.RU

Учебник нового века - страница 8



BOM

 

 

1

1

 

2

 

5

 

2

2

 

3

 

4

 

 

Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эф­фективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комп­лекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по сте­пени выраженности.

Например, нельзя два мотивационных комплекса (табл. 14) считать абсолютно одинаковыми.

И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значи­тельно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным (Реан А. А., 1990, 1999), удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса пе­дагога (положительная значимая связь, r = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворен­ность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотива­ционный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотива­ции и низкий — внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной не­стабильности личности педагога (связь значимая, r = -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической дея­тельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

 

^ Изучение самооценки личности

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Само­оценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она — регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооцен­ка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование са­мооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодей­ствия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит осо­бо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптаиии личности.

^ Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования1.

На бланке (табл. 15) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти качества от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2). Далее под­считывается сумма квадратов (Sd2) и по формуле

г =1- 0,00075 Sd2

определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0, 7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

Если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффици­ент при Sd2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. Полезно в связи с этим знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

г=1-6Sd2/n(n2 -1)

1Существует несколько модификаций данной методики (Сосновский Б. А.., 1979, Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. и др. 1984).

 

 

Таблица 15 ^ Бланк методики изучения самооценки с помощью ранжирования

Идеал

 

Качества личности

 

«Я»

 

Разница

 

d

 

d2

d

 

 

 

Уступчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смелость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспыльчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настойчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нервозность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терпеливость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увлекаемость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холодность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энтузиазм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осторожность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капризность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медлительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нерешительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энергичность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнерадостность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упрямство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беспечность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Застенчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой фор­муле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых ка­честв. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (т. е. п = 20), то коэффициент 6/n (n2 —1) становится равным 0,00075, а общая фор­мула превращается в тот упрощенный вариант, который и приведен вначале.

 

^ Диагностика и тренинг педагогической проницательности

 

С помощью предложенной ниже (Реан А. А., 1990, 1999) методики и описанной процедуры вы можете заняться самостоятельной диагностикой и тренировкой по развитию умений и навыков антипиции (предвидения) оценочных суждений уча­щихся.

Анализируя расхождения, обнаруженные между вашими собственными оце­ночными суждениями (аспекты I и II) и оценочными суждениями учащихся (ас­пект III), вы сделаете много полезных для себя выводов.

Итак, оцените себя (аспект I) по всем восьми октантам (табл.16). Оценка про­изводится по 12-балльной шкале. Интервал 1-4 означает, что качество развито слабо; в интервале 5-8 — средне; в интервале 9-12 —сильно (вторая степень качества, т. е. второе прилагательное).

Теперь попробуйте предсказать по всем восьми октантам мнение учащихся о вас (аспект II). Оценка также производится по 12-балльной шкале. В заключение предложите учащимся оценить вас по всем восьми октантам (аспект III). При этом лучше соблюсти анонимность. Также учащиеся не должны быть знакомы с резуль­татами вашей собственной предварительной работы по аспектам I и II.

Таблица 16

^ Бланк оценки по 8 октантам

Октант

 

Аспект

 

I

 

II

 

III

 

Я (самооценка)

 

Учащиеся обо мне (предсказания педагога)

 

Учащиеся о педагоге (реальный опрос учащихся)

 

1.Лидерство, властность

 

 

 

 

 

 

 

2. Уверенность в себе, самоуверенность

 

 

 

 

 

 

 

3.Требовательность, непримиримость

 

 

 

 

 

 

 

4. Скептицизм,упрямство

 

 

 

 

 

 

 

5. Уступчивость,кротость

 

 

 

 

 

 

 

6.Доверчивость, послушание

 

 

 

 

 

 

 

7.Добросердечие, несамостоятельность

 

 

 

 

 

 

 

8.Отзывчивость, бескорыстие

 

 

 

 

 

 

 

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informatika-i-matematika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informatika-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-innovacionnij-menedzhment-utverzhdayu.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inostrannij-yazik-professionalnij.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-intellektualnie-informacionnie-sistemi-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inzhenernaya-psihologiya-i-ergonomika-dlya-studentov-psihologicheskogo-fakulteta-specialnost-020400-kvalifikaciya-specialista.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-aristokratii-russo-zh-zh-ob-obshestvennom-dogovore-traktati-per-s-fr.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sushnost-i-priroda-sovremennih-deneg-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/partiya-za-obnovlennuyu-gruziyu-obyavilo-12-maya-dnem-primireniya-gruzin-abhazov-i-osetin.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-shkoli-i-pedagogicheskoj-nauki-plan-shkola-i-pedagogicheskaya-misl-v-evrope-xvii-xviii-vekov-polozhenie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33raspredelenie-ispolnitelnih-zadach-proekta.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/turiz-yak-galuz-svtovogo-gospodarstva-chast-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sudebno-veterinarnaya-ekspertiza-krovoizliyanij-krovopodtek-gematoma-otlichie-ot-trupnih-pyaten-sudebno-veterinarnaya-ekspertiza-pri-falsifikacii-myasoproduktov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iv-otnosheniya-sredstv-massovoj-informacii-sbornik-statej-saratov-2008-udk-bbk-smi-i-nko-vzaimodejstvie.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-mineralnogo-sirya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-lukashenko-ne-vidit-osnovanij-dlya-vvedeniya-ekonomicheskih-sankcij-protiv-belarusi-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/kolumb-otkril-ameriku-dlya-vsego-mira-a-mi-pomozhem-vam-otkrit-ee-dlya-sebya.html
  • learn.bystrickaya.ru/formi-vospriyatiya-obrazovatelnoj-informacii-gumanistichnost-i-tolerantnost-oit.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-koncepciya-beskonechnosti-i-kosmologicheskaya-evolyuciya-ruzavin-g-i-r-83-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-administrativnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtor-programmi-stranica-8.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenka-vozdejstviya-na-okruzhayushuyu-sredu-ocenka-vozdejstviya-na-okruzhayushuyu-sredu.html
  • klass.bystrickaya.ru/adradigin-a-d-radigin-dobrij-den-uvazhaemie-kollegi-segodnya-mi-provodim-zasedanie-nashej-ekspertnoj-gruppi.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkuda-podrostki-uznayut-o-svoih-pravah-spide-sekse-i-narkotikah-cimbalenko-s-b-sharikov-a-v-sheglova-s-n.html
  • school.bystrickaya.ru/26-mishlenie-sportsmena-monografiya-prednaznachena-specialistam-v-oblasti-psihologii-teoretikam-i-praktikam-studentam.html
  • college.bystrickaya.ru/2-cenovaya-politika-fonda-zhilishe-a-v-andreeva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-1-konferencii-dlya-predpriyatij-oboronno-promishlennogo-kompleksa-na-temu-innovacionnij-podhod-v-upravlenii-kachestvom-na-predpriyatiyah-oboronno-promishlennogo-kompleksa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-semdesyat-devyataya-pyatdesyat-sedmaya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-pyataya-zahariya-sitchin.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-razvitiyu-rechi-tema-uroka-sochinenie-po-kartine-v-m-vasnecova-alenushka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ringarden-stranica-10.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ftprokopov-zasedanie-ekspertnoj-gruppi-7-rinok-truda-professionalnoe-obrazovanie-migracionnaya-politika.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-buhgalterskogo-ucheta-i-audita-nazvanie-i-soderzhanie-razdelov-tem.html
  • education.bystrickaya.ru/13-svedeniya-ob-auditore-auditorah-emitenta-153035-rossiya-gorod-ivanovo-ul-nekrasova-61-informaciya-soderzhashayasya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vishinskij-konkretno-na-kakie-sili-vi-rasschitivali-vnutri-strani-na-rabochij-klass-sokolnikov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-elektricheskih-cepej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauki-religii-i-filosofii-stranica-39.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nvesticjno-nnovacjna-dyalnst-splnih-pdprimstv-chast-5.html
  • student.bystrickaya.ru/376-zapiska-dokladnaya-obyasnitelnaya-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-gosudarstvennoj-zhilishnoj-inspekcii.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-administracii-goroda-volgodonska-na-2010-god-celi-stranica-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/47-antiterroristicheskaya-politika-gosudarstva-metodicheskie-materiali-studentu-zaochniku-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • tasks.bystrickaya.ru/20-30-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-120701-zemleustrojstvo-kvalifikaciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.