.RU

Учебник для гуманитарных факультетов - страница 4



В логике и математике слово «или» всегда употребляется в неисключающем значении.

Разложение некоторого высказывания на простые, далее неразложимые части дает два вида выражений, называемых собственными и несобственными символами. Особенность собственных символов в том, что они имеют какое-то содержание, даже взятые сами по себе. К ним относятся имена (обозначающие некоторые объекты), переменные (отсылающие к какой-то области объектов), высказывания (описывающие какие-то ситуации и являющиеся истинными или ложными). Несобственные символы не имеют самостоятельного содержания, но в сочетании с одним или несколькими собственными символами образуют сложные выражения, уже имеющие самостоятельное содержание. К несобственным символам относятся, в частности, логические связки, используемые для образования сложных высказываний из простых: «... и ...», «... или ...», «либо ..., либо ...», «если ..., то ...», «... тогда и только тогда, когда ...», «ни .... ни ...», «не .... а ...», «..., но не ...», «неверно, что ...» и т.п. Само по себе слово, скажем «или», не обозначает никакого объекта. Но в совокупности с двумя собственными, обозначающими символами это слово дает новый обозначающий символ: из двух высказываний «Письмо получено» и «Телеграмма отправлена» - новое высказывание «Письмо получено или телеграмма отправлена».

Центральная задача логики - отделение правильных схем рассуждения от неправильных и систематизация первых. Логическая правильность определяется логической формой. Для ее выявления нужно отвлечься от содержательных частей рассуждения (собственных символов) и сосредоточить внимание на несобственных символах, представляющих эту форму в чистом виде. Отсюда интерес формальной логики к таким, обычно не привлекающим внимания, словам, как «и», «или», «если, то» и т.п.'2


^ 2. УСЛОВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ИМПЛИКАЦИЯ, ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ


Условное высказывание - сложное высказывание, формулируемое обычно с помощью связки «если ..., то ...» и устанавливающее, что одно событие, состояние и т.п. является в том или ином смысле основанием или условием для другого. Например: «Если есть огонь, то есть дым», «Если число делится на 9, оно делится на З» и т.п.

Условное высказывание слагается из двух простых высказываний. То, которому предпослано слово «если», называется основанием, или антецедентом (предыдущим); высказывание, идущее после слова «то», называется следствием, или консеквентом (последующим).

Утверждая условное высказывание, мы прежде всего имеем в виду, что не может быть так, чтобы то, о чем говорится в его основании, имело место, а то, о чем говорится в следствии, отсутствовало. Иными словами, не может случиться, чтобы антецедент был истинным, а консеквент - ложным.

В терминах условного высказывания обычно определяются понятия достаточного и необходимого условия: антецедент (основание) есть достаточное условие для консеквента (следствия), а консеквент - необходимое условие для антецедента. Например, истинность условного высказывания «Если выбор рационален, то выбирается лучшая из имеющихся альтернатив» означает, что рациональность - достаточное основание для избрания лучшей из имеющихся возможностей, и что выбор такой возможности есть необходимое условие его рациональности.

Типичной функцией условного высказывания является , обоснование одного высказывания ссылкой на другое высказывание. К примеру, то, что серебро электропроводно, можно обосновать ссылкой на то, что оно металл: «Если серебро - металл, оно электропроводно».

Выражаемую условным высказыванием связь обосновывающего и обосновываемого (основания и следствия) трудно охарактеризовать в общем виде и только иногда природа ее относительно ясна. Эта связь может быть, в частности, связью логического следования, имеющей место между посылками и заключением правильного умозаключения («Если все живые многоклеточные существа смертны, а медуза является таким существом, то она смертна»). Связь может представлять собой закон природы («Если тело подвергнуть трению, оно начнет нагреваться») или причинную связь («Если Луна в новолуние находится в узле своей орбиты, наступает солнечное затмение»). Рассматриваемая связь может иметь также характер социальной закономерности, правила, традиции и т.п. («Если меняется общество, меняется также человек», «Если совет разумен, он должен быть выполнен»).

Со связью, выражаемой условным высказыванием, обычно соединяется убеждение, что консеквент с определенной необходимостью «вытекает» из антецедента и что имеется некоторый общий закон, сформулировав который, мы могли бы логически вывести консеквент из антецедента. Например, условное высказывание «Если висмут металл, он пластичен» как бы предполагает общий закон «Все металлы пластичны», делающий консеквент данного высказывания логическим следствием его антецедента.

И в обычном языке, и в языке науки условное высказывание, кроме функции обоснования, может выполнять также целый ряд других задач. Оно может формулировать условие, не связанное с каким-либо подразумеваемым общим законом или правилом («Если захочу, разрежу свой плащ»), фиксировать какую-то последовательность («Если прошлое лето было сухим, то в этом году оно дождливое»), выражать в своеобразной форме неверие («Если вы решите эту задачу, я докажу великую теорему Ферма»), противопоставлять («Если в огороде растет бузина, то в Киеве живет дядька») и т.п. Многочисленность и разнородность функций условного высказывания существенно затрудняют его анализ.

Употребление условного высказывания связано с определенными психологическими факторами. Так, обычно мы формулируем условное высказывание, если не знаем с определенностью, истинны или нет его антецедент и консеквент. В противном случае употребление такого высказывания кажется неестественным («Если вата - металл, она электропроводна»).

Условное высказывание находит очень широкое применение во всех сферах рассуждения. В логике оно представляется, как правило, посредством импликативного высказывания, или импликации. При этом логика проясняет, систематизирует и упрощает употребление связки «если ..., то ...», освобождает его от влияния психологических факторов.

Логика отвлекается, в частности, от того, что характерная для условного высказывания связь основания и следствия в зависимости от контекста может выражаться не только с помощью связки «если ..., то ...», но и с помощью других языковых средств. К примеру: «Так как вода жидкость, она передает давление во все стороны равномерно», «Хотя пластилин и не металл, он пластичен», «Если бы дерево было металлом, оно было бы электропроводно» и т.п. Эти и подобные им высказывания представляются в языке логики посредством импликации, хотя употребление в них «если ..., то ...» было бы не совсем естественным.

^ Утверждая импликацию, мы утверждаем, что не может случиться, чтобы ее основание (антецедент) было истинным, а следствие (консеквент) - ложным.

Это определение как и предыдущие определения связок предполагает, что всякое высказывание является либо истинным, либо ложным и что истинностное значение сложного высказывания зависит только от истинностных значений составляющих его высказываний и способа их связи.

Для установления истинности импликации «если А, то В» достаточно, таким образом, выяснить истинностные значения высказывании А и В. Из четырех возможных случаев импликация истинна в следующих трех:

(1) и ее основание, и ее следствие истинны;

(2) основание ложно, а следствие истинно;

(3) и основание, и следствие ложны. Только в четвертом случае, когда основание истинно, а следствие ложно, вся импликация ложна.

Будем обозначать импликацию символом . Таблица истинности для импликации приводится.

А

В

А В

И

И
И

И

Л

Л

Л

И

И

Л

Л

И

uchebnik-pod-red-akademika-mezhdunarodnoj-akademii-informatizacii-doktora-ekonomicheskih-nauk-professora-ilenkovoj-s-d.html
uchebnik-pod-redakciej-alimova-sh-a-i-dr.html
uchebnik-pod-redakciej-doktora-stranica-15.html
uchebnik-pod-redakciej-doktora-stranica-57.html
uchebnik-pod-redakciej-stranica-22.html
uchebnik-prednaznachen-dlya-izucheniya-himii-v-starshej-shkole-na-profilnom-urovne-razdelenie-teksta-na-osnovnoj-i-dopolnitelnij-pozvolit-ispolzovat-ego-i-v-klassah-universalnogo-profilya-v-teh-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materialno-tehnicheskoe-obespechenie-prikaz-561-gz-ot-12-oktyabrya-2011-goda-konkursnaya-dokumentaciya-dlya-uchastiya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-desyataya-domik-patti-pervaya-ten-peremen.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-ellektronnoj-mifologicheskoj-enciklopedii-aleksandrova-anastasiya-myfhology-narod-ru-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-etnologiya-vostochnoj-azii-rabochaya-programma.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-otdela-kulturi-administracii-eleckogo-municipalnogo-rajona-na-2009-2011-godi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-uvelichenii-obema-akciznih-sborov-ot-realizacii-alkogolnoj-produkcii.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-volkanov-domashnij-konditer-chast-13.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raboti-vipolnyat-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-instrukciya-po-podgotovke-aukcionnih-zayavok-razdel-i-1.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-sovershenstvovanii-informacionnij-byulleten-profsoyuza-385-2008-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/otpor-zahvatchiku-novosti-rf-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-teme-prirodnie-zoni-yuzhnoj-ameriki.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakoni-upravlyayushie-sterilnostyupervih-skreshivanij-i-gibridov-a-a-boev-predsedatel.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-kabineta-ministrov-respubliki-uzbekistan-16-08-2001-g-n-343-ob-utverzhdenii-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-visshego-obrazovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-18-finansovoe-regulirovanie-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-predpriyatij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prodolzhenie-diskussii-po-adyuvantam-otvet-filippovichu-gv-shurigin-i-a-spinalnaya-anesteziya-pri-kesarevom-sechenii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/moral-i-etika-buddizma.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-i-dohodi-za-dvizheniem-inostrannih-investicij-v-sootvetstvii-s-rukovodstvom-po-platezhnomu-balansu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stazdar-tlasini-pedagogikali-sheberlgn-arttirudi-azrg-tadai-maizdilii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ris-6-znachimoe-vliyanie-anaerobnogo-alaktatnogo-faktor-s-anaerobnogo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-ekologii-10-klass-chelovek-li-car-prirodi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-edinoj-komissii-po-razmesheniyu-zakazov-na-postavki-tovarov-vipolnenie-rabot-okazanie-uslug-dlya-municipalnih-nuzhd-pesyanskogo-selsoveta-kurtamishskogo-rajona-kurganskoj-oblasti.html
  • institut.bystrickaya.ru/territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-v-2008-godu-stranica-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/torzhestvennaya-registraciya-novobrachnih-scenarij-vikupa-nevesti-1-9.html
  • education.bystrickaya.ru/1-mesto-disciplini-v-strukture-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-modulnoj-strukture-oop.html
  • student.bystrickaya.ru/13-uchebno-metodicheskoe-i-informacionnoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-intellektualno-informacionnoj-podderzhki-innovacionnoj-deyatelnosti-i-mobilnosti-specialista.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-stranica-7.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/a-history-of-the-english-language.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-specialnosti-140104-moskva-2011.html
  • lecture.bystrickaya.ru/abaturova-irina-anatolevna.html
  • znanie.bystrickaya.ru/437-modificiruemost-metodika-sostavleniya-specifikacij-trebovanij-k-programmnomu-obespecheniyu-rekomenduemaya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-ob-itogah-raboti-na-mezhdunarodnoj-turisticheskoj-vistavke-itb-2012.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-programmi-tovarovedno-tehnologicheskoj-praktiki-dlya-studentov-po-specialnosti-080401-tovarovedenie-i-ekspertiza-tovarov.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-ii-2-semestr-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080401-tovarovedenie-i-ekspertiza-tovarov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-filosofii-v-itoge-desyat-studentov-napisali-referati-na-temu-sravnitelnaya-harakteristika-sravnitelnij-analiz-dvuh-uchebnikov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.