.RU

Учебник для вузов


 

С. В. Мочерный, В. Н. Некрасов, В. Н. Овчинников, В. В. Секретарюк

Экономическая теория

Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Москва 2000

© Мочерный С. В., Некрасов В. Н.,
Овчинников В. Н., Секретарюк В. В., 2000
© Издательство «Экспертное бюро», 2000
© «Издательство ПРИОР», 2000

 


Учебник для вузов
Мочерный Степан Васильевич,
Некрасов Виталий Николаевич,
Овчинников Виктор Николаевич,
Секретарюк Вячеслав Васильевич


Экономическая теория

Учебник

Редактор Е. Г. Гежа

Корректор Н. Никанорова.

Компьютерная верстка С. И. Непорожней

Издательство ПРИОР
Москва, Воронцовский пер. 5/7
Телефон: 964-42-00
Интернет: http://www.knigotorg.ru
Издательская лицензия ЛР № 065184

Гигиеническое заключение № 77.99.2.953.П.5615.9.99 от 16.09.99
Издание осуществлено совместно с издательством Приоритет
Подписано в печатыо.ОД.ают.Заказ lois. Тираж 30 о о .
Отпечатано в Подольском филиале ЧПК
142110, Подольск, ул. Кирова, 25.

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 1. Предмет и метод экономической теории

§ 1. Сущность и структура производительных сил и производственных отношений

§ 2. Предмет экономической теории и его отличие от предмета экономике и политической экономии

§ 3. Экономические законы и категории, их классификация

§ 4. Метод экономической теории и его структурные характеристики

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 2. Основные этапы становления и развития экономической теории

§ 5. Возникновение и эволюция политической экономии до конца XIX в. Марксизм и современность. Историческая школа и маржинализм

§ 6. Основные направления современной экономической теории 42 Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 3. Экономический прогресс: основные критерии и движущие силы

§ 7. Сущность и критерии экономического прогресса

§ 8. Движущие силы и факторы экономического прогресса

§ 9. НТР и ее роль в экономическом прогрессе

§ 10. Развитие сущностных сил человека — решающий фактор социально-экономического прогресса

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

^ РАЗДЕЛ II. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Глава 4. Основные формы экономического развития. Товарное производство и его роль в эволюции общества

§ 11. Формы общественного производства

§ 12. Товар и его свойства

§ 13. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре

§ 14. Развитие товара и товарного производства в современных условиях

§ 15. Сущность денег и денежных систем и их эволюция

§ 16. Законы обращения денег. Инфляция

§ 17. Закон стоимости и его функции

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 5. Сущность, структура, механизм рынка и проблемы его развития.

§ 18. Сущность и структура рынка .

§ 19. Инфраструктура рынка.

Основные категории и термины. .

Вопросы и задания для самоконтроля.

Глава 6. Рыночное равновесие и механизм его достижения

§ 20. Закон спроса и убывающей доходности

§ 21. Эластичность спроса и предложения и их основные виды

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 7. Монополии и конкуренция

§ 22. Причины возникновения и сущность монополий

§ 23. Конкуренция, монополии и антимонопольная деятельность государства

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 8. Рыночная экономика и ее эволюция

§ 24. Сущность рыночной, социально-рыночной и смешанной экономики

§ 25. Причины возникновения рыночно-регулируемой системы и основные функции государства

§ 26. Сущность и структура хозяйственного механизма

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

^ РАЗДЕЛ III. МИКРОЭКОНОМИКА

Глава 9. Предпринимательство и акционерная собственность

§ 27. Предприятия и их основные виды

§ 28. Акционерная собственность в экономической системе

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 10. Капитал, затраты производства, цена и прибыль

§ 29. Социально-экономическое содержание капитала

§ 30. Производственные фонды предприятия и расходы производства

§ 31. Цена и прибыль

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 11. Рынок рабочей силы и заработная плата

§ 32. Сущность товара рабочая сила и ее стоимость

§ 33. Заработная плата, ее формы и функции

§ 34. Реальная заработная плата, доходы населения и их использование

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 12. Система управления современным предприятием

§ 35. Основные формы и методы управления предприятием

§ 36. Сущность и основные виды маркетинга

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 13. Аграрные отношения и особенности их развития в современных условиях

§ 37. Производительные силы и производственные отношения в сельском хозяйстве

§ 38. Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Аграрно-промышленный комплекс

§ 39. Земельная рента и ее формы в современных условиях

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

^ РАЗДЕЛ IV. МАКРОЭКОНОМИКА

Глава 14. Результативность общественного производства и национальный доход

§ 40. Результаты общественного производства и его эффективность

§ 41. Источники национального дохода, его распределение и перераспределение

§ 42. Потребление и накопление национального дохода

Основные категории и термин

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 15. Финансы в системе экономических отношений

§ 43. Бюджетная и налоговая системы

§ 44. Государственные расходы и дефицит бюджета

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 16. Кредитно-банковская система

§ 45. Банки и банковская система

§ 46. Кредит и кредитная система

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 17. Государственное регулирование экономики

§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики

§ 48. Национальный рынок и механизм установления равновесия между спросом и предложением

§ 49. Основные модели государственного регулирования экономики и их эволюция

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 18. Циклические колебания и кризисы в экономике

§ 50. Причины и механизм циклических колебаний

§ 51. Финансовые и структурные кризисы в экономике

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 19. Народонаселение, занятость и социальная защита населения

§ 52. Народонаселение и общественное развитие

§ 53. Занятость и безработица

§ 54. Социальная защита населения

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 20. Современная экономическая система и тенденции ее развития в начале третьего тысячелетия

§ 55. Радикальные изменения в технологическом способе производства

§ 56. Новые тенденции в эволюции собственности

§ 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в.

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

^ РАЗДЕЛ V. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Глава 21. Законы развития мирового хозяйства

§ 58. Сущность экономических законов мирового хозяйства

§ 59. Интернациональные формы закона стоимости и неравномерности экономического развития

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 22. Международные экономические отношения и их структура

§ 60. Международная торговля и особенности ее развития в современных условиях

§ 61. Международное движение капитала

§ 62. Международная миграция рабочей силы и миграционная политика

§ 63. Международная экономическая интеграция

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 23. Международные валютные отношения

§ 64. Эволюция международной валютной системы

§ 65. Валютный рынок и валютное регулирование

§ 66. Формы конвертируемости валют и условия их формирования

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 24. Экономические аспекты глобальных проблем

§ 67. Причины возникновения и сущность глобальных проблем

§ 68. Разоружение — ключ к решению глобальных проблем

§ 69. Основные пути разрешения других глобальных проблем

§ 70. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и формирование глобальной экономики

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Предисловие

В условиях сложно протекающего процесса становления рыночной системы хозяйства, радикального изменения экономических отношений в обществе значительно возрастает роль экономической теории, реализуемая в следующих ее функциях: — критическо-аналитической (селективная) и позитивно-информативной (объясняющая); — мировоззренческо-ориентирующей (методологическая); — инновационно-поисковой (эвристическая); — системно-формирующей (концептуальная); — инструментально-методической (исследовательская); — псрспективно-экстраполяционной (прогнозная); — сценарно-вариантной (прагматическая).

На фоне болезненно проявляющегося разрыва экономической теории с реалиями хозяйственной практики и тенденциями осуществляемых реформ все более явно видна неприменимость как оторванных от нынешней действительности догматов традиционной отечественной политической экономики дореформенного периода, так и абстрактных схем взращенного в иных условиях и заимствованного без необходимой адаптации к национальной специфике транзитивной экономики западного опыта.

В то же время в попытке создания реально применимой экономической теории нельзя отказываться от методологической ценности, концептуальной системности и традиционной фундаментальности отечественной экономической школы и конструктивного использования инструментарного аппарата и прагматических установок, присущих западной экономической традиции.

В условиях открытости национальных экономик и информационно-образовательного пространства важно также давать трактовку ключевых, базовых категорий экономической науки с позиций различных школ, мировоззренческих подходов, сравнивая их исходные теоретические положения (посылки) и логику доказательств, акцентируя внимание на возможностях концептуальной совместимости позиций (например, при оценке количества общественно необходимого труда и качества — потребительских — свойств товара в его стоимости через диалектику взаимодействия качественной и количественной определенности труда в границах меры этого экономического явления).

 

Исходя из этих предметно-содержательных и общих дидактико-методических установок при подготовке данного учебного пособия авторы свою задачу видели в том, чтобы оно способствовало формированию системных знаний в области экономической теории, востребованных в их инструментарных, прогностических и прагматических функциях.

Это учебное пособие рассчитано на самую массовую, первую ступень экономического образования студентов высших учебных заведений. В ее рамках будущие специалисты должны получить прочные знания об экономических системах, их эволюциях и современном состоянии, механизмах развития и функционирования, что и предопределило логику построения, содержание и концептуальный аппарат учебного пособия.

Члены международного авторского коллектива, представленного научно-педагогическими работниками, профессорами вузов России и Украины, выражают надежду, что найдут в лице студентов, аспирантов и преподавателей заинтересованных читателей и будут признательны за присланные замечания и пожелания.

 

Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Глава 1. Предмет и метод экономической теории

Сущность и структура производительных сил и производственных отношении. Предмет экономической теории и его отличие от предмета политической экономии. Экономические законы и категории, их классификация. Метод экономической теории и его структурная характеристика

Каждая наука имеет свой предмет. Политическая экономия и получившая широкое распространение за рубежом экономика в ее западной версии (экономике) — два относительно самостоятельных звена в системе экономических знаний. Но сам термин «политическая экономия» появился почти на три столетия раньше понятия «экономике», введенного в научный оборот в конце XIX в.

Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструмснтарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью Экономикса.

Цель темы — выяснить предмет экономической теории, раскрыть материальную природу и историческую логику развития системы производственных отношений в их взаимодействии с динамикой производительных сил и с эволюцией человека как субъекта созидания, определить сущность экономической системы общества и экономических законов, регулирующих ее генезис, а также показать инструментарные возможности системно-функционального (диалектического) метода исследования, с помощью которого они могут быть раскрыты.

§ 1. Сущность и структура производительных сил и производственных отношений

Материальное производство — основа жизни человеческого общества. Производительные силы и производственные отношения. Собственность в системе производственных отношений. Экономическая система

Материальное производство — основа жизни человеческого общества.

Развитие человеческого общества невозможно без материального произ-

 

водства, создания материальных благ. Производство материальных благ в каждой общественно-экономической формации имеет свои специфические особенности, происходит при помощи различных орудий труда. Но ему свойственны и некоторые общие черты. В условиях любого способа производства осуществляется взаимодействие общества с природой, где субъектом является человек, видоизменяющий вещество природы и приспосабливающий его для удовлетворения своих потребностей, а объектом — природа. Например, из недр планеты в расчете на одного ее жителя ежегодно добывают около 25 т руды, полезных ископаемых и строительных материалов. Взаимодействие происходит в процессе труда, включающего три основных момента: 1) труд человека; 2) предметы труда; 3) средства труда.

Труд — это сознательная, целесообразная деятельность людей, в результате которой они видоизменяют внешнюю природу, опосредуют, регулируют и контролируют обмен веществ между собою и природой, одновременно изменяют собственную социальную природу. При этом человек достигает сознательной цели, которая определяет способ и характер его действий и

которой он подчиняет свою волю.

^ Предмет труда — это вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, подвергая его обработке. Предметы труда бывают двух видов: 1) данные самой природой (например, рыба, вылавливаемая из реки; дерево, которое рубят); 2) подлежащие последующей обработке (например, добытая руда). Последние называются сырым материалом, сырьем.

^ Средства труда — это вещь или комплекс вещей, которыми человек воздействует на предметы труда. Решающая роль среди них принадлежит механическим средствам — орудиям труда, являющимся «мышечной системой» производства. Уровень развития последних относится к отличительным признакам каждой эпохи общественного производства. С момента изготовления орудий труда начинается история собственно человеческого труда. К его средствам принадлежат также все материальные условия процесса труда — рабочие постройки, здания, сооружения и т. п. Общим средством труда является земля как пространственно-территориальная база размещения производства. Наряду с «мышечной системой» производства, необходимо выделять его «сосудистую» систему, включающую дороги, каналы, трубопроводы, системы коммуникаций, энергоснабжения, складского хозяйства и т. д. В зависимости от функций, выполняемых в процессе труда, определенная вещь может выступать и предметом, и средством труда. Так, функционирующий токарный станок относится к средствам труда, а пребывающий на ремонте, — к предметам труда.

В процессе эволюции экономической системы, в частности при переходе к комплексному автоматизированному производству и созданию информационной экономики, традиционный объем понятий «предметы труда», «средства труда» наполняется принципиально новым содержанием. Поскольку в такой экономике специфический инструмент и продукт деятельности — информационные ресурсы (достижения науки и техники, знания и др.), то предметом труда становится первичная информация, а средствами — способы и инструменты, методы ее преобразования, сохранения и передачи.

Если процесс труда рассматривать с точки зрения его результата — продукта, то он выступает как процесс производства, а средства и предметы труда — как средства производства. При этом труд в сфере материального производства, взятый вне определенной общественной формы, является производительным трудом. Отечественные и многие западные ученые (У. Ростоу, Т. Стоунвер и др.) признают ведущую роль материального производства в жизни общества, его обусловленность развитием продуктивных сил.

Производительные силы и производственные отношения. К элементам производительных сил, общим для всех общественно-экономических формаций, относятся средства производства и люди, владеющие производственным опытом и приводящие их в действие. Главная производительная сила любого общества — человек. Это объясняется тем, что, во-первых, человек — создатель всех других элементов производительных сил; во-вторых, без «живого» труда человека они не могут быть использованы как факторы производства (например, самая современная техника без действий человека становится омертвленным капиталом); в-третьих, потребности и интересы человека — основная движущая сила социально-экономического прогресса общества.

Предметы труда входят в состав производительных сил в той степени, в какой они идут на производительное потребление или используются как источник энергии. Например, сила ветра, энергия солнца, воды и т, п.

В современных условиях в состав производительных сил включают также науку (как специфическую производительную силу), формы и методы организации производства. Самостоятельным элементом производительных сил становится информация. Следовательно, современные, производительные силы — это сложная система, включающая материальные и духовные, объективные и субъективные, общественные и природные элементы. В процессе исторического развития как производительные силы в целом, так и отдельные их элементы постоянно обогащаются, наполняются качественно новым содержанием. На ранних стадиях развития производства его потребности в рабочей силе удовлетворяли работники с низким уровнем образования и квалификации. Современный этап развития производства требует не только полной реализации физических и умственных способностей человека, но и творческих дарований личности, ее организаторских способностей, духовных компонентов.

В результате постоянно обновляемого процесса взаимодействия всех элементов производительных сил, они пребывают между собою в диалектическом единстве, определенном количественном и качественном соотношении и функциональной зависимости. При этом возникают такие общественные компоненты организации производительных сил, как кооперация, разделение труда и др. Между элементами производительных сил существуют противоречия, которые разрешаются относительно независимо от производственных отношений. Системе производительных сил свойственны внутренние законы развития. Таким, в частности, является закон передачи энергетических и исполнительских функций отличных к вещным факторам производства, или законы опережающего роста объема овеществленного труда в структуре затрат совокупного труда, соответствия личного и вещного (овеществленного) факторов производства, перемены труда, роста производительности труда и др. Действие этих законов пронизано внутренними противоречиями, обусловливает изменения в развитии производительных сил, качественные сдвиги в их содержании. Производительные силы опосредуют отношение человека к природе, проявляющееся в процессе труда, как базовом элементе всех общественных способов производства.

Следовательно, производительные силы — это факторы преобразования вещества природы в соответствии с потребностями людей, создания материальных и духовных благ, определяющие уровень производительности общественного труда.

Поскольку производительные силы выражают отношение человека к природе, то одной стороной они повернуты к силам природы, географической среде, а другой — к системе, прежде всего, отношений по поводу производства: технико-экономических, организационно-производственных, производственно-экономических и социально-экономических. Именно две последние группы составляют в политико-экономическом понимании производственные отношения. Из этого следует еще одно важное отличие предмета экономической теории от политической экономии.

Политическая экономия изучает производственные отношения как отношения, характеризующие общественный строй производства и исторические особенности развития производительных сил, а экономическая теория кроме собственно производственных отношений, уделяет значительное внимание технико-трудовым и организационно-производственным отношениям (специализации, кооперированию, комбинированию производства, его концентрации и др.). Производственно-экономические (связанные с менеджментом, маркетингом и др.) и социально-экономические (отношения собственности), составляют базисные (экономические) отношения, определяющие общественное устройство производства. Экономическая теория сосредоточивает внимание также на проблемах эффективности технико-трудовых и организационно-производственных отношений, и поэтому в большей степени, чем политическая экономия, должна обобщать результаты исследования отраслевых экономик.

Технико-трудовые и организационно-производственные отношения определяются уровнем развития техники, технологии, организации производства и совершенствуются параллельно с эволюцией производительных сил. Они включают способ производственной связи людей с обслуживаемыми ими средствами производства, а также отношения обмена деятельностью между людьми, специализацию, кооперирование производства и т. п., и являются непосредственной материально-вещественной формой организации, функционирования и развития производительных сил первичного производственного звена (предприятия). Данная форма производства, занимая промежуточное положение между производительными силами и экономическими отношениями, обеспечивает целостность системы производительных сил, в диалектическом единстве с последними образует технологический способ производства и представляет материальное содержание общественного способа производства.

В соответствии с тремя этапами развития техники различают три технологических способа производства, базирующихся на труде: 1) ручном; 2) машинном; 3) автоматизированном. В экономической теории значительно больше внимания уделяется изучению технологического способа производства, а в политической экономии используется классовый или социальный подход, то есть дается оценка того или иного экономического явления с позиций интересов различных классов. Западные ученые свою теорию называют нейтральной по отношению к таким интересам, что, конечно, не вполне соответствует действительности. Однако следует признать, что для объяснения ряда экономических явлений и процессов нет необходимости в классовом подходе. Поэтому одной из предпосылок формирования нового экономического мышления и является заимствование всего рационально-инструментарного, что содержится в экономике, более прикладной науке, чем политическая экономия.

Собственность в системе производственных (экономических) отношении. Производственные отношения — это общественная форма развития производительных сил в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Социальную природу такой общественной формы определяют отношения собственности. Возникают вопросы: каково соотношение и каков экономический статус каждой из данных категорий?

В процессе производства осуществляется присвоение двух видов: 1) созидательное использование (производительное потребление) непосредственным производителем (работником) всех элементов производительных сил, включая собственную рабочую силу, через процесс труда; 2) предшествующее ему экономическое присвоение (купля, наем, аренда и т. п.) средств производства, рабочей силы, предметов потребления и услуг через соответствующую общественную форму. Присвоение второго типа представляет собой отношения собственности. В современных условиях объектом присвоения становятся также продукты интеллектуальной собственности — патенты, лицензии, «ноу-хау» и т. п. Таким образом, собственность — это экономические отношения между людьми по поводу присвоения средств производства, рабочей силы, предметов потребления, услуг, объектов интеллектуальной собственности во всех сферах общественного воспроизводства. Такое определение раскрывает качественную сторону собственности как экономической категории. Другой ее стороной является количественная определенность отношений собственности названными в определении ее объектами. Значит, подобные экономические отношения между людьми не беспредметны, они всегда связаны с присвоением тех или иных экономических благ. Учитывая различие между политической экономией, рассматривающей экономические отношения между людьми, включая их деятельность, и экономике, исследующим только деятельность людей, следует отметить, что в политической экономии как составной части экономической теории необходимым элементом каждого экономического отношения выступают объекты собственности. Что же касается имущественных прав и обязанностей людей, то они относятся к юридическому аспекту собственности. Определяющими среди них являются отношения между людьми по поводу присвоения средств производства, 'или отношения собственности на средства производства, составляющие основу производственных отношений, определяющие их тип. Отношения между людьми по поводу присвоения средств производства — «генетическое ядро» системы производственных отношений, которые функционируют и в сфере непосредственного производства, и при распределении, обмене и потреблении. В качестве основного производственного отношения необходимо выделить отношения собственности на средства производства в сфере материального производства. Собственно они определяют социально-экономическую форму соединения личных и вещных факторов производства.

Отношения собственности являются системной сущностью всей совокупности производственных отношений. Это означает, что усовершенствование или коренное изменение отношений собственности невозможно без усовершенствования или изменения всех форм ее реализации и их проявлений в производственных отношениях: цены, заработной платы, налогов, распределения доходов и др. Но «собственность» более емкая социологическая категория, включающая и экономические, и юридические отношения. Последние, будучи правовой формой проявления реальных экономических отношений собственности, принадлежат к надстроечным и зависят от воли и сознания людей. Важнейшие категории юридического содержания собственности («владение», «распоряжение», «пользование») отражают реально существующие формы осуществления отношений присвоения.

/(социальным аспектам проявления собственности относятся процессы формирования и развития классов, социальных слоев и групп, а также механизм взаимодействия между ними в связи с их отношением к средствам производства, способам получения и присвоения определенной доли национального богатства.

^ Политический аспект собственности заключается в степени влияния определенных классов и социальных групп на политику государства в зависимости от их экономических интересов, политической воли, формируемых в результате присвоения в различных формах объектов собственности.

Психологический аспект собственности отражает наличие (или отсутствие) у человека-труженика чувства хозяина по отношению к объекту присвоения, как к своему или чужому. Вследствие тотального огосударствления объектов общенародной собственности в бывшем СССР подавляющее большинство работников относилось к ней, как к чужой, что проявлялось в разворовывании государственного имущества. В ходе разгосударствления и приватизации масштабы этого процесса еще более возросли.

В учебной экономической литературе 90-х гг. выделяются, как правило, лишь экономический и юридический аспекты собственности. При этом одни авторы вообще отрицают наличие экономического содержания в данной категории, считая ее категорией права; другие наряду с юридическим выделяют и экономический аспект; третьи рассматривают ее на уровне внешних, поверхностных признаков, не раскрывая сущности, и т. д. Однако без научного понимания сущности собственности невозможно раскрыть характер трансформационных процессов в экономике, в частности, природы разгосударствления и приватизации, глубинную сущность реформирования экономической системы в целом. В учебнике под редакцией В. Д. Камаева

собственность рассматривается как «категория, используемая для обозначения системы экономических и правовых отношений, характеризующих организационные или социальные формы владения, использования и распоряжения имуществом; имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу»1. Такое определение не содержит четких характеристик экономического и юридического аспектов собственности, в нем явно доминирует правовой аспект (организационные или социальные формы сводятся к триаде узловых категорий права), не ясен статус таких организационных и социальных форм, к тому же объекты собственности ограничиваются только имуществом. В «Современном экономическом словаре» имущество характеризуется как материальные ценности, вещи, находящиеся во владении юридических и физических лиц2. Но исходя из приведенного определения, объектом собственности, а значит, присвоения, не могут быть услуги, рабочая сила, отдельные объекты интеллектуальной собственности, что не соответствует действительности.

Собственность — это исторически сложившийся способ экономического присвоения материальных благ, продуктов интеллектуального труда, рабочей силы, услуг, реализуемый в форме дохода его субъекта в процессе разделения и персонификации отношений хозяйственного пользования, владения и распоряжения ее объектом или непосредственного потребления (личного или производительного) его полезного эффекта.

Производительные силы и производственные отношения в их диалектическом единстве и взаимодействии составляют общественный способ производства. Производительные силы представляют его вещественное содержание, производственные отношения — общественную форму. Развиваясь более динамично, производительные силы постепенно вступают во все большее противоречие с производственными отношениями. Последние изменяются дискретно будучи сначала формой развития производительных сил, способствующей их прогрессу, постепенно превращаются в сдерживающий элемент их дальнейшего роста, перестают отвечать их уровню, структуре и характеру развития. Вследствие этого между двумя сторонами общественного способа производства возникает конфликт, что экономически обусловливает наступление эпохи социальных революций. Основными признаками такого конфликта являются: 1) отсутствие стимулов к труду у большинства работников; 2) медленное внедрение новой техники; 3) низкая эффективность научной деятельности, недостаточное внедрение результатов новационных разработок в производство; 4) снижение, стагнация или очень медленный рост жизненного уровня населения; 5) утрата страной своих позиций на мировом рынке.

Поскольку в сравнении с производительными силами производственные отношения более консервативны, они в пределах того или иного общественного способа производства стремятся приспосабливаться к уровню, структуре и характеру развития производительных сил, что проявляется в эволюции форм собственности. Так, на смену индивидуальной ка-

' Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос, 1998. - С. 610. 2 См.: Современный экономический словарь. — М., 1977. - С. 122.

 

питалистической собственности приходит акционерная; ее диалектически отрицает государственная форма капиталистической собственности, а государственную — интегрированная транснациональная (процесс ее становления идет в странах Европейского союза (ЕС)). Каждая из этих форм собственности временно и частично разрешает противоречие между двумя сторонами общественного способа производства, развивая и углубляя его впоследствии уже на более широкой основе. Следовательно, противоречие между производительными силами и производственными отношениями является движущей силой развития общественного способа производства.

Экономическая система. Система — это совокупность ряда элементов

или подсистем и связей между ними, которой свойственны такие признаки целостности, как организованность, наличие интегративных свойств и функций, самодвижение и общая цель. Следовательно, экономическая система — это совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в соответствии с целью общества.

Основными элементами экономической системы, ее подсистемами являются: 1) производительные силы; 2) технико-трудовые и организационно-производственные отношения; 3) производственно-экономические отношения; 4) социально-экономические отношения, или отношения собственности (экономический аспект); 5) хозяйственный механизм. Каждый из данных элементов, в свою очередь, представляет собой довольно сложную подсистему, состоящую из определенных частей, компонентов со свойственной им совокупностью взаимосвязей, и развивается в соответствии с законами, общими для всей экономической системы, и внутренними, специфическими законами и противоречиями, присущими только данной подсистеме.

^ Предмет изучения экономической теории — все элементы экономической системы. Политическая же экономия призвана изучать, прежде всего, производственные отношения, отношения присвоения-отчуждения в их взаимодействии с производительными силами, и соответствующие экономические законы. Следует отметить, что в советской экономической литературе предметом политической экономии были только производственные отношения. Такой подход представляется односторонним, поскольку производственные отношения как социально-экономическая форма общественного способа производства рассматривались в отрыве от содержания — производительных сил, — определяющей стороны способа производства. При подобном подходе невозможно исследовать противоречия двух сторон последнего, вне предмета науки в значительной мере оказывается человек как главная производительная сила, неразрешенными остаются

другие теоретико-методологические проблемы.

Изучение только производственных отношений в значительной мере отвечает классовому подходу, так как в основе этих отношений лежит собственность на средства производства как основа формирования классов. Игнорирование же этого аспекта Экономиксом означает абстрагирование от распределения богатства в современном обществе, от противоречий между классами и социальными группами, а следовательно, от реалий действительности.

Генетическое ядро производственных отношений, или отношения собственности в экономическом понимании данного понятия — наиболее сложная подсистема экономической системы общества. Они определяют отношения между людьми в сферах непосредственного производства, обмена, распределения и потребления. Доминируют среди последних отношения в сфере непосредственного производства. Если рассматривать отношения собственности с точки зрения объектов присвоения, то их элементами выступают отношения между людьми по поводу присвоения: а) рабочей силы; б) средств производства; в) достижений науки (прежде всего, в форме патентов, лицензий, других продуктов интеллектуальной собственности); г) информации; д) передовых форм и методов организации производства; е) услуг, и т. п.

В экономической теории и в политической экономии «производственные отношения» и «собственность» должны исследоваться в соотношении: система и ее ядро. При этом категория «собственность» содержит большие эвристические (познавательные) возможности для изучения всей системы производственных отношений. Ведь категория «производственные отношения» имеет в определенной степени двойственное значение (может рассматриваться как отношения между людьми в сфере непосредственного производства или как охватывающие другие сферы — обмен, распределение, потребление). Для раскрытия эволюции производственных отношений под воздействием развития производительных сил необходимо использовать понятие «генезис форм собственности», которое в динамике означает эволюцию форм экономического присвоения, а значит, служит инструментом познания процесса присвоения различными социальными субъектами тех или иных объектов — позволяет полнее исследовать диалектику общественного способа производства, классовых отношений, политической власти и др.

. Стабильность и организованность современной экономической системы зависит от рационального сочетания в ней различных форм собственности, каждая из которых отвечает требованиям развития того или иного элемента производительных сил. Специфика коллективных и общественных форм собственности детерминирована особенностями современного этапа развития производительных сил, самого процесса производства. Эти формы собственности являются наиболее адекватными социальной сущности человека. Соотношение общественной, коллективной и частной форм собственности неодинаково в различных отраслях и сферах экономики. Так, в сельском хозяйстве и сфере услуг могут преобладать частная форма собственности (индивидуальная, семейная), в базовых капиталоемких отраслях промышленности — общественная, в других отраслях — коллективная.

Рациональное соотношение между отдельными подсистемами и элементами экономической системы в наибольшей степени зависит от хозяйственного механизма, который является механизмом, во-первых, использования экономических законов; во-вторых, разрешения противоречий экономической системы; в-третьих, реализации отношений собственности,

и, в-четвертых, согласования экономических интересов. Исходя из этого предметом экономической теории следует считать изучение законов формирования экономической системы, ее функционирования и развития. Такое определение еще более объединяет западную экономическую мысль и традиционную политическую экономию. Поэтому не удивительно, что П. Самуэльсон называл одним из предметов изучения политической экономии экономические системы.

Эффективность, организованность, а в значительной мере, — и саморегулирование экономической системы в современных условиях зависят от того, насколько сильна ее гуманистическая, демократическая направленность, зависящая от двух основных факторов: степени демократизации производственных отношений, и прежде всего, отношений собственности; меры участия непосредственных производителей в управлении экономической системой, их влияния на ее хозяйственный механизм.

Степень демократизации и гуманизации отношений собственности определяется возможностью работников относиться к средствам производства, объектам интеллектуальной и другой собственности, как к своим. Это связано с долей распространенных среди них акций, количеством этих акций у непосредственных производителей и возможностью присвоения на них части доходов, а также зависит от величины социальных расходов государства, их соотношения с объемом изъятых налогов и др.

Целостность и организованность экономической системы во многом обусловлены наличием общей цели, разделяемой ее субъектами. Эта цель должна быть не просто провозглашена. Она должна дать внутренний импульс деятельности подавляющему большинству населения, стать неотъемлемым элементом его экономического мышления. Для многих ставших суверенными стран СНГ такой целью является, прежде всего, достижение экономической независимости, что требует длительного времени. Главным движущим мотивом многих существующих в мире экономических систем

является производство и присвоение прибыли.

Действенность экономической системы в значительной мере зависит от того, как она способна реализовать системообразующие функции, создать элементы, которых ей недостает. Например, для формирующихся на рыночных основах экономических систем новых суверенных государств такими элементами являются качественно новая финансово-кредитная система, хозяйственный механизм рыночного типа и др.


uchebnikov-i-uchebnih-posobij.html
uchebnikov-serii-mgu-shkole.html
uchebniku-a-d-aleksandrova-i-dr-geometriya-10-11-10-klass-profilnij-uroven.html
uchebniku-a-v-perishkina-fizika-9-2-chasa-str-iz-tematicheskoe-i-pourochnoe-planirovanie.html
uchebniku-atanasyana-l-s-i-dr-geometriya-7-9.html
uchebniku-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-6-klass-avtori-frolov-m-p-litvinov-e-n-smirnov-a-t-krasinskaya-n-p-petrov-s-v-potapov-s-a-volovik-v-a.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-naimenovanie-tem-vidi-zanyatij-i-kolichestvo-chasov-specialnoj-podgotovki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmnij-kompleks-atlas-podschet-zapasov-kratkoe-rukovodstvo-polzovatelya-versiya-0-ot-01-07-2010g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/auil-sharuashilii-nmder-ndrsn-basaru-zhjelern-subsidiyalau-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti-zhalpi-erezheler-memlekettk-krsetletn-izmet-auil-sharuashilii-nmder-ndrsn-basaru-zhjelern-subsidiyalau.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-himii-tomarovich-lyudmili-aleksandrovni.html
  • student.bystrickaya.ru/1-ostrovskij-a-n-groza-bespridannica.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posobie-dlya-uchitelej-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-udk-372-8-004-stranica-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-podgotovki-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-grazhdanskomu-pravu-20092010-uch-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/oblasti-primeneniya-elektronnih-posobij-uchebnogo-naznacheniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-3-nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya-2-istoriya-zapadnoevropejskoj-filosofii-ot-antichnosti-do-xix-v.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osobennosti-sudebno-ballisticheskogo-issledovaniya-pri-rassledovanii-prestuplenij-svyazannih-s-ognestrelnim-oruzhiem.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sever--parma-muratov-pavel-pavlovich-obrazi-italii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechaniya-monografiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnik-po-vbscript-dynamik-html.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kazhdij-rebenok-v-a-suhomlinskij-serdce-otdayu-detyam.html
  • testyi.bystrickaya.ru/68opredelenie-dlini-kabelya-izmeritelnim-mostom-metodika-poverki-53-10-transportirovanie-i-hranenie-67-11-markirovka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-13-sila-i-stremlenie-slava-rima-artur-kemp.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-b-sh-i-e-v-i-v-o-d-i-razvitie-teorii-polzuchesti-betona-i-sovershenstvovanie-metodov-rascheta-zhelezobetonnih-konstrukcij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fenomen-vigoraniya-v-deyatelnosti-konsultantov-td-diplomnaya-rabota.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-respubliki-kazahstan-stranica-6.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-n-h-rozova-a-v-borovskih-deyatelnostnie-principi-i-pedagogicheskaya-logika.html
  • report.bystrickaya.ru/kemerovskij-gosudarstvennij-universitet-osnovnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomika-stranica-5.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-d-b-elkonin-psihologiya-igri.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-5-sistema-organizacii-i-provedeniya-sensornogo-analiza-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sensornij.html
  • report.bystrickaya.ru/izuchenie-polimorfizma-rage-gena-kak-faktora-predraspolozhennosti-k-razvitiyu-psoriaza-14-00-11-kozhnie-i-venericheskie-bolezni.html
  • testyi.bystrickaya.ru/52-gmo-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-apk-4-plani-i-perspektivi-razvitiya-apk-5-2-gosudarstvu-nado-lobbirovat.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-2009-g-g-moskva-soderzhanie-ob-organizacii-uchebnogo-processa-v-1-semestre-200910-uch-g-vsootvetstvii-s-uchebnim-planom-instituta-ves-utverdit-grafik-uchebnogo-processa-po-kursam-prilozhenie-1.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-priema-grazhdan-v-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-respubliki-kareliya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiticheskie-proceduri-istoricheskie-predposilki-vozniknoveniya-audita.html
  • shkola.bystrickaya.ru/s-v-astrahanceva-vestnik-moskovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-kulturi-i-iskusstv-2007-20-s-70-73.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biologicheskoe-i-socialnoe-v-cheloveke-chast-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-yu-naumov-2010-g-polozhenie.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-24-bibliotechnaya-set-rf-arhivnij-fond-rf.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pryazhnikov-n-s-p77-metodi-aktivizacii-professionalnogo-i-lichnostnogo-samoopredeleniya-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/ln-kalachev-itogi-deyatelnosti-tamozhennih-organov-yutu-v-2008-godu-i-v-1-kvartale-2009-goda-tamozhnya-5-mart-2009g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.