.RU

Учебник нового века - страница 8



BOM

 

 

1

1

 

2

 

5

 

2

2

 

3

 

4

 

 

Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эф­фективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комп­лекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по сте­пени выраженности.

Например, нельзя два мотивационных комплекса (табл. 14) считать абсолютно одинаковыми.

И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значи­тельно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным (Реан А. А., 1990, 1999), удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса пе­дагога (положительная значимая связь, r = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворен­ность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотива­ционный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотива­ции и низкий — внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной не­стабильности личности педагога (связь значимая, r = -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической дея­тельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

 

^ Изучение самооценки личности

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Само­оценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она — регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооцен­ка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование са­мооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодей­ствия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит осо­бо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптаиии личности.

^ Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования1.

На бланке (табл. 15) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти качества от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2). Далее под­считывается сумма квадратов (Sd2) и по формуле

г =1- 0,00075 Sd2

определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0, 7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

Если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффици­ент при Sd2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. Полезно в связи с этим знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

г=1-6Sd2/n(n2 -1)

1Существует несколько модификаций данной методики (Сосновский Б. А.., 1979, Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. и др. 1984).

 

 

Таблица 15 ^ Бланк методики изучения самооценки с помощью ранжирования

Идеал

 

Качества личности

 

«Я»

 

Разница

 

d

 

d2

d

 

 

 

Уступчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смелость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспыльчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настойчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нервозность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терпеливость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увлекаемость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холодность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энтузиазм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осторожность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капризность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медлительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нерешительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энергичность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнерадостность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упрямство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беспечность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Застенчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой фор­муле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых ка­честв. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (т. е. п = 20), то коэффициент 6/n (n2 —1) становится равным 0,00075, а общая фор­мула превращается в тот упрощенный вариант, который и приведен вначале.

 

^ Диагностика и тренинг педагогической проницательности

 

С помощью предложенной ниже (Реан А. А., 1990, 1999) методики и описанной процедуры вы можете заняться самостоятельной диагностикой и тренировкой по развитию умений и навыков антипиции (предвидения) оценочных суждений уча­щихся.

Анализируя расхождения, обнаруженные между вашими собственными оце­ночными суждениями (аспекты I и II) и оценочными суждениями учащихся (ас­пект III), вы сделаете много полезных для себя выводов.

Итак, оцените себя (аспект I) по всем восьми октантам (табл.16). Оценка про­изводится по 12-балльной шкале. Интервал 1-4 означает, что качество развито слабо; в интервале 5-8 — средне; в интервале 9-12 —сильно (вторая степень качества, т. е. второе прилагательное).

Теперь попробуйте предсказать по всем восьми октантам мнение учащихся о вас (аспект II). Оценка также производится по 12-балльной шкале. В заключение предложите учащимся оценить вас по всем восьми октантам (аспект III). При этом лучше соблюсти анонимность. Также учащиеся не должны быть знакомы с резуль­татами вашей собственной предварительной работы по аспектам I и II.

Таблица 16

^ Бланк оценки по 8 октантам

Октант

 

Аспект

 

I

 

II

 

III

 

Я (самооценка)

 

Учащиеся обо мне (предсказания педагога)

 

Учащиеся о педагоге (реальный опрос учащихся)

 

1.Лидерство, властность

 

 

 

 

 

 

 

2. Уверенность в себе, самоуверенность

 

 

 

 

 

 

 

3.Требовательность, непримиримость

 

 

 

 

 

 

 

4. Скептицизм,упрямство

 

 

 

 

 

 

 

5. Уступчивость,кротость

 

 

 

 

 

 

 

6.Доверчивость, послушание

 

 

 

 

 

 

 

7.Добросердечие, несамостоятельность

 

 

 

 

 

 

 

8.Отзывчивость, бескорыстие

 

 

 

 

 

 

 

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informatika-i-matematika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informatika-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-innovacionnij-menedzhment-utverzhdayu.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inostrannij-yazik-professionalnij.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-intellektualnie-informacionnie-sistemi-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inzhenernaya-psihologiya-i-ergonomika-dlya-studentov-psihologicheskogo-fakulteta-specialnost-020400-kvalifikaciya-specialista.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vii-shini-i-shinnie-izdeliya-iz-zhurnala-kauchuk-i-rezina-2-1979.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-po-referatam-konkretnie-srok-sdachi-referatov-do-1-dekabrya-funkcii-i-zadachi-cb.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-v-ramkah-predprofilya-podrostok-i-zakon.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-odin-odin-sovsem-odin-ekonomicheskoe-polozhenie-izolirovannogo-individa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/finansirovanie-partij-iz-byudzheta-uvelichivaetsya-v-chetire-raza-deputati-gosdumi-soberutsya-na-poslednee-v-vesennyuyu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-mediapsihologiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/gomeopatii-stranica-9.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-28-dekabrya-2010-goda.html
  • university.bystrickaya.ru/fursov-nd-tarasov-konstantin-nikolaevich-rodilsya-v-1919-godu-v-s-vedrec-permskoj-obl-v-krestyanskoj-seme.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/za-statuta-na-obshata-psihologiya-predmet-statut-i-metodi-na-psihologiyata-7.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osnovi-pedagogicheskoj-samoregulyacii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-mikrobiologiya-vozduha-vodi-po.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-zhariyalanadi-memlekettk-sayasatti-ltti-mekteb-memlekett-sayasi-strategiyasi-kafedrasini-professori-1-brlk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azastandi-patriotizmn-negzder-men-aliptastiru-zholdari-t-b-begaliev-taraz-memlekettk-pedagogikali-instituti-taraz-.html
  • books.bystrickaya.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-i-zdorove-cheloveka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/95rinochnaya-korrektirovka-cen-strategicheskoe-planirovanie-44-planirovanie-celej-predpriyatiya-45-strategiya-razvitiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nasledovanie.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-orezultatah-samoobsledovaniya-priladozhskogo-filiala-gou-vpo-petrgu-po-sostoyaniyu-na-01-06-2008-goda-stranica-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-x-anatol-frans-vosstanie-angelov.html
  • studies.bystrickaya.ru/formirovanie-gumanisticheskih-otnoshenij-v-kollektive-u-mladshih-shkolnikov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/reakciya-zdorovya-cheloveka-na-vneshnie-vozdejstviya-so-storoni-treh-okruzhayushih-sred-sopostavitelnij-analiz.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-organizacii-shkol-po-pravam-cheloveka-stranica-13.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/shema-kompleksnogo-podhoda-k-okazaniyu-medicinskoj-pomoshi-na-etapah-lecheniya-i-reabilitacii-postradavshih-s-travmami-chelyustno-licevoj-oblasti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/interfaks-moskva-13022009-nur-otan-predlagaet-partiyam-i-obshestvennim-obedineniyam-zaklyuchit-memorandum-o-podderzhanii-v-kazahstane-stabilnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/-damita-oitu-rds-arili-oushilardi-logikali-ojlau-abletn-damitu-bala-damuini-e-sharitau-sheg-bl-tl-men-ojdi-shiarmashilii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azati-ltti-ojindarini-pedagogikali-mn-esrkepov-zh-m.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenka-himicheskoj-obstanovki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/virezano-virezano-biznes-plan-investicionnogo-proekta-po-priobreteniyu-proizvodstvennoj-linii-dlya-vipuska.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-gorodskie-novosti-v-birzhevie-novosti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskih-kuharenko-v-a-k95-interpretaciya-teksta-ucheb-posobie-dlya-studentov-ped-in-tov-po-spec-2103.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-22-12-2005-kokorekina-olga-12-00-13.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/anglo-russkie-otnosheniya-v-kontekste-sistemnoj-transformacii-mezhdunarodnih-otnoshenij-na-rubezhe-xviii-xix-vekov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shtefan-zajdenic-ben-barkou.html
  • report.bystrickaya.ru/i-slavyan-i-mahatmov-i-atlantid-i-shumera-svidetelstva-svidetelstva-21-voprosi-shekochushie-24-grammatika-zhizni.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-ocenka-effektivnosti-ispolzovaniya-optimalnih-metodov-zashiti-cheloveka-ot-vozdejstviya-prioritetnih-pollyutantov-na-primere-orenburgskoj-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.