.RU

Учебник. Для высших учебных заведений


Фролов С.С.

Социология.

Учебник.

Для высших учебных заведений.

М.: Наука, 1994 - 256 с


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Раздел I СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА 5

Глава 1 ОТКРЫТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 5

§ 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ 13

Глава 2 СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 19

§ 1. ПОЛУЧЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ 19

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ 25

§ 3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 29

Раздел II КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ 34

Глава 1 СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ 34

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА" 34

§ 2. КУЛЬТУРА И СИСТЕМА НОРМ 38

§ 3. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 44

§ 4. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 47

§ 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 51

Глава 2 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 64

§ 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 64

§ 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 67

Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ 75

§ 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ 76

§ 2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ 78

§ 3. РОЛЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ 84

Глава 4 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ 90

§ 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 91

§ 2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ 94

Раздел III СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ 109

Глава 1 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ 109

§ 1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ 110

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 113

Глава 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 120

§ 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 121

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ И ВЛАСТИ 126

Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 139

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ИНСТИТУТ" 139

§ 2. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ 142

§ 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ 146

§ 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 148

§ 5. ИНСТИТУТ СЕМЬИ 157

Раздел IV СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 166

Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 166

§ 1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА? 166

§ 2. КВАЗИГРУППЫ 169

Глава 2 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 176

§ 1. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДОВ 177

§ 2. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ 182

§ 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА 186

Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 190

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА 190

§ 2. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 200

Раздел V СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 205

Глава 1 СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 205

§ 1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 206

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 212

Глава 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 222

§ 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 222

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 232

§ 3. ЛИЧНОСТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К СОЦИАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ 236

Глава 3 СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 243

§ 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 243

§ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 248

§3. ИНДИВИД И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 251

§4. МИГРАЦИЯ 254

Глава 4 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 257

§ 1. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 258

§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА 270

^ СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 276

ЛИТЕРАТУРА 285



ПРЕДИСЛОВИЕ
Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности.

Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения- значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем.

Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор.

Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объеди-няются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.

Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источ ников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способ ствует четкой логике изложения материала. Однако все изложение явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей учебников по социологии как отечественных, так и зарубежны авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработк сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальнь отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д.

Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснова ная система четких определений, концепций и постулатов.

Автор далек от убеждения, что представленный материал пс ностью охватывает все области социологии и все существующие в я проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категор социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможное надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоег студентами учебного курса и полезным преподавателям для paзpaбoтки учебных программ и лекций по социологии.



uchebniki-1-b-matematika-stranica-6.html
uchebniki-a-d-aleksandrov-a-l-verner-v-i-rizhik-geometriya-10.html
uchebniki-biblejskie-ot-grech-etj-bog-i-sofa-mudrost-i-bibliya-ponyatie-t-vklyuchaet-chetire-napravleniya-v-umstvennoj.html
uchebniki-didakticheskij-material-dlya-uchashihsya-uchebniki-didaktiche.html
uchebniki-dlya-obuchayushihsya-10-11-klassov-2011-2012-uchebnij-god.html
uchebniki-dlya-vseh-urovnej-obucheniya-instrukcii-po-tehnicheskim-ustrojstvam-opisaniya-yazikov-programmirovaniya-specifikacii-nauchno-populyarnie-knigi-starie-raboti-i-drugie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-1-45-01-01-mnogokanalnie-sistemi-telekommunikacij-1-54-01-02-metrologicheskoe-obespechenie-informacionnih-sistem-i-setej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/romanticheskoe-obshenie-v-kommunikativno-semioticheskom-aspekte-10-02-19-teoriya-yazika-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/01102010-g-s-6-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-modernizacii-zdravoohraneniya-orlovskoj-oblasti-na-2011-2012-godi-orlovskaya-oblast-2011-god-stranica-45.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pyataya-zapoved-prepodavanie-bozhego-ucheniya-5-cerkov-vsegda-nastavlyaet-8-dragocennaya-zhemchuzhina-katehizisa-martina.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-podgotavlivaemie-professii-i-specialnosti-itogi-uchebnogo-goda-26-rezultati-itogovoj-attestacii-28.html
  • studies.bystrickaya.ru/geneticheskie-issledovaniya-elementarnoj-rassudochnoj-deyatelnosti-i-drugih-kognitivnih-sposobnostej-zhivotnih-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-instrumentov-menedzhmenta-kachestva.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-respubliki-bashkortostan.html
  • shkola.bystrickaya.ru/personologicheskaya-strategiya-matematicheskogo-obrazovaniya-budushego-uchitelya-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dvopoverhovij-zhitlovij-budinok.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyataya-chto-proishodit-kniga-desyataya.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-perepishite-sleduyushie-predlozheniya-podcherknite-prichastiya-opredelite-ih-funkciyu-predlozhenie-perevedite.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-7-2011-tema-gravitacionnie-sklonovie-processi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-immunobiologicheskie-meropriyatiya-g-g-onishenko-08-oktyabrya-2010-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statisticheskie-metodi-izucheniya-urovnya-zhizni-naseleniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-f-10-finansovij-menedzhment-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-specializacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/drster-trek-konspektler.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-theme-a-v-fedorov-slovar-terminov-po-mediaobrazovaniyu-mediapedagogike-mediagramotnosti-mediakompetentnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannij-publichnij-doklad-mou-sosh-s-balovnevo-stavit-svoej-celyu-povishenie-urovnya-informacionnoj-otkritosti-i-prozrachnosti-shkoli-i-shirokoj-obshestvennosti-mi-rass.html
  • school.bystrickaya.ru/belaruskaya-zhurnalstika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-preodoleniya-trudnostej-v-izuchenii-fiziki-shagi-k-uspehu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnoj-rabote-kontrolnie-voprosi-po-kursu-tematicheskij-plan.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompoziciya-i-slovo-o-ponyatii-kompozicii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel5-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-vtoraya-redakciya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-komand-ot-20-03-2011.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-po-teme-fizicheskaya-kultura.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-osobennosti-ya-koncepcii-143-stvo-yunost-vzroslost-starost-pod-obshej-redakciej-a-a-reana-sankt-peterburg.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-xvi-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-nachalnie-uchastki-izoterm-adsorbcii-opredelenie-poverhnosti-i-mikroporistosti-tradicionnimi-metodami-osnovnie-temi-klassifikaciya-adsorbentov-po-razmeram-por.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-15-marta-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-negosudarstvennih-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-12-iyulya-2011-goda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-6-usloviya-opredelyayushie-kachestvo-podgotovki-specialistov-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-glazov-2008.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-strukturi-i-algoritmi-kompyuternoj-obrabotki-dannih-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-registracionnoj-zayavki-karta-registracii-bazi-dannih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.