Учебник нового века - страница 8
.RU

Учебник нового века - страница 8



BOM

 

 

1

1

 

2

 

5

 

2

2

 

3

 

4

 

 

Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эф­фективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комп­лекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по сте­пени выраженности.

Например, нельзя два мотивационных комплекса (табл. 14) считать абсолютно одинаковыми.

И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значи­тельно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным (Реан А. А., 1990, 1999), удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса пе­дагога (положительная значимая связь, r = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворен­ность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотива­ционный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотива­ции и низкий — внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной не­стабильности личности педагога (связь значимая, r = -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической дея­тельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

 

^ Изучение самооценки личности

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Само­оценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она — регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооцен­ка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование са­мооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодей­ствия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит осо­бо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптаиии личности.

^ Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования1.

На бланке (табл. 15) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти качества от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2). Далее под­считывается сумма квадратов (Sd2) и по формуле

г =1- 0,00075 Sd2

определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0, 7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

Если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффици­ент при Sd2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. Полезно в связи с этим знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

г=1-6Sd2/n(n2 -1)

1Существует несколько модификаций данной методики (Сосновский Б. А.., 1979, Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. и др. 1984).

 

 

Таблица 15 ^ Бланк методики изучения самооценки с помощью ранжирования

Идеал

 

Качества личности

 

«Я»

 

Разница

 

d

 

d2

d

 

 

 

Уступчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смелость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспыльчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настойчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нервозность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терпеливость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увлекаемость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холодность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энтузиазм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осторожность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капризность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медлительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нерешительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энергичность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнерадостность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упрямство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беспечность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Застенчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой фор­муле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых ка­честв. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (т. е. п = 20), то коэффициент 6/n (n2 —1) становится равным 0,00075, а общая фор­мула превращается в тот упрощенный вариант, который и приведен вначале.

 

^ Диагностика и тренинг педагогической проницательности

 

С помощью предложенной ниже (Реан А. А., 1990, 1999) методики и описанной процедуры вы можете заняться самостоятельной диагностикой и тренировкой по развитию умений и навыков антипиции (предвидения) оценочных суждений уча­щихся.

Анализируя расхождения, обнаруженные между вашими собственными оце­ночными суждениями (аспекты I и II) и оценочными суждениями учащихся (ас­пект III), вы сделаете много полезных для себя выводов.

Итак, оцените себя (аспект I) по всем восьми октантам (табл.16). Оценка про­изводится по 12-балльной шкале. Интервал 1-4 означает, что качество развито слабо; в интервале 5-8 — средне; в интервале 9-12 —сильно (вторая степень качества, т. е. второе прилагательное).

Теперь попробуйте предсказать по всем восьми октантам мнение учащихся о вас (аспект II). Оценка также производится по 12-балльной шкале. В заключение предложите учащимся оценить вас по всем восьми октантам (аспект III). При этом лучше соблюсти анонимность. Также учащиеся не должны быть знакомы с резуль­татами вашей собственной предварительной работы по аспектам I и II.

Таблица 16

^ Бланк оценки по 8 октантам

Октант

 

Аспект

 

I

 

II

 

III

 

Я (самооценка)

 

Учащиеся обо мне (предсказания педагога)

 

Учащиеся о педагоге (реальный опрос учащихся)

 

1.Лидерство, властность

 

 

 

 

 

 

 

2. Уверенность в себе, самоуверенность

 

 

 

 

 

 

 

3.Требовательность, непримиримость

 

 

 

 

 

 

 

4. Скептицизм,упрямство

 

 

 

 

 

 

 

5. Уступчивость,кротость

 

 

 

 

 

 

 

6.Доверчивость, послушание

 

 

 

 

 

 

 

7.Добросердечие, несамостоятельность

 

 

 

 

 

 

 

8.Отзывчивость, бескорыстие

 

 

 

 

 

 

 

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informatika-i-matematika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informatika-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-innovacionnij-menedzhment-utverzhdayu.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inostrannij-yazik-professionalnij.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-intellektualnie-informacionnie-sistemi-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inzhenernaya-psihologiya-i-ergonomika-dlya-studentov-psihologicheskogo-fakulteta-specialnost-020400-kvalifikaciya-specialista.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chislennost-arbitrazhnih-upravlyayushih-chlenov-sro-189-spisok-arbitrazhnih-upravlyayushih-yavlyayushihsya-chlenami-samoreguliruemih.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-po-normativno-pravovim-i-organizacionno-metodicheskim-osnovam-preemstvennosti-obrazovaniya-detej-v-doshkolnih-uchrezhdeniyah-i-nachalnoj-shkole.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-antipsihoticheskie-preparati-jerrold-rosenbaum-handbook-of-psychiatric-drug-therapy.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-trebovaniya-pozharnoj-bezopasnosti-pri-gradostroitelnoj-deyatelnosti-ob-obshih-trebovaniyah-pozharnoj-bezopasnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrashaem-vashe-vnimanie-na-sleduyushie-momenti-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/opit-raboti-servera-rostest-v-sisteme-federalnogo-testirovaniya-shkolnikov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-sovetov-utverzhdennih-prikazami-rosobrnadzora-v-2009-2010-gg-stranica-11.html
  • literature.bystrickaya.ru/dolzhnostnie-prestupleniya-chast-6.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-subektnoj-pozicii-pedagoga-na-etape-samoaktualizacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/lyudinopodbn-mavpi.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshie-pokazateli-nauchno-innovacionnoj-deyatelnosti-stranica-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnost-061000-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-strategicheskij-swot-analiz-razvitiya-promishlennosti-lipeckoj-oblasti-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/duhovnie-spori-konca-xv-nachala-xvi-vv.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-o-zheleznih-dorogah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/primer-analiza-teksta-publicisticheskogo-stilya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-basha-aashtari-sabati-masati.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koseev-igoruchenik-11a-klassa.html
  • school.bystrickaya.ru/hudozhestvennij-mir-v-romane-kurta-vonneguta-sireni-titana-chast-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-novosibirska.html
  • writing.bystrickaya.ru/konstituciya-kanadi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-klassnogo-chasa-7-b-klassa-a-dalshe-ne-mchatsya-sostavi.html
  • college.bystrickaya.ru/1-vvedenie-v-disciplinu.html
  • college.bystrickaya.ru/1-prodazha-i-zapasi-tovarov-produkcii-po-vidam-prika-z.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vesennyaya-sessiya-gosudarstvennogo-sobraniya-kurultaya-respubliki-bashkortostan-chetvertogo-soziva.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-deklaraciya-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-prinyata-postanovleniem-vs-rsfsr-ot-22-noyabrya-1991-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologiya-izo-cherchenie-o-hode-realizacii-programmi-razvitiya-obrazovaniya-i-merah-po-vipolneniyu-kompleksnogo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n297-beverli-bekhem-spisok-podarkov-uzh-luchshe-chernij-spisok-n257-rozhdestvenskij-spisok-opredelenno-chernij-spisok.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-mozgovoj-shturm-kak-metod-prinyatiya-kollektivnih-reshenij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatie-1-uchebnie-materiali.html
  • control.bystrickaya.ru/e-v-lapteva-finansovie-genii-mira.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-yu-burov-n-a-kruchinina-maloe-predprinimatelstvo-v-zabajkalskom-krae-sovremennoe-sostoyanie-problemi-perspektivi-razvitiya-2011-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/kruizi-iz-kostromi-na-teplohodah-ivan-kulibin-afanasij-nikitin-oktyabrskaya-revolyuciya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ohlazhdaemih-elementov-a-otvod-nagretoj-vodi-ot-verhnej-ih-pravila-ministerstvo-truda-i-socialnogo-razvitiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ronald-chetvind-hejs-oboroten-oborotni-antologiya-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.