.RU

Учебник истории ипп «Уральский рабочий»


Баков Антон, Дубичев Вадим – Цивилизация Средиземья

Новейший учебник истории





ИПП «Уральский рабочий» Екатеринбург 1995




Содержание:

От авторов 5

Предисловие 8

Каким был человек прошлого 14

Цари-пастухи 22

Овладение лесом 30

Заратуштра 38

Великая Скифия 42

Империя сарматов 50

Гуннская революция 60

Тюркский порядок 70

Поздние каганаты 78

На торговых путях 84

Венгры 92

Половцы 98

Всемирная империя 104

Наследники Чингисхана 114

Тимур 120

Шейбаниды 128

Передача эстафеты 136

Новгород 144

Возрождение империи 150

От Смуты до XX века 158

XX век 168

Окончание 186

Приложение Антон Баков

Христианская история Урала 192




^ От авторов

На политической, равно как и на географической, карте нет и не было государства или материка под названием Средиземье. И тем не менее наша книга посвящена истории именно этого геополитического образования: бурного евразийского котла, в котором кипели и зарождались все более или менее значимые евразийские течения, приводившие то к появлению новых империй, то сокрушавшие их. Средиземье — своеобразная «кастрюля», в которой заваривались все цивилизации.

Средиземье — потому, что авторы осознают исключительную роль процессов, проистекавших на Евразийском континенте, в зарождении современной цивилизации.

Ощущение себя частицами этой земли и ее истории заставило авторов — двух в меру занятых людей — взяться за написание Первой истории Средиземья: именно исходя из предположений, что созданное в Средиземье является определяющим по отношению к остальному миру, а события сегодняшних дней лишь фрагмент сложных и длительных процессов. Историю создают не десятилетия, политика, как и история, — необычайно инертные категории, они плод и наследие дня, отстающего от дня сегодняшнего на тысячелетия. Из этого довольно абстрактного утверждения следуют необыкновенно конкретные выводы.

Собственно, это и есть геополитика, вводным курсом в которую, равно как и в историю Средиземья, авторы и считают свою книгу.

Рассмотрим карту Евразийского континента, последовательно отнимая Византию, Северную Африку с Карфагеном, который должен быть разрушен, Александрию, которая должна быть построена, Египет с пирамидами, Месопотамию с садами Семирамиды и Персию с великими царями, Индию со слонами и махараджами, Китай с его чаем и порохом, Японию с гейшами и каратэ-до. В остатке остается нечто, что несколько лет назад именовалось Союзом Советских Социалистических Республик, ранее Российской империей, еще раньше еше как-то, словом, территория, равная 1/6 части суши, народы которой определяли ситуацию в Средиземье.

Не трудно заметить, что отношение к истории Средиземья доселе было пренебрежительным и гораздо менее внимательным, нежели к окраинным цивилизациям, что необходимо признать странным. Как если бы корку апельсина мы признавали за нечто чрезвычайно нужное и полезное, а собственно плод изучению не подлежащим. Неужели для историков человечества изучать корку цивилизации — узкую полоску земли вдоль Атлантического, Индийского и Тихого океанов — является куда более продуктивным, нежели изучение всего комплекса порождающих цивилизации процессов, или все же именно мякоть делает апельсин апельсином?

При непредвзятом рассмотрении традиционная история Евразии предстает в несколько странном виде: как, якобы, маленький народ русичи, переселившиеся откуда- то с Дуная во главе с князьями своими, переселившимися, в свою очередь, откуда-то из Скандинавии, завоевали

и покорили огромные пространства земли — пустые или населенные варварами. Историей же страны, как, собственно, и происхождением народов, ее заселявших, никто не интересовался. То ли оттого, что анналы российские писались тяп-ляп, на живую нитку, сначала Татищевым в ознаменование провозглашения Российской империи, потом Карамзиным, чтобы успеть к очередному занятию с царскими детьми. А совсем недавно — их последователями, ограничившимися тем, что повсюду слова «воля Бо« жья» заменили на «классовую борьбу». Так получилось, что наша книга — Первая история Средиземья. Впоследствии будут написаны и Вторая и Третья, в чем-то нас поправят и будут правы. Тем более, что мы сознательно старались сделать книгу занимательной для чтения и выполняющей роль катализатора дальнейшего любопытства читателя.

Но кто-то должен сделать первый шаг к истине. И мы его сделали.




Предисловие

В древности моря не соединяли людей, а разъединяли, служа барьером и определенной защитой. Жившие на побережье были спокойны за свой тыл — море и ждали беспокойства только лишь с одной стороны — глубины континента, из Средиземья.

Все волны и всплески, все могучие течения, подхватывающие народы и швыряющие их за тысячи верст, все пертурбации народопереселений уже в значительно ослабленном виде доходили до окраинных народов, цепко державшихся за омытые морем камни, и это было замечательным обстоятельством — относительная стабильность в древнем, принципиально нестабильном мире. А что, как не устойчивость, служит главным и великим началом рождения цивилизации: разве построили бы древние египтяне пирамиды и обсерватории, если бы каждые два-три поколения на земле египетской сменялись языки и народы? Тонкая корочка цивилизаций на окраинах континента, а внутри материка, в Средиземье, — кипящая магма народообразующих процессов.

Но, с другой стороны, разве возможны были бы великие достижения человечества и его прогресс без постоянного и бурного обмена человеческой массой внутри Средиземья, что вело к обмену идеями и знаниями — колесо домашняя лошадь, потом железо. Но не только обмен идеями стал полезным следствием кипучей жизни народов Средиземья: могучие волны находящихся в постоянном движении средиземных народов служили могильщиками старых, закостенелых окраинных цивилизаций. Все негодное, обветшавшее и ослабевшее уничтожалось. Варвары становились отцами новых цивилизаций.

Зная огромную роль, которую играл средиземный «котел» в динамике цивилизаций прошлого, тревожным признается нами тот факт, что сердце современной Евразии стало остывать и окраинные цивилизации проникают, в глубь континента.

Пугает нас и изменение геополитической ситуации в мире. Если «черную» Африку, Австралию и Латинскую Америку все еще можно не учитывать как цивилизационнообразующие комплексы, то возникновение центра новой цивилизации — Северной Америки существенно корректирует ситуацию. По сути дела, произошло замыкание центров окраинных цивилизаций прошлого — Китая и Японии на Востоке и Европы на Западе —в кругоземное кольцо. Ныне их Средиземье лишь среди земель, но уже не в середине.

Исследование новой геополитической ситуации также занимало нас весьма и весьма, вследствие чего концепция истории Средиземья выстроилась следующим образом.

Спецификой Средиземья была огромная мобильность всех образований континента: населения, цивилизационных комплексов — культур, традиций, постоянно перемешивающихся и конфликтующих друг с другом.

Цивилизации находились в крайне затруднительных условиях, и, как правило, это были короткоживущие локальные подвижные образования. Именно в Средиземье мы находим государства, перемещавшиеся на тысячи километров и тем не менее сохраняющие свою сущность. Что является важным отличием от прибрежных народов, стабильных и в смысле чисто пространственных перемещений.

И тем не менее при условии существования огромных расстояний, когда связь между отдельными удаленными землями отсутствует и по сей день, удавалось неоднократно распространить единую культуру и единую государственность.

Возможным это становилось лишь тогда, когда кто-то из участников физического и культурного обмена, ^прекращающегося в Средиземье, использовал новую технологию: технического характера или идеологического. Что позволяло совершить прорыв и «увлечь» за собой соседей, вольно или под принуждением становившихся участниками единого процесса. Зарождались новые государственные образования, как правило, в форме империи. Со временем новая революционная технология становится общим местом и процесс повторяется. Правда, летописцы Средиземья — дети окраин еще столетия видели то, чего уже не было. Так видим мы звезды, которых уже нет.

Первый цивилизационный рывок: переход к пастушеству. Пастухи смогли заселить бескрайние степи, отделявшие их 4000 лет назад от прибрежных цивилизаций, а значит и смогли по этим степям перемещаться. Для этого потребовались одомашнивание лошади и изобретение колесницы. Технология, соединившая эти два величайших достижения человека — прирученную лошадь и колесницу, позволила армадам пастухов-ариев сокрушить цивилизации Индии, Египта, заселить Северный Индостан и принять активное участие в формировании цивилизаций Китая и Среднего Востока.

Вторым значительным процессом, захватившим уже не степную, а лесостепную полосу, стал Великий Поход финно-угорских народов, первыми из лесовиков получивших с Юга металл и распространивших его от Енисея до берега Балтийского моря.

Пока еще распространение культур и цивилизаций не сопровождалось формированием империй, и роль культуртрегеров играли отдельные племена и народы, а не государства. Средиземцы еще не умели создавать государства и не были способны их прокормить.

Следующий глобальный цивилизационный скачок связан с изобретением кочевого скотоводства, что случилось не позднее 2700 лет назад.

Резкое увеличение продуктивности в условиях кочевания вызвало у скифов демографический взрыв и привело к повсеместному распространению скифской культуры, религии, искусства. Первыми оседлав коней, скифы испытали крепость своих коротких железных мечей-аки- наков о щиты прибрежных цивилизаций. Но не они создали первую империю.

Первым государственным образованием и первой им-, перией Средиземья стала созданная 2000 лет назад империя сарматов, применивших новую технологию в построении классового общества, а именно — рабовладение, тип государства, занесенного армиями Александра Македонского в самое сердце Средней Азии. Сарматы настолько совершенно овладели технологией государственного строительства, что их династии воцарились во многих прибрежных рабовладельческих цивилизациях — в западной Индии, Парфии, Армении, на Боспоре и в других местах.

Но и эта технология, как и любая другая, в считанные десятилетия распространилась по всему Средиземью и привела к созданию множества государств по той же рецептуре. объединенных невиданной до того роскошью правителей и равно невиданной тяжестью экономического и идеологического гнета.

Именно здесь, в Средиземье, где сохранились племена и народы, не тронутые сарматским государственничест- вом, родилась реакция на рабовладение, которая уничтожила не только постсарматские царства, но и весь рабовладельческий мир.

Объединение племен, придерживающихся традиционного образа жизни, и орд восставших рабов, стремившихся уничтожить государство как таковое и вернуться в «золотой век» племенной жизни, породило движение гуннов.

Гунны покончили не только с царством сарматов, они экспортировали свою революцию в Персию, где получили могучего союзника в лице государственного деятеля и философа Маздака. Даже потерпев поражение и Каталаунских полях, гунны привели Западную Римску империю к краху, как и рабовладение повсеместно в Еі разии.

Досталось от гуннов и китайской империи: гуннски натиск сотрясал Поднебесную империю до самых осноі

Лишь Византия устояла перед гуннами. Ради же спр< ведливости отметим, что популярность идей гуннов, и стиля жизни и мироощущения — все то, что сегодня ні зывается ментальностью, в Византии была весьма велі ка. Молодежь подражала гуннам и в одежде и в причѳ ках. Ну а главным итогом истории сложных взаимоо ношений Византии и гуннов стало то, что гуннские иде мироустройства, в том числе и в религии, привели к роа дению целого букета еретических концепций в византиі ском христианстве, к гражданским войнам, но позволі ли провести феодальные реформы, продлившие век Ві зантии на добрую тысячу лет.

Неудивительно, что во времена гуннских смут имеш кочевники продемонстрировали себя государственник; ми более чем кто бы то ни было. Если пастухов и земл дельцев интересует мир только у себя на поле, то коче ники нуждаются в мире на огромных территориях, чер которые пролегают их кочевые пути.

Новую идею государственного устройства распростр; нили тюрки.

Они предложили миру принцип феодального устроі ства общества: «Я тебя защищаю, устанавливаю пор док, сужу правых и виноватых. За это ты меня кормишь Надо ли говорить, что идея тюрков была подхвачена пі всеместно и распространилась с невиданной быстрота в течение одного поколения, от Европы до Китая, а тюрі ские каганы сумели подчинить себе практически все Ср диземье.

Следующую инновацию такого уровня удалось создаі только монголу Чингисхану в XIII веке. Впервые был опробована технология государственного строительств на основе идеи надыдеологического, надконфессионного и наднационального общества. Империя Чингисхана стала зародышем той страны и того общества, в котором мы ныне живем. В годы правления потомков Чингисхана в Средиземье произошла очередная технологическая революция: распространились плуг, борона, изобретена система возделывания почвы без нанесения ей непоправимого ущерба. Большое количество продуктов, которое выращивали немногочисленные землепашцы, позволило земледелию, как технологии жизнеобеспечения населения, вступить в конкуренцию с кочевым скотоводством и даже победить его.

Центр тяжести Золотой Орды постепенно перемещается с Востока на Запад, и правители земледельцев, впервые в истории Средиземья, стали гегемонами региона. Так на смену князьям-охотникам пришли цари-пастухи. Их сменили императоры-кочевники. И, наконец, воцарились земледельцы. К сожалению, земледелие в Средиземье распространялось в условиях уникального института крепостничества. Помещичье землевладение стало в Средиземье стержнем государственного строительства, что в области политики соответствовало жесточайшему полицейскому государству, созданному царями Алексеем Тишайшим и Петром Великим. Последний настолько усовершенствовал средиземскую государственность, при нем получившую название Российская империя, что по сути затормозил всякую ее дальнейшую модернизацию, не менее чем на два столетия задержал урбанистическую революцию.

Удручающее состояние Средиземья в послепетровские времена привело к взгляду на Средиземье как на нечто лишнее, окраинное в мировой цивилизации.

И только XX век внес в эту бесперспективную картину некоторые оптимистические изменения.


^ Каким был человек прошлого





После того, как человек древности стал похожим на нас с вами, или, выражаясь по-научному, стал человеком современного физического типа и обрел способность думать, он уже практически не менялся на протяжении миллионов лет.

Поэтому, изучая людей, живших много тысячелетий назад, мы не будем забывать, что они так же, как и мы, быстро бегали, могли поднять такой же вес на руках, пальцы их рук с уверенностью держали различные предметы и ловко управлялись с тонкими вещами. Ум древних людей был столь же развит и быстр в решении сложных задач.

Они вовсе не походили на медлительных и невоспитанных силачей, какими мы иногда представляем людей древности. Все же плохую шутку с нами сыграла теория о происхождении человека английского ученого Чарльза Дарвина. Беда в том, что на самом деле мы не знаем, как именно и когда произошло чудесное превращение обезьяны в человека. Во всяком случае, было это очень давно. Так давно, что уже два миллиона лет назад в человеке не было ничего примитивного и обезьяньего. И уже тогда человек жил не один, а в группе себе подобных, и каким- то образом эта группа была организована, уже тогда его интересовало искусство, его занимали семейные проблемы и проблемы профессиональной карьеры, он был честолюбив и часто смотрел на звезды, размышляя над миром, в котором живет. Словом, его занимали государственные и личные дела.

Важная особенность древнего человека — это его умение жить в мире с природой и довольствоваться теми простыми техническими приспособлениями, которые у него были. Такое сознательное «нетехническое» поведение объясняется, конечно, не тем, что древние были глупее нас с вами. В определенном смысле они были даже мудрее, так как внедряли только те изобретения, которые могли служить, не делая одновременно рабом технического прогресса, не нарушая гармоничного и покойного существования. Все, что нарушало гармонию в мире, что древних слов, оставшихся в современных языках, откуда > ученые их вылавливают и заносят в учебники.

Что же мы знаем о древних людях, живших в Средиземье, кроме того, что они были не глупее нас и немногим сильнее физически?

1 Они умели хорошо и правильно говорить, причем речь их сильно отличалась от нашей в том смысле, что им приходилось проговаривать намного больше информации, нежели нам. Возникло это из-за того, что, не имея технических приспособлений для накопления информации — книг, компьютеров или магнитофонов, — древний человек вышел из положения тем, что саму устную речь, язык превратил в такое приспособление. Он научился так строить длинные монологи и речи, чтобы запоминать сразу очень много сведений о мире, своей истории и о себе. А проще всего запоминается речь плавная, мелодически -организованная, нечто вроде стихов. Стихотворная речь имеет четкий ритм и много приспособлений, облегчающих запоминание, например, рифмы в конце строк, определенное количество строк и количество слогов. Существовал и и другие способы.

Так как человеку древности не приходилось целыми днями сидеть в конторе или фирме за письменным сто- -лом или стоять у станка на заводе, большую часть дня он -проводил в приятной праздности, иногда охотился, иногда воевал, частенько принимал участие в различного рода ^соревнованиях, где демонстрировал свои умения как в -рукопашном бою, так и во владении самыми разнообразными орудиями. Люди состязались в поэзии и живописи, скульптуре и музыке. Искусство действительно принадлежало народу.

Человек древности так много и качественно занимался физическими упражнениями, он был так хорошо организован и так умен, что был самым совершенным хищником своего времени — никто не мог ему противостоять, только такие же люди — еще более организованные и и лучше вооруженные. Потому мы и находим в земле раздробленные или разломанные человеком кости всех животных того времени, какими бы страшными и сильны ми они не были. Человек древности, конечно, был слабее тигра, но мог противопоставить животному чисто человеческие идеи — организация в группу с вождем или вы борными руководителями, с разделением обязанностеі внутри группы, что позволяло быть эффективнее и в производстве еды, и опаснее на войне.

Организацию людей того времени мы не можем при равнять к государству — государственные образована были изобретены человеком несколько позже, но это былі и не семьи, а скорее группы людей, напоминающие со временные фирмы.

Человек древности отличался от нас еще и тем, что н переделывал природу, как ему заблагорассудится, а под страивался под нее сам.

Очевидно, что для передвижения нужны дороги, мі их строим там, где они нам необходимы. Древние спра ведливо считали реки и озера уже готовыми дорогами і селились неподалеку, летом плавая на лодках, зимой nj тешествуя по замерзшему льду.

Но реки и озера служили не только как дороги. Дело том, что ловля дикого зверя, в известной мере, лотерея - дело азартное, но не всегда прогнозируемое: сегодня добыча есть, а завтра ее может и не быть, а вот занятие рыбной ловлей дело более стабильное, постоянное, и мы уверенностью можем сказать, что древние жили у рек еще и потому, что были превосходным рыболовами.

Фирмы селились далеко друг от друга по берегам ре и озер, и были довольно немногочисленны, потому чт древние довольствовались тем, что могли наловить в рек или поймать в лесу, и не занимались специальным раз ведением еды. Но еды в лесу не так уж и много, оттого селились подальше друг от друга.

Из-за того, что человек не был привязан к какому-то конкретному клочку земли ни пропиской, ни границами — ни того, ни другого еще просто не существовало - племена фирмы свободно путешествовали по лесным просторам Средиземья, и мешали этому путешествованию лишь взаимоотношения с такими же путешествующими. Чаще всего расходились миром, а если и воевали, то побить врага считалось полезным не только из-за его вешей или продуктов, но и для того, чтобы завоевать симпатию Богов, так как древний человек за каждым своим поступком видел взаимоотношения многочисленных Богов и демонов, и, таким образом, жизнь человека превращалась в бесконечные и сложные переговоры с Богами.


не делало мудрее, признавалось им вредным и ненужным. История знает много примеров подобного поведения у древних народов.

Один из них древний Китай, именно там изобрели порох, но посчитали вредным и ненужным для себя использовать его иначе, кроме как на красочные фейерверки. И та же история с изобретением компаса. Компас был пропуском в далекие страны, куда можно было доплыть, используя его для ориентирования в пространстве, но древний китаец не захотел никуда плыть, посчитав, что изучение человека куда более захватывающая и полезная задача, нежели открытие новых земель.

Если же человек древности не записывал сведения о себе и о мире, а он этого не делал, откуда мы знаем, каким был этот человек и чем он занимался?

Вопрос этот очень важен для правильного понимания того, что мы можем прочесть о древних временах в учебниках. В первую очередь, о человеке древности нам рассказывают вещи, потерянные или оставленные им в земле: разбитая посуда, потерянные сумки с нужными вещицами, сломанное в бою оружие, что остается на месте сражения или там, где человек жил, и скрытое сначала пылью и травой, а затем глубоко в земле, остается на тысячелетия, пока на это место не набредут ученые-археоло- ги, не раскопают его и не извлекут на свет давно утерянные предметы. Но за многие годы — тысячелетия эти вещи потеряли часть своих качеств, они потускнели, что было сделано из дерева или кожи — давно сгнило, от первоначальных полезных качеств остается немногое, да и то в не очень привлекательном виде, а многое вообще не остается. То есть археология важный, но далеко не полный источник сведений о древних.

На самом деле сведения о человеке древности ученые получают из целого комплекса разнообразных данных — от древней ботаники — палеонтологии до археологии и древней лингвистики — науки о происхождении и изменении языков, ведь остатки прошлого обнаруживаются не только в виде разбитого кувшина в земле, но и в виде

Примерно десять тысяч лет назад свершилось одно крайне неприятное для древних событие — они поймали и съели последнего мамонта. Ловить этих животных было выгодно, каждый из них весил примерно по семь тонн, и поимка его была, по сути дела, оптовой покупкой свежего мяса и шерсти — выходило значительно дешевле, нежели обременительная и трудная беготня за многими, намного более маленькими животными.

Истребление шерстистого носорога, овцебыка, но особенно мамонта, было, по сути дела, первым экологическим преступлением человека, за которое он был немедленно и жестоко наказан: не осталось ни одного предания о мамонте в памяти последующих поколений, а получилось так потому, что те фирмы, которые безжалостно убивали мамонтов, чтобы получать все больше и больше прибыли — мяса и шерсти, оставшись без своего кормильца, вымерли от голода и холода. Пришедшие им на замену, более рачительные и усвоившие урок древние люди, находя в земле множество костей мамонта, придумали уже свое предание о никогда не существовавшем Подземном быке, на голове которого, якобы, растут огромные рога, которые были на самом деле бивнями мамонта, и питается этот Подземный бык исключительно камнями.


И вообще, для древних людей не существовало разделения живых существ на человека и на животного. Для сохранения экологического баланса охотники создали специальные верования. Они были убеждены, что душа путешествует по всем живым существам, то она побудет в человеке, то в медведе, причем если одна семья долго жила в одном месте, то души умерших переселялись в животных, живших также по-близости, предположим, в медведя из соседней чащи, и тогда вообще становилось непонятным, где человек и где животное — сплошные родственники!

Такая система, на самом деле, была не пустой выдумкой, а позволяла чрезвычайно рационально и скупо убивать другое животное существо — исключительно ради пищи, да и то после многочисленных и довольно нудных ритуалов, в которых убивший просил прощения и у убитого, и у Богов и духов. Человек жил в условиях экологически гармоничной цивилизации и считал себя не царем природы, а ее составной частью.

Оставшись без оптовых поставок мамонтового мяса, древний человек, со свойственной ему сметкой и изобретательностью, вышел из положения тем, что изобрел мощный и точно бьющий лук для охоты на мелких и быстрых зверей, приручил собаку для охоты и лошадь для еды и переноса тяжестей.

Приручение лошади, которое, как считают ученые, произошло именно на Южном Урале 2-3 тысячи лет до нашей эры, стало самым важным в тот период событием, изменившим жизнь человека на многие столетия самым коренным образом.

Лук, собака и лошадь помогли человеку выйти из лесов и заселить просторы уральской степи.

Лук и собака позволили охотиться на быстрых и относительно мелких степных животных, что помогло древнему средиземцу пересечь безбрежные просторы степи и позаимствовать у народов Юга их изобретения. В первую очередь искусство изготовления меди и бронзы, колеса и главное — умение приручать коров, овец и коз. Б течение нескольких поколений лесные охотники стали степными пастухами. Лишь одно событие отделяло их от превращения в ариев — приручение лошади.

Сначала лошадь была источником питания, а уж затем тягловым животным, то есть она тянула изобретенные чуть позже колесницу — грозное боевое оружие и повозку для перевозки тяжестей.


Цари-пастухи





Итак, полторы тысячи лет назад средиземец получил олесницу с запряженной в нее лошадью, дальнобойный ук сложной конструкции и был готов к покорению но- ых земель, которым, казалось, нет предела.

Мы уже говорили о том, как сложно узнать истинный браз жизни людей, живших в древности, но о событиях, оторые произошли три с половиной тысячи лет назад, ам известно довольно много, так как археология пре- однесла нам превосходный подарок — города древних , альцев и среди них город, раскопанный на юге Челя- инской области и названный учеными Аркаим.

Первое, на что обратили внимание археологи, — это гранная конструкция домов, из которых, собственно, и остоит город. Уральцы, оказывается, никогда не строи- и зданий в нашем понимании этого слова, они просто е знали, что такое дом для одной отдельной семьи. Го- од в их представлении выглядел несколько иначе: пус- ую ровную площадь окружала кольцевая стена, но сте- а эта была необычной, она была широкой и полой вну- ри. Сводчатые потолки в виде арок составляли беско- ечный ряд помещений, выходящих в огромный общий вор. Внутри стен и прятались уральцы в случае опаснос- и или плохой погоды.

Аркаим не был рядовым городом, состоящим из одой стены-дома. У него обнаружено целых две стены — дна внутри другой, а между ними обводная кольцевая лица. Возможно, Аркаим — столица древнего Урала.

Конструкция города-стены была не случайной: дело в ом, что такие города предназначались не для людей, а Ля... скота. Именно одомашненных животных и загоняли :а Центральную круглую площадку в случае опасности. Домашний скот для древнего средиземца был самым ценном имуществом. В случае опасности пастух загонял жи- °тных за укрепления, сам же скрывался в полых стенах.

Мы можем даже предположить, что именно из-за ск та начались первые войны, стали бурно строиться укре ленные поселки и развиваться искусство изготовлені оружия.

Постепенно обживался мир Средиземья — огромні лесные и степные просторы Евразийского континента, к торые древние, естественно, считали центром мира, а сеі жителями срединной земли.

Урал и Казахстан богаты залежами руд самых разд чных металлов, но в древние времена были неизмерщ богаче, просто ломились от золота, меди, серебра и же* за, олова и других металлов.

После четырех-пяти тысячелетий все увеличиваюши ся объемов разработки месторождения потеряли в весе чтобы найти руду, сейчас приходится «залезать» все raj же и глубже под землю.

А вот полторы тысячи лет до нашей эры медь и золото лежали буквально под ногами, в самородном, готовом для ковки виде. Средиземны находили «кусочки» золота і сом в несколько сот килограммов!

Но уже тогда были быстро исчерпаны открытые сам родные месторождения и люди начали искать руду, бог тую металлом.

Руду плавили в небольших печах, отделяли метал отливали из него болванки для ковки или отливали гот вые вещи.

Тогда же научились делать различные сплавы — d шивая чистые металлы, например, медь и олово для й лучения прочного сплава — бронзы. Бронза пользовал# таким спросом на рынках древнего мира, что этот пер од истории назвали бронзовым.

Мы можем обнаружить на Урале и севере Казахста* сотни рудников, а по соседству с ними сотни обогатительных фабрик — площадки, на которых извлеченную из глубоких шахт руду (глубина достигала 30-40 метров) измельчали в каменных ступах каменными молотами весом до сорока килограммов. Большие куски породы калили в кострах, а затем поливали водой — порода с грохотом грескалась и крошилась.

Обладание металлическим оружием давало стратегическое превосходство над другими. Происходило непрерывное вытеснение с рынка и усиление других, причем часто хозяевами положения становились именно сре-, циземские металлурги.

Второе важное открытие, сделанное уральскими народами, — это двухколесная повозка, названная колесницей, легкая и разборная конструкция которой позволяла путешествовать на огромные расстояния, преодолевая горы и реки.

Специально для колесниц были выведены породы лошадей, не имевших себе равных в мире — быстроногих, сильных, выносливых.

В сочетании с дальнобойным луком, металлическим оружием и доспехами, оснащенное колесницами войско не имело равных, и ни одна армия древности не могла устоять перед сокрушительной атакой колесниц, каждой из которых управлял опытный возница, одновременно защищавший щитом стоявшего рядом умелого воина — метателя копий и стрел.

Такая колесница вполне сравнима с современным танком: стремительно надвигаясь на противника, воин с колесницы поражал врага, а лошади сметали вражеских пехотинцев, как траву.

Именно тогда, полторы тысячи лет до нашей эры, по всему континенту прокатились ужасные вести о нашествиях с Средиземья страшных и беспощадных армад колесниц. Новости о непобедимых незнакомцах переносились из города в город, от народа к народу,

і0 хо, что они были чернокожими и с приплюснутыми осами.

обрастая легендами и слухами, и дошли до наших дне$ порой в неузнаваемом виде. Путаницы добавило и tq что разные народы называли нападавших разным] именами.

Так, около 1700 года до нашей эры в Египет ворва лись армии гиксосов, что по-древнеегипетски значит «пра вители пастухов".

Гиксосы разгромили войско египтян, смерчем прощ лись по городам и селам древнеегипетской цивилизаци) и осели в Нижнем Египте, основав свой собственный го род — Аварис.

Правда, бегство гиксосов спустя сто с небольшим ле после его завоевания из Египта было столь же стреми тельно, как и их вторжение.

Фараон Яхмос Первый, правивший с 1584 по 1559 го, до нашей эры, поднял египтян на освободительное вое стание и захватил Аварис, после чего спасшимся гиксо сам пришлось бежать из Египта. В силу слабой популяр ности гиксосов у местного населения нам даже неизвесі но, куда именно они бежали. Гиксосы просто исчезли q страниц истории.

Примерно в то же время другая армия, вооруженна колесницами, пересекла пустыни Средней Азии и втор глась в Индию.

Индия, как и Египет, была уже давно и успешно засе лена древней цивилизацией, которую арии называли Да сью. Нам удивительно мало известно о Дасью и практи чески только то, что оставили о них в своей памяти побе доносные войска на колесницах. Вторгшиеся армии про неслись по Индии, разоряя города и села и уничтожь дасью. Но в отличие от Египетской кампании здесь делі складывались значительно успешнее, и древняя цивилй зация Дасью прекратила свое существование навсегда.

Единственное, что осталось нам в память о дасью, и Да получит Индра, чья помощь не иссыхает, Эту награду числом в тысячу,

Он, в котором все силы мужества!

Да не причинят вреда смертные,

Нашим телам. О, Индра, воспевания жаждущий!

Отврати смертоносное оружие, о ты, в чьей это власти!


Дасью жили, как передают арийские источники, в городах, значительно более похожих на современные города, нежели поселения Средиземья типа Аркаима. Это были города с улицами, пересекавшими друг друга под прямы- и углами и ориентированными по сторонам света. Ширина улиц была метров десять, дома строились в несколько этажей, существовала городская канализация, в . омах устраивались бассейны. Окружали город дасью ены. В одном из найденных и раскопанных поселений тина наружной стены составляла четыре с половиной километра!

Но даже такие стены не остановили ариев. Дасью уби- ’иіи или превращали в слуг, а на развалинах городов арии сасли свой скот, не видя нужды в сохранении странных Ъстроек, жить в которых арии не могли и не умели.

Р Даже по прошествии нескольких тысячелетий обнаруживаются отголоски тех кровавых событий, например, в астовой системе, которая уже официально отменена в [ндии, но негласно еще существует. Люди «высоких» каст імеют более светлую кожу и отличаются физически от Гаст «низкого» уровня.

Изобретя колесницу, средиземцы побывали не только еЕгипте и Индии, но посетили древний Китай, о чем подобно рассказывается в древнекитайских хрониках.

Одно интересное свидетельство о пребывании в древ- еем Китае средиземцев было обнаружено в захоронении принцессы Фу Хао в Аньяне.

Красавица Фу Хао была женой Вана Удина. В мес- іе> где она была похоронена, ученые обнаружили казенные фигурки коней и людей, нож и бронзовое зеркало, сделанное по образцу продукции древнеуральских вводов. Именно средиземцы основали в Аньяне меднолитейное производство, разведение коней и вне^ ли в армию колесницы. Все это вместе и позволило настии Инь объединить Китай и править им с XV] XI века до нашей эры.

Но это еще не все.

Приключения древних средиземцев не закончились в Китае.

Существует гипотеза о средиземском происхождении Микенской царской династии в Древней Греции. Ищ но с древними царями Микен связан миф о колесна Аполлона, запряженных лебедями и прилетевших с| фейских гор (так в древности называли Уральские гор; Известно также, что именно тогда пришел в Грецию об. жертвоприношения коня при погребении героя.

Многое об ариях можно узнать, изучая древнейш памятник литературы Средиземья поэму «Ригведа», к писанную четыре тысячи лет назад.

Прочтите вслух небольшой отрывок из многотомной «Ригведы», в котором арий обращается к Богу Индре:

Придите же! Сядьте!

Индру воспойте, Возносящие хвалу друзья!

Первого из многих,

Владыку самых достойных благ,

Индру — при выжатом соме!

Да поможет он нам в походе,

В богатстве и в изобилии!

Да придет он к нам с наградами!

Чью пару буланых коней не удержать,

Врагами при столкновении в битвах,

- Этому Индре пропойте славу!

Тебя усилили прославления,

Тебя, — хвалебные песни, о стосильный!

Да усилят тебя наши восхваления!


Сома — как предполагают ученые, напиток из мухоморов. Пользовался в ритуалах ариев как опьяняющее зелье.


uchebno-metodicheskij-komleks-dopolnitelnij-muzikalnij-instrument-sintezator.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-torgovli-i-obshestvennogo-pitaniya-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-5-tema-sestrinskij-process-pri-rabote-s-pacientami-s-diagnozom.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-analiticheskaya-himiya-biologicheskih-obektov-i-lekarstvennih-preparatov.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-anglijskij-yazik-dlya-studentov-otdeleniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnostej-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-finansi-i-kredit-rubcovsk-2007.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-annotaciya-osnovi-soderzhaniya-predmeta-znaniya-umeniya-dostigaemie-uchashimisya-k-koncu-obucheniya-russkij-yazik.html
  • desk.bystrickaya.ru/perestrojka-stalina-i-po-sej-den-yavlyaetsya-tajnoj-v-knige-mi-ee-rassmotrim-i-podtverdim-vo-vseh-vozmozhnih-podrobnostyah-kotorie-sami-po-sebe-v-otdelnosti-yav-stranica-29.html
  • college.bystrickaya.ru/1obshaya-harakteristika-specialnosti-040104-organizaciya-raboti-s-molodezhyu-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/26-likvidaciya-mediko-sanitarnih-posledstvij-pri-zemletryaseniyah-uchyonij-i-praktik-polkovnik-medicinskoj-sluzhbi.html
  • school.bystrickaya.ru/hazarskaya-legenda-i-eyo-mesto-v-russkoj-istoricheskoj-pamyati.html
  • spur.bystrickaya.ru/korol-narodnaya-igra-slovesnie-igri-postroeni-na-slovah-i-dejstviyah-igrayushih-vtakih-igrah-deti-uchatsya-opirayas.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xiv-metalog-eto-ne-zdes-mkb-sokrashennij-perevod-s-anglijskogo-v-kotlyara-m-tehnologicheskaya-shkola-biznesa-1994-216-s.html
  • letter.bystrickaya.ru/obuchenie-pereskazu-kak-odnomu-iz-priemov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-ustrojstva-elektroustanovok-v-red-prikaza-minenergo-sssr-ot-01-08-1988-n-376-reshenij-mintopenergo-rf-ot-24-07-1996-stranica-11.html
  • letter.bystrickaya.ru/molodezhnij-konkurs-smotr-stroya-i-pesni-protokol-konkurs-smotr-stroya-i-pesni-70-letiyu-pobedi-v-bitve-pod-moskvoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sir-arthur-conan-doyle-sir-nigel-1906-stranica-18.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-teoriya-i-istoriya-tradicionnogo-prikladnogo-iskusstva-specialnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/mihail-mihajlovich-ferin-rodilsya-v-1956-godu-v-gorode-tule-v-seme-voennosluzhashego-zatem-zhil-v-ryazani-tam-zakonchil-srednyuyu-shkolu-uchilsya-s-1974-po-1978-g-g-v-stranica-9.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/punkt-1-povestki-dnya-otkritie-soveshaniya-doklad-o-rabote-vtorogo-soveshaniya-specialnoj-rabochej-gruppi-otkritogo.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdorovij-duh-i-zdorovoe-telo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uchebnik-stranica-21.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-informacionnaya-ekologiya-blok-obsheprofessionalnih-disciplin-opd.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priglashaem-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vozmozhnost-uchastiya-v-telekonferenciyah-konferenc-svyaz-besprovodnoj-planshet-hitachi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-obespechenie-bezopasnosti-lyudej-na-vodnih-obektah-gosudarstvennij-doklad.html
  • credit.bystrickaya.ru/opit-priznan-uspeshnim-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/bolezni-organov-dihaniya1-adenoidi-uvelichenie-mindalin-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svetloj-pamyati-petra-dmitrievicha-kavolina-posvyashaetsya-eta-kniga-poletdrakon-a.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-6-rezultati-issledovatelskoj-raboti-uchashihsya-publichnij-doklad.html
  • desk.bystrickaya.ru/otrasli-i-sferi-deyatelnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-f-06-marketing-v-otraslyah-i-sferah-deyatelnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/perechen-rabochih-mest-dlya-territorii-vseleniya-gorod-achinsk-programma-krasnoyarskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-kraschetno-graficheskoj-rabote-po-soprotivleniyu-materialov-dlya-studentov-specialnostej-1-74-06-01-tehnicheskoe-obespechenie-processov-selskohozyajstvennogo-proizvodstva.html
  • student.bystrickaya.ru/29sdelki-ss-svrzani-lica-otchet-za-dohodite-62.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravo-sobstvennosti-na-sozdannie-obekti-nedvizhimogo-imushestva-registriruetsya-na-osnovanii-dokumentov-podtverzhdayushih-fakt-ih-sozdaniya-pri-gosudarstvennoj-regi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-speckursa-40-chasov-tema-kulturno-dosugovaya-deyatelnost-detej-i-podrostkov.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-teme-smert-i-umiranie-evtanaziya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchetnost-microsoft-dynamics-nav-kompaniya-icf.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-mesto-mikrobiologii-i-immunologii-v-sovremennoj-medicine-rol-mikrobiologii-i-immunologii-v-podgotovke-vrachej-klinicistov-i-vrachej-profilakticheskoj-sluzhbi-stranica-16.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-novij-vzglyad-na-ispolzovanie-atomnoj-energetiki.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-problemi-mezhdunarodnoj-migracii-rabochej-sili-dannogo-referata-prichini-i-problemi-mezhdunarodnoj-migracii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.