 ^ Бланк методики изучения самооценки с помощью ранжирования

Идеал

 

Качества личности

 

«Я»

 

Разница

 

d

 

d2

d

 

 

 

Уступчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смелость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспыльчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настойчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нервозность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терпеливость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увлекаемость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холодность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энтузиазм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осторожность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капризность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медлительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нерешительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энергичность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнерадостность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упрямство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беспечность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Застенчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой фор­муле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых ка­честв. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (т. е. п = 20), то коэффициент 6/n (n2 —1) становится равным 0,00075, а общая фор­мула превращается в тот упрощенный вариант, который и приведен вначале.

 

^ Диагностика и тренинг педагогической проницательности

 

С помощью предложенной ниже (Реан А. А., 1990, 1999) методики и описанной процедуры вы можете заняться самостоятельной диагностикой и тренировкой по развитию умений и навыков антипиции (предвидения) оценочных суждений уча­щихся.

Анализируя расхождения, обнаруженные между вашими собственными оце­ночными суждениями (аспекты I и II) и оценочными суждениями учащихся (ас­пект III), вы сделаете много полезных для себя выводов.

Итак, оцените себя (аспект I) по всем восьми октантам (табл.16). Оценка про­изводится по 12-балльной шкале. Интервал 1-4 означает, что качество развито слабо; в интервале 5-8 — средне; в интервале 9-12 —сильно (вторая степень качества, т. е. второе прилагательное).

Теперь попробуйте предсказать по всем восьми октантам мнение учащихся о вас (аспект II). Оценка также производится по 12-балльной шкале. В заключение предложите учащимся оценить вас по всем восьми октантам (аспект III). При этом лучше соблюсти анонимность. Также учащиеся не должны быть знакомы с резуль­татами вашей собственной предварительной работы по аспектам I и II.

Таблица 16

^ Бланк оценки по 8 октантам

Октант

 

Аспект

 

I

 

II

 

III

 

Я (самооценка)

 

Учащиеся обо мне (предсказания педагога)

 

Учащиеся о педагоге (реальный опрос учащихся)

 

1.Лидерство, властность

 

 

 

 

 

 

 

2. Уверенность в себе, самоуверенность

 

 

 

 

 

 

 

3.Требовательность, непримиримость

 

 

 

 

 

 

 

4. Скептицизм,упрямство

 

 

 

 

 

 

 

5. Уступчивость,кротость

 

 

 

 

 

 

 

6.Доверчивость, послушание

 

 

 

 

 

 

 

7.Добросердечие, несамостоятельность

 

 

 

 

 

 

 

8.Отзывчивость, бескорыстие

 

 

 

 

 

 

 

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informatika-i-matematika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informatika-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-innovacionnij-menedzhment-utverzhdayu.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inostrannij-yazik-professionalnij.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-intellektualnie-informacionnie-sistemi-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inzhenernaya-psihologiya-i-ergonomika-dlya-studentov-psihologicheskogo-fakulteta-specialnost-020400-kvalifikaciya-specialista.html
  • spur.bystrickaya.ru/matrimonialnie-dati-nablyudaya-za-muzhchinami-skritie-pravila-povedeniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/mir-povsednevnosti-v-socialno-filosofskoj-refleksii-avtorefera-tdissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-filosofskih-nauk.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-v-rf-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-ii-mezhdunarodnij-nauchno-metodologicheskij-seminar.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tretyakov-v-t-ulyashov-p-s-utkin-a-i-oformlenie-hudozhnika-a-saukova-shimov-ya-sh-61-avstro-vengerskaya-imperiya-stranica-27.html
  • control.bystrickaya.ru/chempionat-kontinentalnoj-hokkejnoj-ligi-prodolzhitsya-zavtra-09-201-1-soderzhanie-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-teme-isparenie-zhidkosti-kipenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-paseka-kitaj-predislovie-mezhdu-bolshimi-vojnami-vedetsya-vojna-tajnaya.html
  • student.bystrickaya.ru/-3-ierarhiya-potrebnostej-alternativnie-podhodi-filosofiya-uchebnik.html
  • composition.bystrickaya.ru/pauka-v-solnce-ontologichnost-slova-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo.html
  • report.bystrickaya.ru/gyustav-flober-gospozha-bovari-stranica-15.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-pasport-programmi-razvitiya-samostoyatelnaya-rabota-s-kejsom-analiz-programm-razvitiya-ou-programma-razvitiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-presa-111-mln-v-grciya-ot-mrtvi-dushi-21032012-0304-presa-str-29.html
  • literature.bystrickaya.ru/e-e-nosenko-predstavleniya-evreev-o-demonah-zlih-duhah-i-prochej-nechistoj-sile-ih-genezis-evolyuciya-i-nekotorie-osobennosti-v-sefardskih-i-vostochnih-obshinah-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ekonomicheskih-i-upravlencheskih-specialnostej-i-napravlenij-podgotovki-ufa-2008-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-kursa-povisheniya-professionalnoj-kvalifikacii-pravovie-i-ekonomicheskie-osnovi-organizacii-mestnogo-samoupravleniya-i-municipalnoj-sluzhbi-moskva-2007.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konferencii-format-ppt-otchyot.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-13-organizaciya-tekushih-passivov-na-predpriyatiyah-i-puti-ee-sovershenstvovaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/numerovannij-spisok-informatika-i-informacionnie-tehnologii.html
  • learn.bystrickaya.ru/gd-prinyala-popravki-v-kodeks-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-kasayushiesya-kontrolya-za-migraciej.html
  • student.bystrickaya.ru/12-noyabrya-5-let-nazad-2004-g-departament-kulturi-i-nacionalnoj-politiki.html
  • grade.bystrickaya.ru/nemeckij-yazik-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • college.bystrickaya.ru/119-avtomaticheskaya-zashita-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-pb-10-574-03.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-aprelya-2010-goda-sessiya-posvyashena-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-evgeniya-konstantinovicha-fedorova-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-vivodi-obrazovatelnaya-programma-mou-veretevskaya-sosh-na-2011-2014-gg-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete.html
  • college.bystrickaya.ru/28-osnovnie-principi-razmesheniya-predpriyatij-rossijskogo-vpk-konkurentosposobnost-rossii-na-mirovom-rinke-vooruzhenij.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-1-morfologiya-die-morphologie-uchebnoe-posobie-otvetstvennij-redaktor-kandidat-filologicheskih-nauk-o-f.html
  • composition.bystrickaya.ru/otechestvennaya-arhitektura-predrevolyucionnogo-etapa-1900-1917-gg.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tezisi-vistuplenij-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/514-sistemi-ventilyacii-i-kondicionirovaniya-vozduha-pravila-tehnchna-ekspluatacya-elektrichnih-stancj-merezh.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testovoe-zadanie-60-rabochaya-programma-disciplini-marketingovie-issledovaniya-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-praktikuma-russkogo-yazika-v-4-om-klasse-po-uchebniku-a-v-polyakovoj-russkij-yazik.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predstavleniya-o-terroristicheskom-akte-i-perezhivanie-terroristicheskoj-ugrozi-zhitelyami-raznih-regionov-rf.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-rossijskij-oblastnoj-koordinacionno-metodicheskij-dom-narodnogo-tvorchestva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gou-centr-razvitiya-rebenka-detskij-sad-183-municipalnogo-rajona-kuzminki-yugo-vostochnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya-g-moskvi-raspolozhen-po-adresu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.