.RU

Учебник, на мой взгляд, является лучшим из тех, которых мне приходилось - страница 6



поисково-познавательной деятельности (средств поиска, познания этой

деятельности и управления). В структуру таких объектов, моделируемых в

научных и практических целях, входят поисково-познавательная деятельность в

уголовном процессе в целом, отдельные виды и этапы этой деятельности, ее

элементы, те или иные совокупности элементов, их признаки, внутренняя

структура (в частности, структура экспертного исследования, этапы

версионного мышления, структура доказательства, функции и отношения членов

следственно-оперативных групп). Среди систем этого плана в следственной

практике чаще всего встречаются:

- следственные версии, криминалистические и правовые решения;

- отдельные следственные и иные действия, их комплексы, средства

тактического обеспечения:

- следственные ситуации; - оперативно-розыскные мероприятия;

- специалисты и судебные эксперты:

- планы работы, разрабатываемые на очередной рабочий день, несколько

дней, планы этапов расследования и т. д.;

- постановления следователей, протоколы следственных действий,

обвинительные заключения и другие процессуальные документы. Модели

познаваемых и познающих объектов находятся в тесной взаимосвязи и

взаимозависимости. В ходе поисково-познавательной деятельности идет процесс

непрерывного взаимодействия тех и других моделей, движения от моделей одного

порядка к моделям другого. В этом процессе участвуют как материальные, так и

мысленные модели, для построения которых используются различные материалы,

средства и приемы. Процесс мысленного моделирования непосредственно связан с

построением и использованием материальных криминалистических моделей, так

как прежде чем построить материальные модели, необходимо составить о них

представление, обосновать и осмыслить мысленные образы будущих материальных

конструкций. Построенная материальная модель изучается субъектом

моделирования, отображается в его памяти. Моделирование начинается с

постановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу,

определения задачи, которая должна быть решена с его помощью. Сам же процесс

моделирования состоит из трех стадий: 1) построения модели объекта; 2)

изучение построенной модели: 3) реализации модели (проверки модельной

информации). Построить модель познаваемого объекта это значит, во-первых, на

основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта

составить общее представление о характере, природе и групповой

принадлежности объекта: во-вторых, определить структуру, наполнить

необходимыми деталями созданный эскизный "портрет" объекта (в этих целях

используются положительное и предположительное знания); в-третьих,

зафиксировать тем или иным способом построенную модель (в памяти, в рисунке,

чертеже и т. д.). Состав компонентов (структурных элементов) модели

определяется исходя из представления о том, какие из них являются

существенными с точки зрения успешного решения поставленной задачи с помощью

модели. В процессе изучения модели она подвигается логическому анализу и

мысленному эксперименту с выведением и мысленной проверкой выводимых

суждений. В ходе мысленного эксперимента субъект моделирования выделяет

условия, которые воздействуют на объект, сознательно и планомерно изменяет

эти условия, определяет, какое воздействие они оказывают на объект и модель,

и, сопоставляя свои суждения с установленными фактами, осуществляет

корректировку модели. Осмыслив изученную модель, субъект моделирования

выводит из нее следствия, т. е. суждения о фактах, которые должны

существовать в реальной действительности при условии правильности модели, и

приступает к ее проверке. Указанная проверка предполагает осуществление

практических действий, направленных на обнаружение и исследование упомянутых

фактов. Проверить модель это значит выяснить, имели ли место в

действительности те факты (события, следы и т. д.), суждения о которых были

сделаны в процессе изучения модели. Оценка результатов проведенной в этом

направлении работы позволяет сделать вывод либо о достоверности, либо об

ошибочности, о неточности в какой-либо части построенной модели (и

необходимости ее корректировке в последних случаях). Модели о событиях

настоящего, как и модели о событиях прошлого (ретроспективные модели)

проверяются путем построения и реализации перспективных моделей деятельности

субъектов моделирования. Перспективное моделирование - второе направление

мысленного моделирования в уголовном процессе. Если ретроспективная модель

представляет собой логико-информационную и образную систему, воспроизводящую

объект поиска и познания в его главных, существенных с точки зрения решения

поставленной задачи чертах, то перспективная модель дальнейшей деятельности

самих субъектов познания отражает основные черты системы и средств познания

первого объекта. Это направление находит свое выражение в представлениях

участников поисково-познавательной деятельности о том, что, как, кому, на

основе применения каких средств, методов, приемов и в какие сроки необходимо

сделать в ходе дальнейшей проверки, расследования и т. д., какими кадровыми,

техническими, финансовыми, информационными и иными ресурсами должна быть

обеспечена планируемая деятельность.


N 2. Криминалистическая версия


Криминалистическая версия представляет собой обоснованное предположение

относительно какого-либо познаваемого события в целом либо его отдельных

обстоятельств, сторон, аспектов.

Гипотетический метод познания характерен не только для предварительного

и судебного следствия. В той же мере он присущ оперативно-розыскной

деятельности, а также работе эксперта. Версии, возникающие в процессе

дознания и предварительного следствия, называются следственными версиями.

Применительно к стадии судебного разбирательства выделяются судебные версии.

Версии, выдвигаемые и проверяемые в процессе оперативно-розыскных

мероприятий, получили название оперативно-розыскных. В экспертной практике

используются так называемые экспертные версии. Как всеобщая форма развития

человеческих знаний гипотеза (версия) находит широкое применение в

планировании расследования, в познании обстоятельств каждого совершенного

преступления. Версии в этом познавательном процессе выполняют роль вероятных

информационно-логических моделей расследуемых преступных деяний и делятся на

два вида: 1) общие версии - предположения, охватывающие устанавливаемый

объект в целом, и 2) частные версии, объясняющие его отдельные элементы,

обстоятельства. Логическая природа следственных, судебных, экспертных и

оперативно-розыскных версий едина. Некоторые их особенности и различия

определяются характером судебной, следственной, экспертной и

оперативно-розыскной деятельности и функциональными различиями ее субъектов.

В криминалистике существует также понятие типовых версий. Они характерны для

типичных криминальных, следственных и оперативно-розыскных ситуаций,

возникающих при совершении (криминальных) и в процессе раскрытия отдельных

видов (групп) преступлений. Типовые версии, являясь результатом научного

обобщения следственной, судебной, экспертной и оперативно-розыскной

практики, описываются в соответствующих пособиях и руководствах по

расследованию отдельных видов преступлений. Проводя же расследование по

конкретному уголовному делу, следователь выдвигает не типовые, а конкретные

версии, основанные на материалах данного дела, с учетом типовых версий.

Построение версий. Одним из условий полноты и объективности расследования

является соблюдение правил построения и проверки версий. В отношении каждого

неясного или сомнительного обстоятельства, исследуемого по делу, должны быть

выдвинуты и проверены все возможные в данный момент версии. Нельзя

увлекаться одними версиями и игнорировать другие на том основании, что они

кажутся маловероятными. Каждая версия должна быть достаточно обоснованной и

тщательно проверяться. Нарушение этого требования порождает обвинительный

уклон в расследовании, который чаще является не столько результатом

нарочитой тенденциозности следователя, сколько именно результатом его

одностороннего увлечения той или иной версией. Версия как идеальная

(мысленная) логическая модель познаваемого объекта проходит в своем развитии

три четко выраженные, последовательные стадии. Возникновение (выдвижение)

версии - первая стадия ее развития. Вторая включает анализ (разработку)

выдвинутого предположения и определение ряда следствий (обстоятельств,

событий, фактов), логично вытекающих из этого предположения. На третьей

стадии производится практическая проверка предполагаемых следствий и

сопоставление их с тем, что в результате проверки установлено в реальной

действительности. Если это сопоставление покажет, что следствия, логически

выведенные путем анализа содержания версии, в действительности не

существует, значит выдвинутая версия не соответствует объективной истине и

должна быть отвергнута. Если же предполагаемые следствия соответствуют

установленным фактам действительности, то это будет доказывать, что

выдвинутая версия состоятельна (вероятна). Считать ее достоверным знанием,

соответствующим действительности, пока нельзя, так как одни и те же

следствия могут вытекать из различных оснований и не исключено, что

установленные факты действительности обусловлены иной закономерностью

(причиной), не охваченной данной версией. Мыслительная деятельность при

выдвижении и анализе версии охватывает совокупность установленных по делу

фактов, их оценку и предполагаемую причину. Ввиду неясности подлинной

причины, природы, других признаков проверяемого явления (факта) возникает не

одна, а сразу несколько взаимоисключающих версий, конкурирующих между собой

до тех пор, пока не выяснится, какие из них несостоятельны и какая выражает

объективную истину. Познавательная роль версии заключается не только в том,

что она способна объяснить уже известные следствию обстоятельства

преступления, но и в том, что с ее помощью открываются новые обстоятельства

и факты, не известные следователю к моменту возникновения версии.

Способность версии не только объяснить ранее известные факты, но также

обеспечивать выявление новых, является важным условием возможности проверки

выдвинутого предположения, показателем высокого познавательного значения

криминалистических версий.

В основе версий должны лежать определенные фактические данные, которые

можно подразделить на две группы: 1) полученные из различных источников

данные, относящиеся к расследуемому преступлению. Они могут содержаться в

судебных доказательствах, материалах оперативно-розыскной деятельности,

служебных проверок, заявлениях граждан, сообщениях печати и других

источниках. При построении версий на основе данных этой группы используются

преимущественно такие логические приемы и формы мышления, как анализ и

синтез, непосредственные и опосредствованные (в основном индуктивные)

умозаключения; 2) сведения, являющиеся результатом научных обобщений,

непосредственно не относящиеся к конкретному уголовному делу. Это данные

естественных, технических и других наук (криминалистики, судебной медицины,

биологии, физики, химии и др.), а также сведения, почерпнутые из жизненного

и профессионального опыта следователя, обобщений следственной, судебной и

экспертной практики. В частности, большое значение при выдвижении

следственных версий имеют результаты криминалистического анализа и видовая

криминалистическая характеристика преступлений. С помощью аналогии,

сравнения и дедуктивных умозаключений эти сведения также могут быть

использованы в качестве основания для выдвижения версий. Процесс

установления истины с использованием гипотетического метода познания

предполагает, как правило, сначала оценку расследуемого события в целом и

выдвижение общих версий, каждая из которых потом детализируется,

расчленяется на ряд частных версий по отдельным обстоятельствам,

охватываемым данной общей версией. Объем частной следственной версии может

быть различен: она может касаться какого-то одного обстоятельства

проверяемого события или охватывать два и более взаимосвязанных

обстоятельств. Нередко в одной частной следственной версии объединяется

несколько предположений следователя о различных обстоятельствах преступления

(например, о субъекте и мотиве преступления, времени, месте и способе его

совершения и т. д.). Анализ содержания версии и определение вытекающих из

нее следствий. Логическая разработка выдвинутой версии приводит к мысленному

представлению о том, какие факты, явления, обстоятельства должны

существовать в реальной действительности, если данная версия выражает

объективную истину. Определение конкретных следствий, вытекающих из каждой

выдвинутой версии, - основная задача анализа (разработки) версий.

Важно предусмотреть все следствия из допущенного предположения, ибо

этим определяется степень надежности версии, которая тем выше, чем больше

следствий выводится из версии и находит подтверждение в ходе проверки.

Следствия, вытекающие из выдвинутой версии, должны быть максимально

детализированы, чтобы облегчить их сопоставление с фактами реальной

действительности. Следствия, логически выводимые из сделанного следователем

предположения относительно того или иного обстоятельства расследуемого

события, находят свое выражение в сформулированных вопросах, подлежащих

выяснению. Определить применительно к каждой выдвинутой версии исчерпывающую

совокупность вопросов, которые необходимо выяснить в процессе проверки,

практически очень важно, так как это является одним из условий

всесторонности и полноты расследования. Источники недочетов в расследовании

чаще всего относятся к стадии анализа версий. Во многих случаях недостатки

обусловлены поверхностным анализом содержания следственных версий и нечетким

определением совокупности подлежащих выяснению вопросов. Проверка версий.

Осуществляемая в ходе расследования проверка логически выводимых из

выдвинутых предположений следствий (фактов, явлений, закономерностей)

направлена на то, чтобы установить, существуют ли они в реальной

действительности. Конечная цель проверки общих и частных версий -установить,

какая из них выражает объективную истину и какие несостоятельны. Средства и

методы проверки криминалистических версий определяются в зависимости от

того, к какой разновидности они относятся. Следственные и судебные версии

проверяются в основном путем производства следственных и судебных действий,

оперативно-розыскные средства и методы при этом также используются, однако

носят вспомогательный характер. При проверке же оперативно-розыскных версий

используются главным образом средства и методы оперативно-розыскной

деятельности, процессуальные средства здесь могут быть использованы лишь

постольку, поскольку они применяются по параллельно ведущемуся уголовному

делу. Вне рамок судопроизводства применение процессуальных средств проверки

оперативно-розыскных версий недопустимо. При проверке следственных и

судебных версий специальные познания используются преимущественно в форме

экспертизы и привлечения специалиста к участию в производстве следственных

действий. Для проверки оперативно-розыскных версий характерна

непроцессуальная форма применения специальных познаний (различные

исследования по заданиям оперативно-розыскных органов). Проверка экспертных

версий осуществляется также в условиях определенной правовой регламентации с

применением общенаучных и специальных методов. Существуют общие правила

проверки криминалистических версий. В теории криминалистики предложен

принцип параллельной (одновременной) проверки версий, обеспечивающий

наиболее оптимальный темп расследования, экономию рабочего времени

следователя и затрачиваемых им сил и средств. Последовательная, поочередная

проверка версий не только не гарантирует получение этих преимуществ, но

более того - таит угрозу утраты следов преступления, ценной

доказательственной информации, вызывает необходимость повторных следственных

действий, приводит к нарушению процессуальных сроков. Ни одно из вытекающих

из выдвинутой версии следствий не может быть оставлено без проверки. До тех

пор пока версия не опровергнута и не отпала, каждый логически выводимый из

нее факт должен быть проверен с позиции соответствия (или несоответствия)

его реальной действительности. Ограничение проверки исследованием лишь

какой-то части следствий не создает полной уверенности в том, что

подтвердившаяся версия выражает объективную истину по делу. Если в ходе

проверки получены противоречивые данные, когда одни из них подтверждают

версию, а другие ее опровергают, прекращать проверку версии недопустимо, она

должна продолжаться до полного выяснения и устранения противоречий. В целях

более глубокой и всесторонней проверки вытекающих из выдвинутой версии

следствий необходимо использовать по возможности комплекс различных

процессуальных и непроцессуальных средств. В качестве первоочередных при

этом выполняются действия, направленные на обнаружение и фиксацию быстро

изменяющихся следов преступления, а также доказательств, которые могут быть

утрачены или умышленно видоизменены. В числе первых осуществляют также

действия, рассчитанные на пресечение готовящихся преступлений и на то, чтобы

помешать преступнику уничтожить вещественные доказательства, скрыться или

покончить с собой. Раньше других при прочих равных условиях выполняются

действия, результаты которых имеют значение для проверки нескольких версий,

а также действия, которые в том или ином конкретном случае заведомо могут

дать более существенные и надежные результаты. Действия, направленные на

выяснение более ранних эпизодов преступления, предпочтительнее выполнять

раньше тех мероприятий, которые рассчитаны на проверку более поздних фактов.

Версия признается достоверной, если: 1) все возможные предположения

относительно проверяемого обстоятельства преступления были выдвинуты и

никакой другой версии, касающейся того же обстоятельства, в процессе всего

расследования на основе новых, дополнительных данных не возникло; 2) все

выдвинутые версии о данном обстоятельстве были проверены и все, за

исключением одной, нашедшей объективное подтверждение, были опровергнуты и

отпали: 3) все следствия (обстоятельства), логически выводимые из

подтвердившейся версии, были всесторонне исследованы и нашли подтверждение,

т. е. обнаружены в реальной действительности: 4) подтвердившаяся версия

находится в полном соответствии со всеми другими обстоятельствами дела.

Только при наличии совокупности указанных условий можно признать

подтвердившуюся версию соответствующей действительности, выражающей

объективную истину по делу.


* ГЛАВА VI КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАКТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ


N 1. Общие положения учения о тактической операции


Возникновение и развитие учения о тактической операции и опирающихся на

него разработок прикладной направленности обусловлено потребностями в

эффективных средствах достижения целей расследования, создаваемых на базе

комплексной реализации принципа системности, ситуационного подхода и идей

кибернетики. Научное исследование проблемы тактической операции

осуществляется на общем, групповом и видовом уровнях. На уровне общего

подхода рассматриваются понятие, научные основы, структура, классификация

тактической операции, история развития, место этого учения в системе

криминалистики, связи с другими областями криминалистического и иного

научного знания, практикой, нормами права. Целью таких исследований является

разработка общей модели тактической операции с точки зрения ее системной

характеристики. На групповом и видовом уровнях изучаются особенности

определенных типов и видов тактических операций, форм и возможностей

реализации полученных знаний в целях создания и применения на практике

соответствующих моделей указанных операций, проводимых для решения типичных

задач расследования по делам различных категорий, а также при расследовании

определенных групп тех или иных сходных видов, отдельных видов и

разновидностей общественно опасных деяний. Использование информации,

содержащейся в указанных моделях, позволяет следователям эффективно решать

общие и ситуационно обусловленные вопросы организации и осуществления

тактических операций по делам различных категорий. Практическая деятельность

в указанном направлении опирается на прочные научные основы. Помимо общих

положений теории тактической операции важное место занимают другие

криминалистические концепции и разработки (положения учения о следственной

ситуации, учения о криминалистической характеристике преступлений, теории

криминалистической модели, теории криминалистического прогнозирования,

теории тактического решения и т. д.).

Поскольку в практическом плане тактическая операция представляет собой

частный случай целенаправленной деятельности, следователь в процессе

разработки и осуществления тактической операции основывается также на

положениях логики, психологии, гносеологии, науки управления и организации

труда, иных областей научного знания. Учение о тактической операции, как

составная часть криминалистической теории поисково-познавательной

деятельности, имеет тесные связи с другими областями криминалистического

научного знания. В нем широко и продуктивно используются достижения самых

различных направлений и отраслей криминалистики, положения, разрабатываемые

в теориях криминалистической идентификации, моделирования, классификации и

т.д. В то же время разработки в области учения о тактической операции

обогащают другие теории, учения, отрасли, направления криминалистики,

способствуют их развитию. Важное значение это учение имеет, например, для

развития криминалистической теории взаимодействия следователя с другими

лицами и органами в процессе расследования. Потенциальные возможности для

этого создаются в силу того, что тактическая операция, реализуемая по

уголовному делу, в большинстве случаев выступает в качестве оптимальной

формы упомянутого взаимодействия. Это видно хотя бы из того, что она с

наивысшей отдачей позволяет реализовать следующие принципы взаимодействия:

1) принцип предельной полноты использования возможностей взаимодействия в

процессе расследования: 2) принцип максимального вовлечения всех органов и

организаций, способных реализовать функции, необходимые для решения

конкретной задачи расследования; 3) принцип обязательного планирования всего

процесса взаимодействия; 4) принцип обязательного соблюдения определяющей,

организующей роли следователя при осуществлении взаимодействия между

различными органами, организациями, лицами, привлеченными к участию в

расследовании: 5) принцип постоянного обмена первоначальной, промежуточной и

конечной информацией между участниками взаимодействия по ходу его развития и

использования достигнутых общими усилиями результатов в деятельности каждого

участника совместной деятельности. Достижения в области учения о тактической

операции оказывают заметное влияние на дальнейшее развитие

криминалистической теории методов расследования. Прежде всего это связано с

тем, что тактическая операция выступает в качестве теоретической основы и

реально-практической формы реализации метода расследования. С позиций

данного учения каждый метод расследования представляет собой созданную для

решения задачи расследования систему приемов, правил и средств,

последовательно реализуемых при проведении тактической операции. Такой

подход позволяет выявить следующие специфические особенности метода

расследования:

- метод расследования создается для решения какой-либо исходной,

промежуточной, заключительной задачи поисково-познавательной деятельности

следователя по уголовному делу;

- метод расследования реализуется в рамках определенного комплекса

следственных и/или иных действий, включенных в тактическую операцию;

- метод расследования является целостной, интегративной системой

приемов, правил, средств, элементами которых служат приемы, правила,

средства соответствующих отдельных действий субъектов тактической операции:

- структура метода расследования определяется структурой тактической

операции:

- полем применения метода расследования является та часть

поисково-познавательной деятельности следователя по уголовному делу, которая

"вписывается" в рамки проведения тактической операции. Не менее важно

значение учения о тактической операции и для дальнейшего развития учения о

следственной ситуации. Следственная ситуация выступает в качестве исходного

звена теоретических и практических конструкций относительно автономной

системы, содержащей связку следующих элементов: следственная ситуация -

задача (задачи) дальнейшего расследования - тактическая операция (операции).

Из этого видно, что учение о тактической операции органично связано с

учением о следственной ситуации. Процесс их взаимопроникновения,

взаимовлияния и взаимообогащения носит естественный, закономерный характер.

Не случайно поэтому в теории и практике тактической операции ключевым

является положение, соединяющее принцип системности с ситуационным подходом.

Воспринимая в учении о следственной ситуации все ценное и полезное для

собственного развития, учение о тактической операции оказывает самое

непосредственное, позитивное воздействие на его развитие. Учение о

тактической операции является составной частью теории криминалистической

операции. Криминалистические операции на практике проводятся не только

следователем и не только при расследовании по уголовному делу. Важное место

они, например, занимают в структуре предварительной проверки, в деятельности

органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия в том

случае, когда уголовное дело приостановлено за неустановлением личности

обвиняемого. Эффективность этих и иных видов поисково-познавательной

деятельности, уровень их теоретического и методического обеспечения во

многом зависят от того, насколько глубоко разработаны основные положения

учения о тактической операции, от того, как практика проведения тактических

операций обеспечена соответствующими методическими разработками. Это связано

с тем, что ряд таких положений и разработок могут напрямую использоваться в

других видах криминалистического следоведения. Кроме того, разработки в

рамках учения и методики тактической операции стимулируют, питают своими

идеями, обогащают достижениями соответствующие исследования в области иных

криминалистических операций.


N 2. Понятие и классификация тактической операции


Понятие тактической операции является специфической разновидностью

общего понятия "операция". По словарному определению операция - это некая

совокупность целенаправленных действий. При криминалистической трактовке

этого определения в его тактическом варианте учитывается, что:

- тактическая операция представляет собой сложную организованную

структуру, являющуюся составной частью поисково-познавательной деятельности

в стадии предварительного расследования;

- тактическая операция проводится для решения какой-либо задачи

расследования, выступающей в качестве цели данной операции;

- предметно-практические действия, реализуемые в рамках тактической

операции, образуют определенным образом упорядоченный комплекс, все элементы

которого тесно связаны между собой, взаимодополняя и развивая друг друга;

- в круг указанных действий включаются не любые, а только такие

действия, которые допускаются в уголовном процессе:

- тактическая операция организуется и проводится под руководством и с

участием следователя, в производстве которого находится уголовное дело:

- общим объектом тактического воздействия при проведении указанной

операции является следственная ситуация, сложившаяся в ходе незавершенного

расследования.

Приведенные обстоятельства предопределяют специфические черты

тактической операции, позволяющие отграничивать ее от любых иных операций,

включая другие виды криминалистических операций. С учетом этого тактическая

операция определяется как относительно самостоятельная специфическая

структура деятельностного типа, реализуемая следователем для решения

какой-либо задачи расследования в условиях сложившейся ситуации. Задача

расследования может быть полностью и на должном уровне решена не путем

производства отдельного действия или случайного набора действий, а лишь на

основе взаимосвязанного комплекса различных действий, оплодотворенных общей

идеей, общим замыслом и соединенных в одно целое в рамках тактической

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-geoinformacionnie-i-zemelno-informacionnie-sistemi-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gidromashini-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gis-tehnologii-v-ekologii-razrabotchiki-yakovleva-a-n-identifikacionnij-nomer-umkd-5-111.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-grazhdanskoe-pravo.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-12.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-23.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-hozyajstvuyushego-subekta-chast-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka-osnovnie-polozheniya.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-mezhpravitelstvennogo-komiteta-po-kartahenskomu-protokolu-po-biobezopasnosti-o-rabote-ego-tretego-soveshaniya-stranica-24.html
  • student.bystrickaya.ru/3upravlenie-31-sintaksis-i-semantika-operatorov-yazika-si-yazik-programmirovaniya-si.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodi-kompleksnoj-ocenki-hozyajstvenno-finansovoj-deyatelnosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-talanta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/primenenie-fiziki-v-kriminalisticheskih-issledovaniyah-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/nematerialnie-aktivi-otchet-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-grazhdanskie-samoleti-suhogo.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-specialnost-1-79-01-03-mediko-profilakticheskoe-delo-obshee-kolichestvo-uchebnih-chasov-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raset-parametrov-inzhekcionnogo-kompleksa-nuklotrona-dlya-proekta-nica-s-istochnikom-donca-i-50m-busterom.html
  • student.bystrickaya.ru/3-oktyabrya-v-19-00-na-scene-teatra-baltijskij-dom-hudozhestvennij-rukovoditel-i-glavnij-rezhisser-valerij-kove.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-fakulteta-i-kafedri-napravlenie-150400-metallurgiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-provedeniya-konkursnogo-otbora-na-organizaciyu-provedeniya-v-sankt-peterburge.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-primeri-vipolneniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-vibora-professii-uchebno-metodicheskoe-posobie-izdatelstvo-moskva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-voprosu-paropronicaemosti-naruzhnih-ograzhdayushih-konstrukcij-zdanij-s-teplovoj-izolyaciej-vipolnennoj-s-primeneniem-mineralnoj-vati-penopolistirola-i-penostekla.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-stavropolskogo-kraya-administraciya-osobo-ohranyaemogo-ekologo-kurortnogo-regiona-kavkazskie-mineralnie-vodi-administraciya-goroda-pyatigorska-stavropolskaya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/valerii-bans-politicheskie-processi-v-vostochnoj-evrope-blizhajshie-k-nam-cvetnie-revolyucii-konechno-ne-teryaet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-poslednie-dni-kolichestvo-prirodnih-pozharov-na-territorii-kraya-rezko-vozroslo-mchs-internet-resurs-itar-tasskubanru-20032012.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poznavatelnie-uud-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogouchrezhdeniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanoschivie-i-samonadeyannie-sobaki-barbara-vudhauz-trudnie-sobaki.html
  • control.bystrickaya.ru/dokument-nahoditsya-v-obrabotke-byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu-biblioteku-yanvar-2008-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akterd-shiarmashili-tlasin-ksbi-dajindauda-mtnd-taldaudi-maizdilii-ozh-792-tjndeme.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-etnolingvistiku-kurs-lekcij-i-hrestomatiya-2-e-izdispr-gerd-a-s-izd-vo-spbgu-2005.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-03-1-materialovedenie-i-tehnologii-proizvodstva-materialov-celi-i-zadachi-disciplini-celi-disciplini-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-literatura-dlya-obucheniya-diabetikov-ahmanov-m-a-91-nastolnaya-kniga-diabetika.html
  • college.bystrickaya.ru/144-normalnoe-povedenie-uchebnoe-posobie-moskva-2011-bbk-87-7-b-20.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-v-ekonomicheskuyu-i-socialnuyu-geografiyu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/the-head-of-the-chair-of-out-patient-and-emergency-care-kalendarno-tematicheskij-plan-lekcij-dlya-studentov-6.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-discipline-kompyuternij-praktikum-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-2003.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-oktyabr-2008-god-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/avtorizovannij-perevod-s-anglijskogo-stranica-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32trebovaniya-i-osobennosti-vkr-po-specialnostyam-metodicheskie-rekomendacii-k-podgotovke-i-zashite-vipusknih-kvalifikacionnih.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prodolzhenie-tabl-1-v-p-ivanickij-zav-kafedroj.html
  • textbook.bystrickaya.ru/httpussur-130atua-i-informaciya-o-dejstvuyushih-ozdorovitelnih-organizaciyah-na-territorii-primorskogo-kraya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.