.RU

Учебник менеджмент организации


электронный учебник

менеджмент организации

под ред.тебекина а.в., касаева б.с. – м.: кнорус, 2008

Введение

В «Оксфордском бизнес-словаре» даются следующие определения понятия «менеджмент»:

1) власть и искусство управления;

2) особого рода умения и административные навыки;

3) способ, манера обращения с людьми;

4) орган управления, административная единица;

5) специфические отношения в группе сотрудничающих людей для направления их общих усилий на достижение единой цели.

В целом менеджмент представляет собой современную систему управления предприятием (фирмой), действующую в условиях рыночных отношений и направленную на развитие производственно-хозяйственной деятельности. Принципы, функции, методы, организационные структуры менеджмента как системы управления порождены объективной необходимостью, сформированной закономерностями рыночных отношений хозяйствования, характеризующихся ориентацией фирмы:

 на спрос и потребности как рынка в целом, так и на запросы индивидуальных потребителей;

 обеспечение заинтересованности работников в наивысших конечных результатах;

 широкое использование новейших научно-технических достижений;

 регулирование межфирменных отношений.

Характерными чертами менеджмента является его направленность на рациональное ведение хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, сочетание долгосрочной стратегии развития фирмы с быстрой рациональной адаптацией фирмы к изменению текущих рыночных условий.

В соответствии с объективными требованиями развития производства и реализации продукции, ускорением научно-технического прогресса, усложнением хозяйственных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли потребителя в формировании функциональных, эксплуатационных, экономических и других характеристик продукции возникает необходимость постоянного совершенствования менеджмента в фирмах. Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления воздействуют на организационную структуру фирмы, требуют перераспределения функций управления по уровням ответственности, формам взаимодействия и т. д.

Таким образом, система управления, отвечающая перечисленным требованиям и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.

В этой связи менеджмент можно охарактеризовать как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Этот сложный многогранный процесс связан со взаимодействием трех начал: научного подхода, опыта и искусства.

Необходимость научного похода вызвана тем, что каждая управляемая система имеет цели, свойства, динамически изменяющиеся параметры, для описания взаимосвязей которых необходимо применение функций (анализ, прогнозирование, принятие решений и т. д.), использование которых основано на знании многих наук: экономического анализа, статистики, эконометрики, бухгалтерского учета и т. д.

Опыт работы в различных ситуациях позволяет менеджерам, как обладателям сверх ценной информации, раскрывать сущность и эффективность множества вариантов решений в области практической деятельности предприятий с различными организационными структурами, формами собственности, производственными мощностями, объемами и ассортиментом выпускаемой продукции, используемыми методами стимулирования людей и т. д.

Искусство менеджмента проявляется в творческом отношении к работе, способности руководителя к анализу, оценке и синтезу, к использованию нестандартных, неординарных, но эффективных решений.

Современная экономика предъявляет к квалификации менеджеров высокие требования. Важнейшей функцией высшего руководства предприятия является разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии, включая организационные, технические, технологические перемены. Первостепенными задачами менеджера становятся создание организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения.

В указанных условиях важнейшим фактором успеха становится как подготовка менеджеров, так и непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей: высокопрофессиональных, компетентных в широкой области экономических, социальных и технико-технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за конечный результат. Это и предопределило содержание данного издания, состоящего из блоков, призванных последовательно ответить на следующие вопросы:

1. Что является предметом изучения в менеджменте?  Организация.

2. Где происходят события, определяющие успех управления?  Внутренняя и внешняя среда.

3. Чем обеспечивается процесс управления?  Принципы, функции и экономические механизмы.

4. Кем реализуются процесс управления?  Менеджеры и персонал организации.

5. Как реализуются технологии управления?  Выработка целей, принятие и реализация управленческих решений, формирование обеспечивающих связующих процессов.

6. Откуда берет свои истоки современная наука управления?  Этапы, концепции и школы менеджмента.

7. Куда движется наука управлять?  Возможные и вероятные перспективы менеджмента.


Глава 1. Общая теория управления

Перед изучением данной темы внимательно прослушайте введение к теме. Затем изучите последовательно материалы параграфов темы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по теме. Затем проверьте свои знания по теме, выполнив контрольные задания, ответив на вопросы для контроля, приведенные ниже.

Вопросы для контроля

1. Что понимается под управлением с позиций общей теории?

2. Какие задачи решает управляющая система для обеспечения достижения цели управляемой системой?

3. Охарактеризуйте процесс развития общей теории управления.

6. Какие аспекты характеризуют систему как объекта управления?

5. Каков алгоритм изучения систем как объекта управления?

6. Дайте базовые понятия и определения системы как объекта управления.

8. Как реализуется процесс управления?

9. Какова роль обратной связи в системах управления?

10. Каковы основы теории управления в части принятия решений?

11. По какому принципу строится управление следящей системой, рассматриваемой как система управления?

12. Что общего между управлением технической автоматизированной системой и управлением социально-экономической системой?


1.1. Вводные понятия теории управления

Управление с позиций общей теории предполагает наличие объекта управления (управляемой системы), субъекта управления (управляющей системы) и цели управления.

Деятельность субъекта управления по достижению объектом управления поставленной цели предполагает:

 изучение внутренней структуры и особенностей функционирования объекта управления;

 исследование внешних условий, определяющих и сопровождающих функционирование объекта управления;

 анализ субъектом управления возможных вариантов принятия решения, позволяющих достичь объектом управления поставленной цели, и выбор рационального решения.

Таким образом, управляющая система должна решать следующие задачи, обеспечивающие достижение цели управляемой системой (рис. 1.1):

исследование соотношения внешних и внутренних условий для управляемой системы и цели функционирования управляемой системы;

анализ влияния внешних и внутренних условий для управляемой системы на цели ее функционирования;

планирование управляющих воздействий субъекта управления на объект управления;

организация управляющих воздействий субъекта управления на объект управления;

регулирование хода реализации управляющих воздействий на объект управления;

контроль результатов реализации управляющих воздействий на объект управления с точки зрения приближения к поставленной цели;

корректировка управляющих воздействий при расхождении между планами результатами управления с позиций достижения поставленной цели. При этом корректировка управляющих воздействий может быть связана и с недостаточной эффективностью выработанного управляющего воздействия и с недостатками планирования управляющего воздействия, с недостатками реализации управляющего воздействия, с изменением внутренних и внешних условий функционирования системы. Если в ходе управления изменения процессов носят достаточно серьезный или даже необратимый характер, то цели управления могут быть также скорректированы или принципиально изменены.



Рис. 1.1. Процесс управления с позиций общей теории

Объекты управления (управляемые системы) обычно снабжены «рулями». С их помощью субъекты управления регулируют движение объекта управления по направлению к цели. Математически поведение объекта управления описывается некоторыми уравнениями, куда входят и управляющие параметры, характеризующие положение «рулей». Естественно, возникает вопрос об отыскании наилучшего (оптимального) в том или ином смысле управления движением. Например, речь может идти о достижении цели движения за минимальное время. Этот вопрос является задачей вариационного исчисления. В отличие от классических вариационных задач, где управляющие параметры меняются в некоторой открытой области (без границы), теоретические основы управления охватывают и тот случай, когда управляющие параметры могут принимать граничные значения. Последнее обстоятельство особенно существенно с прикладной точки зрения, поскольку при управлении объектом именно положение «руля» «на упоре» часто обеспечивает оптимальное управление.


Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу


^ 1.2. Общая характеристика системы как объекта управления

Отметим некоторые аспекты, касающиеся системы как объекта управления.

Во-первых, в основе системы должен лежать некий материальный продукт (вещество, энергия, информация). По принципу самодостаточности строится иерархия системы, с учетом вспомогательных и обеспечивающих функций.

Во-вторых, организационные системы ориентированы на человека, который материализует результаты своих мыслительных процессов.

В-третьих, содержание деятельности и структура системы определяется сформулированной целью.

В-четвертых, элементы системы должны быть связаны между собой для достижения глобальной цели в рамках системы, а значит, должны обмениваться субстанционно  веществом, энергией или информацией.

В-пятых, системе присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными целями и средствами их достижения.

Таким образом, в общей теории управления система рассматривается как особая организация специализированных элементов, объединенных в единое целое для решения конкретных задач. Основное качество организации как системы  ее целостность.

Рассматривая классификацию организационных систем как объектов управления, можно выделить производственные, энергетические, информационные, транспортные, финансовые системы.

Анализируя методологию изучения систем как объектов управления, можно выделить восемь уровней: символический, или лингвистический; теоретико-множественный; абстрактно-логический; топологический; логико-математический; теоретико-информационный; динамический и эвристический. Каждый из этих уровней строит свое описание системы, а значит, имеет свою область применения.

Рассматривая проблематику общей теории управления можно, выделить следующий алгоритм изучения систем как объекта управления (рис. 1.2).



Рис. 1.2. Алгоритм изучения систем как объекта управления


Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу


^ 1.3. Процесс развития общей теории управления

Сам процесс зарождения теоретических основ управления в середине ХХ в. представляет собой яркий пример того, как запросы практики с неизбежностью порождают новые теории. Для новейшей техники и современного высокомеханизированного и автоматизированного производства характерно стремление выбирать наилучшую программу действий, наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы. Именно эти конкретные технические задачи стимулировали разработку основ теории управления, оказавшейся математически очень содержательной и позволившей решить многие задачи, к которым классические методы были неприменимы. Интенсивное развитие основ теории управления, в свою очередь, оказалось мощным фактором, способствующим успешному решению научно-технических и народно-хозяйственных задач.

Центральным результатом общей теории управления является методология нахождения условий оптимальности управления, включая метод максимума, метод динамического программирования и т. д.

В общих чертах основная задача теории управления состоит в следующем. Рассмотрим управляемый объект, под которым понимается некоторая машина, прибор, предприятие или процесс, снабженные «рулями». Манипулируя «рулями» (в пределах имеющихся ресурсов управления), мы тем самым определяем движение объекта, управляем им. Например, технологический процесс осуществления химической реакции можно считать управляемым объектом, «рулями» которого являются концентрации ингредиентов, количество катализатора, поддерживаемая температура и другие факторы, влияющие на течение реакции. Для того чтобы знать, как именно ведет себя объект при том или ином управлении, необходимо иметь закон движения, описывающий динамические свойства рассматриваемого объекта и устанавливающий для каждого избираемого правила манипулирования «рулями» эволюцию состояния объекта. Возможности управлять объектом лимитируются не только ресурсами управления, но и тем, что в процессе движения объект не должен попадать в состояния, физически (или экономически) недоступные или недопустимые с точки зрения конкретных условий его эксплуатации. Так, осуществляя маневр судном, необходимо учитывать не только технические возможности самого судна, но и границу фарватера. Управляя предприятием, необходимо определить минимально необходимую рентабельность эксплуатации активов, достаточную для стабильной деятельности, с учетом рыночных изменений (инфляции, конъюнктуры, конкуренции и т. д.).

Имея дело с управляемым объектом, всегда стремятся так манипулировать «рулями», чтобы исходя из определенно начального состояния, в итоге достичь некоторого желаемого состояния. Например, для запуска искусственных спутников Земли необходимо рассчитать режим работы двигателей ракеты-носителя, который обеспечит доставку спутника на желаемую орбиту. При запуске инвестиционного проекта необходимо уложиться в желаемый период окупаемости и выйти на требуемые уровень чистой текущей стоимости и индекс рентабельности. Как правило, существует бесконечно много способов управлять объектом так, чтобы реализовать цель управления. В связи с этим возникает задача найти такой способ управления, который позволяет достичь желаемого результата наилучшим, оптимальным образом в смысле определенного критерия качества; в конкретных задачах часто требуется реализовать цель управления за наименьшее время, или с минимальным расходом горючего, или с максимальным экономическим эффектом и т. п.

Задача теории управления состоит в отыскании такого реализующего цель управления варианта, для которого функционал оптимизации управления примет экстремальное значение (например, максимальное с точки зрения прибыли при фиксированных затратах или минимальное с точки зрения затрат при фиксированной выручке).


Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу


^ 1.4. Базовые понятия и определения системы как объекта управления

Определение и общие характеристики системы. Важной особенностью современной научной деятельности является подход к объектам исследования и проектирования как к системам. В зависимости от характера деятельности в термин «система» вкладываются различные понятия, но во всех случаях, как правило, системой считается подмножество взаимосвязанных элементов, выделенное из множества объектов любой природы в соответствии с требованиями решаемой задачи.

Таким образом, при определении некоторого объекта как системы предполагается наличие четырех условий:

1) объекта (системы), состоящего из множества элементов и их свойств, которые могут рассматриваться как единое целое благодаря связям между ними и их свойствами;

2) исследователя, выполняющего любую целенаправленную деятельность (исследовательскую, проектную, организационную и др.);

3) задачи, для решения которой исследователь определяет некоторый объект как систему;

4) языка, на котором исследователь может описать объект, а также свойства его элементов и связи.

Рассмотрим подробнее входящие в определение системы термины «элементы», «связи», «свойства».

Элементы  части или компоненты системы, условно принятые неделимыми.

Свойства  определенные качества, позволяющие описывать систему и выделять ее среди других систем. Свойства характеризуются совокупностью параметров, одни из которых могут иметь количественную меру, другие выражаются лишь качественно.

Связи  то, что соединяет (связывает) элементы и их свойства. Предполагается, что каждый из элементов системы соединен прямо или косвенно с любым другим элементом. Весьма важными для описания системы являются также понятия состояния и структура системы.

Состояние системы в данный момент времени характеризуется значениями существенных для решаемой задачи параметров системы.

Структура системы  это широкое понятие, характеризующее способ организации элементов в систему с определенными свойствами путем установления между ними взаимосвязей. Структура и свойства элементов определяют индивидуальные характеристики системы и позволяют рассматривать ее как целостное образование,

Целостность системы проявляется в том, что ее свойства могут качественно отличаться от свойств составляющих элементов. Например, радиотелефон можно представить как систему, элементами которой являются детали (транзисторы, конденсаторы, резисторы и т. п.), электрически связанные определенным образом.

Каждую деталь можно описать некоторыми свойствами, однако ни одна из них не обладает свойством радиотелефона  воспринимать и преобразовывать электромагнитные колебания в звуковые.

Таким образом, система  это не сумма составляющих ее частей, а целостное образование с новыми свойствами, которыми не обладают ее элементы. Удобной формой описания системы является граф, в котором элементы представлены вершинами, а связи между ними  дугами (рис. 1.3).



Рис. 1.3. Изображение системы в виде графа

Направление дуги соответствует направлению воздействия одного элемента на другой. В зависимости от направления различают входные и выходные воздействия, которые принято называть входом и выходом элемента. Выходы являются реакцией элемента на входные воздействия. Следовательно, свойства элемента можно характеризовать, описав выполняемое им преобразование входных воздействий в выходные. Топология графа отражает структуру системы. Из такого определения системы не следует, что все ее элементы должны быть физическими объектами. Примером системы, не имеющей физической природы, может служить математическая система уравнений  элементами такой системы являются переменные, связи задаются соответствующими уравнениями. Системы подобного типа называют абстрактными.

^ Система и ее среда. Как следует из определения, понятие «система» ограничивает некоторое множество элементов. При этом предполагается, что может существовать множество элементов за пределами системы, с которыми она взаимодействует. Это множество принято называть внешней средой. Элементы, не взаимосвязанные с системой, не являются частями ее среды.

Система, не имеющая внешней среды, называется изолированной. В реальном мире не существует изолированных систем, поэтому концепция изолированности в решении конкретных проблем используется редко.

Систему, у которой есть внешняя среда, называют открытой. Если объект определен как открытая система, то возникает вопрос: какие элементы можно включить в систему, а какие  отнести к внешней среде. Универсальных правил для решения этого вопроса не существует, так как хотя конкретные системы по своему характеру объективны, на них в то же время наложен субъективный отпечаток, поскольку образующая их конфигурация элементов обусловлена требованиями задачи, формулировку и решение которой осуществляет сам исследователь.

В самом деле, один и тот же объект, например производственный цех, различными исследователями может быть представлен в виде различных систем. Для экономиста систему «цех» составляют такие элементы, как станки, предметы труда, сырье, связанные между собой материальными, энергетическими и финансовыми потоками. Элементами внешней среды являются смежные цеха, управленческий персонал предприятия, склады материалов и готовой продукции и другие объекты, функционирование которых существенно влияет на экономические показатели работы цеха. При этом экономист, естественно, не учитывает огромное количество связей другого типа вследствие их слабого влияния на экономику цеха.

С точки зрения проблем, решаемых, например, психологом, цех представляет собой совершенно другую систему. Элементами ее являются отдельные люди и их коллективы, объединенные связями психологического типа. Психолога могут интересовать вопросы влияния на изучаемый им коллектив других цеховых коллективов, которые образуют внешнюю среду системы.

Следовательно, разделение множества взаимосвязанных элементов на систему и внешнюю среду основано на точке зрения исследователя, которую формируют характер решаемой проблемы, существенность взаимосвязей между множеством рассматриваемых элементов, а также индивидуальность мышления исследователя.

Определяя объект как систему, исследователь с указанных позиций выделяет систему из внешней среды (очерчивает границы системы), указывает входные и выходные связи, устанавливает факторы, которыми должны описываться состояния системы.

^ Иерархия систем. Относительность точки зрения на систему проявляется и в том, что одну и ту же совокупность элементов допустимо рассматривать либо как систему, либо как часть некоторой более крупной системы, т. е. множество элементов системы можно разделить на ряд подмножеств. Часть системы, образованную из элементов подмножества, называют подсистемой.

Пусть система ^ S образована из элементов 19 {x1, x2,…, x9}, связанных между собой. Один из возможных вариантов разбиения системы S на три подсистемы Р1, Р2, Р3 показан на рис. 1.4.



Рис. 1.4. Разделение системы на подсистемы

Очевидно, подмножество элементов {x1, x2, x3, x4}, образующих подсистему Р1, можно рассматривать как систему, тогда Р2, Р3 будут элементами внешней среды.

Предположим, что исследователя не интересуют свойства элементов и структура подсистем Р1, Р2, Р3, так как решаемая задача допускает рассмотрение свойств и связей систем Р1, Р2, Р3. В этом случае система упростится, как показано на рис. 1.5, т. е. подсистемы Р1, Р2, Р3 будут рассматриваться как элементы системы S.



Рис. 1.5. Повышение уровня рассмотрения системы

Таким образом, каждая система может рассматриваться либо как подсистема или элемент некоторой, более крупной системы, либо как совокупность элементов, каждый из которых допустимо определить как систему. Можно создавать иерархию (ступени) систем, в которой элементами системы i-го уровня являются системы (i  1)-го уровня.

Например, промышленное предприятие можно представить как систему, элементами которой являются цехи. Цех может быть представлен как совокупность производственных участков и т. д. Выбрав в качестве исходного уровня рассмотрения предприятие, исследователь может расширять представления о системе не только «вниз», как показано на рис. 1.4, но и «вверх» (рис. 1.5). Иными словами, переопределяя выделенную систему (в данном случае предприятие) как подсистему или элемент более крупной системы (например, объединения или отрасли промышленности).


Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу


^ 1.5. Реализация процесса управления

В сформулированном выше определении указывалось, что управление представляет собой совокупность воздействий на объект, осуществляемых по определенной программе. Рассмотрим подробно вопрос о характере и видах возможных воздействий и методике выработки программы управления.

Изменение состояния системы в заданном направлении достигается путем приложения к ней так называемых управляющих воздействий. Управляющими воздействиями в широком смысле слова называют любые воздействия, параметрами которых можно распоряжаться при управлении системой и которые можно изменять для того, чтобы осуществить движение системы в нужном направлении, предпочтительном по сравнению с другими направлениями. В таком понимании к управляющим воздействиям относят и силу тяги двигателей самолета, обеспечивающую его движение, и воздействие электрической энергии на двигатели электровоза, заставляющее двигаться поезд, и т. д.

Однако более точно с позиций теории управления управляющими воздействиями называют не собственно энергетические воздействия на систему, а те сигналы, которые несут в себе информацию о требуемых воздействиях, непосредственно подаваемых в систему. Таким образом, управляющее воздействие играет роль спускового крючка, управляющего последующим освобождением энергии заряда.

В этом представлении воздействие правильно называть управляющим в тех случаях, когда изменение состояния системы или некоторой ее части происходит не за счет энергии управляющего органа, а за счет основного источника энергии, под воздействием управляющего органа, который в большей или меньшей степени освобождает энергию источника или изменяет направление ее действия.

Характерной особенностью управляющих связей, по которым передаются управляющие воздействия, является их практически одностороннее действие. Дело в том, что когда передается некоторое достаточно мощное энергетическое воздействие, например от источника электроснабжения к двигателям электровоза или от двигателя трактора к его ведущим осям, то источник энергии испытывает существенную реакцию по принципу «действие равно противодействию», из которой приходится исходить при расчете силы воздействия этого источника. При осуществлении же управляющих (информационных) воздействий передача воздействия в обратном направлении (реакция), как правило, бывает настолько незначительна, что ею можно пренебречь.

В социально-экономических системах управляющие воздействия реализуются в большинстве случаев в виде устных (личных, по телефону, голосовой почте), телеграфных, письменных распоряжений, приказов, постановлений, инструкций и т. д. При этом особенно отчетливо проявляется несоразмерность энергии управляющих воздействий и их результатов. По словесному или письменному указанию, т. е. управляющему воздействию, сопровождающемуся ничтожным расходом физической энергии, в некоторой производственной системе могут быть приведены в действие огромные мощности, перемещаться большие массы сырья, продукции и т. п.

Наряду с управляющими воздействиями всякая система испытывает и более или менее сильные возмущающие воздействия. К возмущающим воздействиям относят воздействия, нарушающие заданные зависимости между входами и выходами машины, агрегата, системы, т. е. нарушающие нормальное функционирование системы. Возмущающие воздействия могут быть как внешними по отношению к системе, так и внутренними.

В технических системах, например, внешними являются колебания питающего напряжения, радиопомехи, а внутренними  изменения параметров системы вследствие старения, износа, перегрева и др.

В биологических системах внешними возмущающими воздействиями являются резкие изменения окружающей температуры, влажности, состава атмосферы; внутренними  генетические дефекты, нарушение функционирования отдельных органов и т. д.

В социально-экономических системах в качестве внешних возмущающих воздействий выступают стихийные бедствия, неожиданные изменения (вследствие падения спроса) плановых заданий, перебои в снабжении и обеспечении рабочей силой, а в качестве внутренних  возникающие в системе диспропорции в структурных подразделениях, внутрипроизводственные конфликты, аварии и др.

В процессе управления необходимо осуществлять, очевидно, такие управляющие воздействия на объект управления, которые с учетом возмущающих воздействий обеспечивали бы оптимальное функционирование объекта. Совокупность правил, по которым на основании переработки информации о цели управления, о состоянии объекта управления, внешней среды, о возмущающих воздействиях вырабатывается управляющая информация о необходимой совокупности управляющих воздействий, называется алгоритмом управления.

Разработка алгоритма управления, или, иными словами, математического описания процесса управления, называется алгоритмизацией процесса управления. В качестве исходной информации для алгоритмизации, например управления производственным процессом, используются теоретические и экспериментальные данные, а также эвристические, неформальные сведения о процессе.

Алгоритмизация производственного процесса осуществляется примерно в следующей последовательности:

1) предварительный анализ задачи алгоритмизации и объекта;

2) структурное описание процесса;

3) анализ связей между его параметрами;

4) экспериментальное определение его характеристик;

5) моделирование процесса и проверка адекватности его математического описания реальному процессу;

6) анализ модели и выработка на ее основе рекомендаций по улучшению производственного процесса;

7) разработка оптимальных алгоритмов;

8) проверка и корректировка алгоритмов в условиях эксплуатации системы.

На основании разработанных алгоритмов создается детализированная программа управления производственными процессами, которая в случае автоматического управления закладывается в блоки памяти управляющих компьютеров, реализующих ее посредством соответствующих технических исполнительных органов. При управлении производственными системами в принципе процедура алгоритмизации и выработки программы остается той же, но их специфика, как систем сложных и характеризующихся значительно большей стохастичностью, накладывает существенный отпечаток на весь процесс организации и осуществления управления.


Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу


^ 1.6. Обратная связь в системах управления

Все описанные выше простейшие структурные схемы управления содержали канал обратной связи, по которому в управляющий орган поступает осведомительная информация о фактическом состоянии управляемого объекта. Рассмотрим более подробно вопрос о роли, видах и способах реализации обратной связи в системах управления. Следует отметить, что не всегда системы управления обязательно содержат цепи обратной связи.

Системы управления, в которых для формирования управляющих воздействий не используется (обратная связь) информация о величине управляемых величин, называются разомкнутыми системами управления.

Значительно более результативными с точки зрения точности достижения управляемой системой заданных параметров, а значит, и с точки, зрения реализации конечной цели управления, являются замкнутые системы управления, в которых для формирования управляющих воздействий используется информация о состоянии объекта управления, получаемая от датчиков, измеряющих необходимые параметры, характеризующие объект.

Цепь системы управления, начинающаяся на выходе объекта и заканчивающаяся на его входе, обеспечивает осуществление так называемой обратной связи. Обратная связь может реализоваться в виде непосредственной связи между выходом и входом всей системы (глобальная обратная связь) или любой части системы (локальная обратная связь).

Различие между прямой и обратной связями заключается в том, что прямая связь в системах управления обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого элемента, а обратная связь  с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.

Из сказанного следует, какую важную роль играет обратная связь при реализации задач управления, и поэтому изучению ее роли и влияния на процессы управления уделяется большое внимание. Обратную связь считают одним из важнейших понятий теории управления.


Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу


^ 1.7. Основы теории управления в части принятия решений

В последнее время с ускорением развития науки, средств вычислительной техники и связи по-новому стали рассматриваться существенные для теории управления вопросы: процесс принятия решения, возможности оптимального управления, закон необходимого разнообразия.

^ Процесс принятия решения. Как уже указывалось, при выполнении функций управления любой системой, процессом человек (или электронный автомат) на основании обработки и анализа информации, относящейся к этому процессу, принимает решение  некоторое предписание к действию для объекта управления (план, инструкцию, приказ, комплекс физических управляющих воздействий и т. д.).

Принятие решения всегда представляет собой выбор некоторой альтернативы из множества рассматриваемых альтернатив (вариантов решений). Этот процесс выбора, включающий также и разработку альтернатив, называется процессом принятия решения.

В процессе принятия решения можно выделить следующие этапы. Основой принятия решения является так называемый модельный или «мысленный» эксперимент, включающий построение мысленной модели объекта управления, формулирование идеализированных условий, воздействующих на модель, произвольное комбинирование этих условий и их возможных воздействий на модель и мысленную оценку соответствующих ситуаций, их предполагаемых последствий.

При реализации эксперимента, основанного на моделировании, осуществляется проверка наличия в рабочей памяти управляющего органа готового стереотипа для достижения поставленной цели. Если такой стереотип имеется, то при близости сложившейся ситуации с той ситуацией, в которой этот стереотип уже применялся, после соответствующего анализа возможных последствий его применения вырабатывается решение.

Таким образом, процессы принятия решений в значительной степени базируются на использовании эвристических методов. Основой эвристических методов является применение правил, приемов, упрощений, обобщающих прошлый опыт органа, человека, автомата, принимающего решение. Эвристическое рассуждение  это предварительное рассуждение, ориентированное на поиск решения задачи и характеризующееся большей или меньшей степенью правдоподобия. Фундаментом для построения эвристических рассуждений и методов является использование аналогии и неполной индукции. Важной особенностью реальных ситуаций в процессах управления, препятствующей принятию оптимальных решений, является то, что решения принимаются в условиях неопределенности, т. е. недостаточности информации, которая используется при принятии решения.

Приводятся несколько причин такой ситуации. В конечном счете, все они связаны с фактором времени  с необходимостью принять решение до определенного момента: «пока еще есть время». Управляя автомобилем в условиях некоторой сложной ситуации на дороге, нужно принять решение достаточно быстро, чтобы предотвратить аварию. Управляя производственным предприятием, нужно принимать решения по еще более широкому кругу вопросов о материально-техническом снабжении, сбыте, перераспределении ресурсов, изменении характера продукции и др. достаточно быстро, чтобы не останавливать производственный процесс и вовремя направить его в заданном русле. В личной жизни людей решения также необходимо принимать своевременно, чтобы потом не жалеть об упущениях. Однако, с другой стороны, своевременность решения в той или иной степени всегда вступает в противоречие с его обоснованностью.

Очевидно, что чем большим количеством информации мы хотим располагать, тем большее время уйдет на сбор, обработку и, главное, анализ этой информации. Причем этот процесс теоретически развивается во времени безгранично. Всегда можно уточнять еще те или иные детали управляемого процесса, устанавливать и анализировать детерминированные, статистические и корреляционные связи между его элементами и т. д. до бесконечности. Сколько бы мы ни исследовали любой процесс, исключительно полного знания о нем мы не достигаем. Возникает резонный вопрос: в какой же момент в таком случае следует принимать решение? В начале исследования количество информации, доступной нам, будет настолько мало, что решение неизбежно будет чисто волевым, или рискованным.

Однако и такие решения приходится иногда принимать, ибо в некоторых экстремальных ситуациях лучше пойти на риск и принять случайное необоснованное решение, чем бездействовать.

Но если основная масса информации об управляемом процессе нам доступна, когда следует принимать решение? Здесь возникают разные ситуации. Более решительный руководитель примет решение в момент А, другой подождет до момента В, третий будет еще кое-что уточнять до момента С. Нерешительный руководитель предложит еще подождать, будет требовать уточнений до тех пор, пока решение окажется запоздалым, а значит, и ненужным, или пока за него примет решение вышестоящий руководитель, или, наконец, решат, что делать, сами подчиненные.

Приведенные общие рассуждения являются в теории управления предметом специального изучения с привлечением определенных количественных и качественных показателей. При этом исходят из того, что всякое даже хорошее решение содержит некоторое пусть очень малое количество нежелательных последствий, которые могут, однако, с избытком компенсироваться положительными последствиями. Так, степень неприемлемости последствий того или иного решения принято измерять в условных единицах  потерях. При этом в качестве основной исходной информации, необходимой для принятия решения, считают функцию потерь, представляющую зависимость потерь от двух аргументов: решения и ситуации.

Далее осуществляется преобразование функции потерь в функцию риска, отражающую зависимость степени риска, на который идет лицо, управляющее процессом, от единственного аргумента  принимаемого решения. В качестве «лучшего решения» принимается решение, минимизирующее риск. Подчеркнем еще раз, что здесь понятие риска включает в себя и последствия плохого решения (потери). Поэтому принятие «обтекаемого» решения, казалось бы, не связанного с обычным (обыденным) пониманием риска, на самом деле увеличивает значение функции риска, так как подобное решение приведет, очевидно, к значительным потерям, а значит, будет плохим. Формальное исследование описанных задач, связанных с принятием решений в условиях неопределенности, производится в рамках теории статистических решений, исследования операций и теории игр.

Для того чтобы можно было фактически обеспечить такое уменьшение неопределенности, система управления должна располагать достаточным разнообразием управляющих воздействий. В конечном итоге любая система управления (техническая, биологическая, экономическая, социальная) для оптимизации процесса управления должна располагать достаточным набором управляющих воздействий, по сути нейтрализующих множество возмущающих воздействий.

У. Р. Эшби сформулировал закон необходимого разнообразия, который в наиболее краткой формулировке состоит в следующем: только разнообразие может уничтожить разнообразие. Сама задача управления в соответствии с рассмотренной концепцией может быть сформулирована как задача уменьшения разнообразия управляемой системы, в идеальном случае  как сведение множества ее состояний, возможных в результате влияния внешней среды или действия внутренних причин, к подмножеству, включающему лишь состояния, оптимальные по отношению к цели управления.


Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу


^ 1.8. Автоматизированные и автоматические системы управления

В последние десятилетия получили широкое распространение автоматизированные и автоматические системы управления (АСУ). АСУ представляют собой совокупность экономико-математических методов, технических средств (ПЭВМ, средств связи, устройств отображения информации, передачи данных и т. д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (предприятием, технологическим процессом и т. д.). Наиболее важная цель построения всякой АСУ  резкое повышение эффективности управления объектом (производственным, административным и т. д.) на основе роста производительности управленческого труда и совершенствования методов планирования и гибкого регулирования управляемого процесса.

Примером реализации системы управления является следящая система. Следящая система  система автоматического регулирования (управления), воспроизводящая на выходе с определенной точностью входное задающее воздействие, изменяющееся по заранее неизвестному закону. Блок-схема, поясняющая общий принцип действия следящей системы, приведена на рис. 1.6.



Рис. 1.6. Блок-схема, поясняющая общий принцип действия следящей системы

Головка самонаведения ракеты должна удерживать цель строго по центру перекрестия. Приемник головки самонаведения ракеты на цель содержит четыре чувствительных сегмента: I, II, III, IV. Каждый сегмент воспринимает информацию в угле 90. Величина сигнала в сегменте i пропорциональна части площади объекта, попадающего в сегмент Si этого сегмента. Цель, захваченная головкой самонаведения (выделена как малый диск), находится немного левее и ниже направления движения ракеты. В результате сумма сигналов от цели, воспринимаемая головкой самонаведения по горизонтали (по углу места), демонстрирует следующее соотношение:

S1  S2  S3  S4,

что означает необходимость повернуть управляющими рулями ракету вниз (чтобы уравнять сигналы в верхнем и нижнем полушарии головки S1  S2  S3  S4). При этом величина управляющего сигнала равна по величине и противоположна по знаку разности сигналов в угломестной плоскости:

ум [(S3  S4)  (S1  S2)].

Сумма сигналов от цели, воспринимаемая головкой самонаведения по вертикали (по азимуту), демонстрирует соотношение:

S1  S3  S2  S4,

что означает необходимость повернуть управляющими рулями ракету вниз (чтобы уравнять сигналы в левом и правом полушарии головки S1  S3  S2  S4). При этом величина управляющего сигнала равна по величине и противоположна по знаку разности сигналов в азимутальной плоскости:

аз [(S1  S3)  (S2  S4)].

Расчет следящей системы при ее проектировании в целом основан на теории автоматического регулирования и управления. Одна из главных целей динамического расчета следящих систем  синтез корректирующих устройств исходя из заданных требований к качеству процесса управления.

Основы теории управления предполагают активный процесс познания общественных закономерностей, тенденций развития и разработку соответствующей программы деятельности. По мере развития общества объем и глубина использования объективных закономерностей возрастают, а роль и значение стихийных регуляторов сокращаются. Не все объекты и явления поддаются строгому регулированию. Вместе с тем хотя каждое из них во многом случайно, но в массе своей они носят статистический характер, и вероятность их наступления может быть более или менее точно исчислена. Это создает возможность учета и влияния на них.

Таким образом, основы теории управления предполагают осуществление субъектом управления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т. д.), организацию выполнения решений и контроль их выполнения, подведение результатов. Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами управляемой системы, а также управляемой системы с окружающей средой. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели, с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения.


Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу



uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dlya-prepodavatelej-po-specialnosti-istoriya-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-yurisprudenciya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dlya-studentov-po-specialnosti-istoriya-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-yurisprudenciya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dnm-r-10-virazitelnoe-chtenie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-050300-filologicheskoe-obrazovanie-profil-russkij-yazik-i-literatura.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-ds-01-teoriya-i-metodika-vida-sporta-plavanie-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-01-teoriya-i-metodika-fizicheskoj-kulturi-irkutsk-2008-stranica-3.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-02-teoriya-i-metodika-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-celevaya-auditoriya-studenti-ii-kursa-ffkis-obuchayushiesya-po-specialnosti-fizicheskaya-kultura.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-29-neverbalnie-sredstva-upravlencheskogo-obsheniya-mozhet-bit-ispolzovana-kak-prakticheskoe-posobie-dlya-rukovoditelej.html
  • student.bystrickaya.ru/24-06-2011g-g-a-pekshev-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-psihologicheskoj-rabote-v-vooruzhennih-silah-rossijskoj-federacii.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-plan-raboti-mou-krasnogorodenskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-na-20102011-uchebnij-god-perechen-planov-raboti-shkoli-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris40-trubka-toka-5-neinercialnie-sistemi-otscheta.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/14-metodi-pedagogicheskogo-issledovaniya-doshkolnaya-pedagogika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/maks-veber-kak-sozdatel-koncepcii-racionalnoj-byurokratii-chast-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dolores-strojnaya-chernovolosaya-zvezda-chikagskogo-nochnogo-kluba-purpurnie-shlyapi-zamerla-v-samom-centre-tancevalnoj-ploshadki-i-pod-edva-slishnij-akkompanement.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realizaciya-zadach-godovogo-plana-v-oktyabre-2009-goda-godovoj-plan-vospitatelno-obrazovatelnoj-raboti-municipalnogo.html
  • university.bystrickaya.ru/fk-tom-nachal-pogashat-dolgi-po-zarplate-i-nadeetsya-ukrepit-sostav-30-06-2010-20-02-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lektorskij-vladislav-aleksandrovich-epistemologiya-klassicheskaya-i-neklassicheskaya-m.html
  • report.bystrickaya.ru/kazhdij-ponedelnik-1100-obespechenie-zhilem-molodih-semej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biznes-i-okruzhayushaya-sreda-chast-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vspomogatelnoe-oborudovanie-elektrostancij-25-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadanie-1-zadacha-11-programma-kontrolnoe-zadanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-predmetno-obrazovatelnoj-kompetentnosti-uchitelya-nachalnih-klassov-v-vuze-na-primere-obucheniya-matematike-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/blazhen-muzh-kotorij-ne-hodit-na-sovet-nechestivih-ocherki-cerkovnoj-smuti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-matematicheskie-igri-i-golovolomki.html
  • university.bystrickaya.ru/evakuaciya-naseleniya-finskoj-karelii.html
  • institut.bystrickaya.ru/standart-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-informatike-i-ikt-federalnij-komponent-gosudarstvennogo-standarta.html
  • lesson.bystrickaya.ru/problema-organizacii-optovih-predpriyatij-v-sovremennih-rinochnih-usloviyah.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krossvord-semya-uchitel-istorii-kulturi-altaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-minskogo-zavoda-kol-snih-tyagachej.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-fakultet-organicheskoj-himii-i-tehnologii-kafedra-htpm-i-pm-po-himii-i-fizike-vms-dlya-specialnosti-250600.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iskusstvo-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-3-kvartal-2008-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-organizacii-soprovozhdeniya-transportnih-sredstv-patrulnimi-avtomobilyami-gosavtoinspekcii-prikaz-mvd-rf-ot-31-08-2007-767.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-ajbatir-sejta-azastan-taulari.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kirgizstane-segodnya-formiruetsya-novaya-ekonomicheskaya-model-osnovannaya-na-maksimalnom-i-effektivnom-ispolzovanii-prezhde-vsego-imeyushihsya-resursov-i-teh-voz.html
  • spur.bystrickaya.ru/mamandanu-praktikumi-pn-bojinsha.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-svedeniya-o-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-emitenta-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referativnie-bazi-dannih-po-teme-lazernie-tehnologii-v-medicine-i-tehnike.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kodeks-hamurapi-ramayana-mahabharata.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-nasledstvo-poluchennoe-malchikom-iz-gori-dose-bez-retushi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-bileti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-upravlenie-personalom-dlya-napravleniya-menedzhment-080500.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soglasno-abz-3-p-3-st-80-nk-rf-svedeniya-o-srednespisochnoj-chislennosti-rabotnikov-za-predshestvuyushij-kalendarnij-god-predstavlyayutsya-nalogoplatelshikami-v-nalo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.